Степаненко Наталия Александровна, Мантрова Мария Сергеевна ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ...
УДК 371
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© 2016
Степаненко Наталия Александровна, кандидат педагогических наук, старший лаборант кафедры психологии и педагогики Мантрова Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье поднимаются вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся. Раскрывается специфика, содержание и формы реализации гражданско-патриотического воспитания школьников. Обосновывается взаимосвязь гражданственности и патриотизма с различных точек зрения. Поднимается проблема многонациональных школьных классов. Отмечается необходимость развития гуманных взаимоотношений в школьном коллективе, а также развития таких нравственных общечеловеческих качеств, как уважение к родным, старшим и соседям, доброта, человечность независимо от национальности и вероисповедания. Излагается важность сочетания продуктивно-деятельного подхода с вербальным сопровождением. Гражданско-патриотическое воспитание современных школьников предполагает использование различных средств, методов подходов и технологий. Одним из направлений в данном русле является воспитание гражданско-патриотических качеств, которое происходит через интерес к предмету истории. Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего Отечества и воинской доблести и славе народов нашей страны. В статье приводится пример урока истории по гражданско-патриотическому воспитанию. Формирование ценностей личности и гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории должно базироваться на подтвержденных фактах истории, которые были получены в результате объективного подхода.
Ключевые слова: воспитание, морально-этический облик человека, гражданственность, патриотизм, патриот, гражданин, гражданская позиция, учащийся, ценности, коллектив, гуманность, личность, субъект, вербальное сопровождение, педагог, культура.
CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION AS A PRIORITY DIRECTION OF WORK OF SCHOOL ON THE MODERN STAGE
© 2016
Stepanenko Natalia Alexandrovna, candidate pedagogical sciences, senior research assistant
of chair psychology and pedagogy Mantrova Maria Sergeevna, candidate pedagogical sciences, senior lecturer in psychology and pedagogy Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected])
Аbstract. The article raises the issues of the civil patriotic education of students. The specificity, the content and the forms of the realization of the civil patriotic education of students are revealed. The relationship of citizenship and patriotism is considered from different points of view. It raises the questions of multinational classrooms. It notes the need to develop humane relationships in the school community, as well as the development of moral human qualities such as the respect for the family, elders and neighbours, kindness, humanity regardless of colour or religion. It outlines the importance of combining the productive-active approach with the verbal support. The civil-patriotic education of today's pupils is to use a variety of tools, techniques and technologies. One of the directions of this trend is to educate the civil patriotic qualities, which comes through the interest in the subject of history. The study of factual material about the protection of our homeland and the military valor and glory of the peoples of our country is the essential part of the formation of a patriotic and internationalist consciousness. An example of a history lesson on civil and patriotic education is given in the article. The formation of the values of the personality and the civil patriotic education at history lessons should be based on the proven facts of history, which were obtained as a result of the objective approach.
Keywords: education, the moral ethical image of a person, citizenship, patriotism, patriot, citizen, civil position, pupil, values, collective, humanity, personality, subject, verbal support, teacher, culture.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном обществе интерес к гражданскому воспитанию возрастает. Данная проблема затрагивается многими учеными [3,4,6,7,9,11,12,13,15,19,20] и отмечается как одной из приоритетных в воспитании всесторонне развитой личности. Это обусловлено изменениями, произошедшими в социокультурной среде, и переходом к гуманистической модели российского образования. Как показывает анализ деятельности ряда школ, формирование гражданской активности школьников происходит, к сожалению, стихийно, без должного теоретического и методического обеспечения.
Современной школе необходимо упорядочить воспитательный процесс относительно патриотизма и гражданственности. Стихийное развитие гражданской активности не может дать положительного результата, а результат должен быть один - воспитанная личность, полноценный гражданин и патриот своей страны.
Объективная потребность регулирования отношений людей в любом обществе привела к возникновению норм общечеловеческой морали.
Необходимо уделять внимание развитию гуманных взаимоотношений в школьном коллективе. Как правило, многонациональные школьные классы - явление обычное. Преподавателю необходимо учитывать национальные традиции каждого ученика.
