правовым определением понятия «услуга», предложенного Налоговым кодексом РФ.
Для гражданско-правовых отношений с пользователями услуг связи определение предмета договора в отношении требований к услугам данного уровня используется понятие «деятельность», которая конкретизируется перечислением конкретных действий: «прием, обработка, хранение, передача, доставка сообщений электросвязи», что подчеркивает правовую значимость каждого действия оператора при оказании услуг связи, и в частности мобильной, относящейся к электрическим видам связи. Тем не менее в локальных нормативных актах операторов мобильной связи понятие «услуга» определяется чаще всего как результат деятельности, т.е. имеется в виду положитель-
ный эффект от деятельности по оказанию услуг связи. Такое противоречие в использовании терминологии требует совершенствования и норм законодательства, и норм локальных нормативных актов, а также указывает на необходимость цивилистического исследования особенностей правоотношений по оказанию услуг мобильной связи.
Предложенная концепция предмета договора возмездного оказания услуг, а также некоторые аспекты исследования обязательственного правоотношения оказания услуг представляются интересными, однако требуют дальнейшей детальной разработки. В частности, необходимо исследование категорий блага и интереса в рассматриваемых правоотношениях, в том числе с отражением философских концепций этих понятий.
Литература
1. Швырев B.C. Деятельность и общение. Введение в философию. М., 2004.
2. Егоров Н.Д. Гражданское правоотношение. Учебник гражданского права. Т. 1. М., 2003.
3. Алексеев C.C. Об объекте права и правоотношения. М., 1978.
4. Cанникова Л.В. Об объекте обязательственного правоотношения // Государство и право. 2004. № 10.
С.В. Лаптинская
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБРАЗОВАНИИ ЮРИСТОВ
Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань
Коренные изменения общественно-экономических отношений в стране, формирование правового государства, потребность общества в существенном улучшении деятельности правоохранительных органов, следственного аппарата, повышение качества прокурорского надзора выдвигают перед системой высшего профессионального образования задачу кадрового обеспечения правовой реформы. Например, согласно ст. 3 7 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», на должности следователя, прокурора могут быть назначены «граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности» [1].
Анализ деятельности прокурорско-следственных работников показал, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых по распределению в органы прокуратуры, в личностном отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Как отмечают многие ученые [2; 3; 4, с. 268; 5-7], специально изучавшие труд юриста (прежде всего следователя, прокурора, судьи), профессиональная пригодность к работе в правоохранительных органах в большей мере зависит от вы-
сокого уровня общего развития личности, нежели от каких-то специальных способностей.
Несмотря на острую необходимость педагогического обеспечения всех этих потребностей на подлинно научной основе, подобная работа никогда ранее в вузе, в отличие от органов безопасности, МВД, не проводилась [2]. Между тем это серьезное упущение, так как личность наиболее активна в процессе своего профессионального становления.
Термин «преступная личность» обозначает особый тип людей. По аналогии и слово «юрист» (а особенно юрист - сотрудник правоохранительных органов) должно обозначать человека - носителя определенных свойств, так как «законы, - как справедливо считал Гельвеций, - обязаны своей силой нравам» [3, с. 34].
Отсутствие у представителей правопорядка определенных моральных и нравственных качеств негативно отражается на общественном сознании вообще [8].
Если попытаться вывести основную черту, своеобразную доминанту этого народного творчества -прямого отражения обыденного сознания широких масс населения, - то такой доминантой окажется неверие в право и правосудие.
Парадигмальная установка сегодняшней жизни такова, что мы стремимся дать обществу такое моло-
— 11У —
дое поколение, которое относилось бы к праву как к системе нормативно-обязательного регулирования поведения личности. Система образования стремится к тому, чтобы социальная активность личности полностью раскрывалась в самом широком использовании права, а не только при соблюдении законов в повседневной жизни. Ведущую роль в этом процессе должно сыграть новое поколение юристов.
