РАЗДЕЛ VII ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 37
Палий Елена Николаевна
Доктор культурологии, профессор кафедры истории мировой культуры, зам. декана по воспитательной работе ФРНГиМ РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, к.ЬЬк/14% mail.ru, Москва.
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ САЛОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ XIX ВЕКА
Paliy Elena Nikolayevna
Doctor of culturology, professor, Chair of world culture history, k. IvbkfMtymail.ru, Moskow
HUMANITARIAN EDUCATION AND SALON CULTURE ELEMENTS AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE XIXTH CENTURY
Помимо собственно профильного образования в обучении студентов разных вузов большое значение придавалось гуманитарной подготовке. В данном случае речь не идет о тех факультетах университетов, гуманитарных по своему профилю. Цель настоящей работы показать, что и в целом ряде вузов технической направленности этой подготовке отводилась огромная роль.
В России в конце XVIII- начале XIX вв. создаются государственные инженерно-промышленные учебные заведения: это Санкт-Петербургский горный институт (1773 г.); Московская практическая академия (1810 г.); Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге (1810 г.); Санкт-Петербургский технологический институт (1828 г.); Московское высшее техническое училище (1830 г.); Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1842 г.).
Реформы М. М. Сперанского в царствование Императора Александра I были направлены на то, чтобы поощрить дворян к получению образования. Но в технических вузах большое внимание уделялось не только передаваемым знаниям, но и формированию высокой культуры.
Выпускник должен был быть не только профессионалом в своем деле, но и эрудированным человеком, прекрасно знающим и философию, и искусство, владеющим грамотным русским языком. Вот почему гуманитарное образование имело не меньшее значение, чем сугубо техническое. Приобщение к высоким образцам культурного наследия происходило не только на классных занятиях. Во внеклассной работе, как подтверждают архивные материалы, наблюдались такие формы, которые говорят об элементах салонной культуры, а именно: проведение танцевальных и музыкальных, а также литературных вечеров, камерные выступления самих учащихся, когда оценку исполненному произведению давала узкая аудитория слушателей.
166
В данном исследовании обратимся к анализу деятельности тех технических вузов, в которых, согласно архивным документам, имели место элементы салонной культуры и ее уровень был достаточно высок.
В Петербургском горном училище, созданном в 1774 г., большинство слушателей имели дворянское происхождение. Целевыми предметами в учебном процессе были музыка, танцы, фехтование и риторика. В соответствии с уставом 1804 г.1 все эти предметы развивали «вкус к изящному, а в дальнейшем способствовали тому, чтобы воспитанники, живя на рудниках и заводах, вдали от родных и близких, имели возможность с меньшей скукой проводить свободное от служебных занятий время».
Преподавание ряда специальных дисциплин велось на немецком языке. Ученое собрание переводило иностранные книги для учебного процесса. С 1766 г. в Петербургское горное училище принимались лица, не имеющие общеобразовательной подготовки.
Наряду со специальными техническими дисциплинами на высоком уровне преподавались слушателям «словесные», «политические» и социально-экономические дисциплины. В дополнительный учебный курс были введены предметы гимназической программы - русский язык и словесность, история и география, логика, а с 1802 г. - Закон Божий2.
В это же время было увеличено количество часов по географии, истории, статистике, что «непременно нужно и должно, чтобы питомцы... как можно более ознакомились с отечеством своим»3.
В 1818 году4 Петербургский горный кадетский корпус получает право благородного пансиона. Гуманитарная программа была расширена и стала включать в себя занятия поэзией, мифологией, разговорную практику с гувернерами на иностранных языках. Был возобновлен курс по латинскому языку. В первой четверти XIX в. в Петербургском горном кадетском корпусе был создан певческий класс5.
В первые годы после открытия Петербургского института Корпуса инженеров путей сообщения абитуриент на вступительном экзамене должен был показать удовлетворительные знания по Закону Божьему, русскому и французскому языкам, арифметике, истории и географии.
Изучение социально-экономических курсов началось в институте с 1823 г. введением в учебный план географии Российской империи, истории отечественной и греческой архитектуры, статистики6.
1 ПСЗ.- 1-изд.-T.24.-№21133.
2 Ленинградский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени горный институт им. Г. В. Плеханова. 1773-1973: Ист. очерк.-М.. 1973. - С. 17.
3 ПСЗ. - 1—изд. - T.35. - № 27602.
4 ЦГИА. СПб. - Там же. Дд.1418. 1658, 1814. 2635: Д.4104. Лл.4-7: А. Лоранский Указ. соч. -С. 60-70.
5 Программа для экзамена воспитанников Института Корпуса инженеров путей сообщения 1816 г. - СПб.. 1916; С. М. Житков Институт инженеров путей сообщения императора Александра I: ист. очерк. - СПб.. 1899. - С. 17. 40-42.
0 Житков С.М. Указ. соч. - С. 52.
В 1829 г. в Петербургском институте Корпуса инженеров путей сообщения были снижены возрастные рамки слушателей до пятнадцати лет, поэтому в четвертом, пятом, шестом классах предусматривалось преподавание Закона Божьего, российской словесности и французского языка, логики и чистописания, мировой и российской истории и географии7.
На педагогических советах институтов обсуждались курсы гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в частности, учебные курсы преподавателей русской словесности Н. О. Бутырского и С. А. Красовского, истории и статистики А. И. Баландина, законоучителя священника Ладинс-кого, пастора Северина и ксендза Бутремовича8.
