протяжении длительного времени на правительственной службе занимались первичной адаптацией молодых специалистов или только что поступивших на службу.
Процессы совершенствования персонала в системе правительственного управления должны строиться на основе комплексности, целостности и системности управляющего противодействия. Выработка прогрессивной, перспективной системы, своего рода модели системной организации кадровой работы и управления ею, является задачей первостепенной важности. Требуется создать механизм управления формированием кадрового потенциала системы социального управления на долговременной основе. Список используемой литературы:
1. Бойков В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне // Социс. 2008. №9. - 89 с.
2. Варламов К.В. Кадры и социальное управление // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 4 - 47с.
3. Долгиев М.М. Государственная служба: особенности профессиональной деятельности и социальной защищенности // Социально-трудовая сфера: проблемы и пути решения: Сб-к статей / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2008. 391 с.
©А.А Дементьева
УДК3136.44
Е.А. Кочина
канд.социол.н., доцент Медико-психолого-социальный институт Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Г. Абакан, Российская Федерация
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ КАК ЭЛЕМЕНТ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема национальной и гражданской идентичности в полиэтническом регионе Республике Хакасия, даётся сравнение современных теоретических подходов к понятиям идентичность, гражданская, национальная. Выявляется возможность рассмотрения гражданской идентичности как элемента национальной идентичности.
Ключевые слова
Гражданская идентичность, национальная идентичность, этническая идентичность, культура, социум.
Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-6746.2015.6
В последнее время в современных научных исследованиях, можно проследить тренд «гражданско-национальная идентичность». Данный термин активно вводится не только в научный оборот, но и в общественную практику, несмотря на то, что в понятийном обиходе сам термин идентичность стал употребляться сравнительно недавно, во второй половине XX вв., что подтверждают учебные пособия и словари общественных наук. Несмотря на противоречивость данного понятия, общим в его интерпретации можно выделить, то, что под идентичностью понимается отождествления себя с определенной социальной группой, коллективом. Идентичность личности характеризуется, прежде всего, результатом того, что человек принимает нормы и правила поведения характерные для членов определенной группы.
Наиболее распространённая интерпретация термина гражданская идентичность в отечественной социологической литературе рассматривается как осознание собственной причастности к сообществу граждан определённого государства. Наиболее полное его значение излагается в работах Р.Ю. Шиковой, в работах автора, содержательно гражданская идентичность представляет собой лояльность населения государству, которая достигается через оформление отношений прав и обязательств между властью и гражданином, эмоциональную привязанность к стране, включает в себя отождествление с гражданами страны, подкреплённую политической и общественной самоорганизацией (язык, ментальность, картина
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
мира, социокультурные ценности, нормы поведения, солидарность, гордость, обиды и.т.п) [4]. То есть это и готовность личности к принятию активного участия в жизни государства.
Анализируя гражданскую идентичность, Р.Ю. Шикова, отмечает, что именно соотношение объективной и субъективной составляющих гражданской идентичности определяет степень ее целостности и функциональности для обеспечения социального воспроизводства через осуществление соответствующих социальных практик. Например, в стабильном обществе доминирует объективная составляющая. А в том случае, когда происходит радикальная трансформация социокультурных ценностей и норм в обществе, преобладает субъективная составляющая гражданской идентичности.
При анализе гражданской идентичности, важно остановиться на взаимосвязи ее с нацией [4].
Термин национальная идентичность базируется на синтезе социальных, культурных, политических идей и ценностей, достигаемом в результате взаимодействия различных конкурирующих моделей идентичности. В зарубежной социологической литературе, указано, что важной составной частью национальной идентичности являются этническая и религиозная идентичности. А именно основополагающее национальной идентичности является культура и менталитете как мощный интегрирующий символический (духовный) ресурс [1].
Следовательно, целью нашего исследования являлось изучение гражданской идентичности в полиэтническом регионе как элемента национальной идентичности.
В настоящее время, Республика Хакасия является многонациональным субъектом Российской Федерации, в котором проживают представители свыше 100 национальностей. Национальный состав республики характеризуется по удельному весу в общей структуре населения следующим образом: русские -81,7%; хакасы - 12,1%; украинцы - 1,0%; немцы - 1,1%, татары - 0,6%; шорцы - 0,2%, другие национальности - 3,3%. Наиболее многочисленные этнические общности Хакасии - русские и хакасы, составляющие свыше 90% населения Республики Хакасия [2].
В качестве инструментария исследования, нами был использован опрос. В 2014 году (май-декабрь) в Республике Хакасия был проведён массовый социологический опрос (анкетирование) общее количество опрошенных -1150 чел. (часть опроса представлена в данной статье).
