6'2014 Пробелы в российском законодательстве
3.5. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ О СОЗДАНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Семивеличенко Евгений Александрович, соискатель. Место учебы: Казанский Государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Должность: старший преподаватель. Место работы: БашГосУниверситет. Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В настоящей статье автором исследуется процедура создания некоммерческих юридических лиц. Выявляются возможные способы создания некоммерческих организаций, анализируются гражданско-правовые договоры о создании некоммерческих юридических лиц. По итогам исследования автором сформулирован ряд выводов о значении гражданско-правовых договоров в процедуре создания некоммерческих юридических лиц, о строении системы договоров, обеспечивающих создание некоммерческих организаций.
Ключевые слова: юридическое лицо, некоммерческая организация, создание некоммерческой организации, договоры о создании.
CIVIL CONTRACTS ON CREATION OF NONCOMMERCIAL LEGAL ENTITIES
Annotation: In the present article the author investigates procedure of creation of noncommercial legal entities. Possible ways of creation of non-profit organizations come to light, civil contracts on creation of noncommercial legal entities are analyzed. Following the results of research by the author a number of conclusions about value of civil contracts in procedure of creation of noncommercial legal entities, about a structure of system of the contracts providing creation of non-profit organizations is formulated.
Keywords: legal entity, non-profit organization, creation of non-profit organization, contracts on creation.
В настоящее время значительное внимание уделяется исследованию различных проблем и вопросов, связанных с созданием, осуществлением и прекращением деятельности коммерческих организаций. Это обусловлено стремительным развитием предпринимательских отношений, совершенствованием структуры системы субъектов указанных отношений, а же значимостью указанной сферы для функционирования государства и социума в целом. Но в то же время не стоит забывать, о том, что на современном этапе развития особую роль играют также и некоммерческие организации. При этом тщательного изучения требует процедура создания некоммерческих организаций.
Представляется, что «в жизни» любого юридического лица можно условно выделить три стадии (цикла): первый - создание организации, второй - осуществление данной организацией деятельности, третий - завершение деятельности, связанное с прекращением существования организации. Немаловажное значение при этом имеет то, каким образом, на основании каких гражданско-правовых договоров осуществляется, обеспечивается создание некоммерческих юридических лиц. В связи с этим в рамках настоящей статьи будут рассмотрены и проанализированы гражданскоправовые договоры о создании некоммерческих организаций.
В п.3 ст.50 ГК РФ указывается, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом1. Относительно недавно (в ранее действовавшей редакции статьи) перечень таких форм являлся по тексту ГК РФ не исчерпывающим, поскольку имелась оговорка, что некоммерческие организации могут создаваться и в иных формах, предусмотренных законом. В контексте настоящего исследования внимания заслуживает специальный Закон «О некоммерческих организациях»1 2 3 *, который определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации, а также ликвидации некоммерческих организаций, порядок формирования имущества таких организаций, права и обязанности их учредителей (участников).
Принимая во внимание то, что ГК РФ является основным нормативным правовым актом, посредством которого осуществляется регулирование гражданских правоотношений, представляется, что положения основного закона - гК РФ должны быть сформулированы предельно понятно. Очевидно, что формулировки ранее действующей редакции ГК РФ (редакции, действовавшей до сентября 2014г.) вызывали дискуссии в научных кругах. Вместе с тем в контексте рассматриваемой проблематики видится весьма своевременным и необходимым в тексте ст.50 ГК РФ закрепить исчерпывающий перечень организационно-правовых форм создания юридических лиц (некоммерческих организаций).
В п. 1 ст. 13 Закона «О некоммерческих организациях» закрепляется, что некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. При этом в процессе создания некоммерческой организации в качестве субъекта можно выделить ряд этапов: «принятие решения учредителем о создании соответствующей некоммерческой организации, утверждение устава, принятие решения уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления о создании некоммерческой организации»5.
Анализ ст.13 Закона «О некоммерческих организациях» позволяет заключить, что на законодательном уровне предусмотрено два основных способа создания некоммерческих организаций: первый - принятие решения о ее создании путем учреждения, второй -создание в результате реорганизации. В свою очередь к учредительным документам некоммерческой организации согласно ст. 14 Закона «О некоммерческих организациях» отнесены:
1) устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной органи-
1 См.: С.П. Гришаев Об изменениях законодательства об ассоциациях как некоммерческих юридических лица // Гражданин и право. - 2013. - № 6.
2 Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.
3 Кожевников О.А., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному
закону от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих орга-
низациях». - Система Гарант, 2013.
68
СОЗДАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЮРЛИЦ
Семивеличенко Е.А.
зации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;
2) устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;
3) учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.
В обозначенной статье закона также отмечается, что учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа.
Так же следует отметить, что в настоящее время участие в общественных отношениях принимают и такие конструкции юридических лиц, некоммерческих организаций, которые в понимании п.1 ст.52 ГК РФ не имеют вообще учредительных документов. Такими некоммерческими организациями являются государственные корпорации, для создания которых не требуется учредительных документов, предусмотренных ст.52 ГК РФ (п.3 ст.7.1. Закона «О некоммерческих организациях»).
