Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 747(38)
Приладышева Д. А.
студентка каф. декоративного искусства, КИПУ
Научный руководитель: Котляр Е. Р.
доцент каф. ДИ, КИПУ
ГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ КРЫМА
В статье исследуется греческий стиль как стилевое направление в дизайне интерьера. Более подробно рассматриваются особенности греческого стиля. Памятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и дают яркое представление о жизни и мировоззрении эпохи, ушедшей в далекое прошлое. В выводе показано то, насколько важен греческий стиль в разработке современных дизайнерских проектов.
Ключевые слова: греческая культура, интерьер, дизайн, античность, стиль.
Целью работы является изучение особенности греческого стиля и его применение в оформлении интерьеров в Крыму.
Актуальность исследования обусловлена популярностью греческого стиля в современном интерьере, использованием различных техник и композиционных решений. Древняя Греция, как государство, прекратило свое существование еще в I в. н. э., однако античное искусство продолжает вдохновлять дизайнеров последующих веков. Подтверждение этому можно найти, прежде всего, в эпоху Ренессанса, когда происходило возрождение античного искусства. Искусство Древней Греции было очень популярно в эпоху Наполеоновских войн. Не прошла мода на греческий стиль и в наши дни. Это играет важную роль в разработке и проектирование новых и современных форм, а также продолжает вдохновлять дизайнеров одежды своей простотой и гармоничностью и стилистов, создающих прически с кудрями, характерными для греческого стиля. Искусство Древней Греции дает творческие идеи для создания архитектурного ансамбля здания или интерьера помещения.
Введение
Древняя Греция начала свое существование в III тысячелетия до н. э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии. Греки называли свою страну Элладой, а себя эллинами. Сам термин «Древняя Греция» используется для обозначения греко-язычного населения в период древности и относится не только к территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и к другим регионам, заселенным в прошлом греческим народом, как, например, Кипр, Кавказ, Крым. Архитектура Древней Греции развивалась очень стремительно, и имела 4 основные периода: гомеровский, архаический, классический, а также эллинистический [3].
Основным источником наших знаний об искусстве Древней Греции являются сохранившиеся памятники. Архитектурные и скульптурные монументы Афин, Пестума или Олимпии дают нам высочайшие образцы художественного творчества греческого народа. Греки уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж [2].
Изучение архитектурных ансамблей Древней Греции приводят к выводу, что в комплексе нет ничего случайного, все продуманно и по-своему логично. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура времени расцвета: первый принцип — гармоническое равновесие масс и второй — восприятие архитектуры в процессе постепенного, «динамического» ее обхода.
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
Древнегреческой архитектуре была свойственна тяга к воссозданию. Дорический, ионический и коринфский ордер стали новым вариантом египетской колонны, но кроме того, воссоздание, а именно воспроизведение в камне примитивных деревянных греческих храмов, породило весь язык классической архитектуры [1, с. 32].
Демократическая форма правления способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных общественных учреждений, для которых строили здания старейшин, залы собраний и пиров и др. Их размещали на центральной площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки. Религиозным и политическим центром города был акрополь, расположенный на высоком холме и хорошо укрепленный. Здесь строили храмы наиболее почитаемых богов — покровителей города [4, с.46].
Основная часть
История Древней Греции, ее культурное богатство, выраженное в искусстве, архитектуре, по сей день не оставляет равнодушными к себе миллионы ее поклонников. Греческий стиль в архитектуре, дизайне интерьера для многих стал объектом для подражания.
Кто-то любит пышное убранство, однако немало и тех, кого привлекает простота отделки, имеющая почти аскетичную внешность, и поэтому практичные и экономные люди, любящие комфорт, отдают предпочтение греческому стилю.
В греческом стиле специалисты выделяют два стиля: современный и античный. К античному периоду относится: глиняная посуда, мрамор, скульптуры древнегреческих богов. Современный стиль стал более адаптированным под современного человека. Цветовая гамма осталась такая же природная, естественная. В ней преобладают холодные цвета, но и присутствуют теплые, такие как бежевый, золотистый, песочный.
Для греческого стиля характерно присутствие керамической плитки и мрамора. Лучше всего для оформления в этом стиле подходят просторные помещения с большими окнами и высокими потолками. Они придают помещению свободу и чувство простора. Часто дизайнеры используют колоны с лепниной, чтобы акцентировать величие всего, что находится в помещении.
