Е. А. Арманова
групповая преступность несовершеннолетних
Постановка проблемы
Происходящие в России изменения в политической, социальной и духовной жизни общества не могут не оказывать влияния на состояние и структуру преступности, причем это влияние наиболее очевидно на примере молодежной преступности. Происходит изменение не только количественных, но и качественных ее характеристик. Уровень групповой преступности несовершеннолетних в 2-3 раза превышает уровень групповой преступности взрослых и имеет тенденцию к росту. Она все больше приобретает корыстный характер, несовершеннолетние в группах совершают в основном тяжкие преступления, доминируют группы с предварительным сговором численностью 2-4 человека, имеется тенденция к усилению влияния взрослых преступников на преступность несовершеннолетних.
Отмечено заметное увеличение числа группировок несовершеннолетних с признаками высокой организованности, что прослеживается:
• в длительной и устойчивой преступной деятельности;
• в строгом распределении ролей;
• в иерархии внутриструктурного построения подростковых группировок;
• в росте преступного профессионализма.
При совершении вымогательств распространены и факты использования крайних форм, совершения умышленных убийств. При этом «воспитывающую» роль играют взрослые организаторы криминальных группировок: приобщают несовершеннолетних к психологии « зоны », учат воровскому жаргону, тому, как запутывать следствие, вести себя в зале суда, влиять на потерпевших и свидетелей, чтобы обеспечить желаемый вариант их показаний. В последние годы наглядно видна специализация криминальных групп несовершеннолетних (совершение краж, разбоев, грабежей, вымогательств и т. п.); отмечается рост жестокости, использования оружия и различных транспортных средств при совершении преступлений.
В качестве условий, способствующих формированию преступных групп и росту групповых преступлений несовершеннолетних, выступают неорганизованность досуга, безнадзорность, слабое реагирование соответствующих институтов на факты предпреступного и преступного поведения несовершеннолетних и их взрослых соучастников, сам кризис системы уголовных наказаний1. Неорганизованность досуга зачастую приводит к конфликтным ситуациям и стимулирует выбор линии поведения, интересов в группе сверстников. Во многих случаях подростки, пополняющие группировки с антиобщественной и криминальной направленностью поведения, являются выходцами из неблагополучных семей. Усугубляет ситуацию то, что у таких подростков имеются глубокие пробелы в школьных знаниях, хроническая неуспеваемость, конфликты с педагогами, что порождает их неуверенность в собственных силах и способностях. Неудовлетворенные своим положением в обществе, они, не видя цели и смысла жизни, стремятся реализовать себя в неформальных подростковых группах, проводят в них все свободное время.
© Е. А. Арманова, 2009
Организаторы групповых преступлений несовершеннолетних используют, как правило, их возрастные особенности: тягу к интенсивному неформальному общению, повышенный интерес к конфликтным ситуациям, стремление к оригинальности, максимализму, а также неустойчивость нравственных и правовых убеждений. По мере укрепления группы, формирования устойчивости происходит расширение сферы ее деятельности, особенно с появлением лидера. Увеличиваются также потребности в карманных расходах, удовлетворить которые многие подростки в условиях обнищания, семейного неблагополучия не в состоянии. Это подталкивает также к использованию противоправных, преступных способов добывания средств.
После совершения первого преступления происходят качественные изменения, направленность которых во многом определяется реакцией компетентных органов. Если преступление остается нераскрытым или меры, принятые к правонарушителям (особенно к организаторам) не соответствуют характеру содеянного, преступная группа становится более устойчивой. У членов такой группы происходит переоценка ценностей, они укрепляются в своих преступных намерениях. Нередко группа начинает специализироваться на совершении какого-либо определенного вида преступлений.
Пресечение преступной деятельности подростковых группировок криминальной направленности, являясь одной из центральных задач работы сотрудников ПДН, однако, не устраняет причины возникновения и формирования таких группировок. Именно поэтому необходима ранняя профилактика2, направленная, прежде всего, на предупреждение формирования антиобщественной ориентации личности подростка, недопущение создания группировок асоциальной направленности, их разобщение, т. е. на индивидуальное предупре-
и 3
ждение групповых преступлений3.
Индивидуальное предупреждение состоит из двух стадий: выявления криминогенных групп и непосредственного осуществления предупредительных мер в отношении как группы в целом, так и отдельных ее членов.
