ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ В МОРСКОМ
ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Григорьева-Голубева В.А.
д.п.н., доцент Евграфова И.В.
к.п.н., доцент
ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет»
HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN CONTEXTUAL LEARNING AT THE MARINE
TECHNICAL UNIVERSITY
Grigorieva-Golubeva V.,
D.Sc. in Pedagogic Sciences, Associate Professor
Evgrafova I.
PhD, Associate Professor State Marine Technical University of St. Petersburg
Аннотация
В статье раскрываются возможности использования основных положений гуманистической педагогики. Рассматриваются специфика и условия эффективности применения гуманитарных технологий в контекстном обучении в морском техническом вузе в качестве основы для формирования нестереотипного видения способов гуманизации образования. Показаны основы их использования в подготовке будущих морских инженеров.
Abstract
The article reveals the possibilities of using the basic provisions of humanistic pedagogy. The specifics and conditions of the effectiveness of the use of humanitarian technologies in contextual training at the maritime technical university are considered as the basis for forming a non-stereotypical vision of ways to humanize education The basics of their use in the training of future marine engineers are shown.
Ключевые слова: гуманитарные технологии, гуманитаризация образования, формирование и развитие личности, гуманитарная среда, гуманистические ценности.
Keywords: humanitarian technologies, humanitarization of education, formation and development of personality, humanitarian environment, humanistic values.
Стратегической линией развития современного образования выступает его гуманизация. Гуманизация образования означает процесс перехода от технократической модели образования к гуманитарной, от ориентации на жесткий социальный заказ к ориентации на наиболее полный учет интересов и потребностей личности. Проблема гуманизации вышла за пределы научных дискуссий и стала реальной тенденцией отечественного образования. Сегодня идеи гуманизации имеют статус государственной политики в образовании в нашей стране, стали они приоритетными и в науке.
Сказанное свидетельствует о том, что в науке существует тенденция видения гуманитаризации как средства гуманизации образования. Развитие гуманистических тенденций в образовании непосредственно сопряжено с гуманитарной парадигмой, формированием у участников образовательного процесса гуманитарного стиля мышления [5].
Морской технический вуз несомненно является центром новаций и инновационной активности в сфере науки и техники. Очевидно, что современный вуз должен быть не только центром подготовки профессионалов, но и широким культурнооб-разовательным и культурно-нравственным пространством, где преобладают гуманистические
ценности. Этого требует модернизация современного российского технического образования: качественно новой профессиональной подготовки инженера, обладающего профессионализмом и компетентностью в широкой предметной области, способного создавать и осваивать сложные технологии, адаптироваться к условиям быстроменяющейся информационной среды, адекватно реагировать на возникающие профессиональные проблемы, т.е. быть конкурентоспособным.
Проблема повышения качества высшего профессионального образования является сейчас чрезвычайно актуальной и связана с развитием компе-тентностного, контекстного и личностно-ориенти-рованного подходов в обучении, которые реализуются в новых формах учебной деятельности [4]. Разработка современных образовательных технологий направлена на развитие важных для будущего специалиста компетенций, а также на гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса. В рамках гуманитарной подготовки будущих морских специалистов формируется общекультурная компетенция обучающихся в сфере иностранных языков и культуры. Требования основных документов в области высшего образования, показывают, что данная компетенция является важнейшей составляющей гуманитарной подготовки будущих
морских инженеров. Поэтому в основную образовательную программу обучения морских специалистов, как и студентов других технических вузов, включаются дисциплины гуманитарного цикла. Однако в настоящее время гуманитаризация образования может происходить двумя способами: экстенсивным, или по К.Ясперсу, «вялой гуманитаризацией» (гуманитаризация в логике учебного предмета) и интенсивным способом (гуманитаризация в логике учебного процесса; гуманистический стиль отношений в учебном заведении, гуманитаризация образовательной среды в нем и приобщение к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей и смыслов) [3].