Новые социально-экономические условия, которые переживает Россия, существенно обостряют вечную проблему образования - поиск идеалов, которые могли бы быть положены в основу важнейшего компонента любой образовательно-воспитательной системы - целеполагания. Целевой компонент любой образовательной системы определяет конкретику средств достижения этих целей, критерий оценки полученных результатов, возможные коррекции самого хода воспитательно-образовательного процесса.
Именно цели обучения, воспитания и развития учащихся в их естественном триединстве, с одной стороны, предопределяют ценность образования, а с другой - позволяют наполнить конкретным содержанием и другие аспекты образования.
Отмечено [9], что к числу психических особенностей личности работника правоохранительных органов должно относиться и устойчивое правосознание: убежденность в необходимости своей профессиональной деятельности, твердая уверенность в силе и справедливости закона - все это усиливает моральный потенциал личности [10].
В современных условиях учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - формирование самостоятельной, инициативной, творческой и ответственной личности, обладающей высоким уровнем правосознания и гражданственности. Одним из путей решения этой задачи является формирование системы гуманистических ценностей у студентов-юристов. Реализация этой задачи позволит выпустить из стен юридического вуза более крепкую высоконравственную личность, профессионала и гражданина своей страны.
Совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством, - то, что мы называем правом, - не является неким социальным артефактом: право - в определенный период времени или в определенном государстве - является отражением постоянно изменяющейся жизни общества, поэтому можно говорить о картине права как отражении жизни данного общества в определенный период. И нет такого периода истории, изучая который мы могли бы сказать, что те, кто стоял во главе любой системы власти, не заботились о сохранении и развитии права.
Выдающаяся заслуга Петра I заключается в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за соблюде-
нием законов. Вначале это был институт фискалов, а затем - прокуратура. Первым министром юстиции России и одновременно генерал-прокурором стал знаменитый русский поэт Г авриил Романович Державин.
Но другой русский писатель - Л.Н. Толстой - констатировал: «Народ слово “право” никогда не употребляет» [11, с. 30]. Подтвердить слова великого русского писателя можно, взяв в руки книгу «Юридические пословицы и поговорки», изданную в 1885 г
Неплохо зная юриспруденцию, Л.Н. Толстой нашел уничтожающие характеристики для каждой отрасли права, а спор в науке государственного права, отразивший в общей форме юридических конструкций борьбу между защитниками старых профеодаль-ных государственных структур и выразителями буржуазно-демократических, конституционных установок, охарактеризовал как «удивительные глупости» [12].
Правовой нигилизм стал естественным наследием способов правления русского самодержавия, многовекового крепостничества, лишившего массу людей правосубъектности, следствием репрессивного законодательства, несовершенства правосудия. А.И. Герцен имел достаточно оснований сказать: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает и правительство» [13, с. 251]. Вряд ли можно сказать, что данное высказывание Герцена совсем неактуально для современной России.
Отсутствие общей культуры у наших студентов-юристов, отсутствие в их мировоззрении системы гуманистических ценностей является той почвой, на которой развивается правовой нигилизм. С целью исправления данного положения в нашем образовании мы разработали факультативный курс «Человек есть мера всех вещей» (см. таблицу ниже).
Тезисный план вводного лектория
Занятие 1.
Тема: «Главные вопросы человеческой жизни: для чего мы живем и как быть счастливым?»
Вид занятия - лекция с элементами полилога.
Тезисный план:
Появление и присутствие человека в жизни природы - это не случайность. «Как только представлю себе, что все живое на Земле возникло случайно, а значит, никому не нужно, на душе становится так тоскливо, что хочется умереть» (А.Эйнштейн).
Природа интеллектуальной и духовной активности человека. «Дух человеческий так же необъятен, как Вселенная. Но поставить между ними знак тож-
дества нельзя, ибо человек постоянно стремится к проявлению своего «Я», а Вселенная пассивна, она -лишь материал для творчества Бога» (И. Кант).
Любая энергия только тогда имеет созидательную сущность, когда она целенаправлена, целеположена. «Скажи, куда и для чего, - и горы я сверну!» (И.В. Гёте).