К сожалению, невзирая на то, что народы России веками живут бок о бок, это может привести к плачевным последствиям, так как ученик уже в детстве начинает оценивать мир с националистических позиций. По большому счету, именно в детстве и, зачастую, от подобного предвзятого отношения к детям, возникает межнациональная неприязнь, впоследствии перерастающая в серьезные конфликты.
Для Оренбургской области, где проживает по разным данным в пределах ста национальностей, как и для других российских регионов в целом, это недопустимо. Сама же возможность предвзятого отношения преподавателей к учащимся по национальному признаку, является уже не ошибкой взрослого человека, а преступлением.
Практически любым народом признаются такие нравственные общечеловеческие качества, как: уваже-
Степаненко Наталия Александровна, Мантрова Мария Сергеевна ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ...
ние к родным, старшим и соседям, доброта, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. По мнению Сенатора С.Ю., в школьном коллективе существуют следующие направления исследований межэтнических взаимоотношений: 1) изучение содержания нравственных представлений о правилах и нормах поведения детей в полиэтническом коллективе сверстников, а также методы формирования у них этих представлений; 2) изучение реально складывающихся взаимоотношений между детьми и условий, при которых эти взаимоотношения приобретают положительную характеристику [17, с. 44].
Усвоение детьми норм и правил поведения играет большую роль в их нравственном развитии, в том числе и гуманистическом. Правила, являясь внешними требованиями, призваны регулировать поведение детей в коллективе сверстников [17].
Следует при этом отметить, что в регионах совместного проживания представителей разных этносов школьник очень быстро усваивает стиль межэтнических отношений, и у него формируется эмоциональная позиция по отношению к своему и другим этносам, проживающим в едином геоисторическом пространстве, на котором сложилось огромное российское государство.
Культура определяет морально-этический облик человека [16, с. 39-40]. Необходимость концентрации «усилий учителей и воспитателей на формирование важнейшего интегративного качества человека - гражданственности, которое во многом определяет ценностные ориентации, нравственные убеждения и идеалы, желание и потребность «жить по совести» [5].
Как взаимосвязаны гражданское общество и патриотическое воспитание. Органическую взаимосвязь между ними отмечает Савотина Н.А.: «Гражданственность «подписывается» патриотизмом, своей интеллектуальностью, ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности пред ней. Согласно этому было бы, на наш взгляд, корректным определить гражданственность как качество нравственно-политическое, важной составляющей которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие ценности духовные: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей» [16, с. 39-40].
Таким образом, гражданственность и патриотизм - единое целое. Два этих понятия взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Даже если человек сменил гражданство по тем или иным причинам, он обязан помнить и любить свою родину.
Итак, если гражданственность и патриотизм взаимно дополняют друг друга, то, собственно, гражданственность как интеллектуальность, подразумевает политическую грамотность каждого гражданина.
Если раньше было господство одной идеологии (марксистско-ленинской), когда навязывалась одна политическая мысль о превосходстве социалистического (советского) строя, как единственно правильного, то в связи с событиями последних десятилетий, т.е. демократизацией российского общества, в наших школах стали уделять внимание знаниям права и Конституции Российской Федерации.
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи автор видит в ответе на вопрос: «Каким образом воспитывать гражданско-патриотиче-ские качества учащихся?»
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Для воспитания гражданско-патриотических каче-
ства учащихся А. Прутченков и В. Высоцкий [14] предлагают проводить деловую игру «Демократическая республика», которая представляет собой административно-игровую модель школьного самоуправления. Подготовка к гражданской активности и политической грамотности для дальнейшей адаптации в обществе, где существует плюрализм мнений, и от выбора того или иного кандидата во многом зависит дальнейшее развитие нашей страны.
Игра разработана преимущественно для старшеклассников, хотя авторы статьи предполагают со временем снижение возраста: «участники игры - граждане школьного демократического государства. Именно гражданами этого государства становятся все желающие принять участие в данной игре в соответствии с Конституцией и Законом о гражданстве Демократической республики.
