Научная статья на тему 'Групповые технологии на уроке иностранного языка в многонациональных группах'

Групповые технологии на уроке иностранного языка в многонациональных группах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ РАБОТА / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / БАРЬЕРЫ / КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Наталья Владимировна, Шмелева Жанна Николаевна

Авторы статьи делятся своим опытом групповой работы на уроках иностранного языка. Данная работа проводится в многонациональных группах института Международного менеджмента и образования Красноярского ГАУ. Результатом такого рода мероприятий является подготовка квалифицированных кадров для зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Наталья Владимировна, Шмелева Жанна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Групповые технологии на уроке иностранного языка в многонациональных группах»

pensionnoe-obespechenie-v-2017-godu-v-rf-poslednie-novosti-o-indeksacii-dlya-pensionerov.html (дата

обращения 02.01.2017).

2. Проблемы пенсионной системы : [Электронный ресурс] сайт.- URL: http://www.ng.ru/economics/2016-12-21/1_6890_pensii.html (дата обращения 23.12.2016)

© Алексанян К. К. , 2017

УДК 378.1

Антонова Наталья Владимировна

директор ИММО, доцент кафедры ДИЯ, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»

г. Красноярск, РФ Е-тай: [email protected] Шмелева Жанна Николаевна канд.филос.наук, доцент кафедры ДИЯ, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»

г. Красноярск, РФ Е-тай: [email protected]

ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Аннотация

Авторы статьи делятся своим опытом групповой работы на уроках иностранного языка. Данная работа проводится в многонациональных группах института Международного менеджмента и образования Красноярского ГАУ. Результатом такого рода мероприятий является подготовка квалифицированных кадров для зарубежных стран.

Ключевые слова

Групповая работа, многонациональные группы, иностранный язык, барьеры, Красноярский

государственный аграрный университет.

Современные условия развития Российского общества, даже в условиях санкций западных стран, предусматривает экспорт образовательных услуг, то есть подготовку квалифицированных кадров для зарубежных стран. Это направление деятельности университетов и научных кругов закреплено в Концепции экспорта образовательных услуг на 2011-2020 годы [2].

Для выполнения показателя по количеству зарубежных студентов в приведенном контингенте, университеты делают все от себя зависящее, чтобы привлечь зарубежную молодежь в число абитуриентов.

Красноярский государственный аграрный университет также интенсивно занимается профессиональной ориентационной работой: участвует в выставках и ярмарках, проводимых за рубежом с презентацией университета; проводит международные конференции и Олимпиады для школьников за рубежом; организует летние научные школы с международным участием для формирования положительного имиджа университета в глазах потенциальных абитуриентов и их родителей.

В настоящее время университет выполняет требования мониторинга эффективности деятельности вузов и обеспечивает необходимое количество зарубежных студентов. Однако набор студентов еще не обеспечивает сохранность контингента на длительный период. Для того чтобы зарубежные студенты успешно адаптировались в новой социальной и языковой среде, университету необходимо сделать многое, поскольку зарубежные студенты обучаются в многонациональных группах с разной культурой, разным

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

уровнем знания русского языка, разными традициями и обычаями.

Работая в течение ряда лет в многонациональных группах на занятиях по английскому языку, авторы данной статьи пришли к выводу о том, что групповая работа является одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетенции у зарубежных студентов, как на английском, так и русском языке. Групповая работа используются нами на занятиях по английскому языку как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса. При этом ярко выражаются межличностные процессы, которые часто отсутствуют при индивидуальной работе, в том числе общение, обмен информацией, взаимная поддержка, использование межкультурных и межнациональных ресурсов каждого студента.

Работа в многонациональных группах показала, что зарубежные студенты оказываются в среде, где используется три языка (родной язык студента, русский и английский), мы пришли к выводу, что наиболее эффективна работа в группах из 3-4 человек с разным уровнем знаний и темпом работы. Данные группы обязательно формируются с учетом психологической совместимости участников группы, и, что особенно важно, с учетом толерантного отношения студентов одной национальности к другой.

Это создает дополнительную трудность для преподавателя в процессе формирования группы и требует особого внимания. Структура же группы, разработанная нами несколько лет назад [1 с.165], остается прежней:

1. В каждой группе мы определяем лидера, которым становится студент с самым высоким уровнем знаний, как в области английского языка, так и менеджмента. Но если ранее мы считали, что лидерские навыки имеют главное значение при этом виде деятельности, то при работе в многонациональной группе главенствующим при выборе лидера мы считаем толерантность к студентам другой национальности. В наших группах, в течение ряда лет, совместно обучаются студенты из России, Монголии, Армении, Казахстана, Таджикистана, каждый из которых является носителем своей культуры и своего языка, но имеет средний уровень владения русским языком. Это может замедлять темп работы группы в целом и создавать определенное напряжение.

