и
ГУМАНИТАРНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В советскую эпоху, особенно в пору ее заката, приоритет как в школьном, так и в высшем образовании отдавался техническим специализациям, а гуманитарной отрасли знаний внимания уделялось гораздо меньше. Желая выяснить, в какой мере изменилось положение за последнее время, мы провели исследование, главным объектом которого стало содержание школьного образования, специальным предметом - гуманитарность.
В ходе этого исследования мы ставили перед собой следующие задачи:
а) определить сущность гуманитарного образования в современных школах;
б) выявить составные элементы гуманитарности;
в) понять системность подходов в разных школах;
г) найти соответствие нового содержания гуманитарного образования требованиям постиндустриального общества.
Конечно, не все школы занимаются педагогическим поиском. Поскольку нашей целью было не установление этого факта, а выявление тенденций, которые можно назвать откликом на вызовы эпохи, мы выбрали наиболее яркие и интересные школы, развивающие гуманитарное направление. Нашими партнерами по изучению гуманитарного подхода стали следующие учебные заведения Москвы: Центр образования «Царицыно» № 548, № 654, № 734 Школа Самоопределения, № 825, Лига Школ № 1199, № 1314, Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория № 1505, № 1514, № 1530 им. Ломоносова, № 1534, № 1716 «Эврика-Огонек», «Интеллектуал», «Перспектива», «Гимназия XXI века», «Альтаир».
Мы опрашивали директоров этих школ [1], брали интервью у педагогов, анализировали имеющиеся публикации, наблюдали за ходом некоторых уроков, вели беседы с учениками и выпускниками прошлых лет.
Оказалось, что школы в основном не используют термин «гу-манитарность», хотя гуманитарное образование в них, безусловно, представлено. В ходе исследования выяснилось, что под гуманитарным образованием сегодня понимается столь широкий спектр определений, что само понятие размывается, в силу чего у многих складывается субъективный подход к решению данного вопроса. В школах формируется внутреннее понятийное поле, терминология, позволяющая адекватно работать на основе собственного понимания образовательного процесса. Отсутствие общего
Аннотация
329
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
языка затрудняет процесс передачи накопленного опыта, трансляции интересных разработок коллегам из других образовательных учреждений. Многие школы работают в параллельных направлениях, предпринимают сходные шаги для разрешения возникающих проблем, но коммуникации между ними нет. Это замедляет созидательный процесс, и к нему самому пока неприменимы четкие объективные критерии оценки. Сказанное подводит к необходимости выделить значимые составные части понятия гуманитарно-сти, называемые педагогами в различных школах.
Элементы гуманитарного подхода в школе
1. Фундаментальность знаний по гуманитарным предметам
«Гуманитарное направление появилось в нашей школе 15 лет назад, потому что у нас были сильные филологи, которые хотели углубленно давать свой предмет», - рассказывает Анна Викторовна Белова, завуч школы № 1514. «Мы стремимся давать высокий теоретический уровень гуманитарных наук, фундаментальные знания», - говорит Евгения Викторовна Кузнецова, директор школы № 1530. «Мы должны готовить не специалистов в узкой области, а давать академический набор знаний», - считает преподаватель математики этой же школы Дмитрий Владимирович Порус. Такой подход характерен для школ, которые ведут отбор учеников при приеме. Отбирают, как правило, мотивированных и хорошо подготовленных ребят, способных качественно усваивать материал в классической образовательной стилистике. С ними работают, используя выстроенную традиционную систему, которая дополняется проектными формами, элективными курсами и т.п. В последние годы появилась негативная тенденция, осложняющая этот процесс. Педагоги отмечают, что ребята, приходящие сегодня на собеседование в школы, имеют более низкий уровень подготовки по предметам и эрудированности, чем их предшественники. Процесс этот закономерен, так как сильно изменился и тип подачи информации, и каналы ее передачи. Раньше книга была основным информационным источником, сейчас ее практически вытеснили компьютер и телевизор с видеоприставкой, и вместо получения больших информационных блоков в текстовой форме ребята воспринимают информацию в виде «клипов», не требующих длительной сосредоточенности для их осознания. В результате формируется мозаичное мышление, фундаментальность же образования в его классическом понимании опирается на старый тип мышления, на большое количество информации, которую нужно просто выучить, вызубрить, а потом воспроизвести. Этот подход все еще является преобладающим, и интересной иллюстрацией к нему является содержание экзаменов. Один из вопросов ЕГЭ по литературе звучит так: «Какое отчество было у Татьяны Лариной?» Ясно, что наиболее успешны в такой системе будут не те ученики, которые способны к оригинальному взгляду на какие-либо явления и собственной оценке литературных приемов, а ученики, дословно помнящие текст произведения. Система явно устарела и не решает задач, которые ставит перед
330
Статистика и социология образования
И
гуманитарным образованием современное общество с его обилием различных гуманитарных технологий.
Один из вариантов, в которых ныне реализуется фундаментальность образования, - это работа с сильными детьми, могущими быстро освоить большое количество предметного материала, фактов, чтобы затем на этой базе учиться делать выводы, анализировать особенности изучаемого объекта, т. е. оперировать непосредственно с содержанием информации. Это и есть углубленное изучение предметов, истинная фундаментальность. В том случае, когда у детей преобладает мозаичность восприятия, обучение заканчивается на первом этапе. Удел таких детей - зубрежка ради зубрежки и сдачи экзаменов, и о развитии личности ученика речь уже не идет. «Важным элементом гуманитарного подхода в нашей школе является эвристическое познание», - говорит Евгения Викторовна Кузнецова. Педагоги школы понимают, что без продуктивного творческого мышления невозможно сформировать истинную фундаментальность в образовании.
Итак, можно констатировать, что фундаментальный подход реализуется для тех детей, у которых мышление не мозаично, и что он применим в школах, где отбирают детей, способных учиться в образовательной парадигме прошлого. А таких детей становится все меньше. Естественным образом встает вопрос: «Что же делать с остальными "детьми нашего времени” и с их мозаичным мышлением?» Понятно, что для них нужно разрабатывать новые методы работы и иное содержание образовательного процесса.
В случае преобладания требований фундаментальности к содержанию образования часто наблюдается механистическое деление на направления: гуманитарные и негуманитарные. В подобных случаях в гуманитарные классы идут, как правило, ребята, которые не «тянут» математические или естественные направления. «Пока преобладает остаточный выбор профиля учениками», - говорит Вадим Александрович Терехов, преподаватель литературы в школе № 1505. «В гуманитарные классы идут те, у кого нет математических способностей», - считают многие преподаватели. Т. е. заинтересованность ребят именно в гуманитарных предметах не очень высока, этому соответствуют и результаты их учебы. Если цель литературного образования - это «показать, что литература не менее глубока, чем жизнь» (Вадим Александрович, школа № 1505), то потребность почувствовать эту глубину не возникает из-за низкого интереса к собственно литературе. А значит, реального глубокого знания, понимания предмета учениками ожидать не приходится.
Как известно, хороший способ преодоления подобного варианта выбора - это выстраивание индивидуальной программы обучения, особенно в старших классах, когда встает вопрос о выборе профиля, профессии и т. п.
