ГУАМ И КНР
Ван ЦЗИНЬГО
доктор исторических наук, доцент кафедры политологии и администрирования Института исследований Центральной Азии Ланьчжоуского университета КНР (Ланьчжоу, КНР)
Ван ЧЖИЦЗУНЬ
магистр социологических наук, лектор Института гуманитарных и искусствоведческих наук Ланьчжоуского технического университета КНР (Ланьчжоу, КНР)
В в е д е н и е
Организация ГУАМ официально основана как политическое, экономическое и стратегическое объединение, призванное укреплять суверенитет четырех бывших республик Советского Союза: Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы. За 10 лет своего существования ГУАМ стала важной структурой, которая стремится к упрочению регионального экономического сотрудничества путем развития транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия. Кроме того, ГУАМ явилась форумом для обсуждения проблем безопасности, содействия урегулированию конфликтов и ликвидации других угроз. В 1996 году Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова выступили в Вене с совместным
заявлением о создании объединения четырех стран. В апреле 1999 года к нему присоединился Узбекистан, и организация получила название ГУУАМ (аббревиатура, образованная из начальных букв наименований государств). В то время она еще была неофициальной структурой. В июне 2001 года страны-члены провели саммит в Ялте (Украина), где подписали Ялтинскую хартию, в которой определен механизм действия организации, и ГУУАМ формально приобрела статус регионального формирования.
Сегодня ГУАМ привлекает внимание мирового сообщества. Несмотря на то что пока ее внешняя политика нечетко выражает балансирование между «прозапад-
ным» и «отроссийским» направлениями, фактически действия структуры подвержены этой тенденции. В любом случае, по нашему мнению, организация ГУАМ — порождение падения и роста двух крупных геополитических сил (российской и западной, возглавляемой США), а также результат желания четырех государств представлять нового геополитического актора в регионе. В перспективе развития ГУАМ эти две основные геополитические силы будут по-прежнему играть ключевую роль. Присоединение к ГУАМ и последовавший затем выход из нее Узбекистана отражают неустойчивость позиций двух ведущих геополитических сил и сложности трансформации этой структуры в действенную региональную геополитическую силу.
Несмотря на то что ГУАМ и Китайская Народная Республика не имеют прямых связей, за 10 лет независимости стран-членов объединения наблюдался значи-
тельный прогресс в отношениях между ними и КНР. Напомним, что государства ГУАМ расположены на оси, проходящей из Китая в Европу через Центральную Азию. Они служат «мостом», через который китайские товары экспортируют в Европу, потенциальным транспортным коридором евразийской энергетики, а также каналом культурного обмена между Востоком и Западом. Следовательно, по мере того как экономика КНР будет развиваться, а политика открытости — углубляться, в перспективе Китай неизбежно будет более активно развивать двусторонние и многосторонние контакты со странами-членами ГУАМ и с самой организацией. В этой связи представляет большой интерес анализ геополитических причин формирования и действий ГУАМ, перспектив его развития, отношений Китая с данной молодой структурой, а также потенциального влияния последней на региональную политику КНР.
1. ГУАМ — порождение падения и роста двух крупных геополитических сил
Государства ГУАМ расположены вдоль Каспийского и Черного морей. С древних времен их территории была «полями», на которых всегда «играли» и продолжают «играть» две главные геополитические силы: западные страны и Россия. После исторического присоединения четырех государств к России, страны, ныне представляющие ГУАМ, находились в составе Российской империи, а затем — Советского Союза. В тот период геополитические силы Европы не могли влиять на этот регион.
В конце 1980-х годов — по мере укрепления западной геополитической силы и ослабления геополитической силы СССР — социалистический лагерь Восточной Европы развалился, а вслед за этим завершилась советская эпоха. По мере объявления республиками бывшего СССР независимости народы четырех из них (ныне стран-членов ГУАМ) также начали строительство своих государств. С момента обретения ими суверенитета в них произошли многие события, в том числе создана региональная организация. Все эти процессы можно рассматривать как порождение столкновений и конфликтов двух главных геополитических сил.
Аналитики КНР обычно считают, что с момента обретения странами ГУАМ независимости напряженные отношения России с каждой из них отражали и отражают результаты геополитических игр между США и РФ. Поскольку государства-члены ГУАМ (каждое в отдельности и все вместе) обладают важными геополитическими и стратегическими ресурсами, они стали конкурентоспособными платформами для стратегических интересов, а также ареной борьбы между Вашингтоном и Москвой.
В последние годы отношения между Грузией и Россией стали весьма напряженными, а их столкновения — достаточно резкими. В январе 2004-го Михаила Саакашвили избрали президентом Грузии подавляющим преимуществом голосов. До того произошло массовое движение, известное как «революция роз», после чего прежний президент, бывший министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе, был вынужден уйти в отставку. В сфере внешней политики М. Саакашвили перешел от пророссийской ориентации к про-европейской. Его основная цель — сделать республику членом НАТО. По мнению чрезвычайного и полномочного посла США в Т билиси Джона Т еффта, присоединение Г ру-зии к Альянсу будет полезным для всех участвующих сторон. Свою точку зрения он высказал в интервью газете «Квирис палитра» (Палитра недели). В ходе визита главы Грузии М. Саакашвили в Соединенные Штаты президент Дж. Буш ясно обозначил позицию Вашингтона относительно присоединения страны к НАТО. Кроме того, Д. Теффт отметил, что США активно поддерживают Грузию в процессе ее интеграции в Североатлантический альянс1.
