Научная статья на тему 'Гражданская идентичность как ресурс консолидации общества'

Гражданская идентичность как ресурс консолидации общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
564
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / РЕСУРС / RESOURCE / КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буханцова Анжелика Владимировна, Кущенко Сергей Владимирович

В статье рассматривается фундаментальная социально-философская проблема консолидации общества. Эта проблема анализируется в одном из ее аспектов роли гражданской идентичности как ресурса консолидации общества. Главной темой статьи является раскрытие взаимосвязи гражданской идентичности с изменением всей структуры социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL IDENTITY AS A RESOURCE FOR THE CONSOLIDATION OF SOCIETY

The authors consider the fundamental socio-philosophical problem of the consolidation of society. This problem is analyzed in one of its aspects the role of civil identity as a resource for the consolidation of society. The main theme of the article is to reveal the relationship of civic identity and changing the whole structure of social relations.

Текст научной работы на тему «Гражданская идентичность как ресурс консолидации общества»

УДК 101.1:316

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК РЕСУРС КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА

А.В. Буханцова, С.В. Кущенко

Новосибирский государственный технический университет

Angelik55@yandex.ru kushenko@fgo.nstu.ru

В статье рассматривается фундаментальная социально-философская проблема консолидации общества. Эта проблема анализируется в одном из ее аспектов — роли гражданской идентичности как ресурса консолидации общества. Главной темой статьи является раскрытие взаимосвязи гражданской идентичности с изменением всей структуры социальных отношений.

Ключевые слова: гражданская идентичность, общество, ресурс, консолидация.

БОТ: 10.17212/2075-0862-2015-2.2-112-117

В современных условиях проблемы консолидации общества приобретают все более актуальный характер. Это вызвано, во-первых, глобальным процессом становления многополярного мира, который сопровождается большим количеством конфликтов различных типов, вплоть до гражданских войн (в частности, на Ближнем Востоке, на Украине); во-вторых, локальными процессами, обусловленными столкновениями интересов (конфессиональных, политических, экономических, этнических). Без преувеличения можно сказать, что проблемы консолидации общества становятся одними из наиболее острых в современном мире. Без решения этих проблем становится затруднительным обеспечение международной безопасности, о чем все чаще говорят на различных международных форумах. В одной из своих публикаций один из авторов данной статьи уже отмечал возрастающую актуальность решения проблем консолидации общества, в том числе через формирование гражданской идентичности [2, с. 36—41].

В частности, было отмечено, что многие исследователи говорят о кризисе идентичности в современной России.

Высказывается точка зрения, что отсутствие стратегической самоопределенности, утрата государственной идентичности, чувства национального самосознания ведут к неспособности четко формулировать, а следовательно, и отстаивать национальные интересы. «В этом одна из причин того, что важнейшие внутри- и внешнеполитические решения принимаются в России не на основе национальных интересов, а исключительно на базе прагматических соображений... Есть прямая причинно-следственная связь между отсутствием качественного (инновационного) экономического роста и нерешенностью проблемы национальной идентичности» [9, с. 105].

Исследованием идентичности — ее содержанием, функциями, механизмом формирования — занимаются философы, психологи, социологи, антропологи и политологи. В качестве самостоятельной пробле-

мы идентичность рассматривается в трудах представителей классической философии.

Современное понимание идентичности связано с работами Э. Эриксона и М. Кастельса. Э. Эриксон выделяет три основных аспекта идентичности: чувство идентичности, процесс формирования идентичности и идентичность как результат. Идентичность — это такая тождественность человека самому себе, которая открывается через личный опыт и знания об окружающем мире. Понятие идентичности для него обозначает усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру; чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность — показатель зрелой (взрослой) личности, истоки которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза. Эриксон, рассуждая о сущности идентичности, выделял, во-первых, осознание человеком собственной временной протяженности, представление о себе как о данности, физическом облике, имеющем прошлое и будущее; во-вторых, личностную идентичность как собственную неповторимость и, в-третьих, социальную идентичность как внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами [12, 13].

М. Кастельс различает три формы построения идентичности: легетимизирую-щую идентичность, связанную с рационализацией социальным актором принадлежности к доминирующим социальным институтам; идентичность сопротивления, возникающую у тех социальных акторов,

которые формируют механизмы сопротивления и выживания на основе принципов, отличающихся от распространенных в данном обществе или противостоящих им; проектирующую идентичность, когда социальные акторы конструируют новую идентичность, заново определяющую их положение в обществе, и пытаются изменить всю структуру социальных отношений [8].