По положению от 1834 г.9 в Петербургском институте Корпуса горных инженеров в связи с изменением статуса учебного заведения (превращение института в закрытое учебное заведение) было прекращено преподавание латинского языка и логики. Были введены новые социально-экономические курсы - общая статистика, законоведение, бухгалтерия, чистописание и «письмоведение», гимнастика - для физической подготовки слушателей.
В Петербургском технологическом институте преподавание иностранных языков было обязательным. Слушатели Петербургского строительного училища с 1842 г.10 должны были изучать русский, немецкий и английский языки, историю и географию, техническую отчетность (деловую переписку).
Преподаванием теории изящных искусств, танцев и гимнастики подчеркивалась престижность этого закрытого учебного заведения, куда поступали лишь дети дворян и чиновников до середины 60-х годов XIX в.11. В 1844 году в Петербургском институте Корпуса инженеров путей сообщения к уже принятым общеобразовательным дисциплинам прибавились законоведение, немецкий и английский языки12.
При проверке администрацией Петербургского института Корпуса инженеров путей сообщения было установлено, что знания студентов по курсу русской словесности отличались «свободой и основательностью», а по географии и истории - «навыком ясного и свободного изложения приобретенных ими ученых сведений, удачно приспособленных к возрасту и познаниями учащихся»13.
Однако приоритетность гуманитарных знаний нужно было отстаивать перед Министерствами. Так, в конце 40-х годов XIX в. администрация Петербургского технологического института отстаивала перед Министерством финансов право на сохранение в учебных планах ряда общеобразовательных дисциплин: «словесных», «политических» и социально-экономических наук. Свои намерения институт объяснял тем, что эти науки необходи-
7 Там же.
8 ПСЗ. 2-е изд. - Т. 9,- № 7299.
9 ПСЗ. 2-е изд. - Т. 17. - № 16345.
10 ЦГИА. СПб. Ф.184. — Оп.1. - Дд.1181. 1208, 1340. 1550.
11 Житков С.М. Указ. соч. - С. 80-81.
12 ЦГИА. СПб. Ф.963. — Оп.1. — Д.4830. - Лл.13. 16.
13 Киняпина Н.С. Указ. соч. - С. 355-356.
168
мы для понимания студентами в дальнейшем нужд российского общества14.
В конце 40-х годов XIX в. в соответствии с «Наставлениями для образования воспитанников военно-учебных заведений» от 24 декабря 1848 г. и соответствующей учебной программы от'8 апреля 1849 г. в закрытых высших технических институтах проводилась унификация программ «словесных» и «политических» наук, статистики и законоведения. Это «Наставление» коснулось и Петербургского строительного училища15.
В 1849 г.16 по положению о Петербургском институте Корпуса инженеров путей сообщения общий курс, рассчитанный на пять младших классов, предусматривал изучение Закона Божьего, «словесных» (словесность, русский и три иностранных языка) и «политических» наук, куда были включены всеобщая и российская география и история, а также статистики, законоведения и деловой переписки. Английский язык плохо осваивался студентами. Как вспоминали воспитанники Петербургского горного кадетского корпуса, «года два помучились мы с этим языком и оставили его, на экзамене едва ли кто из нас мог сносно прочитать несколько строк по-английски»17.
К середине XIX в. намечается тенденция к сокращению и прекращению преподавания ряда словесных и политических дисциплин. В первую очередь, это касалось изучения иностранных языков. Так, слушатели Петербургского строительного училища занимались лишь техническим переводом текстов с французского или немецкого на русский язык, тогда как изучение грамматики было вынесено на факультативные занятия18.
Курсы географии и истории, в которых рассматривался всеобщий или российский вариант экономического и социально-политического направления, к концу XIX в. были сокращены. Шло перераспределение часов в пользу естественно-научных и инженерных дисциплин.
Слушатели большинства российских технических учебных заведений были лишены возможности развивать в себе историческое сознание и научиться соотносить личные интересы и общественные потребности.
Прослеживается тенденция19 во всех технических вузах снижения учебной нагрузки на общественные дисциплины.
В 1868 г. в Петербургском технологическом институте было уменьшено вдвое число лекций по политэкономии и статистике20.
14 ПСЗ. 2-е изд. - T.23.-№ 21903.
15ПСЗ. 2-е изд.-T.24.-№ 23312.
16 С. М. Житков Указ. соч. С. 94. 101-104; Воспоминания бывших питомцев Горного института, издано ко дню столетнего юбилея института. 24 октября 1873 г. - СПб., 1873. - С. 127.
17 РГИА. Ф. 447. - On. 1. - Д. 136. - Л. 25; 1828-1878. Краткий исторический очерк о С.-Петер-бургском практическом технологическом институте. - СПб.. 1878. - С. 60-71: А. Лоранский Указ. соч.-С. 136; Исторический очерк двадцатипятилетия Строительного училища.-СПб.. 1867.-С. 84.
18 А. Ершов О высшем техническом образовании в Западной Европе. - М.. 1857. - С. 8. 13: Пос-пельс. Отчет по обозрению гимназий Петрозаводской. Архангельской. Вологодской, Вятской и др. учебных заведений С.-Петербургского и Казанского учебных округов.-СПб.. 1863.-С. 8; 1828-1878.
