110
Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 110-113
УДК 34.09
ГРАЖДАНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМ
© 2014 г. Т.Ю. Котрикова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 1апуа8801 @таП.ги
Поступила в редакцию 7.10.2014
Рассматривается практика применения гражданской экспертизы как института современной демократии. Отмечается роль интернет-ресурсов как одного из эффективных механизмов осуществления гражданской экспертизы.
Ключевые слова: гражданская экспертиза, интернет-ресурсы, гражданское общество, правовая культура.
Важнейшей предпосылкой построения правового государства является наличие развитого гражданского общества. Современное развитие российского общества характеризуется активным распространением информационных технологий, приобретающих глобальный характер. Привычным и доступным атрибутом повседневной жизни для многих стала сеть Интернет.
Одним из институтов демократии гражданского общества является гражданская экспертиза, актуальными из каналов реализации которой становятся специальные коммуникационные площадки в сети Интернет, создаваемые с целью вовлечения граждан в решение вопросов государственного управления.
Новая ситуация в обществе вызывает необходимость проведения комплексного анализа разработанности понятия гражданская экспертиза как института современной демократии, его реализации при помощи интернет-ресурсов.
Среди отечественных ученых-правоведов понятие гражданской экспертизы малоизучено. Так, И.В. Аверкиев понимает под данным институтом независимый от органов государственной власти анализ социально значимых практик с точки зрения их соответствия общественному интересу [1].
Л.А. Гончаров считает, что понятия общественная и гражданская экспертиза соотносятся как синонимы, с той лишь разницей, что гражданская экспертиза более политически ангажирована, в центре ее внимания находится интерес граждан [2].
И.В. Мерсиянова отмечает, что в демократически развитых странах гражданская экспертиза становится важным инструментом борьбы с произволом и коррупцией чиновников [3].
Таким образом, понятие экспертизы в научном плане мало изучено и наиболее разработано применительно различных сфер человеческой деятельности (медицинская, судебная, антикоррупционная, экологическая экспертиза и др.). Кроме того, среди нормативно-правовых актов отсутствует необходимое регулирование гражданской экспертизы. Проблема создания нормативно-правовой базы ее проведения на федеральном уровне пока не решена.
Одним из эффективных механизмов осуществления гражданской экспертизы на современном этапе является создание специальных интернет-ресурсов (коммуникационные площадки, блоги, форумы, порталы, социальные сети и др.), где гражданин имеет возможность получить сведения о деятельности государственных органов, знакомиться с законопроектами, обсудить любой вопрос в режиме реального времени, оставить свои комментарии или предложения.
Пользователи Интернета, интернет-ресурсов составляют так называемое интернет-сообщество. Необходимо отметить, что в современной юридической науке единое определение понятия интернет-сообщество отсутствует.
А.П. Тресков называет интернет-сообщество наиболее перспективным институтом гражданского общества. Пока интернет-сообщества не имеют существенного воздействия на происходящие в стране политические преобразования, однако их сущностные свойства и направления современной модернизации, при условии сохранения открытости и неподконтрольности, могут помочь им стать работающим механизмом эффективного взаимодействия государства и гражданского общества [4].
А.В. Белянцев, А.В. Лымар различные сетевые сообщества называют новыми субъектами
гражданского общества. Они способствуют формированию «сетевого гражданского общества», цель которого - общение в режиме онлайн для решения реально существующих социальных проблем. Главными характеристиками сетевого гражданского общества является «открытость» и «спонтанность» [5; с. 284-288].
Д.А. Лурье считает, что Интернет, а следовательно, набирающие популярность различные интернет-сообщества создают для граждан дополнительные возможности преодоления иерар-хизма властных структур, зависимости от институциональных посредников, партийных организаций и способствуют развитию гражданского общества [6; с. 190].
Представляется определить интернет-сообщество как объединение лиц по совместным интересам и общим пристрастиям, куда может вступать любой желающий и принимать участие в обсуждении различных общественных проблем, а также быть в курсе последних событий, происходящих в различных сферах общественной жизни. Субъектами в данном случае выступают сами пользователи Интернета, вступающие в такие сообщества.
