УДК 101.1:316
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК РЕСУРС КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА
А.В. Буханцова, С.В. Кущенко
Новосибирский государственный технический университет
Angelik55@yandex.ru kushenko@fgo.nstu.ru
В статье рассматривается фундаментальная социально-философская проблема консолидации общества. Эта проблема анализируется в одном из ее аспектов — роли гражданской идентичности как ресурса консолидации общества. Главной темой статьи является раскрытие взаимосвязи гражданской идентичности с изменением всей структуры социальных отношений.
Ключевые слова: гражданская идентичность, общество, ресурс, консолидация.
БОТ: 10.17212/2075-0862-2015-2.2-112-117
В современных условиях проблемы консолидации общества приобретают все более актуальный характер. Это вызвано, во-первых, глобальным процессом становления многополярного мира, который сопровождается большим количеством конфликтов различных типов, вплоть до гражданских войн (в частности, на Ближнем Востоке, на Украине); во-вторых, локальными процессами, обусловленными столкновениями интересов (конфессиональных, политических, экономических, этнических). Без преувеличения можно сказать, что проблемы консолидации общества становятся одними из наиболее острых в современном мире. Без решения этих проблем становится затруднительным обеспечение международной безопасности, о чем все чаще говорят на различных международных форумах. В одной из своих публикаций один из авторов данной статьи уже отмечал возрастающую актуальность решения проблем консолидации общества, в том числе через формирование гражданской идентичности [2, с. 36—41].
В частности, было отмечено, что многие исследователи говорят о кризисе идентичности в современной России.
Высказывается точка зрения, что отсутствие стратегической самоопределенности, утрата государственной идентичности, чувства национального самосознания ведут к неспособности четко формулировать, а следовательно, и отстаивать национальные интересы. «В этом одна из причин того, что важнейшие внутри- и внешнеполитические решения принимаются в России не на основе национальных интересов, а исключительно на базе прагматических соображений... Есть прямая причинно-следственная связь между отсутствием качественного (инновационного) экономического роста и нерешенностью проблемы национальной идентичности» [9, с. 105].
Исследованием идентичности — ее содержанием, функциями, механизмом формирования — занимаются философы, психологи, социологи, антропологи и политологи. В качестве самостоятельной пробле-
мы идентичность рассматривается в трудах представителей классической философии.
Современное понимание идентичности связано с работами Э. Эриксона и М. Кастельса. Э. Эриксон выделяет три основных аспекта идентичности: чувство идентичности, процесс формирования идентичности и идентичность как результат. Идентичность — это такая тождественность человека самому себе, которая открывается через личный опыт и знания об окружающем мире. Понятие идентичности для него обозначает усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру; чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность — показатель зрелой (взрослой) личности, истоки которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза. Эриксон, рассуждая о сущности идентичности, выделял, во-первых, осознание человеком собственной временной протяженности, представление о себе как о данности, физическом облике, имеющем прошлое и будущее; во-вторых, личностную идентичность как собственную неповторимость и, в-третьих, социальную идентичность как внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами [12, 13].
М. Кастельс различает три формы построения идентичности: легетимизирую-щую идентичность, связанную с рационализацией социальным актором принадлежности к доминирующим социальным институтам; идентичность сопротивления, возникающую у тех социальных акторов,
которые формируют механизмы сопротивления и выживания на основе принципов, отличающихся от распространенных в данном обществе или противостоящих им; проектирующую идентичность, когда социальные акторы конструируют новую идентичность, заново определяющую их положение в обществе, и пытаются изменить всю структуру социальных отношений [8].
Для отечественной научной традиции понятие гражданской идентичности является относительно новым. Ряд исследователей (Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова) рассматривают гражданскую идентичность наряду с этнической [6].
Т. Водолажская в своих исследованиях определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе [3]. М.А. Юшин представляет ее как тождественность личности статусу гражданина, как готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности [14]. Р.Ю. Шиковой гражданская идентичность рассматривается как структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровнях личности [11].
