Т. ЕСЕНОВА, профессор, директор Гуманитарного института
Калмыцкий государственный универси-. тет представляет собой современный тип классического университета. Это определяет научно-образовательный профиль нашего вуза, в котором сложились школы и направления, занимающие ведущие позиции в некоторых областях гуманитарных знаний.
Лингвистические исследования ученых КалмГУ направлены на изучение языковой ситуации многонациональной республики, тенденций ее развития в условиях современной России. Сложные межнациональные отношения, приводящие в отдельных регионах к вооруженным конфликтам, актуализируют тему, связанную с выработкой рекомендаций по улучшению языковой компетенции разных категорий населения
- с учетом особенностей функционирования государственных языков в национальной республике. Лингвисты подробно изучают применение каждого из языков в разных жизненных ситуациях, вырабатывают конкретные меры по улучшению языковой обстановки и повышению культуры речи. Лингвистические исследования, помимо научного и образовательного значения, имеют практический выход, т.к. помогают органам власти принять соответствующие законодательные акты, что снимает общественное напряжение.
Калмыкия, одна из 21 республики РФ, является полиэтническим регионом, в ней проживают представители свыше 90 национальностей и народностей. Более 50% населения республики составляют калмыки, 37% - русские. Здесь проживают также даргинцы, чеченцы, казахи, украинцы, белорусы, немцы, эстонцы, корейцы и др. Под влиянием
Гуманитарная наука в КалмГУ
общественно-политических изменений последних лет в РК происходит миграция населения, меняются национальный состав, уровень образования и другие социологические параметры общества, что влияет на лингвистическую ситуацию.
Калмыкия, как и в целом Российская Федерация, является уникальной республикой с точки зрения лингвистического разнообразия. Каждый представленный в ней язык нуждается в бережном отношении и государственной поддержке. Все полиэтнические регионы мира сталкиваются с необходимостью решать языковые проблемы, стремятся не допускать языкового экстремизма, предотвратить языковые конфликты, которые могут приводить к вооруженным столкновениям. Этими общественнополитическими факторами руководствуются в своих исследованиях и лингвисты нашего университета, исходя из того, что анализ лингвистической ситуации в Калмыкии, сложившейся после распада СССР, при обострении национальных отношений в РФ, чрезвычайно актуален.
Главным фактором языковой ситуации в РК на современном этапе является все воз-
растающая роль русского языка, сужение сферы применения калмыцкого языка. Хотя эти языки юридически равноправны, фактически они различаются сферой использования:русский язык не имеет ограничений распространения, это язык обучения, информации, науки, культуры, делопроизводства, специальности и ежедневного общения. Состояние калмыцкого языка вызывает тревогу. Молодые калмыки не знают родного языка, отходят от национальных традиций, среди молодежи активно проходит процесс русификации и глобализации. Это положение сложилось в результате взаимодействия объективных причин; однако, на наш взгляд, главной причиной явилась национально-государственная политика, проводимая в СССР.
Из-за близости с Северным Кавказом, охваченным военными конфликтами, Калмыкия становится сегодня одним из уязвимых регионов страны. Особое значение при этом приобретает изучение лингвистической ситуации, в которой могут просматриваться наиболее опасные тенденции межэтнических взаимоотношений. Влияние языковых проблем на общественно-политическую обстановку в регионе специалистами рассматривается в соответствии с представлениями о составе, динамике населения, миграционных процессах в целом в стране, регионе, республике. Если объектом государственного и регионального уровней являются масштабы миграции населения, связанные с распадом СССР и формированием новых рынков труда, то республиканского
— исторически сложившиеся состав и динамика населения, наметившиеся тенденции в их распределении. Дело в том, что на эти
тенденции чутко реагирует язык, отражая их на всех уровнях своей структуры и формируя языковое сознание, вкус и моду говорящих.
Определяющим фактором лингвистической ситуации в Республике Калмыкия, как и на всей территории РФ, является государственный статус русского языка. Однако культура русской речи как этнически русских, так и калмыков не отвечает требованиям норм кодифицированного литературного языка. В последние годы научно осмыслены особенности функционирования в РК русского языка, имеющего статус государственного (Есенова, 1999, 2003; Есенова, Кугультинова, Джушхинова, 1999).
