Научная статья на тему 'Группировка и корреляция на примере сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края'

Группировка и корреляция на примере сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / ГРУППИРОВКА / КОРРЕЛЯЦИЯ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яроменко Наталья Николаевна, Беджанова Алла Кареновна

Целью данной статьи является анализ предприятий Краснодарского края с помощью методов группировки и корреляционного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яроменко Наталья Николаевна, Беджанова Алла Кареновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Группировка и корреляция на примере сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№1/2016

ISSN 2410-700Х

главное правильным образом расставлять приоритеты и грамотно использовать имеющиеся ресурсы, так как потенциал у нашей страны огромен.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа: [http: //www .gks.ru]

3. «Время дожития»: в России надо не увеличивать, а снижать пенсионный возраст» / РИА «Новый День» Электронный ресурс. Режим доступа: [http://newdaynews.ru/552786.html]

4. Васютина Е.С. Воспроизводство человеческого капитала в контексте современных сырьевых циклов / Социальная политика и социология. 2011. № 6 (72). С. 136-141

5. Волович В. Н. Социальная роль государства в рыночной экономике / Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015

6. Официальный сайт пенсионного фонда российской федерации Электронный ресурс. Режим доступа: [http: //www .pfrf.ru]

© К.И. Ягудаева, 2016

УДК 311

Яроменко Наталья Николаевна

канд. экон. наук, доцент КубГАУ г. Краснодар, РФ Е-mail: [email protected] Беджанова Алла Кареновна 3 курс, КубГАУ г. Краснодар, РФ Е-mail: [email protected]

ГРУППИРОВКА И КОРРЕЛЯЦИЯ НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Аннотация

Целью данной статьи является анализ предприятий Краснодарского края с помощью методов группировки и корреляционного анализа.

Ключевые слова

Основные фонды, группировка, корреляция, анализ.

Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения. Статистические данные важны для выявления тенденций развития и применения их для прогнозирования. В связи с этим выбранная тема является актуальной.

Самым распространенным методом анализа статистической информации является метод группировки. В статистике под группировкой понимают расчленение единиц статистической совокупности на группы, однородные в каком-либо существенном отношении.

Данный метод обеспечивает первичное обобщение данных, представление их в упорядоченном виде. Он выполняет такие функции, как функция эксперимента в естественных науках. С помощью группировки можно соотнести сводные показатели по совокупности в целом со сводными показателями по группам, сравнивать, анализировать причины различий между группами, изучать взаимосвязи между признаками. С

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

помощью группировки можно сделать делать вывод о структуре совокупности, сформировать основу для последующей сводки и анализа данных.

Если группировка проводится по первому признаку, она называется простой. Если по второму и более признакам сложной или комбинационной.

Группировка делится на три вида:

- типологическая

- структурная

- аналитическая или факторная.

Типологическая группировка - разделение исследуемой совокупности на однородные группы, классы, социально-экономические типы. Примером может послужить группировка предприятий по формам собственности [2, с.526].

Одинаковая совокупность может быть разнородной в одном исследовании и однородной в другом. К примеру, совокупность промышленных предприятий является неоднородной, когда изучается налогообложение предприятий, и однородной в случае анализа показателей брака при производстве продукции [4, с.130].

При типологической группировке внимание уделяется идентификации типов социально-экономических явлений. Она производится на основе теоретического анализа исследуемого явления.

В структурной группировке происходит разделение однородной совокупности на группы, которые характеризуют ее структуру по варьирующему признаку. Таковым является группировка населения по уровню дохода, а также состав населения по социально-демографическому признаку.

Аналитическая или факторная группировка — показывает взаимосвязь между изучаемыми явлениями и их признаками. Примером может быть группировка банков по сумме уставного капитала, величине активов.

Все признаки можно разделить на две группы: факторные и результативные.

Факторными называются признаки, под воздействием которых изменяются другие - они и образуют группу результативных признаков. С повышением признака-фактора систематически повышается или понижается среднее значение результативного признака [3, с.128].

На факторном признаке основывается факторная группировка, а также каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака.

Преимущество метода аналитических группировок перед корреляционным анализом состоит в том, что он не требует соблюдения условий для его применения, кроме качественной однородности исследуемой совокупности.

При построении группировки, надо следовать схеме:

A) выбрать группировочный признак или комбинацию признаков;

Б) определить число групп и величину интервала;

B) группировать статистические данные;

Г) составить таблицу или графическое отображение, где представлены результаты группировки;

Д) сделать вывод.