Наряду с этим Соединенные Штаты оказывали Тбилиси существенную финансовую помощь для поддержки проекта демократических реформ. Роберт Легвольд, эксперт Колумбийского университета по вопросам России, сказал, что в качестве помощи США Грузии предусмотрен и военный компонент. Вашингтон также оказывал Тбилиси значительную военную помощь для повышения модернизационных стандартов армии Грузии в процессе ее вхождения в НАТО2. Многие официальные лица Москвы рассматривают такое обращение Тбилиси к Западу как угрозу собственным интересам, поскольку они по-прежнему думают, что Грузия находится в сфере влияния РФ3. Рональд Сунил из Чикагского университета заявил: «В сферу своего влияния Россия, безусловно, включает бывшие союзные республики СССР, может быть, лишь за исключением трех стран Балтии, потому что эти три страны уже весьма интегрированы в Европу. Но РФ еще имеет амбиции и устремления к Украине, Молдове, Грузии, Армении, Азербайджану и республикам Центральной Азии. Что касается Грузии, самое главное — она стала «призом» в конкуренции (невысокого уровня, но важного значения) между Западом, особенно США, и Россией. Обе стороны пытаются оказывать влияние на Грузию, а ее президент М. Саакашвили чаще склоняется к США»4.
Украина находится в «сердце» Центральной и Восточной Европы, поэтому Вашингтон рассматривает ее как важный трамплин для господства над евразийским континентом. Из всех государств СНГ отделение от России именно Украины и объявление ею своего суверенитета имеют для Кремля самые радикальные и далеко идущие последствия. Без Украины РФ не может считаться действительно евразийской страной. Без Украины стратегическая граница России «сокращена вовнутрь» более чем на 1 000 км. Столь же важно, что Украина обладает огромным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом, этнически и религиозно характеризуется родственным 52-миллионным населением, располагает выходом к Черному морю, имеющему большое стратегическое значение. Все природные ресурсы и промышленный потенциал Украины «работали» на преимущества РФ, способствовали ее возвышению над любой другой державой. Однако появление независимой Украины не только вынудило руководителей России пересмотреть свои политические перспективы, но и принесло стране значительные геополитические потери, существенно ограничив ее геостратегический выбор. 31 октября 2004 года в Ук-
1 См.: Джон Теффт: Присоединение Грузии к НАТО будет полезно для всех, 15 октября 2007 [http:// www.newsgeorgia.ru/geol/2007l015/42071526.html].
2 См.: Феникс. Перспективы: влияние конкуренции между США и Россией на Грузию, 17 октября 2006 [http://news.phoenixtv.com/phoenixtv/83931293120724992/20061017/905699.shtml] (на кит. яз.).
3 См.: Там же.
4 Там же.
раине состоялось четвертое избрание главы государства, которое оценивается как самые «чувствительные» президентские выборы в Восточной Европе с 1991 года. Прозападный кандидат Виктор Ющенко и пророссийски настроенный Виктор Янукович вступили в жесткую конкуренцию. Президентские выборы в Украине все больше активизировались, а Россия и западные страны все энергичнее вмешивались в этот процесс. Важное геополитическое положение Украины предоставляет возможность некоторым крупным державам «отлично» показать себя в борьбе внутри и вне украинских выборов. На сей раз они рассматривались не только как предпочтение ориентации Киева на Запад или Восток, но и как политическая дуэль за Украину между США и РФ5.
Что касается Азербайджана, то Зб. Бжезинский рассматривал его как одно из ключевых государств евразийской геополитики. Эта республика с Россией граничит на севере, с Ираном — на юге, с Грузией и Арменией — на западе, что делает ее естественным географическим оборонительным барьером РФ с юга. После распада Советского Союза, несмотря на разногласия между Азербайджаном и Россией, первый, поддавшись уговорам Москвы, согласился войти в состав СНГ. Однако в октябре 1997 года он (сообща с Грузией, Украиной и Молдовой) создал ГУАМ — организацию, характеризующуюся отчуждением от России. Еще важнее то, что в отличие от других трех названных республик, Азербайджан имеет значительные нефтяные и газовые ресурсы и расположен в регионе Каспийского моря, богатого указанными резервами. В связи с этим некоторые крупные западные нефтяные компании заявляли, что тот, кто будет господствовать над стратегическими ресурсами Каспия, получит возможность доминировать на международном энергетическом рынке XXI века. Но чтобы нефти и природному газу стран бассейна Каспийского моря можно было «пробиться» на транснациональный рынок, им следовало длительный период времени проходить по территории России, ибо данные государства весьма зависели от ее трубопроводов. Совершенно очевидно, что это в значительной степени сковывало дипломатическую автономию Азербайджана. Современная международная политика вступила в свою «энергетическую фазу», а в ее основе будет лежать конкуренция держав за энергоресурсы. Азербайджан (в связи с его особым географическим положением, а также богатыми нефтяными и газовыми резервами), безусловно, станет центром «каспийского энергетического соперничества» между США и Россией. На самом деле после распада Советского Союза борьба за республику между Вашингтоном и Москвой никогда не прекращалась. В последние годы, особенно после грузинской «революции роз», соперничество за контроль над Азербайджаном между США и РФ стало еще интенсивнее. В целях пресечения распространения «цветных революций» в апреле 2005 года президент России Владимир Путин предложил бывшему главе РФ Борису Ельцину выехать в Азербайджан, чтобы снять накал страстей. В конце февраля 2006 года В. Путин прибыл в Баку (с большой делегацией) для участия в церемонии открытия «Года России» в Азербайджане. Все эти меры показывают, что Москва намерена укреплять сотрудничество с Баку во всех сферах. Однако, если сравнивать с Россией, США предоставляют Азербайджану больше благ. С одной стороны, они оказывают республике прямую экономическую помощь, с другой —
5 Об украинско-российских отношениях см.: Чэнь Сюн. Конкуренция США и России в украинском кризисе. Наблюдения и размышления!, 2004; Чжан Цзянь. Кризис отношений между Европой и Россией по Украине // Современные международные отношения, 2004 , № 12; Лу Ган, Чжан Яо. Украинские выборы и геополитика больших стран // Российские исследования, 2005, № 1; Ли Дуаньу. Украина между Россией и Соединенными Штатами — политические эволюции в геополитической игре // Российские исследования, 2005, № 4; Чжу Фитнес. В стране полно трещин — кризис президентских выборов в Украине. Всесторонний анализ и размышления // Научные исследования, 2005, №№ 1—4; Чжань Куили. Крым и Украина, причины спора // Сибирские исследования, 2006, № 4; Чжао Мин. Россия и Соединенные Штаты в Украине // Международные исследования, 2002, № 6 (все на кит. яз.).