«Несчастье - это бесцельное и никому не нужное существование. Если несчастный человек умер, то это еще не значит, что он жил» (Конфуций).
«Философия для того и нужна, чтобы помочь человеку найти счастье» (Сократ).
Занятие 2.
Тема: «Четыре позиции для ответа на вопрос: что такое человек?» (Сократ, Платон, Диоген, Эпикур).
Вид занятия - театрализованная лекция.
Тезисный план:
Человек наедине со своим «Я». Ложная боязнь одиночества. Смысл изречения Хилона из Эфор (596 -528 гг. до н.э.): «Познай самого себя».
«Счастье - это одержание постоянных побед над своими пороками. Борьба с собой и победа над собой - единственный путь к познанию себя и обретению гармонии с собой», - позиция Сократа (469 -399 гг. до н. э.).
Применение театрализованного эпизода басни Эзопа.
«Мир возник случайно. Также случайно, в любой момент, он может исчезнуть. Поэтому нужно ловить наслаждение момента - вот и вся мудрость жизни», - позиция основателя гедонизма Эпикура (341- ? гг. до н. э.).
Применение театрализованного эпизода из пьесы
А.П. Чехова «Вишневый сад» (монолог Раневской «Несчастная моя жизнь!»).
«Человек рожден для глубокого свободного мышления и труда, видя результаты которого он обретает счастье», - такова позиция основателя «разумного эгоизма» Диогена (400-323 гг. до н. э.).
Применение театрализованных эпизодов из трагедии И.В. Гёте «Фауст» ( начальный и заключительный монологи Фауста).
«Счастье и цель жизни человека заключаются в том, чтобы создать из себя Человека», - позиция Платона (428 - 347 гг до н. э.).
Применение театрализованного эпизода из романа Ю. Семёнова «Семнадцать мгновений весны» -диалог пастора с фашистским агентом.
Занятие 3.
Тема: «Что такое жизненная позиция?»
Вид занятия - лекция с элементами диспута.
Тезисный план:
Тайна и чудо человеческой жизни в понимании Аврелия Августина (354-430) «Душа - жилица двух миров».
Можно ли утешиться философией? Что хотел сказать Боэций (480-524) своим трактатом «Утешение философией»: «Когда ум дерзает, душа поет»?
«От разума - печаль и наслажденье, от разума -величье и паденье». Комментарий высказывания иранского философа Фердоуси (ок. 934 - ум. 1020): «Человек и Бог - две части песочных часов жизни»: к каким выводам приводит размышление над тезисом Эразма Роттердамского (1466-1536)?
Занятие 4.
Тема: «Комфортное ощущение себя в жизни общества: рациональный и интуитивный подходы к проблеме».
Вид занятия - лекция с литературными иллюстрациями (если есть технические возможности, то с киноиллюстрациями).
Тезисный план:
«Я» как часть «Мы» - это счастье, «Я» как противопоставление «Они» - трагедия. Комментарий основных положений трактата Ф. Петрарки (1304-1374) «О собственном незнании и о многом другом». Литературная иллюстрация: стихотворение С. Черного «Есть горячее солнце...».
«Жизнь удобна, когда она прочна, а она прочна, когда человек не отвержен Богом» - о понимании учения Н. Кузанского (1401-1464), изложенного в трудах «О Богосыновстве» и «Об охоте за мудростью». Литературная иллюстрация: монолог Ивана Карамазова «Великий инквизитор» (роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).
«Человек обустраивает не только свой дом, но и свою жизнь» - изложение и комментарий мыслей Т. Кампа-неллы (1568-1639) из его работы «Философия, заказанная ощущениями». Литературная иллюстрация: монолог Базарова «На сеновале» из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
«Счастлив тот, кто воспитает себя счастливым» -что хотел сказать Дж. Локк (1632-1704) в работе «Мысли о воспитании».
Занятие 5.
Тема: «Я - творец своего счастья?»
Вид занятия - студенческая конференция с лекционным выводом.
