УДК 378 Л. А. Волович
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА В ЛОГИКЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: гуманитарная культура, профессиональное образование, модернизация, модель реализации социокультурного ресурса учебного процесса, педагогическая технология, инновационный подход.
Рассмотрена модернизация среднего профессионального образования как диалектический процесс в многообразии его противоречий. Определены функционально-ролевые приоритеты гуманитарной культуры. Выявлен социокультурный фактор и предложена структура модели его реализации.
Keywords: humanitarian culture, vocational training, modernization, realization model society-cultural a resource of educational
process, pedagogical technology, the innovative approach.
Modernization of average vocational training as dialectic process in variety of its contradictions is considered. Is functional-role priorities of humanitarian culture are defined. It is revealed society-cultural factor and the structure of model of its realization is offered.
Идея модернизации получила в последнее время новый смысловой баланс [4,5]. Ее энергетика была и продолжает оставаться смыслом личностно-социально-профессионального поиска на всех уровнях образовательной политики. Наш
исторический и отечественный опыт свидетельствует о борьбе гармонии и дисгармонии в логике поиска. И именно в логике этого рода поисковой стратегии и тактики возникла острая необходимость выйти на уровень собственно модернизации профессионального образования. К тому же обращает на себя внимание тот механизм, через который и происходит энергетическая подпитка интеграционного ресурса данного типа модернизационного процесса.
Наша интеграционная логика модернизации профессионального образования достаточно узнаваема: исторический опыт, социальная заявка, реальные и потенциальные возможности, техникотехнологические ожидания, внедренческие механизмы и процедуры, гуманитарные функционально-ролевые мобилизационные и исполнительские версии. Вот и становится востребованной модернизация профессионального образования как диалектичный процесс со сложной, многоуровневой, да и динамичной прерогативой, непременно обретающей необратимый
противоречивый характер.
Смысл противоречий этого рода как раз и состоит в ожидании неординарной направленности как самого поиска, так и его творческих результатов, профессиональной результативности, судьбы, карьеры и прогресса. Гуманитарная культура в логике модернизации
профессионального образования, стало быть, и становится тем энергетическим ресурсом духовного потенциала личности будущего специалиста, через который выявляется его душевная открытость, динамичность и гибкость, операциональность и его мобилизационная целеустремленность.
Интерес к гуманитарной культуре в человеческом гражданском опыте был всегда. Он выражался в системном многоуровневом контексте, как со знаком «плюс», так и со знанием «минус». История человечества с его человекотворческой масштабностью неизменно заявляла о своей динамичности, дискурсивности, диалектичности на всех уровнях гуманотворческой судьбы индивида, группы людей, сообществ и коллективов. Именно в этом контексте и заявил о себе столь же масштабный ресурс человека как Homo sapiens (человека разумного), как носителя гуманотворческой культуры, гуманитарного образования, гуманотворческой образовательной ауры. Собственно говоря, в этом контексте и заявил о себе гуманитарный смысл общения и поведения людей всех категорий, в первую очередь на уровне человеческой, человекотворческой судьбы. Вот в этой логике и проявилась логическая ветвь модернизации смыслов и логическая прерогатива культуры во всех ее ипостасях, гуманотворческих замыслах, смыслах и версиях. Диалектическая прерогатива гуманитарной культуры и ее гуманистической маршрутности приобрела один из базовых критериев модернизации
профессионального образования.
Смыслы культуры в контексте «социокультурная динамика», заложенные в научный обиход Питиримом Сорокиным еще в 1924 году, к настоящему времени приобрели обновленную многоуровневую масштабность. Культура перестала носить просто перечислительный характер ценностных парадигм и закономерно выросла до энергоемкой прерогативы с широким спектром функционально-ролевых
ориентации. В этом контексте мы и ведем речь о гуманитарной культуре как о маршрутном ресурсе и резерве модернизации культуротворческого потенциала собственно профессионального образования. Наша смысловая заявка может и должна быть распространена буквально на все
категории профессиональных судеб студенческой молодежи и их карьерный рост. Здесь-то и содержатся, с нашей точки зрения, гуманитарнообразовательные механизмы врастания в аналитическую логику самовыражения и самоутверждения будущих специалистов. Вот в этом ресурсном комплексе механизмов и важно вывести обновленную теоретико-аналитическую прерогативу новой категории профессиональных работников на уровень диалектико-
операциональной инициативы с позиций нового же понятийно-категориально-терминологического багажа гуманитарной интуиции. Вот почему столь значимой становится опора на этого рода багажную интуицию и инициативу.
