Необходимо отметить, что для стимулирования участия студентов в деятельности онлайн-сообщества использовалась электронная рассылка сообщений на обсуждаемую тему до и после занятия. Это помогало организовать дискуссии, которые, в свою очередь, обеспечивали индивидуальное вовлечение студентов в процесс обучения при помощи ряда воспроизведенных в классе ситуаций и примеров. Итак, каждое действие студента в модели онлайн-сообщества оценивается. В результате студент, набравший свыше 200 баллов, получает оценку «отлично» по курсу «Деловой английский язык»; от 185 до 200 баллов - оценку «хорошо», от 160 до 184 баллов - «удовлетворительно». Студент, не набравший достаточного количества баллов, сдает экзамен в течение сессии. Методика расчета оценки за семестр построена так, что для получения положительной оценки студент должен участвовать во всех видах деятельности.
Результатом инноваций в технологиях и методах обучения являются не только общее повышение качества образования, обеспечение его гибкости, доступности, но и зачастую появление новых образовательных результатов, которые недостижимы при использовании традиционных подходов к обучению.
литература
1. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Модернизация отечественного педагогического образования:проблемы, подходы, решения : сб. науч. тр. Таганрог, 2005. Ч. 1.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М., 1990.
3. Спенсер Л.М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. М. : HIPPO, 2010.
Online community as a factor of development of professional competence of future managers in the sphere of tourism in foreign language teaching
There is described the model of online community developed within the contextual approach for foreign languages lessons with the aim of increase of effectiveness of training managers in the sphere of tourism. Participating in online community work increased the effectiveness of forming the qualities professionally significant for students - tourism managers.
Key words: active teaching methods, competences, the English language.
н.о. верещагина
(санкт-Петербург)
гуманитарные основы уровневой подготовки бакалавров (магистров) образования в области наук о земле
Исследуется проблема уровневой подготовки бакалавров (магистров) в области наук о Земле на основе принципа гуманизации образования. Это является основанием разработки нового контента подготовки в аспекте его методологического обновления, способов обеспечения его усвоения обучающимися, формирования творческой личности, готовой к постоянной деятельностной и поведенческой рефлексии, профессиональному самосовершенствованию.
Ключевые слова: высшее образование, гуманизация образования, профессиональная компетентность, профессионально-деятельностная адаптация личности, гуманитарная технология.
введение. На протяжении всей истории человечества происходила смена одного типа обучения и воспитания другим. Сегодня на смену отживающей технократической, прагматически ориентированной образовательной парадигме приходит новая парадигма, отвечающая вызовам постиндустриального общества, - гуманистическая, одним из направлений которой является гуманизация педагогического образования. Главной миссией образования становится создание педагогических условий для самореализации личности, а спецификой новой парадигмы является предоставление человеку свободы знать. При этом на смену общетеоретическому знанию как поиску абсолютной истины приходит знание гуманитарное - ориентированное на человека в его практической деятельности. Необходимость гуманитарного знания обусловлена переменами в глобальном мире. Такое знание вписывается в систему педагогического образования через совокупность взаимодополняющих и обогащающих подходов, среди которых ключевыми, с нашей точки зрения, выступают гуманистический, практико-ориентированный, деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный. Системообразующие функции содержания образования выполняет антропологический подход, обеспе-
© Верещагина Н.О., 2010
чивая взаимосвязь и единство социогума-нитарной, культурологической, психологопедагогической, предметной подготовки педагога нового типа. Это обращает внимание на необходимость разработки нового контента подготовки бакалавров (магистров) образования в области наук о Земле в аспекте его методологического обновления, способов обеспечения его усвоения обучающимися, формирования творческой личности, готовой к постоянной деятельностной и поведенческой рефлексии, профессиональному самосовершенствованию. В связи с этим современное образование нуждается в разработке новой методологии на основе принципа гуманизации образования, в центре внимания которой должен находиться человек, формирующийся как целостная ответственная личность и осознающий себя субъектом деятельности.
дискуссия. Достойный статус России в современном мире может обеспечить такая система педагогического образования, которая сохраняет и воспроизводит гуманистические традиции отечественной и мировой культуры. Эта должна быть гибкая, открытая система, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, но учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая потребностям современности. Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает учитель как творец педагогического процесса, как носитель и субъект общей и професиональной культуры.
