Научная статья на тему 'Губернатор Белгородской области в системе региональных органов государственной власти'

Губернатор Белгородской области в системе региональных органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
829
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНАТОР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ / ПОЛНОМОЧИЯ ГУБЕРНАТОРА / ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ / БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / GOVERNOR OF BELGOROD REGION / CREDENTIALS OF THE GOVERNOR / THE GOVERNMENT OF THE BELGOROD REGION / BELGOROD REGIONAL DUMA / THE REGIONAL LEGISLATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ерыгин А. А.

В статье рассматриваются место и роль губернатора Белгородской области в региональной системе государственных органов, анализируются представительские полномочия губернатора как высшего должностного лица области, характеризуются полномочия губернатора по формированию правительства области и реализации исполнительной власти, раскрываются формы взаимодействия губернатора с Белгородской областной Думой. Автор вносит конкретные предложения по совершенствованию регионального законодательства, регулирующего правовой статус губернатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ерыгин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governor of Belgorod region in the system of regional government

In the article the place and role of the governor of the Belgorod region in the regional system of government, analyzed executive powers of the Governor as the highest official of the area are characterized by authority of the governor to form a government, and the implementation of the executive power, the governor disclosed forms of interaction with the Belgorod Regional Duma. The author makes concrete proposals for improving regional legislation regulating the legal status of the governor.

Текст научной работы на тему «Губернатор Белгородской области в системе региональных органов государственной власти»

НАУКА. ТЕОРИЯ. У' ПРАКТИКА.

ГУБЕРНАТОР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

governor of belgorod region in the system of

regional government

УДК 353.2

А.А. ЕРЫГИН,

кандидат политических наук, доцент (координатор по работе с обращениями граждан Регионального исполкома Белгородского регионального отделения (РИК БРО) Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»)

Аннотация: В статье рассматриваются место и роль губернатора Белгородской области в региональной системе государственных органов, анализируются представительские полномочия губернатора как высшего должностного лица области, характеризуются полномочия губернатора по формированию правительства области и реализации исполнительной власти, раскрываются формы взаимодействия губернатора с Белгородской областной Думой. Автор вносит конкретные предложения по совершенствованию регионального законодательства, регулирующего правовой статус губернатора.

Ключевые слова: губернатор Белгородской области, полномочия губернатора, правительство Белгородской области, Белгородская областная Дума, региональный законодательный процесс.

A.A. Erygin, coordinator with citizens of the Regional Belgorod Regional Executive Committee Branch (RIC BRD) Parts «UNITED RUSSIA», candidate of political science, associate

professor.

Abstract: In the article the place and role of the governor of the Belgorod region in the regional system of government, analyzed executive powers of the Governor as the highest official of the area are characterized by authority of the governor to form a government, and the implementation of the executive power, the governor disclosed forms of interaction with the Belgorod Regional Duma. The author makes concrete proposals for improving regional legislation regulating the legal status of the governor.

Keywords: Governor of Belgorod region, credentials of the Governor, the Government of the Belgorod region, Belgorod Regional Duma, the regional legislative process.

Правовые основы организации государственной власти в субъектах РФ определены в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации»\1\ (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ). Согласно ст. 2 указанного Закона систему органов государственной власти

субъекта РФ образуют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. При этом Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

ПРАКТИКА.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ.

Систему органов государственной власти Белгородской области согласно ч. 1 ст. 5 Устава Белгородской области от 31 декабря 2003 г. [2] образуют губернатор области, Белгородская областная Дума, правительство Белгородской области и иные органы исполнительной власти Белгородской области, образуемые в соответствии с Уставом области, а также Уставный суд Белгородской области и мировые судьи Белгородской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Устава Белгородской области высшим должностным лицом Белгородской области является губернатор области. Институт губернатора Белгородской области в современный период имеет относительно краткую историю. Законом Белгородской области от 29 декабря 2001 г. № 15 «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Белгородской области» была учреждена должность высшего должностного лица Белгородской области

- губернатора Белгородской области. 25 мая 2003 г. состоялись выборы первого губернатора области, в которых победил Е.С. Савченко, набравший 61,2 % голосов избирателей. Фактически же Е.С. Савченко является высшим должностным лицом Белгородской области почти 20 лет: 11 октября 1993 г. Президент России Б.Н. Ельцин назначил Е.С. Савченко исполняющим обязанности главы администрации Белгородской области, а 18 декабря 1993 г. утвердил его в этой должности. На выборах главы администрации области Е.С. Савченко побеждал дважды: 17 декабря 1995 г. (55,54 % голосов избирателей) и 30 мая 1999 г. (53,4 % голосов избирателей).

