Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическая работа МпО «Новый Феникс»'

Гражданско-патриотическая работа МпО «Новый Феникс» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Верхоглядов Владимир Олегович, Русинова Мария Васильевна

В статье освещаются некоторые вопросы современного состояния поискового движения в Удмуртской Республике на примере работы одной из ведущих на этом поприще организаций поискового отряда «Новый Феникс». Благодаря усилиям неравнодушных студентов, широкой общественности и, безусловно, заботе со стороны администрации ГГПИ, актив поискового отряда ведет не только работу по эксгумации и идентификации останков бойцов и командиров Красной армии, но и занимается гражданско-патриотическим воспитанием подрастающих поколений, изучает теоретические аспекты истории Великой Отечественной войны, ведет работу с ветеранами, активно публикуется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическая работа МпО «Новый Феникс»»

Владимир Олегович Верхоглядов, Мария Васильевна Русинова ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В.Г. Короленко»,

г. Глазов

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА МПО «НОВЫЙ ФЕНИКС»

В статье освещаются некоторые вопросы современного состояния поискового движения в Удмуртской Республике на примере работы одной из ведущих на этом поприще организаций - поискового отряда «Новый Феникс». Благодаря усилиям неравнодушных студентов, широкой общественности и, безусловно, заботе со стороны администрации ГГПИ, актив поискового отряда ведет не только работу по эксгумации и идентификации останков бойцов и командиров Красной армии, но и занимается гражданско-патриотическим воспитанием подрастающих поколений, изучает теоретические аспекты истории Великой Отечественной войны, ведет работу с ветеранами, активно публикуется.

История Великой Отечественной войны - это не только история нашей страны, это история всего мира, история на которой все мы должны учиться. Хоть и прошло столько лет, но эта тема и в наше время до сих пор актуальна и будет актуальной еще много лет. У большинства из нас в семейных архивах хранятся фотографии военных лет, награды наших прадедов, прабабушек, дедушек и бабушек, письма и открытки, извещения и похоронки. Про Великую Отечественную войну мы знаем из множества кинофильмов, из книг о событиях 70-ти летней давности, а также от ветеранов, которых с каждым годом становится все меньше. Пять лет назад в г. Глазове было более трёхсот живых участников войны. Сегодня, в 2015 году, осталось 119 человек. Зачастую, наши суждения о войне исходят из утверждений, сформулированных еще во времена СССР, когда все, что касалось Красной армии, оценивалось однобоко «хорошо» -мы знали только о наших победах. Практически ничего не говорилось о том, что огромное количество людей из-за некомпетентности и недостатка опыта командования РККА попадали в окружения, утопали в болотах,

гибли, не причинив значительного ущерба оккупантам. В последнее время появилось множество материалов, которые указывают на истинное положение дел, особенно в начальный период войны. Появляется множество трудов, которые направлены не только на изучение войны, но и на рассмотрение внутриполитической обстановки в СССР в годы Второй мировой войны. Особняком стоят произведения (особенно в иностранных изданиях), направленных на переосмысление и прямую фальсификацию событий и итогов Великой Отечественной войны. Проблема достигла таких масштабов, что вызвала прямое обращение к этой теме Президента и Правительства России.

Каждый человек сам определяет своё понимание прошедших событий Великой Отечественной войны. Как говорится - сколько людей, столько и мнений (См., напр., [1]). Однако, в любом случае, для объективного рассуждения о сути происходивших событий в первой половине 40-х годов XX века необходимо использовать комплекс разных источников: фундаментальных, энциклопедических, полевых, архивных, статистических, мемуарных и устных воспоминаний. Своё место среди исторических источников, занимают материалы, собранные в ходе работ поисковых экспедиций, работающих на полях боевых действий, проводя обряды захоронения павших воинов [2, с.19-23]. Следует отметить, что деятельность по обнаружению и захоронению останков погибших защитников Отечества различными поисковыми отрядами, а также изучение боевых действий, в качестве дополнительной цели, в ходе поисковых работ сформировалась не так давно. Для обозначения данной деятельности возник термин «военная археология», а для её описания -«неофольклорная проза» [3, с. 98-99]. Военная археология неотделима от поисковой работы. Материалы, полученные в ходе поиска, являются уникальными и оригинальными источниками. По этим источникам можно судить о многом, например, сравнив образцы вооружения, можно сделать вывод о степени развития армии того или иного государства. Наглядно можно оценить и убедиться, какой ценой добывалась победа в сражениях. Однако об объективности этого рода источников судить сложно, скорее всего, следует говорить об объективности и разработанности методики сбора полевых источников. Проведению полевых сборов предшествует работа по сбору информации в архивах. Работа здесь очень кропотливая, требует большого терпения, но это все компенсируется найденными