Смею утверждать, что именно поисковая операциональность педагогических работников в их общении со студенческой молодежью и со своими деловыми партнерами и выводит альянс гуманитарной культуры и маршрутов модернизации профессионального образования на принципиально новый, аналитически осмысленный маршрут государственной образовательной политики. Здесь и заложен смысловой маршрут профессионально-образовательно-педагогического поиска с его динамичностью, операциональностью, межличностной контактностью. Есть смысл назвать целый ряд этого рода операциональных смыслов же и инициатив. Они таковы: информация, инновация,
имплицитность, инаугурация, интернальность, иноязычность, интеграционность, инициативность, иносказатель-ность и парадоксальность. Этого рода смысловые поисковые маршруты педагогического анализа и выводят нашу аналитическую стратегию и тактику на уровень диалектичного альянса гуманитарной культуры и логики модернизации профессионального образования. Операциональная логика выбора поисковых приоритетов с гарантированной инициативой выводит всех участников нашей маршрутной схемы на уровень достойной творческой инициативы. Именно в этом контексте и следует определить свою маршрутную линию в логике целостного смысла и социокультурной парадигмы гуманитарной подготовки специалистов новых поколений.
Важно в логике нашей смысловой заявки определить функционально-ролевые приоритеты гуманитарной культуры. Новый смысл приобретает социокультурный критерий в качестве масштабной энергетики модернизации профессионального образования. Это должно быть распространено на смысловую парадигму социокультурного механизма его модернизационных маршрутов. На передний план здесь следует вывести категорию эстетического, полнее - социокультурного вкуса. Речь идет о творческой парадигме вкусовой инициативы всех категорий работников материального, духовного, коммуникативного производства, типа и профиля. В этом контексте художественно-эстетический вкус приобретает все более операциональный мобилизационный смысл.
Важно вести речь о проявлении и выражении личностно-группового и коллективномасштабного вкусового ресурса как об обязательном мобилизационном критерии результативной состоятельности творческой деятельности всех категорий работников - от проектантов и создателей до педагогов-практиков и студентов, наделенных операциональной инициативой.
Необходимо приобрести в контексте заявленной логики осмысленный гражданский пафос, о чем, собственно, и идет речь как об энергетическом ресурсе интеграции гуманитарной культуры студентов, преподавателей,
производственников, родителей и социальных заказчиков. Вероятность несомненна.
И еще один аргумент в контексте нашей смысловой заявки - логика обновления Государственных образовательных стандартов. Образовательные стандарты приобретают все больший смысл базового критерия модернизации отечественного образования [3]. Вот и настало время обновить ресурсную логику совершенствования, гуманитарной составляющей государственных образовательных стандартов. Здесь логика достаточно узнаваема и строго операциональна: от теоретических и
методологических критериев до художественно-эстетических аргументов. ГОС по гуманитарным предметам и критериальные масштабы обновления образовательной логики в новом,
модернизационном ключе и стиле становятся теперь уже не флюсовым аргументом новой смысловой прерогативы собственно гуманитарной
составляющей образовательной логики, а обновленным энергетическим ресурсом в двух предметно-критериальных срезах: гуманитарном и профессиональном.