Специфику места высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в системе региональных органов государственной власти можно уяснить, исходя из анализа способа замещения должности, а также объёма и характера его полномочий. С декабря 2004 г. прямые выборы высших должностных лиц субъектов РФ были заменены фактическим назначением. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г.№ 184-ФЗ (в ред. от

21.12.2004 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гражданин России наделялся полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента России законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Федерации.

В конце мая 2007 г., т.е. за год до истечения срока полномочий губернатора области, Е.С. Савченко поставил перед Президентом России В.В. Путиным вопрос о доверии. 6 июня 2007 г. В.В. Путин внёс на рассмотрение Белгородской областной Думы кандидатуру Е.С. Савченко на должность губернатора области. 16 июня 2007 г. из 32 депутатов, участвовавших в сессии Белгородской областной Думы, 29 проголосовали за наделение Е.С. Савченко полномочиями губернатора Белгородской области.

16 июня 2012 г. в связи с окончанием полномочий Президент России В.В. Путин назначил Е.С. Савченко исполняющим обязанности губернатора Белгородской области до избрания нового высшего должностного лица региона [3]. К тому времени Федеральным законом от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерациии» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» была установлена новая модель прямых выборов глав российских регионов.

Главной и наиболее дискуссионной новеллой избирательной процедуры является так называемый «муниципальный фильтр». В соответствии с ч. 17 ст. 43 Избирательного кодекса Белгородской области от 1 апреля 2005 г. [4] на выборах губернатора области в поддержку выдвижения политическими партиями кандидатов необходимо собрать 5 процентов подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть 5 процентов от

общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов.

Анализ выдвижения и регистрации кандидатов на выборах губернаторов в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях 14 октября 2012 г., по мнению заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии РФ Л.Г. Ивлева, свидетельствует об объективной возможности представителей различных политических партий выполнить требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации для регистрации кандидатов на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в том числе в части, касающейся сбора необходимого количества подписей [5]. На выборах в Белгородской области отказов в регистрации кандидатам в губернаторы не зафиксировано, что во многом связано с неучастием в выдвижении кандидатов региональными отделениями партий КПРФ и «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», имеющих определённую популярность среди избирателей, представительство в Государственной Думе ФС РФ и в Белгородской областной Думе, но не подготовивших ярких лидеров, способных составить реальную конкуренцию на выборах действующему губернатору. Кроме того, у Белгородских региональных отделений политических партий, помимо БРО Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», крайне низкий уровень представительства в представительных органах муниципальных образований. Поэтому можно предположить, что интерес политических партий к муниципальным выборам, запланированным на 8 сентября 2013 г., вырастет.

Следует отметить, что в научной и публицистической литературе преобладают критические оценки процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в губернаторы. Так, А.Е. Постников увидел в муниципальном фильтре, по сути, дополнительный ценз в осуществлении пассивного избирательного права, который даже крупным оппозиционным партиям, представленным в Государственной Думе и представительных органах субъектов РФ, муниципальных образований, чрезвычайно сложно преодолеть, не располагая административным ресурсом на региональном и местном уровнях [6]. Проблемы, возникающие в процессе сбора подписей депутатов представительных органов му-

ниципальных образований и выборных глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов в главы субъектов РФ, подвергнуты детальному анализу заместителем председателя Избирательной комиссии Амурской области В.В. Вискуло-вой. По справедливому замечанию учёного и практика, не ясен ответ на основной вопрос: если губернатор является выборным должностным лицом, определяемым гражданами России непосредственно, то зачем эту волю народа проверять трижды - через депутатов и глав муниципальных образований, сбор подписей среди избирателей (при самовыдвижении кандидатов) и сам процесс голосования? [7]

24 декабря 2012 г. Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ оспариваемые группой из 109 депутатов Государственной Думы ФС РФ от КПРФ и «Справедливой России» положения пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктов 17-20 статьи 37 и подпункта «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральный законодатель, по мнению большинства судей Конституционного Суда РФ, вправе предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса участников, не имеющих достаточной поддержки избирателей. К таким условиям может быть отнесено требование собрать определенное количество подписей в поддержку кандидата на выборную должность или участие выборных лиц местного самоуправления в выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ, что будет означать признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах действовать в интересах жителей региона [8]. Таким образом, Конституционный Суд РФ нормы о «муниципальном фильтре» признал не противоречащими Конституции РФ.