«Хочу отказаться от специализации, хотя двадцать лет назад был одним из авторов этого метода, - говорит директор Центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Лазаревич Рачевский. -
331
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
Считаю, что сейчас правильнее говорить о возможности выстраивать индивидуальную траекторию обучения, так как математики выбирают, кроме профильных предметов, углубленное изучение языка, истории и т. п.».
В школе № 1505, где применяется индивидуализированная система обучения старшеклассников, заметили, что предметы, достаточно часто выбирающиеся для усиленного изучения тем или иным учеником, - это математика и история, т. е. предметы из гуманитарного и негуманитарного направлений. Похожую ситуацию отмечают Андрей Олегович Белинский, психолог школы «Интеллектуал», и Евгений Владимирович Меркулов, ее директор. Следовательно, можно говорить о том, что деление на гуманитарные и негуманитарные школьные профили устаревает.
Наверняка подобная ситуация будет воспроизводиться во всех школах, если у ребят будет возможность выбора не профиля, а интересных и/или нужных предметов. Поэтому лучше настаивать не на профильном обучении предметам, а на обучении разным типам мышления, которое формируется на предметных занятиях.
2.Гуманитарность как универсальность
«Не должно быть упора на гуманитарные или негуманитарные предметы, нужно переносить на практику теоретические знания о принципах мышления», - говорит директор школы № 1505 Леонид Анатольевич Наумов. Евгений Владимирович Маркелов (школа «Интеллектуал») утверждает, что «человек универсален и обучение должно быть универсальным». Тут уместно вспомнить известную многим взрослым людям ситуацию: вы пришли после окончания института на работу и услышали: «Забудьте все, чему вас учили в вузе, и делайте так...» В наибольшей степени это касается технических специальностей, но и в гуманитарной среде подобное тоже случается нередко.
Преподаватель философии в школе № 654 Татьяна Николаевна Гришкина так озвучивает свою позицию: «Дети должны знать, что все знания в природе едины. В обычной жизни мы не делим события и явления на отдельные науки, а значит, и знания о жизни мы должны получать едино. Философия и логика дают целостный подход к миру, призваны интегрировать те знания, которые даются как школьные предметы».
Разные предметы формируют разные типы мышления. Литература и МХК формируют образное мышление, в том числе и абстрактнообразное. Математика - аналитическое и формально-логическое, история - рефлексивное, биология, химия, география - естественнонаучное и т. д. Само собой разумеется, что при выборе какого-либо из направлений у ученика уменьшаются возможности для формирования других типов мышления, сужается поле для применения навыков того или иного типа.
По статистике, каждые семь лет люди в современном обществе меняют работу. Понятно, что люди, владеющие всем спектром
332
Статистика и социология образования
И
мыслительных операций, более адаптируемы к смене профессии. Им проще осваивать незнакомую деятельность. В науке все большее место занимают смежные дисциплины, и множество изобретений и открытий делаются на стыках наук. Таким образом, распределяя детей по профилям, мы изначально задаем узкие рамки для формирования мышления, снижаем конкурентоспособность человека в современном рыночном обществе. Ценна именно гибкость мышления, а не большое количество конкретных знаний, к тому же при современной интенсивности развития общества быстро устаревающих. Посему истинное понимание гуманитарности предполагает формирование умения работать с разными типами мышления, определяя, когда и что нужно использовать в зависимости от поставленной задачи. Гуманитарность понимается как философия (наука о мышлении). В школе № 1314 идея о принципах и способах мышления нашла свое отражение в системе преподавания экспериментальных метапредметов: «Задача», «Проблема», «Знак», «Схематизация» - как обязательных. Навыки мыследеятельности включаются в любой учебный предмет.
Вывод: важна целостность, комплексность образовательного процесса. «В широком понимании этого слова гуманитарный подход - это целостность образования», именно так формулирует содержание гуманитарного подхода коллектив школы № 1199. Программа обучения построена таким образом, чтобы формировать комплексное видение мира у учеников. Татьяна Анатольевна Швай-гер, преподаватель химии школы № 1716, так формулирует свою программу: «Мы хотим, чтобы взгляд на мир был един. Неправильно, когда физика - это отдельно физика, химия - отдельно химия. Мы хотим, чтобы у ребенка формировалось целостное представление о системе мира». Одним из интересных результатов такого подхода является то, что на экзамене ребята не могут определить, по какому предмету их спрашивают. Чтобы ответить на вопросы, им нужно актуализировать информацию, касающуюся самых разных предметов, и умело ею воспользоваться. Целостность видения мира помогают создавать межпредметные погружения, которые в школе «Перспектива» внесены в учебный план. Они перемежаются периодами традиционной классно-урочной системы. Во время погружений у ребят есть возможность изучать какое-либо явление с точки зрения разных образовательных дисциплин. Можно формировать надпредметные умения, такие как выделение главного, классификация, конспектирование и т. д. В школе № 1199 практикуют «панорамы» - погружения в предметы гуманитарные и естественно-научные. Уроки ведутся несколькими педагогами, темы пересекаются и взаимодополняются. Присутствует синхронизация курсов. В школе № 1716 проводят погружения на год в ту или иную историческую эпоху, стараясь всем предметам придать тематически соответствующий ей характер. В школе № 654 работали с так называемыми центральными понятиями. Работа велась на расширение
333
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
общих понятий, таких как «развитие», «движение», «потенциал». Они рассматривались на разных предметах: физике, истории, литературе и т. п. В начале четверти собиралось до девяти учителей по девяти предметам, и каждый сообщал, что изучается в данной четверти по его предметам, на что можно опираться другим. Но теперь ситуация изменилась. «Сейчас гораздо жестче требования к планированию, сложнее реализовывать такой подход. Теперь это добрая воля учителей», - сообщила Ирина Вячеславовна Заболот-нова, руководитель гуманитарной кафедры и преподаватель русского языка и литературы этой школы.
Стало быть, выстраивание межпредметных связей - явление редкое. Чаще предметники ограничиваются упоминанием общих имен, событий, в лучшем случае присутствует синхронизация курсов. Но попытки организации межпредметных занятий вызывают колоссальный интерес и у учеников, и у учителей. А в школе № 825 отмечают, что интересны также и межвозрастные уроки. По словам педагогов, о них ребята вспоминают и через несколько лет.
То, что мало где удается системно реализовать межпредметные связи, объясняется тремя основными причинами.
Во-первых, у педагогов обычно нет возможности менять содержание программы. Им очень трудно ввести темы, которые сочетаются с темами других предметов в нужное время. Есть несостыковки предметных тем внутри года и между классами.
Во-вторых, учителя, пытающиеся реализовать подобные пересечения в школе, делают это «в одиночестве». Не с кем обсудить возникающие вопросы, поделиться опытом. Школьные кафедры и методические объединения сформированы на основе предмета, а не межпредметного взаимодействия. Эксперимент ложится на плечи одного-двух учителей и оказывается трудноисполнимым не только с содержательной, но и с организационной точки зрения. И если для охраны условий труда созданы профсоюзы, то охраной интересных начинаний и педагогического творчества не занимается никто.