В этих законах закрепляется перечень прав и обязанностей граждан. В самом начале игры подобных документов в школе, естественно, нет, поэтому необходимо временное положение о выборах (или аналогичный документ), принятый представительным органом (совет представителей классов, общее собрание старшеклассников и т.п.) или педагогическим советом [14].
Следует сказать о собственно воспитательном процессе. Каким он должен быть? Педагог Владимир Лизинский точно подметил саму сущность воспитательного воздействия на уроке. «Большую часть школьного времени ученик проводит на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком и с предметом. Поэтому большая воспитательная нагрузка ложится на учителей-предметников. Знаниевый, прагматический подход, когда учителя считают своей единственной обязанностью добиться необходимого качества знаний у учащихся, приводит к тому, что ученики, может быть, и знают предмет, но не умеют и не любят трудиться, мобилизовать волю, работать систематически, находятся в скрытом или явном конфликте с учителями, с одноклассниками. Все это - воспитательные проблемы, которые предметники очень часто не видят, не обращают на них внимание. Воспитательное воздействие урока во многом зависит от культуры учителя, в его отношении к учащимся, в его человеческой привлекательности и авторитете, в его увлеченности, понимании душевных движений ребенка, от умения увлечь, заинтересовать» [14, с. 176].
То есть воспитательное воздействие в первую очередь должно привить интерес к предмету, в данном случае, к истории. А уже через саму дисциплину учитель-предметник должен воспитать у учащихся гражданско-патриотические качества.
История, как гуманитарная наука, призвана привить у учащихся уважение к таким ценностям как свобода и права человека, уважение к традициям как своей страны и народа, так и к остальным. Наконец, история как школьный предмет предназначена воспитывать в детях патриотизм и гражданскую ответственность. На примерах из исторических событий необходимо привить неприязнь к любым формам угнетения, агрессии, направленной против других стран.
Воспитывать гражданскую позицию у школьников необходимо на конкретных фактах из истории. При этом нужно показать, что любой отход от общечеловеческих ценностей рано или поздно приводит к социальным катаклизмам, увеличению преступности и даже к войнам.
Например, можно привести один из ярких примеров в истории про Лжедмитрия. Честолюбивость и властолюбие толкнуло его не только к обману с целью захвата власти, но к предательству общенациональных интересов и традиций. А, подчеркивая, что Лжедмитрий (он же Григорий Отрепьев) был авантюристом, т.е. способным на все ради достижения цели, указать, что ничего лично, кроме ужасной междоусобицы в России не добился. Подобных примеров, когда люди, отвергающие общечеловеческие ценности, подвергают других неисчисли-
Степаненко Наталия Александровна, Мантрова Мария Сергеевна педагогические
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ... науки
мым бедствиям и страданиям, множество.
Таким образом, говорить о том, необходимо ли гражданско-патриотическое воспитание или же нет, -по крайней мере, безрассудно. Только с воспитанием гражданина и патриота, что, в принципе, взаимодополняет два этих понятия - можно воспитать полноценную личность. Личность, имеющую свою гражданскую позицию, личное, независимое мнение, уважающую общество, в котором она находится и, конечно же - уважающую себя.
Для успешного воспитания школьников В. Лизинский также подчеркивает сочетание продуктивно-деятельного подхода с вербальным сопровождением [10, с. 175]. По его мнению, дети очень часто в школе, как и дома, выслушивают бесконечные поучения взрослых и вербальное воспитание может привести к противоположному эффекту. С помощью вербального сопровождения можно повлиять на становление и укрепление у учащихся гражданского сознания и патриотизма.
Мы считаем, что вербальное сопровождение является одним из главных подходов в воспитательном процессе. Ведь словесное воздействие не может быть всегда эффективным при воспитании, особенно гражданско-патриотическом. Но с применением наглядных пособий и приучению учащихся к деятельности (в том числе и самостоятельной) есть реальная возможность достигнуть целей гражданско-патриотического воспитания.