Исследование русской разговорной речи в Калмыкии было начато под руководством известного лингвиста проф. Саратовского госуниверситета О.Б. Сиротининой. Этот бесценный полевой материал уникален, поскольку в нем запечатлена разговорная речь уходящей эпохи, язык конца ХХ века, язык тоталитарного государства. Многих информантов уже нет в живых, поскольку записывалась в первую очередь речь представителей старшего поколения, но остались записи их речи, по которым мы узнаем, как жилось людям в то время, о чем они мечтали, как смотрели на мир и какими они видели себя. В сборе материала самое непосредственное участие принимали студенты-филологи, которые помогли зафиксировать повседневный язык эпохи. Научная работа по записи и исследованию живой разговорной речи Калмыкии проводилась при активной поддержке руководства Калмыцкого госуниверситета, в первую очередь проф. Г.М. Борликова
По результатам исследования была опубликована серия межвузовских сборников научных статей: «Взаимодействие языков и проблемы его изучения» (Элиста, 1985), «Культура русской речи в национально-территориальном аспекте изучения» (Элиста, 1987), «Региональные проблемы культуры речи» (Элиста, 1990). С 2003 г. в
КалмГУ издается межвузовский сборник научных статей «Русская речь в инонациональном окружении», в котором освещается состояние русского языка в национальных республиках РФ, обобщаются закономерности его функционирования в условиях языковой неоднородности. Кроме того, лингвистами КГУ опубликовано большое количество статей, тезисов в различных сборниках, прочитано много докладов на конференциях разного уровня, в том числе за рубежом.
В последнее время в связи с выполнением грантов Министерства образования РФ и РГНФ научно-исследовательский коллектив кафедры русского языка и общего языкознания сосредоточил свое внимание на таких интересных аспектах, как функционирование русского языка в телевещании национальных республик, национальнотерриториальные аспекты речевого общения, национально-территориальные особенности речевого поведения билингвов в разных сферах общения. В планах лингвистов
— создание галереи социолингвистических портретов Калмыкии: деятелей культуры, просвещения, науки, СМИ, политиков, бизнесменов, сельских тружеников. Специальной темой научного исследования является языковая личность нашего выдающегося современника — народного поэта Калмыкии Давида Кугультинова, в судьбе которого отражены ключевые события калмыцкой истории ХХ в. (Великая Отечественная война, депортация, ГУЛАГ, восстановление республики после реабилитации в 1957 г., застой, перестройка, демократизация). Таким образом, расширяются аспекты исследования того уникального лингвистического материала, который мы наблюдаем в нашей республике и который был собран за предыдущие годы.
Его анализпоказывает, что русская разговорная речь калмыков неоднородна. Качество ее зависит от социальных факторов: возраста, уровня образования, сферы деятельности конкретного лица. Наиболее важным среди этих признаков является воз-
раст, т.к. русская речь усваивалась калмыками разных поколений через разные формы, в разных условиях. Речь калмыков старшего поколения имеет яркую локальную окраску, формируемую влиянием родного языка. Частота и характер интерферентных ошибок зависит от экстралингвистических факторов, например уровня образования говорящего, ситуации речи. Русская разговорная речь людей среднего и младшего поколения в значительно меньшей степени подвержена интерференции. Гораздо большее влияние на данные группы людей оказывает окружающая просторечная стихия, жаргон, молодежный сленг. Ими усвоена система языка, трудности представляют норма и стилистика. Калмыцкая языковая личность проявляется в использовании определенной доли лексико-фразеологических средств родного языка, реализации таких постулатов, как вежливость, качество, количество. Она обнаруживается в тематике речи: отмечено, что калмыки оберегают свой внутренний мир, не принято говорить о благополучии, будущем, особенно детей, хорошем здоровье. Сдержанность — одна из ее черт, которая формировалась под влия-ниемумозрительного буддийского мировосприятия.
В лингвистических работах, выполненных за последние годы, изучаются проблемы грамматического, лексического, фонетического строя современного калмыцкого языка. Результаты исследований будут обобщены в новой версии «Академической грамматики калмыцкого языка», которая планируется в ближайшие годы. Исследования по калмыцкому языку основаны на обширном языковом материале: привлекаются архивные, публицистические, художественные, официальные, мемуарные и др. тексты, что позволяет создать достоверную картину строя языка в разных сферах его функционирования, в разных условиях. Панорама состояния калмыцкого языка ХУШ-Х1Х вв. воссоздана в работах проф. Сусеевой Д.А., Кокшаевой Н.О., Гедеевой Д.Б., основанных на документальных источ-
никах (переписка калмыцких ханов и членов их семей).