И последнее - это узость классно-урочной формы как таковой. Такие формы, как конференции, игры, тренинги и т. п., не умещаются в рамках урока. Использование их в школах не норма, а эпизод.
В более узком понимании гуманитарность - не жесткое деление на гуманитарные предметы, а их взаимосвязь. Учителя, которые учат детей не строго по программе, а в соответствии с новыми задачами, стоящими перед образованием, говорят о том, что им посчастливилось реализовать эту взаимосвязь в форме интегрированных уроков. Конечно, недопустимо, чтобы все учителя занимались только реализацией своих проектов и постановкой перед образованием задач, которые интересны прежде всего им самим. Определенные стандарты должны сохраняться. Но их содержание следует менять с учетом переработанных, переосмысленных представлений о необходимом содержании образования современного общества.
334
Статистика и социология образования
И
3. Гуманитарность как толерантность, умение видеть проблемы с разных точек зрения. «Толерантность важна как умение воспринимать относительность своей точки зрения, - считает учитель литературы школы № 1199 Борис Александрович Панов. - В курсе литературы большая роль отводится истории критики во всем ее многообразии. Ребята, видя палитру мнений, начинают понимать относительность констант, прежде казавшихся неоспоримыми, менять свое отношение к ним». (Например, то, как интерпретировали Гамлета в разных веках, ярко показывает изменчивость оценки, отношений.)
4. Гуманитарность как умение работать с языком. Этот элемент в качестве характеристики гуманитарного подхода педагоги школ не выделяли, но на уроках в большинстве посещенных нами школ работа велась именно в логике формирования указанного умения, выработки навыков простраивания языковых коммуникаций. Имеющие место неурочные учебные формы создают поле для дополнительной их отработки. Это и конференции, где вырабатывается навык публичного выступления, и дискуссионные занятия, и разнообразные проекты. В школе «Интеллектуал» такими формами являются диспут-клубы для 5-6-классников. На диспутах читаются различные сказки, которые потом обсуждаются. Проводится «чемпионат по Крокодилу», требующий понимания структуры языка, умения выразить мысль иносказательно. Проводится лингвистический анализ текстов или публичных выступлений политиков... Почему же при всем этом учителя не формулируют гуманитарность как умение работать с языком? Возможно, это кажется им само собой разумеющимся и потому недостойным упоминания. А зря. Уважение к собственным технологиям - черта любого профессионального сообщества. Отсутствие его в данном случае говорит о сложной ситуации в страте гуманитарного образования.
Интересно понимание роли языков в гуманитарной гимназии «Альтаир», где утверждают: «Основой основ гуманитарного знания является знание языков, умение говорить, общаться, передавать и принимать информацию о себе и о мире. Самые первые, а может быть, и самые главные языки - это язык Звука, язык Ритма, язык Цвета. Создавая вокруг ребенка определенную звуко-ритмо-цветовую среду, мы можем оказывать определенное воспитательное воздействие, подготавливая, таким образом, его психоэмоциональную сферу к обучению. Формы обучения могут быть бесконечно разнообразны. В данном конкретном случае мы имеем в виду изучение этих языков посредством искусства и прежде всего тех его видов, которые непосредственно связаны со Звуком, Ритмом и Цветом».
5. Гуманитарность как умение обосновать. Этот элемент хорошо формируется при защите проектных работ. Наиболее часто встречающийся способ защиты - защита перед заинтересованной аудиторией. Такие защиты проводятся практически во всех школах,
335
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
в которых мы побывали. Работы, которые написаны на хорошем уровне, могут быть представлены на внешние конкурсы и конференции. В некоторых школах, таких, например, как № 1530, предъявляются высокие требования к работам, поэтому количество работ, заявляемых на внешние конкурсы, небольшое. Есть школы, где считают, что выставлять нужно не только наиболее сильные работы, так как сам факт выставления важен для ребенка, для его роста. Скажем, в школе № 1505 есть такая форма оценивания, как внешняя рецензия. Люди науки, разбирающиеся в предмете, пишут свои рецензии на работы учеников. Эти рецензии публикуются, причем не только хорошие и лестные, но и достаточно прохладные и негативные. Другой вариант защиты проектных работ - это защита перед подготовленной аудиторией. В школе № 1199 среди слушателей принято перед защитой читать литературу по данному вопросу, готовить содержательные и глубокие вопросы. «Ребята не должны бояться идей. Они соблюдают стилистику доклада, доказывают идею, оттачивают формулировки», - отмечает Анастасия Станиславовна Лосева, преподаватель истории. При таком подходе к защите уровень требований как к содержанию всех работ, так и к их защите очень высок. В школе «Интеллектуал» о подобных мероприятиях, называя их «квазиисследовательскими», говорят, что благодаря им «ребята тем не менее обучаются самостоятельной работе, обоснованию своего мнения и т. п.».
6. Гуманитарность как обучение рефлексивному мышлению.
Как структурный элемент образовательной системы рефлексия пока не проявляется, но, например, в школе № 1 505 проводятся регулярные рефлексии по общешкольным делам. Участвуют в них все желающие, в том числе и ученики. В школе № 1534 рефлексируют по поводу своей деятельности члены пионерской дружины. В школе Самоопределения этот элемент наиболее широко встроен в образовательный процесс. Постоянно проводится рефлексия и учебных занятий, и мероприятий, причем совместно детьми, учителями и родителями, что делает возможным достижение обратной связи, столь необходимой для понимания и сотрудничества. К сожалению, факт, что формирование рефлексивного мышления - важный компонент гуманитарного образования, пока еще в полной мере не осознается педагогами. Он и не упоминался, хотя соответствующая практика существует и отмечается как важная и самобытная черта школы.
7. Гуманитарность как путь к творчеству через искусство. В подтверждение мысли, что столь важная составляющая гуманитарнос-ти, как умение творить, формируется прежде всего посредством искусства, Татьяна Михайловна Вяткина, директор гуманитарной гимназии «Альтаир», процитировала слова Л. Н. Толстого: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце. Так что если один орган извращен, то и другой не может правильно
336
Статистика и социология образования
И
действовать». Педагоги в этой школе уделяют очень большое внимание изобразительному искусству, музыке, танцам, руководствуясь следующим соображением: «Только искусство дает человеку целостный опыт жизни в конкретно-чувственных формах самой жизни. Именно поэтому искусство, как никакая другая форма общественного сознания, способно превращать идейно-нравственные нормы в убеждения, при которых единство слова и дела становится фактом повседневного поведения людей».
Особое значение приобрела театральная педагогика. В некоторых школах работает школьный театр, проводятся театральные фестивали. «Детей должно объединять дело», - считают руководители подобных театров Дмитрий Владимирович Порус (театр «Глобус» школы № 1530) и Вадим Александрович Терехов (театр школы № 1505). Дмитрий Владимирович считает, что участие в создании спектакля «обостряет чувства детей, через роль происходит воспитание, осознание себя. Ребята учатся быть по-хорошему взрослыми». К тому же в процессе работы происходит расширение словарного запаса, развиваются умение красиво говорить и держать себя. «Театральность (умение улыбаться, держать паузу и т. п.) является хорошим средством заинтересовать ребят в процессе», - добавляет Вадим Александрович Терехов. И еще: «Важен результат: понимание качества продукта, который сделан самим ребенком. Чем выше уровень спектакля, тем больше его воспитательный эффект».