Темы сообщений (раздаются за месяц):
История стихотворения А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?..» и ответа митрополита Московского поэту.
Фауст и его трудный путь.
Метафизика счастья заключенных ГУЛАГ а.
Теодицея и предопределенность человеческой судьбы.
Собственная философия жизни. Возможна ли она?
Занятие 6.
Тема: «Что такое нормативно-ценностная система общества?»
Вид занятия - лекция с элементами психологического самоисследования.
Тезисный план:
Устойчивое неравновесие бытия общества и человека в нем.
Нормы и ценности - каркас общественной жизни.
В какую нормативно-ценностную систему мы готовимся вступить?
Какие варианты моего бытия в этой системе я вижу?
Занятие 7.
Тема: «Человек счастлив ровно настолько, насколько он позволяет себе быть счастливым».
Вид занятия - лекция-экскурсия (сначала - в исправительно-трудовую колонию № 9, потом - в художественный музей на постоянную экспозицию «Наши современники»).
Тезисный план:
«Если ты уподобился червяку, не обижайся, когда тебя растопчут» (И. Кант). Комментарий к рассказу о том, что привело молодых ребят в колонию.
«Никогда не поздно стать человеком. Оступиться не стыдно. Стыдно не подняться». Комментарий к словам Шопенгауэра на примере судеб бывших зак-
люченных, успешно вышедших из жизненных испытаний и исправивших свои ошибки.
(В художественном музее.) «Человек счастлив тогда, когда он имеет желание и возможность реализовать себя и быть полезным». Тезис Шопенгауэра прокомментировать на примере экспозиции «Наши современники».
Занятие 8.
«Как найти свою жизненную дорогу и не сойти с нее?»
Сакраментальные вопросы человечества: каковы они и от чего зависит ответ на них?
Каковы позиции буддизма, христианства и ислама в ответе на вопрос о смысле жизни и счастье?
Что такое «гедонизм» и «разумный эгоизм»?
Почему именно Сократа называют основателем философии человека?
Почему учения Хилона и Платона считаются самыми актуальными при выборе жизненного пути?
№ занятия Тема занятия Вид занятия Кол-во часов
1 Главные вопросы человеческой жизни: для чего мы живем и как быть счастливым? Лекция с элементами полилога 2 и 2 тренинг
2 Четыре позиции для ответа на вопрос: что такое человек? Т еатрализованная лекция 2 и 2 тренинг
3 Что такое «критическое мышление»? Правы ли Ильф и Петров: «Судьба играет человеком, а человек играет на трубе»? Лекция с элементами диспута 2 и 2 тренинг
4 «Комфортное» ощущение себя в жизни общества: рациональный и интуитивный подходы к проблеме (догматическое, защитное и критическое мышление) Лекция с литературными иллюстрациями 2 и 2 тренинг
5 Я - творец своего счастья? (Фатализм и философский оптимизм: какая позиция правильная и есть ли компромисс?) Студенческая конференция с лекционным выводом 2 и 2 тренинг
6 Что такое нормативно-ценностная система общества? Она нас формирует или мы ее? Лекция с элементами психологического самоисследования 2 и 2 тренинг
7 «Человек счастлив ровно настолько, насколько он позволяет себе быть счастливым» (Конфуций) Лекция-экскурсия 2 и 2 тренинг
8 Как найти свою дорогу и не сойти с нее? Лекция 2 и 2 тренинг
Реализация данного курса дала существенные ре- монографии «Система формирования личности спе-зультаты, проанализированные и описанные в нашей циалиста-юриста» (Смоленск, 2005).
Литература
1. Закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 г.
2. Виноградов М.В. и др. Методика и организация психиатрического освидетельствования лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел. М., 1982.
3. Гельвеций К.А. Избр. соч. М., 1976.
4. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.
5. Романов В.В. Социально-психологические аспекты повышения качества подготовки и эффективности использования работников юстиции // Опыт и актуальные проблемы идейно-политического, нравственного и профессионального воспитания кадров юстиции. М., 1980.