фактами. Этот вид источников самый объёмный по информации и, возможно, по объективности предложенной информации. Так как многие документы со временем физически погибают и не сохраняются, либо находятся в особых хранилищах, доступ к которым закрыт, необходимо по максимуму использовать те информационные возможности, которые дают нам доступные архивные материалы. Чтобы провести критический анализ архивных материалов, необходимо найти им подтверждение в других исторических источниках, например, в устных сообщениях ветеранов, мемуарах, в материалах полевых экспедиций. Таким образом, на объективность исследовательской деятельности влияют следующие факторы: разнообразность методик сбора материала и грамотный источниковедческий анализ исторических источников.

Великий русский полководец А.В. Суворов говорил: «Война не закончена, пока не захоронен последний солдат». Однако после войны не захороненными остались сотни тысяч советских солдат. Так сложилось, что власти не могли уделить должного внимания проблеме поиска и захоронения погибших, в силу самых разных причин, в основном, по тому, что в разорённой войной стране не было для этого достаточных ресурсов и средств. Нужно было решать главную задачу -восстанавливать страну. Однако в течение всех послевоенных лет, находились люди, которым была не безразлична судьба воинов отдавших свою жизнь за Родину. С таких людей и началась история поискового движения [2, с. 5; 4, с. 286].

Официально городская общественная организация «Молодежное поисковое объединение «Новый Феникс» города Глазова Удмуртской Республики, была зарегистрирована Министерством Юстиции Удмуртской Республики 4 апреля 2000 года, при том, что в первую самостоятельную экспедицию ребята выехали ещё в 1999 году [2, с. 5].

Ныне штаб МПО «Нового Феникса» находится на территории 1 -ого общежития Глазовского педагогического института им. В.Г. Короленко. Отряд работает по двум основным направлениям: организация поисковых экспедиций и гражданско-патриотическое воспитание школьников и студентов [2, с. 13; 4, с. 288]. Из года в год отряд поднимает останки бойцов РККА, без вести пропавших во время Великой Отечественной войны. К сожалению, лишь единицы из них удается установить. Тем не

менее, за годы существования отряда было обнаружено и погребено более 750 останков бойцов, 21 из которых обрели потерянные имена.

Фото 1. Первый состав МПО «Новый Феникс» перед отправкой в Карелию.

С.-Петербург, лето 1999 г.

На данный момент в Организации состоит 30 человек: студенты ГГПИ, выпускники, студенты других учебных учреждений и организаций. Полномочия командира отряда исполняет - Русинова Мария Васильевна, студентка четвертого курса историко-лингвистического факультета (2015 год).

В период, когда предстоят экспедиции в поисковом отряде, происходит «полевое распределение» обязанностей. Это дисциплинирует весь коллектив в целом. Штатное расписание полевой экспедиции выглядит следующим образом:

1. Командир отряда. Он занимается подготовкой документов, билетов, руководит сборами и отвечает за каждого члена отряда.

2. Заместитель командира. Находится в курсе всех дел отряда и заменяет командира в его отсутствие.

3. Завхоз. Ведает продуктами питания и их распределением для приготовления пищи.

4. Назначается ответственный человек, отвечающий за техническое снаряжение всего отряда - «электроник». Он следит за наличием и готовностью щупов, работоспособностью металлодетекторов, раций, батарей; у него находятся веревки, проволока, клей, гвозди, ножницы и т.п.; он следит за остротой и исправностью ножей и топоров, ножовок, пил и лопат.

Фото 2. Командир отряда МПО «Новый Феникс» М. Русинова в окружении глазовских

поисковиков. Лето 2014 г.

5. Летописец - «документатор». Ежедневно во всех подробностях записывает все, что происходило с отрядом. Он также заполняет походную документацию.

6. Медик. Назначается человек, который может оказать первую медицинскую помощь. У него хранится аптечка.

7. Из числа наиболее опытных поисковиков назначается человек, владеющий навыками активного поиска. Про таких говорят, он «бегает по лесу как лось». Эти ребята и находят работу основной массе копателей.

8. Массовик-затейник, занимающийся досугом отряда.