От себя добавим, что важен не только результат, но и сам процесс: участие детей, заинтересованность, общий вклад. Театр -это хороший инструмент для раскрепощения ребенка, его самовыражения. В этом смысле несомненную пользу приносит и музейная педагогика. Старшие ребята проводят экскурсии по музеям, что помогает хранить память о значимых людях и событиях истории, проникаться гордостью за свой народ. Очень большое внимание этой составляющей уделяют в школе «Гимназия XXI века», педагоги которой говорят: «В учебный план вносятся коррективы - со 2-го класса дети изучают историю мира, художественную культуру в качестве обязательного предмета. Тематика проектов в 5-7-х классах черпается из области культуры и искусства. Организовано изучение и создание театрального действа, проживание и воссоздание в школе народных праздников и т. д. Гуманитарная и эстетическая составляющая дают возможность восстановить баланс в сфере познавательной деятельности детей с помощью компенсирующих механизмов эстетической деятельности и искусства». Все это, если вспомнить слова Гегеля, «должно оживить черствую сухость понятий, дополнить его бесцветные абстракции действительной жизнью, и, основываясь на свободной деятельности фантазии, которая в создании своих воображаемых образов еще более свободна, чем сама природа, доставить нам наслаждение именно свободным характером творчества и образных форм».
337
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
8. Философско-историческое понимание гуманитарности.
В школе № 1716 «Эврика-Огонек» применяется подход к гуманитарному образованию, основанный на методах диалектики. Он формирует в детях умение мыслить независимо от предмета, который они изучают. Это достаточно уникальное явление. В упомянутой школе этот подход является основным стержнем образовательного процесса, ребята там учатся использовать диалектику как механизм творчества, разрешения конфликтов, поиска «продуктивного соотношения между человеком и миром». Очень значимы для формирования диалектического мышления ситуации, в которых ребенок самостоятельно приходит к решению вопроса. Педагоги стараются вырабатывать в детях критичность мышления, способность взглянуть на предмет с неожиданной стороны. В большинстве школ этот элемент присутствует, но системность такого подхода пока выделена только в одной школе.
9. Гуманитарность как формирование образного мышления.
Этой важной, на наш взгляд, составляющей гуманитарного подхода школы, как выяснилось, пренебрегают. Возможно, образное мышление считается педагогами частью гуманитарного мышления и поэтому не выделяется.
10. Гуманитарность как умение работать с информацией.
«Умение добывать знания необходимо для успешности в постиндустриальном обществе», - полагает педагог школы № 1534 Ольга Семеновна Шенина, руководитель проектной работы. Понятно, что постиндустриальное общество - это информационное общество. Поскольку его основным элементом, объектом, орудием является информация, то и наиболее успешными будут те, кто умеет ее добывать, обрабатывать и использовать. 11
11. Гуманитарность как синоним гуманистичности. Основа подхода в данном случае - понимание, что во главу угла поставлено развитие личности, поэтому не случайно, что гуманистичность используется как синоним гуманитарности. «Под гуманитарным подходом в широком смысле слова мы понимаем первое и основное толкование этого понятия - это подход, обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека», - считают педагоги гуманитарной гимназии «Альтаир». В понимании директора школы Самоопределения гуманитарность приравнивается к «гуманности в отношении ребят». Гуманность выражается, на наш взгляд, еще и в том, что в этой школе нет отбора детей, т. е. все дети имеют одинаковую возможность учиться в ней, независимо от уровня своей подготовленности. Преподаватель экологии в школе № 1530 Галина Борисовна Журбинская особо отмечает, что «нужно и интересно работать в интегрированных коллективах, в которые входят и сильные дети, и слабые, и сложные. Тогда можно видеть результат». И это тоже нам кажется правильным. Во-первых, в этом
338
Статистика и социология образования
И
подходе проявляется истинная гуманистичность образования. Во-вторых, возникает реальная возможность оценивать его качество. Отбор сильных детей не позволяет сделать сравнительную оценку эффективности школ, если это не касается сравнения одинаково специализированных образовательных учреждений. Он не дает возможности четко определить результативность подходов. Гуманистичность еще понимается и как «комфортность в образовательном процессе, чуткость друг к другу, уважение к правам человека». Это мнение Дениса Валентиновича, завуча по воспитанию в школе № 1534. В рамках описанного подхода можно выделить, в порядке уточнения, следующие подкатегории:
а) персонализация
Подразумевает подачу материала через личность. Александр Наумович Тубельский, директор школы Самоопределения, так формулирует задачи обучения: «Ребенок должен пропустить через себя информацию, увидеть то, что интересно ему». «Важно осознание себя в учебном материале», - считает Лариса Александровна Мига-лина, преподаватель физики той же школы.
б) развитие личности воспитанной, культурной, толерантной и т. п.
Проблему развития личности остро ставит Евгений Владимирович Маркелов, директор школы «Интеллектуал»: «Есть некоторый кризис гуманитарного образования. Последний, кто занимается хоть как-то формированием личности, - это средняя школа, дальше этим не занимается никто, тем более вузы». «Цель образования -развить личность, понять ее предназначение», - говорит Ольга Сергеевна Шавард, преподаватель литературы в школе Самоопределения. Об этом же говорит преподаватель русского языка и литературы, руководитель гуманитарной кафедры школы № 654 Ирина Вячеславовна Заболотнова: «Мы воспитываем ребят в рамках общечеловеческих ценностей, формируем класс, где каждый должен научиться работать в коллективе, принимать на себя ответственность, быть толерантным, т.е. принимать других такими, какие они есть, уметь с ними работать. Взаимопомощь, взаимопонимание, ответственность - важные составляющие нашей работы». Задача, которую ставит Надежда Михайловна Наумова, учитель литературы школы № 825, перед учениками, звучит так: «Нужно стать культурным человеком. Ведь стыдно что-то не знать, не чувствовать». Из этих высказываний можно сделать вывод, что развитая личность -понятие тоже относительное. Развитость - это когда стыдно чего-то не знать? Или это способность к коммуникабельности и самоопределению? Тут намечается вопрос для обсуждения, от ответа на который содержание образования будет во многом зависеть.
