УДК 371
ГУМАНИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА
И.А. Столярчук
Аннотация. В статье представлены основные положения гуманитарной концепции формирования гендерной культуры подростка, состоящей из основания, ядра и следствия. Основание концепции строится на учете тенденции к трансформации гендерных норм в современном обществе, включает эмпирический и теоретический базис исследования. Ядро концепции составляют основополагающие категории, концепты и педагогические способы оценки эффективности формирования гендерной культуры подростка. Следствие концепции рассмотрено через практическую деятельность педагога (направления по формированию гендерной культуры подростка), методическое обеспечение процесса формирования гендерной культуры и новое педагогическое знание (технология, способы предупреждения педагогических рисков) в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: гуманитарная концепция, гендерная культура подростка, профилактика гендерной дезадаптированности, система дополнительного образования.
THE HUMANITARIAN CONCEPT OF FORMATION
OF GENDER CULTURE OF A TEENAGER
I. Stolyarchuk
Abstract. The article presents the main provisions of the humanitarian concept of formation of gender culture of a teenager, consisting of a base, core and effect. The base concept is based on the trend towards the transformation of gender norms in modern society, includes empirical and theoretical basis of the study. The core concepts are fundamental categories, concepts and pedagogical methods of assessment of efficiency of formation of gender culture of a teenager. The consequence of the concept examined through the practical activities of the teacher (directions for the formation of gender culture of a teenager), methodological support of the process of formation of gender culture and new pedagogical knowledge (technology, pedagogical ways of preventing risks in the system of additional education).
Keywords: humanitarian concept, the culture of gender of the adolescent, prevention of gender dezadorirovannoe, the system of additional education.
Современное российское общество характеризуется крайней противоречивостью условий гендерной идентификации подростка, важных для становления его гендерной идентичности, что вызывает у него затруднения в определении ценностных ориентиров в формировании гендерной культуры.
Ученые исследуют особенности формирования гендерной культуры (С.Г. Демченко, И.И. Лысова, Н.Е. Харламенкова и др.) в различных образовательных условиях. Однако анализ работ авторов показывает, что в ситуации социальной и гендерной трансформации общества, модернизации системы дополнительного образования, педагогическая наука пока не смогла предложить соответствующего современному состоянию российского общества понимания феномена гендерной культуры подростка, концепции ее формирования.
В новейшем философском словаре «концепция (лат. conceptio — понимание, единый замысел, ведущая мысль) — система
взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и проектирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике» [1, с. 505]. В педагогическом словаре концепция образования понимается как система взглядов на продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ [4, с. 65]. Мы под «педагогической концепцией» в контексте нашего исследования понимаем
основополагающий замысел, идею
педагогической теории, определяющей способ построения системы средств гендерного воспитания, стратегию педагогической
деятельности.
Считаем важным подчеркнуть, что применение разработанной нами
гуманитарной концепции формирования
143
гендерной культуры подростка дает возможность заменить традиционную плоскость проблематики педагогического исследования (полового воспитания в русле знаниевой парадигмы и полоролевого воспитания в контексте гуманистической парадигмы) на гендерное воспитание в русле гуманитарной парадигмы образования с проблематикой формирования гендерной культуры подростка в системе
дополнительного образования, которая находится в стадии своего развития. В данной статье ограничимся рассмотрением базовых идей концепции.
В основе любой гуманитарной концепции лежат идеи, утверждающие право на вариативность, множественность,
уникальность человеческих проявлений в реализации духовных и образовательных потребностей, «каждый человек неповторим в своих интересах, склонностях, способностях, в учебных и жизненных затруднениях и способах их преодоления. У него
неповторимы: окружение, семейные традиции, личный жизненный опыт, устремления. Обращенность к этим уникальным потребностям человека и поиску в их преодолении на пути к совершенству и означает гуманитарность в педагогической деятельности» [2, с. 21].