2. Вторым участником группы становится студент, имеющий достаточно высокий уровень знаний в области менеджмента и английского языка, но ниже первого участника - лидера.

3. Третий и четвертый участники группы - это студенты со средним и низким уровнем знаний. Чаще всего студенты-иностранцы занимают именно третью и четвертую позиции в группе.

В групповой работе с участием зарубежных студентов мы используем различные виды заданий, начиная от контроля усвоения лексического материала по изучаемой теме лидером группы, и заканчивая case-study и проектными работами, например по теме "Manager's job", где каждый из членов группы готовит описание работы менеджеров разного уровня управления.

Достаточно эффективным видом задания при развитии коммуникативных навыков является составление диалогов с участием всех членов группы, то есть и зарубежных студентов. При этом составление диалога происходит в группе, за рабочим столом, а его презентация - перед всеми группами, без использования заранее подготовленного материала. Таким образом, лидер группы осуществляет контроль течения беседы и приходит на помощь, если кто-то из участников группы теряет нить разговора или вносит что-то новое в подготовленный ранее диалог.

Данные виды заданий не только снимают различные виды барьеров у зарубежных студентов (барьеры понимания, говорения, школьные, межкультурные барьеры и т.д.), но и способствуют снятию аналогичных барьеров и активной работе русских студентов. В групповой работе русские студенты вынуждены искать пути общения с членами группы средствами русского и английского языков, прибегать к помощи жестов, рисунков, электронных гаджетов, то есть им необходимо передать "message" любыми доступными средствами.

Опыт работы, полученный нами в работе с многонациональными группами, показывает, что уже в течение первого семестра как зарубежные, так и российские студенты прогрессируют в области английского и русского языков и успешно сдают зачеты и экзамены по всем предметам.

Список использованной литературы: 1. Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н. Групповая работа как форма совершенствования коммуникативных

навыков студентов-менеджеров. В сборнике: «Проблемы современной аграрной науки». Материалы международной заочной научной конференции. Изд-во Красноярского государственного аграрного университета, Красноярск, 2015. - С. 164-167.

2. Концепция экспорта образовательных услуг на 2011-2020 годы

URL:http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032128/Concept_for_Exporting.pdf (дата обращения 09.01.2017)

© Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н., 2017

УДК 37

Бегишева Юлия Витальевна

магистр пед. наук, ст.преподаватель Крылова Ольга Владимировна ст.преподаватель ЮКГУ им. М. Ауэзова Ксендзюк Ирина Анатольевна

магистр пед. наук, ст.преподаватель ЮКГУ им. М. Ауэзова, г.Шымкент ,Казахстан E-mail: horeo 1985@mail. ru

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ - ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается создание благоприятных условий для свободного развития индивидуума, и в первую очередь - личности школьника.

Ключевые слова

Образование, школьник, личность, воспитание, нравственность,традиции.

На современном этапе коренных преобразований общества Республики Казахстан, действия новых социально-экономических и общественно- политических факторов, уровень процветания страны осознается в тесной связи с развитием интеллектуального потенциала населения, его инновационной творческой мобильности, высокой сознательности, духовного совершенства. Данное положение диктует необходимость создания благоприятных условий для свободного развития индивидуума, и в первую очередь - личности школьника.

В решении этой задачи большая роль отводится системе среднего образования. От того, насколько эффективно сможет школа развивать способности детей, создать им необходимые условия для адекватного образования и подготовки к последующей деятельности, сформировать их ценностные приоритеты и личностные качества, в значительной мере зависит прогресс во всех сферах жизни нашего общества.

В "Концепции гуманитарного образования Республики Казахстан" подчеркивается, что духовный мир выпускника средней школы в идеале должен представлять собой сплав интеллектуальной, правовой, экологической, политической, экономической, нравственной, художественной, философской культур, выраженной в определенных социальных ориентациях, душевных качествах, идейной направленности [1].

В прежние годы система образования была оторвана от передовых достижений мировой цивилизации и исторических корней своего народа. Предстоит формировать новое поколение, которое вобрало бы в себя все богатство народного разума, самые лучшие достижения мировой науки и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.