Мы выходим на два новых уровня гуманитарной составляющей образовательной оперативности. Уровень первый - собственно гуманитарно-предметный механизм от истории и литературы до языковой и философской составляющей. Уровень второй - образная художественно-эстетическая аргументация базовых идей, ценностей, смыслов, придающих новую убедительность логике двух составных частей этого рода аргументации. Первая часть - выход на предметы собственно гуманитарного типа. Вторая часть - обращение к негуманитарным по смыслу и стилю предметам. Оперативность этого типа может, должна и будет приводить к духовной, социокультурной привлекательности,
продуктивности и мобилизационной щедрости.
Время неизменно вносит коррективы как в признанные теоретические профессиональнообразовательные модели, так и в педагогическую логику их внедрения. Нынешний период выработки и реализации образовательной стратегии и тактики особо нуждается в такой коррекции. Это обусловлено многими обстоятельствами, но, в первую очередь, - новым социокультурным
статусом образа жизни. И здесь в поле внимания -
молодое поколение граждан нашего Отечества. Кризисность нынешнего времени состоит в целом ряде, казалось бы, привычных социальных парадоксов. Это - резкое обострение социально-стратных ролей в обществе, современное выпячивание амбициозных урбанальных интересов, обострение этно-территориальных конфликтов, болезненное смещение отечественно-зарубежных приоритетов социокультурного типа, замена и подмена производственного интереса
потребительским во всех его разновидностях и др.
Совершенно очевидно, что вся эта социальная дисгармония оказалась
сфокусированной на молодежи. Именно в этом плане сказалась явная гипертрофия и молодежной субкультуры. Одно из проявлений такой
гипертрофии - в среде учащейся и студенческой молодежи.
Признаки данного рода дисгармонии достаточно узнаваемы. Они таковы:
• значительная потеря интереса к знаниям из-за их якобы невостребованности в процессе достижения жизненного благополучия и благосостояния;
• сенсационность мышления и приоритет краткосрочной информации;
• смена порочного типа социального двуличия в процессе образовательного общения.
Отсюда - неусидчивость, культивируемая безразличием к учебной деятельности и к
устоявшимся в отечественном опыте ценностям культуры. Происходит явная утеря
интеллектуальности и интеллигентности как качества личности гражданина независимо от его социального, профессионального, этнического,
половозрастного статуса. Учитывая при этом сложившийся в нашей педагогической практике стереотип вовлечения учащейся молодежи всех категорий в систему образовательных связей и отношений, возникла острая необходимость смены акцентов в выборе типа педагогической логики совершенствования учебно-воспитательного
процесса с использованием социокультурного компонента. Это актуально в связи с тем, что социокультурный фактор все больше становится доминантным в процессе формирования менталитета студенчества, а, стало быть, и в организации учебно-воспитательного процесса в вузе, ссузе, школе и во всей системе образования.
Наша концептуальная опора -динамический социокультурный стереотип личности специалиста нового поколения. Он является ресурсом системы профессионального образования, без опоры на который нет и быть не может непрерывного личностно-социальнопрофессионального становления специалиста и всей образовательной политики.
Динамический социокультурный стереотип личности - это гибкая система культурных ориентации, сложившаяся в образе жизни отдельного человека и непрерывно адаптируемая к меняющейся социально-производственной среде.
Адаптация может носить реальный, потенциальный, главное, - прогностический характер. Именно в этом контексте и следует вести речь о социокультурном потенциале как о комплексе культуро-творческих возможностей личности органично врастать в систему сложившихся или несложившихся ценностных связей и отношений. Ее социальная адаптивность проявляется в динамике прямых и обратных связей, что и служит источником духовного обогащения как самой личности, так и неизменно заявляющих о себе партнеров общения. Данный процесс может быть активным, пассивным, да и сочетающим в себе оба эти функционально-ролевые состояния.
Смысл динамики социокультурного стереотипа личности и состоит в достижении позитивного эффекта в реализации накопленного потенциала в целенаправленной и внушенной студентам установке на их ресурсно надежный профессиональный статус в модели социокультурной модернизации производственной отечественной палитры.