21 мая 2013 г. открылся новый сайт Правительства РФ - главный правительственный интернет-ресурс. Д.А. Медведев отмечает: «Сайт позволит видеть контекст тех решений, которые принимаются, и, надеюсь, оценивать их результативность» [7]. Гражданам представлена реальная возможность следить за работой Правительства РФ в режиме реального времени, оценивать ее эффективность и качество. Интернет-портал информирует граждан о заседаниях Правительства, принятых постановлениях и распоряжениях, сведениях о законопроектной деятельности, а также предоставляет возможность отправить письмо на адрес Правительства РФ в электронной форме, ознакомиться с обзорами обращений граждан и др.
По поручению администрации Президента РФ разрабатывается интернет-сеть Gosbook.ru -коммуникационная площадка, предназначенная специально для государственных служащих, специалистов в разных областях государственного управления и экспертов из различных сфер жизни общества. Сеть направлена на повышение эффективности государственного управления. Практическое назначение проекта — обеспечить специалистов, вовлеченных в управление важными для государства и его граждан процессами, удобным и функциональным интерактивным инструментом в сети Интернет, который позволит комплексно обсуждать любой вопрос в режиме реального времени [8].
4 марта 2013 г. Указом Президента РФ от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" создан интернет-портал, который служит площадкой для публичного выдвижения и обсуждения гражданских законодательных инициатив» [9]. На сайте любой гражданин может зарегистрироваться и опубликовать свою инициативу. Через вышеуказанный интернет-портал люди могут знакомиться с законопроектами, комментировать и оставлять свои голоса. Если инициатива наберет более 100 тысяч положительных голосов, то проект будет выноситься на обсуждение Госдумы.
Положительными факторами создания таких интернет-порталов (коммуникационные площадки, блоги, форумы, социальные сети и др.) является прозрачность правоприменительной деятельности, повышение эффективности реализации права граждан на управление делами государства, содействие развитию институтов демократии и гражданского общества, переход на качественно новый уровень создания законодательства, правовой системы государства в целом, повышение правовой культуры общества.
Как отмечает Е.В. Надыгина, внедрение интерактивных способов общения позволяет радикально поднять эффективность работы государственного органа, уменьшить временные затраты граждан, избавляя их от необходимости личного посещения государственных учреждений, делает работу органа более открытой [10].
Однако создание данных интернет-ресурсов имеет не только положительные, но и отрицательные черты. «Это суррогаты отсутствия культуры парламентаризма, политической конкуренции. Поскольку именно эта сфера подавлена и находится в деградирующем состоянии, власть пытается найти выход с помощью создания фиктивных, имитационных образований. Это и общественная палата, и открытое правительство, и подобные сайты, которые крайне неэффективны и бессмысленны, потому что они никак не включены в механизм принятия решений» [11]. Среди негативных моментов, как отмечает Л.А. Гончаров, является закрытость политики от населения и гражданского контроля. Остаются скрытыми и реальные результаты политических и управленческих решений [12].
В целом практика применения гражданской экспертизы пока еще имеет низкий уровень развития. Оформление института гражданской экспертизы носит незавершенный характер, характеризуется отсутствием нормативно-право-
112
Т.Ю. Котрикова
вой регламентации. При этом вектор развития нашей страны, направленный на развитие гражданского общества и становления правового государства создает благоприятные условия для его дальнейшего развития.
Список литературы
1. Аверкиев И.В. Определения гражданских технологий и возможности их применения в отношении государственно-властных услуг [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pgpalata.ru/ index/050511 (дата обращения: 25.12.2013).
2. Гончаров Л.А. Гражданская экспертиза как институт демократической политической системы в современной России: организационные и социокультурные барьеры // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика, 2012. № 1 (120).
3. Мерсиянова И.В. Тенденции развития гражданского общества (по результатам эмпирического исследования). М., 2010.
4. Тресков А.П. Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» и гражданское общество. [Электронный ресурс] Материалы Международной научно-практической заочной конференции «Проблемы совершенствования законодательства на современном этапе развития государства и права». -Режим доступа: http://journal-nio.com/index.php? option=com_content&view=article&id=586&Itemid=9 (дата обращения: 09.09.2013).
Белянцев А.Е. Лымар А.В. Интернет-прост -ранство как фактор модернизации институтов гражданского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 6 (1). 380 с.