Развитие личности мы считаем результатом не только учебного, но и воспитательного процесса. Но целенаправленным воспитанием мало кто сейчас занимается. Кризис идеологии, системы ценностей сделал вопрос воспитания очень «скользким». Как воспитывать? Что ценно в человеке сегодня? Директор школы № 825
339
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
Владимир Абрамович Караковский, подчеркивая необходимость воспитания, утверждает: «Школьная общность - это воспитательный коллектив, в рамках которого дети наиболее естественно могут удовлетворять свою природную потребность в самостоятельности, в совместной деятельности, в игре... Нашей школе очень дорога идея воспитания как субъект-субъектного взаимодействия. Мы убеждены, что не только педагог воспитывает детей, но и дети воспитывают педагога, а также, достигнув возраста ранней юности, начинают оказывать воспитывающее влияние как на младших ребят, так и на своих сверстников». Иными словами, класс должен быть понят не только как учебная группа, но и как коллектив. В школе Самоопределения также говорят о важности коллектива, школьного уклада для развития личности ребенка. Впрочем, где только об этом не говорят, а вот добиться реального превращения класса в коллектив пока удается немногим, и в тех случаях, когда это происходит, это, как правило, заслуга классного руководителя, а не школьной системы. Коллектив формируется только в ходе определенной деятельности. «В нашей школе есть организационная основа для воспитания, приобщения ребят к ценностям и нормам, появления в них общинного духа», - рассказывает Дмитрий Васильевич Григорьев, заместитель директора по науке школы № 825. В школе «Перспектива» также большое внимание уделяется тем структурным элементам, которые служат воспитанию ребят, например коммунарским лагерям. Похожие лагеря получили прописку и в школе № 825. Но основная деятельность учеников в большинстве школ - урочная, а она не предполагает широкие возможности для создания крепкого и здорового коллектива.
в) самореализация, самоопределение
«Очень важен выбор, так как ценностью является не контроль, а смысл», - говорит директор школы № 1716 Ольга Валериановна Кержнер. Понятно, какой вопрос встает в рамках такого понимания. Сейчас школы предоставляют ребятам право выбора профиля, выбора элективных курсов, выбора уровня образования, выбора учас-тия/неучастия в мероприятиях.
г) формирование мировоззрения
«Учитывая интересы ребенка и потребности взрослого, нужно формулировать вопросы о культуре, о мире», - считает Ольга Валерьяновна Кержнер, чье высказывание мы уже приводили выше. «Важно формирование и обоснование своей позиции, точки зрения», - говорит Борис Александрович Панов, преподаватель литературы в Лиге школ. «Хочется дать ребенку почувствовать пленительность знания», - заявляет Евгения Викторовна Кузнецова, директор школы № 1530. «Формирование первопроходцев» - высказывание Сергея Александровича Бебчука, директора школы № 1199. «Воспитание активной жизненной позиции» - мнение Галины Станиславовны Фурсевой, преподавателя истории школы № 1530. Любопытный аспект понимания проблемы раскрывает Андрей Олегович Белинский, психолог школы «Интеллектуал»: «Для меня интересный
340
Статистика и социология образования
И
выпускник - тот, с кем мне интересно говорить. Человек, с которым у меня общее интеллектуальное и информационное поле (общий контекст). Человек, который знает литературу, имеет представление об истории своей страны, о политическом устройстве мира и т. д.». Из этого следует заключить, что чем более зрелым становится ученик, тем интереснее работать с ним учителю. Гуманизируется не только сам ученик, но и отношение учителя к нему, и процесс образования, таким образом, становится двусторонним.
Индивидуализация - постоянно упоминаемый во всех школах элемент гуманитарного образования, хотя на самом деле она не имеет прямого отношения к понятию «гуманитарность», поскольку вполне может проявляться и в изучении физики, математики, биологии, химии. Возможно, попытки связать индивидуализацию прежде всего с гуманитарной сферой являются реакцией на поточный метод обучения, который доминировал в советской школе. Так или иначе, именно ориентирование на личность, ее интересы и способности педагоги считают признаком гуманитарности. Индивидуализация видится в одних случаях как возможность выбора для ребенка усиленного или облегченного варианта заранее заданной программы обучения, а в других подразумевает формирование новых элементов, программ, опирающихся каждый раз на особенности конкретных ребят в классе, т. е. программа меняется с каждым годом, и в ней формируются свои собственные образовательные траектории.
«Мы уделяем внимание развитию индивидуальных способностей детей, - рассказывает Марина Моисеевна Бельфер, преподаватель русского языка и литературы, зав. кафедрой словесности в школе № 1514. - Например, если в литературном классе у меня 3-4 талантливых ребенка, то остальные тянутся за ними, видят уровень литературных исследований сильных учеников, ставят для себя более высокие планки».
В школе № 654, по рассказу Ирины Вячеславовны Заболотной, преподавателя литературы, заведующей гуманитарной кафедрой, на уроках по профильным предметам ученики делятся на группы (по уровню подготовки, по скорости работы и т. д.). «В том числе мы по-разному формулируем материал, могут быть разные объемы, уровень заданий», - добавляет этот педагог. В школе «Интеллектуал» индивидуальный график обучения для ученика формируется за счет возможности деления класса на каждом уроке по уровням, предусматривающим углубленный и обычный подход к изучению предмета. Преподаватель русского языка этой школы Марина Львовна Абрамова говорит о картах развития по ее предмету, где отслеживается динамика и качество грамотности, словарный запас, развитие структуры языка - на основании этого и строятся проверочные работы, каждый раз новые для нового класса или ребенка. В Центре образования № 548 особым образом строится расписание в старших классах: на углубленные занятия приходят
341
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
не классы, а группы ребят, выбравших их, независимо от своей специализации. Это практически индивидуальное расписание каждого учащегося позволяет говорить об индивидуальной траектории образования. Похожие расписания создаются для старшеклассников в школах № 1505 и № 1530.
Выбор уровня понятен. Его несложно при желании реализовать в рамках традиционной организации учебного процесса. Но он менее эффективен. Не случайно многие школы, в которых мы побывали, решили перейти на индивидуальный график работы, индивидуальное расписание для своих старшеклассников.
Второй путь реализации индивидуального подхода - как индивидуальных траекторий - более трудоемок. Он требует большей административной работы, поскольку в структуру образовательного процесса необходимо заложить возможность для каждого ребенка выбирать собственную траекторию, предметы, нагрузки. Для педагогов это дополнительные волнения и проблемы. Увеличивается количество часов, необходимых для работы практически с каждым учеником; увеличиваются нервные и интеллектуальные затраты. Вместо понятных и испытанных форм работы приходится заниматься творческим поиском, требующим к тому же новых знаний и умений. В итоге большинство школ не находит ресурса для внедрения второго типа индивидуализации (ни педагогического, ни административного) и ограничивается индивидуализацией уровневой. В этих школах, кстати, доля участия детей в проектной, творческой деятельности, которая не внесена в обязательное расписание, составляет меньше половины возможной, что свидетельствует о довольно формальном отношении учеников к обучению в них.
12. Гуманитарность как развитие коммуникабельности. В целях создания условий для сотрудничества детей и взрослых и общения детей между собой в школе «Интеллектуал» с 5-го класса проводятся «игры на коммуницирование», вводятся спецкурсы психологии. В школе № 1716 преподаватель химии Татьяна Анатольевна Швайгер отмечает, что «сотрудничество детей и взрослых достигается через работу в группах, адаптацию и социализацию детей». В принципах обучения этой школы сказано, что участники работы несут взаимную ответственность друг перед другом, оказывают взаимную поддержку. Исходя из этих принципов, ведутся обсуждения проведенных мероприятий, занятий. В школе Самоопределения также есть регулярные рефлексии, в которых участвуют как взрослые, в том числе родители, так и дети. В школе № 1505 для тренировки подобных умений сознательно формируются разные (и по составу, и по возрасту), постоянно меняющиеся рабочие группы, т. е. учениками простраивается большое количество коммуникаций. Это пересекается с еще одним элементом гуманитарного образования - организаторскими навыками.