19 В. Н. Тарасова Транспортное инженерное образование. - М., 2003. - С. 74.
20 1828-1878. Краткий исторический очерк о С.-Петербургском практическом технологическом институте. - СПб., 1878. - С. 80.
Модели гуманитарных и социально-экономических знаний, изучавшиеся во второй половине 60-х годов XIX в. в технических учебных заведениях, отличались друг от друга в зависимости от образовательных традиций учебного заведения, отраслевой принадлежности, подготовительного отделения. В соответствии с уставом от 1866 г.21, в Петербургском горном институте преподавалось богословие, один из иностранных языков по выбору, политэкономия и статистика, законоведение (применительно к горнозаводской промышленности).
Во второй половине 60-х годов XIX в. на подготовительном отделении Московского технического училища изучался Закон Божий, словесность, один из иностранных языков (по выбору), история, география. С 1868 г.22 на общих курсах училища слушатели должны были продолжать знакомиться с гуманитарными дисциплинами, которые преподавались на подготовительном отделении23. Существенное увеличение нагрузки на гуманитарные дисциплины в начале 70-х годов XIX в. связано с тем, что Московское техническое училище получило статус высшего учебного заведения. В феврале 1871 г. на Ученом совете обращалось внимание на преподавание Закона Божьего, русской словесности и иностранных языков в качестве основы для приобретения специальных знаний в гуманитарных дисциплинах во втором и третьем общих классах. Закон Божий - нравственное воспитание личности, а история - способствует «умственному развитию учащихся», подчеркивалось в административных документах Московского технического училища.
Во второй половине 80-х годов XIX в., в связи с сокращением учебной программы Петербургского института инженеров путей сообщения до трех лет, на первых двух курсах должен был изучаться весь блок общеобразовательных гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
В мае 1890 г. был введен пятилетний курс обучения для студентов, и гуманитарные дисциплины перешли: богословие, политэкономия и статистика на пятый курс, а законоведение - на третий и пятый.
В 1905-1917 гг. состав гуманитарных и социально-экономических дисциплин в высшей инженерной школе стал соответствовать Уставу о высших учебных заведениях от 1906 г.24.
Тенденции к унификации гуманитарных и социально-экономических моделей знаний наблюдались и в инженерно-промышленных институтах, находившихся в ведении Министерства путей сообщения и Министерства торговли и промышленности. В Петербургском институте путей сообщения в 1907 г. был впервые введен курс бухгалтерии. В то же время в Петербургском горном институте перестали преподавать политэкономию из-за
21 ПСЗ. 2-е изд. - т.41. - № 43397.
22 ПСЗ. 2-е изд. - Т.43. -№ 45931.
23 ЦИАМ. Ф.372. - Оп.4. - Д.З. - Лл.75. об. 77.
24 Изменения в проекте Общего устава императорских российских университетов при применении его к высшим техническим учебным заведениям Министерства народного просвещения; Устав высших технических школ. Проект, выработанный совещанием профессоров под председательством министра народного просвещения, графа И. Толстого в 1906 г. - СПб., 1906.
отсутствия преподавателя, что негативно сказалось на экономических знаниях студентов25.
Помимо основных курсов общеобразовательного и социально-экономического блока, технические учебные заведения периодически обращали внимание на необходимость эстетической и физической подготовки. В 1890 г. Петербургский институт инженеров путей сообщения поставил вопрос о необходимости преподавания студентам музыки и пения. Разрабатывались программы по физическому развитию, военному строю «наряду с воспитанием моральным, умственным, эстетическим и гражданским»26. В процессе внедрения культурных ценностей прошлого в общественную и личную практику, студент получал знание о мире, обществе, людях и становился готовым к жизни в обществе. Усвоение им культурных ценностей прошлого означает и усвоение образцов, норм поведения будущего технического интеллигента.
Неопределенная модель гуманитарного и социально-экономического знания в технических учебных заведениях в первой половине XIX в. складывалась из-за отсутствия четкого планирования нагрузки, увеличения учебных часов на инженерные дисциплины и проектирование, за счет уменьшения объема изучения общеобразовательных предметов. Не было преемственности и в организации процесса подготовки преподавателей. В середине XIX в. уже прослеживается тенденция к унификации гуманитарных и социально-экономических дисциплин в рамках отдельных ведомств и в системе инженерного образования в целом.
Следует отметить, что приобщение студентов к высоким образцам культуры происходило не только в рамках учебных занятий (прежде всего, в рамках гуманитарного образования), но и вне их. В этой связи можно говорить об определенных элементах салонной культуры, которая имела место во внеклассной работе учащихся.
Рассмотрим это на примере отдельных учебных заведений.
Горный институт
В 1722 г. в Санкт-Петербурге было открыто Горное училище, имевшее статут академии, куда принимались дети из дворянских семей, имевшие хорошую образовательную подготовку. Выпускники училища зачислялись шихтмейсте-рами и унтер-офицерами и по окончании образования поступали на казенные и частные заводы. С 19 января 1804 г. Петербургское горное училище получило статус Горного кадетского корпуса Департамента горных и соляных дел Министерства финансов, что явно принижало его образовательные возможности и загоняло в рамки среднего специального учебного заведения.
