Научная статья на тему 'Гражданско-правовое регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации и Украине: сравнительно-правовой анализ'

Гражданско-правовое регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации и Украине: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдреев Тимур Ирекович

В работе рассмотрены вопросы гражданско-правового регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации и Украине. Проведен сравнительно-правовой анализ правового положения оценщика в Российской Федерации и Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовое регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации и Украине: сравнительно-правовой анализ»

Абдреев Т. И.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УКРАИНЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Абдреев Тимур Ирекович, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права

Казанский государственный университет

Аннотация. В работе рассмотрены вопросы гражданско-правового регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации и Украине. Проведен сравнительноправовой анализ правового положения оценщика в Российской Федерации и Украине.

В процессе перехода от плановой экономики к рыночной в Украине и в Российской Федерации произошли системные преобразования во всех сферах жизнедеятельности- политической, экономической, социальной и т.д.

Данные преобразования, произошедшие в экономике, требуют пристального внимания ученых-правоведов к новым явлениям экономической и правовой действительности.

Важным элементом нового народнохозяйственного экономического устройства стала независимая оценка и возрождение профессии оценщика, то есть профессиональной деятельности по определению стоимости имущества и имущественных прав.

С середины 90-х годов XX века независимая оценка стала явлением хозяйственной жизни как на Украине, так и в России. Потребность в независимой оценке появляется из необходимости разрешить и устранить субъективные противоречия участников имущественных отношений посредством обращения к объективному квалифицированному мнению независимого профессионального оценщика для определения стоимости не денежного вклада в уставный капитал общества и размера доли участника при его выходе из общества или наследовании, установления рыночной стоимости акций при их выкупе акционерным обществом, совершении обществом крупной сделки, при ипотечном кредитовании в случае спора о величине стоимости предмета ипотеки, а также определения стоимости объектов государственной и муниципальной собственности в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду, при использовании объектов в качестве предмета залога, определения рыночной стоимости имущества для его реализации в порядке исполнительного производства и др.

Анализ гражданско-правового регулирования оценочной деятельности в России и Украине по-

зволяет по новому рассмотреть правоотношения в которые вступают органы власти, оценщики, профессиональные объединения оценщиков, заказчики и потребители оценочных услуг, а также получить новые знания, для более эффективного правого регулирования института оценки в России.

Итак, правовое регулирование рассматривается как целенаправленное упорядочение общественных отношений при помощи особой группы средств правового воздействия - нормативных и индивидуальных правовых актов.

Правовое регулирование всегда имеет целью упорядочить общественные отношения определенного типа с помощью особого инструментария - норм права и предусмотренных ими правовых средств, подчинить поведение субъекта требованиям правовой нормы и добиться его правомерного поведения. Отличительной чертой правового регулирования является его целенаправленный гарантированно - результативный характер1.

Гражданско-правовое регулирование -состоит из двух взаимопроникающих сфер: государственного регулирования (деятельности государства в лице его органов и должностных лиц, носящей нормативный или индивидуально-правовой властный характер) и правовой саморегуляции (где ключевую роль в правовой регламентации частных отношений играют сами субъекты).

Таким образом, гражданско-правовое регулирование оценочной деятельности является система мер и процедур, направленных на повышения качества услуг оценщиков и соответствие их определенным критериям, установленным профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) либо совместно2.

На сегодняшний день основными нормативными актами, регулирующими оценочную деятельность в Украине, являются: Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине»; Национальный стандарт №1 «Общие основы оценки имущества и имущественных прав»; Национальный стандарт №2 «Оценка недвижимого имущества»; «Нормы профессио-

нальной деятельности оценщика». А также разнообразные методики, разъяснения, письма и другие нормативно-правовые акты, касающиеся оценочной деятельности. К тому же, на практике, при проведении независимой оценки, используются «Международные стандарты оценки» и

1 Шарифуллин В. Р. Частно-правовое регулирование: автореф. дисс. - канд.юрид. наук.-Казаннь..- 2006.

2 Грязнова А.Г. Оценка недвижимости/А.Г.Грязнова, М.А.Федотова.-М.: Финансы и статистика, 2005.-496с.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

1’ 2009

«Европейские стандарты оценки недвижимого имущества»3.

В Российской Федерации также сформирована законодательная база, регулирующая оценочную деятельность, которая состоит из ст.34, 71 Конституции РФ, Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Наряду законами в систему правового регулирования оценочной деятельности входят подзаконные акты в том числе постановления Правительства Российской Федерации-стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. №519 от 25.08.1999 г., №945 «о государственной кадастровой оценке земель» (постановление №945). В том числе приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007г. № 254 были введены Федеральные стандарты оценки (ФСО №1,ФСО №2, ФСО№3), а так же локальное нормотворчество самогегулируемых организаций оценщиков, представленное в виде профессиональных стандартов (регламентов, положений).

Законодательство Украины к субъектам оценочной деятельности относит: зарегистрированных в установленном порядке физических лиц -субъектов предпринимательской деятельности, а также юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик и которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности; органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые получили полномочие на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным и (или) коммунальным имуществом, и в составе которых работают оценщики4.

В России субъектами оценочной деятельности выступают физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою профессиональную ответственность. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом5.

3 Брикайло Ю., Оценка недвижимого имущества//

«СоттегсіаІ Ргореі1у»-2004.-№ 8.-С.25

4 Закон Украины от 12 июня 2001 г. № 2658-111«Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине».// Ведомости Верховной Рады (ВВР), -2001,.-Ы47.- ст.251

5 Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»// СЗ РФ.-1998.- № 31.- Ст. 3813

С 1 января 2007 года на Украине вступило в силу положение Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц», согласно которому для любой операции с недвижимостью необходимо будет получить экспертное заключение о ее стоимости (ранее для этого было достаточно правки-характеристики Бюро технической инвентаризации). В данных правоотношениях просматривается межотраслевое проникновение гражданского и налогового права. Принятие данного закона обусловлено тем, что стороны участвующие в сделках с недвижимостью имеют противоположные интересованы, а также интерес занизить в некоторых случаях стоимость имущества с целью уклонения от налоговых сборов. Определение стоимости имущества оценщиком, не вызывает сомнения в объективности, при этом данная деятельность является профессиональной, то есть данной деятельностью может заниматься лицо имеющее специальное образования.

В Российской Федерации оценка имущества для целей налогообложения является добровольной, также в настоящее время в России нет налога на недвижимость, введение данного налога планируется только в 2010 г. Участие оценщика в данных правоотношениях планируется, что отражается в законопроекте, разработанным депутатом Государственной Думы В.С. Плеска-чевским.

Подводя итоги, нужно отметить, что гражданско-правовое регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации и в Украине, развивается на одном уровне. В Украине как и у нас, многое в современном национальном законодательстве регулирующем оценочную деятельность было заимствовано из мирового опыта, применяются международные стандарты оценки (МСО) разработанные Международным комитетом по стандартам оценки. При этом в России оценщик, чтобы заниматься данной деятельностью обязан вступить в саморегулирующую организацию оценщиков, в национальном законодательстве Украины такой обязанности нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.