Для обеспечения большей демократичности существующей модели губернаторских выборов представляется целесообразным предоставить право выдвижения кандидатов на указанную должность без прохождения «муниципального фильтра» политическим партиям, имеющим представительство в

ПРАКТИКА.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и (или) в законодательных (представительных) органах соответствующих субъектов РФ. В конечном же итоге наиболее последовательным с учётом принципа народовластия было бы возвращение к прямым выборам глав субъектов РФ без муниципального фильтра, с предоставлением возможности самовыдвижения кандидатов.

На выборах губернатора Белгородской области 14 октября 2012 г. победил кандидат от БРО партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Е.С. Савченко, получивший 77,64% голосов избирателей, за кандидата от БРО ЛДПР И.П. Горькову проголосовали 12,43% избирателей, за кандидата от БРО «ПАТРИОТЫ РОССИИ» А.М. Запрягайло - 4,12%, за кандидата от БРО «Правое дело» А.И. Кушнарёва - 3,6% [9]. Полученный действующим губернатором результат является наиболее высоким за всю историю выборов высшего должностного лица Белгородской области, что, несомненно, свидетельствует о безусловном авторитете Е.С. Савченко среди жителей региона и поддержке абсолютным большинством избирателей области проводимого губернатором и региональным правительством социальноэкономического курса.

Рассмотрение полномочий губернатора Белгородской области следует начать с представительских, т.к. именно эта группа полномочий наиболее полно отражает статус губернатора как высшего должностного лица субъекта РФ. Согласно п. «а» ч. 1 ст. 2 Устава Белгородской области губернатор представляет Белгородскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также при осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Устав Белгородской области (п. «ж1»

ч. 1 ст. 12) предусматривает также, что губернатор обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Белгородской области с иными органами государственной власти Белгородской области и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Белгородской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

В соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 (в ред. от 29.12.2012

№ 1718) «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»

[10] высшее должностное лицо субъекта РФ наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов МВД России, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам. В частности, согласно п. 2 данного Указа руководитель федерального органа исполнительной власти до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывает кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ.

Белгородская область, как субъект Российской Федерации, вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»

[11]. При осуществлении международных и внешнеэкономических связей губернатор области вправе подписывать договоры и соглашения от имени Белгородской области. Порядок и условия осуществления международных, внешнеэкономических и иных связей Белгородской области в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной, социальной и иных сферах посредством заключения и выполнения договоров и соглашений Белгородской области определён законом Белгородской области от 8 ноября 2011 г. № 75 «О договорах и соглашениях Белгородской области» [12].

Согласно ст. 2 Закона договоры Белгородской области в сфере торгово-экономического, научно-технического, экологического, гуманитарного, культурного, социального и иного сотрудничества заключаются с другими субъектами РФ. Соглашения Бел-

городской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей заключаются с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств. Губернатор ведёт переговоры о заключении договоров и соглашений Белгородской области, а также подписывает указанные договоры и соглашения от имени Белгородской области.

Примечательно, что в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ только в статье 2 термин «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации» приведен самостоятельно, во всех последующих статьях закона он уже неразрывно связан с понятием «руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ». И это не случайно, т.к. наиболее распространённым вариантом является совмещение должности высшего должностного лица субъекта РФ с должностью руководителя высшего исполнительного органа государственной власти. Такой подход не только полностью соответствует предписаниям вышеуказанного Закона, но и отвечает принципу целесообразности. Наличие двух высших руководящих региональных должностей не оправданно с практической точки зрения, так как при относительно малом числе представительских функций и широком круге забот об экономическом и социальном благополучии субъекта высшему должностному лицу лучше самому возглавлять правительство» [13].