Во время правления императора Николая I Горный кадетский корпус был преобразован в военно-учебное заведение. Указом от 10 марта 1833 г. Петербургский Горный кадетский корпус был переименован в Горный инсти-
25 Журналы Совета Петербургского института инженеров путей сообщения за 1907-1908 гг. -СПб.. 1908-1909; П. А. Пальчинский Замечания по поводу причин малой подготовки к самостоятельной работе, даваемой специальными высшими школами молодым инженерам и о способах изменения такого положения. - Харьков, 1907. - С. 8: РГИА. Ф. 25. - Оп. 5. - Д. 90.
26 Там же. - Ф.381. - Оп.13. - Д.3545; Ф.990. - Оп.1. - Д.295; РГИА. Ф.25. - Оп.5. - Д. 190
тут. В соответствии с Положением от 25 июля 1834 г. это было уже закрытое военное учреждении27.
В 40-50-х гг. XIX в. в институте были проведены изменения, связанные со статусом учебного заведения, условиями приема и продолжительностью обучения, а именно: 1) институт превратился в открытое учебное заведение; 2) на учебу принимались слушатели всех сословий с шестнадцати лет; 3) уменьшился срок обязательной службы до четырех лет28.
Начиная с 5 июня 1866 г. Петербургскому институту Корпуса горных инженеров возвращается прежнее название - Горный институт. Прием был установлен с 16 лет. Принимались выпускники гимназии, а также вольнослушатели. Срок обучения был определен в пять лет. На последних двух курсах слушателям читались специальные предметы по горному и заводскому разряду. В соответствии с Положением 1896 г. были упразднены специализации «Горный разряд» и «Заводской разряд», а в названии института появилось имя Екатерины II.
Воспитанник Горного корпуса29 в своих воспоминаниях от 1805 г. писал что, после каникул, в августе, а иногда и гораздо позже, происходили публичные экзамены по случаю выпуска из Корпуса кончивших курс наук. Процитированный отрывок из его воспоминаний дает возможность представить то разнообразие видов искусства, которые развивались в Корпусе. Несомненно, что в рамках гуманитарного образования происходило формирование эстетических наклонностей кадетов, но не только.
27 В 1834 г. Департамент горных и соляных дел был преобразован в военизированное Главное управление горных и соляных дел, состоящее из Департамента штаба корпуса горных инженеров, горного аудитора. На горных заводах были сконцентрированы военные команды /См. Н. П. Ерош-кин Указ. соч. - С. 164.
28 А. М. Лоранский Исторический очерк горного института. - СПб., 1873. — С. 46.
29 «За месяц до такого важного события в Корпусе все приводили в лучший вид: везде красили, чистили, мыли. Всякий день учили танцевать, маршировать, петь, фехтовать; сочиняли увертюры и симфонии и репетировали. Кадеты-стихотворцы писали прощальные куплеты. Наконец, наступал праздничный день. В 11 часов утра в конференц-зале собирались-высшее духовенство, министры, сенаторы, члены дипломатического корпуса и другие знатные особы, а также известные писатели и ученые. Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский нередко делали честь Корпусу своим присутствием. Акт начинался испытаниями по Закону Божьему, горным наукам, физике и химии, причем проводились лабораторные опыты. После экзамена, длившегося не более трех часов, посетители рассматривали произведения выпускников по рисованию, черчению и каллиграфии. После посещения музея всех приглашали к обеденному столу, где во время обеда играл оркестр. После обеда духовенство разъезжалось, а светские особы снова вступали в конференц-зал и занимали свои места. Отворялись двери из смежной танцевальной залы, раздавался торжественный марш, и кадеты в парадной форме входили тихим шагом, младшие впереди. Подойдя к середине кресел с почтенными особами, расходились, как в полонезе, обращая глаза на посетителей, потом опять соединялись в пары, проходили стройными рядами между колонн залы и по команде останавливались во фронт. Тогда инспектор классов или помощник его читал годовой отчет о состоянии учебной части в Корпусе, а затем следовала раздача наград. После раздачи наград начинался концерт.
Кадеты, под руководством своего капельмейстера, разыгрывали любимые в то время увертюры из «Калифа Багдадского», «Одалиски», «Красной шапочки». «Весталки» и другие музыкальные произведения. Потом следовало хоровое пение из разных опер и заключалось, по обыкновению, прощальными куплетами в честь начальства. Лишь только умолкали последние звуки музыки, вмиг уносили пульты и музыкальные инструменты и начиналось фехтование на рапирах и эспадронах. Вечер торжественного акта всегда заканчивался танцами //Воспоминания бывших питомцев горного института. - СПб., 1873.-С. 129-139.
Фрагменты архивных материалов дают нам право сделать вывод, что и элементы салонной культуры использовались при эстетическом воспитании учащихся. Конечно, речь не идет о салонах аристократического типа в их традиционной форме. Можно говорить лишь об элементах салонной культуры, когда после учебы сами кадеты или под руководством преподавателей готовили музыкальные вечера, ставили спектакли и пр. Почему это элементы салонной культуры? Во-первых, не стоит забывать, что в рассматриваемый период воспитанники Корпуса - это представители дворянства, носители салонной культуры. Во-вторых, занятия происходили в тесном кругу единомышленников, что говорит об особой форме эстетического общения, напоминающей салонное общение. В-третьих, здесь приобщались к искусству, не только познавая, что есть высокое искусство, но и участвуя в тех или иных его видах
Архивные материалы дают основание полагать, что очень часто в Корпусе проходили театральные представления, которые готовили сами кадеты. Кадеты полюбили театр, и многие из них так хорошо исполняли свои роли, что театральные представления Горного корпуса славились в Петербургском обществе. Некоторые бывшие воспитанники Горного корпуса стали знаменитыми актерами (Василий Андреевич Каратыгин, Иван Петрович Борецкий, Илья Васильевич Орлов и Василий Васильевич Самойлов).