Важный вопрос при построении группировки это вопрос о количестве групп.

Для того чтобы определить оптимальное число групп, используют формулу Стерджесса:

n = 1 + 3,322*lgN (1),

где n - число групп;

N - число единиц совокупности.

Нами были сгруппированы по удельному весу активной части основных производственных фондов 30 сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края. Влияние удельного веса активной части основных фондов на выручку от реализации в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий показано в таблице 1.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Таблица 1

Влияние удельного веса активной части основных фондов на выручку от реализации в расчете

на 1 га сельскохозяйственных угодий

Группы хозяйств по удельному весу активной части ОПФ в общей стоимости ОПФ, % Количество хозяйств в группе Средний удельный вес активной части ОПФ в общей стоимости ОПФ,% Средняя выручка от реализации продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, тыс.руб.

1. 23,48-43,08 4 29,5 36,10

2. 43,08-62,68 15 53,4 74,85

3. 62,68-82,29 11 72,8 94,89

Итого и в среднем 30 54,0 76,80

С помощью аналитической группировки, можно увидеть, что между удельным весом активной части основных производственных фондов и выручкой на 1 работника существует прямая связь. Это означает, что при увеличении удельного веса основных производственных фондов, также увеличивается в денежной форме средняя выручка на 1 работника.

Анализируя данные таблицы, можно сказать, что в первой группе организаций с наименьшим удельным весом активной части основных производственных фондов, которые составляют 29,5% ,средняя выручка на 1 работника составляет 36,10 тыс. руб., во второй группе, удельный вес активной части основных производственных фондов составляет 53,40%, а средняя выручка 74,85 тыс. руб., в третьей группе организаций с наибольшим удельным весом активной части основных производственных фондов 72,83%, выручка в среднем составила 94,89 тыс. руб.

Если сравнить первую и третью группу сельскохозяйственных предприятий, можно увидеть, что разница выручки составляет 58,79 тыс. руб.

Существует две категории зависимостей, функциональная и корреляционная и две группы признаков признаки-факторы и результативные признаки. В функциональной связи, существует полное соответствие между факторными и результативными признаками, в корреляционной связи отсутствует это соответствие.

Корреляция, корреляционная зависимость — это взаимозависимость двух или нескольких случайных величин. При изменении значения одной переменной происходит повышение или понижение другой. В пример можно привести связь между стажем работы и производительностью труда [1, с.334]

Корреляционная зависимость показывает только взаимосвязь между переменными, но не причинно-следственную связь. Корреляционная связь говорит о взаимосвязанности данных параметров только в конкретной выборке.

Показатель корреляции может варьировать в пределах от -1 до +1. Если коэффициент корреляции 0, то можно сделать вывод, что корреляционная связь между переменными отсутствует. Если коэффициент корреляции ближе к 1 или -1, то можно сказать о том, что корреляция сильная, а если ближе к 0 слабая.

Для того чтобы результаты корреляционного анализа были результативными необходимо:

- однородность изучаемых единиц.

- количественная оценка однородности исследуемой совокупности по комплексу признаков

- достаточное число наблюдений.

- исследуемая совокупность должна иметь нормальное распределение.

- факторы должны иметь количественное выражение.

Парная корреляция наиболее простой вариант корреляционной зависимости, это зависимость между результативным и факторным или между двумя факторными признаками. Эта зависимость математически выражается как зависимость результативного показателя у от факторного показателя х. Связи бывают прямые и обратные. Прямая связь - с повышением признака х повышается признак у. Обратная связь - с повышением признака х понижается признак у.

Покажем применение корреляционно-регрессионного анализа на примере ЗАО «Приазовское» Славянского района Краснодарского края.

Для корреляционно-регрессионного анализа введем следующие переменные:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Y - выручка от реализации продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. Xi - удельный вес активной части фондов в общей стоимости ОПФ, % X2 - фондообеспеченность, тыс. руб. X3 - энерговооруженность, л.с.

Прежде чем строить уравнение регрессии, изучили взаимосвязь между результативным и факторными признаками, т. е. провели корреляционный анализ выбранных факторов. Коэффициент корреляции позволяет определить тесноту и направление связи. Матрица праных коэффициентов корреляции представлена в таблице 2.

Таблица 2

Связь результативного и факторного признака

Выручка от реализации Удельный вес Фондообеспе- Энерговоору-

продукции в расчете на 1 га активной части ченность женность

Показатель сельскохозяйственных угодий, тыс.руб. фондов в общей стоимости ОПФ

Выручка от 1

реализации

продукции в расчете

на 1 га

сельскохозяйственны

х угодий, тыс.руб.