поддерживают вступление Азербайджана в НАТО в целях обеспечения его безопасности. В начале февраля 2005 года Альянс и Азербайджан выдвинули план особого взаимодействия «Партнерство 1 + 1»6, что было важным шагом к сближению. В связи с «соблазнами», исходящими из Вашингтона, Баку поддерживает с ним хорошие отношения. Однако, несмотря на то что Азербайджан все больше приближается в политике к Западу, он не хочет «обижать» и Москву. В отличие от Грузии, окончательно «повернувшейся» к Западу, а также отвернувшейся от Армении, стремящейся быть «маленьким другом» России, Азербайджан придерживается более осторожной политики в отношениях с двумя крупнейшими «игроками».
Кстати, и в Молдове есть следы падения и роста влияния двух геополитических сил. Так, еще 2 сентября 1990 года Второй чрезвычайный съезд депутатов Приднестровья, состоявшийся в Тирасполе, руководствуясь итогами референдума, провозгласил Приднестровскую Молдавскую Республику. В начале 1992 года между Молдовой и Приднестровьем произошли вооруженные конфликты, в которых участвовали дислоцированные в Приднестровье подразделения Российской армии, а в июле того же года президенты Молдовы и РФ подписали соглашение о мирном урегулировании конфликта в Приднестровье. После того власти Молдовы заявили, что лишь в условиях «одной страны» можно предоставить Приднестровью автономию высокого уровня, однако оно настаивало на независимости. В районе Днестра было сосредоточено 500 солдат миротворческих сил, а в Приднестровье — 2 000 военнослужащих РФ для присмотра за оставшимися складами оружия бывшей Советской Армии. Свыше 10 лет заинтересованные стороны представляли программы разрешения проблемы, но власти Молдовы и Приднестровья не пришли к согласию. Правовой статус Приднестровья так до сих пор и не установлен. 17 ноября 2003 года Москва предложила новую программу для формирования в Молдове федеральной системы. Кишинев и Тирасполь в основном ее приняли, даже намеревались провести церемонию подписания. Однако в тот же день оппозиция Молдовы организовала демонстрацию, возражая против принятия указанного документа. 25 ноября президент В. Воронин заявил, что подписание новой программы было бы преждевременным7. Кишинев и Вашингтон еще раз согласовали свои позиции относительно ратификации адаптированного Договора по обычным вооруженным силам в Европе (ДОВСЕ). Как сообщил корреспондент Информационного агентства «REGNUM», об этом 26 мая 2006 года заявила в Кишиневе помощник госсекретаря Соединенных Штатов Паула Десуттер, которая отметила, что «позиция США в отношении вывода военного контингента РФ из Молдовы, как необходимого условия для ратификации ДОВСЕ, остается неизменной». Она подчеркнула, что позицию США, касающуюся вывода российских военных, разделяет и НАТО8. А 26 мая 2006 года президент Приднестровья Игорь Смирнов прокомментировал в Тирасполе подписанный в Москве протокол о взаимодействии Приднестровья и Российской Федерации. Он отметил, что Приднестровье благодарно РФ за ее последовательную позицию в вопросах выполнения своих обязательств как государства-гаранта приднестровского урегулирования. И. Смирнов подчеркнул: «Мы будем проводить общую с Россией политику»9.
6 США, Россия и Азербайджан обострили вопрос о праве России защищать территории [http://news. xinhuanet.com/world/2005-04/15/content_ 2831861.htm] (на кит. яз.).
7 См.: США потребовали вывода Россией своих войск из Молдовы [http://international.northeast.cn/ system/2006/05/27/050406386.shtml] (на кит. яз.).
8 См.: ИА «REGNUM» (on-line): США отказываются ратифицировать ДОВСЕ до вывода российских военных из Приднестровья [http://is.park.ru/doc.jsp?urn=7374578].
9 ИА «REGNUM» (on-line): Президент Приднестровья: мы будем проводить общую с Россией политику [http://www.regnum.ru/news/647244.html].
Мы считаем, что хотя объединение ГУАМ — порождение падения и роста влияния двух упоминавшихся геополитических сил, однако гораздо важнее то, что эта организация — результат формирования и развития ее государств-членов в поисках своего места на международной арене.
2. ГУАМ — результат повышения региональными странами своих геополитических возможностей
Между четырьмя государствами ГУАМ и Москвой неоднократно возникали трения в связи со стремлением первых выйти из-под контроля РФ в целях сохранения единства и территориальной целостности своих стран, а также осознания роста собственных и региональных геополитических сил. Это непосредственно отражает желание указанных четырех государств завоевать право голоса на транснациональной арене. Поэтому создание ГУАМ приковывало к себе внимание международного сообщества. Можно сказать, что формирование и развитие этой организации — результат укрепления четырьмя странами своих собственных геополитических сил.
Еще при Э. Шеварднадзе Грузия проявляла тяготение к Западу, действуя часто вопреки воле России. К концу 2003 года (при поддержке США и других стран Запада) в Грузии вспыхнула «революция роз». А когда к власти пришел М. Саакашвили, он еще активнее начал проводить «удаляющуюся» от Москвы и ориентированную на Вашингтон политику и настаивать на вхождении Грузии в НАТО. Для России это означало, что ее традиционные сферы влияния сокращаются, а безопасность и интересы серьезно не обеспечиваются, чего она, разумеется, не хотела допустить. С 2006 года между РФ и Грузией начали возникать спорные вопросы — так называемые «спор о визах» и «спор о природном газе», разразились «винные войны» и «штормы шпионажа». Все они привели к дальнейшему обострению первоначальных разногласий в двусторонних отношениях. В 2007 году между Тбилиси и Москвой вспыхнул «спор о вторжении самолетов». По вопросу о нарушении воздушного пространства Грузии обе стороны не достигли согласованности, не пошли на взаимные уступки, отношения между ними все более обострялись. Относительно вторжений самолетов сложилось две точки зрения. Так, с самого начала Министерство иностранных дел Грузии подчеркивало, что это происшествие «не только влияет на безопасность Грузии, но и затрагивает таковую всей Европы». Оно немедленно обратилось в Совет Безопасности ООН с просьбой созвать срочное совещание для обсуждения инцидента. Что касается второй точки зрения, то она сводилась к тому, что США и их западные союзники сразу же явно приняли сторону Грузии, заявив, что решительно поддерживают ее в деле защиты суверенитета и территориальной целостности страны, а также осудив инцидент как агрессию со стороны России. Формирование в середине 1990-х годов ГУАМ и ее трансформация в региональную международную структуру — итог того, что Грузия и ее три партнера стремятся укрепить свои собственные геополитические силы.
