ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ
ЕКАТЕРИНА БОРИСОВНА ФУРСОВА,
доцент факультета права и лингвистики Московского государственного машиностроительного университета,
кандидат политических наук, доцент E-mail: v.belskiy@bk.ru
Аннотация. Анализируется роль гражданского общества в противодействии терроризму в современных условиях. Рассматривается характер взаимодействия государства и гражданского общества в обеспечении личной и общественной безопасности, предотвращении террористических угроз.
Ключевые слова: гражданское общество, терроризм, общественная безопасность, права и свободы человека, противодействие терроризму, взаимодействие гражданского общества и государства, общественный (гражданский) контроль.
Annotanion. The article examines the role of civil society in counteraction to terrorism in the modern world. The nature of cooperation between the state and civil society in ensuring personal and public safety, preventing terrorist threats is examined.
Keywords: civil society, terrorism, public safety, human rights and freedom, counter-terrorism, the cooperation of civil society and the state, public (civilian) control.
Состояние общественной безопасности в Российской Федерации вызывает обоснованное беспокойство государства и граждан, поскольку уровень террористической угрозы пока остается достаточно высоким. Результаты общероссийских опросов общественного мнения показывают, что многие россияне опасаются, что они сами или их близкие могут стать жертвами теракта, не уверены в способности государственной власти защитить граждан от терактов, предотвратить их[1].
Достаточно высокими на протяжении последних лет являются показатели, отражающие обеспокоенность российских граждан за состояние личной и общественной безопасности. В 2011 г. об этом заявило 72%, в 2012 г. - 70, а в ноябре 2013 г. - 78% респондентов. Лишь около трети опрошенных (29%) в январе 2014 г. выразили уверенность в том, что российские власти спосбны оградить своих граждан от террористических актов. В сентябре 2012 г. такого мнения придерживалась половина опрошенных, а в августе 2013 г. - 55%. После взрывов в московском метро в 2010 г. аналогичный ответ дали 36% респондентов (апрель), а после захвата школы в Беслане (сентябрь 2004) - 28% опрошенных. После Волгоградской трагедии в конце 2013 г. большинство респондентов (63%) скептически оценивает способность властей защитить население от терактов. Более половины россиян (54%) после терактов в московском метро считали, что их можно было предотвратить. В отношении декабрьских терактов 2013 г. в Волгограде 45% респондентов придерживаются такого мнения. Вместе с тем, 44% опрошенных склонны думать, что терактов нельзя было избежать и защититься от терроризма невозможно.
Концепция общественной безопасности Российской Федерации, рассчитанная на период до 2020 г., в качестве одной из главных целей государства определяет повышение уровня защищённости населения от террористических угроз, приоритет в реализации которой отводится профилактическим мерам, совершенствованию «механизмов эффективного взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами по вопросам обеспечения общественной безопасности»[2].
Анализ российского и международного опыта противодействия терроризму показывает, что гражданское общество может и должно быть не только объектом защиты от посягательств, но и институтом поддержания политической, социальной и экономической стабильности в обществе, субъектом, обеспечивающим повышение эффективности превентивных контртеррористических мер[3]. Важная роль принадлежит гражданскому обществу также в осуществлении контроля за реализацией государством принципов законности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Жестокость и бесчеловечность террористических актов, новые формы их проявления вызывают необходимость адекватного ответа общества, стремящегося эффективно защищать своих граждан. Международным сообществом разработан ряд правовых документов, регулирующих противодействие терроризму. Национальные системы законодательства различных стран также включают в себя соответствующие документы. В последние годы во многих странах наметилась тенденция ужесточения правовых и других норм противодействия экс-
тремизму и терроризму: ужесточено законодательство по противодействию терроризму во Франции и Великобритании, в различных странах изменяются в сторону радикальности формы и приемы силового реагирования на террористические угрозы. В настоящее время, власти в Англии опасаясь, что окончание активных военных действий в Сирии приведет к возвращению в страну людей с навыками террористических действий, готовят правовые и организационные меры к ограничению их въезда в страну, лишению участников боевых действий в Сирии британского подданства. Такие меры, по мнению ряда политических экспертов Великобритании, угрожают реализации основных прав и свобод граждан. Неоднозначную оценку гражданского общества на Западе получают также действия европейских спецслужб, которые в рамках международных договоров по противодействию терроризму обмениваются данными о боевиках; нередко в их адрес раздаются упреки в пренебрежении демократическими ценностями, поддержке авторитарных режимов[4].