Такие государственные корпорации создаются на основании специальных законов4. К примеру, в ст.1 Закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» закрепляется, что данный закон устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации названной корпорации.
Немаловажное значение имеет то, что на законодательном уровне установлены определенные требования к содержанию учредительного договора некоммерческой организации. В учредительном договоре в обязательном порядке должна содержаться информация о том, что учредители: обязуются создать юридическое лицо; определяют порядок совместной деятельности по его созданию; условия передачи ему своего имущества; участие в его деятельности; условия и порядок выхода учредителей (участников) из его состава.
Из содержания ст.14 Закона «О некоммерческих организациях» следует, что учредительный договор заключается на стадии создания некоммерческой организации в форме ассоциации и союза, при этом допускается его заключение учредителями (участниками) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций.
Важно отметить, что положения, регулирующие создание и деятельность ассоциаций (союзов) содержатся в ранее упомянутом Законе «О некоммерческих организациях», а также Законе «Об общественных объе-
4 Подробнее об этом см., например: Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СЗ рФ. - 2007. - № 49. - Ст. 6078; Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» // СЗ РФ. - 2007. - № 48 (часть II). -Ст. 5814; Федеральный закон от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ. - 2007. - № 45. - Ст. 5415.
динениях»5. Создание и деятельность ассоциаций (союзов) юридических лиц определенного вида регулируется также специальными законами6, например, Законом «О потребительской кооперации»7 8, Законом «О сельскохозяйственной кооперации»6. Законом «О благотворительной деятельности»9 и проч.
Возможности создания и осуществления деятельности в форме некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций предусматривается следующими законами: Законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинасовых организациях»10 11 (ст.2); Законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»11 (ст.1); Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»12 (п.18 ст.22, 23); Законом «О саморегулируемых организациях»13 (ст.3) и другими14.
Рассматривая процедуру создания некоммерческой организации, ее договорное регулирование видится целесообразным рассмотреть институт реорганизации юридических лиц. Поскольку, как известно, создание новой некоммерческой организации может явиться следствием реорганизации юридических лиц.
Вопросам реорганизации юридических лиц посвящены ст.ст. 57-60 ГК РФ. В этой связи необходимо отметить положения специального закона (помимо ГК РФ), закрепляющего возможность создания некоммерческой организации путем реорганизации юридических лиц. Согласно п. 1 ст. 13 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть создана как в результате ее учреждения, так и в результате реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационноправовой формы. Таким образом, в Законе «О некоммерческих организациях» закреплено три способа создания некоммерческих организаций: 1) путем учреждения; 2) в результате реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационноправовой формы; 3) в результате реорганизации в
5 Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930.
6 См.: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. [и др.] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учб. - практич. комментарий (под ред. Сергеева А.П.). - М.: Проспект, 2010.
7 Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1788.
8 Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // СЗ РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4870.
9 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.
10 Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // СЗ РФ. - 2010. - № 27. - Ст. 3435.
11 Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // СЗ РФ. - 1998. - № 16. - Ст. 1801.
12 Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. -2002. - № 23. - Ст. 2102.
13 Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. - 2007. - №49. - Ст. 6076.
14 Так, например, в Законе «О рынке ценных бумаг» говорится о том, что депозитарии могут быть созданы в форме некоммерческого партнерства. См.: Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
69
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы15.
Нормы ГК РФ предусматривают пять возможных способов реорганизации юридического лица (п.1 ст.57). Здесь следует акцентировать, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Это означает, что при реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не образуется. Из чего следует, что создание некоммерческой организации путем реорганизации возможно в четырех случаях: при слиянии, разделении, выделении и преобразовании. Реорганизация некоммерческой организации дополнительно регламентирована положениями ст.16, в свою очередь реорганизация в форме преобразования ст.17. одноименного закона.
В этой связи следует обратиться к Закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»16. Согласно ст.14 названного закона наряду с другими документами (учредительными документами, передаточным актом или разделительным балансом и проч.) в регистрирующий орган предоставляется также договор о слиянии, в случаях предусмотренных законом. Также в соответствии со ст.17 обозначенного закона при реорганизации юридического лица в форме присоединения в регистрирующий орган помимо иных документов предоставляется также договор о присоединении.
Изложенное позволяет заключить, что реорганизационные договоры являются элементами системы гражданско-правовых договоров, обеспечивающих создание некоммерческих организаций. Причем, также как в ситуации с коммерческим организациями, реорганизационным договором, лежащим в основе создания новой организации, полагаем возможным считать только договор о слиянии. Так как только при реорганизации некоммерческого юридического лица именно в форме слияния происходит создание именно новой некоммерческая организация.
Изложенное выше позволяет сформулировать следующие выводы.
Создание некоммерческих организаций на практике осуществляется на основании учредительных договоров. Причем упоминание учредительного договора как документа, на основании которого создается некоммерческая организация носит системный характер и встречается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) на уровне ГК РФ; 2) уровне Закона «О некоммерческих организациях» и Закона «Об общественных объединения»; 3) уровне специальных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений.
