Вестник экономики, права и социологии, 2018, № 4, Социология
УДК 378
Гуманистическая направленность ценностно-компетентностного подхода в системе образования технического вуза
Абдрахманова Л.В.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Никонова Э.И.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Статья посвящена проблеме формирования гуманистических ценностей современной студенческой молодежи, обучающейся в технических вузах в условиях компетентностного подхода в образовании и возможного пересмотра профессиональных стандартов в части сокращения некоторых дисциплин гуманитарного цикла.
Ключевые слова: студенческая молодежь, гуманистические ценности, гуманитаризация образования, личностные компетенции.
Кардинальные изменения в жизни современного общества обусловили принципиально новые требования к системе подготовки будущих специалистов как экономически активной части населения. В условиях постоянных изменений повышение эффективности образования невозможно без гуманитарной направленности системы подготовки профессиональных кадров. Тенденция современной высшей школы на подготовку «узкопрофильных» специалистов обозначает и проблемные области в соотношении эффективности профессиональной подготовки и гуманистической направленности высшего образования. Предполагаемый пересмотр профессиональных стандартов в части сокращения (или ликвидации) некоторых дисциплин гуманитарной направленности в техническом вузе, на наш взгляд, «обедняет» систему знаний будущих инженеров и, соответственно, затрудняет формирование всесторонне развитой личности. Для экономики страны ориентир на приобретение профессиональных навыков не менее важен, чем воспитание в личности гуманистических ценностей. 192
Несмотря на то что Президент РФ в каждом послании затрагивает тему профессиональной подготовки не только высококвалифицированных специалистов, но и личности, имеющей гуманистические ценности и идеалы, проблема гуманизации системы образования, в том числе и высшего, продолжает оставаться в числе нерешенных.
Компетентностный подход, пришедший на смену «традиционному», который и делает акцент на способности нахождения оптимальных способов решения проблем в конкретных ситуациях, во многом унаследовал черты последнего. Накопление знаний, их энциклопедичность, характерные для прежней системы образования, в современных условиях не в полной мере отражают потребности общества, но остаются обязательными и при компетентностном подходе.
Наряду с изменениями к требованиям формирования профессиональных знаний, культурных и технических образцов деятельности инвариантным остается требование компетентности. Устойчивость компетентности обусловлена ее ценностью,
при этом компетентность не является непременным атрибутом определенных знаний или ценностей.
Исследователи утверждают: «природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности» [1, с. 27]. Прагматический подход, присутствующий сегодня как в обществе, так и в системе образования, определяет значимость полученных знаний в контексте материальных или количественных показателей. Однако ценность гуманистической составляющей образования в условиях технократизации образовательной системы технического вуза имеет непреходящее значение для сохранения всего «человеческого в самом человеке».
В процессе изменений целей образования меняется и сама система культурных и личностных ценностей - «компетентность способствует ценностному выбору, в то же время компетентность вырабатывается в процессе ценностного выбора» [1, с. 27].
Основываясь на классическом, «веберовском», понимании компетенции как способности решать задачи, соотносимые с реальными жизненными ситуациями, а видах компетентности как мотивированных способностей, соотнесенных с ценностями [2], попытаемся проанализировать возможности применения ценностно-компетентностного теоретического конструкта в системе профессиональной подготовки студентов технического вуза.
Будущему специалисту для принятия самостоятельных решений в условиях социальных изменений и неопределенных ситуаций необходимы: готовность к инновациям, стрессовым перегрузкам, высокому уровню конкуренции, негативным последствиям социально-экономических преобразований и т.п. Эти способности зачастую сопряжены с ценностным выбором, что, с учетом современных реалий, психологически затруднено и не всегда приводит к положительным результатам. От того, какая ценностная система будет сформирована в процессе получения образования, во многом зависит степень удовлетворенности молодого специалиста как профессиональной деятельностью, так и жизненными перспективами, социальной средой.
Согласно концепции ценностно-аксиологического подхода в социологии значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с принципами справедливого общества, способного реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, прежде всего нравственных, формирование ценностных ориентиров.
Сущность ценностно-аксиологического подхода в настоящее время определяется ситуацией оценки
происходящих событий на основе мировоззренческого, нравственного, социально-политического критериев с акцентом на проблемные области формирования человека «нового» времени, признание его ценности как личности. Одновременно с этим и сама компетентность, как интегрированный результат образовательного процесса, становится важной ценностью.
Совокупность социально значимых ценностей, по мнению многих исследователей, «определяется приоритетом общечеловеческих ценностей и включает в себя ценности, преемственно сохраняемые во всех общественных системах, - истину, добро (гуманизм) и красоту» [3, с. 117].
В современных условиях высшее образование должно быть ориентировано не только на развитие общекультурных и профессиональных компетенций, но и на формирование гуманистических, нравственных ценностей, как коллективных, так и индивидуальных. Принятие важнейших решений при выполнении производственных задач не должно противоречить моральным и этическим принципам личности, общечеловеческим нормам и ценностям.