При организации воспитательного процесса важны не столько подготовка и проведение каких-либо внеклассных мероприятий, сколько обучение школьников, создание актива, работа с лидерами, подготовка команд.
К примеру, День Победы - это выдающийся праздник, важнейшее историческое событие, которое не может не оказать влияния на гражданско-патриотическое воспитание (разумеется, при правильном планировании этих мероприятий).
В. Лизинский [10] указывает на принцип событийности в воспитании. «Чтобы уйти от чуждых детям, навязанных им мероприятий целесообразно использовать в воспитательной практике такой подход: 1) учитель генерирует идею, организует деятельность учащихся, анализирует, подводит итоги; 2) учащиеся вместе с педагогом генерируют идею, на ее основе разрабатывают, например, сценарий, совместно обсуждают его, распределяют роли, делят успех на всех и рефлектируют ход и результат проведенного дела, планируют возможные шаги в будущем; 3) учащиеся сами придумывают и создают со-цикультурный феномен, осуществляют его реализацию, рефлектируют выполнение проекта. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъектных основаниях. Ученики не должны играть последнюю роль в общем, воспитательном процессе, а творческая деятельность учащихся приводит к воспитанию в них самостоятельности, что немаловажно при гражданско-патриотическом воспитании. Самостоятельность, гражданственность и патриотизм - это составляющие личности.
Стрелова О.Ю. рассматривает историю в школе в ракурсе ценностного подхода: «Теперь настала пора от общих разговоров о воспитательном потенциале истории перейти к научно-обоснованному анализу содержания школьного исторического образования и способов его реализации в педагогической практике. Основой для таких исследований должны стать аксиологические (ценностные) отношения: уже хотя бы потому, что воспитание в самом кратком и точном определении - это формирование системы ценностей человека, с ее специфическим содержанием и иерархической структурой [1].
По мнению философа М.С. Кагана [8], воспитание кардинально отличается и от образования как процесса передачи знаний, и от обучения как способа передачи умений, и от управления как подчинения индивида социальным нормам.
Роль школьных педагогов в этом благородном деле 252
представляется нам наиболее значимой, поскольку «суть воспитания состоит в приобщении воспитуемого к ценностям воспитателя, а не в информировании о ценностях, не в изучении и не в их навязывании» [8, с. 176]. То есть воспитатель-педагог, по мнению Стреловой, не должен не только навязывать ценности, но и не зацикливаться на информировании о них учащихся. Но для этого, в первую очередь, нужен сам педагог, чьи понятия о ценностях должны совпадать с общечеловеческими.
Так что же такое ценности личности? Подчеркнуто, что российская аксиология десятилетиями, бывшая под тотальным партийным контролем, «находится в стадии взросления». А что касается системы ценностей, пришедшей на смену советской, то она весьма противоречива и состоит из разных трактовок природы ценностей. Вот, например: «1) ценностями являются «предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и т.д.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов». 2) «ценности - это отношение значимости объектов социального и природного мира для личности, коллектива, общества» [8, с. 175].
Первое толкование природы ценностей не в состоянии объяснить, почему одни и те же «предметы, явления и свойства» для разных категорий людей имеют разную степень ценности (или не имеют ее вообще) или почему они утрачивают (усиливают) свое значение для одних и тех же лиц в разные периоды их жизни.
Второе связывает природу ценностей как с объектами, так и с субъектами ценностных отношений и переносит акценты с изучения предмета на человека, его внутренний мир и деятельность, на межличностные отношения.
Философская теория ценности М.С. Кагана утверждает, что «объектами ценностного отношения могут являться любые предметы, явления и их свойства».
Учебники по истории являются не только содержанием фактов и событий о прошлом, но и как источники ценностных отношений [8, с. 83].
Скрещение обеих переменных - объектной и субъектной - позволяет выделить классы ценностей: правовые, политические, религиозные, нравственные, эстетические, экзистенциальные и на этой основе существенно охарактеризовать систему ценностей конкретной личности, социальной группы и в целом исторической эпохи.