Регулирование процесса создания некоммерческих организаций осуществляется на следующих четырех уровнях:
1) общегражданский уровень (другими словами на уровне ГК РФ);
2) общий уровень (т.е. на уровне общих законов регулирующих создание и деятельность некоммерческих организаций - Закон «О некоммерческих организациях» и Закон «Об общественных объединения»);
15 Подробнее см.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2013.
16 Федеральный закон от 8.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431.
3) уровне специальных законов, посвященных регулированию специфических сфер общественных отношений, нуждающихся в дополнительной регламентации (например, Закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и проч.);
4) локальный уровень, к которому, по-нашему мнению, следует относить регулирование процедуры создание посредством заключения учредительного договора (договора о создании). Подготовка и разработка положений учредительного договора осуществляется самостоятельно субъектами, изъявившими желание создать юридическое лицо в форме некоммерческой организации, что позволяет говорить о том, что регулирование процесса осуществляется также и на локальном уровне.
3. В рамках приведенных выше четырех уровней закрепляется система взаимосвязанных средств, посредством которых осуществляется создание некоммерческой организации. В этом выражается единство системы договоров, обеспечивающих создание некоммерческих юридических лиц. Вместе с тем создание некоммерческих организаций осуществляется с учетом специфики сферы общественных отношений, а также на основании специальных законов, регулирующих эти общественные отношение. В этом выражается дифференциация системы договоров, обеспечивающих создание некоммерческих юридических лиц.
4. На данном этапе исследования представляется, что система договоров, обеспечивающих создание юридических лиц, состоит из трех элементов: 1) общие договоры (общегражданские договоры); 2) договоры о создании юридических лиц; 3) реорганизационные договоры. При этом исходя из основного деления юридических лиц на две группы, т.е. на коммерческие и некоммерческие, представляется возможным в рамках второго и третьего элементов указанной системы выделить договоры о создании коммерческих и некоммерческих организаций, а также выделить соответствующие реорганизационные договоры коммерческих и некоммерческих организаций.
Список литературы:
1. Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. [и др.] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учб. - практич. комментарий (под ред. Сергеева А.П.). - М.: Проспект, 2010.
2. Гришаев С.П. Об изменениях законодательства об ассоциациях как некоммерческих юридических лица // Гражданин и право. - 2013. - № 6.
3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2013.
4. Казанцев М.Ф. Свобода гражданско-правового договорного регулирования как проявление свободы договора // Пробелы в российском законодательстве. -2008. - №1.
5. Кожевников О.А., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». - Система Гарант, 2013.
6. Писарева Е.Г. Актуальные вопросы понятия и классификации учреждений в системе субъектов современного российского финансового права // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 1.
7. Хромушкин П.Н. Понятие и сущность правового консалтинга как теорико-прикпадного явления право-
70
СОЗДАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЮРЛИЦ
Семивеличенко Е.А.
вой действительности // Пробелы в российском законодательстве. - 2008.- № 2.
Отзыв
на статью соискателя кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета Семивеличенко Евгения Александровича «Гражданско-правовые договоры о создании некоммерческих юридических лиц»
Исследования гражданско-правовых договоров в целом, а также их отдельных видов, как, например, договоров о создании некоммерческих юридических лиц, стали, в последние годы, весьма востребованными. Гражданско-правовые договоры о создании, жизнедеятельности и ликвидации коммерческих и некоммерческих юридических лиц являются также предметом множества научных дискуссии. Актуальность исследований в данной области связана со все возрастающей ролью этих правовых инструментов в организации, управлении, реорганизации и ликвидации юридических лиц в отечественном правопорядке.
Договорное регулирование охватывает обширнейшую сферу, затрагивающую (или же теоретически способную затронуть) практически все области экономики. Задача ученых - юристов заключается в том, чтобы выработать стройную, отвечающую современным требованиям общества и экономики концепцию договорного регулирования, поскольку это наиболее удобный механизм регулирования, который принимался бы всеми участниками предпринимательской и профессиональной деятельности. Невозможна результативная работа того или иного рыночного явления без четкой регламентации, как на законодательном, так и на договорном уровнях. В частности, механизмы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации юридических лиц не могут обойтись без договорных конструкций, способных обеспечить их работу.
В связи с этим можно отметить несомненную актуальность работы Семивеличенко Е.А., в которой раскрыты значение и функциональные основы договоров, обеспечивающих создание некоммерческих юридических лиц. В статье поднимаются важнейшие проблемы, существующие в деятельности по создания некоммерческих юридических лиц. Автором выявляются возможные способы создания некоммерческих организаций, анализируются гражданско-правовые договоры, опосредующие процедурные вопросы создания некоммерческих юридических, раскрываются особенности таких договоров.
Проведенный анализ позволил автору расширить существующее научное представление о гражданскоправовых договорах, обеспечивающих создание некоммерческих юридических лиц, показать их сущность и значение, дать их общую характеристику, выявить систему таких договоров и выделить ее отдельные элементы.
Статья Семивеличенко Е.А. содержит новые и актуальные для российской действительности научные положения. Статья «Гражданско-правовые договоры о создании некоммерческих юридических лиц» отвечает требованиям к работам, публикуемых в журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
Научный руководитель
к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета Васькевич В.П.
71