Внедрение новых технологий общения, усвоения знаний в техническом вузе может привести к преобладанию технократического типа мышления обучающихся, что в свою очередь может привести к дефициту личного общения, гуманистической культуры. Гуманизация образования, по мнению большинства специалистов, - это «формирование, наряду со специальными профессиональными знаниями, умениями, навыками, широкой мировоззренческой культуры и богатого духовного мира на основе органичного восприятия общечеловеческих, нравственных ценностей и этики индивидуальной ответственности» [4, с. 94].
Среди значительной части преподавателей высшей школы бытует мнение, что в образовательном процессе воспитательные методы применять нет необходимости, этим должна заниматься общеобразовательная школа. Тенденция к преобразованию института наставничества в систему «студент - преподаватель - образовательная услуга» осложняет процесс формирования гуманистических ценностей, особенно в вузах технической направленности.
Неравномерность распределения дисциплин гуманитарной и технической направленности в вузе приводит к следующим противоречиям:
- утрате субъектами высшего образования гуманистической направленности своей деятельности;
- противопоставлению гуманитарных дисциплин техническим и естественнонаучным;
- дефициту потребности гуманитарного компонента образования.
Учебный процесс в техническом вузе обязательно должен включать в дисциплины гуманитарного блока те дидактические основания, которые фор-
мируют заданную временем структуру знаний будущего специалиста, в том числе и воспитательные элементы, направленные на развитие гуманистических принципов личности, ее духовность. Таким образом, цели вуза должны быть направлены на создание в системе образования необходимых условий для развития гуманистической личности.
«Гуманитаризация высшего образования является основным направлением его гуманизации», должна быть направлена на «преодоление одномерности личности, ее однобокости, что может являться следствием узкой профессиональной специализации» [5, с. 263]. Так, например, А.Н. Атрашенко рассматривает гуманитаризацию образования как «средство преодоления технократического типа мышления и "окультуривания" человека» [6, с. 35].
На сегодняшний день процессы гуманизации и гуманитаризации в вузах осложнены рядом проблем, которые универсализируются и приобретают интернациональный характер.
Необходимость гуманистической составляющей в системе формирования ценностей и компетенций обучающихся в вузе обусловлена следующими основными факторами:
- ужесточением требований времени к донесению до потребителя значительного объема информации в кратчайшие сроки;
- отсутствием информационных ресурсов, соответствующих возрастающим требованиям высшего технического образования;
- делением гуманитарных дисциплин на «базовые», «по выбору вуза» и «факультативные».
Таким образом, гуманистическая направленность ценностно-компетентностного подхода в техническом вузе заключается, во-первых, в создании педагогических условий для формирования гуманистических ценностей (личностных и общественных); во-вторых, в определении структуры ценностей студенческой молодежи, выделении приоритетных и определяющих гуманистическую и антропоцен-тристскую направленности; в-третьих, в выявлении соответствующей образовательной и воспитательной направленности в процессе освоения дисциплин гуманитарного цикла, их соответствия целям и задачам гуманизации образования в техническом вузе.
На основе классификации видов компетенций (групп) профессора А.М. Кондакова [7], определим дисциплины, ответственные за формирование гуманистических ценностей в техническом вузе (табл. 1).
Как видно из приведенных данных таблицы 1, формирование у студентов таких важных компетенций, как коммуникабельность, уверенность в своих силах, стрессоустойчивость, гражданственность, ответственность, патриотизм, нравственные качества и др., происходит благодаря воспитательной направленности гуманитарных дисциплин: социологии, психологии, политологии, истории. 194
Критериями сформированности ценностей у студенческой молодежи могут быть как теоретические (когнитивный, образовательный, воспитательный), так и практические (деятельностный, преобразовательно-творческий) знания и умения.
Формирование гуманистических принципов личности в процессе получения знаний и усвоения социального опыта происходит только на основе сформированности ценностей и компетенций. Однако следует помнить о тенденциях изменений ценностей студенческой молодежи с течением времени. «Вслед за новой конъюнктурой экономики приходят и новые ценности, которые начинают преобладать в том или ином обществе» [8]. Исследователи указывают на закономерность сдвига в структуре отношений к ценностям материальным и «уход» от ценностей духовных, гражданско-патриотических [9].
Основными факторами, влияющими на формирование структуры ценностей студенческой молодежи, на наш взгляд, являются:
- социально-экономические (семейные, индивидуальные и др.) условия;
- социальный потенциал и активность самой личности;
- наличие личного и группового опыта;
- коммуникативные способности в процессе взаимодействия;
- условия и источники передачи и обмена опытом и знаниями между различными поколениями;
- физическая и психическая зрелость личности, способности и уровень развития.
Безусловно, подготовка современного конкурентоспособного специалиста, шагающего в ногу со временем, - очень сложный и трудоемкий процесс, успех которого зависит от множества составляющих - желания самого студента обучаться, его заинтересованности, возможностей вуза обеспечить обучающихся всем необходимым для успешной подготовки по профессии и передачи им необходимой базы знаний и ценностей [10].