В связи с указанным в настоящее время ведется поиск технологий, средств, форм организации и реализации, а также развития субъект-субъектных отношений. Одним из видов современных образовательных технологий выделяют гуманитарные технологии. Современное научное знание видит гуманитарные технологии как разновидность социальных технологий, основанную на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности [Словарь]. Основа гуманитарных технологий - информация, позволяющая значительно «сжимать» и «технологизировать» время [7]. По мысли П.Г.Щедровицкого, гуманитарной технологией в сфере образования становится технология организации мыследеятельности и ее нормирования. Это технология принятия решений и их рефлексии (конфликт идей и разрешение конфликта, осознанное планирование деятельности и ее осуществление, аналитика и рефлексия деятельности и мышления, осознание самого себя как деятеля и как личности, индивидуальности [8].
Таким образом, образование может рассматриваться как сфера социогуманитарного творчества, где совершается становление человека, личности, как система гуманитарных технологий, служащая вхождению человека в современный мир.
Поиски эффективных путей организации обучения иностранному языку в техническом вузе позволили обратиться к анализу современного состояния инновационных гуманитарных технологий в образовательной действительности, ибо усиление гуманитаризации предполагает повышение эффективности образовательного процесса на основе знания особенностей обучающихся, что предполагает анализ интересов, потребностей, мотивов, то есть гуманитарных знаний об их личности [3, 5].
Ученые и практики как наиболее эффективные и востребованные у обучающихся отмечают такие гуманитарные технологии, как веб квест, кейс-метод, ивент-анализ, форсайт-технологии, когнитивное картирование, игровые технологии, Connected learning, Blended Learning и другие.
В преподавании иностранных языков появились коммуникативные, аудиолингвальные технго-логии, OSMTeaching, Effecta System, сторителлинг, Content Language Integrated Lеarning (CLIL), английский стол и даже emergent language - dogme
Скота Торнбери, где предполагается отказ от использования всех существующих учебных материалов и работу с темами, возникающими во время обсуждения и предложенными самими участниками (1).
В качестве примера гуманитарной технологии, применяемой в преподавании иностранных языков, часто называют и технологию «угасающей помощи» (fading help), или скэффолдинг (scaffolding). Ее понимают как особый тип взаимодействия обучающего и обучаемого при решении учебных задач. «Угасающая помощь» со стороны педагога в начале обучения может быть регулярной и содержательной, а к завершению курса значительно уменьшается или вообще отсутствует [2].
В свете совершенствования подготовки будущего морского специалиста важной становится и проблема гармоничного речевого поведения, развития языковой личности обучающегося. Интерес к данной теме вызван наблюдающимся несоответствием между системой ценностей, определяемой гуманистической образовательной парадигмой, и реалиями современной образовательной действительности [5].
В нашем исследовании мы опирались на авторскую технологию развития языковой личности будущего специалиста (В.А.Григорьева-Голубева, 2002). В основу данной технологии положена концепция развития языковой личности будущего специалиста: использование трех ступеней развития языковой личности - языкового чутья (языковой интуиции), языкового образования, языкового сознания (филологической культуры) - и гуманитарная технология развития языковой личности будущих морских инженеров.
Гуманитарная технология развития языковой личности будущего специалиста призвана помочь обучающимся выработать аналитически осознанный подход к применению полученных знаний. В речевую практику будущих морских инженеров необходимыми составляющими входит умение создать симметричные типы ситуаций ролевого общения; умение соглашаться с доводами оппонента с целью погашения вербальной агрессии в коммуникативном конфликте; они учатся развивать положительные ощущения, блокировать отрицательные, пользоваться ресурсами гармонизирующего диалога. Развитие языковой личности будущего морского инженера помогает формированию следующих обобщенных умений: ориентирование в ситуации общения, в том числе осознание своей коммуникативной задачи; планирование содержания сообщения; формулирование собственных мыслей и понимание чужих; осуществление самоконтроля за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера [4].
Проверка спроектированной гуманитарной технологии проводилась в условиях естественного эксперимента в ходе обучения в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Апробация и изучение возможностей гуманитарной технологии развития языковой личности будущего специалиста проходили в течение
2018-2020 учебных годов на I и II курсах факультета естественно-научного и гуманитарного образования в группах КГ (обучение по типовому учебному плану), ЭГ-1 (обучение иностранному языку с применением гуманитарной технологии скэффол-динг) и ЭГ-2 (обучение иностранному языку с применением авторской гуманитарной технологии развития языковой личности будущего морского инженера).
