Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3
Право
УДК 347.122
Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи: сущность, классификация, нормативное закрепление
Костина К.В.
Соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье рассматриваются гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи. Предлагается их авторское определение и классификация.
Ключевые слова: правовые средства, гражданско-правовые средства, услуги, охрана прав потребителей.
Необходимым элементом жизни современного общества является обмен различного вида данными и информацией, что способствует интенсивному развитию отраслей телекоммуникации и связи во всем мире. Появляются новые виды услуг связи, обладающие трансграничным характером. Одними из таких услуг, несомненно, являются услуги подвижной радиотелефонной связи («сотовой связи», «мобильной связи»).
Сегодня трудно представить жизнь современного человека без мобильного телефона. Абсолютное большинство абонентов услуг подвижной радиотелефонной связи в России - это граждане, использующие данные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Однако в конкурентной борьбе операторов подвижной связи по поиску новых решений, направленных на привлечение большего количества клиентов, увеличение прибыли получаемой от предпринимательской деятельности, вопросам соблюдения и охраны прав потребителей оказываемых услуг не уделяется должного внимания. Как следствие ежегодно увеличивается количество жалоб абонентов услуг подвижной радиотелефонной связи на качество услуг, нарушение прав потребителей на информацию, включение в договоры оказания услуг подвижной радиотелефонной связи условий, ущемляющих права потребителей и др. [1].
Вместе с тем создание условий для обеспечения и защиты прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики Российской Фе-
дерации. Осуществление эффективной охраны прав потребителей товаров (работ, услуг) невозможно без применения целостной системы правовых средств, обеспечивающих ее реализацию.
Приведенные факты говорят об актуальности развития научных положений, направленных на повышение эффективности реализации комплекса гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи.
Научным исследованиям проблем правовых средств в юридической науке уделялось и уделяется большое внимание. Начало развитию данного направления было положено силами ученых правоведов советского периода [2-4]. Не теряют актуальность данные исследования и в условиях современной России [5-10].
Вместе с тем необходимо отметить, что относительно доктринального определения категории «правовые средства» в юридической литературе нет единства, а при анализе существующих теоретических взглядов представляется возможным выделить несколько подходов к изучению данной категории.
Основоположником первого подхода к пониманию «правовые средства» является Б.И. Пугинский. Сущность разработанного автором подхода заключается в предложенном тезисе о том, что правовые средства хотя и используются в непосредственной связи с нормами права, но не охватываются ими и не сводятся к ним, поэтому ученый приходит к выводу о нецелесообразности употребления термина «правовые средства» по отношению к юридическим реалиям, уже имеющим собственные научно опре-
193
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Право
деленные понятия (нормы права, акты права, правоотношения) [4, с. 84-85]. Под правовыми средствами автор предлагает понимать сочетание (комбинации) юридических значимых действий, совершаемых субъектами с дозволительной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества [4, с. 87].
Ю.Б. Батурина, возражая приведенному определению указывает, что с помощью понятия «правовые средства» «мы не множим сущности права, а смотрим на право и явления, его составляющие, с другой стороны, а именно с точки зрения функционального, деятельного предназначения права» [11, с. 18]. Ю.Х. Калмыков и Н.А. Баринов утверждают, что «правовые средства поэтому и называются правовыми, что они предусмотрены нормами права» [12, с. 49].
Указанные мнения ученых стали почвой для формирования в последующем альтернативного взгляда на «правовые средства» как научную категорию. Так, известный российский ученый С.С. Алексеев придерживается мнения о том, что «правовые средства не образуют каких-то особых, принципиально отличных от традиционных, зафиксированных в общепринятом понятийном аппарате явлений правовой действительности. Это весь диапазон правовых феноменов различных уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются не с позиции нужд юридической практики, а с позиции их функционального предназначения, тех черт, которые характеризуют их как инструменты решения экономических и иных социальных задач» [13, с. 217].
У приведенного подхода к пониманию правовых средств имеется ряд последователей, внесших свой вклад в его дальнейшее распространение и развитие [14, с. 18; 15, с. 69].
