ГРУНВАЛЬД А., БАНЗЕ Г., КЁНЕН К., ХЕННЕН Л.
СЕТЕВАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И ЦИФРОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ*
GRUNWALD A., BANSE G., COENEN CH., HENNEN L. Netzöffentlichkeit und digitale Demokratie: Tendenzen politischer Kommunikation im Internet. - Berlin: edition sigma, 2006. - 265 S.
В монографии представлены результаты исследования, проведенного в 2003-2005 гг. сотрудниками Бюро по оценке техники при Бундестаге ФРГ. Эта исследовательская организация при немецком парламенте была создана в 1990 г. в целях комплексного анализа социальных последствий развития новых технологий. Основной предмет исследования - воздействие политической коммуникации в Интернете на демократию и ее культурные основания. Интернет в этом исследовании рассматривается как особая медиативная среда, способная влиять на демократические институты и процессы. Авторы исходят из того, что для демократии решающее значение имеют как институционализированные, так и неформальные способы политической коммуникации, от которой во многом зависит способность демократических систем решать стоящие перед ними задачи, а также обеспечивать легитимацию принимаемых политических решений. В то же время анализ политических аспек-
*
Реферат подготовлен в рамках проекта № 06-06-80418а «Изменение парадигмы научно-технического развития в условиях становления глобального информационного общества», осуществляемого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
тов развития Интернета позволяет рассмотреть и более широкий комплекс дискуссионных проблем, связанных с выявлением взаимосвязи между научно-техническим прогрессом и политикой. Как подчеркивают авторы, «здесь техника не только выступает в качестве ординарного случая применения технической политики или регулирования, но демонстрирует способность воздействовать на культурные основания демократии» (с. 23).
Исходная посылка исследования состоит в том, что Интернет является значимым фактором общих культурных изменений, которые неизбежно влияют и на характер политической коммуникации. Прежде всего, речь идет о вкладе Интернета и других информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессы глобализации в экономической и социокультурной областях. Кроме того, коммуникация в Интернете оказывает и непосредственное воздействие на политическую сферу. Причем это воздействие проявляется не только в таких областях, как «электронное правительство» или «электронная демократия», но во всем многообразии новых возможностей политического участия, которые открывает Интернет перед самыми разными социальными акторами.
Культурные изменения не являются автоматическим результатом использования новых технических возможностей. Для того чтобы культурные изменения серьезно затронули индивидуальные и коллективные способы коммуникации и действия, требуются как технические, так и социокультурные инновации. Сетевая коммуникация как техническое новшество не может рассматриваться изолированно от других аспектов динамики культуры. Социокультурные изменения, проявляющиеся в сетевой коммуникации, находят свое выражение, в частности, в нарастающей индивидуализации, в многообразии образцов культурной идентичности, а также в процессах культурной глобализации. С этими процессами сопряжены сложные отношения взаимозависимости между тенденциями гомогенизации (в частности, затрагивающими языковое многообразие), локальным и глобальным контекстами («глокализация»), возникновением транснациональных коммуникативных сообществ (например, в рамках сетевой культуры или молодежной культуры, в сфере активности неправительственных организаций), новыми формами социальной дифференциации на национальном и глобальном уровнях
(«цифровой разрыв»). Все эти процессы образуют тот фон, на котором происходит политическое использование Интернета.
Авторы исследования стремятся следовать средней линии в дискуссиях между «кибероптимистами», подчеркивающими огромный потенциал политического воздействия Интернета, и «киберпес-симистами», обращающими внимание на отрицательные стороны политической коммуникации во «Всемирной паутине». Интернет в качестве интерактивной среды открывает принципиально новые возможности коммуникации и тем самым не только расширяет информационное пространство для политических дискуссий и участия, но и конституирует новые группы и контргруппы политической общественности. Принимая во внимание некоторые негативные тенденции, дающие о себе знать в западных демократиях (к их числу, в частности, относятся усталость от выборов и трудности легитимации модели представительной демократии в обществе, структура которого становится все менее иерархичной), многие аналитики видят в использовании Интернета магистральный путь решения проблем. В новых возможностях коммуникации, дискуссий и участия им видится шанс для оживления демократии.
С другой стороны, Интернет создает новые проблемы, особенно в плане возможностей доступа и уровня компьютерной компетенции его пользователей. Даже будучи принципиально новым видом техники, Интернет не может служить панацеей для демократического общества, а раскрытие его потенциала является делом тех, кто с помощью «Всемирной паутины» стремится решать конкретные политические задачи. Надежды сторонников технического детерминизма на то, что широкое использование Интернета приведет к возникновению качественно новых форм политической культуры, представляются односторонними и наивными.
Тем не менее Интернет является тем фактором, которым уже невозможно пренебрегать в дискуссиях о демократии. Связанные с Интернетом новые возможности коммуникации как внутри гражданского общества, так и между гражданами и государством в средне- и долгосрочной перспективе усиливают социальную интерактивность. Тем самым повышается чувствительность общества к сигналам, исходящим от отдельных социальных акторов, появляются дополнительные возможности учета мнения как большинства, так и меньшинства.
