Научная статья на тему 'Гравюра "русские морские солдаты и моряки в Лейпциге 7 апреля 1810 года" как исторический источник'

Гравюра "русские морские солдаты и моряки в Лейпциге 7 апреля 1810 года" как исторический источник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XIX В. / НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ / РОССИЯ / ФЛОТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Устьянов А. Л.

Статья посвящена атрибуции изобразительного источника по истории обмундирования российских моряков времен наполеоновских войн раскрашенной гравюры, запечатлевшей флотских чинов 1810 г. Созданная по зарисовкам с натуры, сделанным во время возвращения команд эскадры адмирала Сенявина из Тулона в Кронштадт через Европу, эта гравюра является единственным известным изображением нижних чинов флота в обмундировании 1802-1811 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гравюра "русские морские солдаты и моряки в Лейпциге 7 апреля 1810 года" как исторический источник»

ISSN 2308-4286

^-&

N FO

Устьянов А.Л.Гравюра «Русские морские солдаты и моряки в Лейпциге 7 апреля 1810 года» как исторический источник

Статья посвящена атрибуции изобразительного источника по истории обмундирования российских моряков времен наполеоновских войн -раскрашенной гравюры, запечатлевшей флотских чинов 1810 г. Созданная по зарисовкам с натуры, сделанным во время возвращения команд эскадры адмирала Сенявина из Тулона в Кронштадт через Европу, эта гравюра является единственным известным изображением нижних чинов флота в обмундировании 1802-1811 гг.

Ссылка для размещения в Интернете:

http ://www. milhist. info/2013/06/16/ystyanov 1

Ссылка для печатных изданий:

Устьянов А.Л.Гравюра «Русские морские солдаты и моряки в Лейпциге 7 апреля 1810 года» как исторический источник [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2013. — Т. IV. — С. 175-182. <http ://www. milhist. info/2013/06/16/ystyanov_ 1> (16.06.2013)

www.milhist.info 2013г.

УСТЬЯНОВ А.Л.

ГРАВЮРА «РУССКИЕ МОРСКИЕ СОЛДАТЫ И МОРЯКИ В ЛЕЙПЦИГЕ 7 АПРЕЛЯ 1810 ГОДА» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ

ИСТОЧНИК

Автор гравюры, о которой пойдет речь, - Христиан Готфрид Генрих Гейслер, родившийся в 1770 г. в Лейпциге и там же в 1844 г. скончавшийся. С 1790 по 1798 гг. он жил в России, где более всего известен по увидевшей свет в 1793 г. в Санкт-Петербурге совместной с Яковом фон Люде книге «Изображение мундиров Российского Императорского войска», для которой выполнил 88 гравюр. Мы предположили, что на этот раз художник запечатлел членов экипажа одного из русских кораблей, ко времени заключения Тильзитского мира 1807 г. находившихся в Средиземноморье, которые затем были проданы Франции1. Их личный состав возвращался на Родину сухим путем как раз в 1810 г. Известно два маршрута движения к западной границе России. Отряд капитана 1-го ранга М.Т. Быченского шел из Триеста через Австрийскую империю, эти события описаны их участником В.Б. Броневским. Между тем о второй команде, капитан-командора Е.П. Гетцена, следовавшей из Тулона через Францию, германские государства и Пруссию, известно крайне мало.

Рассмотрим кратко ее одиссею. Отряд капитан-командора И.А. Барятинского, перевозивший русские сухопутные войска с Ионических островов в Венецию, для возвращения на родину, из-за противодействия англичан задержался и не успел вовремя возвратиться в Корфу, для соединения с эскадрой Д.Н. Сенявина. Выполняя приказ адмирала, Барятинский оставил на Ионических островах поврежденные фрегаты и 2 октября 1807 г. вышел в море с двумя 74-пушечными линейными кораблями, «Святым Петром» и «Москвой», чтобы догнать Сенявина и следовать с ним на Балтику. Однако штормы задержали их и 17 октября заставили укрыться в порту на острове Эльба. В

декабре Барятинский был отозван в Россию. Находящиеся под начальством тогда еще капитана 1-го ранга Гетцена линейные корабли 28 апреля 1808 г. получили приказ перейти в Тулон, где пребывали вплоть до конца следующего года. Наконец 27 сентября 1809 г. из Санкт-Петербурга, через посла в Париже А.Б. Куракина, пришло распоряжение о продаже кораблей Франции. В нем указывалось с французами не торговаться, составить подробную ведомость о том, сколько за что выручено, и скорее возвращаться в отечество. 17/29 января * 1810 г. корабли были сданы, все полагающиеся ведомости подписаны и отправлены в Париж с лейтенантом Р.С. Щулепниковым. Он передал их послу для пересылки дипломатической почтой в Россию, но сам тут же заболел. Организация передвижения по территории Франции отряда произведенного 8 января 1809 г. в капитан-командоры Гетцена была возложена на командование 8-й французской дивизии.