Каждый член отряда перед отправкой в экспедицию проходит инструктаж по технике безопасности. Все новички обязаны пройти школу

поисковика, то есть: сдать зачеты по истории Великой Отечественной войны; основам медицины; приемам поисковой работы; правила техники безопасности, как при проезде к месту экспедиции, так и при проведении поисковых работ.

Такая организация информационного поля поискового отряда позволяет проводить плодотворную работу по изучению истории Великой Отечественной войны. Но поисковые отряды занимаются не только поиском, но и гражданско-патриотическим воспитанием подрастающего поколения. МПО «Новый Феникс» активно практикует эту деятельность среди студентов и школьников разных возрастов. Важными элементами содержания воспитания является демонстрация героизма советских людей и ужаса преступлений фашизма в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Гражданско-патриотическое воспитание на примерах мужества и героизма советских людей в годы грозных великих испытаний дает положительный результат, вооружает подростков знаниями о нашей истории. Использование краеведческого материала для освещения вопросов истории позволяет убедительнее и нагляднее влиять на становление гражданина. Использование наглядных материалов и личных историй приводит к тому, что у подростков и детей возникает чувство причастности к событиям, происходившим в нашей стране, нашем городе, на наших предприятиях, так как участниками этих событий были наши земляки, а иногда знакомые и родственники. Привлечение краеведческого материала приближает историческое прошлое к сознанию школьников, возбуждаются глубинные бессознательные слои генетической памяти человека. Краеведческая работа играет важную роль в воспитании патриотических чувств. С 25 сентября 1999 года МПО «Новый Феникс» планомерно выполняет эту работу.

Члены отряда активно посещают различные образовательные учреждения, в том числе и музеи, работают с детьми разных возрастов, проводят различные мероприятия, которые погружают каждого участвующего в атмосферу событий Великой Отечественной войны и пробуждают в сердце каждого гордость за свой народ и любовь к Отечеству [4, с. 287 - 288].

Фото 3. Участники МПО «Новый Феникс» в Музее истории детского движения Удмуртии.

Детско-юношеский центр г. Глазова Удмуртской Республики, осень 1999 г.

И в стенах ГГПИ им. В.Г. Короленко «Новый Феникс» проводит каждый год активную работу по гражданско-патриотическому воспитанию.

С началом каждого учебного года активизируется привлечение новых молодых людей для работы в отряде. 1 сентября проводится экспозиция «Эхо войны» для студентов, поступивших на 1 курс ГГПИ. Ребят знакомят с музеем Боевой Славы, в котором представлены экспонаты вооружения и быта, как солдат РККА, так и Вермахта. Так же студентов знакомят с деятельностью отряда и историей его создания. «Фениксы» ведут активную работу со школами и училищами города Глазова. Регулярно проводятся выставки, посвященные поисковой деятельности, истории Великой Отечественной войны.

Таким образом, работа организации МПО «Новый Феникс» направлена на развитие духовно-нравственного и эстетического потенциала подрастающего поколения, на создание условий для развития духовных качеств личности, усиливает интерес молодежи к истории своей Родины, способствует формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма. Считаем, что МПО «Новый Феникс» не только

105

хорошо справляется с подъемом, перезахоронением и установлением личности павших в боях бойцов Красной армии, но и активно (с положительным результатом) выполняет работу в таком направлении, как гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Отношение членов поискового отряда «Новый Феникс» к их работе отличается творчеством и добросовестностью. Они личным примером демонстрируют всем обучающимся бережное отношение к исторической памяти и героической истории Родины.

Фото 4. Организаторы фотовыставки «Лики войны». ГГПИ им. В.Г. Короленко,

г. Глазов, осень 2000 г.

Фото 5. Поисковики МПО «Новый Феникс» на открытии экспозиции, посвященной истории Великой Отечественной войны. ИКМЗ «Иднакар», г. Глазов, весна 2014 г.

Приложение 1

Материалы для проведения классного часа на тему: «Быт солдат во время Великой Отечественной войны на основе экспонатов музея МПО «Новый Феникс» для 6 класса.

Автор - Русинова Мария Васильевна.

Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, к героическим страницам войны.

Задачи:

- Способствовать привитию интереса к истории страны;

- Способствовать развитию уважения к Героям, защищавших Родину во время войны;

- Воспитать чувства патриотизма к своей стране.