Определению места и роли губернатора Белгородской области в региональной системе государственной власти способствует анализ его полномочий во взаимоотношениях с иными органами государственной власти области. Основы правового статуса, функции и полномочия высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) определяются в главе III «Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, из чего можно сделать вывод о том, что высшее должностное лицо субъекта РФ относится к органам исполнительной власти. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных

положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан указывается на то, что федеральный законодатель рассматривает высшее должностное лицо субъекта РФ как элемент системы именно исполнительной власти [14].

В сфере формирования органов исполнительной власти и осуществления исполнительной власти губернатор области обладает значительными полномочиями. Согласно п. «д» ч. 1 ст. 12 Устава Белгородской области губернатор формирует правительство области, которое является высшим органом исполнительной власти Белгородской области, и принимает решение о его отставке. Членами правительства области являются первый заместитель и заместители губернатора, руководитель представительства правительства Белгородской области при Правительстве РФ, а также начальники департаментов области. Первый заместитель и заместители губернатора могут одновременно являться начальниками областных департаментов.

Важно иметь в виду, что право губернатора на назначение отдельных членов правительства области ограничено региональным законодательным (представительным) органом, в чём усматривается проявление принципа разделения властей. В соответствии с ч. 5 ст. 36 Устава Белгородской области первый заместитель, заместители губернатора, начальники областных департаментов, осуществляющих функции управления финансами, социальной защиты населения, управления собственностью Белгородской области, назначаются на должность губернатором по согласованию с областной Думой. При этом право представления в областную Думу кандидатур на замещение вышеуказанных государственных должностей принадлежит только губернатору (п. «е» ч. 1 ст. 12 Устава Белгородской области). Остальные члены правительства области назначаются на должность и освобождаются от должности самим губернатором.

Губернатор возглавляет правительство области, председательствует на его заседаниях, подписывает правовые акты правительства области, представляет правительство во взаимоотношениях с другими органами государственной власти (п. «ж» ч. 1 ст. 12 Устава Белгородской области). Губернатор

ПРАКТИКА.

также определяет структуру органов исполнительной власти области в соответствии с Уставом области (п. «г» ч. 1 ст. 12 Устава Белгородской области) [15]. Вместе с тем согласно подп. «м» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется региональным законом. Такой подход федерального законодателя к проблеме системного и структурного построения исполнительных органов субъектов РФ вполне соответствует логике. Предоставление высшему должностному лицу субъекта РФ широкой возможности структурирования исполнительных органов позволяет ему реагировать на объективные изменения управленческих задач, обусловленные социально-экономическими и политическими условиями. Тем самым обеспечивается самостоятельность и организационная автономия региональной исполнительной власти. Оформление системной организации исполнительной власти региональным законом также является взвешенным и логичным в связи с тем, что закон, по сравнению с указом или постановлением высшего должностного лица, отличается большей стабильностью. Принятие подобного законодательного акта органом законодательной власти субъекта не стоит расценивать как нарушение принципа разделения властей, так как закон

- это результат совместной деятельности органов законодательной и исполнительной власти [16]. С учётом изложенного, очевидна необходимость разработки и принятия закона Белгородской области «О системе исполнительных органов государственной власти Белгородской области», как того требует Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (подп. «м» п. 2 ст. 5).

Весьма обширны полномочия губернатора в отношениях с Белгородской областной Думой, как региональным законодательным (представительным) органом государственной власти. К организационным полномочиям относятся: инициирование созыва внеочередного заседания областной Думы, созыва вновь избранного состава областной Думы на первое заседание ранее срока, установленного Уставом, участие в заседаниях областной Думы с правом совещательного голоса (пп. «з», «и» ч. 1 ст. 12 Устава Белгородской области). Перечисленные права позволяют губернатору информировать по определенным вопросам областную Думу и некоторым образом влиять на ее решения, а также согласовывать позиции государс-

твенных органов, относящихся к разным ветвям власти.

