ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ
И КИТАЯ В АТР
Аннотация
В статье рассматривается вопрос взаимного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики для региональной стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На фоне разнообразных типов цивилизаций, где отличия воспринимаются особо остро, выстраивание лояльного отношения ведущих акторов в АТР особо важно. Авторы статьи обозначают гуманитарное направление как одно из решающих во взаимном сотрудничестве двух стран, а следовательно, и в развитии всего региона.
Ключевые слова: АТР, Китай, Россия, сотрудничество, цивилизация, стабильность.
Авторы
Сивова Светлана Анатольевна
Доктор социологических наук, профессор кафедры истории, социологии политики и сервиса Саратовской государственной юридической академии (Саратов, Россия)
Обидина Анна Сергеевна
Студентка направления подготовки «Политология» Института юстиции Саратовской государственной юридической академии (Саратов, Россия)
' I ШШ*
l<V
Азиатско-Тихоокеанский регион на данный момент является одним из ведущих регионов, отличающихся бурным экономическим ростом и вместе с тем нестабильной обстановкой. С геополитической точки зрения этот регион был и остается центром притяжения интересов других стран. Наличие производственных ресурсов в АТР, высокая региональная интеграция — все это объясняет борьбу государств за преобладание в этом регионе. Противоречия данных интересов накаляют нестабильную ситуацию. С одной стороны, АТР — центр дестабилизации: разногласия на Корейском полуострове, сложности Тайваньского пролива, растут сепаратистские
настроения в Индонезии. С другой стороны, экономическое сближение и создание множества организаций для всесторонней интеграции (АТЭС, АСЕАН, СТЭС). Столкновение разнонаправленных национальных идей приводит к политическим разногласиям, что обуславливает особую актуальность проблемы обеспечения международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Идея создания системы региональной безопасности в АТР появилась еще во второй половине ХХ в. Однако острая необходимость возникла именно после крушения антагонистического противостояния между двумя сверхдержавами (США и СССР)
и последующего зарождения новых региональных гигантов. Такое масштабное изменение геополитической ситуации во всем мире заставило глав государств задуматься о сохранении и поддержании стабильности и безопасности в АТР.
Опыт создания интеграционного пространства уже есть — Европейский союз, который представляет страны Западной Европы и является площадкой экономического, политического и культурного объединения 28 государств. Однако в отличие от Запада регион АТР не принадлежит одному культур-но-цивилизационному полю. Азиатско-Тихоокеанский регион неоднороден во всех сферах. В данном регионе есть практически все типы цивилизаций, которые выделил С. Хантингтон и из-за этого возникают трудности восприятия чуждых культурных традиций и ведения экономического и политического курса страны. Все тактики и стратегии создаются с учетом ментальных особенностей нации и цивилизационных отличий. Поскольку Китай на данный момент является одним из главных акторов международных отношений в АТР, то к его этнокультурным особенностям придется адаптироваться другим странам. Опыт последних десятилетий показывает, что приспособиться можно, а расширение экономических и политических взаимосвязей приводит к тесной интеграции и со временем формирует сдержанность и лояльность к цивили-зационным особенностям.
Восточно-Азиатский регион является одной из древнейших цивилизаций (синская цивилизация), его менталитет основан на синтезе конфуцианства и теории избранности Поднебесной. Идеи иерархичности, природного неравенства приводят к особому пониманию соотношения личности и общества. Из этого вытекает принцип процветания страны и социальной стабильности. Можно предположить, что из-за этой коллективности, строгой иерархично-
сти Китай не принимает абстрактных западных ценностей индивидуализма и «истинной демократии». Демократия как идея перестала быть универсальной и все большее внимание современные государства уделяют своей уникальной культуре, цивилизационным особенностям [1]. В пространстве своего влияния Китай играет роль регулятора и гаранта стабильности на огромной территории. Классической китайской империи давно уже не существует, но ее нерушимые нормы и идеалы оказались весьма адаптивны и сохраняют свое влияние на социально-политическую сферу во многих странах Восточной Азии: Тайване, Южной Корее, Вьетнаме и частично в Японии.
По мере расширения в АТР интеграционных процессов с этими ценностями стали сталкиваться другие этнокультурные центры, в том числе Российская Федерация. Россия имеет свою цивилизацию по причине особых исторических корней и менталитета. Менталитет — это проявление циви-лизационной специфики России [2]. Неоднозначность позиции России в социокультурном мировом пространстве определяется, с одной стороны, ее уникальной православной цивилизацией. С другой стороны, стремление ассоциировать себя с мостом, соединяющим Запад и Восток. Наличие общих черт с синской этнокультурой способствует лучшему пониманию Россией культуры восточных стран.