В современной Калмыкии все более заметную роль играет английский язык. Это определяется, во-первых, тем значением, которое он приобретает в общероссийской образовательной системе, во-вторых, определенным влиянием американской поп-культуры на русскую и национальные культуры и, в-третьих, тиражированием языковых заимствований посредством СМИ. Калмыцкий язык, о возрождении которого так много говорится, начинает тем самым испытывать дополнительную конкуренцию. Заметим, что у городских школьников знания по английскому языку выше, чем по родному языку. Сложившаяся ситуация отражает тенденцию современного мира к культурному и лингвистическому разнообразию, в рамках которой декларируется стремление к сохранению и упрочению языков национальных меньшинств и редких языков. При этом знание английского языка расширяет возможности знакомства с культурами стран, где он является важным средством выражения разнообразия культурных ситуаций. Не менее важным представляется тот факт, что английское слово многократно расширяет аудиторию, до которой можно донести сокровищницы своей собственной культуры. В связи с этим лингвистами КалмГУ изучение английского языка проводится с учетом реальной лингвистической ситуации, сложившейся в нашей республике. Так, рассматривается возможность применения опыта таких регионов Европы, как Каталония и Ирландия, где накоплен положительный опыт по сохранению языков этнических меньшинств. С этой целью проводятся семинары с участием ученых из Испании, Швейцарии, Ирландии, где успешно используется несколько языков.
Нашими учеными проводится исследование некоторых аспектов монгольскихязы-ков в сопоставительном плане: лексики (к.ф.н. Дарваев, Уланова А.Э.-Г.), фонетики, письменности (проф. Биткеев П.Ц., к.ф.н. Содмон Н.), интонации с применени-
ем современных методов исследования (проф. Есенова Т.С.).
Важное место в исследованиях ученых КГУ занимают проблемы межкультурной коммуникации и методика преподавания языков в поликультурной среде. В последние годы исследования сосредоточены вокруг таких тем, как характеристика разного типа дискурсов и концептов русской (проф. Есенова Т.С.), калмыцкой (проф. Есенова Т.С.), английской (Бадмаева Т.И., Катаева Н.А.), американской (Церенова Ж.Н.) лингвокультур, речевое поведение в условиях языковой неоднородности (к.ф.н. Джушхинова К.А.), разработка многоуровневой модели языковой личности, коммуникативные компетенции которой не ограничены одним языком (проф. Есенова Т.С., к.ф.н. Джушхинова К.А., Богрданова Т.Н., Босчаева Н.Ц., Дальдинова Э.О.-Г.).
В университете сложились литературоведческие школы по исследованию трех актуальных тем. Первое направление возглавляет известный исследователь творчества Сергея Есенина проф. В.И. Харчевников, в работах которого исследован фольклоризм поэзии гения русской литературы ХХ в., особенности поэтического слога его современников. В работах его учеников рассматриваются неисследованные аспекты творчества представителей Серебряного века русской литературы. Определенное место в мировом литературоведении занимают труды проф. З.И. Макаровой, посвященные теме войны в русской литературе ХХ в. Великая Отечественная война 1941— 1945 гг., будучи самым трагическим событием ХХ в., отразившимся в судьбах как целых народов, государств, континентов, так и отдельных личностей, является предметом научных изысканий историков, культурологов, лингвистов, а также литературоведов. В частности, в стенах КГУ проведены исследования поэзии Великой Отечественной войны. По архивным материалам, на основе фронтовой периодики, документов военных лет, забытых, полузабытых произведений создана поэтическая лето-
пись войны, история войны через судьбы военных корреспондентов, известных художников слова тех лет.
Изучение сокровищниц устного народного творчества народов, населяющих многонациональный край, является приоритетным направлением исследований фольклористов. В Калмыцком государственном университете находится центр по изучению памятника мировой культуры — эпоса «Джангар». За прошедшие годы силами ученых (проф. Кичиков А.Ш., Биткеев Н.Ц., Пюрвеева Н.Б.) составлен полный свод песен «Джангара», записаны, переведены на русский язык и проанализированы художественная форма и языковые средства разных версий эпоса, исследуются песенный фольклор, обрядовая поэзия калмыков, а также русский фольклор Калмыкии (проф. Пюрвеева Н.Б.), в котором находит отражение неповторимый мир степняков, запечатлен полет их фантазии, верования, предрассудки, стереотипы этнического сознания. Несомненно, эти работы помогут понять душу нашего народа, а значит, сделают нас ближе и понятнее другим народам.