В Корпусе формировались свои эстетические традиции, которые передавались последующим выпускам.
Следует отметить огромную роль преподавателей и руководства училища, которые всячески поддерживали у студентов любовь к прекрасному, сами неоднократно участвовали в подготовке театральных представлений, музыкальных вечеров. В этой связи необходимо отметить одного из лучших управляющих Горного корпуса Егора Васильевича Корнеева. Он был человек высокообразованный. Знал прекрасно языки, в особенности греческий и латинский. Управляя институтом, он заботился и о специальном образовании и подобно своим предшественникам поддерживал изящные искусства. При нем было введено обучение игре на фортепиано для желающих и устроен небольшой театр, на сцене которого выступали учащиеся. Он всячески поощрял и занятия кадетов искусствами.
С 1832 г. на преподавание изящных искусств были приглашены: академики Иван Еремеевич Яковлев, Тимофей Васильевич Васильев и Яков Васильевич Васильев - уроки рисования; Федор Иванович Эбергардт, сын известного танцмейстера бальной труппы императорских театров - уроки танцев.
В 1866 г. Горный институт преобразован в высшее специальное открытое учебное заведение. Постепенно в программах института отменяются эстетические предметы, заменяются на новые специальные дисциплины. Остаётся только изучение иностранных языков. Начальную подготовку в институт берут на себя гимназии. Об атмосфере гуманитарной среды в институте в своих воспоминаниях высказывались выпускники.
Институт инженеров путей сообщения
Развитие институтов инженеров путей сообщения было одним из основополагающих в истории становления высшего технического образования в России XIX в. В 1809 г. в России было учреждено Главное управление водных и сухопутных путей сообщений, а вслед за этим 20 ноября того же года состоялось открытие Института корпуса инженеров водных и сухопутных сообщений. Россия нуждалась в специалистах для создания эффективной транспортной системы как для промышленности, так и для армии. Транспорт необходимо было обеспечить компетентными кадрами. Петербургский институт корпуса инженеров водных и сухопутных сообщений стал закрытым военизированным техническим учебным заведением, учебный курс которого был рассчитан на четыре года. Здесь готовили специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений, в том числе шоссе, мостов, водных каналов, портов, в дальнейшем - железнодорожных и гражданских сооружений.
В 1823 г. институт был преобразован в закрытое учебное заведение по типу кадетских корпусов, с включением в план военных предметов. Сюда принимались только дети дворян. Высокая плата за обучение придавала учреждению элитарный характер, и гарантировала расширение дальнейших льгот при устройстве на военную или гражданскую службы.
В 1828 г. было принято решение принимать в институт юношей с пятнадцатилетнего возраста и обучать их шесть лет с последующим присвоением офицерского чина для службы по корпусу инженеров путей сообщения. В 1843 г., имея статус закрытого военного заведения, Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения ввел прием слушателей из дворян с пятнадцатилетнего возраста на восьмилетний курс обучения. Образование делилось на общее и специальное. В трех последних классах слушатели получали профессиональное образование и выходили из института прапорщиками, подпоручиками и поручиками (без офицерского звания) корпуса инженеров путей сообщения или чиновниками в ведомстве путей сообщения.
В конце XIX века остро встал вопрос о создании еще одного высшего учебного заведения этого же профиля, которое было открыто в 1896 г. в Москве. Московское инженерное училище создавалось по типу английского технологического колледжа. Московское училище готовило специалистов для работы при постройке зданий, сооружений, железных дорог. С 1896 по 1904 г. в училище курс обучения был рассчитан на три года, затем слушатели направлялись на двухгодичную практику. Выпускникам училища присваивалось звание инженера-строителя. Училище было закрытым учебным заведением, и проживание в общежитии было обязательным для слушателей. Только в 1913 г. Московское инженерное училище было преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения, а срок обучения увеличился до пяти лет.
В годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) в связи с трудностями, обусловленными войной, в Петроградском и Московском институтах инженеров путей сообщения возникла необходимость в их реорганизации.
Так же, как и в ряде других технических вузов, в этих учебных заведение также большое внимание уделялось гуманитарному, в том числе и эстетическому образованию.
В гуманитарный цикл образования в институтах входила риторика как предмет словесности. Она учила молодого человека не только правильно говорить, но и излагать свою мысль глубоко и ярко.
Помимо изучения словесности в институте уделяли много времени гимнастике, фехтованию, танцам, пению. Эти предметы велись во всех классах. В 1898 г. в программу обучения было введено преподавание музыки. Преподавателем и дирижером студенческого оркестра был артист императорского театра Э. И. Келер. Заведовал оркестром Д. А. Лебедев. На протяжении всей истории вуза создавался музей.
Можно констатировать, что через занятия гуманитарными науками, обучению искусствам наследовались лучшие образцы культуры, влияя на личность учащегося. В этой связи, как справедливо отмечает И. К. Кучмаева, «содержательная сторона механизмов наследования культуры преломляется через сложную призму интеллекта, чувств, потребностей, интересов и особенно идеалов индивида. Чем более высокие идеалы имеет в виду человек, тем тоньше, изысканнее, «притязательнее» эти механизмы»30.