Губернатор обладает также правом законодательной инициативы в областной Думе. Более того, согласно п. 2 ст. 30 Устава Белгородской области проекты областных законов, а также поправки к ним, предусматривающие введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, изменение финансовых обязательств области, другие проекты законов и поправки к ним, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются областной Думой по представлению губернатора области либо при наличии его заключения. Анализ практики законодательного процесса свидетельствует, что губернатор активно пользуется правом законодательной инициативы, так, из 189 поступивших в областную Думу пятого созыва законопроектов за период с октября 2010 г. по декабрь 2012 г. 122 (64,6%) внесено губернатором, а из принятых и подписанных за тот же период 172 законов 115 (66,9%) внесено высшим должностным лицом Белгородской области [17].

Как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ губернатор представляет в областную Думу проект областного бюджета и проекты программ социально-экономического развития Белгородской области (п. «к» ч. 1 ст. 12 Устава Белгородской области). Согласно п. «г» ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом, должны утверждаться региональным законом. Из 4 программ, стратегий, концепций, определяющих стратегические приоритеты социальной и экономической политики в Белгородской области, лишь «Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области» утверждена законом Белгородской области от 2 апреля 2003 г. № 74. Остальные утверждены постановлениями и распоряжением правительства области, включая такой важнейший акт, как «Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025года», утверждённый Постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. № 27-пп. Представляется необходимым обеспечить взаимодействие губернатора, правительства области и областной Думы при разработке программ социально-экономического развития Белго-

родской области и утверждении их в форме областного закона.

Из относительно «новых» полномочий губернатора, относящихся скорее к обязанностям, следует назвать представление в областную Думу ежегодных отчетов о результатах деятельности правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой (п. «к.1» ч. 1 ст. 12 Устава Белгородской области введен законом от 11 мая 2010 г. № 343). В отчете губернатора о результатах деятельности правительства Белгородской области в 2012 г., озвученном на заседании областной Думы 19 февраля 2013 г., содержится не только информация о работе, проделанной коллегиальным органом исполнительной власти области, но и определены основные направления социально-экономического развития региона на ближайшие годы. Поэтому отчёт губернатора одновременно можно рассматривать как своего рода послание высшего должностного лица области, обращённое к региональной политической элите, а также жителям области.

Помимо правовых факторов, определяющих статус руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, немалую роль в политическом влиянии того или иного главы исполнитель-

ной власти субъекта РФ играют экономические (уровень экономического развития субъекта РФ), политические (взаимоотношения с федеральным центром) факторы, а также обстоятельствами, свидетельствующими о степени «доверия и уважения» со стороны представительного органа к главе исполнительного органа субъекта РФ, измеряемую скорее политическими и социологическими, чем правовыми средствами: «проходимость» законов, особенно бюджетных, рассматриваемых по инициативе руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, «проходимость» кандидатур, предлагаемых на утверждение или согласование на ту или иную должность, процент преодолённых вето [18].

Разделяя в целом изложенный выше «широкий» подход к определению статуса высшего должностного лица субъекта РФ, тем не менее, считаем приоритетным совершенствование правового статуса губернатора Белгородской области. В этой связи представляется целесообразным разработка и принятие областного закона «О губернаторе Белгородской области», с учётом опыта субъектов РФ, в которых действуют соответствующие законы (Кировская, Курганская, Пензенская, Саратовская, Челябинская области, Ставропольский край).

Литература

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. 18 октября.

2. Закон Белгородской области от 31.12.2003 № 108 (ред. от 26.02.2012 № 180) «Устав

Белгородской области» (принят Белгородской областной Думой 24.12.2003) // http:// base.consultant.ru.

3. Указ Президента РФ от 16.06.2012 № 860 «Об исполняющем обязанности губернатора Белгородской области» // http://graph.document.kremlin.ru.

4. Избирательный кодекс Белгородской области от 01.04.2005 № 182 (принят Белгородской областной Думой 24.03.2005) (ред. от 26.02.2012 № 177) // Белгородские известия. Специальный выпуск. 2005. 16 апреля.

5. ИвлевЛ.Г. Информация о практике проведения выборов высших должностных лиц субъ-

ектов Российской Федерации 14 октября 2012 года: опыт, проблемы, пути решения // http://www.cikrf.ru/news/relevant/ 2012/12/05.

6. Постников А.Е. О конституционно-правовом методе регулирования // Журнал российского

права. 2012. № 12.