Сравнительный анализ данных контрольного эксперимента показывает: развитие языковой личности обучающихся ЭГ-2 средствами авторской педагогической технологии дало ощутимые результаты, наивысшее значение общего среднего балла превышает суммарную оценку ЭГ-1 и КГ.
Обобщение полученных результатов позволило констатировать, что ценности общения, так полно востребованные в современном образовании, умение будущих специалистов разговаривать со своими коллегами, различными по способностям, привычкам, убеждениям, умственному развитию, полу, возрасту; умение устанавливать контакт с ними, умение слушать и слышать, спрашивать и отвечать - основа взаимодействия будущих морских инженеров с себе подобными - получили достаточное развитие благодаря применению педагогической технологии развития их языковой личности. Благодаря обучению средствами названной технологии языковая личность будущих специалистов может выполнять свои основные функции: системообразующую, целеполагающую и культурообра-зовательную.
Итоги контрольного эксперимента показали, что обучение в ЭГ-1 и ЭГ-2 средствами описанных гуманистических технологий привело к совершенствованию гуманистической ценностной направленности личности обучаемых (результаты получены при анализе эго-состояния обучающихся- методика Д.Джогварда, степени выраженности ассертивного поведения - методика М.Смита). Для студентов после преобразующего эксперимента характерна позиция взрослого (28,75%), предполагающая выдвижение программы взаимодействия. Такая позиция в общении говорит о разумном подходе, ориентации на партнера, вежливости, доброжелательности, сдержанной корректности, стабильности. В группах существенно гармонизовалось эго-состояние самовыражающегося дитя (ЭГ-2 - 25%, ЭГ-1 - 22,51% против 18% в КГ). Это дает возможность охарактеризовать эго-состояние испытуемых групп ЭГ-2 и ЭГ-1 как состояние творческой личности, раскованной и непринужденной в общении. Зафиксирована здесь и более высокая степень выраженности ассертивного поведения (75% и 58% соответственно) по сравнению со студентами КГ (32%). Значит, студенты, обучающиеся средствами гуманитарных технологий, научились уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не ущемляя права окружающих, могут осознавать и умеют выражать свои чувства, желания, могут постоять за свои ценности, при этом комфортно чувствуют себя в общении с другими.
Данные результаты позволяют обратить внимание на тот факт, что гуманитарность в описываемых нами условиях не сформирована принудительным или волевым путем, а развивалась с опорой на ее субъект-субъектную, диалоговую природу, на сугубо человеческие средства педагогического воздействия - слово, речь, эффективное общение, творчество, доминирующие в образовательном пространстве
Таким образом, можно констатировать, что применение гуманитарных технологий в контекстном обучении будущих морских специалистов возможно, достаточно эффективно и создает необходимые предпосылки для дальнейшего формирования гуманитарного мышления - важнейшего компонента образования в техническом вузе.
Список литературы
1. Антонова Е.Н. Метод круглого стола в преподавании английского языка студентам гуманитариям [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/915/metod-kruglogo-stola-v-prepodavanii-anglijskogo-yazyka-studentam-gumanitariyam.pdf
2. Бебешко Л.О. Принцип «угасающей помощи» в процессе воспитания речевой культуры Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7, с.9-13
3. Большой толковый социологический словарь. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https ://gufo. me/dict/social_dict
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
5. Григорьева-Голубева В.А. Гуманистические ценности в образовании и развитие языковой личности педагога. СПб, 2001.
6. Колесникова И.А. Управление развитием гуманитарного качества в системе вузовского образования.// Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. СПб, 2002.
7. Роботова А. С. Гуманитарность и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. 2008. № 5 (55). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 15-20.
8. Хадикова Е. Н. Гуманитарные технологии: содержание и смысл // I МНПК «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 138-141. URL: https ://apni.ru/article/2208-gumanitarnie-tekhnologii-soderzhanie-i-smisl
9. Щедровицкий П.Г. О разработке понятий в проектировании нового поколения гуманитарных технологий. [Электронный ресурс] / П.Г Щедровц-кий. - Режим доступа: URL: http://www.slikp.ni/lib/arcliive/liumaiiitarian/1999/3.