Так же как и в Горном институте, и в Московском, и в Санкт-Петербургском институтах, имели место элементы салонной культуры. На внеклассных занятиях приобщались к различным видам искусства: устраивали танцевальные, музыкальные вечера, театральные спектакли, обсуждали стихи, прозу, написанную самими студентами.
Следует отметить, что уровень освоения культурного, и в частности, эстетического наследия был так высок, что многие выпускники в последующем связали свою жизнь с искусством.
Так, один из студентов первого выпуска, А. Ф. Львов был командирован для производства работ в военные поселения Новгородской губернии. А. Ф. Львов прослужил инженером после окончания института 8 лет до 1825 г. Но одновременно занимался музыкой, которой предпочел заниматься, покинув службу. В последствии А. Ф. Львов известен как крупнейший представитель русского скрипичного искусства первой половины XIX в., знаменитый композитор, скрипач, дирижер, писатель. Будучи флигель-адъютантом императора Николая I и директором певческой капеллы, мог выступать лишь в салонах и музыкальных кружках. Публичные концерты давал только за границей. Именно он написал по поручению Николая I гимн «Боже Царя Храни», на слова В. А. Жуковского. А. Ф. Львов был автором опер: «Бланка», «Ундина», «Русский мужичок», «Варвара», переложения
30 История института инженеров путей сообщения за первое столетие 1810-1910 гг. - СПб.. 1910.-С. 500.
для хора и большого оркестра «Stabat Mater» Перголезе и многих сочинений для церковного пения, его перу принадлежат статьи «О пении в России», «О свободном или несимметричном ритме».
Еще один известный выпускник Института путей сообщения русский писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский в своей книге «Гимназисты. Студенты. Инженеры» вспоминал о своих годах учения в институте.
Н. Г. Михайловский (псевдоним - Гарин) родился в Петербурге, в семье дворян. Окончил Институт путей сообщения в Петербурге в 1878 г. Проявил себя как талантливый инженер, работая на строительстве крупных железных дорог, в том числе Великого Сибирского пути. Одним из увлечений
Н. Г. Гарина-Михайловского была литература. Наиболее значительные его произведения - тетралогия «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (1906).
Свой столетний юбилей институт отпраздновал в 1910 году31.
Московская практическая академия коммерческих наук32
К столетию Московской практической академии коммерческих наук в 1910 г. вышел сборник статей, авторы которых описывали историю Академии с 1810 по 1910 г., касались организации педагогического процесса, в том числе не только его основного научного направления - экономического, но и гуманитарного образования.
В 1804 году на средства московского купечества было основано в Москве коммерческое училище. В том же 1804 г. К. И. Арнольд создал частный коммерческий пансион, который впоследствии стал Московской практической академией коммерческих наук. Здесь могли получить образование дети дворян и купцов первой и второй гильдий. В 1806 г., по ходатайству представителей именитого московского купечества, император Александр I дал название пансиону «Практическая коммерческая Академия», которое она сохранила до 1835 г., когда император Николай I дал ей новое название «Практическая Академия коммерческих наук».
Академия существовала на пожертвования московских купцов. Официально Академия была открыта в 1810г. на основе устава. Московское купечество взяло Академию на свое иждивение. Впоследствии Академия имела ряд попечителей (князя Д. В. Голицина, князя А. Г. Щербатова, графа А. А. Закревского).
В Уставе Академии перечислялись основные предметы не только по естественным наукам, но и по гуманитарным - церковное пение, чистописание, рисование и танцы. Полный курс обучения составлял 8 лет.
Большое внимание в Академии уделялось эстетическому образованию, которое происходило не только на занятиях, но, главным образом, во внеклассной работе. Именно здесь проявляются наиболее ярко черты транслируемой салонной культуры, что отразилось в частности, в существовании камерного театра.
31 Хотя Академия являлась не техническим вузом, а как бы вузом, расположенным на стыке технических и гуманитарных наук.
32 Столетие Московской практической академии коммерческих наук. - М., 1910. - С. 425-430. 176
В воспоминаниях питомцев Академии отмечался факт существования домашнего театра, который помещался в большом академическом зале. 16 февраля 1816 г. в домашнем театре было поставлено несколько пьес в пользу инвалидов 1812 г. Д. Т. Ленский, учившийся в то время в одном из младших классов Академии, с восторгом рассказывал о превосходной игре одного из старших воспитанников Академии33.
Помимо актерской игры и декламации, немалое место в театральных занятиях занимала и музыка в виде хоров, кантатных вокальных номеров, инструментальных интерлюдий. Звучала танцевальная музыка (юные актеры танцевали). Всему этому их надо было учить. И спектакли школьного театра были настоящей, хотя и своеобразной формой художественного образования.
С помощью преподавателей в стенах Академии проводились музыкальные вечера и домашние концерты, детские спектакли, в которых принимали участие только воспитанники, совершались экскурсии; ученики посещали московские театры и публичные лекции, т. к. считали, что восприятие культуры не дано человеку от природы, его нужно воспитывать. В учениках поощрялась любовь к музыке, рисованию, пению, танцам.