Мы знаем, что геополитическое преимущество Украины не только предоставляет ей возможность стать геополитическим стержнем, но и создает для нее определенные трудности в выборе пути развития. По территории, численности населения, экономической базе и военной мощи Украина уступает на пространстве СНГ лишь России. Разразившаяся в республике в 2004 году «оранжевая революция» продемонстрировала, что влияние Запада на страны СНГ значительно расширилось. Если бы Киев окончательно отошел от
Москвы, то СНГ грозила бы опасность развала. А это означает, что «единая экономическая зона» (Россия, Украина, Беларусь и Казахстан) может существовать только номинально. Известный американский политик Збигнев Бжезинский сказал, что Запад надеется на распространение демократии вне Украины и никогда не откажется от своего плана «сжатия» стратегического пространства РФ. Конечно, Украина не первая (как и не последняя) страна СНГ, за которую ведут борьбу Запад и Россия. Во всяком случае, захват власти в Украине В. Ющенко показывает, что за 15 лет со дня обретения независимости республика впервые действительно избавилась от диктата Кремля. Другими словами, в будущем неизбежны тенденции к отходу Украины от пророссийской и приближению к прозападной политике. Формирование и развитие объединения ГУАМ — продуманные акты проведения Украиной сбалансированной политики и укрепления собственных геополитических сил.
Азербайджан — одна из пяти стран, расположенных на побережье Каспийского моря. В соперничестве энергетических стратегий США и России он играет решающую роль. Особое географическое положение республики определяет ее позицию в мировой геополитике. Проводимая под руководством Вашингтона политика «распространения НАТО на восток» также не сможет игнорировать существования Баку. В XXI веке политика энергетической безопасности становится все более важной, поэтому схватка США и РФ за энергоресурсы Каспийского региона не только не ослабнет, но, очевидно, еще более ожесточится. Естественно, Азербайджан, расположенный в геополитическом центре Закавказья, находится в фокусе внимания заинтересованных государств. Правительство республики реализует многостороннюю внешнюю политику в целях интеграции в Европу, в то же время оно придает большое значение сохранению и улучшению дружественных связей с Россией. Баку прекрасно понимает, что если он хочет выжить в развернувшейся между Вашингтоном и Москвой борьбе, касающейся геополитической и энергетической стратегии, то должен непременно сохранить хорошие отношения как с той, так и с другой стороной, лишь на этом пути он сможет отстоять свои самые насущные интересы. За последние восемь лет общий экономический рост Азербайджана увеличился в два раза, уровень минимальной зарплаты — в три раза. За первые три квартала 2005 года ВВП вырос на 21,8% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, средний доход — на 25,4%, коэффициент годового экономического роста составил 18,7%. Среди стран СНГ темпы экономического развития Азербайджана были наиболее высокими. Авторитетный правительственный чиновник отметил, что в период выборов 2005 года народные массы не планировали «цветных революций», так как твердо знают, что «цветная революция» приведет лишь к нестабильности государства, но не принесет счастья в жизни. В любом случае страны ГУАМ, среди которых есть те, где «цветные революции» прошли успешно, а также те, где не удалось добиться их победы, имеют право на формирование и развитие региональной организации для достижения национального единства, экономического развития и социального прогресса.
Исходя из государственных интересов, Коммунистическая партия Молдовы, победившая на выборах, придерживалась пророссийской линии и подчеркивала, что РФ — ее главный стратегический партнер, а развитие молдавско-российских отношений имеет приоритетное значение. Владимир Воронин — вскоре после его избрания президентом Молдовы — предпочел Россию как страну своего первого зарубежного визита, в ходе которого он выразил надежду на укрепление отношений между Москвой и Кишиневом, а также передал просьбу о желании Молдовы войти в Союз «Россия — Беларусь». В. Воронин и В. Путин выступили (16 апреля 2001 г.) с совместным заявлением, в котором подчеркнули необходимость расширения и дальнейшего укрепления сотрудничества двух стран в торгово-экономической, научной, культурной и других сферах. Воронин отметил, что Молдова первым делом должна участвовать как наблюдатель в
процессе интеграции Союза «Россия — Беларусь», в будущем, возможно, присоединится к ЕС, но он надеется, что вместе с РФ и Беларусью. Кроме того, он подчеркнул, что Молдова является «нейтральной страной» и не намерена вступать в НАТО. 19 ноября того же года президенты России и Молдовы подписали Договор о дружбе и сотрудничестве и тем самым заложили правовую основу для развития двусторонних отношений между государствами. В то же время Молдова выразила готовность взаимодействовать с РФ в урегулировании проблемы «региона Днестра», лишь просив Россию вывезти оттуда оружие и оборудование, однако не потребовала вывести 2 500 военнослужащих РФ. 12 июля 2001 года министры иностранных дел Молдовы, России и Украины провели переговоры, на которых представитель Кишинева сказал, что решение проблемы «региона Днестра» приблизилось к завершению, остался лишь вопрос о его особом статусе. Кроме того, Молдова призывала учитывать мнение РФ относительно ГУАМ (Россия критиковала эту организацию в связи с ее центробежными тенденциями). После того как Воронин стал президентом, он относился к ГУАМ равнодушно и не принимал активного участия в ее деятельности. Он подчеркивал, что это объединение не должно нарушать интересов СНГ. Однако впоследствии (в силу существенных изменений во внешнем и внутреннем положении) Молдова постепенно стала отходить от пророссий-ской политики. Румыния — ее западный сосед — стала членом НАТО, а в 2007 году вступила в ЕС. Украина, с которой Молдова соседствует на востоке, юге и севере и в которой в результате «оранжевой революции» установился прозападный режим, стремится вступить в Альянс и Евросоюз. Подобная ситуация влияла на внутреннюю и внешнюю политику Кишинева. Вместе с тем в отношениях между Молдовой и Россией обозначилась трещина, когда Кишинев официально попросил Москву вывести войска из «региона Днестра», обвиняя российских военных в «незаконной оккупации» и возражая против продолжения их дислокации. В то же время молдавские власти еще более приблизились к Западу, желая получить его поддержку. Молдова, стремящаяся к скорейшему присоединению к ЕС, параллельно укрепляет связи с Украиной и Грузией, пытаясь по-своему оживить деятельность ГУАМ.
