ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ регулирование ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ЗАРУБИНА Марина Геннадьевна
Аннотация. В статье проанализированы особенности договора оказания платных образовательных услуг. Подчеркивается гражданско-правовая природа такого договора. Выявлены особенности регулирования платных образовательных услуг нормами гражданского права.
Annotation. The article analyzes the features of the contract for the provision of paid educational services. The civil-law nature of such a treaty is underlined. Specific features of regulation ofpaid educational services by the norms of civil law are revealed.
Ключевые слова: образовательная услуга, возмездное оказание услуг, потребитель, образование, гражданское право.
Keywords: educational service, paid services, consumer, education, civil law.
Сфера образования представляет собой такую область, которая в силу своей высокой социальной значимости находится большей частью в рамках публично-правового регулирования. Образование относится к числу функций государства, и в этом контексте нормы образовательного права защищают государственный интерес1. В то же время современные процессы конвергенции частного и публичного права порождают такую ситуацию, когда в рамках публичного права всегда есть место для элементов частноправового регулирования. В числе прочего это относится и к платным образовательным услугам, которые оказываются на основании соответствующего договора, имеющего гражданско-правовой характер и регулируемого нормами гражданского права.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» платные образовательные услуги рассматриваются как осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг2. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с их уставными целями.
Договор об оказании платных услуг может рассматриваться как вид гражданско-
1 Пашенцев Д.А. Образование как услуга: теоретико-правовой аспект // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. Рязань : Концепция, 2017. С. 268.
2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N° 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
правового договора. Он заключается в простой письменной форме и должен содержать следующие существенные условия:
- основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);
- форму обучения (очная, заочная и пр.);
- срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
- полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя -юридического лица, Ф.И.О. исполнителя - индивидуального предпринимателя;
- место нахождения или место жительства исполнителя;
- наименование или Ф.И.О. заказчика, телефон заказчика;
- место нахождения или место жительства заказчика;
- Ф.И.О. представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
- Ф.И.О. обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
- права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
- полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;
- сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование
лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);
- вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
- порядок изменения и расторжения договора;
- другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг3.
Организация, которая осуществляет образовательную деятельность, имеет право снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.
Договор об оказании платных услуг не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие
4
условия не подлежат применению .
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» устанавливает, что при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
3 Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».
4 Кирилловых А.А. Формы обеспечения экономической деятельности в сфере образования: предпринимательско-право-вой аспект // Право и экономика. 2016. N° 6. С. 20.
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.
По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующих случаях:
а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе
(части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;
в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
С позиций гражданского права договор об оказании платных образовательных услуг представляет собой договор возмездного оказания услуг и, соответственно, регулируется нормами гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ РФ.
В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса оказание услуг относится к числу объектов гражданских прав.
Услуга - это предмет диспозитивного регулирования. Возмездная услуга оказывается исключительно на основе договора между сторонами, и такой договор предполагает добровольность его заключения.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, взаимным, возмездным.
Этот договор не связан с каким-либо воздействием на вещи, он не имеет осязаемого материального результата. Результатом договора возмездного оказания услуг выступает сама оказанная услуга, которая должна обладать определенными характеристиками, в первую очередь качественного характера. Качество оказанной образовательной услуги сложно поддается измерению, оно может определяться через степень удовлетворенности потребителя оказанной ему услугой.
Качество образовательной услуги интересует не только ее потребителя, но также общество и государство. Последнее применяет определенные механизмы повышения качества образовательных услуг, такие как сертификация, стан-
дартизация, лицензирование5. Однако эти механизмы, предполагающие государственный контроль, лежат в плоскости публичного права. Что касается непосредственно качества возмездной образовательной услуги, то в конечном итоге его оценка зависит от потребителя. Также необходимо учитывать такие характеристики, как своевременность оказания услуги и ее соответствие принятым в данной сфере образцам6.
Гражданско-правовое регулирование возмездного оказания услуг, по мнению ряда ученых, отличается неполнотой. Например, Л.Б. Ситдикова пишет, что гл. 39 ГК РФ «содержит лишь общие положения норм, содержание которых показывает явную недостаточность для эффективного регулирования рассматриваемых нами отношений»7. В связи с этим законодатель распространил некоторые положения договора подряда на регулирование договора возмездного оказания услуг. Однако договор возмездного оказания услуг отличается от договора подряда тем, что он не связан с каким-либо осуществлением физического воздействия на вещи, предметы материального мира.