В 1859 г. руководителем Академии Модестом Яковлевичем Киттарой были изменены параграфы Устава Академии. Соответственно трем особенностям человека: ума, воли и чувства, образование разделилось на умственное, нравственное и эстетическое. Умственное, в свою очередь, делилось на общее и специальное.
16 декабря 1860 г. состоялись торжества по случаю пятидесятилетия Академии. В них принял участие студенческий хор и оркестр, которые исполнили кантату, сочиненную преподавателем русского языка Д. П. Сергиевским и положенную на музыку Кралем. Торжество закончилось гимном, который исполнял оркестр и хор воспитанников. После этого состоялся обед в честь юбилея, затем молодежь открыла танцы, танцы сменились песнями.
1860-1885 гг. Академия начала при покровительстве попечителя, московского военного генерал-губернатора П. А. Тучкова, который привнес много преобразований в Академию. Затем его сменил князь В. А. Долгорукий. Число учащихся с 1861 по 1885 гг. увеличилось с 289 до 330 человек. Были учреждены специальные стипендии. Традиции, которые были заложены в пятидесятые годы в гуманитарном образовании студенчества, успешно развивались и в шестидесятые годы XIX века.
В 1863 г. был организован ряд литературных вечеров с благотворительной целью. Вот несколько тем вечеров: С. М. Соловьев «Исторический очерк», Д. И. Буслаев «Литература русской иконописи», М. П. Щепкин «Русский город», Д. П. Иванов «О русском театре в старину», И. Ф. Горбунов «Сцены из народного быта», А. Г. Белопольский «Сцены из Гоголя», В. П. Клюшни-ков «Сцены из комедий Островского».
В музыкальных вечерах принимали участие Н. Г. Рубинштейн, Е. Е. Дитрих, Н. А. Блюменталь, Э. О. Вивьен, Г. А. Доор, Л. А. Белополь-
33 История Московской практической академии коммерческих наук. - М., 1860. - С. 549.
ская. В вокальном отделении участвовали А. С. Раппорт, П. И. Ильин, Е. Ф. Ян и хор воспитанников под управлением П. П. Булахова.
В Академии поощрялась любовь к чтению. Были открыты две комнаты в квартире инспектора М. Я. Китары, где воспитанники могли читать книги из его библиотеки. В квартире инспектора проходили уроки пения и музыки. Для музыкальных занятий было приобретено несколько роялей.
В 1863 г. в Академии князь Владимир Федорович Одоевский прочел несколько лекций, в которых ознакомил хор с основами музыки и с древним церковным пением. Литературные вечера проходили один раз в неделю и состояли из двух отделений. В промежутках воспитанниками исполнялись музыкальные номера. Программа вечеров состояла из чтения оригинальных произведений: стихотворений, рассказов, научных статей, из критического разбора их, а также из чтения классических произведений русской литературы.
В данном высшем учебном заведении особенно ярко прослеживаются элементы салонной культуры через основную ее функцию - эстетическую. Эстетическая функция, в свою очередь, конкретизировалась в литературной, музыкальной, театральной. Она воплощалась не только в определенном творчестве, но и формировании определенных эстетических вкусов, идеалов. Не менее важны и иные подфункции: культурно-воспитательная; регулятивная; компенсаторно-релаксационная.
Особое место в организации преподавательской работы Академии занимал инспектор Иван Михайлович Живаго. Он проработал в этой должности 30 лет (1866-1896 гг.).
Один из бывших учеников Академии вспоминал об Иване Михайловиче Живаго34.
34 «Ежедневно перед началом уроков все воспитанники собирались в малом зале. Расставленные в два ряда вдоль стен малого зала, мы еще продолжали жить нашими заботами.... но жужжание огромного улия мгновенно стихало-это входил в умолкнувший зал Иван Михайлович. В его руках Евангелие с несколькими закладками из бумаги и часто еще другая книга. Почти всегда он начинал молитву чтением того или другого листа Евангелия, поясняя текст примерами из текущей жизни, которое имело отношение к данному дню и тут уже читались целые страницы из русских историков. писателей и поэтов, отрывки летописей, народные былины и сказания. Это чтение продолжалось пространными толкованиями и объяснениями и языком, доступным всем возрастам. Живыми людьми делались для нас и Сергий Радонежский, и Дмитрий Донской, и Александр Невский, и Иоанн Грозный, и Петр Великий с Лефортом, Наполеон и Кутузов. Рассказы о Куликовской битве, о Полтавском бое, Смутном времени, Бородинском сражении, бегстве французов запечатлевались в наших головах живыми образами и картинами. И тут мы впервые осмысленно ознакомились и с народным творчеством, с Карамзиным, и с Пушкиным, и со Львом Толстым». Он вообще любил и умел пользоваться произведениями искусства, чтобы лучше и вернее обрисовать дух и характер эпохи, народа или мира. В одном из классов он присутствовал как-то при разборе баллады Гёте «Лесной царь». Чтобы вернее выявить образ лесного царя и настроение баллады, он обратился к музыке и, собрав среди дня в большом зале заодно уже все классы, попросил И. Л. Лабади сыграть Шубертовского «Лесного царя». И нам пришлось часть какого-то урока провести на неожиданном концерте.