Удельный вес 0,648389667 1

активной части

фондов в общей

стоимости ОПФ

Фондообеспеченность 0,372403114 -0,063647129 1

Энерговооруженность 0,445571632 0,491190362 0,072588158 1

В факторном анализе результативный признак имеет связь с факторными (X) в виде: fyxl= 0,65; ^х2= 0,37; fyxз= 0,45.

Среднее значение и стандартное отклонение, необходимое для определения колеблемости факторов, влияющих на выручку от реализации продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Среднее значение показателей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выручка от реализации Удельный вес Фондообеспе- Энерговоору-

Показатель продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий активной части фондов в общей стоимости ОПФ ченность женность

Среднее 77,04187658 58,86608459 81,86175717 59,29178768

Стандартная ошибка 21,05183244 2,610228456 14,89343678 4,509957115

Медиана 49,67879691 57,04930375 62,49969254 56,88930473

Мода 49,78263403 49,67859477 50,75869586 51,71518987

Стандартное отклонение 115,305635 14,29681006 81,57471284 24,70205245

Дисперсия выборки 13295,38947 204,3987778 6654,433775 610,1913953

Экспресс 26,20055547 0,288885517 10,5614036 0,638587214

Асимметричность 4,992604365 -0,510858405 3,031375754 0,038405785

Интервал 651,3205731 58,8037434 414,0799982 113,3655033

Минимум 17,9274821 23,48789699 5,091641628 5,629032258

Максимум 669,2480552 82,29164039 419,1716398 118,9945355

Сумма 2311,256297 1765,982538 2455,852715 1778,75363

Счет 30 30 30 30

На основании данных, представленных в таблице 3, рассмотрим колеблемость факторов, влияющих на оборачиваемость оборотных средств. Данные представлены в таблице 4.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Таблица 4

Колеблемость факторов, влияющих на выручку от реализации продукции в расчете на 1 га

сельскохозяйственных угодий

Показатель Среднее значение Среднее стандартное отклонение Коэффициент вариации

Xi, Y а Vx= a/xi100, Vy= а/у100

Y 77,04 115,30 149,66

X1 58,87 14,29 24,27

X2 81,86 81,57 99,64

X3 59,29 24,70 41,66

Анализируя таблицу можно увидеть, что коэффициенты вариации более 30%, а это означает, что колеблемость исследуемых факторов очень высокая, кроме коэффициента вариации удельного веса активной части фондов в общей стоимости основных производственных фондов, который равен 24,27.

Средняя выручка от реализации продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий составляет 77,04 тыс.руб. Средний удельный вес активной части фондов в общей стоимости основных производственных фондов составил 58,87%.Среднее значение фондообеспеченности равно 81,86 тыс.руб., а энерговооруженности 59,29 л.с

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях рыночной экономики менеджерам и экономистам необходимо обладать статистической методологией, ведь это одно из условий познания конъюнктуры рынка, прогнозирования спроса и предложения. Необходимость в совершении группировок обуславливается существованием множества форм развития социально-экономических явлений. Группировки строятся на основе разделения статистической совокупности на части по существенным для них признакам. Также менеджерам и экономистам надо знать, как изменение одних признаков влияет на изменение других. Для изучения взаимосвязей на рынке товаров и услуг используют корреляционный анализ. С помощью метода корреляционного анализа выявляется взаимосвязь любых показателей результативности.

Список использованной литературы:

1. Годин, А.М. Статистика: учебник / А.М. Годин.-М.:Дашков и К, 2013.526 с.

2. Ефимова М.Р. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. Ю.И. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2012.-735 с.

3. Кузнецова, Е.И. Статистика: учебн. пособие / Е.И. Кузнецова, В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 - 378 с.

4. Яроменко, Н.Н. Проблемы инновационного развития регионов России / Н.Н. Яроменко, Е.Т. Бойко // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". 2014. С. 129-131.

5. Яроменко, Н.Н. Производство и формирование овощного рынка Краснодарского края /Яроменко Н.Н. // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 31. С. 76-78.

6. Яроменко, Н.Н. Роль ключевой ставки в деятельности организации / Н.Н. Яроменко, Н.П. Васильева // В сборнике: Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа в России и за рубежом. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - С.258-263.

© Н.Н. Яроменко, А.К. Беджанова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.