В ряде работ подчеркивается важность различения государственной и гражданской идентичностей, что соотносится с одним из современных пониманий гражданства. Гражданская идентичность, в отличие от государственной и тем более этнической идентичности, не подразумевает единой культуры, одной ценностной ориентации или мифической «национальной территории». Такого мнения придержи-
вается Л.М. Дробижева [5]. В социально-психологических исследованиях они чаще используются как очень близкие, почти синонимы.
П.В. Григорьев считает, что гражданская (российская) идентичность — это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации [4].
Российский психолог А.Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе [7], при этом автор отмечает, что гражданская идентичность имеет личностный смысл в отличие от понятия «гражданство».
Исследователь А.Г. Санина считает, что гражданская идентичность является фактором консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень ее укорененности в сознании и действии граждан — залог политической, духовной консолидации, единства общества [1].
В кросскультурных сравнительных исследованиях гражданская идентичность измеряется ответственностью за дела в стране, готовностью действовать во имя ее интересов, доверием к окружающим, участием в общественных акциях, проявлениями солидарности.
Есть мнение, что российскую идентичность нельзя интерпретировать как гражданскую, поскольку гражданская общность в нашей стране еще не сложилась [10]. Индикатором именно гражданской идентичности является уровень
доверия к окружающим людям, государственным и общественным институтам. Уровень доверия (по общероссийским выборкам) к Президенту РФ вырос в 2000-е годы: с 65 в 2001 г. до 78 в 2010 г., в августе 2014 г. одобряли его деятельность уже 84 % граждан. К Государственной Думе и Совету Федерации доверие колебалось, но в последнее время чаще им доверяли, чем не доверяли. Высок уровень недоверия судам, полиции, профсоюзам, а доверяют чаще церкви и армии (см. пресс-выпуски Левада-Центр 21-24 марта 2014 г. и 27.08.2014 г.).
Для гражданской солидарности важно доверие к окружающим людям. По данным ИС РАН, «чувствовали надежную поддержку близких и коллег, знали, что они придут на помощь, если понадобится» 48 % (часто) и 42 % (иногда).
Формирующуюся гражданскую идентичность можно рассматривать как ресурс консолидации общества. Консолидация общества предполагает взаимное доверие, реальное сотрудничество социальных субъектов, их интеграцию в социально-политическую жизнь.
В этой связи принципиально важно отметить, что изменение всей структуры социальных отношений с очевидностью является фундаментальной социальной задачей, решение которой неизбежно приводит к изменениям во всех сферах социальной жизни. От того, какими будут эти изменения, во многом зависит и решение проблем консолидации общества. Если указанные изменения будут соответствовать потребностям большинства населения страны, вызывать доверие граждан к власти, то они объективно станут важным ресурсом консолидации общества. Необходимым условием превращения граждан-
ской идентичности в ресурс консолидации общества является совпадение интересов различных социальных групп, нахождение компромиссных решений наиболее сложных проблем.
Литература
1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «гражданская идентичность» [Электронный ресурс] — URL: http://sociosphera.com/ publication/conference/2014.
2. Буханцова А.В. Гражданская идентичность как элемент гражданской общности // Многообразие политических процессов и варианты их анализа: темат. сб. научных трудов/ колл. авторов; отв. ред. С.В. Кущенко. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. - Часть 1. - 150 с.
3. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. — 2010. — № 5—6. — С. 140—142.
4. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотическо-го воспитания в системе образования». — URL: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/ (Дата обращения 18.10.2013).
5. ДробижеваЛ.М. Российская идентичность в массовом сознании // Вестник российской нации. — 2009. — № 1. — С. 135—146.
6. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в но-
вых общественных условиях // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 83-93.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Ас-молова. - М.: Просвещение, 2011. - 151 с.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Том II. Власть идентичности. - М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
9. Коркунов С.В. Становление национальной идентичности: Какая Россия нужна миру. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 376 с.
10. Паин ЭА. Этнополитический маятник. - М.: Институт социологии РАН. - 2004. -С. 310.
11. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность молодежи в современной России // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: сб. науч. ст. - Краснодар: КубГУ, 2010. -С. 91-97.
12. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 2000. - С. 106-119.
13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). - 342 с.