В некоторые дни недели устраивались уроки танцев и гимнастики, не входившие в расписание обязательных занятий для всей школы: ими обучались исключительно все воспитанники, жившие в пансионе, причем самые уроки происходили по группам в несколько классов и не более одного раза в неделю для каждой группы. Учителем танцев был француз Монтасю, добрый, уже преклонного возраста, балетный артист Московского Большого театра, покинувший балетную труппу. Вечно во фраке и со скрипкою в руке, плохо говоривший по-русски. Он пробыл у нас год или два, а затем преподавание перешло к более молодому и энергичному В. А. Шашкину» //Речи и отчеты на торжественном собрании Московской практической Академии коммерческих наук. - М.. 1899. - С. 187.
В конце XIX- начале XX в. во главе учебного заведения по-прежнему находился князь В. А. Долгорукий, инспектором был И. М. Живаго, председателем Совета - А. И. Абрикосов. Доверие купеческого сословия к учебному заведению постоянно возрастало, количество учеников увеличивалось. Продолжая свою учебно-воспитательную деятельность. И. М. Живаго ввел с 1885 г. в еженедельное расписание классных занятий уроки танцев и гимнастики, сделав их обязательными для всех учеников, пансионеров и приходящих.
Число воспитанников с 1897 по 1906 г. выросло с 414 до 440 человек. В праздничные дни ученики под руководством воспитателей посещали музеи, картинные галереи, театры. Посещение утренних спектаклей в театре Корша входило в программу обычных праздничных развлечений воспитанников. Посещение театров пробуждало в воспитанниках желание воспроизвести на сцене виденное и слышанное ими, вследствие чего были поставлены и проведены ряд спектаклей и концертов. Воспитанники ставили под руководством своих воспитателей, пьесы Е. В. Орлова, сцены из комедии «Лес» А. Н. Островского, комедию Д. А. Фонвизина «Недоросль».
Ученические вечера с приглашенной публикой, устраиваемые Академией, изменили свой характер: вместо прежних роскошных балов, на которых танцевала вся купеческая молодежь, в стенах Академии стали устраиваться более скромные литературно-музыкальные вечера, где исполнителями выступали, главным образом, воспитанники Академии. Следует отметить, что в этот период по просьбе воспитанников и по их инициативе продолжали работать литературно-музыкальные собрания (очень близкие по форме к салону). В 1907 г. состоялись три собрания: первое - в память 25-летия со дня кончины известного русского педагога и общественного деятеля Н. И. Пирогова, второе - в память Г. И. Успенского, третье - 19 февраля было посвящено дню освобождения крестьян от крепостной зависимости. В память 50-летия со дня кончины величайшего русского композитора М. И. Глинки был устроен литературно-музыкальный вечер. В 1908 г. - вечер, посвященный писателю И. С. Тургеневу и композитору Э. Григу.
Подводя итог всему сказанному, надо отметить, что гуманитарное образование было неотъемлемым звеном в учебном процессе Академии, т. к. понималось как некоторая универсальность, «энциклопедичность» и достигалась сочетанием определенных дисциплин и последовательностью их изучения.
Подведем итоги.
1. Проведенный анализ образовательных программ ряда высших учебных заведений XIX в. показал, что в них значительное место отводилось гуманитарному образованию, поскольку понималась его огромная роль в формировании личности студента. Неслучайно для настоящего исследования были выбраны высшие учебные заведения негуманитарного профиля, прежде всего, технические вузы. Если в начале XIX в. как таковая система гуманитарного образования в рассматриваемых вузах не сложилась, то в
дальнейшем можно говорить об унифицированности такого образования.
2. Следует обратить внимание, что на уровне руководства высших учебных заведений сложилось четкое мнение, что воспитание человека и гражданина, приобщение к высоким образцам культуры, к самому процессу культурного наследования, который предполагает не только пассивное усвоение культурных норм и ценностей, но и дальнейшее их творение, возможно, в первую очередь, через гуманитарное знание. При этом гуманитарное образование предполагало не только усвоение собственно гуманитарных знаний, но и приобщение к тем или иным видам искусства.
3. Немаловажный фактор в данном случае - социальное происхождение самих обучающихся. Как правило, это были представители дворянского сословия. Поэтому их надо было обучать и воспитывать соответствующе именно данному сословию, что предполагало не только интеллектуальное, но и эстетическое развитие, привитие норм определенной культуры, присущей этому сословию.
4. В связи с указанными обстоятельствами можно говорить об элементах салонной культуры, транслирующейся в стенах высших учебных заведений того периода. Трудно это назвать салонами в традиционном употреблении в культурологии данного понятия, поэтому следует констатировать существование лишь элементов салонной культуры, а именно: проведение внеклассных занятий, по форме напоминающих камерное общение, основная цель которых - приобщение учащихся к искусству. Это могли быть и литературные, музыкальные вечера, где литературные или музыкальные произведения исполняли сами учащиеся, и спектакли домашнего театра и пр.
Уровень таких исполнений мог быть достаточно высок, что подтверждается тем, что некоторые из выпускников вузов связали свою жизнь в дальнейшем с искусством.
5. Через салонную культуру обучающиеся были вовлечены в процессы культурного наследования, они, с одной стороны, усваивали нормы и идеалы высокой культуры, но, с другой, - выступали в роли ее творцов в дальнейшем. Выпускники высших учебных заведений дворянского сословия были готовы к участию в высших салонах Петербурга и Москвы, поскольку образцы салонного общения они во многом почерпнули, находясь в стенах высших учебных заведений.