Совершенно очевидно, что формирование и развитие ГУАМ — результат стремления ее стран-членов выжить между двумя крупными геополитическими силами, а также итог повышения этими четырьмя государствами своих геополитических возможностей.
3. Позиция Китая в отношении международных организаций
Транснациональные стратегии КНР сформировались под влиянием внутренней ситуации в республике и приоритетов внутренней политики. Отношение Пекина к международным организациям прошло стадии от решительного их отрицания до полного признания, от индифферентного к ним отношения до придания им важного места во внешней политике. Этот извилистый путь объясняется приоритетностью для КНР внутренней политики, и только затем — акцентированием внимания на внешней. Данная стратегия отражает понимание несколькими поколениями лидеров Китая мирового порядка, а также их требования к функциям транснациональных структур.
Говоря в общем, основой стратегии в отношении международных организаций при лидерах первого поколения КПК под руководством Мао Цзэдуна было минимальное участие в межнациональных делах. Правительство больше стремилось добиваться меж-
дународного признания нового режима и расширения единого фронта борьбы против империализма и колониализма. Если транснациональные формирования не отвечали этому стандарту или не выполняли просьб о соблюдении отмеченного выше, то их, как правило, игнорировали10.
В отличие от идей Мао Цзэдуна, которые сформировались после установления в Китае народной власти, принципы реализма и верховенства национальных интересов во внешней политике полностью воплотились в теории Дэн Сяопина. Соответственно, лидеры второго поколения КПК под руководством Дэн Сяопина заняли уверенную и деловую позицию относительно международных организаций и транснациональной системы, чтобы использовать их для содействия реформам, открытости и развитию Китая. Широко известно часто цитируемое высказывание Дэн Сяопина: «Будем ли мы эффективно действовать в международных делах или мало эффективно, прежде всего зависит от наших собственных достижений в экономическом строительстве. Если наша страна будет развиваться, более того — процветать, то и наша роль в международных делах будет ве-лика»11. Подобно Мао Цзэдуну Дэн Сяопин считал, что существующий транснациональный политический и экономический порядок является неравноправным и несправедливым, однако выдвинутые им способы преобразования отличались от подходов Мао Цзэ-дуна. Он подчеркивал, что необходимо установить новый международный порядок, основанный на пяти принципах мирного сосуществования. В транснациональных делах (как и в международных организациях) следует и бороться, и сотрудничать. При этом целесообразно противостоять, но не разрывать отношений, взаимодействовать, но сохранять свой голос. Именно потому что была разработана теория Дэн Сяопина, во время его правления увеличилось (по сравнению с предшествующим периодом) число транснациональных структур, членом которых стала КНР, а также международных конвенций, к которым она присоединилась. Одновременно Поднебесная достигла такой широты и глубины участия в межнациональных делах, которые были для нее недостижимы во времена Мао Цзэдуна. Опора на основополагающую стратегию Дэн Сяопина о международных организациях создала в условиях признания существующей транснациональной системы благоприятные условия для развития экономики КНР.
Возглавляемое Цзян Цзэминем третье поколение партийных лидеров в решении вопросов об отношениях с современными крупными международными организациями руководствовалось следующими установками. Во-первых, всесторонне и в полном объеме участвовать в межнациональных делах, добиться большего права подавать свой голос, чтобы лучше выразить международные интересы 1/5 части населения планеты. Во-вторых, активнее вступать в региональные отношения, особенно в транснациональные структуры, а также включаться в механизмы международных систем ближайшего окружения вплоть до того, чтобы проявлять в этом инициативу (например, активнее выражать себя в инициативном механизме Шанхайской организации сотрудничества). В-третьих, в тактике по-прежнему придерживаться позиции, определенной Дэн Сяопином и заключающейся в постепенном вхождении в дела с дальнейшим наращиванием активности и деловитости. Помнить, что формирование и достижение мультиполярности является длительным и сложным процессом.
Глобализация — обоюдоострый меч для развивающихся государств, поэтому они должны добиваться преимущества и избегать беды, искусно отвечать на ее вызовы и стараться не упускать благоприятные моменты. При участии в транснациональных делах
10 См.: Председатель Мао о мировых революциях // Международный отдел газеты «Жэньминь жи-бао», 4 апреля 1968 (на кит. яз.).
11 Избранные произведения Дэн Сяопина. Т. II. 2 изд. Пекин: Народное издательство КНР, 1994. С. 240—241 (на кит. яз.).
следует стремиться к постепенному изменению характеристик старой международной системы. КНР должна «отстаивать правду, добиваться справедливости, защищать мир и стабильность во всем мире». В то же время мы должны бороться «против мышления «холодной войны», всемерно способствовать развитию нового типа транснациональных отношений, основанных на принципах «не присоединяться к блокам», «не прибегать к обструкциям», «не действовать против третьих стран». Это будет служить на пользу мировому сообществу и глобальной системе международных отношений. Ядром стратегии Цзян Цзэминя, касающейся транснациональных организаций, является стремление в условиях гарантированности собственного развития и поддержания стабильности создать образ Китая как великой державы, имеющей право высказывать собственное мнение.