Таким образом, второй подход к пониманию данной категории заключается в рассмотрении учеными правовых средств как уже существующих в праве различных явлений правовой действительности, рассматриваемых, по мнению одних, с точки зрения их функционального предназначения, роли как инструментов оптимального решения социальных, экономических, политических и иных задач (С.С. Алексеев, В.А. Сапун) либо, как утверждают другие, с точки зрения достижения ими социально полезных целей (Б.И. Пугинский, Б.И. Романец, А.В. Малько, К.В. Шундиков).
На основании вышеизложенного представляется возможным раскрыть содержание категории «гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи» как частного проявления правовых средств.
Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи - это установленные гражданским законода-194
тельством, законодательством о защите прав потребителей, договором инструменты, применяемые уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, потребителями и их объединениями с целью предупреждения возникновения нарушений прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи и защиты прав потребителей данного вида услуг.
Правовые средства в целом и гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи в частности, весьма многообразны, в том числе, к ним представляется возможным отнести договор оказания услуг подвижной радиотелефонной связи; претензию, гражданско-правовую ответственность; антимонопольные запреты; лицензионные требования и лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи и др.
Указанные правовые инструменты выполняют различные задачи на отдельных участках правового регулирования отношений по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи с участием потребителей.
В целях формирования комплексного представления о гражданско-правовых средствах охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи представляется возможным провести их классификацию.
С учетом традиционно сложившегося подхода в гражданско-правовой доктрине о том, что «охрана прав потребителей» (в том числе потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи) является более широкой категорией чем «защита прав потребителей» [16, с. 472; 17, с. 240], следует заключить, что охрана прав потребителей включает в себя всю систему гражданско-правовых средств, направленных как на предупреждение, предотвращение нарушений прав потребителей, так и на устранение, компенсацию, восстановление нарушенных права потребителей (непосредственно защиту прав потребителей).
Следовательно, в системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи возможно выделить превентивные гражданско-правовые средства и гражданскоправовые средства защиты прав потребителей.
С позиции теории правовых средств превентивные гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи представляют собой взятый в единстве комплекс правовых инструментов, объединенных единой целью - предупреждения возникновения нарушений прав потребителей, и имеющий преимущественно ограничительный характер. Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи - это комплекс право-
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Право
вых инструментов, направленных на обеспечение восстановления и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи.
Дальнейшую классификацию превентивных гражданско-правовых средств и гражданско-правовых средств защиты представляется возможным произвести с применением различных оснований данной классификации. Такой подход обусловливается спецификой достижения поставленных целей.
Так, превентивные гражданско-правовые средства охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи можно классифицировать в зависимости от источника закрепления правового средства на договорные и внедоговорные правовые средства.
Договорные правовые средства - это установленные договором правовые инструменты, направ-леные на предупреждение, пресечение нарушений прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи.
Внедоговорные правовые средства - это установленные гражданским законодательством, законодательством о защите прав правовые инструменты, направленные на предупреждение, пресечение нарушений прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи.
Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи могут быть классифицированы в зависимости от субъектов, полномочных применить конкретные гражданско-правовые средства, и характера (порядка) деятельности субъектов на судебные и внесудебные средства защиты.
Судебные средства защиты прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи - это правовые инструменты, применяемые органами судебной власти, иными уполномоченными органами, а также самими потребителями и их объединениями, в целях восстановления и (или) компенсации нарушенных прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи в ходе осуществления защиты прав потребителей указанных услуг в судебном порядке.
Внесудебные средства защиты прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи - это правовые инструменты, применяемые самостоятельно органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, в рамках представленных им законодательством полномочий, а также потребителями услуг подвижной радиотелефонной связи и их объединениями, в соответствии с представленными им законодательством о защите прав потребителей правами, в целях восстановления и (или) компенсации нарушенных прав в ходе осуществления защиты прав потребителей без обращения в органы судебной власти.