Следует заметить, что в архивных документах не обнаружено итогового отчета о переходе русских моряков из Тулона в Кронштадт. Мы располагаем стандартными рапортами из некоторых городов по пути следования и в основном финансовой документацией. Итак, дата выхода из Тулона неизвестна, но, согласно рапортам послу Куракину в Париж, 6/18 февраля 1810 г. отряд был во Вьенне, 18 февраля/2 марта в Лангре и 23 февраля/6 марта в Туле. 11/23 марта он достиг Майнца, а на следующий день — Франкфурта-на-Майне, где был разделен на две части: в авангарде шел экипаж корабля «Святой Петр» под начальством его командира капитана Баскакова (около 500 человек), сутками позже следовала команда корабля «Москва» во главе с самим Е.П. Гетценом, тоже около 500 человек. Для нашей темы важно отметить, что в отличие от отряда Быченского, команды Гетцена включали и морских пехотинцев, то есть имели именно такой состав, как был на кораблях. Сохранились рапорты об их

* Даты по старому и новому стилю указаны одновременно тогда, когда они приведены так в документах.

движении от 14/26 марта из Фульды и от 21 марта/3 апреля из Готы. К сожалению, о марше непосредственно через Саксонию донесений нет, а далее уже по Пруссии: 13 апреля Любен, 14 апреля Бесков, 15 апреля Франкфурт-на-Одере, 16 мая Кенигсберг и 23 мая — Тильзит. Однако имеется рапорт Гетцена управляющему Морским министерством маркизу И.И. де Траверсе, к которому приложен «Список об оставленных в разных городах трудно больных и самовольно отлучившихся от команды служителей», где значится: «В городе Фульде 15-го Марта 1810 года .... В Готте 21 Марта ... В Лейбциге 27 Марта Матрос Алексей Иванов ( Москва) Матрос Федор Дементьев ( Москва) Штурманский ученик 2 класса Иван Куликов ( Св. Петр) В прусском Франкфурте на Одере 3 апреля ...» .

По аналогии с пребыванием в Фульде можно заключить, что в Лейпциг русские могли придти 26 марта/7 апреля и находиться от двух (по одному каждая команда) до трех дней — если имели там растаг (дневку). Таким образом, можно уверенно утверждать, что на гравюре изображен именно личный состав команд кораблей «Святой Пётр» и «Москва» Балтийского флота Российской империи. Заметим также, что автор гравюры имел совсем немного времени, чтобы наблюдать их.

Тем не менее, он изобразил представителей всех трех корпусов, составлявших экипаж корабля, — флотские чины, чины морской артиллерии и морские пехотинцы. Последние были из 1-го морского полка, но на них мы останавливаться не будем, отсылая читателей к специальным работам, где довольно подробно разобрана форма одежды морских пехотинцев на данный период3. Таким образом, остаются три нижних чина морской артиллерии, три флотских нижних чина и два флотских офицера.

С них и начнем: указом от 2 мая 1803 г. офицерским чинам флота велено было иметь мундир «по нынешнему покрою», весь темно -зеленого сукна, со

стамедной подкладкой такого же цвета, золотой вышивкой якоря на воротнике с обеих сторон и по три якоря на обшлажных клапанах. На плечах погоны по чинам: капитанам 1-го и 2-го рангов — пара простых золотых, капитан-лейтенантам — на одном только плече, лейтенантам же погоны иметь из зеленого сукна, обложенные вокруг узеньким золотым позументом, а мичманам без всяких погон. Пуговицы у всех желтые, камзолы и панталоны белые суконные, галстуки черные шелковые. В рабочие дни позволялось носить темно-зеленые панталоны, кортики и быть без палок. 4 октября 1807 г. были введены эполеты: капитанам 1 -го и 2-го ранга на обоих плечах, с бахромой, капитан-лейтенантам на одном плече, также с бахромой, а лейтенантам по два и мичману по одному контр -эполету. С высочайшим утверждением 16 февраля 1810 г. доклада Комитета о разделении команд Морского ведомства организационная структура его частей изменилась, что нашло отражение и в деталях обмундирования. Так, уже 10 марта было утверждено описание эполетов, по которому все офицеры корабельных экипажей должны иметь их с полем темно-зеленого сукна, на котором вышит номер экипажа, а в морской артиллерии — с черным суконным полем и вышитым номером артиллерийской бригады. В целом же, офицеры-артиллеристы отличались от флотских только воротником и обшлагами черного сукна. Наконец, 17 марта 1810 г. было приказано кортики носить только с виц-мундирами, а при мундирах обязательно иметь шпаги.