На стадии выявления проводятся поиск, регистрация и изучение объектов, требующих предупредительного вмешательства, дается оценка степени их криминогенности, делается прогноз развития и определяется характер мер воздействия. Выявление криминогенных объектов является, следовательно, наиболее ответственным моментом индивидуальной предупредительной деятельности и создает информационные предпосылки для ее эффективного осуществления. Для выявления преступных группировок необходимо хорошо владеть информацией о состоянии групповой преступности несовершеннолетних, наиболее распространенных видах групповых преступлений, объектах преступных посягательств, а также причинах и условиях совершения преступлений. Наличие такой информации позволяет не только эффективно организовать профилактику групповой преступности несовершеннолетних, но и более целенаправленно вести поиск криминогенных групп для осуществления в отношении них предупредительных мер.
Методы сбора информации
Для выявления преступных группировок достаточно эффективны такие методы сбора информации, как наблюдение, беседа, опрос, изучение документов, а также проведение целевых рейдов и операций. Все эти методы на рассматриваемом этапе носят преимущественно поисковый характер и помогают установить такие важные качественные характеристики, как состав группы, ее лидер, место обычного сбора участников, «специализацию» и т. п.
Прежде всего, должны фиксироваться признаки, характеризующие направленность группы, затем изучаются интересы, мотивы и цели, объединяющие подростков — членов
групп. Большое значение имеет исследование особенностей межличностного общения, присущих конкретной группировке несовершеннолетних. Необходимая информация может быть получена в ходе бесед с сотрудниками досуговых, жилищно-эксплуатационных учреждений, с гражданами по месту жительства подростков, их родителями, учителями. При этом важно акцентировать внимание на внешнем виде членов группы, характере находящихся при них предметов, манере поведения и общения, т. к. именно эти признаки в дальнейшем помогут определить тип группы, цели и интересы ее участников, а также понять, какие именно нормы поведения в ней приняты.
Как правило, выявление преступных группировок осуществляется в тесном взаимодействии с сотрудниками уголовного розыска, патрульно-постовой службы, участковыми инспекторами милиции. Полученные сведения должны быть зафиксированы и собраны вместе. Целесообразно на каждую выявленную группировку завести своеобразное досье и сосредоточить в нем всю небходимую информацию для последующего прогнозирования развития группы, решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для постановки на учет ее членов и выбора тех или иных мер предупредительного воздействия. После того, как необходимая информация будет собрана и проанализирована, можно переходить к стадии непосредственного оказания на группу профилактического воздействия.
Как правило, воздействие осуществляется по двум направлениям: а) разобщение группы; б) переориентация группы4.
Разобщение предполагает создание таких условий, при которых исключается или существенно ограничивается общение и совместная деятельность членов группы. В этих целях наиболее эффективным приемом является изоляция от группы самых активных ее членов и, прежде всего, лидеров, определяющих характер группового общения и деятельности.
По стилю руководства социальная психология различает авторитарных, демократических и либеральных лидеров. Так, например, авторитарный лидер способен создать группу с высокой степенью организованности, что в значительной мере повышает ее общественную опасность. Одновременно в такой группе можно ожидать возникновения существенных внутренних конфликтов. В отсутствие лидера деятельность группы, как правило, временно дезорганизуется, поэтому эти особенности можно использовать для предупреждения преступности несовершеннолетних.
Своевременная и умелая изоляция авторитарного лидера от остальных членов группы в сочетании с иными мерами профилактического воздействия может повлечь ее фактический распад. Как правило, это достигается применением мер принудительного характера, например, заменой наказания в виде условного осуждения лишением свободы или направлением в специальные учебно-воспитательные учреждения. Однако для применения этих мер необходимо наличие правовых оснований. При отсутствии таких оснований используются методы убеждения, внушения и опосредованного воздействия, направленные на разрушение группы изнутри путем использования существующих внутренних противоречий для подрыва авторитета лидера и искусственного создания противоречий между ним и другими членами группы5.