Современная система подготовки будущих учителей географии, химии, биологии и экологии осуществляется в рамках моно-уровневой подготовки специалистов с присвоением квалификации «учитель» с указанием конкретной предметной области (5 лет обучения) и уровневой подготовки по направлению «Естественнонаучное образование» с присуждением академических степеней бакалавра и магистра естественнонаучного образования (соответственно 4 и 2 года обучения). Рассматривая отдельные компоненты учебного процесса уровневой подготовки бакалавров (магистров) по направлению «Естественнонаучное образование», изучая системы методической подготовки учителя географии, выделяя географическую составляющую в общем развитии личности, необходимо отметить ведущую роль географии для всех категорий обучающихся в ста-
новлении наиболее общих методов познания окружающего мира и самого себя. При этом особо выделяется одно из четырех направлений, пронизывающее всю географическую науку, - гуманизация. С точки зрения академика РАО В. П. Максаковского, «по сути, это целое новое мировоззрение, утверждающее ценность общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающее в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения» [4]. По словам Я. Г. Машбица, современная география - это наука «для человека», «от человека» и во многом «через человека». На первый план в ней выходят связки «человек - природа», «человек - хозяйство», «человек - территория», «человек - окружающая среда» [5].
В мировом масштабе актуализация гуманистического направления в географии во многом связана с обострением глобальных проблем человечества, которые по существу являются проблемами выживания человеческого рода. На региональном уровне она также связана со многими «человеческими» проблемами, обострившимися в условиях экономического и социального кризиса 1990-х гг. и мировым спадом экономики
2009 г. При этом современная цивилизация все более ориентируется на научное моделирование, ведущее к построению нового знания о законах природы, развития производства и общества. Связывая воедино два направления в науке - теоретическое и практическое, география требует от исследователя умения не только считать, но и выбирать, аргументировать, приводить логически обоснованные доказательства, рассуждать, выдвигать гипотезы, критически оценивать научную и практическую значимость полученных результатов.
Вследствие этого географическое образование бакалавров (магистров) образования в области наук о Земле предполагает наличие научного воображения, продуктивного восприятия и мышления, полноценной логической аргументированной речи, целостного представления о закономерностях развития живой и неживой природы и возможностях их системного описания с помощью языка географии. Специфика подготовки должна заключаться в том, что осваиваемый научный материал выполняет деятельностную инструментальную функцию, тем самым оказывая воздействие на формирование личности. Рассматривая проблему под-
готовки учителя в области наук о Земле новой формации, стоит подчеркнуть, что сегодня наблюдается отчетливая тенденция к профессионализации.
одной из ведущих тенденций нашего времени стало осознание того, что и устойчивое развитие общества, и преодоление его проблем, и возможность дать ответ на вызовы XXI в. зависят от состояния образования и образованности жителей планеты Земля. Только профессионалы способны делать дело и отвечать за него, могут обеспечить выживание общества, его выход из глубинного кризиса, возврат к национальнокультурным традициям и полноценным контактам с другими народами. Таким образом, высшая педагогическая школа России призвана образовать, во-первых, человека гуманистически, духовно и нравственно, во-вторых, педагога, владеющего современными знаниями о ребенке и умеющего с ним работать, в-третьих, специалиста в одной из областей науки, видящего ее в системе научного знания и практики. В этих условиях каждый выпускник должен хорошо владеть профессиональными компетентностями.
Результаты исследований, проведенных сотрудниками РГПУ им. А.И. Герцена, свидетельствуют о том, что профессиональную компетентность стоит рассматривать как процесс становления субъектного опыта будущей профессиональной деятельности. Мы согласны с В.А. Козыревым, Н.Ф. Радионо-вой, А.В. Тряпицыным [3] в понимании профессиональной компетентности как интегральной характеристики личности, определяющей способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. А.В. Тряпицын [6] отмечает следующие группы профессиональных задач, к решению которых должен быть готов выпускник педагогического вуза: понимание ученика в образовательном процессе; проектирование образовательного процесса; использование возможностей образовательной среды; осуществление социального партнерства; самообразование (на основе рефлексии и самооценки).
Достижение определенной сформиро-ванности профессиональной компетентности выпускником возможно благодаря, во-первых, новому контексту содержания
обучения, во-вторых, исследованию гуманитарной природы педагогической деятельности и особенностей профессионального образования педагога, в-третьих, внедрению в учебный процесс подготовки бакалавров (магистров) образования в области наук о Земле гуманитарных технологий. В рамках данной статьи мы затронем лишь проблему внедрения гуманитарных технологий, которая активно исследуется в последнее десятилетие.
