«качество» позволяет человеку «осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным» [3].
В.И. Лутовинов под гражданским воспитанием понимает «вид целенаправленной духовно практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности, ее способности и готовности к созидательному преобразованию действительности» [2].
Таким образом, в современной педагогической теории гражданское воспитание рассматривается, преимущественно, как формирование таких социально значимых качеств личности, которые позволяли бы ей быть сознательным и активным субъектом нравственно-политических и нравственно-правовых отношений.
Список литературы
1. Жигадло А.П. Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза: монография. Омск: СибАДИ, 2009. 267 с.
2. Лутовинов В.И. Гражданско патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. № 5. С. 52-59.
3. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. 608 с.
4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. 4-е изд. М., 2002. С. 246-247.
5. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические аспекты) [Текст]: автореф. Дисс. ... д-ра пед.наук / И.В. Суколенов. М., 2001. 35 с.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ Толкачева К.А.
Толкачева Кристина Алексеевна - студент, историко-лингвистический факультет, Глазовский государственный педагогический институт, г. Глазов
Аннотация: в данной работе представлена информация о важности гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях. В статье описаны четыре стадии становления личности у школьников с начала обучения в школе. О гражданском воспитании за пределами школы будет написано в следующей статье.
Ключевые слова: гражданское воспитание, воспитание школьников, воспитание в общеобразовательных учреждениях.
Введение: Воспитанию гражданственности в современных школах уделяется особое внимание. Именно от патриотических чувств учащихся зависит состояние государства, в котором они живут. Сегодня гражданско-патриотическое воспитание является важной частью учебно-воспитательного процесса, целью которого становится формирование разносторонне-развитой личности. Благодаря педагогам, которые поддерживают чувство патриотизма среди детей, Россия остается патриотичной страной.
Задачей данной работы является выяснить особенности гражданского воспитания в школе.
Преподавателям в процессе обучения детей следует выстраивать гражданскую позицию у учеников. Данная позиция, прежде чем достигнуть своей зрелости, должна пройти ряд ступеней социального развития.
Первая ступень предусматривает умение выделить себя из окружающей социальной среды, осознать себя как «Я - концепция» и составить представление о себе как индивиде. Этот процесс начинается еще в начальной школе. Работающие в школе психологи и преподаватели, проводят среди учащихся различные тренинги, анкетирование и тесты в процессе которых участники образовательного процесса узнают об особенностях своего характера, наиболее подходящих для них видах деятельности и о том, как вести себя в коллективе. Учащиеся узнают много нового и интересного о своих одноклассниках и стараются выстраивать свое общение с особой аккуратностью. Благодаря психологам и педагогам ученики уже могут сформулировать полное представление о себе и о своих ровесниках.
Далее школьник переходит на вторую ступень. Он уже должен понимать, что у каждого человека есть свои права и обязанности. Ученик уже должен уметь ограничивать себя в определенных поступках, которые мешают образовательному процессу. Школьник понимает, что нельзя выкрикивать с места, бегать по кабинету в течение урока, отвлекать товарищей и перебивать учителей. В ученике уже развиты усидчивость и умение слушать. Только после этого учащийся сможет перейти к следующей ступени своего развития.
Вступая на третью ступень развития, школьник начинает осознавать себя частью общества. Чем больше людей, с которыми он общается, тем в большей степени учащийся состоится как личность. В данной ситуации будет уместен пример с Маугли. Этот человек долгое время жил в лесу, где не было людей, а только одни животные. Его развитие, можно сказать, было на уровне младенца, так как он не взаимодействовал с людьми.
Перейдя на четвертую ступень, участник образовательного процесса начинает стремиться к совершенствованию, самореализации и самовоспитанию [1]. Школьник уже понял, что ему нравится больше всего. Теперь он сам может выбирать, в каком направлении ему двигаться, а друзья и семья только дают советы и оказывают поддержку.
Преодолев четыре ступени развития, личность обретает свою гражданскую зрелость. Ученику важно не растерять гражданскую позицию, а всячески ее развивать и поддерживать. Воспитание гражданственности может осуществляться на классных часах. Учитель подбирает тему, касающуюся гражданского воспитания, и начинает беседовать с классом. После того, как учитель высказался, он предоставляет слово ученикам. Преподаватель выслушивает различные точки зрения и потом вместе с детьми подводит итоги [2].
Заключение:
Таким образом, в ходе воспитания ребенок проходит четыре стадии своего развития. Особое внимание воспитанию гражданственности отводится на классных часах.
После обучения у школьников должны быть сформированы следующие качества:
1) уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и Родине;
2) формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме и природе);
3) овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
О гражданском воспитании за пределами школы будет написано в следующей статье.
Список литературы
1. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание
школьников, 2010. № 3. С. 3-4.
2. Осипова Л. Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования // Учитель,
2007. № 3. С. 67.