Таким образом, пути и средства гражданско-патрио-тического воспитания должны учитывать проблему объективной подачи информации на уроках истории.
По мнению Сластенина В.А.: «Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов РФ: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфическими особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах. Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего Отечества и воинской доблести и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории ...» [2, с. 248-249].
Средства, избранные педагогом, определяют форму воспитательного акта. Таким образом, сочетание средств воспитания как такового, напрямую связаны с собственно гражданско-патриотическим воспитанием учащихся.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, успешность гражданско-патриотического воспитания млад-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Степаненко Наталия Александровна, Мантрова Мария Сергеевна ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ...
ших школьников обеспечивается следующими условиями: культуры учителя; сочетания продуктивно-деятельного подхода с вербальным сопровождением, соблюдение принципа событийности в воспитании, приобщение воспитуемого к ценностям воспитателя, сочетание средств, подобранных индивидуально. Дальнейшая теоретическая и практическая работа в данном направлении требует поиска новых условий, форм, средств и методов гражданско-патриотического воспитания школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе М.: Просвещение, 1999. 112 с.
2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
3. Ерощенко С.Н. Гражданско-патриотическое воспитание школьников. В сборнике: Инновации в современной науке Материалы IX Международного летнего симпозиума. Центр научной мысли. 2015. С. 37-39.
4. Зарипова Е.И., Кирьянова Т.П., Лобова Т.И. Событийность в гражданско-патриотическом воспитании школьников // Педагогика. 2016. № 2(11). С. 97-100.
5. Здерева Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // Педагогика. 2004. № 7. С. 39-44.
6. Зорина В.В. Гражданско-патриотическое воспитание как средство формирования личности школьника. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Министерство образования и науки Российской Федерации. 2014. С. 71-73.
7. Ислентьева Е.В. Содержание гражданско-патрио-тического воспитания в современной школе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 11-2. С. 196-202.
8. Каган М.С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 205 с.
9. Лабыгина А.В. Этнокультурный подход к граж-данско-патриотическому воспитанию учащейся молодёжи // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2016. № 1. С. 147-156.
10. Лизинский, В.М. Принципы, нормы и правила успешного воспитания // Народное образование. 2002. № 4. С. 174-178.
11. Лысенкова С.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла в начальной школе. В сборнике: Теоретические аспекты современных гуманитарных наук. Ответственный редактор: Ю.В. Корчагин. 2012. С. 112-117.
12. Мальцева Н.В. Формирование гражданской позиции школьника // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. Т. 7. С. 111-115.
13. Мартишина Н.В. Роль и место краеведения в гражданско-патриотическом воспитании учащихся в образовательных учреждениях : материалы международной научно-практической конференции 24-26.03.2010 / ред. Л.К. Гребенкина, А.В. Прохоров. - Рязань : РГПУ им. С.А. Есенина, 2010. С. 40-45.
14. Прутченков А. Подготовка школьников к сознательному и компетентному участию в выборах / А. Прутченков, В. Высоцкий // Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал : издается с 1966 года / Ред. Л.В. Кузнецова. 2004. №1 С. 13-20.
15. Савельева Л.А., Уварова Н.Б. Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности школы // Наука и образование: новое время. 2015. № 5 (10). С. 538-545.
16. Савотина, Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. 2002. № 4. С. 39-44.
17. Сенатор С.Ю. Воспитание гуманности в многона-ционнальном коллективе школьников // Мир образова-
ния - образование в мире. 2003. - № 3. С. 153-158.
18. Степанов С.В. Модель формирования граждан-ско-патриотической компетенции школьников средствами социального проектировании // В мире научных открытий. 2012. № 2.1. С. 177-190.
19. Тринитатская О.Г., Сироткин О.Е., Основин А.В. Патриотическое воспитание школьников как педагогическая проблема современной школы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 9. С. 73-84.
20. Шарова А.Д., Головицина Ю.Б. Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами историко-краеведческого курса по выбору «На земле Тутаевской (Романово-Борисоглебской)» // Методист. 2012. № 6. С. 28-34.