Понятие гуманитарных технологий (techno-humanities) возвращается к античному понятию «техно» (techne) и означает искусство. Гуманитарные технологии должны стать искусством понимания и коммуникации, их задача - формализовать приемы и навыки овладения смыслом и деятельностью в мире современной культуры. Гуманитарные технологии - это технологии, направленные на решение проблем человека. Они могут быть двух видов: технологии самосовершенствования и технологии образования. Они трактуют человека как индивидуальность, а не как часть общественных отношений. Академик РАО Г. А. Бордовский подчеркивает, что эти технологии создают условия для все большей открытости людей к прошлому, к будущему и открытости людей навстречу друг другу. Это нужно для того, чтобы преобразовать нынешнее общество в общество образованное и увлеченное, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху. Это влияние создает новое пространство жизни, где «человек человеку человек» [1].
Исходя из этого, обучение студентов должно быть ориентировано на организацию совместной деятельности субъектов образования (преподавателя и студента) и строиться как интегративное единство четырех логик [2]: учебно-познавательной деятельности студента; обучающейся деятельности преподавателя; развертывания научного знания; предстоящей жизни и профессиональной деятельности. Основу готовности выпускника, бакалавра (магистра) образования в области наук о земле к профессиональной деятельности обеспечивают дисциплины общепрофессиональной подготовки: психология, педагогика, технологии и методики обучения (в соответствии с предметной областью) и др. Усвоение этого цикла дисциплин дает понимание смысла педагогической деятельности и места учителя в обла-
сти наук о Земле в жизни учеников; значения психолого-педагогических знаний в научной организации своего труда; психологических проблем в педагогической практике; роли психолого-педагогического знания в обеспечении профессионального и личностного роста учителя.
Контекст будущей профессиональнопедагогической деятельности учителя предполагает создание условий для профессионально-деятельностной адаптации личности обучающегося. В процессе профессионально-деятельностной адаптации происходит овладение студентом профессией, осуществляется профессионализация личности, ее профессиональное становление. Ее формирование осуществляется в сфере взаимодействия социальной, деятельностной и профессиональной адаптации на интрасубъективном (внутреннем), интерсубъективном (внешнем) и смешанном уровнях адаптации. При этом, как отмечает А.В. Тряпицын [6], следует учитывать, что более объективную информацию о становлении профессиональной компетентности можно получить, анализируя процесс решения не академических (которые фиксируют реальную профессиональную задачу), а практических задач, имеющих ряд принципиальных отличий.
Если академические задачи обычно сформулированы другими, жестко определены, о них имеется полная информация, то практические задачи не определены, нуждаются в самостоятельном формулировании, имеют несколько решений. По результатам решения практических задач делается вывод о профессиональной компетентности выпускника. При этом использование в рамках образовательного процесса учебно-профессиональной задачи (как одного из видов академической) в качестве тренировочной обеспечивает отработку элементов профессиональной компетентности будущего специалиста.
опираясь на результаты исследования А. В. Тряпицына [6], мы считаем, что более объективно определить реальную готовность студентов к профессиональной деятельности позволяют решение академических задач; психологическая диагностика личностных качеств; решение практических задач/тестов; анализ эссе; анализ продуктов деятельности (достижения) студентов.
выводы. Подводя итоги вышесказанного, надо отметить, что педагогическая систе-
ма вуза и его образовательная среда должны соответствовать вызовам времени. На это сегодня направлены реформирование и модернизация российского образования. Переход к новой гуманистической образовательной парадигме, стимулирующей пересмотр географического содержания с позиции его гуманизации, а также разработку гуманитарных технологий, позволяет говорить о повышении эффективности подготовки бакалавров (магистров) образования в области наук о земле новой формации за счет реализации гуманитарных идей, т.к. только при условии ценностного отношения к личности и личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
литература
1. Бордовский Г. А. Особенности развития современного педагогического образования // Педагогика. 2010. № 5.
2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы и интеграции. М., 2009.
3. Козырев В. А., Радионов Н. Ф. Компе-тентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионова. СПб., 2004.
4. Максаковский В.П. Географическая культура: учеб. пособие для студ. вузов. М., 1998.
5. Машбиц Я.Г. Основы страноведения. М. : Просвещение, 1998.
6. Тряпицын А.В. Профессиональная компетентность будущих педагогов: методы исследования // Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2009 года : сб. ст. по материалам внутривуз. науч. конф. 3 марта
2010 года. СПб., 2010.
Humanitarian foundations of bachelors’ (masters’) level training in the sphere of Earth sciences
There is researched the issue of bachelors’
(masters ’) level training in the sphere of Earth sciences based on the principle of humanization of education. It appears to be a basis for development the content of training in the aspect of its methodological renewal, ways ofproviding its mastering by students, formation a creative individual ready for permanent activity and behaviour reflection, professional self-perfection.
Key words: higher education, humanization of education, professional competence, professional and activity adaptation of an individual, humanitarian technology.