Для отечественной научной традиции понятие гражданской идентичности является относительно новым. Ряд исследователей (Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова) рассматривают гражданскую идентичность наряду с этнической [6].

Т. Водолажская в своих исследованиях определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе [3]. М.А. Юшин представляет ее как тождественность личности статусу гражданина, как готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности [14]. Р.Ю. Шиковой гражданская идентичность рассматривается как структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровнях личности [11].

В ряде работ подчеркивается важность различения государственной и гражданской идентичностей, что соотносится с одним из современных пониманий гражданства. Гражданская идентичность, в отличие от государственной и тем более этнической идентичности, не подразумевает единой культуры, одной ценностной ориентации или мифической «национальной территории». Такого мнения придержи-

вается Л.М. Дробижева [5]. В социально-психологических исследованиях они чаще используются как очень близкие, почти синонимы.

П.В. Григорьев считает, что гражданская (российская) идентичность — это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации [4].

Российский психолог А.Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе [7], при этом автор отмечает, что гражданская идентичность имеет личностный смысл в отличие от понятия «гражданство».

Исследователь А.Г. Санина считает, что гражданская идентичность является фактором консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень ее укорененности в сознании и действии граждан — залог политической, духовной консолидации, единства общества [1].

В кросскультурных сравнительных исследованиях гражданская идентичность измеряется ответственностью за дела в стране, готовностью действовать во имя ее интересов, доверием к окружающим, участием в общественных акциях, проявлениями солидарности.

Есть мнение, что российскую идентичность нельзя интерпретировать как гражданскую, поскольку гражданская общность в нашей стране еще не сложилась [10]. Индикатором именно гражданской идентичности является уровень

доверия к окружающим людям, государственным и общественным институтам. Уровень доверия (по общероссийским выборкам) к Президенту РФ вырос в 2000-е годы: с 65 в 2001 г. до 78 в 2010 г., в августе 2014 г. одобряли его деятельность уже 84 % граждан. К Государственной Думе и Совету Федерации доверие колебалось, но в последнее время чаще им доверяли, чем не доверяли. Высок уровень недоверия судам, полиции, профсоюзам, а доверяют чаще церкви и армии (см. пресс-выпуски Левада-Центр 21-24 марта 2014 г. и 27.08.2014 г.).

Для гражданской солидарности важно доверие к окружающим людям. По данным ИС РАН, «чувствовали надежную поддержку близких и коллег, знали, что они придут на помощь, если понадобится» 48 % (часто) и 42 % (иногда).

Формирующуюся гражданскую идентичность можно рассматривать как ресурс консолидации общества. Консолидация общества предполагает взаимное доверие, реальное сотрудничество социальных субъектов, их интеграцию в социально-политическую жизнь.

В этой связи принципиально важно отметить, что изменение всей структуры социальных отношений с очевидностью является фундаментальной социальной задачей, решение которой неизбежно приводит к изменениям во всех сферах социальной жизни. От того, какими будут эти изменения, во многом зависит и решение проблем консолидации общества. Если указанные изменения будут соответствовать потребностям большинства населения страны, вызывать доверие граждан к власти, то они объективно станут важным ресурсом консолидации общества. Необходимым условием превращения граждан-

ской идентичности в ресурс консолидации общества является совпадение интересов различных социальных групп, нахождение компромиссных решений наиболее сложных проблем.

Литература

1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «гражданская идентичность» [Электронный ресурс] — URL: http://sociosphera.com/ publication/conference/2014.

2. Буханцова А.В. Гражданская идентичность как элемент гражданской общности // Многообразие политических процессов и варианты их анализа: темат. сб. научных трудов/ колл. авторов; отв. ред. С.В. Кущенко. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. - Часть 1. - 150 с.

3. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. — 2010. — № 5—6. — С. 140—142.

4. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотическо-го воспитания в системе образования». — URL: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/ (Дата обращения 18.10.2013).

5. ДробижеваЛ.М. Российская идентичность в массовом сознании // Вестник российской нации. — 2009. — № 1. — С. 135—146.

6. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в но-

вых общественных условиях // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 83-93.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Ас-молова. - М.: Просвещение, 2011. - 151 с.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Том II. Власть идентичности. - М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

9. Коркунов С.В. Становление национальной идентичности: Какая Россия нужна миру. - М.: Аспект-Пресс, 2009. - 376 с.