Калмыки — монголоязычный народ, другое название народа — «европейские монго-
т
Улан Хонгру - Алый Лев
лы». Геополитическое положение калмыков, их историческая судьба, уникальный духовный мир, образ жизни, хозяйство, государственное устройство составляют предмет исследования историков, философов, культурологов и филологов. Нашими учеными история калмыков анализируется с момента вхождения в состав Российского государства (в 2009 г. отмечается 400-летие этого события). На сегодня изучены важные исторические вехи: трансформация кочевых обществ в новых геополитических условиях России XVII — начала ХХ вв. (проф. Батмаев М.М., Команджаев А.Н.), столкновение цивилизаций, вызвавшее чрезвычайные последствия в судьбах кочевых народов, миграционные процессы в Евразии (к.и.н. Дорджиева Е.В., проф. Колесник В.И.), вопросы этносоциальной интеграции кочевников в многонациональном Российском государстве, социальная организация, этническая культура и этносознание калмыцкого общества на разных этапах его истории (к.и.н. Горяев М.С.). Объектом особого внимания историков является изучение национально-государственного состояния Калмыкии в XVII—XVIII вв. (к.и.н. Цюрюмов А.В.), ее общественно-политического развития в конце ХХ века (к.и.н. Кекеева С.Н.).
Территория современной Калмыкии — уникальный объект диахронических исследований, по ней проходил Великий Шелковый путь, а в более ранние периоды ее населяли представители разных культур. В КалмГУ проводятся полевые исследования Северо-Западного Прикаспия, в которых активное участие принимают студенты. Ежегодно находки археологических экспедиций пополняют фонды краеведческого музея РК и нашей археологической лаборатории. На основе собираемой уникальной базы данных руководителем археологических исследований доц. П.М. Кольцовым изучены мезолит и неолит Северо-Западного Прикаспия.
Исследование советского этапа истории калмыцкого народа происходит с учетом
изменившихся реалий. Становление и эволюция партийно-советской элиты (к.и.н. Цюрюмов А.В.), сталинские репрессии и насильственная депортация калмыцкого народа (проф. Убушаев В.Б., к.ю.н. Убуша-ев К.В.), восстановление калмыцкой государственности и ее развитие в 60-70-е годы ХХ в. (к.и.н. Оглаев Ю.О., к.и.н. Лиджеева К.Ф.) — таков перечень активно и плодотворно изучаемых тем калмыцкой истории ХХ века.
Особое внимание наши ученые уделяют истории буддизма в Калмыкии. В последние годы наметилась тенденция к рассмотрению таких важных проблем, как уровень воздействия буддизма на социально-экономическую и политическую жизнь калмыцкого общества (к.и.н. Дорджиева Г.Ш.), влияние буддизма на этническое сознание и в целом на этнокультуру калмыцкого народа (проф. Наднеева К.А., к.и.н. Бакаева Э.П., к.и.н. Уланов М.С.). В ряде научных исследований обращено внимание на наличие в кал-
мыцком обществе добуддийских представлений (к.и.н. Бакаева Э.П.), актуализировалось рассмотрение взаимосвязи буддийской философии с религиозной практикой (проф. Наднеева К.А., к.и.н. Уланов М.С.). Этому способствуют возросшие тесные контакты с признанными центрами тибетского буддизма. Следует учитывать, что интерес к буддизму, проповедующему терпимость и ненасилие в обществе, значительно возрос в последние годы в связи с активизацией радикальных религиозных течений, межнациональных конфликтов, социальноэкономической нестабильностью в современной России.
Гуманитарные исследования, проводимые учеными КалмГУ, направлены на изучение истории, языков, культуры России и в особенности нашего региона. Благодаря их усилиям создается объективное представление о народах, населяющих наш многонациональный край, его прошлом, настоящем и будущем.
В. ИМЕЕВ, доцент, зав. международным отделом
Процессы глобализации и информатизации ставят перед учебными заведениями России совершенно специфические, неактуальные ранее задачи: необходимо найти свое место в складывающемся новом образовательном пространстве.
С целью оптимизации подготовки высококвалифицированных специалистов в создавшихся условиях Калмыцкий государственный университет с начала 2000-х годов принял программу более активного включения в общемировые образовательные процессы, повышения академической мобильности своих студентов и преподавателей, установления тесных связей с зарубежными партнерами.
Исторически сложилось так, что при-
В мировом образовательном пространстве
шедшие 400 лет назад с просторов азиатских степей западные монгольские племена обосновались здесь, на юге европейской части России. За эти годы народ создал особую культуру и мировосприятие, впитавшие
о
ш