Характеризуя в целом систему гражданско-правовых средств охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи следует отметить, что указанная система:
- имеет усеченный характер по сравнению с системой гражданско-правовых средств охраны прав потребителей товаров (работ, услуг). Потребители услуг подвижной радиотелефонной связи, с учетом сущности оказываемых услуг, их технологических особенностей, оказываются лишенными на практике возможности применить такую меру гражданско-правовой ответственности как возмещение упущенной выгоды; реализовать меру оперативного воздействия на недобросовестного оператора связи в виде поручения оказания услуги третьим лицам; воспользоваться правом на отказ от исполнения договора при обнаружении существенных недостатков выполненной услуги связи, так как действующим законодательством не установлены критерии определения «существенного недостатка услуги подвижной радиотелефонной связи»;
- обладает межотраслевой природой. В целях охраны прав потребителей услуг подвижной радиотелефонной связи существуют и применяются как частноправовые средства (договор, претензия, гражданско-правовая ответственность и др.), так и публично-правовые (лицензионные требования и лицензионные условия осуществления предпринимательской деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, технические требования к осуществлению предпринимательской деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, антимонопольные запреты и др.);
- предусматривает применение некоторых гражданско-правовых средств в обязательном порядке (предъявление претензии);
- нормативно регламентирована по средствам правовых норм различных отраслей права (гражданского, гражданско-процессуального, административного, налогового).
Литература:
1. Справка о результатах федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в сфере предоставления услуг связи (за период 2008-2010 г.г.) - URL: http:// rospotrebnadzor.ru/bytag3/-/asset_publisher/q4H1/ content.
2. Аникина Е.Б. Гражданско-правовые средства борьбы с неправомерными доходами социалистических организаций: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1986. - 188 с.
195
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
3. Васильева М.В. Гражданско-правовые средства охраны и использования памятников истории и культуры: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1988.
- 189 с.
4. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. - М.: Юрид. лит., 1984. - 224 с.
5. Михайлов А.В. Гражданско-правовые средства обеспечения инновационного развития экономики // Правовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Минск, 2010. - С. 147-149.
6. Карягин Н.Е. Гражданско-правовые средства модернизации высшего профессионального образования: история, современное состояние и перспективы развития // Ученые записки казанского государственного университета. - Казань, 2010. - Т 152, Кн. 4, Серия Гуманитарные науки.
- С. 111-122.
7. Барков А.В. Гражданско-правовые средства в механизме правового регулирования: вопросы методологии / А. В. Барков // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 5. - С. 56-59.
8. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. -1998. - № 8. - С. 66-77.
9. Гимазова Э.Н. Гражданско-правовые средства обеспечения третейской защиты субъективных
_____________________________________Право
гражданских прав: дис. ... канд. юрид. наук. -Казань, 2007. - 188 с.
10. Демиева А.Г. Система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица: дис. . канд. юрид. наук. - Казань, 2008. - 180 с.
11. Батурина Ю.Б. Правовая форма и правовое средство в системе понятий теории права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - 23 с.
12. Калмыков Ю.Х., Баринов Н.А. Правовые средства обеспечения потребностей граждан / В кн.: Гражданское право в сфере обслуживания. -Свердловск, 1984. - 152 с.
13. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1995. - 320 с.
14. Волков С.А. Конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина: дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 1999.
- 211 с.
15. Шундиков К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук.
- Саратов, 1999. - 182 с.
16. Иоффе О.С. Советское гражданское право. - М.: Юрид. лит., 1967. - 494 с.
17. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: учебник. Ч.1. изд. 2-е перераб. и доп. / Под. Ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева - М.: ТЕЗИС, 1996. - 552 с.
Civil Means of Protection of Rights of Consumers of Mobile Telephone Communication Services: Essence, Classification and Normative Consolidation
K. Kostina
Kazan (Volga Region) Federal University
The paper deals with civil means of protection of rights of consumers services of mobile telephone communication services. The author suggests their definition and classification.
Key words: legal means, civil means, services, protection of consumer rights.
196