342
Статистика и социология образования
И
Светлана Ивановна Бушуева, директор «Гимназии XXI века», делает ставку на углубленное изучение иностранных языков. (Об
увеличении часов на изучение иностранных языков и возможности выбора большого количества их говорят многие школы, но в «Гимназии XXI века» именно в этом видят широкое понимание гуманитарного подхода.) Очевидно, что владение языками облегчает налаживание коммуникаций, формирует культуру общения, создает полиязыковое образовательное пространство.
13. Гуманитарность как освоение организационных технологий. В школе № 825 в структуру образовательного процесса включены выездные лагеря, в которых ребятам приходится брать на себя ответственность за группу и показывать свое умение организовать какое-либо мероприятие. Выпускники школы говорят, что это очень помогает им поверить в себя. В школе № 1534 работает «Пионерская дружина». «Это не такая дружина, какой она была в советское время, - описывает эту структуру Денис Валентинович Маевский, завуч по воспитанию. - Но ее положительные стороны сохранились. Работают вожатые, организованы звенья, в которых обсуждаются вопросы. Есть возможность для организаторской и воспитательной деятельности». Вообще-то, с уходом из школьной жизни пионерской и комсомольской организаций школа потеряла поле формирования организаторских навыков, выделения и взращивания лидеров, не получив ничего взамен. Не случайно именно комсомольские активисты стали успешными бизнесменами, открыли свои предприятия, вошли в элиту нового рыночного общества. В школе № 1505 ребята с 8-го класса осваивают позицию вожака. Они берут ответственность за младших ребят на выездах, заботятся о них, организовывают жизнь и быт. В школе «Перспектива» ученики организуют праздники, участвуют в создании и организации игровых мероприятий, включенных в образовательный процесс, в творческих лагерях берут на себя ответственность за так называемые «экипажи». Работа в группах также является важной составной частью образования в школе № 1716. Ольга Игоревна Глазунова, методолог школы № 1314, преподаватель метапредмета «Задача» и «Проблема», говоря о методах развития организаторских способностей, утверждает, что они «формируются через систему групповой работы на уроках (как в метапредметах, так и на обычных предметах) и систему учебных проектов, в том числе в рамках дополнительного образования». I.
I. В школах уже понимают, что требования к содержанию образования изменились. Большее внимание нужно уделять умению ребят ориентироваться в информационных потоках. И многие педагоги ищут формы, способствующие отработке этого навыка. Детей учат делать правильный выбор, причем формируют у них готовность к выбору не только профессиональному, но и личностному [2]. Молодые люди, способные к сознательному выбору, умеющие спрогнозировать его последствия, более успешны в жизни,
Формирование концепций и подходов в школах
343
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
более востребованы на рынке труда. Недаром в известном телевизионном проекте Потанин искал людей, которые в состоянии быстро и правильно принять управленческое решение. И хотя достойному кандидату предлагалась высокая зарплата, претендентов на нее оказалось немного. Значит, на современном рынке рабочей силы ниша для людей, способных к быстрому и адекватному выбору, все еще пустует. Рост высоких технологий в новом постиндустриальном укладе способствует внедрению этих технологий в учебный процесс. Все в большем количестве школ ученики создают веб-странички, проводят компьютерные презентации проектов, используют Интернет как для общения, так и для подготовки докладов, рефератов и т. п. Но у этого процесса есть и оборотная сторона. «У родителей меняется отношение к фундаментальным знаниям. Они рассматривают только те знания и умения, которые ведут ученика к карьере. Востребованы знания практической направленности, поэтому резко падает интерес к умственной деятельности... Не замечать эту проблему - значит загубить школу», - говорят педагоги школы № 825. Характерным примером служит высказывание одного из родителей при поступлении его ребенка в школу «Перспектива»: «Ну, знания - это понятно... Вы его хватке, хватке научите!» Налицо дилемма: что и в какой степени менять, чтобы образование соответствовало формату современного общества и вместе с тем не потеряло глубины и фундаментальности.
II. Старая система образования не требовала большого творчества. Она была прогнозируема и стабильна, а так как стремление к стабильности - обычная потребность человека, то система, приведшая к ней, «затягивает» людей. Подобная система постоянно воссоздает себя, и новое вводится с трудом. В обследованных нами школах говорят, что многие педагоги предпочитают возвращаться в более традиционные учебные заведения. Это явление отмечено и в «Перспективе», и в «Эврике-Огоньке». Например, в школе «Эврика-Огонек», где педагоги постоянно включены в творческий процесс по формированию диалектического мышления у детей, весьма часты случаи, когда педагоги отказываются от вакансии, ссылаясь на непонимание принципов и особенностей работы и невозможность рассчитать нагрузку. Они еще не забыли, что можно работать четко по расписанию, по программе и не мучиться над созданием чего-то нового.
III. В индустриальном обществе компетентность работника формировалась путем элементарных разъяснений и четкого алгоритма достижения нужного и понятного результата. Работнику, избавленному от необходимости принимать решения, оставалось лишь четко следовать инструкциям. Сейчас задачи перед ним ставятся куда более сложные. Но при этом лишь определяется цель, а какие знания/уме-ния/навыки (ЗУНы) нужно применять - никто не объясняет. Работник сам должен выработать способ достижения результата, увидеть область, где необходимо применение полученных знаний и умений. Поэтому встает вопрос о формировании компетенций. И гуманитарные компетенции, названные выше, напрямую востребованы в обществе.
344
Статистика и социология образования
И
IV. Рассуждения о личностно-ориентированном образовании часто сводятся к понятийным шаблонам, и за словами о нем, как правило, ничего не стоит. Не определены те качества, формированию которых должно уделяться основное внимание в такого рода образовании. А формировать нужно прежде всего «заинтересованность в обучении, деятельности», как говорит Леонид Анатольевич Наумов, директор школы № 1505. Заинтересованность и является главным показателем включенности ученика в процесс. Если ребенок, несмотря на разрешение не участвовать в каких-либо работах, все равно участвует, значит, процесс повернут лицом к ребенку, его личностным потребностям и особенностям. А если процесс строится по принципу «догони, а потом учи», то он повернут к ребенку отнюдь не лицом...
Мы выделили навыки и компетенции, формированию которых школы считают нужным уделять большую часть сил и времени. Это:
— работа с информацией, с источниками информации;
— формирование исследовательской позиции;
— исследование;
— оформление результата своей работы, его презентация;
— коммуникативные и организаторские навыки (работа в команде, общение, социализация...);
— применение различных принципов мышления;
— целостное видение мира;
— способность делать правильный выбор;
— наличие своей точки зрения, ее обоснованность;
— способность к творчеству;
— способность к рефлексии;
— заинтересованность в учебе;
— понимание, а не заучивание;
— фундаментальность знаний;
— ответственность;
— толерантность;
— умение говорить;
— умение работать с языком.