Большое значение имеет изучение и учет закономерностей взаимоотношений лидера с членами группы. В группах с авторитарным лидером (наиболее распространенный вид) нет психологического равенства ее членов, ощущения защищенности, возможности для самоутверждения, т. е. всего того, что чаще всего ищут подростки в группе. В итоге идет постоянная борьба за лидерство, приобретающая временами очень острый характер. Внимательное изучение и учет закономерностей этой борьбы позволяет разрабатывать
и реализовывать более эффективные тактические приемы разобщения групп с криминальной направленностью.
Для достижения желаемого результата субъекты профилактики должны учитывать и такие факторы, как стремление отдельных членов перейти в другую группу, неудовлетворенность деятельностью группы, своей ролью в ней, причины возникновения конфликтов внутри группы между отдельными ее членами и между членами и лидером. В этом случае действия по разобщению направляются на отрыв не лидера от группы, а членов группы от лидера, для чего осуществляется воздействие на эмоции и волю участников при помощи таких приемов, как разъяснение, опровержение, осуждение, ирония, предупреждение, развенчание, активизация сокровенных чувств, моральная поддержка и т. п. Для выбора приемов, которые могут дать наибольший эффект в работе с конкретным человеком, необходима консультация психолога, т. к. только он, в силу наличия специальных знаний, может наиболее правильно прогнозировать результаты воздействия того или иного приема на конкретного человека, а также степень вероятности наступления желаемых последствий.
На практике для разобщения преступных группировок применяется и метод «прививок», т. е. внедрение в состав группы специально подготовленных лиц, которые, воздействуя на ее членов, вносят в группу разлад, нарушают ее психологическую устойчивость, изменяют содержание деятельности и характер общения в группе. Однако этот метод может быть применен только при наличии полных сведений о психологических особенностях группы и хорошо подготовленной кандидатуры.
Переориентация является более универсальным способом воздействия на криминогенную группу и заключается в изменении содержания деятельности при сохранении основного состава. Изменение содержания деятельности группы может осуществляться как путем изменения направленности ее лидера или включения в группу нового лидера, так и путем включения большинства участников в новый коллектив, имеющий социально полезные цели. Прием изменения направленности лидера или включения в группу нового лидера основывается на такой психологической особенности несовершеннолетних, как склонность к подражанию. Однако если изменить направленность лидера невозможно либо очень сложно, то искусственно создаются ситуации, при которых наиболее ярко показывается его несостоятельность.
При использовании приема включения большинства участников группы в новый коллектив с социально полезными целями (различные кружки, спортивные секции и т. д.) выбор такого коллектива должен осуществляться после консультации с психологом с учетом интересов и наклонностей членов группы.
Методы разобщения и переориентации следует дополнять контролем деятельности тех, в отношении кого проводятся профилактические меры, чтобы не допустить возрождения группы на новой основе.
Таким образом, переориентация групп или разобщение ее членов может быть успешной только при учете и знании таких факторов, как:
• цель, основы формирования и развития конкретной группы, ее структура и иерархия;
• особенности взаимоотношений между членами группы и их общие интересы;
• психологические особенности участников (прежде всего — лидеров), распределение ролей в группе;
• традиции, ведущие ценности и установки группы.
Однако если профилактическая работа не дала желаемых результатов, то проводится работа по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений.
В этих целях необходимо собрать следующие сведения:
• какое именно преступление, где и когда собирается совершить конкретная группа;
• кто из членов данной группы намерен принять участие;
• какие доказательства могут быть получены для подтверждения данных о подготавливаемом преступлении.
Все методы и приемы воздействия на криминогенную группу и отдельных ее участников должны осуществляться дифференцированно, с учетом характеристики группы. Различные типы групп, стоящие на разных ступенях развития, требуют и различных подходов в определении форм и методов предупреждения6.
Все охарактеризованные методы в той или иной форме ориентированы на то, чтобы создать максимально точную картину происходящего, суметь вовремя предотвратить преступление и реализовать все возможные меры по профилактике рецидивов.
Изучение субкультуры несовершеннолетних (на примере г. элиста)
Проблема групповой преступности актуальна не только в крупных городах России, но и в других городах, где численность населения гораздо меньше. Предлагаемое исследование проводилось в г. Элиста (Республика Калмыкия) в Северо-Западном районе, на примере социально-типической выборки.
Методы исследования: 1) включенное наблюдение; 2) экспертный опрос социальных педагогов школ; 3) анализ документов.