Важнейшим аспектом гражданской и национальной идентичности являются мысли и чувства о стране, в которой проживает человек, эмоциональная привязанность.
На вопрос «Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о нашей стране», были получены следующие ответы: место, где родился и вырос 561 респондент (48,8%), государство в котором я живу 356 респондентов (31%), наше прошлое и наша история 313 человек (27,2%). Среди наименее значимых вариантов ответов были указаны: памятники 54 человека (4,7%), наше трудолюбие и хозяйственность 69 респондентов (6%), наша религия 74 респондента (6,4%). Как показано в результатах исследования, для большинства респондентов мысли о стране связаны, прежде всего, с местом где человек родился и вырос, Гражданство ассоциируется с государством, гражданственность с Родиной, Отечеством, историей и прошлым.
Современные исследователи, обозначая факторы проявления гражданской идентичности, указывают: историческое прошлое, самосознание, культуру. Что подтверждает и наше исследование, однако, такие факторы как наши памятники и наша религия в качестве выборов у респондентов оказались наименее всего значимыми, в условиях полиэтнического региона, стоит отметить, что рассматриваемые факторы могут влиять, как на формирование гражданской идентичности, так и на формирование национальной идентичности.
Также, базовым идентифицирующим механизмом гражданской идентичности является патриотизм, как чувство гордости за свою страну, на следующий вопрос: «Можете ли Вы сказать, что Вы гордитесь своей страной?» ответы респондентов распределились следующим образом: очень горжусь 35,1%; в общем, горжусь своей страной 38,3%; не очень горжусь 13,6%; вовсе не горжусь 7,8%. Как чувство приверженности к гражданской общности, признание ее значимой ценностью отмечается в целом у 74,3% респондентов.
Анализируя существующие определения понятия «этническая идентичность» приходим к выводу, что этническую идентичность, целесообразно рассматривать как отождествление себя с определенной этнической общностью, нацией. Это так же является результатом процесса соотношения себя с этнической
общностью, которое предполагает эмоционально-ценностное значение, придаваемое человеком своей этнической принадлежности.
Поэтому, в рамках исследования мы посчитали необходимым, изучить особенности национальной идентичности в полиэтническом регионе. На вопрос: «К какой национальности Вы себя относите?» респонденты ответили следующим образом, к русским себя отнесли 52,9% опрошенных, к хакасам 2,5%, тувинцам 32,3%, другое 8,3%, отказались отвечать на данный вопрос 4% опрошенных. При этом, на вопрос: «Почему Вы относите себя к этой национальности?», 418 респондентов (36,3%), ответили что к этой национальности относятся мои родители, 370 респондентов (32,2%) указали что знают историю и культуру этой национальности и поэтому считают их своей родной, 163 респондента (14,2%), просто относят себя к этой национальности без определения каких-либо факторов.
Итак, гражданскую идентичность, с нашей точки зрения, можно рассматривать как процесс отождествления себя с «представителями своей национальности», «гражданами своей республики» в составе Российской Федерации. Таким образом, гражданская идентичность полиэтничного региона, может рассматриваться как элемент национальной идентичности в целом, однако, данное предположение требует дальнейшего эмпирического осмысления.
Список использованной литературы:
1. Астафьева О.Н. Реструктуризация и демаркация коллективных идентичностей в условиях глобализации: будущее национальнокультурной идентичности //Вопросы социальной теории 2010 Том 4 с.223-241
2. Официальный портал Республики Хакасия [Э/р]. - Р/д: http://www.r-19.ru/authorities/the-ministry-of-national-and-regional-policy-of-the-republic-of-khakassia/docs/programmy-i-plany/2049/(дата обращения: 09.03.2015).
3. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность современной молодежи: социокультурный анализ: на примере Республики Адыгея: Автореф. дис. Канд. соц. наук. Майкоп, 2010. 29с.
4. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект)//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №1. [Э/р]. - Р/д: http://cyberleninka.rU/article/n/grazhdanskaya-obscherossiyskaya-identichnost-sotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 26.05.2015).
© Е. А. Кочина, 2015
УДК 316.346.32-053.6
З. И. Назаров
К.филос. н., доцент Экономический факультет Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
Г. Стерлитамак, Российская федерация
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ
СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация
Целью данной статьи является анализ некоторых проблем образовательного и профессионально-трудового самоопределения российской молодежи в социальном контексте современности. Автор рассматривает такие проблемы, как адаптация молодежи в условиях кризиса ценностей и социальной неопределенности, мотивы профессионального выбора молодежи, трудности молодежи при выборе профессии.