Сложилось множество знаковых систем в логике и модели отношения к продукту производственной деятельности, к его восприятию, использованию, а также включению в различные жизненные ситуации. Специалист - это одновременно производитель, потребитель и посредник в судьбе продукта производства, будь это производство материальное, духовное, сервисное. Продукты эти - а) все типы и виды транспортных средств, б) производственно-технические комплексы, в) одежда, г) объекты и средства строительной индустрии, д) продукты сельскохозяйственного производства, е) продукты духовной деятельности, закрепленные в произведениях литературы, изобразительного, дизайнерского искусства, СМИ.
Это выстроенное нами многообразие версий состояния производственно-деловой среды
закреплено и в многообразии же знаковых систем. Они по своему функционально-ролевому
выражению таковы: колористические, звуковые, линеарные, объемные, текстовые, двигательные, энергоемкие, коммуникальные и др. Очевидна
необходимость выработки стратегии и тактики достижения адекватности деловой, учебно-
производственной среды и учебно-воспитательного процесса в целом. Это относится в первую очередь к ссузам промышленно-производственного профиля. Особый раздел социокультурного оснащения учебно-воспитательного процесса - учебные заведения культуры и искусства. При всей профессиональной адресности социокультурного компонента учебно-воспитательного процесса и здесь есть свое полимодульное, интегративнохудожественное и общеобразовательное своеобразие.
Социокультурный фактор мы
рассматриваем как интегративное образование, представляющее собой социально и личностно ориентированный набор ценностей и традиций
культуры во всех ее видах и формах. Будучи включенным в учебно-воспитательный процесс, этот фактор становится сильным личностноэнергетическим средством адаптивности студентов к тем целям, задачам, содержательным компонентам учебной деятельности и процессу приобщения к ним, которые присущи всем типам учебных заведений непрерывного образования.
Модель реализации социокультурного ресурса учебного процесса в средней
профессиональной школе предполагает и по результатам нашего исследования обоснованно включает следующие элементы:
а) выработку алгоритма структурирования и
переструктурирования содержания конкретных
учебных дисциплин с учетом адаптантной
коррекции, соотношения социокультурных
ценностей базовых наук и соответствующих ценностей учебных предметов;
б) коррекцию нормативных целей обучения и воспитания студентов ссузов в процессе преподавания конкретных учебных дисциплин;
в) выбор тем, разделов, фрагментов базовых предметов, требующих своего усиления за счет использования социокультурных ценностей;
г) иерархизированный банк данных,
составляющих социокультурную компоненту
каждого учебного предмета;
д) соответствие требованиям ГОС на базе
соотношения федерального, национальнорегионального, отраслевого, конкретного
ссузовского уровня с учетом использования этнокультурных традиций региона;
е) логическую схему интеграции базового предметного и социокультурного компонентов;
ж) опору на принципы необходимости и
достаточности; доступности, привлекательности, соотношения реальных, потенциальных,
прогностических интересов динамического
социокультурного стереотипа их личности и др.
Использование социокультурного
компонента в учебном процессе как фактора, повышающего его гуманитарную эффективность, -особый раздел педагогической деятельности [1].
Во-первых, это целевой набор
социокультурных ценностей, традиций, явлений, фактов, ситуаций и комплекс адаптивных
механизмов включения их в учебный процесс. Исходя из социокультурных приоритетов студентов, которые ни при каких условиях игнорировать нельзя, можно выделить такое звено как художественная культура со всеми ее показателями.
Во-вторых, опорной становится мониторинговая диагностика уровней
подготовленности студентов по отдельным учебным предметам профессионального,
общеобразовательного профиля и социокультурного развития их личности.
В-третьих, особо актуальной становится социокультурная подготовка педагогов-
предметников, их общекультурный,
интеллектуальный статус.
В-четвертых, стрежневой становится педагогическая тактика осуществления
интегративных связей, предполагающая выбор этапа (упоминание, пример, аргументация, объект специального анализа, суммирование, интеграция) и методического подхода (иллюстрационный,
тезаурусный, идентификацион-ный,
парадоксальный, креативный и др.).