Сегодня, в связи с непрерывным развитием духа открытости во внешней политике КНР, постоянным подъемом ее экономики и все более возрастающей уверенностью людей в себе, а также благодаря усилиям руководителей нового поколения повысить международный авторитет страны, у народа Китая коренным образом изменилось отношение к транснациональным структурам. По сравнению с прежним оно стало более активным, более позитивным, что в целом отражает оптимистический взгляд социума КНР на международные организации. Понимание значения транснациональных формирований фактически означает осознание состояния современного международного сообщества, что в значительной степени способствует более высокому пониманию современной межнациональной политики и вопросов международных отношений. Транснациональные организации становятся «барометрами» состояния международного сообщества.
В XXI веке транснациональные структуры развиваются весьма стремительно. По данным Ежегодника международных организаций, в мире насчитывается более 28 тыс. транснациональных формирований, из них межправительственных международных организаций — свыше 4 тыс., неправительственных — более 23 тыс., причем 90% транснациональных структур возникли после Второй мировой войны.
Широкое распространение и развитие международных организаций — не только весомые итоги деятельности человечества, но и показатели уровня его цивилизованности, так как они представляют собой не только регуляторы возникающих в транснациональном сообществе противоречий, но и механизмы координации в сферах политики, экономики, культуры, науки и техники. Все страны мира нуждаются в подобных структурах (точно так же, как и последние требуются мировому сообществу). Они являются необходимыми формированиями, играют важную роль в создании материальных благ и духовных ценностей. Если судить о месте транснациональных организаций в международном сообществе, то чем дальше, тем больше увеличиваются как возможности, так и пространство для их деятельности. Более 4 тыс. межправительственных транснациональных структур имеют юридический статус и являются субъектами международного права. Хотя эти транснациональные межправительственные организации и не обладают четырьмя необходимыми факторами для отправления государственной деятельности, однако в них входят страны, располагающие структурами для подобной практики, а также международными правами и функциями. Поэтому расширилось поле для их самостоятельного участия в транснациональных делах, что способствовало значительному росту авторитета данных субъектов.
Прогнозируя дальнейшую деятельность транснациональных организаций, следует сказать, что она будет уникальной и обширной. Они способны достичь того, чего не может добиться отдельная страна, готовы играть ту роль, которая не под силу суверенному государству. К тому же они весьма разнообразны по своему типу, распространены по всей планете и охватывают все аспекты деятельности человечества в сферах политики,
экономики, культуры, образования, здравоохранения, финансов, торговли и т.д. Они присутствуют в повседневной работе человека по производству одежды и продуктов питания, что имеет прямое отношение к созданию транснациональных структур.
Своей практикой транснациональные организации создают весьма благоприятные условия для общего прогресса человечества, поскольку обладают новейшими информационными технологиями, способностью четко определять собственные полномочия и обязанности, а также административными структурами с их строго определенными рамками деятельности. Поэтому у них есть возможность немедленно реагировать, быстро принимать решения и приступать к действиям. Фактически транснациональные формирования уже стали эффективным инструментом в решении международных политических и экономических проблем, каналами межнациональных обменов, движущей силой международной политической демократии, центрами развития транснационального права, практического применения его положений для регулирования отношений в международном сообществе12.
Как великая держава и один из центров сил транснационального сообщества, КНР должна действовать в согласии с международными организациями ООН, играть активную роль в транснациональных структурах, дабы внести свой вклад в международное сотрудничество.
4. Направления политики ГУАМ и ее дилемма
В последние годы развитие ГУАМ как региональной организации было не совсем устойчивым. Так, в 2002 году Узбекистан временно приостановил свое участие в деятельности объединения. Затем со скептицизмом начали относиться к ГУАМ Молдова и Азербайджан. Однако по мере того, как в Грузии и Украине одна за другой вспыхнули «цветные революции», ГУАМ стала изменяться. Президент Украины В. Ющенко и президент Грузии М. Саакашвили демонстрировали приверженность интеграции ГУАМ и стремились повысить ее значение, в том числе для сближения с Европой, что еще больше отдалило ГУАМ от России. В 2005 году Молдова (до и после парламентских выборов в стране) стала рассматривать себя в единстве с ГУАМ. Несмотря на то что у Молдовы имелись некоторые сомнения, она все же присутствовала на саммите того года, пытаясь использовать влияние ГУАМ для дальнейшего сохранения независимости и территориальной целостности государства.
23 мая 2006 года в Киеве состоялся саммит ГУАМ: Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы. Они решили повысить роль этого неофициального регионального объединения в качестве «Организации за демократию и экономическое развитие» с дислокацией ее постоянного органа (Секретариата) в Киеве. Напомним, что первоначально ГУАМ была достаточно расплывчатой структурой, одной из платформ давления на Россию и дезинтеграции СНГ. В связи с тем, что деятельность этой организации вначале была непримечательной, какое-то время Запад смотрел на нее с пренебрежением. Некоторые аналитики считали, что трансформация ГУАМ в «Организацию за демократию и экономическое
12 См.: Ван Йичжоу. КНР в отношениях с международными организациями. Практика интерпретации исследований. Серия «Рабочие материалы» (финансируется Фондом Форда). Академия общественных наук КНР. Институт мировой экономики и политики, 2006, № 9 [http://old.iwep.org.cn/chinese/workingpaper/ zgygjzzA.pdf] (на кит. яз.).
развитие» знаменует то, что она все дальше отходит от России и все активнее приближается к Западу.
Не составляет труда убедиться, что каждая из четырех республик ГУАМ стремится продвинуться к Западу при помощи «удобного коридора», каковым является данное объединение. Украина, Грузия и Молдова представляют собой страны СНГ, пытающиеся избавиться от влияния России и как можно скорее присоединиться к Европе. Для достижения этой цели Грузия и Украина планировали создать «Сообщество демократического выбора». Однако впоследствии они пришли к выводу, что использование ГУАМ как «моста» для перехода к Западу — более удобный вариант, так как к этой организации уже «прилип» прозападный ярлык. К тому же в то время вице-президент США Дик Чейни резко критиковал Россию, после чего Вашингтон и Москва перешли к ожесточенному спору. ГУАМ хотела использовать представившуюся «золотую возможность» для собственной выгоды.