Потолок отделывают фактурной штукатуркой, по цвету совпадающей с цветом стен. Чаще всего используют бежевую и матовую окраску, чтобы подчеркнуть благородство стиля. Дизайнеры используют для окантовки потолка плинтуса, изготовленные, на основе художественной лепки и редко применяют меандровые узоры.
Украшением потолка является массивная люстра, ее поддерживают позолоченные цепи. Чтобы подчеркнуть красоту потолочного плинтуса, по периметру потолка располагают небольшие светильники.
Особое внимание уделяется стенам. Они обрабатываются фактурной штукатуркой, изредка применяются деревянные панели, а также другие облицовочные материалы, такие как: керамическая плитка, каменная «пластушка» и др. Такое оформление придает помещению простоту и аскетизм.
Если помещение небольшое и нет возможности установить колоны, то по желанию устанавливают полиуретановые пилястры.
При оформлении пола используют различные материалы, например, мрамор, мозаичную плитку в виде меандровых узоров, а также используют различные материалы покрытия [6].
Для интерьера в греческом стиле характерна мебель, изготовленная вручную из натурального дерева, простой формы. Такая мебель крепкая и удобная. Для обивки кресел и диванов используется простая, добротная ткань, светлых оттенков [5].
При украшении помещения используют аксессуары, но не в большом количестве. Переизбыток аксессуаров делает помещение малопривлекательным. Обычно используют: небольшие статуэтки мифических зверей, кувшины, амфоры из мрамора и керамики и т. п.
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
В основном, мягкую мебель и кровати украшают однотонными декоративными подушками разного цвета. Зеркала в резных рамках золотистого цвета расширяют пространство [7].
Для греческого стиля дизайнеры интерьера рекомендуют применять краски натуральных оттенков, но главными цветами, ассоциирующимися с Грецией, являются белый и небесно-голубой. При отделке используются натуральные материалы, такие как дерево, камень, металл, а стены красят в светлые тона [5].
В современном интерьере греческий стиль приобретает все более широкое применение, особенно в Крыму, в оформлении гостинец, ресторанов, кафе.
К примеру, отель «Одиссей» в Судаке, гостевой дом «Villa Indigo» в Севастополе, отели «Заозерного» расположенные на Евпаторийском мысе и кафе на территории мотеля «Листригон». В интерьерах этих объектов присутствуют основные характеристики Греческого стиля: простота, эстетичность, рациональность, гармония форм.
Хотя гостиницы и отели оформлены в греческом стиле, но их интерьер отличается цветовой гаммой. В интерьере гостевого дома «Villa Indigo» преобладают небесно-голубой, желтый цвет, а в отеле «Одиссей» — бежевый и матовый цвета. Номера небольшие, но из-за высоких потолков и больших окон, создается впечатление большого пространства. Дополнительное освещение обеспечивается встроенными в потолок светильниками. Пол выполнен из светлого дерева. Данное сочетание цветов вызывает ассоциации с морем и песком, что также характерно для греческого стиля. Интерьер не перегружен излишними декоративными аксессуарами, создает атмосферу уюта.
Вывод: Проблематика данной работы достаточно актуальна на сегодняшний день. Проанализировав собранный материал, была определена общая дизайн-концепция. Этот стиль хорошо подходит для кухни и столовых помещений. В греческом стиле прекрасно сочетаются элементы античности и современности. Молодые дизайнеры и проектировщики зачастую используют декоративные элементы предыдущих стилевых направлений. Так и сегодня греческий стиль пользуется популярностью, древнегреческие орнаменты применяют в декоративном оформлении современных, дизайнерских разработках проектов интерьера.
Литература
9. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 264 с.
10. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. — М.: Наука, 1972. — 426 с.
11. Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры. — М.: Стройиздат, 1978. — 255 с.
12. Ткачев В. Н. История архитектуры. — М.: Высшая школа, 1987. — 271 с.
13. Липовская Ю. Б. Греческий стиль в интерьере [Электронный ресурс] / Ремонт и обустройство квартиры — 2013. Режим доступа к ресурсу: http://www.kvartirobus.ru/
14. Присяжненко А. Г. Греческий стиль в интерьере. [Электронный ресурс] / Ремонт. Свежие идеи для интерьера. — 2014. Режим доступа к ресурсу: http://www.remontbp.com/
15. Чернова Ю. М. Интерьер в греческом стиле. Как его создать? [Электронный ресурс] / Интерьер, дизайн, архитектура. — 2014. Режим доступа к ресурсу: http://www.idh.ru/