В-пятых, это последовательный переход от эпизодичного варианта к цикловому,
межпредметному и, наконец, к целостному, интеграционному предметно-социокультурному статусу учебного процесса. Логика обращения к установленной теме закономерно выводит нам на уровень выбора инновационный технологий. Традиционные педагогические технологии
достаточно разработаны. Их комплекс -информационные, проблемные, блочно-модульные, концентрированного и контекст-ного уровня, диалоговые, идентификационные и ряд других.
Инновационный подход к выбору
педагогических технологий формирования динамического социокультурного стереотипа личности специалиста нового поколения в учебновоспитательном процессе средней
профессиональной школы достаточно
прогностичен. Он вытекает из сложившихся
складывающихся ценностных ориентации личности студентов, в целом всей российской молодежи. Эти технологии опираются на достаточно сложившиеся и узнаваемые вкусовые предпочтения студенческой молодежи. Возникает острая необходимость выхода на интегративное компонование личностного социокультурного потенциала. Приоритетной является не привычный автономно-флюсовый технологический режим, а технологический
интеграционный альянс. Именно в таком ключе следует выделять инновационную установку на выбор гибкой, динамичной диверсификативности с ситуативно приоритетной социокультурной прерогативой.
На повестку дня в связи с установкой на художественно-эстетическую динамику в качестве социокультурного признака вкуса личности как ее духовной целостности выходит интерес к аудиовизуальной технологии. Вот и возникает множество вариантов интегративного набора педагогических технологий с акцентом на технологии аудиовизуального статуса. Именно: информационная - контекстная -
идентификационная - аудиовизуаль-ная; аудиовизуальная - проблемная - концентрированного типа; информационная - аудиовизуальная; идентификационная - аудиовизуальная; блочномодульная - проблемная - аудиовизуальная -информационная и т.д. Дело - за учебновоспитательной актуальностью, необходимостью и неизбежностью ответственности за формирование социокультурного потенциала личности студента ссуза как надежного специалиста отечественного производства.
Выход на инновационно-технологический режим организации учебно-воспитательного процесса [2] подтвердил нам доступность и эффективность социокультурной компоненты как продуктивного фактора подготовки специалиста нового поколения. Очевидны при этом и своеобразие пространственных социокультурных рядов, в разных случаях становящихся социально-психолого-педагогической доминантой как
предстоящей профессиональной, так и нынешней учебной деятельности. Это такие ряды, как нравственная привлекательность, удачливость жизненной перспективы, фоновый, речевой, имиджный, изобразительный, пластический, музыкальный. В соответствии с целями, задачами учебного процесса в конкретном варианте выстраивается социокультурная динамика по мере соотношения всех этих рядов. Поливариативность для каждого ссуза, учитывая его тип и профиль, студенческий коллектив и преподавательский потенциал, материально-техническую оснащенность и полноту здорового, компетентного общественного мнения, становится правилом.
Литература
1. Волович, Л. А. Компетентностный подход в
преподавании гуманитарных дисциплин в ССУЗ (концептуальные идеи) / Л. А.Волович [и др.]. - Казань: Изд-во Данис ИПП ПО РАО, 2008. - 23с.
2. Волович, Л. А. Технический вуз: реальность, прогноз и
перспективы воспитательной деятельности /
Л.А.Волович. - Казань, Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2010. - С.46-54.
3. Кирсанов, А. А. Инженерная деятельность и
профессиональная компетентность специалиста /
А.А.Кирсанов, В.В.Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та.. - 2010. - №12. - С.18-21.
4. Кирсанов, А. А. Методологические проблемы
инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики /
A.А.Кирсанов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №4. - С.228-249.
5. Овсиенко, Л. В. Педагогические инновации в
интеграционной модели непрерывного образования / Л.
B. Овсиенко // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. -№12. - С.262-268.
© Л. А. Волович - д-р филос. наук, проф., чл.-корр. РАО, гл. науч. сотр. Института педагогики и психологии
профессионального образования РАО (Казань), уукоп<1г@ mail.ru.