Нетрудно заметить, что это содержание не соответствует образовательному стандарту. Но большинство рассмотренных нами школ стараются использовать формы работы, в которых эти качества вырабатываются. Причем независимо от того, ориентированы они на подготовку детей к поступлению в вуз или ищут свой путь образования ребенка. Вот эти формы:
Формирование навыков и компетенций, важных в современном обществе
• Научно-исследовательская работа и конференции. Цель: научить детей выполнять исследование, подготовиться к подобному типу работы во взрослой жизни, выработать те качества, которые требуются для успешного выполнения научно-исследовательской работы. Это и углубленное понимание предмета, и оформление работы, и ее презентация...
345
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
• Проекты и их защита. В образовательной среде понятие проекта определяется абсолютно по-разному, и если одни понимают его как некое общее дело, то другие расценивают как серьезную научно-исследовательскую работу, порой даже личного характера. Групповые проекты дают возможность работать с информацией, реализовать те или иные интересы в области, выходящей за пределы изучаемого предмета. В такой работе развиваются коммуникативные и организационные навыки, умение проводить рефлексию выполненного задания...
• Отдельно выделяются творческие проекты, такие как спектакли, экскурсии, фестивали. Эти формы важны как поле развития личности, творчества, толерантности.
• Выезды. «В поездках и лагерях формируется, пестуется коллектив детей», - говорит Марина Моисеевна Бельфер, преподаватель русского языка и литературы, зав. кафедрой словесности школы № 1514. Выезды бывают предметные - это погружение и углубленное изучение какого-либо предмета. Бывают межпредметные -комплексные, педагогические (вожатские, коммунарские). Имеет смысл подробнее остановиться на педагогических выездах. Вопрос воспитания личности ребенка значим для всех педагогов [3], он называется чуть ли не в первую очередь в списке задач школы, но целенаправленное воспитание в современной школе практически не сохранилось. Есть традиционная форма воспитательной работы -беседы и обсуждения на уроках. Но этого мало для развития личности. Лучше, когда человек хотя бы раз совершит что-нибудь общественно полезное, чем голословно поучать его правилам поведения в коллективе. Поэтому особенно интересны коммунарские выезды и вожатская работа.
• Уроки. Часто школы вводят спецкурсы или дополнительные предметы, такие как «Развитие познавательных процессов» или «Научное исследование» в педгимназии № 1505, «Работа с информацией» в школе «Перспектива», «Введение в семиотику» в Лиге школ. В школе № 1314 включены обязательные метапредметы: «Проблема», «Знак», «Схематизация» - для внедрения навыков мыследеятельности в любом учебном предмете. Периодически в школах проводятся интегрированные уроки, которые должны показать ученикам взаимосвязь предметов.
• Межпредметные курсы, погружения. В таких формах работы задается глубина образования, формируется комплексное видение мира, системность восприятия. Вырабатывается умение использовать на разных уроках навыки, полученные на каком-либо одном предмете. Это и есть то практическое использование разных типов мышления и применение знаний, которое позволяет вести исследовательскую деятельность, формировать компетенции.
346
Статистика и социология образования
И
• Рефлексии. Это поле для формирования осознания учеником себя, своей деятельности. Рефлексия помогает ребятам учиться правильно говорить, слышать партнера, обосновывать свое мнение. Это также хорошее средство для формирования толерантности.
• Тренинги. На тренингах создается возможность для получения углубленных знаний, отработки навыков. Эта форма требует сосредоточенности и интенсивной работы с информацией.
• Ролевые и организационные деятельностные игры. Дают возможность развития организационных технологий, прививают умение быстро ориентироваться в меняющемся информационном поле. Игры мотивируют процесс обучения, учат рефлексии, способности осуществить выбор, применить на практике полученные ЗУНы, т. е. содействуют формированию компетенций.
Легко увидеть, что основное поле обучения формируется не на уроках, а вне уроков, особенно в школах, которые нацелены на подготовку детей к успешной сдаче предметных экзаменов. Однако Татьяна Михайловна Вяткина, директор гимназии «Альтаир», в связи с этим замечает: «Надо определенно сказать, что расчет на компенсирующую роль внеклассной работы и семейного воспитания не оправдывается». Иными словами, ведущая роль все-таки отводится урокам. Многие педагоги говорят о нехватке времени, не позволяющей им изложить своей предмет в полном объеме. «А рекомендованные учебники - по сути своей справочники», - говорит Татьяна Михайловна, преподаватель истории школы № 1534. Действительно, учебники далеко не точны и не полны, как показала, например, недавняя проверка учебников истории. Исследовательская деятельность, востребованная в современном обществе, в большинстве учебников (а соответственно, программ) заменена познавательной.
Сразу поднимается вопрос, который многие учителя задают давно и регулярно: нужна ли такая программа, которую они выполняют не потому, что считают нужной, а потому, что поставлены перед административной необходимостью? И у них готов ответ: такая программа не нужна. Должно возникнуть другое содержательное ядро, вокруг которого образуется единое педагогическое поле, и тогда люди смогут общаться друг с другом, а педагогическое сообщество не разлетится в разные стороны. Но пока это лишь благие пожелания, так как нет четкого системного альтернативного предложения. И ясно, что, пока доминирует традиционное понимание содержания образования, альтернативы ему не будет.
Характерно, что в школах, где преобладает по-прежнему классно-урочная система, работа по формированию определенных навыков ведется чаще не на уроках, а в малых группах (кружки, подгруппы, проекты...). Но уроки отличаются достаточно высокими нагрузками, и в мероприятиях внеурочных участвуют далеко не все
347
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
дети. Называются цифры от 25 до 70% старшеклассников (единицы школ со 100-процентным участием). Т. е. в среднем только половина детей участвует в этих формах (проекты, спектакли и т. п.) и получает то самое содержание, ради которого школа и работает. Вторая половина детей остается вне этого процесса.
Говоря о гуманитаризации образования, нужно представлять, какого человека мы хотим видеть на выходе из школы. Модель ученика должна формироваться не предписанием норм, составленных теоретиками. Должны быть выделены значимые характеристики «нового ученика» в среде педагогов, среди большей части практиков. Сеть педагогов - форма нового уклада современного образования, то самое поле, что необходимо для ведения дискуссии. Как пример: гума-нитарность понимается учителями по-разному, хотя все обучают детей одним и тем же предметам. Педагоги находятся в поиске, и многие ищут в одинаковых направлениях. Но обмен информацией о результатах, «подводных камнях» и т. д. очень скудный. Часто школы, чтобы хоть как-то почувствовать себя соответствующими изменившемуся миру, вводят в школьный процесс элементы, которые привились в других школах, но при этом не анализируют глубинные предпосылки этих нововведений. И, естественно, зачастую приходят абсолютно не к тем результатам, которых ожидали. «Педагогическая реальность должна вырасти, она не должна быть сконструирована», - говорит завуч по научной работе в школе № 825 Дмитрий Васильевич Григорьев. Эти слова лишний раз подчеркивают необходимость создания педагогического сетевого сообщества.