В целях противостояния организованным террористическим группировкам западные государства вынуждены идти на «крайние» меры, так или иначе ущемляющие права граждан. В США в октябре 2001 г., после сентябрьских терактов, был принят Патриотический акт - федеральный закон, который дает правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами[5]. Документ, в частности, предусматривает расширение полномочий спецслужб по прослушиванию и записи телефонных переговоров, контролю электронной почты, по доступу к банковским счетам, увеличению срока задержания подозреваемых в террористической деятельности иностранных граждан без предъявления обвинения, возможности проведения негласных осмотров и обысков помещений. Пролонгация этого закона происходит в условиях острой дискуссии, связанной с опасением общества, что наделение чересчур широкими полномочиями правоохранительных и разведывательных органов государства может привести к их использованию против граждан, не связанных с терроризмом, для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США. Ситуация с разоблачениями Э. Сноудена вновь привлекла внимание общественности к данной проблеме.
Поиск баланса между гражданскими свободами и рамками дозволенного в борьбе с проявлениями радикализма и экстремизма является актуальным для всего мирового сообщества. Российским законодательством о терроризме также предусматриваются определенные ограничения прав граждан, связанные с введением правового режима контртеррористической операции, в рамках которого
допускается, в частности, удаление граждан с отдельных участков местности, введение режима контроля телефонных переговоров, приостановление оказания услуг связи физическим и юридическим лицам, временное отселение лиц, введение карантина и т.д.
В российском обществе в целом с пониманием относятся к необходимости временного ограничения личных прав и свобод граждан и поддерживают жесткую реакцию государства по отношению к посягательствам на общественную безопасность. Так, 78% граждан России считает, что проблему терроризма следует решать только путем уничтожения террористов. Необходимость ведения переговоров с террористами допускают лишь 15% опрошенных^].
Одной из форм реакции общества на серию терактов в Волгограде в конце 2013 г. стали многочисленные инициативы по внесению изменений в Уголовный кодекс РФ по ужесточению наказания за терроризм. Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, О.И. Денисенко, И.В. Лебедевым, Л.Л. Левиным, А.К. Луговым, Ш.Ю. Саралиевым, Н.А. Шайденко, предлагает отнести пропаганду и поддержку терроризма к отягчающим обстоятельствам за совершенные преступления, не применять сроки давности к лицам, совершившим преступления террористической направленности. Усиливается ответственность за прохождение обучения террористической деятельности, организацию террористического сообщества и участие в нем, за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем. Предлагается увеличить наказание за теракт, ввести по ряду статей террористической направленности пожизненное заключение.
По большей части с пониманием в российском обществе отнеслись к предлагаемым поправкам в закон «О федеральной службе безопасности», расширяющим полномочия ФСБ. Эти меры направлены на предупреждение и пресечение террористической деятельности; депутаты предлагают разрешить сотрудникам ФСБ не только проверять удостоверяющие личность документы, но и проводить личный досмотр граждан и досматривать транспорт при подозрении, что он используется в противоправных целях.
Неоднозначное отношение вызвали у граждан России инициативы депутата Р. Худякова, внесенные им после встреч с избирателями. Он полагает, что в современном российском уголовном законодательстве существует значительный разрыв между степенью общественной опасности совершенного преступления и наказанием за него и предлагает не только увеличить наказание по ряду статей УК, в частности за «террористический акт» (ст. 205 УК), «содействие террористической деятельности»
(ст. 205.1 УК), «публичное оправдание терроризма» (ст. 205.2 УК), «прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности» (ст. 205.3 УК), «организация террористического сообщества и участие в нем» (ст. 205.4 УК), «организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации» (ст. 205.5 УК) и «захват заложника» (ст. 206 УК), но и ввести новую статью, которая предусматривала бы уголовную ответственность для близких родственников преступника, совершившего теракт, если будет доказаны их взаимоотношения и контакты с ним в течение года. Аргументируя свое предложение, депутат ссылается на опыт Израиля, где дом, в котором проживает семья террориста (или лица каким-либо образом причастного к совершению преступления против общественной безопасности), подлежит сносу[4]. Сторонники распространения ответственности на близких террористов обращают внимание на имеющиеся факты получения средств их родственниками. По их мнению, распространение ответственности на близкое окружение может заставить потенциальных террористов остановиться, осознав, что бремя расплаты за их деяния ляжет также на их близких.