6. Роща А.Н. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в органах внутренних дел. М., 1988.
С. В. Лаптинская. Методологические основы формирования гуманистических ценностей.
7. Чернышева Г.В. Социально-психологические проблемы профессионального отбора кадров на службу в органы внутренних дел. Домодедово, 1993.
8. Юридические пословицы и поговорки русского народа. Опыт системного, по отделам права, собрания юридических пословиц и поговорок русского народа / Сост. И. Иллюстров. М., 1885.
9. Зорин А.М. и др. Концепция развития юридического образования и ее реализация в подготовке военных юристов // Советское государство и право. 1990. № 9.
10. Михайлов А.И. и др. Научная организация труда следователя. М., 1974.
11. Литературное наследство. 1979. Т. 90. Кн. 4.
12. Смолярчук В.И. Л.Н. Толстой о праве и юридической науке // Советское государство и право. 1978. № 9.
13. Герцен А.И. Собр. соч. Т. 7. М., 1950.
С.В. Лаптинская
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань
Психология и педагогика высшей школы на рубеже XXI в. вынуждены были констатировать: ни экономические, ни политические, ни культурные преобразования на пути вхождения России в индустриально развитое сообщество не будут устойчивыми и успешными без параллельного и даже опережающего изменения менталитета людей - системы идеалов, ценностей и норм, а также алгоритмов воспитания, мышления и реакции на внешние факторы. Поэтому система образования становится предметом исследования не только педагогов и психологов, но и социологов [1, с. 95-100].
Исследуя личность специалиста-юриста, мы говорим не только об обществе в целом, но и о судьбе человека, который выбрал данную профессию, и если этот выбор будет укреплен соответствующим мировоззрением, то выиграет от этого не только сам специалист, но и все общество. А. Асмолов строил свое исследование [2, с. 11] на убеждении в том, что жизненный путь личности - это не движение по предначертанному кругу, а попытки порвать этот круг В этом же ключе рассуждает и И.С. Кон [3].
За предельно короткий срок, с 1985 г., в общественном сознании феномен «советского человека» трансформировался в многоликий портрет «россиянина». Особенностью этого процесса является ценностной конфликт молодого и взрослого поколений. В.Т. Лисовский [4] утверждает, что кризис в российском обществе породил особый, нетрадиционный конфликт поколений.
В.Т. Лисовский [4, с. 20] выделил также антропологическое поколение, хронологическое и символическое. На наш взгляд, студенчество подходит под определение исторического поколения, но студенчество как социальная реальность предполагает существование совокупности людей в виде некоторого взаимосвязанного относительного единства. Относитель-
ного, потому что приобретающий профессию молодой человек - это будущий учитель, юрист, строитель и т.д. И все-таки в целом в отношении учащегося как объекта воспитания (период воспитания проходит каждый студент) мы должны выделить 3 подхода: психолого-педагогический, социологичекий и институциональный.
Психолого-педагогический подход к жизни человека предполагает в рамках воспитательного процесса концентрацию усилий на самоосуществление индивида и на желание индивида самоосуществляться [5, с. 34].
Социологический подход позволяет соотнести психологию человека с окружающей его социологической реальностью именно в процессе воспитания и образования [6].
Институциональный подход должен рассматриваться в рамках какого-либо института, например института образования. В границах институционального подхода образование есть не что иное, как взаимодействие социальных групп, определенным образом организованное для достижения целей и выполнения задач обучения, воспитания, развития личности, профессиональной подготовки.
Как полагает М.А. Розов, в основе динамики осмысления молодым человеком своей деятельности «лежат отступления от образца», искажения нормы и закрепление их в практике. Он сравнивает эти процессы с игрой в «испорченный телефон», когда информация передается с существенным искажением [7, с. 125-172].
Какие же факторы сыграли решающую роль при распределении статусных позиций в новой системе ценностей?
Определить - это значит сформировать базис универсальной модели формирования личности будущего специалиста. При построении этой модели можно