Перспективы формирования жизненно важных ценностей студенческой молодежи всецело зависят от направленности образования в области гуманитарных знаний. Речь идет о качестве преподавания таких дисциплин, как психология, социология, философия, политология и др. Возникающие противоречия между необходимостью организации процесса и обеспечения педагогических условий для формирования ценностей у студенческой молодежи и недостаточной разработанностью теоретико-методических и технологических основ их формирования в процессе получения знаний требуют применения комплексного подхода к решению проблемы.
Гуманистическая направленность ценностно-компетентностного подхода в системе высшего образования должна быть основана на построении ряда педагогических задач. Необходимо, во-первых,
Таблица 1
Соответствие гуманистических ценностей, компетенций и направленности
образовательного процесса
Гуманистические ценности Виды компетенций (по А.М. Кондакову) Ведущие дисциплины Направленность образовательного процесса
Семейные: уважение и любовь родителей, взаимопомощь в семье Личностные, социальные, коммуникативные Психология, социология Воспитательная; освоение программы соответствующей дисциплины
Дружба, любовь близких, друзей Личностные, социальные Психология, социология Воспитательная
Доброта, отзывчивость, сострадание Личностные Психология Воспитательная
Честность, порядочность совесть Социальные, общекультурные Психология, социология, политология Воспитательная; освоение программы соответствующей дисциплины
Нравственность, моральные качества Личностные Психология, социология Воспитательная
Воспитанность, хорошие манеры Личностные Психология, Воспитательная
Трудолюбие, целеустремленность Личностные Психология, социология Воспитательная
Личная ответственность, добросовестность Личностные Психология, социология, политология Воспитательная
Самореализация, успешность Личностные, интеллектуальные Психология, социология Воспитательная; освоение програм-мы соответствующей дисциплины, самообразование
Уверенность в собственных силах Личностные Психология, социология Воспитательная, самообразование
Общительность, коммуникабельность Коммуникативные, социальные Психология, социология Воспитательная, самообразование
Стремление к освоению знаний, новизне Интеллектуальные Психология, социология, политология, история Воспитательная, самообразование
Патриотизм, любовь к родине, гражданственность Социальные, общекультурные Социология, политология, история Воспитательная, освоение программы соответствующей дисциплины
Стрессоустойчивость, выдержка Личностные Психология, социология Воспитательная
определить структуру основных гуманистических ценностей студентов; во-вторых, выявить уровень сформированности базовых ценностных ориентиров студенчества (индивидуальных, групповых, общественных); в-третьих, выяснить условия и факторы образовательного процесса, обеспечивающих формирование гуманистических ценностей у студентов; в-четвертых, проанализировать исследовательский опыт изучения системы ценностей молодежи и направленности ее изменений.
Литература:
1. Родиков А.С. О ценностях компетентностного подхода в педагогике // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. - 2010. - № 3. - С. 27.
2. Walo H. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC).
- Strasburg: Secondary Education for Europe, 1997.
- 380 р.
3. Реализация ценностного подхода в образовании / Отв. ред. Л.А. Ибрагимова, О.И. Истрофилова.
- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 153 с.
4. Чернышев П.Ю., Тажиева Л.М., Доценко М.Ю. Роль гуманистической направленности высшего образования в подготовке современных специалистов (СКГУ им. М. Козыбаева). // Межвузовский вестник. - 2009. - № 5(9). - URL: http:// repository.nkzu.kz/id/eprint/
5. Сизова Ю.С. Гуманитаризация высшего образования как направление его гуманизации // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО «Изд-во АСГАРД», 2016. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9803/
6. Атрашенко А.Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной систе-
мой // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2009. -Вып. 2. - С. 35-37.
7. Кондаков А.М. Модели образовательного выбора и ведущие компетентности как образовательные ресурсы для развития личности, общества и государства // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 230-235.
8. Никонова Э.И. Ценностно-ориентированное поведение студенческой молодежи в постиндустриальном обществе // Вестник экономики, права и социологии. - 2016. - № 3. - С. 172-175.
Социология
9. Семёнов В.Е. Тенденции изменений в ценностях российской молодежи // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. - 2017. - № 2 (6). -С. 59-69.
10. Абдрахманова Л.В. Профессиональное образование в системе ценностей современного студента // Актуальные проблемы социально-экономической и экологической безопасности Поволжского региона: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Казанский филиал МИИТ. - Казань: Издательский дом «Мир без границ», 2016. - С. 269-272.
Humanist Orientation of Value-Based and Competency-Based Approach in the Educational System of a Technical University
L.V. Abdrahmanova, E.I. Nikonova Kazan State University of Architecture and Engineering
The article is devoted to the problem of the formation of humanistic values of modern students, studying in technical universities, in the context of a competence-based approach to education andpossible revision of professional standards in terms of the reduction of certain disciplines of the humanitarian cycle.
Key words: student youth, humanistic values, humanization of education, personal competences.