Противники распространения уголовной ответственности на родственников террористов указывают, что в Уголовном кодексе уже закреплены различные виды соучастия в преступлении и этого вполне достаточно для привлечения к ответственности виновных лиц, а возвращение к наказанию по принципу «брат за брата» является отступлением от демократических завоеваний современности. К тому же распространение репрессивных мер на близкое окружение террористов может способствовать расширению социальной базы экстремизма.
Бурное обсуждение вызвали предложения по изменению порядка использования платежных интернет-систем, целью которых является создание препятствий для материального обеспечения террористической деятельности. Однако, многие аналитики полагают, что ограничение суммы переводов денежных средств может ударить не столько по предполагаемым террористам, сколько по легально действующим благотворительным фондам и организациям, оказывающим адресную помощь больным и нуждающимся, а также по населению и экономике страны в целом.
Сложившаяся правоприменительная практика создает обоснованные опасения в российском обществе по поводу распространения вновь вводимых мер на граждан, не связанных с терроризмом. Нахождение необходимого консенсуса в диалоге власти и общества возможно при усилении контроля за правовой составляющей деятельности правоохранительных органов. Поддержка антитеррористических усилий государства должна до-
полняться конструктивной критикой деятельности его представителей. В демократическом обществе это осуществляется независимыми средствами массовой информации, действующими институтами гражданского общества. Есть основания надеяться, что с принятием закона «Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации», регулирующего такие формы контроля, как мониторинг, экспертиза, проверки и расследования, появятся правовые основы и реальные условия для создания устойчивого взаимодействия гражданского общества и государства при обеспечении общественной безопасности, предупреждении террористической угрозы.
Общественная дискуссия по поводу предполагаемых мер законодательного реагирования на посягательства на общественную безопасность должна вестись с учетом всестороннего анализа того, насколько вводимые ограничения могут способствовать предотвращению терактов, искоренению терроризма как явления. Обществу необходимо научиться дифференцировать реальную угрозу от попыток ее использования для усиления политического и экономического влияния.
Эффективность диалога напрямую зависит от уверенности общества в том, что целью предлагаемых ограничений является не установление тотального контроля над обществом в оруэллов-ском духе, а предотвращение противоправных посягательств на полноценную реализацию прав и свобод граждан. Адекватное восприятие и поддержка государственной антитеррористической политики напрямую зависит от степени информированности общества по вопросам безопасности, понимания предлагаемых мер, уяснения им сути террористической угрозы и осознания необходимости гражданского содействия силовым структурам.
С образованием Национального Антитеррористического Комитета начала складываться определенная система просвещения российских граждан, от доведения до них рекомендаций как правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, как обеспечить создание условий, способствующих расследованию преступлений, информации о структуре и функциях, результатах деятельности государственных органов, противодействующих терроризму, до разъяснения природы, причин и опасности терроризма.
В русскоязычном секторе Интернета размещается большое количество информационно-аналитических материалов, исследующих историю, природу, динамику, тенденции современного терроризма. Создан информационно-аналитический портал НАК, позволяющий ознакомиться с рекомендациями по правилам безопасности, контактной
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
информацией региональных антитеррористических комиссий и оперативных штабов и оперативной информацией об их текущей деятельности. Аналогичный портал в США содержит официальную информацию об уровне террористической угрозы и советы гражданам, направляющимся в «опасные зоны».
