Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
989
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / РОДИНА / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / CITIZENSHIP / MODERN YOUTH / MOTHERLAND / CIVIL POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнакова Екатерина Игоревна, Побелянская Юлия Николаевна

В данной статье мною была затронута тема патриотизма и гражданственности среди молодежи. Речь идет об актуальности проблем патриотического, гражданственного и духовно - нравственного воспитания как детей, так и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

In this article, I touched on the topic of patriotism and citizenship among young people. We are talking about the relevance of the problems of Patriotic, civic and spiritual and moral education of both children and youth.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION

Корнакова Екатерина Игоревна

студент

Институт художественного образования Волгоградский Государственный Социально-Педагогический Университет

г. Волгоград, Россия Kornakova Ekatetina Igorevna

student

Institute of art education Volgograd State Social And Pedagogical University

Volgograd, Russia

Побелянская Юлия Николаевна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский Государственный Социально-Педагогический Университет

г. Волгоград, Россия Pobelyanskaya Julia Nikolaevna senior lecturer department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной статье мною была затронута тема патриотизма и гражданственности среди молодежи. Речь идет об актуальности проблем патриотического, гражданственного и духовно-нравственного воспитания как детей, так и молодежи.

Abstract. In this article, I touched on the topic of patriotism and citizenship among young people. We are talking about the relevance of the problems of Patriotic, civic and spiritual and moral education of both children and youth.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, гражданственность, современная молодежь, Родина, гражданская позиция.

Keywords: civil-patriotic education, patriotism, citizenship, modern youth, Motherland, civil position.

С самого раннего детства родители, и все взрослое окружение, воспитывают у детей чувство любви к своей Родине, родному краю и дому. Именно родители в большей степени влияют на дальнейшее отношение ребенка к своей стране. Воспитание в ребенке чувства ответственности, верности, чуткости и отзывчивости составляет хорошую базу для формирования гражданской позиции.

Наверняка в каждой семье есть герои, которые проявляли отвагу и благородство, и очень важно рассказывать ребенку о своих корнях, о том, кем были его

прадеды и какие героические подвиги они совершали. Ведь помня свою родословную, мы автоматически становимся причастными к истории не только своей семьи, но и нашей большой страны.

Не менее значимое влияние на воспитание патриотизма и гражданственности у ребенка оказывают и педагоги. В школе должны проводиться различные интересные и познавательные программы, посвященные военной тематике, экскурсии по местным достопримечательностям, местам военных сражений, а также различные мероприятия, связанные с тематикой родного края. Патриотическое воспитание необходимо для образовательного процесса, и, по моему мнению, должно входить не только в учебную деятельность, но и носить систематический характер.

В школе ребенок должен получить четкое понимание понятий гражданственность и гражданско-патриотическое воспитание.

Гражданственность - понятие, характеризующее гражданско-патриотическую позицию человека, взгляды на жизненные ценности и, уровень ответственности перед своей семьей и Родиной.

Гражданско-патриотическое воспитание - это качества, сформированные в процессе нравственного и патриотического образования, а также правила и нормы поведения гражданина.

В последние годы значительно ослабло внимание к патриотизму среди школьников, что привело к безразличию к достижениям наших предков и отчужденности от отечественной культуры.

Все больше молодежи стремиться построить карьеру и уехать за границу, забывая о чувстве долга перед отечеством и предками, которые сберегли нашу Родину. Одной из актуальных задач для активного развития нашего общества и в целом является гражданско-патриотическое воспитание.

В нашей стране за последние годы значительно изменилось отношение к таким патриотическим ценностям. Постепенная утрата молодого поколения таких качеств может привести к потере исторического наследия и памяти о героическом прошлом наших предков. Наши предки, безусловно, патриоты страны, стоит лишь вспомнить, какие подвиги они совершили.

Патриот - в первую очередь, человек, которые любит и гордится своей страной, чтит ее традиции, память, оставленную прошлыми поколениями и готов защищать ее во все времена. Не зря говорят, что будущее за молодежью, ведь именно в ней сконцентрированы представления и взгляды на будущее нашей державы. Патриотизм обладает уникальной функцией сплочения молодежи, да и общества в целом.

Несложно заметить, что одним из ведущих направлений государственной политики в воспитании студентов высших учебных заведений становится гражданско-патриотическое воспитание. В последнее время предпринято огромное количество усилий со стороны государства для воспитания в молодом поколении гражданско-патриотических качеств.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» представляет комплекс инновационных технологий и мер, направленных на воссоздание традиционного воспитания молодежи с целью

формировании у молодого поколения патриотического сознания, а также положительной мотивации к прохождению военной государственной службы.

Создание комфортных условий для объединения и сплочения граждан с целью повышения уровня преемственности поколений является одним из ведущих направлений государственной политики в сфере патриотического воспитания. Передача национальных традиций и элементов культуры позволяет сохранять историческую память.

Патриотизм является неотъемлемым компонентом не только истории и культуры страны, он также представляет научное просвещение. Таким образом, можно проследить то, как патриотизм влился во все сферы нашей жизни.

Проблема формирования активной гражданской позиции будет, как мне кажется, актуальна всегда. Образовательные учреждения помогают в решении этой непростой задачи. Патриотическое воспитание включено в образовательные предметы с первого класса неспроста. Необходимо прививать любовь к Родине с малых лет, постепенно погружая ребенка в историю родного края и культуру своего народа. Таким образом, педагог становится неким наставником, который формирует определенное мировоззрение и патриотическое самосознание.