В не меньшей степени сетевая коммуникация способствует укреплению глобального гражданского общества. Транснациональные неправительственные организации и социальные движения обретают благодаря Интернету невиданные прежде возможности для мобилизации и структурного роста по сетевому принципу. Протестные группы, в том числе наиболее мощная из них - антиглобалистское движение - широко используют Интернет и другие ИКТ для координации своих действий по всему миру. В этих условиях традиционные акторы, в большей степени интегрированные в политические системы национальных государств, начинают испытывать возрастающее давление со стороны представителей глобального гражданского общества. И хотя еще нельзя говорить о появлении полноценной европейской или глобальной общественности, тем не менее уже существуют явные признаки ощутимого воздействия Интернета на транснациональную политическую коммуникацию по определенным темам.
Авторы указывают на усиливающуюся тенденцию последних лет: политический процесс становится все более открытым для сетевой общественности и сетевой культуры, а сама сеть начинает рассматриваться как все более важное средство непосредственной политической коммуникации. Широкое экспериментирование с многочисленными форматами онлайновых дискуссий и расширение объема политической информации в Интернете способствуют становлению цифровой демократии. Под термином «цифровая демократия» авторы исследования в первую очередь имеют в виду нарастающее взаимопроникновение логики, культуры и цикличности политической сферы, специфических особенностей сетевой коммуникации и новых возможностей политического участия, открывающихся в связи с распространением ИКТ. Интернет способен внести значительный вклад в развитие представительной демократии, хотя оценки практического опыта цифровой демократии в Германии и других странах ЕС все еще требуют осторожности. Авторы, в частности, обращают внимание на то, что многие из предлагаемых вариантов онлайновых политических дискуссий не в полной мере соответствуют качественным критериям и рекомендациям федерального правительства Германии, европейских институтов и ОЭСР.
Вопрос о перспективах политической коммуникации в Интернете имеет три основных аспекта.
• В какой степени использование гражданами Интернета открывает новые возможности артикуляции политических интересов и формирования общественного мнения по политическим проблемам?
• Как НПО и социальные движения используют Интернет для своих целей и насколько важным при этом становится формирование сетевой общественности?
• Насколько значимой является роль Интернета в политических дебатах по специальным темам (например, по проблематике прав интеллектуальной собственности или генетически модифицированных продуктов)?
Отвечая на эти вопросы, авторы отмечают, что связанные с использованием Интернета новые возможности политической коммуникации обусловлены одновременным возрастанием политической информированности и вовлеченности пользователей в политические дебаты. Это относится как к отдельным гражданам, так и к НПО, в особенности действующим на наднациональном уровне. Вместе с тем нет достаточных оснований говорить о том, что сама возможность доступа миллионов граждан к Интернету ведет к качественным изменениям демократической системы. В то же время для самой демократии политическая коммуникация в Интернете создает новую ситуацию, требующую достаточно серьезной модернизации демократических механизмов и институтов.
Что касается дебатов по специальным проблемам, то в некоторых случаях Интернет начинает играть важнейшую роль на фоне дефицита информации, исходящей от государства или политических партий. Подобные примеры демонстрируют с большей отчетливостью, что в Интернете происходят такие политические процессы, как распространение политической информации, формирование общественного мнения, определение повестки политических действий, организационное структурирование и мобилизация политических сил. Интернет тем самым вносит значительный вклад в формирование «виртуальных» политических сообществ, причем в рамках этого процесса не только интенсифицируется сетевая политическая коммуникация, но и происходит внутренняя дифференциация сетевой общественности. Сама сетевая политическая общественность представляет собой ту часть гражданского общества, которая предъявляет повышенные требования в отношении досту-
па к информации, транспарентности политических процессов и возможностей участия в принятии политических решений при помощи Интернета. Но здесь присутствует и оборотная сторона медали: социальные группы, члены которых не имеют навыков пользования или возможностей доступа к Интернету в силу возраста, недостатка образования, уровня материального благосостояния и т.д., оказываются в заведомо неравноправном положении. Таким образом, обсуждаемая уже относительно давно проблема «цифрового неравенства» обретает политическое измерение.
Потенциал Интернета как средства политической коммуникации также ослабляет коммерциализация, сближающая сетевые информационные ресурсы с традиционными массмедиа. Ориентация на получение коммерческой прибыли может приводить к ограничению социальной значимости ресурсов Интернета, появлению сомнений в их транспарентности и неангажированности. В связи с этим обостряется проблема сохранения политического плюрализма и поддержания на высоком уровне стандартов качества сетевых ресурсов.
Для государственных институтов, в том числе для парламентов и правительств, в этих условиях особенно важным становится обеспечение собственного присутствия в Интернете. Причем такое присутствие не должно ограничиваться лишь созданием сайтов, предоставляющих гражданам значительный объем информации о работе соответствующих государственных институтов. Не меньшее значение имеет обеспечение при помощи ресурсов Интернета прямой коммуникации между гражданами и государствами. Парламенты и правительства большинства европейских стран предоставляют и постоянно расширяют возможности такой непосредственной коммуникации. Достижение эффективности использования этих инструментов остается актуальной задачей, требующей, в частности, четкого определения целей онлайновой дискуссии и реального использования достигнутых в ходе дискуссии результатов. Однако дальнейшее развитие этих инструментов не может быть делом только одного государства, но требует согласия и широкого сотрудничества различных политических сил и факторов.
Д В. Ефременко