PHILOSOPHICAL SCIENCES
HUMANISTIC GUIDELINES OF HADISES AND REVIVAL OF NATIONAL SPIRITUALITY IN UZBEKISTAN Aminova F.Kh. (Republic of Uzbekistan) Email: Aminova452@scientifictext.ru
Aminova Feruza Khayitovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor,
DEPARTMENT OF GENERAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, NAVA1 STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVAI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the humanistic guidelines of the Hadith and the revival of national spirituality in Uzbekistan. Muslim countries, Islamic traditions, Sharia law - these words have become familiar and stereotyped in our everyday vocabulary. Hadiths, in turn, as the totality of the worldview of Islam give different layers of knowledge. They are studied as historical, literary and linguistic sources that influence the formation of the mentality of the people, i.e. his way of thinking, the totality of mental skills and spiritual attitudes inherent in both an individual person and an entire ethnic group.
Keywords: Hadith, national spirituality, Muslim country, Islam, tradition.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ХАДИСОВ И ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДУХОВНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ Аминова Ф.Х. (Республика Узбекистан)
Аминова ФерузаХайитовна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей педагогики и психологии, Наваийский государственный педагогический институт, г. Наваи, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены гуманистические ориентиры хадисов и возрождение национальной духовности в Узбекистане. Мусульманские страны, исламские традиции, законы шариата - эти слова стали привычными и стереотипными в нашей повседневной лексике. Хадисы, в свою очередь, как совокупность мировоззрения ислама дают различные слои знания. Изучаются они как исторические, литературные и лингвистические источники, влияющие на формирование ментальности народа, т.е. его образа мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок, присущих как отдельному человеку, так и целому этносу. Ключевые слова: Хадис, национальный духовность, мусульманская страна, ислам, традиция.
Идея национального воспитания является основой реформы системы образования в Узбекистане. При разработке исторических аспектов теории и практики воспитания важное значение имели нравственные идеи Хадисов, где заложены гуманистические ориентиры возрождения национальной духовности. Сочетание культурного наследия и современного характера воспитательных функций школы актуализируют ее функционирование как национально-образовательного института.
Возросло значение духовно-нравственного потенциала ислама, а также его культурологического присутствия в деятельности учебных заведений Узбекистана и местах проживания населения - махаллях, являющихся основной социально-экономической единицей кишлаков и традиционного города. К этому можно добавить то, что за два десятилетия независимости республики, в каждом из махаллей построена мечеть, куда сходится все население для проведения ритуальных мероприятий или пятничных молитв. Именно махалинская община оказалась в наибольшей степени затронутой преобразованиями, осуществленными в последние годы. Махаллинская система не только сохранилась, но и получила свое развитие в новых микрорайонах.
Хадисы, в свою очередь, как совокупность мировоззрения ислама дают различные слои знания. Изучаются они как исторические, литературные и лингвистические источники, влияющие на формирование ментальности народа, т.е. его образа мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок, присущих как отдельному человеку, так и целому этносу. Как отмечает А.Я. Данилюк: «Традиционное образование последовательно встраивает человека в культуру, традицию, в определенный образ жизни и мышления» [2]. Происходит
духовная консолидация общества на основе осознания им своей культурной идентичности...утверждение духовно-нравственных ценностей в образовании путем привлечения внимания к духовно-нравственной составляющей воспитания.
Первоначально языком древних хадисов был только арабский. На этом языке и знакомились с преданиями о пророке учащиеся в мактабах и медресе. Позднее, сказания о Мухаммеде были переведены на другие языки. Переводы начали осуществляться начиная с первых лет принятия нового календаря, отсчета от хиджры, т.е. летоисчисление принятая при Умаре I , основывающееся на лунном календаре, с длиной в 354 дня. Для нас особую ценность представляет рассмотрение вопроса гуманистических ориентиров в хадисах, как особого рода духовно-нравственного источника, рассказывающего о словах и действиях пророка Мухаммада - основателя религии ислама и первой общины мусульман. Именно в хадисах упоминается о том, что в своих благочестивых размышлениях он удалялся в соседние с Меккой горы. Так в одном из таких уединений ему стали являться видения, а затем -речение извне, позднее записанные по памяти с его снов и составившие священную книгу мусульман - Коран [Хадисы, Глава 1; 1:7].