Важным является вопрос о предмете договора оказания платных образовательных услуг. В его основе лежит понятие «услуга».
Л.Б. Ситдикова предлагает следующее определение: «Под услугой следует понимать действия (деятельность) юридического лица или гражданина-услугодателя, направленные на достижение определенного нематериального результата, удовлетворяющие потребности нуждающихся в них субъектов-услугополуча-телей, имеющие самостоятельную имущественную ценность и потребляемые в процессе оказания услуги»8.
Опираясь на это определение, предлагаем следующее определение понятия «платная образовательная услуга»: платная образовательная услуга представляет собой действия образовательной организации или физического ли-
5 Апостолова Т.М. Образовательные услуги: качество образования и правовые коллизии // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2015. № 4. С. 52.
6 Рогачев М.А. Критерии оценки качества рейтинговых услуг // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». 2014. № 1. С. 115.
7 Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора на возмездное оказание услуг // Российский судья. 2008. № 4.
8 Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. М., 2008. С. 27.
ца, направленные на удовлетворение образовательных потребностей услугополучателя и оказываемые на основании договора возмездного оказания услуг.
Представляется возможным выделить следующие качества платной образовательной услуги:
1) платная образовательная услуга оказывается профессиональными участниками рынка образовательных услуг;
2) оказывается на возмездной основе;
3) оказывается на основе норм гражданского законодательства;
4) направлена на получение потребителем определенных знаний или умений, соответствующих его представлениям о качестве таких знаний и умений;
5) оказывается на основании заключения договора оказания платных образовательных услуг.
По мнению И.С. Кокорина, «в договорах об оказании образовательных услуг предмет договора составляет деятельность высших учебных заведений по оказанию образовательных услуг, объектом исследуемых договоров является получаемая потребителем образова-
9
тельная услуга» .
Существует ряд проблем правового характера, которые препятствуют полной реализации прав потребителей платной образовательной услуги.
Например, как отмечают современные авторы, сегодня достаточно часто договор на
возмездное оказание образовательных услуг между образовательной организацией и потребителем заключается путем присоединения к условиям, заранее сформулированным одной из сторон, а именно образовательной организацией. В итоге речь идет фактически о договоре присоединения, т. е. таком договоре, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ).
На практике обычно образовательная организация в тексте договора возмездного оказания образовательных услуг заранее фиксирует его условия, которые являются наиболее выгодными для самой этой организации. В итоге потребители возмездных образовательных услуг вынуждены, даже не вступая в преддоговорные отношения, лишаясь возможности внести свои предложения в стандартный договор,
соглашаться с имеющимися в его тексте усло-
10
виями .
Таким образом, в гражданско-правовых отношениях, вытекающих из договора оказания платных образовательных услуг, именно потребитель таких услуг является слабой стороной и нуждается в правовой защите, что предполагает совершенствование соответствующего гражданского законодательства и более активного применения законодательства о защите прав потребителей.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Апостолова, Т.М. Образовательные услуги: качество образования и правовые коллизии // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». -2015 . - N 4.
4. Кирилловых, А.А. Формы обеспечения экономической деятельности в сфере образования: предпринимательско-правовой аспект // Право и экономика. - 2016. - N 6.
5. Кокорин, И.С. Предмет договора возмездного оказания образовательных услуг: проблемы понимания // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - N 2.
6. Мотехина, М.В. Условия договора возмездного оказания образовательных услуг высшего учебного заведения, ущемляющие права потребителя // Современное право. - 2015. - N 11.
9 Кокорин И.С. Предмет договора возмездного оказания образовательных услуг: проблемы понимания // Ленинградский юридический журнал. 2016. N° 2. С. 67.
10 Мотехина М.В. Условия договора возмездного оказания образовательных услуг высшего учебного заведения, ущемляющие права потребителя // Современное право. 2015. N° 11. С. 74.
7. Пашенцев, Д.А. Образование как услуга: теоретико-правовой аспект // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. - Рязань : Концепция, 2017.
8. Рогачев, М.А. Критерии оценки качества рейтинговых услуг // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». - 2014. - № 1.
9. Ситдикова, Л.Б. Нормативная модель договора на возмездное оказание услуг // Российский судья. - 2008. - № 4.
10. Ситдикова, Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. - М., 2008.