10. Паин ЭА. Этнополитический маятник. - М.: Институт социологии РАН. - 2004. -С. 310.

11. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность молодежи в современной России // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: сб. науч. ст. - Краснодар: КубГУ, 2010. -С. 91-97.

12. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 2000. - С. 106-119.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). - 342 с.

14. Юшин МА. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: дис. ... канд. по-литол. наук. - Тула, 2007. - 189 с.

CIVIL IDENTITY AS A RESOURCE FOR THE CONSOLIDATION OF SOCIETY

A.C. Bukhantsova, S.V. Kuschenko

Novosibirsk State Technical University Angelik55@yandex.ru kushenko@fgo.nstu.ru

The authors consider the fundamental socio-philosophical problem of the consolidation of society. This problem is analyzed in one of its aspects - the role of civil identity as a resource for the consolidation of society. The main theme of the article is to reveal the relationship of civic identity and changing the whole structure of social relations.

Keywords: civil identity, society, resource, consolidation.

DOI: 10.17212/2075-0862-2015-2.2-112-117

Reference

1. Abrosimova K.A. Anali^ sushchnostiponyatiya «gra%hdanskaya identichnost'» [Elektronnyj resurs] [An analysis of the essence of the concept of "civic identity"] [electronic resource]. URL: http://socio-sphera.com/publication/conference/2014.

2. Buhancova A.V Gra%hdanskaya identichnost' kak ehlement gra%hdanskoj obshchnosti // Mnogoobra%ie politicheskih processov i varianty ih anali%a [Civic identity as an element of the civil community // The diversity of political processes and options analysis]. Novosibirsk, 2014. 150 p.

3. Vodolazhskaya T.V Identichnost' gra%hdans-kaya [Civil Identity] // Obrazovatel'naya politika. 2010. № 5-6, рp. 140-142.

4. Grigor'ev D.V Formirovanie gra%hdanskoj identichnosti sovremennogo shkol'nika [EHlektron-nyj resurs] // Internet-konferenciya «Perspektiva grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sisteme obrazovaniya» [Formation of a civic identity modern student [electronic resource] // Internetconference "The prospect of civil-patriotic education in the education system."]. URL: http://proekt-patriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность / (Date Treatment 10/18/2013).

5. Drobizheva L.M. Rossijskaya identichnost' v massovom so%nanii [Russian identity in the mass consciousness] // Vestnik rossijskoj nacii. 2009. № 1, р^ 135-146.

6. Ivanova N.L., Mazilova G.B. Izmeneniya eht-nicheskoj igra%hdanskoj identichnosti v novyh obshchestven-nyh usloviyah [Changes ethnic and civic identity in new social conditions] // Voprosy psihologii. 2008. № 2, рp. 83-93.

7. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejst-viya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya / pod red. A. G. Asmolova [How to design a universal educational activities in elementary school. From action to thought: A guide for teachers / ed. AG Asmolov]. — Moscow: Prosveshchenie Publ., 2011. 151 p.

8. Kastel's M. Informacionnaya ehpoha: ehkonomi-ka, obshchestvo i kul'tura. Tom II. Vlast' identichnosti [The Information Age: Economy, Society and Culture. Volume II. The power of identity]. Moscow, 2001.

9. Korkunov S.V Stanovlenie nacional'noj identichnosti: Kakaya Rossiya nuzhna miru [The formation of national identity: What Russia needs world]. Moscow: Aspekt Press Publ., 2009. 376 p.

10. Pain E.A. Etnopoliticheskj mayatnik [Ethno-political pendulum]. Moscow: Institut sociologii RAN Publ., 2004. 310 p.

11. Shikova R.Yu. Grazhdanskaya identichnost' molodyozhi v sovremennoj Rossii // Transformaciya pub-lichnoj sfery i sravnitel'nyj analiz novyh fenomenov politiki [Civic identity of young people in modern Russia // transformation of the public sphere and the

comparative analysis of new phenomena Policy]. Krasnodar, 2010, pp. 91-97.

12. Ehrikson Eh. Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. St Petersburg, 2000, pp. 106-119.

13. Ehrikson Eh. Identichnost': yunost' i krizis [Identity: Youth and krizis]. Moscow: Flinta Publ., 2006. 342 p.

14. Yushin M.A. Politicheskie mekhanizmy formi-rovaniya gra%hdanskoj identichnosti molodyo%hi v sovremen-noj Rossii [Political mechanisms of civil identity of youth in modern Russia]. Tula, 2007. 189 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.