Подготовительный этап:

- привести детей на классный час в музей МПО «Новый Феникс»;

107

- раздать фотоальбомы, в которых содержатся фотографии с военной хроникой.

План классного часа:

Вступительное слово (2 минуты).

Рассказ детям о деятельности Молодежного Поискового Объединения «Новый Феникс» (5 минут).

Экскурсия «быт воюющих сторон» на примере экспонатов музея МПО «Новый Феникс» (30минут).

Подведение итогов (рефлексия) (5 минут).

Оборудование: дополнительного оборудования не требуется, кроме того, что обеспечивает музей поискового отряда.

Слово учителя:

-Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами находимся в музее поискового отряда «Новый Феникс». Знаете ли вы, в чём состоит работа поисковиков?

Ответ учеников:

- поисковики занимаются поиском и перезахоронением солдат.

Слово учителя:

Правильно ребята! Великая Отечественная война - стала одной из самых кровопролитных войн в истории человечества. По приблизительным данным, в ней погибло более 27 миллионов советских человек, цифра конечно условная, ведь во время ведения боевых действий не всегда подтверждается факт гибели военнослужащих, и погибшие числились пропавшими без вести. Поэтому возникает необходимость установления имён солдат, обстоятельств их гибели. Всем этим занимаются поисковые отряды, в число которых входит и молодёжное поисковое объединение г. Глазова «Новый Феникс». Два раза в год (весна и лето) отряд отправляется в Кировский район Ленинградской области, для того, чтобы найти, поднять и перезахоронить бойцов Красной армии, погибших во время войны. По статистике (с 1999 года), отрядом было найдено и предано земле около 800 бойцов Рабоче-Крестьянской Красной армии, установить имена удалось лишь у 25 человек. Теперь давайте перейдем в саму музейную комнату, для того чтобы вы своими глазами смогли посмотреть на вещи, привезенные с мест былых сражений.

Фото витрины 1.

Витрина 1: Ребята, на данной витрине, вы можете наблюдать обмундирование советских солдат, а именно: каска СШ-36 (стальной шлем). У неё есть и другие наименования «хасанка», «ушастая» и пр. У этой каски было много недостатков, например, при сильном ветре, а также при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика СШ сдувало набок. К тому же шлем был тяжёл, хотя от винтовочной пули не защищал. Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки; иногда на фронтальной части его наносили контур пятиконечной звезды.

МСЛ (малая сапёрная лопатка). Для чего она нужна, вы все прекрасно догадываетесь, но помимо своей обычной функции - копать индивидуальный окоп - лопатку могли использовать и в качестве оружия в рукопашном бою. Лопата должна была быть остро заточенной по всем кромкам, чтобы исполнять роль топора или тесака.

Пройдемте к следующей витрине №2:

Здесь вы видите предметы индивидуального пользования и личные вещи солдат Красной Армии.

Индивидуальный перевязочный пакет: представлял собой заключённую в защитную оболочку стерильную повязку, предназначенную для оказания первой медицинской помощи при

ранениях и ожогах. И ныне подобный пакет имеется в снаряжении каждого военнослужащего, в том числе каждого медика.

Фото витрины 2.

Зубная щетка и коробочка для зубного порошка: наверное, все прекрасно понимают, что данные предметы нужны для поддержания личной гигиены, хоть и сделать это бывало очень трудно, из-за постоянных боёв.

Свисток: предназначался для командира, с помощью его, он мог подавать команды, например: «в атаку!» или же напротив, «отступаем».

Очки с футляром: принадлежат советскому бойцу, найдены в Кировском районе Ленинградской области весной 2013 года.

Бритва служила для нужд личной гигиены, а так же могла использоваться в качестве оружия, в рукопашном бою (в случае крайней необходимости).

Пройдемте далее. На витрине 3 представлены иные личные вещи бойцов нашей армии. Прошу обратить особое внимание следующие предметы.

Фото витрины 3.