7. Вискулова В.В. Первый опыт применения нового порядка избрания губернаторов в пяти

областях Российской Федерации: проблемы и дефекты. Точка зрения практика // Сравнительное Конституционное Обозрение. 2012. № 6 (91). С. 87-95.

8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 32-П/2012 по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы // http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx.

9. http://www.belgorod.izbirkom.ru/

ПРАКТИКА.

10. Собрание законодательства РФ. 2005. № 27. Ст. 2730.

11. Собрание законодательства РФ.1999. № 2. Ст. 231.

12. Белгородские известия. 2011. 12 ноября. № 193.

13. Авакьян СА. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. - М., 2010. Т. 2. С. 840.

14. Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. Ст. 336.

15. Распоряжение губернатора Белгородской области от 17 февраля 2010 г. № 77-р от 18.12.2012 № 834-р «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Белгородской области».

16. Ишеков КА. Теоретико-правовые основы реализации конституций и уставов субъектов Российской Федерации органами государственной власти: Монография / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. П.П. Сергуна. - Саратов, 2011. (СПС КонсультантПлюс).

17. Статистическая информация о рассмотрении проектов законов Белгородской области Белгородской областной Думой пятого созыва (по состоянию на 27 декабря 2012 г.) (по субъектам права законодательной инициативы) // http://www.belduma.ru//.

18. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. проф. В.А. Кряж-ков. - М.: ООО «Городец-издат», 2002. С. 445-446.

References

1. Code of Laws of the Russian Federation. 1999. October 18.

2. The law of the Belgorod region of 31.12.2003 № 108 (as amended on 26.02.2012 № 180)

“Charter of Belgorod Region” (adopted by the Belgorod Regional Duma 24.12.2003) / / http://base.consultant.ru.

3. Presidential Decree of 16.06.2012 № 860 “On the Acting Governor of the Belgorod Region» / / http://graph.document.kremlin.ru.

4. The Electoral Code of the Belgorod region of 01.04.2005 № 182 (Belgorod Regional Duma

adopted 03/24/2005) (as amended on 26.02.2012 № 177) / / Belgorod news. Special Issue. 2005. April 16.

5. L.G. Ivlev. Information on the practice of elections of senior officials of the Russian Federation

of October 14, 2012: experience, problems and solutions / / http://www.cikrf.ru/news/ relevant/2012/12/05.

6. A.E. Postnikov. On the constitutional and legal method of the / / World of Law. 2012. Number 12.

7. V.V Viskulova. First experience with a new procedure for electing governors in five regions of the Russian Federation: problems and defects. Point of view of practice / / Comparative Constitutional Review. 2012. № 6 (91). Pp. 87-95.

8. The Constitutional Court of the Russian Federation of December 24, 2012 № 32-P/2012 the

case on the constitutionality of certain provisions of the federal law “On general principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the Russian Federation” and “On basic guarantees of electoral rights and the right to participate in the referendum of the citizens of the Russian Federation “on the request of the State Duma // http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx.

9. http://www.belgorod.izbirkom.ru

10. Code of Laws of the Russian Federation. 04.07.2005. № 27. Art. 2730.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Code of Laws RF. 1999. Number 2. Art. 231.

12. Belgorod izvestiya.2011. November 12. № 193.

13. SA. Avakyan. The constitutional right of Russia: Course: In 2 volumes, Moscow, 2010. T. 2.

S. 840.

14. Code of Laws of the Russian Federation. 2006. Number 3. Art. 336.

15. See Order of the Governor of the Belgorod region of February 17, 2010 № 77-r dated 18.12.2012 № 834-p) «On approval of the structure of the executive power of the Belgorod region».

16. KA. Ishekov. Theoretical and implementation of the legal framework of the constitutions and statutes of the Russian Federation government authorities. Monograph. Under. Society. Ed. Dr. jurid. Sci. P.P. Sergun. - Saratov, 2011. (PCA Consultant).

17. Statistical information on the draft law of the Belgorod region Belgorod Regional Duma of the fifth convocation (as of December 27, 2012) (on the subjects of legislative initiative) / / http://www.belduma.ru//.

18. Constitutional Law of the Russian Federation / Ed. Ed. prof. V.A. Kryazhkov. - Moscow: OOO “Gorodets-izdat”, 2002. S. 445-446.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.