Сбор хадисов был главным содержанием путешествий в поисках знания, составлявших характерную черту мусульманской культуры. Хадисы важная часть аргументации любой деятельности человека, использующегося также в качестве популярных афоризмов и поговорок. В форме хадисов в ислам вошли многие элементы культурного и идейного наследия принявших ислам народов. Посредством изучения хадисов происходит целенаправленное развитие учащихся, включающее освоение культуры, ценностей и норм исламского общества. Усвоение этих гуманистических ценностей осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитательной деятельности взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др. Реальное сосуществование принципов веры и достижений современной науки очевидно, что подтверждает общий принцип характеризующий гуманистические ориентиры, где правомочно признание ценности человека, его права на развитие и проявление своих способностей. Отметим одну особенность бытования хадисов в повседневной практике образования, они считаются вторыми после Корана источником принципов ислама. Именно хадисы являются наиболее эффективным средством модернизации исламского знания к новым социальным и идейным ситуациям. В этом отношении примечательным является составление тематических сборников (мусаннаф) по принципу классификации хадисов по сюжету ('ала-л-абваб) и сборников, объединивших вместе хадисы от одного передатчика (муснад) по принципу классификации хадисов по имени самых ранних передатчиков ('ала-р-риджал). Информация воспринимается достоверной, если источник можно возвести к тому, или иному авторитету. Наиболее авторитетными у суннитов (именно они составляют большинство мусульман Узбекистана) считаются Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухарий (810-870). Он родился в Бухаре, но всю жизнь провел в Самарканде. Паломничество к монументу, погребальному сооружению ал-Джами ас-Сахих ал-Бухари под Самаркандом, включающее камеру, где помещены останки умершего, и имеется поминальный зал для совершения ритуальной молитвы - обязательный визит для правоверного. Первоначально возведенного Бухарским эмиром Абдуллаханом (1534-1598 гг.) Помимо всего -это и известное место паломничества туристов, которые являются частыми посетителями достопримечательностей древнего Самарканда - средневековой столицы обширного государства Тимура и его наследников. В 1974 году были проведены торжества по поводу 1200-летнего юбилея Имама Бухари. Во многих разделах учебников по истории родного края и основам государства для общеобразовательных школ республики, включены тексты о гуманистической направленности идей восточных мыслителей. В частности, об Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухарий, который был знаменитым суннитским мухаддис -традиционалистом из села Хартанка (в Пайарыкском районе близ Самарканда). Начав изучать хадисы с 10-летнего возраста, ал-Бухари проявил незаурядные способности и необыкновенную память. В течении многих лет он путешествовал, постигая науку о хадисах, по разным провинциям арабского халифата (Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан). Сохранившиеся записи свидетельствуют, что он слушал хадисы более чем у тысячи шайхов. Шайхи являлись крупными религиозными авторитетами, знатоками религиозных дисциплин, главами суфийских братств и торгово-ремесленных корпораций, наставниками учителями, людьми, известных своими благочестиями. Проявив свойственный мухаддисам того времени критицизм, ал-Бухари, проверил, как передают 600 тысяч хадисов, которые тогда были в ходу. Кроме того,
33 ■ Еигореап Баепсе № 3 (52)