Гуманитарная концепция формирования гендерной культуры подростка в системе дополнительного образования детей (ДОД) как новое направление гендерной педагогики рассматривается нами как теория получения, преобразования гендерных знаний, ценностей, поведения подростка (становлении гендерной идентичности, формировании системы ценностей в гендерных отношениях, трансформации гендерного поведения), обеспечивающая педагогическую
профилактику гендерной дезадаптированности подростков в образовательном процессе ДОД. Как и в любой научной теории целесообразно выделение в ней основания (базиса), ядра и следствия (см. табл. 1).
Таблица 1.- Гуманитарная концепция формирования гендерной культуры подростка
Основание Ядро Следствие
1. Тенденция к трансформации гендерных норм в современном обществе 1.Основополагающие категории 1. Практическая деятельность педагога (направления по формированию гендерной культуры подростка)
2. Эмпирический базис 2. Концепты 2. Методическое обеспечение процесса формирования гендерной культуры
3. Теоретический базис 3. Педагогические способы оценки эффективности формирования гендерной культуры подростка 3. Новое педагогическое знание (технология, способы предупреждения педагогических рисков)
Основание концепции формирования гендерной культуры подростка состоит из трех блоков.
1. Тенденция к трансформации гендерных норм в современном обществе. Активное вовлечение женщин в производственный процесс нового типа, существенно снижает доминирующую социальную роль мужчины в современном обществе, выравнивание норм морали для женщин и мужчин, равенство в эмоциональной отдаче [3].
Глобализация общества сопровождается процессом модернизации системы
образования, в том числе и системы дополнительного образования. В российском образовании активизируется поиск ценностноцелевых ориентиров и путей формирования гендерной культуры в системе
дополнительного образования российского общества, нуждающейся сегодня в серьезной содержательно-процессуальной реконструкции, модернизации [5].
2. В качестве эмпирического базиса исследования нами использованы результаты предварительного опроса: 403 подростка в системе дополнительного образования детей г. Волгограда (ГБОУ ДОД Волгоградской области «Центр «Славянка», ГБОУ ДОД «Детский и юношеский Центр», МОУ СОШ № 9, 84, № 35), который показал наличие признаков гендерной дезадаптированности (затруднения в гендерной адаптации, общении с представителями другого пола и др.).
3. Теоретический базис опирается на
методологические основания, составляющие единство гуманитарно-целостного,
144
ситуационно-средового, культурологического и гендерного подходов. Гуманитарноцелостный подход (Н.М. Борытко, Н.М. Сергеев) признает право личности на уникальную стратегию формирования гендерной культуры, позволяющую достигать внутреннего единства в ходе существующей системы гендерной социализации,
препятствовать гендерной
дезадаптированности личности подростка. Ситуационно-средовый подход (Ю.С. Мануйлов, В.В. Рубцов, В.В. Сериков, Н.В. Ходякова, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий), позволяющий осуществлять ситуационное педагогическое проектирование воспитательных сред, расширяет и корректирует диапазон образовательных и воспитательных траекторий подростков, посещающих ДОД. Культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Е. Щуркова) рассматривает воспитание подростка как «человека культуры», предполагает оказание ему педагогической поддержки в становлении его субъектности в ходе формирования гендерной культуры как явления и процесса. Гендерный подход (Т.Е. Исаева, Е.Н. Каменская, С.Л. Рыков, Л.И. Столярчук и др.) дает возможность поиска эффективных методов гендерного анализа, влияния гендерной трансформации в современном обществе на систему образования и актуализацию процесса формирования гендерной культуры подростка.
Ядро концепции формирования гендерной культуры подростка включает три блока.
1. Основополагающие категории концепции формирования гендерной культуры как ценностно-целевого ориентира педагогической профилактики гендерной дезадаптированности подростка: гендерная
дезадаптированность, гендерная культура (гендерные стереотипы и установки, гендерная идентичность, гендерные нормы), гендерные роли, гендерный контракт «гендерный
дисплей», гендерная система, учебновоспитательный процесс. В данной статье остановимся на понятиях «гендерная
дезадаптированность» и «гендерная культура».