В ходе трансформации ГУАМ из «нетвердого» объединения в региональную организацию все более проявлялось ее намерение противодействовать СНГ. После «цветных революций» Грузия и Украина стали авангардом раздробления Содружества. В период «мартовских событий» 2004 года в Кыргызстане министры иностранных дел двух указанных выше республик вылетели в Бишкек, чтобы уговорить КР создать «Сообщество демократического выбора». В конце того же года в Киеве состоялся первый форум этого формирования, в котором приняли участие президенты девяти стран, а также представители ЕС и НАТО. Снова звучали призывы к раздроблению СНГ, Грузия и Украина вновь выражали недовольство Содружеством: было понятно, что они намерены выйти из него. Да и Молдова присоединилась к тем, кто «нападал» на СНГ. ГУАМ дважды не приглашала Россию присутствовать на своих саммитах. В случае если ГУАМ признало бы международное сообщество, то она стала бы единственной региональной организацией в рамках бывшего Советского Союза, в которой не участвовала Россия.
В сущности, не случайно, что РФ не была включена в ГУАМ. Искала бы эта структура иные пути для диалога с СНГ или угрожала бы выйти из него — в любом случае ее шаги стали бы конкретным выражением осложнения отношений между ее странами-членами и Россией. К концу 2004 года украинско-российский «газовый» спор усугубил и без того напряженные отношения между двумя странами. РФ запретила импорт грузинского вина, что возмутило правительство Грузии. Вино — важная статья экспорта и Молдовы, которая также получила свое, когда последовал запрет России на ввоз ее вина. Все это (наряду с вопросом о непризнанном правительстве Приднестровья) создавало непрерывные трения между Кишиневом и Москвой. В ходе упомянутого саммита украинцы расклеивали на улицах Киева рекламу грузинского вина, чтобы устроить России своеобразную демонстрацию.
Тем не менее ГУАМ не так легко избавиться от распространенного мнения о ее слабости. К тому же данная организация вовсе не является монолитным коллективом. Как отметили российские СМИ, ее судьба зависит от Азербайджана, который является исламской страной и поддерживает с Россией (как и с Казахстаном) тесные связи, активно выступает за единство СНГ, имеет с его государствами общие интересы, а нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан остро нуждается в казахстанской нефти. Москва же по-прежнему удерживает «экономические рычаги» для регулирования отношений с указанными странами. Кроме того, пока не известно, смогут ли государства ГУАМ получить от кого-то те реальные выгоды, которые они имеют от России. Таким образом, необходимо много времени, чтобы ГУАМ могла окончательно отойти от СНГ и полностью интегрироваться с Западом.
5. ГУАМ и КНР
После создания Организации государства ГУАМ начали успешно строить двусторонние дружественные отношения с Китаем. Министр иностранных дел Грузии Г. Бе-жуашвили заявил, что Китайская Народная Республика была одним из первых государств, признавших независимость его страны, и Грузия очень дорожит этим. Установление дипломатических отношений между данными странами заложило основу для плодотворного сотрудничества и открывает новую страницу в их истории. Ныне сотрудничество между двумя государствами быстро развивается на основе принципов взаимного уважения, взаимопонимания и взаимодоверия. Грузия благодарна Китаю и высоко оценивает его постоянную позицию по вопросу поддержания ее территориальной целостности13.
Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи высоко оценил эти двусторонние связи. Он отметил, что стороны, руководствуясь принципами равенства крупных и малых государств, взаимного уважения и искреннего подхода к партнеру, понимают и поддерживают друг друга в решении важных проблем, касающихся государственной независимости и территориальной целостности. Они уважают выбор народами своих стран социального строя и пути прогресса, не вмешиваются во внутренние дела друг друга, уделяют большое внимание развитию контактов, базирующихся на равенстве, взаимной выгоде и дружественном сотрудничестве. Грузинские власти под руководством Михаила Саакашвили дорожат традиционной дружбой между Поднебесной и Грузией, прилагая усилия для здорового развития отношений. В частности, по тайваньскому вопросу руководство Грузии строго соблюдает принципы, закрепленные в Китайско-грузинском коммюнике об установлении дипломатических отношений, твердо проводит политику одного Китая, признает правительство КНР единственным законным правительством, представляющим всю державу, а Тайвань — неотъемлемой частью территории КНР. Грузия много лет оказывает Китаю поддержку в таких важных проблемах, как тайваньский и тибетский вопросы, а также в борьбе с террористическими силами «Восточного Туркестана». Руководство Китая высоко ценит эту позицию Грузии и уверено, что дружественный грузинский народ будет и впредь поддерживать КНР в великом деле мирного воссоединения Родины. Китай уважает суверенитет и территориальную целостность Грузии, с пониманием относится к выбору грузинским народом его модели социального прогресса в соответствии с реалиями республики и приветствует усилия грузинской стороны, направленные на обеспечение стабильности в стране, а также на подъем национальной экономики. КНР по-прежнему будет оказывать Грузии посильное содействие в динамичном социальноэкономическом развитии14.
Если говорить о китайско-азербайджанских отношениях, то бывший министр иностранных дел КНР Ли Чжаосин указал в статье об их развитии, что за последние 15 лет стороны обмениваются визитами на высшем уровне, непрерывно усиливается политическое взаимодоверие. В марте 2005 года президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев совершил официальный визит в Поднебесную, во время которого он и глава Китая Ху Цзиньтао подписали «Совместное заявление о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничестве между КНР и Азербайджаном». В ходе этого мероприятия стороны вновь подтвердили готовность приложить общие усилия для дальнейшего углубления двусто-
13 См.: Бежуашвили Г. (министр иностранных дел Грузии). Грузия и Китай в прошлом, сегодня и в будущем [http://world.people.com.cn/BIG5/41214/5832725.html] (на кит. яз.).