Педагогические понятия очень многогранны и многозначны. Но использование их нередко ведет к затемнению или искажению смысла, особенно когда понятия, возникшие в другой, старой действительности, используются для объяснения сегодняшних реалий, новых процессов и явлений в педагогике. В этом смысле весьма показательны возражения сторонников традиционной образовательной системы, где показателем качества является степень овладения ЗУНами, в отношении формирующегося сейчас понятия -компетенции. Декларируется, что компетенции - это частный случай ЗУНов, следовательно, старая система адекватна современным требованиям, и не менять ее надо, а больше внимания уделять ЗУНам. Такая позиция формирует негативное отношении к нововведениям, не дает возможности вводить новые педагогические понятия или в старые вкладывать новый смысл. А ведь известно, что владение понятиями определяет особенности мышления. Чем обширнее и богаче понятийный аппарат, тем более комплексно можно описать педагогическую ситуацию, а значит, изменить ее соответственно требованиям времени. Отсутствие общего педагогического поля исключает возможность обсуждения новых понятий и введения их в активный лексикон. Когда будут сформированы эти понятия, результаты педагогической работы будут обсуждаться не на эмоционально-интуитивном уровне, что ведет к низкой
348
Статистика и социология образования
И
воспроизводимости педагогических экспериментов и нововведений, а на рациональном, комплексном уровне. Абсурдность ситуации в том, что существует множество педагогических идей, разработок, моделей, но они не соотносятся друг с другом и будут пребывать в состоянии разрозненности до тех пор, пока держится устаревшая образовательная система.
Чтобы наглядно продемонстрировать общую картину гума-нитарности, мы распределили элементы гуманитарного подхода и формы работы по степени их упоминания педагогами школ.
Элементы гуманитарности
Позиции распределены по уровням в соответствии с той частотой, с какой они назывались нашими респондентами. Мы не ставили перед собой задачи вычислить долю каждого элемента. Но весьма интересно определить, какие из них наиболее значимы. (Прямые вопросы относительно тех или иных элементов выявляют, что практически все элементы значимы для всех педагогов. Но в случае перечисления они называются педагогами далеко не все. Возможно, что называются прежде всего практически используемые элементы, а не теоретически значимые, а возможно, что это результат нес-формулированности общешкольных приоритетов... Данный вопрос нуждается в дальнейшем изучении.)
1. Индивидуализация 2. Гуманистичность
3. Фундаментальность знаний 4. Умение работать с информацией
5. Умение обосновать 6. Умение работать с языком 7. Толерантность
8. Освоение организационных технологий 9. Путь к творчеству через искусство 10. Развитие коммуникабельности 11. Универсальность
12. Философско-историческое понимание гуманитарности, диалектичность
13. Обучение рефлексивному мышлению 14. Формирование образного мышления
Формы работы
Верхние строчки занимают формы, наиболее распространенные в школах, нижние, соответственно, редко встречающиеся, составляют небольшую долю в образовании.
349
и
Гуманитарные стратегии в современной школе
Резюме
1. Проекты и их защиты
2. Научно-исследовательская работа и конференции
3. Дополнительные предметы
4. Выезды
5. Межпредметные курсы, погружения
6. Рефлексии
7. Ролевые и организационные деятельностные игры
8. Тренинги * 1
Очевидно, что эти новые формы действительно работают на достижение тех целей, которые ставятся педагогами перед гуманитарным образованием. Наблюдается закономерность: чем меньше используется форма, тем меньшее внимание уделяется в разговоре с педагогами соответствующему элементу гуманитарности. Причины этого опять же различны. В одних случаях следует говорить о необходимости обучения педагогов использованию тех или иных форм в своей работе, но бывает, что элемент, безусловно важный и значительный в современной гуманитарности, вовсе не предназначен для широкого внедрения. Это тоже вопрос другого исследования или дискуссии педагогического сообщества.
1. Гуманитарный подход - понятие, не очень активно использующееся школами на современном этапе. Четкого и единого понимания того, что же такое гуманитарность, нет. Сейчас формируются частные школьные понимания, но они пока разрозненны. Преобладает механистический подход к выделению гуманитарных классов, направлений в школах. Лишь отдельные школы ищут новое содержание в преподавании предметов гуманитарного цикла и в общем содержании школьного образования. Отрадно, что все эти поиски идут в том самом направлении, в котором находится поле формирования качеств человека постиндустриального мира.
2. Школы пришли к пониманию того, что необходимо изменение содержания образования. В них разрабатываются новые элементы в рамках современных требований к образованию, но пока нет системы взаимодействия педагогов, обмена информацией, сопряжения разных подходов.
3. Создается новая модель ученика, но критерии оценки соответствия уровня ученика тем задачам, которые ставятся перед образованием, все еще интуитивны и неконкретны. Проблема заключается в несоответствии заказа государственного и заказа социального. (Хотя в нормальном варианте устройства общества они должны совпадать.) Государственный заказ не очень понятен, он остается в рамках старого образования. Общество лучше представляет свои потребности. Но все же требования социума плохо верба-лизированы, и школы стараются сформулировать их самостоятельно,
350
Статистика и социология образования
И
одновременно пытаясь создать адекватную современности модель нового ученика.
4. Необходимо определить не только подходы к образованию, но и его содержание, а до этого школам еще далеко. Даже внутри одной школы зачастую нет четких единых элементов, составляющих общую гуманитарную систему. Есть основные учителя - единичные носители понимания, которые в той или иной сфере его транслируют. Трансляция осуществляется в основном по принципу «из уст в уста». Нет, однако, системы включения новых педагогов и формирования у них адекватного понимания. Школы пока даже не рассматривают задачу создания системы трансляции, не видят ее значимости.
5. Рамки классно-урочной системы, заданность школьной программы тормозят развитие гуманитарности. И все же сейчас достаточно активно развиваются новые учебные формы (проекты, элективные курсы, исследовательские конференции, игры и т. п.), которые направлены на формирование новых форм обучения.
6. Школы слишком разрозненно ведут поиск созидательных направлений. Среда, в которой может идти обсуждение важных для образования вопросов, пока очень узкая и фрагментарная. Необходимо создание педагогического сообщества, где эти вопросы будут не только обсуждаться, но и находить решения.
7. Нужен новый понятийный аппарат. Существующий сейчас достаточно беден, он не отражает явлений и форм, имеющих место в современной школе.
8. Понятиями гуманитарности в большей степени оперируют преподаватели негуманитарных предметов, они же формулируют ее четкие, в классическом духе, определения. «Осознание себя в учебном материале и понимание единства мира», - считает преподаватель физики. «Академичность знаний, а не подготовка узких специалистов», - провозглашает преподаватель математики. Гуманитарии не часто являются разработчиками новых подходов в сфере своей деятельности. Возможно, это следствие шаблонности гуманитарного образования в наших вузах.
9. В целом можно говорить о том, что нынешние направления развития нашей гуманитарной сферы соответствуют задачам перехода к постиндустриальному обществу. Но это развитие все же протекает слишком стихийно, и, главное, нет организованного сообщества, которое способствовало бы его упорядочению. 1
1. Волков С.В. Директорский клуб. Беседы с руководителями ведущих школ Литература г. Москвы // Русский журнал (www.russ.ru). 2005-2006.
2. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // СоцИс.
2001. № 2. С. 87-91.
3. Super. D.E. et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y,
2004.