еще 200 тысяч сказаний о жизни пророка он записал у своих учителей и сказителей. Из этого громадного количества преданий Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухарий отобрал в качестве «безупречных» лишь около 7400 хадисов. Из них он составил свод ал-Джами' ас сахих, который обычно называют кратко ас-Сахих. Ал-Сахих ал-Бухари примечателен тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф. Данный принцип построения позволил Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ал-Бухарий существенным образом расширить круг преданий. Вместе с тем, включить хадисы самого разного содержания -юридические, исторические, биографические, этические, медицинские. Свое собрание хадисов он разбил на 97 книг с 3450 главами, которые заключают 7397 хадисов с полным иснадом (иснад - последовательное перечисление передатчиков информатизации). Имам Бухарий создал и другие произведения, которые пережили века и по сей день являются настольными книгами изучающих богословские дисциплины в исламских университетах - «Ал-Адоб ул-муфрод», «Китаб асмоъ ис-сахоба», «Китаб афъал ил-ибод», «Китоб бадъ ил-махлукот», «Китоб бирдо ил-валидайн», «Тарих ус-искот ва-з-зуъафо мин рувот ил-хадис» и многие другие. Ал-Сахих ал-Бухари уже современниками был признан выдающимся руководством по фикху (фикх -исламская доктрина о правилах поведения мусульман) и к X веку занял первое место среди собраний суннитской традиции. Для большинства суннитов Ал-Сахих ал-Бухари стал второй книгой после Корана. Гуманистические ориентиры хадисов касаются религиозных, правовых и этических аспектов жизни мусульманской махали (общины). Существуют и биографические хадисы, ставшие основой сиры - жизнеописания пророка Особая категория хадисов вкладывает в уста пророка Мухаммада перечисление достоинств у представителей различных племен и жителей мусульманского мира. Так благочестивому мусульманину рекомендуется совершать добрые дела - х айр. В хадисах и другой мусульманской теологической литературе хайр -гуманистический ориентир и этический кодекс поведения. Она противопоставляется и соотносится со злом - шарр. В этическом их значении синонимами этих терминов выступают слова с этической коннотацией - джамил или хасан (прекрасное). Добро трактуется как то, к чему предписывается стремиться, а зло - как то, чего следует избегать. Категория хайр мадх -чистое благо. Благочестие - цель. Доминирующим являлось представление, что в мире больше блага, чем зла. Примером может служить тот факт, что даже во времена разгара крестовых походов и религиозных войн раннего средневековья отношение мусульман к иноверцам было терпимым, если в дела не вмешивались внешнеполитические или военные факторы. Мусульмане были настроены к христианам менее враждебно, чем крестоносцы к мусульманам.
Справедливость и порядочность - ' адл - категория нравственной оценки личности, предполагающая справедливость и правдивость. Применительно к человеку ' адл - это способность заметить и устранить намерение совершить зло (джаур), а также справедливость в общем смысле. «'А дл » зачастую употребляется в паре с ихсан(«искренность», и «совесть»). Всякий мусульманин, если он не замечен в предосудительном поведении и запрещенных поступках, рассматривается как имеющий ' адл. Тот же кто утратил это качество, может восстановить его, принеся покаяние, совершив искупительное действие и ведя после этого жизнь достойного мусульманина.
Семь десятилетий советского периода и проводимые в этот период социально-экономические изменения оказались поверхностными, идеологические преобразования не заменили основ исламских ценностей, произошло не замещение, а синтез и во многих случаях сосуществование различных культурологических элементов в социокультурной сфере. Более детальное изучение гуманистических ориентиров позволит, вероятно, найти «общие знаменатели» и определят эволюцию реформы системы воспитания республики в новой гуманитарной среде третьего тысячелетия.
Список литературы / References
1. Ал-Бухорий, Абу Аадулл ох Му ? аммад Ибн Исмоил. Хадис. 4 китоб. 1 -К. Ал-Жомиъ ас-Са х и х : (Ишонарли топлам). Н. Иброхим ва М. Кенжабек та х р остида: Мухаррир Хожа Бахтиер Набихон угли. Арабчадан З.Исмоил таржимаси. - Тошкент: Комуслар Бош тахририяти, 1991.-569 б. (на узбекском языке). Бухари И. Высказывания: В 4 кн. Кн. 1.
2. ДанилюкА.Я. Принцип культурогенеза в образовании /rus// Педагогика. 2008. №8.- С.3-8.
3. Ислам: Энциклопедический словарь.- М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.-315 с.