В условиях становления гражданского общества, недостаточной его самоорганизации в современной России ведущая роль в информационном противодействии терроризму принадлежит СМИ. Целью террористических актов является воздействие на государство, в том числе и путем устрашения гражданского населения через влияние на общественное сознание, порождающее ощущение паники и страха. В связи с этим возрастает роль СМИ в информировании общества о совершившихся и готовящихся терактах, в объективном и полном освещении антитеррористических операций.
Анализ информационных материалов ведущих российских СМИ, посвященных трагическим событиям в Волгограде в конце 2013 г. показывает, что большинство журналистов не просто используют их как информационный повод, но и стараются задавать модель восприятия события, включающую негативную оценку насильственных методов террористов, сочувствие к жертвам теракта, поддержку действиям властей по преодолению их последствий. Работники СМИ все чаще демонстрируют понимание, что полнота и свобода передачи информации в подобных условиях ограничивается правом человека на жизнь и спасение, и стремятся проявлять такт и внимание к жертвам и их родственникам.
Велико значение СМИ в превентивной борьбе с идеологией экстремизма и терроризма. Постоянное и целенаправленное разоблачение ее антигуманного характера, выявление ее роли в вовлечении людей в антиобщественную деструктивную деятельность, опровержение навязываемых экстремистами мифов, демонизирующих представителей силовых структур и героизирующих «деятелей» бандитского подполья, должно способствовать уменьшению социальной базы терроризма, осознанию неправомерности использования насилия в разрешении социальных, политических и иных противоречий и проблем.
Системное противодействие идеологии терроризма включает в себя переформатирование образовательного пространства, предполагающее не только создание безопасной среды, но и изменение содержания образовательного процесса, ориентацию его на воспроизводство ненасильственных норм поведения и разрешения противоречий и конфликтов. Школьные образовательные стандарты предусматривают получение знаний, позво-
ляющих ориентироваться в противоречивых явлениях современности, развитие качеств личности и формирование навыков действий, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание молодого гражданина, понимающего противоречивость и небезопасность современного мира, должно продолжаться и в стенах высших учебных заведений, где, с учетом региональной и профессиональной специфики, в учебные программы дисциплин социального и гуманитарного профиля могут включаться разделы антитеррористической направленности (например, обсуждаться формы личного и общественного противодействия терроризму).
Террористические атаки, приносящие боль, страх и разрушения, являясь посягательствами на базовые человеческие ценности - жизнь, здоровье, безопасность, мешают полноценной реализации других прав и свобод граждан в демократическом обществе, поскольку государства, в противостоянии терроризму, вынуждены идти на ограничительные меры. Задачи гражданского общества в противодействии терроризму многоплановы - это и контроль за правомерностью и обоснованностью ограничения прав и свобод человека в целях борьбы с экстремизмом, и поддержка законных действий силовых структур и пресечение злоупотреблений с их стороны в ходе антитеррористических акций, а также формирование негативного отношения к практике и идеологии терроризма и позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей.
1. См.: Пресс-выпуск №2466 ВЦИОМ 2 декабря 2013 г. «Террористическая угроза: вчера, сегодня... завтра?»: http:// wciom.ru/index.php?id=515&uid=114624; Пресс-выпуск № 2496. ВЦИОМ 21 января 2014 г.; «Террористическая угроза: после трагедии в Волгограде»: http://wciom.ru/index. php?id=515&uid=114681.
2. См.: Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 20 ноября 2013 г.): http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70425172/.
3. См.: Акопян О.А. Противодействие терроризму как общая задача властей и граждан. Зарубежный опыт М: НИРСИ, 2010.
4. См.: Озеров М. Британию ждет джихад? // Комсомольская правда. 2014. 27 января.
5. USA PATRIOT Act of 2001. Public Law. No. 107-56. OCT. 26, 2001.
6. См.: Пресс-выпуск № 2496 ВЦИОМ 21 января 2014 г.
«Террористическая угроза: после трагедии в Волгограде»:
http://wciom.ru/index.php?id=515&uid=114681.
7. См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в гл. 4, гл. 5, ст.ст. 44, 45, 56, 57 и 59 гл. 9, ст. 71 гл. 10, ст.ст. 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055 и 206 гл. 24 Уголовного кодекса Российской Федерации»: http://asozd2.duma. gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?0penAgent&RN=437705-6&02.