Однако гражданско-патриотическое воспитание на школьном этапе не заканчивается. В средне-профессиональных и высших учебных заведениях эта проблема еще более остро, чем в школах. Не зря говорят, что за молодежью будущее. И для того, чтобы это будущее ничто не омрачало, необходимо молодое поколение с высоким уровнем нравственной культуры и активной гражданской позицией.

При патриотическом воспитании учитываются возрастные особенности. Например, студента охарактеризовать как человека с активной гражданской позицией можно по его поступкам, делам. Участие в жизни общества как потребность самореализации должна стать неотъемлемым составляющим патриотического сознания. Действовать на благо окружающих людей, представителей живой природы, осознавать себя как часть общества и, соответственно, делать это общество лучше, начиная с самого себя. Любовь к своей стране проявляется не только в чувственных переживаниях, но, в первую очередь, в поступках.

Культурное наследие страны представляет историческую память для граждан. Приобщение студентов к различным праздникам и традициям позволяет добиться эффекта погружения в определенную эпоху. Повышается заинтересованность не только к истории нашей большой страны, но и к маленькой ячейке общества, к своей семье. Таким образом, студент знакомится и с традициями нашего народа, и со своей родословной.

Формирование патриотического создания студентов среднего профессионального образования происходит через изучение различных общеобразовательных предметов. История России, история и география родного края, литература и экология - эти и многие другие дисциплины являются ценными составляющими не только образования, но воспитания молодежи. Особую роль при изучении этих предметов играет создание индивидуальных и групповых учебно-исследовательских проектов по различным темам.

Целью гражданско-патриотического воспитания в школах, в ВУЗах и иных учебных заведениях является воспитание гражданина, который знает историю и культуру своей страны. Также этот гражданин понимает и несет ответственность перед государством. Ему присуще чувство долга. Именно такая характеристика должна быть показателем правильного гражданско-патриотического воспитания.

К первостепенным задачам гражданско-патриотического воспитания молодежи можно отнести: воспитание патриота своей страны, который в будущем сможет встать на защиту государства и его интересов; знакомство с правами и обязанностями представителей молодежи; развитие чувства ответственности перед своей страной.

Используемых методов нравственно-патриотического воспитания очень много. К основным методам можно отнести активную научно-исследовательскую деятельность, участие в военно-патриотических движениях и пропаганда четкой гражданской позиции.

С целью приобщить детей к патриотизму необходимо проводить различные интерактивные игры, посещать экскурсии по историческим местам нашей большой страны, праздновать памятные даты, проводить выставки, викторины и конкурсы. Взрослым необходимо помнить значимость событий, которые повлияли на историю России, и рассказывать о них детям.

Только физически и ментально здоровый человек может стать крепкой опорой своей семьи и страны в целом. Именно поэтому такое внимание уделяется здоровому образу жизни, профилактике (особенно ранней) алкоголизма, наркомании и курения. Но одной хорошей физической формы недостаточно для защиты Родины. Должно быть четкое понимание своей гражданской позиции. Благодаря современным методам гражданско-патриотического воспитания молодежь может по-новому взглянуть на свою страну, здесь очень важна нетрадиционная точка зрения, ведь только так общество сможет развиваться.

Принимать активное участие в пропаганде гражданско-патриотического воспитания должна именно молодежь. Следует осознавать всю важность участия в жизни страны каждому из нас. Основу патриотизма по-прежнему составляет историческая память. Поэтому необходимо знать традиции народа, становиться их хранителем и передавать знания из поколения в поколение.

Рассмотренная проблема остается открытой. Воспитание молодого поколения является неотъемлемой составляющей государственной политики. Все учебные заведения направлены на формирование патриотического самосознания школьников и студентов.

При отсутствии у молодого поколения духовно-нравственных ценностей невозможно сформировать гражданскую позицию, чувство ответственности и долга перед семьей, обществом, страной. Воспитывать в ребенке светлые качества необходимо непрерывно. Родители с малых лет вкладывают в своей дитя необходимые для гражданина мысли, знания и умения. В учебных заведениях педагоги продолжают расширять патриотическое сознание. Таким образом, семья и учителя находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, ставя перед собой цель, -воспитать добропорядочного гражданина.

Литература

1. Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи - будущее России / В. И. Лутовинов. - М. : Фонд Андрея Первозванного, 2013. - 208 с.

2. Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. - М. : Планета, 2010. - С. 336-338.

3. Патриотизм - духовный стержень народов России. - М. : Экономическая литература, 2013. - 480 с.

4. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д. Е. Яковлев - М. : Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. -189 с.

References

1. Lutovinov V. I. V patriotizme molodezhi - budushhee Rossii [In the patriotism of youth-the future of Russia]. Moscow, Andrey Pervozvannogo Foundation Publ., 2013, 208 p.

2. Rossijskij patriotizm. Istoki, soderzhanie, vospitanie v sovremennyh uslovijah [Russian patriotism. Origins, content, education in modern conditions]. Moscow, Planeta Publ., 2010, pp. 336-338.

3. Patriotizm - duhovnyj sterzhen' narodov Rossii [Patriotism-the spiritual core of the peoples of Russia]. Moscow, Economic literature Publ., 2013, 480 p.

4. Bespjatova N. K., Jakovlev D. E. Voenno-patrioticheskoe vospitanie detej i podrostkov [Military-Patriotic education of children and adolescents]. Moscow, Iris Press Publ., Iris didactics Publ., 2006, 189 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.