Лурье Д.А. Интернет-участие граждан в политике как механизм взаимодействия государства и гражданского общества в современной России: Дис. ... канд. полит. наук. Москва, 2011. 222 с.
5. Интернет-портал Правительства РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://go-vernment.ru/news/1958 (дата обращения: 25.12.2013).
6. Экспертная сеть по вопросам государственного управления. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gosbook.ru/ (дата обращения: 25.12.2013).
7. Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"» // Собрание законодательства РФ, 11.03.2013. № 10. Ст. 1019.
Надыгина Е.В. Теоретико-правовой анализ влияния информационных технологий на правосознание. Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.
8. 8. Мусина А. «Российская общественная инициатива» - демократическая декорация авторитарного режима. [Электронный ресурс] Официальный сайт российского информационного агентства Регионы России. - Режим доступа: http://www. gosrf.ru/news/4263/ (дата обращения: 25.12.2013).
CIVIL EXPERTISE AND INTERNET RESOURCES: THE STATE OF PROBLEM ELABORATION
T.Yu. Kotrikova
The practice of application of civil expertise as an institution of modern democracy is considered. We note the role of Internet resources as one of the effective mechanisms for the implementation of civil expertise.
Keywords: civil expertise, Internet resources, civil society, legal culture.
Referemes
1. Averkiev I.V. Opredelenija grazhdanskih tehnologij i vozmozhnosti ih primenenija v otnoshenii gosudarstvenno-vlastnyh uslug [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://www.pgpalata.ru/ index/050511 (data obrashhenija: 25.12.2013).
2. Goncharov L.A. Grazhdanskaja jekspertiza kak institut demokraticheskoj politicheskoj sistemy v sov-remennoj Rossii: organizacionnye i sociokul'turnye bar'ery // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudar-stvennogo universiteta. Serija: Istorija. Politologija. Jekonomika. Informatika, 2012. № 1 (120).
3. Mersijanova I.V. Tendencii razvitija grazh-danskogo obshhestva (po rezul'tatam jempiricheskogo issledovanija). M., 2010.
4. Treskov A.P. Informacionno-telekommuni-kacionnaja set' «Internet» i grazhdanskoe obshhestvo. [Jelektronnyj resurs] Materialy Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj zaochnoj konferencii «Problemy sovershenstvovanija zakonodatel'stva na sovremennom jetape razvitija gosudarstva i prava». - Rezhim dostupa: http://journal-nio.com/index.php?option=com_content& view=article&id=586&Itemid=9 (data obrashhenija: 09.09.2013).
5. Beljancev A.E. Lymar A.V. Internet-prost-ranstvo kak faktor modernizacii institutov gra-zhdanskogo obshhestva // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2012, № 6 (1). 380 s.
6. Lur'e D.A. Internet-uchastie grazhdan v politike kak mehanizm vzaimodejstvija gosudarstva i gra-
zhdanskogo obshhestva v sovremennoj Rossii: Dis. ... kand. polit. nauk. Moskva, 2011. 222 s.
7. Internet-portal Pravitel'stva RF. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://government.ru/ news/1958 (data obrashhenija: 25.12.2013).
8. Jekspertnaja set' po voprosam gosudarst-vennogo upravlenija. [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://www.gosbook.ru/ (data obrashhenija: 25.12.2013).
9. Ukaz Prezidenta RF ot 04.03.2013 № 183 «O rassmotrenii obshhestvennyh iniciativ, napravlennyh grazhdanami Rossijskoj Federacii s ispol'zovaniem in-
ternet-resursa "Rossijskaja obshhestvennaja iniciativa"» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 11.03.2013. № 10. St. 1019.
10. Nadygina E.V. Teoretiko-pravovoj analiz vlija-nija informacionnyh tehnologij na pravoso-znanie. Dis. ... kand. jurid. nauk. N. Novgorod, 2007.
11. Musina A. «Rossijskaja obshhestvennaja iniciativa» - demokraticheskaja dekoracija avtoritarnogo rezhima. [Jelektronnyj resurs] Oficial'nyj sajt rossijskogo informacionnogo agentstva Regiony Rossii. - Rezhim dostupa: http://www. gosrf.ru/news/4263/ (data obrashhenija: 25.12.2013).