Социально-экономические, демографические, социально-культурные особенности микрорайона характеризуется его отдаленным расположением от центра города, отсутствием предприятий, культурных центров. Поблизости не имеется культурно-просветительных, научных и спортивных учреждений. Микрорайон, в основном, составляют жилые частные одноэтажные и двухэтажные массивы. Здесь, в Северо-Западном районе г. Элисты, находится Этнокультурная гимназия № 87. Социальный состав учащихся неоднороден: 59 детей из 409 — из многодетных семей, 51 учащийся — из малообеспеченных, 3 сироты, 3 инвалида.
В настоящее время в г. Элиста существует 7 неформальных молодежных группировок, которые делятся по территориальному признаку: «БАМ», «404», «222 квартал», «Южный центр», «Капитаны», «Гномы», «Бугор». На территории выбранного для исследования микрорайона действует группировка «222 квартал», куда входят учащиеся и выпускники гимназии, на которых в УВД заведены наблюдательные дела, содержащие информацию о лидерах и активных членах группы, с указанием места проживания, учебы и характеризующих данных.
Это бедный район, каких немало в городе, в нем царят свои правила и законы. Группировка, которая здесь находится, так и называется — «КВАРТАЛЬСКИЕ». В ней нет системы «входа и выхода». Ее членами становятся одновременно с появлением на свет, а выйти из нее очень сложно. Есть единственный проверенный путь — уехать. В этой группировке, как и в любой другой, существует иерархическая лестница (структура):
«Старшой» (тот, кто старше по возрасту)
4
Свита (Старшие)
«Салаги» (младшие по возрасту)
Общая цель группировки заключается в поиске денег для того, чтобы отправить эти деньги на зону. Следовательно, поиск «легких денег» ложится на плечи самых младших членов — «салаг». Обычно «салагам» «старшие» дают следующее задание: найти за час 50 рублей. «Салаги» разделяются и начинают поиск. В результате группа «салаг» сближается и взаимодействует. Дружба между «салагами» обычно очень крепкая. Они мечтают о том, чтобы поскорей стать «старшими». Действуют в этой группе различного рода принципы, например, «Если бьют твоего друга, умри, но спаси его». Вместе они и проводят свой досуг. Но если придут «старшие», то весь вечер будет испорчен.
Несколько лет назад мэрия г. Элисты выделила в районе подвал, в котором оборудовали спортзал для занятий боксом. Этим занялся один их местный «авторитетов», который пользовался большим уважением «салаг». Но в настоящее время никто не заинтересован в занятиях спортом и подвал, занятия в котором так сближали и объединяли подростков ранее, пустует.
Среди членов «Квартала» существует одно негласное правило: каждый член группировки должен иметь прозвище («погоняло»). Оно отражает какую-то особенность человека, либо особенность поведения. Привлекает внимание своеобразие лексики.
Закономерно то, что дело не ограничивается только поиском денег и распитием алкогольных напитков. Случались также мелкие кражи. Однажды двое ребят-«салаг» напали на автомобиль сторожа общежития и украли магнитолу. Сторож выбежал на шум и был убит ударом ножа в грудь. Одному из нападавших удалось избежать наказания, а другой на 6 лет лишен свободы, когда он выйдет из колонии, ему будет уже 23 года.
Таким образом, мы сталкиваемся со своеобразной субкультурой, на которую, однако, можно воздействовать. Каждый член группы реализует себя как личность, формирует нормы своего поведения в соответствии с нормами этой субкультуры.
Результат исследования
Возникновение группировок связано, прежде всего, с возрастными особенностями подростков, семейным неблагополучием и обострением социально-экономической ситуации.
Некоторое время группировка может находиться в аморфном состоянии, через весьма непродолжительное время эти группировки уже имеют строгую иерархию, границы территориального влияния, структурную подчиненность в соответствии с личностным статусом каждого члена.
Материальный источник существования группировок составляют денежные взносы их членов, которые поступали в «общаг». Сбор денег проводится ежемесячно и в связи с непредвиденными обстоятельствами. Сдача денег происходит, как правило, на вынужденнодобровольной основе. Порядок расходования средств определяется «старшими». По этой причине деньги идут не только на общие нужды (оказание помощи отбывшим наказание, родителям подростков, погибших в драках, организацию похорон и т. д.), но и на личные нужды «старших» (развлечения, приобретения оружия и пр.).