Сотрудничество России и Китая в гуманитарных сферах служит проявлением тесных взаимоотношений стран. Их связь является фактором стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Основы партнерства России и Китая были заложены в 90-х гг. XX в., когда после распада СССР новая Российская Федерация перестала «заигрывать» с западными ценностями и взяла курс на сближение со своими восточными соседями. В настоящий момент гуманитарное сотрудничество
активно развивается в различных сферах общества. Во-первых, культурное сотрудничество. Россия и Китай совместно организовывают различные культурные мероприятия как на территории России, так и в Китае. В 2000-е гг. в КНР были созданы три российско-китайских технопарка: в 2001 г. в Цзюйхуа (первый совместный технопарк РФ и КНР), в 2006 г. в Чанчуне [3]. Также российско-китайский технопарк в Харбине. В России действует только один российско-китайский технопарк «Дружба», созданный в 2003 г. в Москве. Активное сотрудничество в организации и проведении кинофестивалей (на Чан-чуньском кинофестивале презентация фильмов российских кинорежиссеров), танцевальных направлений, художественных выставок и многое другое.
Во-вторых, туристическое сотрудничество. Тысячи туристов ежегодно из Китая отправляются в Россию. Для них создаются необходимые комфортные условия: указатели на китайском языке; персонал, говорящий на китайском; печатные издания на языке; услуги гида; возможность расплачиваться платежной картой Union Pay, а также возможность получить карту города на китайском языке. В основном путешествуют пожилые люди, которые мечтают увидеть Зимний дворец, Военный музей, статуи Ленина, крейсер «Аврора». В Китае такое явление называют «красным» туризмом, что означает посещение мест боевой и революционной славы. Также можно отметить, что низкий курс рубля оказывает существенное влияние при выборе России как места для туризма. К тому же на правительственном уровне Россия активно поддерживает привлечение китайскихтуристов. Если туристическая группа состоит из пяти и более человек, то можно въехать в Россию, не оформляя визу.
В-третьих, сотрудничество в сфере образования. Во многих государственных вузах Российской Федерации предлагают студентам пройти программы
по изучению китайского языка. Из-за динамичного и стремительного развития Поднебесной на мировом рынке труда пользуются спросом специалисты, изучавшие китайский язык, а где есть спрос рождается и предложение. Китай обладает большими ресурсами для сотрудничества с Россией в сфере образования. По данным МАПРЯЛ, более чем 400 вузов Китая изучают русский язык в качестве иностранного языка. По специальности «русский язык» в Китайской Народной Республике обучается более 15 тысяч китайских студентов [6]. Китайское правительство уделяет особое внимание развитию высшего образования в стране и включению его в процесс международного сотрудничества. Одной из весьма эффективных форм российско-китайского сотрудничества в области образования была признана деятельность институтов, знакомящих россиян с культурой Китая.
Таким образом, гуманитарное российско-китайское сотрудничество — важное направление в стабилизации и безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако существуют определенные трудности, о которых не стоит забывать, ведь различия цивизацион-ных особенностей является весомым фактором в дестабилизации отношений. Для преодоления предрассудков и домыслов о чуждой культуре проводится большая работа обеих стран.
Китайская Народная Республика с течением времени превращается в мировую сверхдержаву, и Российская Федерация постепенно набирает утерянный вес на мировой арене. Накопленный ранее опыт гуманитарных отношений стимулирует интерес России к культуре Китая, его традициям и ценностям. Укрепление российско-китайских отношений на фоне противостояния с США невозможно без расширения гуманитарного взаимодействия двух стран в области образования, науки, культуры и создания социальной лояльности к различиям цивилизаций.
Литература
1. ВербицкаяЛ.А. Русский язык в России и за ее пределами// Международный конгресс МАПРЯЛ / Тезисы докладов и сообщений. — Вьетнам. Ханой. 2016.
2. Сатановский Е. Шла бы ты... Заметки о национальной идее. — М.: Изд-во Э, 2016. — С. 250-253.
3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций (пер. с англ. Т. Велимеева). — М.: Изд-во АСТ, 2017. — С. 163-175.
4. Цуй Чжэн. Научно-техническое сотрудничество РФ и КНР в контексте инновационного развития стран БРИКС. — Дисс. ... канд. полит. н. — М., 2015. — С. 155-159.