Научная статья на тему 'Гуманитарные аспекты экологического туризма'

Гуманитарные аспекты экологического туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
344
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ECOLOGICAL TOURISM / RECREATIONAL INDUSTRY PROFITABILITY / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Петрова Елена Ивановна

Рассматривается культурный феномен экологического туризма как один из альтернативных видов туризма, возникновение которого обусловлено необходимостью решения обществом глобальных экологических проблем. Внимание акцентируется на гуманитарных аспектах этой разновидности туристской индустрии, его уникальности как не только экономического и социального, но и духовно-нравственного явления, призванного формировать мировоззренческие императивы современной цивилизации на принципах экологического гуманизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN ASPECT OF ECOLOGICAL TOURISM

Cultural phenomenon of ecological tourism is considered here as one of the alternative kinds of tourism. It resulted from the necessity of solving global ecological problems faced by the society. The focus is laid on the human aspects of this industry, its being not only economic and social phenomenon, but also moral and spiritual one. It is to form the worldview imperatives of modern civilization based on the principles of ecological humanism.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные аспекты экологического туризма»

УДК 378

ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Елена Ивановна Петрова

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат философских наук, доцент кафедры правовых и социальных наук, тел. (383) 344-29-76, e-mail: berta-64@mail.ru

Рассматривается культурный феномен экологического туризма как один из альтернативных видов туризма, возникновение которого обусловлено необходимостью решения обществом глобальных экологических проблем. Внимание акцентируется на гуманитарных аспектах этой разновидности туристской индустрии, его уникальности как не только экономического и социального, но и духовно-нравственного явления, призванного формировать мировоззренческие императивы современной цивилизации на принципах экологического гуманизма.

Ключевые слова: экологический туризм, рекреационная рентабельность, экологическая культура, экологическая ответственность.

HUMAN ASPECT OF ECOLOGICAL TOURISM

Elena I. Petrova

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Assoc. Prof., Department of Legal and Social Sciences, tel. (383) 344-29-76, e-mail: berta-64@mail.ru

Cultural phenomenon of ecological tourism is considered here as one of the alternative kinds of tourism. It resulted from the necessity of solving global ecological problems faced by the society. The focus is laid on the human aspects of this industry, its being not only economic and social phenomenon, but also moral and spiritual one. It is to form the worldview imperatives of modern civilization based on the principles of ecological humanism.

Key words: ecological tourism, recreational industry profitability, ecological culture, ecological responsibility.

Туризм сегодня является крупнейшей мировой индустрией, оказывающей значительное влияние на современное общество - мировую политику, экономику, культуру в целом. В качестве массового явления туризм формировался в индустриальную и постиндустриальную эпоху. Его инициирующие факторы - это технический прогресс, значительно увеличивший возможности людей путешествовать, а также психологические и биологические потребности урбанизированного населения, жаждущего отдыха и смены окружающей обстановки. Этот сравнительно молодой культурный феномен корнями уходит в далекое прошлое, более того, обусловлен психическими, биологическими, физиологическими и духовными потребностями человека и, следовательно, имеет гуманистическую подоплеку.

На протяжении всей многотысячелетней истории человечеству было свой-

ственно стремление к познанию мира, к путешествиям с целью развития торговли, поисков новых ресурсов, освоения новых транспортных путей и новых земель. Путешествия во все времена имели непреходящее значение для культуры, выступая в роли средств межкультурных коммуникаций, своеобразной «кровеносной системы» культурного организма. Путешествуя, человек раздвигал горизонты своего мировосприятия, удовлетворяя свои глубинные, неизбывные духовные запросы. В широком культурном контексте туризм реализует потребность в духовном освоении мира.

Туризм подразумевает определённый образ жизни человека. В словаре иностранных слов, И. П. Бодуэна де Куртуне, изданном в России в 1911 году, понятие «турист» определяется как «путешествующий ради познавательности, удовольствия и развлечения». Человек не может не реализовывать свои психофизиологические и духовно-интеллектуальные потребности - активное движение, путешествия, отдых от рутины и повседневности, психологический комфорт, познание нового, общение, релаксация и оздоровление. Всё это ему предоставляет туризм.

Современное состояние туристического бизнеса демонстрирует тенденцию переориентирования платежеспособного контингента из сектора банального «пляжно-курортного» отдыха и стандартных туров в сектор неординарных видов туризма: экологического, экстремального, полярного, научного. Долгое время господствовавшая в европейской ментальности антропоцентрическая мировоззренческая модель перед лицом глобальных экологических проблем вытесняется новой парадигмой и стратегией - коэволюционной. Экономический императив все чаще заменяется экологическим [1]. Экологический кризис вызывает потребность изменить собственное отношение к природе, активно участвовать в ее защите, сохранении и восстановлении, найти сторонников и единомышленников в деле охраны природы.

Развитие экотуризма связано с возрастанием интереса общества к экологическим проблемам. Рост урбанизации и, как следствие, трансформации естественных территорий неизбежно провоцирует интерес к альтернативным видам туризма, в частности, к экологическому туризму с его вниманием к изучению природы, стремлением оказаться в местах планеты, не пострадавших от бездумной хозяйственной деятельности. Сегодня доля экотуризма составляет примерно 20% от мирового рынка туризма. Эта цифра продолжает расти, как и экологическая сознательность населения. Экологический туризм призван изменить поведенческую направленность современного человека от потребительской стратегии к экономически выгодной и экологически грамотной.