14. Юшин МА. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: дис. ... канд. по-литол. наук. - Тула, 2007. - 189 с.
CIVIL IDENTITY AS A RESOURCE FOR THE CONSOLIDATION OF SOCIETY
A.C. Bukhantsova, S.V. Kuschenko
Novosibirsk State Technical University Angelik55@yandex.ru kushenko@fgo.nstu.ru
The authors consider the fundamental socio-philosophical problem of the consolidation of society. This problem is analyzed in one of its aspects - the role of civil identity as a resource for the consolidation of society. The main theme of the article is to reveal the relationship of civic identity and changing the whole structure of social relations.
Keywords: civil identity, society, resource, consolidation.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-2.2-112-117
Reference
1. Abrosimova K.A. Anali^ sushchnostiponyatiya «gra%hdanskaya identichnost'» [Elektronnyj resurs] [An analysis of the essence of the concept of "civic identity"] [electronic resource]. URL: http://socio-sphera.com/publication/conference/2014.
2. Buhancova A.V Gra%hdanskaya identichnost' kak ehlement gra%hdanskoj obshchnosti // Mnogoobra%ie politicheskih processov i varianty ih anali%a [Civic identity as an element of the civil community // The diversity of political processes and options analysis]. Novosibirsk, 2014. 150 p.
3. Vodolazhskaya T.V Identichnost' gra%hdans-kaya [Civil Identity] // Obrazovatel'naya politika. 2010. № 5-6, рp. 140-142.
4. Grigor'ev D.V Formirovanie gra%hdanskoj identichnosti sovremennogo shkol'nika [EHlektron-nyj resurs] // Internet-konferenciya «Perspektiva grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sisteme obrazovaniya» [Formation of a civic identity modern student [electronic resource] // Internetconference "The prospect of civil-patriotic education in the education system."]. URL: http://proekt-patriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность / (Date Treatment 10/18/2013).
5. Drobizheva L.M. Rossijskaya identichnost' v massovom so%nanii [Russian identity in the mass consciousness] // Vestnik rossijskoj nacii. 2009. № 1, р^ 135-146.
6. Ivanova N.L., Mazilova G.B. Izmeneniya eht-nicheskoj igra%hdanskoj identichnosti v novyh obshchestven-nyh usloviyah [Changes ethnic and civic identity in new social conditions] // Voprosy psihologii. 2008. № 2, рp. 83-93.
7. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejst-viya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya / pod red. A. G. Asmolova [How to design a universal educational activities in elementary school. From action to thought: A guide for teachers / ed. AG Asmolov]. — Moscow: Prosveshchenie Publ., 2011. 151 p.
8. Kastel's M. Informacionnaya ehpoha: ehkonomi-ka, obshchestvo i kul'tura. Tom II. Vlast' identichnosti [The Information Age: Economy, Society and Culture. Volume II. The power of identity]. Moscow, 2001.
9. Korkunov S.V Stanovlenie nacional'noj identichnosti: Kakaya Rossiya nuzhna miru [The formation of national identity: What Russia needs world]. Moscow: Aspekt Press Publ., 2009. 376 p.
10. Pain E.A. Etnopoliticheskj mayatnik [Ethno-political pendulum]. Moscow: Institut sociologii RAN Publ., 2004. 310 p.
11. Shikova R.Yu. Grazhdanskaya identichnost' molodyozhi v sovremennoj Rossii // Transformaciya pub-lichnoj sfery i sravnitel'nyj analiz novyh fenomenov politiki [Civic identity of young people in modern Russia // transformation of the public sphere and the
comparative analysis of new phenomena Policy]. Krasnodar, 2010, pp. 91-97.
12. Ehrikson Eh. Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. St Petersburg, 2000, pp. 106-119.
13. Ehrikson Eh. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: Youth and krizis]. Moscow: Flinta Publ., 2006. 342 p.
14. Yushin M.A. Politicheskie mekhanizmy formi-rovaniya gra%hdanskoj identichnosti molodyo%hi v sovremen-noj Rossii [Political mechanisms of civil identity of youth in modern Russia]. Tula, 2007. 189 p.