Группировки относительно закрыты и стабильны. Это обусловливается особенностями возраста, границами территориального влияния, потребностью подростков получать защиту от физического и психологического воздействия соседних территориальных формирований и, наконец, удержанием несовершеннолетних в группах за счет применения силового воздействия.
Членам групп внушалось негативное отношение к работникам милиции, общественности, как к главным врагам таких формирований. Смысл этого внушения состоял в выработке нигилизма, пресечении всякой возможности сотрудничать с правоохранительными
органами, утверждении в сознании подростков чувства безнаказанности их противоправной деятельности и вседозволенности по отношению к людям, ведущим законопослушный образ жизни, разрушении всякой неформальной позитивной социализации несовершеннолетних.
Указанные территориальные группировки, возникшие не только в Элисте, Волгограде, но и в иных городах (Казани, Москве и т. д.), проявляют себя не только в том, что порождают относительно закрытые общности противоправного характера, но и в том, что крайне негативно влияют на многие социальные процессы в городе. Их существование во многом определяет морально-психологический климат населения города. Жители постоянно испытывают чувство тревоги, боятся появляться на улицах в позднее время, беспокоятся о поведении, здоровье и жизни своих детей, чувствуют безысходность вследствие гибельного изменения духовной ситуации в городе.
Выводы
Чаще всего групповая преступность формируется по территориальному принципу (по месту жительства, по соседству). Как правило, в этих группах распределение ролей наблюдается редко. Однако нужно учитывать, что примерно каждая третья группа подростков, совершивших преступления, имела такое распределение. Особенно в тех случаях, когда ею руководил, обычно скрыто, взрослый преступник или несовершеннолетний, уже имевший опыт преступной деятельности, вернувшийся из мест лишения свободы, получивший отсрочку исполнения наказания и т. д. При этом каждое пятое преступление совершается подростками в группе с взрослыми.
Отмечено, что в последние годы все чаще лидером (если он вообще имеется) в группе является не самый физически сильный, а самый знающий (например, рок-музыку, «хеви-металл»), «престижный» (т. е. имеющий хорошую аппаратуру, соответствующие записи или видеокассеты, имеющий возможность купить дефицитные вещи), «деловой» или «крутой» несовершеннолетний. Нередко интеллектуальный и культурный уровень лидера выше, чем у остальных членов группы.
Преступность несовершеннолетних всегда была и остается преимущественно групповой. Разновозрастной коллектив (кстати, это давно установили педагоги) делает такие группы более устойчивыми. Объяснений тому много. Это, с одной стороны, связано с осознанием каждым подростком в отдельности своей личной незащищенности в обществе, а с другой, тем, что в группе меньше чувствуется личная ответственность. Так или иначе, но преступные группировки вырастают чаще всего из неформальных объединений подростков. Почти 60 % преступлений несовершеннолетних совершается в группе8. Причем все чаще группировки образуются не по типу «компания сверстников», а по разновозрастному принципу, их лидеры, как правило, — взрослые люди. Такая структура группы отличается своей организованностью и более долгим существованием во времени. Нередко происходит превращение такой группы в организованную, а затем — в профессиональную.
1 Материалы совещания заместителей директоров по СПВ МОУ г. Элисты от 06.12.2006 г.
Федеральный Закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (изм. и доп. от 13.01.2001г., 07.07.2003 г.). иЯЬ: http://www.juveniiejustice.ru.
3 БузькоН. М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение (региональный аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 1999. иЯЬ: http://www.juveniiejustice.ru.
4 Басанов В. В. Криминологическая характеристика и предупреждение органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.
5 Басанов В. В. Криминологическая характеристика и предупреждение органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.
6 Совещание руководителей МОУ г. Элисты 25.01.2006 г. Информация о состоянии преступности и правонарушений среди учащихся МОУ г. Элисты за 2006 г.; Бачинин В. А. Основы социологии права и преступности. СПб., 2001.
7 Статистические данные ИЦ МВД Республики Калмыкия за период 1997-2003 гг. (ответы на персональные запросы).
Статистические данные ИЦ МВД Республики Калмыкия за период 1997-2003 гг. (ответы на персональные запросы).