Смертные медальоны: Во время Великой Отечественной войны в

Рабоче-крестьянской Красной армии вместо металлических бирок

использовались закручивающиеся пластмассовые (эбонитовые), реже

деревянные пенальчики-медальоны, в которые вкладывался листок бумаги

с данными бойца. Использовался либо специальный бланк, либо обычная

рукописная записка. Бланк заполнялся в двух экземплярах. В случае

гибели бойца один экземпляр отправлялся в канцелярию, второй

оставался с телом и передавался родственникам после погребения. Если

солдату по какой-то причине не хватало пенала, использовались гильзы от

патрона к винтовке Мосина. Вытащив пулю, солдат высыпал порох, клал

в гильзу записку, а затем затыкал отверстие перевернутой пулей. Как

показали годы, такой способ хранения личной информации не самый

практичный, впрочем, как и пенальчики-медальоны. Вода, проникающая

со временем внутрь пенала, зачастую разрушает бумагу или приводит её в

такое состояние, что текст невозможно прочесть. Сохранность зависит от

условий, в которых находился пенал и насколько хорошо он был закручен.

Используя специальные методики, выработанные участниками поисковых

отрядов, пенал следует вскрывать особым способом, для того чтобы не

повредить и не потерять, хранившиеся в нём сведения. В первую очередь

это касается способа разворачивания скрученной записки. К тому же

111

многие советские солдаты вообще не вкладывали записку в «смертный медальон», считая это плохой приметой.

Фото записки из «смертного медальона».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фото стандартного бланка, находящегося в капсуле медальона.

Медаль за оборону Ленинграда: государственная награда СССР для награждения защитников города Ленинграда (военных и мирных жителей). Данная медаль была найдена в Мгинском районе Ленинградской области нашим поисковым отрядом.

Право носить знак «Гвардия» имели военнослужащие, которые служили в частях, удостоенных почётного звания «Гвардейские». Такие формирования появились 18 сентября 1941 года, этот статус им присваивался за особые боевые заслуги. Бойцы таких частей должны были носить нагрудные знаки (на правой стороне груди), а матросы РККФ (ВМФ) - ленты оранжевого цвета с чёрными продольными полосами на бескозырках.

На витрине 4 находятся предметы быта солдат РККА.

Котелок и ложки: Эти простые предметы использовались не только для того чтобы кушать, так же они носили и роль медальонов (личных именных вещей). Некоторые солдаты их подписывали, оставляя свои имена. Благодаря таким надписям, по ложке можно узнать имя солдата, а значит, он уже не останется безымянным и неопознанным.

Фарфоровые тарелка и кружка: предположительно эта посуда была у офицера, так как из-за своей непрактичности рядовому солдату было бы неудобно с ней в бою.

Фляга стеклянная: имела двойную функцию. Первая - для питьевых нужд. Вторая - в качестве оружия против врага, в нее заливалась зажигательная смесь. Удачно бросив несколько таких фляг или бутылок, можно было поджечь танк или бронемешину противника.

Слово учителя:

Ребята, я дам вам сейчас немного времени, чтобы вы еще раз внимательно посмотрели на представленные экспонаты, если у вас появились вопросы, задавайте, я на них отвечу.

(ребята смотрят экспонаты, фотографируются).

Теперь давайте подведем итог.

Что нового вы сегодня узнали?

Какие чувства и эмоции вас посещали в ходе экскурсии?

(дети отвечают на вопросы).

В заключении хочу сказать, что деятельность членов поискового объединения МПО «Новый Феникс» идёт по трем направлениям:

- работа в поле на местах сражений;

- работа в архиве;

- организация и участие в работе массовых городских, общественных, ученических мероприятий по пропаганде гражданско-патриотического воспитания.

Надеюсь, вы будете помнить и чтить славных советских героев, которые отдали за нас свои жизни! Всем спасибо за внимание! До свидания. Таким образом, завершается наш классный час.

Источники и литература

1. Касимов Р.Н. Мифологема «о мертвых - только хорошо», как основа формирования образа героя // «Патриотизм - духовный потенциал Великой Победы»: материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Ижевск, 29-30 апреля 2015г.) / Под общ.ред. А.Е. Загребина и В.В. Пузанова: Сб. статей / УИИЯЛ УрО РАН. - Ижевск, 2015. - С. 199 - 204.

2. Кутявин Т.С. Поисковое движение в Глазове: история МПО «Новый Феникс» и актуальные направления поисковой работы // Актуальные вопросы изучения военной истории / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. - 2014. - №5 (22). - С. 5 - 23.

3. Касимов Р.Н. Специфика формирования и бытования мифологического сознания: от традиционной культуры к современности // Актуальные вопросы изучения военной истории / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. - 2014. - №5 (22). - С. 96 - 110.

4. Родионов Н.А. Удмуртская Республика: путь к победе 1945 года : монография / Н.А. Родионов ; науч.ред. Л.Н. Бехтерева ; УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2015. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.