14 См.: Ян Цзечи (министр иностранных дел Китайской Народной Республики). Крепнет с годами традиционная дружба между Китаем и Грузией — по случаю 15-й годовщины установления дипотношений между двумя странами [http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/wsrc/t328735.htm] (на кит. яз.).
ронних связей на благо народов этих стран. Интенсивно расширяется деловое взаимодействие между обеими республиками во всех областях. Китай помнит, что бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев внес огромный вклад в развитие китайско-азербайджанских связей. Отношения между указанными государствами будут и впредь прогрессировать по плану, разработанному их лидерами15.
Согласно информации посольства Китайской Народной Республики в Украине, установление дипломатических контактов между двумя странами открыло новую эру в развитии дружественных связей. За последние 15 лет китайско-украинские отношения поднялись на новую высоту. Сохраняется обмен визитами на высшем уровне, непрерывно укрепляется взаимное политическое доверие. Стороны поддерживают друг друга по основным вопросам, касающимся суверенитета и территориальной целостности. Когда в декабре 1994 года Украина объявила себя безъядерным государством, правительство КНР по собственной инициативе озвучило предложение о предоставлении Киеву гарантий безопасности. Украина проводит политику одного Китая, решительно поддерживает позицию Пекина по тайваньской проблеме. Взаимовыгодное партнерство двух стран все больше расширяется и углубляется. Подписано свыше 90 документов по двустороннему сотрудничеству, создан эффективный механизм взаимодействия, охватывающий экономику, торговлю, культуру, науку и технику, космическую область. В 2006 году объем совокупного товарооборота достиг 4 160 млн долл., увеличившись почти в 30 раз с начала дипломатических отношений. Структуры торговли оптимизируются, начинает развиваться экономическое и техническое сотрудничество. Украина становится одним из крупнейших торговых партнеров Китая в СНГ. В международной и региональной практике стороны придерживаются методов консультаций и взаимодействия, что вносит позитивный вклад в дело защиты мира и стабильности на планете16.
Посол Китайской Народной Республики в Кишиневе Гун Цзяньвэй отметил в своем интервью Молдавскому национальному общественному радио, что КНР является первым государством, признавшим республику и установившим с ней дипломатические отношения. Более 10 лет успешно развиваются двусторонние контакты, дружба и сотрудничество, сохраняется практика обмена визитами между руководителями двух стран, углубляется политическое доверие, постепенно расширяются сферы взаимодействия, а связи становятся все более прочными. Взаимоотношения государств развиваются на основе принципов обоюдного уважения и доверия, равенства и взаимной поддержки. Мы высоко расцениваем, а также благодарны за то, что Молдова всегда придерживается политики одного Китая и твердой позиции по неустановлению официальных связей с Тайванем. КНР ценит достижения Молдовы в экономическом возрождении и социальном прогрессе, поддерживает ее курс на интеграцию в Европу. Пекин выражает надежду, что Кишинев будет играть более активную роль в региональных и международных делах17.
Несмотря на то что КНР установила дружественные и плодотворные двусторонние политические, экономические и культурные отношения со странами ГУАМ, она до сих
15 См.: Ли Чжаосинь (министр иностранных дел КНР). Дружба, перешагнувшая через Великую стену и Каспийское море. В ознаменование 15-й годовщины установления дипломатических отношений между КНР и Азербайджаном [http://www.fmprc.gov.cn/chn/wjb/zzjg/dozys/gjlb/1676/1678/t307633.htm] (на кит. яз.).
16 См.: Посольство КНР в Украине. Укрепим дружественные отношения во имя прекрасного будущего. В честь 15 годовщины установления дипломатических отношений между КНР и Украиной ^Мр://иа. china-embassy.org/chn/zwgx/t312866.htm] (на кит. яз.).
17 См.: Информационный бюллетень Посольства КНР в Молдове. Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в Молдове г-на Гун Цзяньвэя Общественному радию Молдовы [http://www. chinaembassy.md/chn/zmgx/t266042.htm] (на кит. яз.).
пор не имеет прямых связей с самой организацией. Тем не менее (с учетом принципиальной позиции Китая толерантно относиться к международным структурам) КНР уважает свободу и право на создание государствами ГУАМ своего регионального объединения, его усилия по укреплению партнерства, содействию региональной безопасности и стабильности, углублению национальных политических и экономических связей, а также ценит указанное формирование за его борьбу с международным терроризмом, организованной преступностью и контрабандой наркотиков.
В связи с тем что ГУАМ надеется вывозить нефть Азербайджана и республик Центральной Азии в Европу данное объединение способно превратиться в такую группу стран, которая пожелает избавиться от контроля России и строить независимые от нее «европейские» отношения. Такой поворот событий вполне может поставить КНР в несколько невыгодное положение в конкуренции с Европой за эту нефть. А поскольку государства ГУАМ все же больше ориентированы на Запад, то политическое влияние Европы на страны СНГ будет расширяться. Это, возможно, приведет к развалу Содружества, что внесет новые факторы нестабильности вокруг Китая.
Однако ГУАМ вряд ли сможет прямо влиять на КНР и не будет непосредственно «штурмовать» Шанхайскую организацию сотрудничества. В то же время развитие ГУАМ способно создать благоприятные условия для китайского бизнеса — при посредстве этой организации КНР сможет открыть Великий шелковый путь в Евразию. Этот экономический канал, который обойдет Россию с юга, обусловит возможности для экспорта китайских товаров на рынки причерноморских и прикаспийских стран, а также в государства Центральной и Восточной Европы, что имеет большое стратегическое значение для экономического обмена между Китаем и Европой.
КНР надеется, что ГУАМ — наряду с увеличением собственного геополитического веса — сможет найти мирный и сбалансированный подход к двум уже упоминавшимся основным геополитическим силам, чтобы способствовать процветанию региона, а это выгодно для всех сторон.