«Гендерная дезадаптированность» -неспособность подростка к преодолению кризиса гендерной идентичности,
внутриличностных затруднений в адаптации к взаимодействию со сверстниками и сверстницами, педагогами, родителями в осуществлении ими конструктивной
гендерной роли в ходе гендерной
социализации.
«Гендерная культура» в рамках данного исследования понимается нами как ценностно-целевой ориентир педагогической профилактики гендерной дезадаптированности подростка, как динамическое личностное новообразование, включающее гендерные знания, представления о нормах и ценностях, позволяющее личности подростка
преодолевать внутриличностные
противоречия, кризисы гендерной
идентичности; осуществление гендерного
самоопределения, достижение эффективной гендерной адаптации (к собственному Я, сверстникам, сверстницам, взрослым своего и другого пола), признающей право любой личности на вариативность, множественность гендерных проявлений; толерантное отношение к ценностям различных гендерных культур, установление многогранных диалогичных гендерных взаимоотношений, способствующих успешному конструктивному гендерному взаимодействию,
препятствующему гендерной
дезадаптированности.
2. Концепция формирования гендерной культуры подростка в системе дополнительного образования детей как ценностно-целевой ориентир педагогической деятельности включает содержательный, процессуальный и организационный концепты. Понятие «концепт» в современной науке имеет многозначное толкование: и как
совпадение «концепта», и как «понятия», и разведение их, и как «единица» анализа педагогической реальности (Н.В. Бордовская). Мы вслед за исследователями (Н. Арутюнова, В.И. Карасик, С.С. Неретина, Г.Г. Слышкин) понимаем сопряженность «концепта» с некоей потенциальностью, замыслом.
Содержательный концепт -
определяющий сущность гендерной культуры как динамического образования личности подростка (становление гендерной идентичности, гуманитарно-ориентированные гендерные взаимоотношения, конструктивное гендерное поведение) в соответствии с интересами и индивидуальными
особенностями подростка, потребностями семьи и общества. Процессуальный концепт -раскрывающий процесс формирования гендерной культуры в контексте педагогического целеполагания
педагогической деятельности через раскрытие последовательности взаимообусловленных этапов: эмоционального, когнитивного,
ценностного, регулятивного и единства их внутренней структуры: целей, задач, основных
145
средств. Организационный концепт
определяет условия эффективного
формирования гендерной культуры подростка в системе дополнительного образования: социально-педагогические, социально-
психологические; личностно-адаптационные.
3. Педагогические способы оценки эффективности формирования гендерной
культуры подростка на основе: гендерной экспертизы содержания занятий; анализа востребованности гендерной культуры;
мониторинга качества формирования
гендерной культуры, диагностирование динамики сформированности гендерной
культуры подростков.
Следствием концепции формирования
гендерной культуры подростка являются три блока.
1. Практическая деятельность педагога по
формированию гендерной культуры включает следующие направления профилактики: нарушений в гендерной идентичности с помощью «ограничения» и «блокирования десоциолизирующих явлений»; нарушений в гендерных взаимоотношениях: нацеленность на взаимопомощь, дружеское расположение,
эмпатию, духовную наполненность,
толерантность, «замещающих» деструктивные гендерные взаимоотношения; нарушений в гендерном поведении («нейтрализация» отклоняющегося, агрессивного гендерного
поведения, препятствующего личностному развитию, гендерной социализации.
2. Методическое обеспечение процесса
формирования гендерной культуры. Разработаны монографии «Педагогическая профилактика гендерной дезадаптированности подростка в системе дополнительного
образования», «Гендерная культура как ценностно-целевой ориентир в гендерной социализации подростка», «Потенциал учреждений дополнительного образования в профилактике гендерной дезадаптированности
Литература:
1. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Ми.: Книжный Дом. - 2003. - 1280 с.
2. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». - Волгоград. - 2011. - № 8(62). - С. 20-24.
3. Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
подростка»; учебные пособия «Гендерное образование», «Педагогика девиантного поведения», которые могут служить базой и научно-методическим инструментарием
различным категориям педагогов
дополнительного образования для
организации педагогической профилактики в целях предупреждения гендерной
дезадаптированности.
3. Новое педагогическое знание (о способах предупреждения педагогических рисков) в формировании гендерной культуры подростка в системе дополнительного образования: риски подростка, риски педагога, риски нарушения целей образовательного процесса, технологическое обеспечение стратегиями педагогического руководства, поддержки и сопровождения; включение гендерной составляющей в существующую систему воспитания ДОД, позволяет достичь ей внутреннего единства, целостности и завершенности.
На основании анализа результатов проведенного исследования мы пришли к выводу, что разработанная нами гуманитарная концепция формирования гендерной культуры, реализуемая на основе проектирования обновленного содержания дополнительного образования, способствует гендерной адаптивности подростка к темпам социальных перемен, предотвращает развитие гендерной дезадаптированности,
положительно влияет на развитие его способности к активному включению в современные социальные процессы, а инновационные площадки системы
дополнительного образования, на которых отрабатываются соответствующие
образовательные концепции, технологии, повышают ценностный статус
дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики.
5. Концепция развития дополнительного образования детей / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014. (дата обращения: 15.05.2015)
6. Нефедова Н.А. Детское объединение в системе дополнительного образования школы как средство развития индивидуальности подростков: дис. ... канд. пед. наук. М.: 2006. - 161с.
7. Поташник М.М. Управление рисками // Управление современной школой. Завуч. 2011. - № 6. - С. 96-107.
8. Швецова А.В. Гендерные универсалии как средство формирования гендерной культуры //
146
Вестник Челябинского гос. ун-та. Философия. Социология. Культурология. Вып.19. - 2010. - № 31(212). - С. 39-44.
References:
1. Novejshij filosofskij slovar': 3-e izd., ispravl. Mi.: Knizhnyj Dom. - 2003. - 1280 s.
2. Borytko N.M. Gumanitarno-celostnyj podhod v pedagogicheskom issledovanii // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». Volgograd. - 2011. - № 8(62). - S. 20-24.
3. Giddens Je. Transformacija intimnosti. SPb.: Piter, 2004. - 208 s.
4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Ju. Pedagogicheskij slovar': dlja stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2000. - 176 s.
5. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej / Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 sentjabrja 2014 g. N 1726-r g. Moskva. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014. (data obrashhenija: 15.05.2015)
6. Nefedova N.A. Detskoe ob#edinenie v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija shkoly kak sredstvo razvitija individual'nosti podrostkov: dis. ... kand. ped. nauk. M.: 2006. - 161s.
7. Potashnik M.M. Upravlenie riskami // Upravlenie sovremennoj shkoloj. Zavuch. 2011. № 6. S. 96-107.
8. Shvecova A.V. Gendernye universalii kak sredstvo formirovanija gendernoj kul'tury // Vestnik Cheljabinskogo gos. un-ta. Filosofija. Sociologija. Kul'turologija. Vyp.19. - 2010. - № 31(212). - S. 3944.
Сведения об авторе:
Столярчук Иван Александрович (г. Волгоград, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», руководитель проектно-исследовательской лаборатории дополнительного образования детей в структуре Волгоградского научнообразовательного центра РАО, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Stolyarchuk I. (Volgograd, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, doctoral candidate of the Department of pedagogy of FSBEI HPE "UGSU", head of project-research laboratory of additional education of children in the structure of the Volgograd scientific-educational center RAO, e-mail: [email protected]
147