Экотуризм можно рассматривать в экономических, политических, социальных, правовых и гуманитарно-нравственных аспектах. В реальности все эти его стороны теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, выгода от экологического туризма огромна - это повышение экономической устойчивости территорий, вовлеченных в рекреационное пользование, путем создания новых рабочих мест, привлечения в сферу услуг местного населения и повышения его жизненного уровня. Экономически и экологически продуманная организационная политика туристической индустрии, позволяя использовать природный ресурс существенно эффективней, чем аграрные, про-

мышленные виды хозяйственной деятельности или запреты на любую деятельность, делает её высокодоходной и перспективной отраслью хозяйства. Неизведанные территории планеты обладают огромным рекреационным потенциалом. Экологический туризм, в отличие от других видов отдыха, не требует значительных организационных затрат и капиталовложений, поскольку ориентирован преимущественно на категорию людей, не предъявляющих высоких требований к уровню туристского сервиса. Экотуристы - наименее притязательная составляющая туристского контингента. Привлекательность уникальных природных объектов, рельеф местности, растительность, климат, возможность дышать чистым воздухом, пить и купаться в чистой воде, экологически чистые продукты, редкие и экзотические представители фауны и флоры, эстетика природных и культурных ландшафтов, историко-культурные ценности и этнографические особенности для них приоритетны перед сложной транспортной доступностью и отсутствием туристской инфраструктуры.

Уникальность феномена экологического туризма в том, что это не только разновидность бизнеса, но и социальное явление, основанное на гуманистических целях и принципах. Духовное содержание экотуризма едва ли не преобладает над материально-экономической его составляющей и влияет на гармоничное развитие человеческой личности, выполняя познавательные, воспитательные и нравственные функции. «Экотуризм» - понятие более широкое, чем понятие природного туризма. В 1980-е годы академик Д. С. Лихачев расширил понятие экологии, включив в него экологию культуры, выделив роль исторической памяти и духовной преемственности. Наш соотечественник подчеркивал, что для сохранения жизни человека не менее чем естественная среда обитания, важна среда, созданная культурой его предков и им самим [2]. Международная организации экотуризма (TIES) дает следующее определение экотуризма: «ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющие окружающую среду и поддерживающее благосостояние местных жителей» и формулирует заповеди экотуриста, в которых находит отражение философия - кредо экотуризма: не берите ничего, кроме отснятых фотографий; не оставляйте ничего, кроме следов ног [3]. Характеристика «ответственное путешествие» в дефиниции TIES, по сути, указывает на важный нравственный аспект экотуризма как культурного феномена - способность мыслить в масштабах всей планеты и совершать моральный выбор, беря на себя ответственность за решение и поступок. Вполне обоснованно, глобальный этический Кодекс туризма, одобренный на Генеральной ассамблее Всемирной туристской организации (ВТО) в Сантьяго (Чили) 1 октября 1999 года, признал экотуризм особо ценной формой туризма в силу его уважения к природному, культурному наследию и к местному населению. В 2001 году была создана Российская ассоциация экологического туризма, а в 2002 году вышли в свет «Экологическая доктрина Российской Федерации» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ. Преамбула доктрины содержит следующую запись: «Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качество окружающей среды, необходимое для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирова-

ния нового типа взаимоотношений человека и природы» [4]. Такие значительные изменения в экологической установке и политике страны были вызваны необходимостью следовать стандартам мирового сообщества, а также катастрофическим состоянием экологии огромного территориального массива государства.

Ориентация на устойчивое развитие, использование рыночных механизмов для формирования экологического мировоззрения населения, охрана природы как источника материального благополучия, стимулирующая повышение уровня экологической культуры населения [5] - вот основные преимущества экологического туризма. Когда обычные люди не на основе агитации, а на практике убедившись в эколого-эстетической ценности и рекреационной рентабельности своего природного ландшафта, осознают, что он может приносить материальную выгоду, они приходят к мысли о необходимости беречь его и рационально использовать.

Таким образом, есть основания называть экотуризм не только экономическим и социальным явлением, но и духовно-нравственным. Воспитать доброго, отзывчивого и морально ответственного человека можно только через общение с природой. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие, формирование ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умения и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом [6], - писал К. Д. Ушин-ский. Человек, обладающий экологической культурой, способен жить в гармонии со своим внутренним и внешним миром, следуя главному принципу экологического гуманизма - отказу от насилия над природой и человеком.

Экологический туризм помогает современному человеку, живущему в технизированном и урбанизированном мире с бешеными ритмами, рисками и стрессами, все чаще испытывающему дефицит в удовлетворении насущных рекреационных потребностей, восстановить психическое, физическое и нравственное здоровье.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Петрова Е. И. Экологизация сознания в информатизирующемся обществе // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 1. - C. 159-165.

2. Лихачев Д. С. Экология культуры // Избр. работы в 3-х томах. - Т. 2. - М. : Академические вести, 1996. - С.484.

3. Глобальный этический Кодекс туризма [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://scicenter.online/etika-estetika_1597/globalnyiy-eticheskiy-kodeks-11031.html

4. Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/ content /id/548754.

5. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 283 с.

6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М., 1974. - С. 66.

© Е. И. Петрова, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.