Исходя из этих данных, рассмотрим изображения на гравюре. Офицер со шпагой в целом соответствует всем законоположениям о форме, но следует отметить две неточности художника: на воротнике мундира вместо одного горизонтального якоря изображено два, а эполеты имеют непонятные форму и цвета поля. Также обратим внимание на сапоги, ношение которых не оговорено ни в одном приказе. У второго офицера, с кортиком, всё то же самое и видим совершенно «неуставные» серые штаны. Отметим, что в 1803 г. никакого образца кортика установлено не было и каждый заказывал его по своему

усмотрению. Однако морское холодное оружие этого периода достойно отдельной статьи.

Перейдем к флотским нижним чинам. Согласно указу от 19 мая 1802 г. унтер-офицеру полагались: шляпа полупоярковая круглая, с пригнутым с одного боку полем, «на оном бант черный из гарусной ленты с оранжевыми каймами и пуговицею»; мундир со стоячим воротником, разрезными обшлагами и клапанцами темно-зеленого сукна, на воротнике и обшлагах галун золотой. Брюки длинные, того же сукна. Вместо камзола, фуфайка с рукавами белого сукна, пуговицы суконные обтяжные. Матросу полагались: шляпа простая круглая, мундир с брюками такой же, как у унтер-офицеров, но без галуна, и аналогичная же фуфайка. 6 сентября 1805 г. было приказано шить фуфайки из темно-зеленого сукна, вместо белого. 11 февраля 1810 г. на цветных мундирах нижних чинов было изменено число пуговиц — стало семь на каждой стороне, вместо шести. Такая форма одежды существовала до 19 апреля 1811 г.

На гравюре нижние флотские чины — это три фигуры в шляпах-цилиндрах на заднем плане, двое из которых рядовые, изображенные совершенно верно, а правый — унтер-офицер, что можно определить по обшитому галуном воротнику и обшлагу, тогда как шляпа у него рядового, а должна быть унтер-офицерская, с пригнутым полем, пуговицей и бантом.

Наконец, обратимся к трем нижним чинам морской артиллерии, стоящим группой слева. Определить их принадлежность позволяют черного цвета околыши фуражных шапок и воротник стоящего к нам спиной, хотя у остальных как воротники, так и обшлага не черного сукна, вопреки положенному. Артиллеристы изображены в судовой форме, вооруженными для абордажа. Огнестрельное и холодное оружие нижних чинов флота было регламентировано 1 декабря 1803 г.: «Слушали предложение г -на товарища министра морских сил и кавалера Павла Васильевича Чичагова, при котором, препровождая разные по артиллерийской части вещи, а именно: мушкетоны и тесаки двоякого рода, пистолет, портупею, патронташ и рог для пороху,

которые представлены были им на усмотрение Его И.В., и кои высочайше повелено иметь образцами, предлагает: о учинении предписания артиллерийской экспедиции, чтобы тесаков по образцу под № 1 сделано было столько, сколько имеется в магазинах тесаков старых Шуваловского обсервационного корпуса, а по образцу под № 2, такое количество, какое из старых гусарских сабель набрать можно будет, мушкетонов — половину коротких, а другую половину — длинных, пистолеты же все иметь на портупее

4

чрез плечо и на крючке» .

Немаловажным для изучения рассматриваемой гравюры как исторического источника, является то обстоятельство, что эскадра Сенявина покинула Кронштадт еще 10 сентября 1805 г. С тех пор централизованное снабжение мундирными и амуничными вещами отсутствовало. Так, например, в представлении Е.П. Гетцена министру морских сил адмиралу П.В. Чичагову от 10 мая 1809 г. говорилось, что состоящие на служителях, находящихся в Тулоне на кораблях вверенного ему отряда, казенные мундиры «всех почти по сроку термином кончились по 1808 год, а с сего года для обмундирования вновь материалов в наличии не имеется». На это была получена резолюция Адмиралтейской коллегии, что «по неудобству доставления материалов» из России в Тулон заготовлять их надлежит «в тамошних местах и обмундировать служителей по положению»5. Поэтому при изготовлении предметов формы одежды могли быть допущены отклонения от высочайше утвержденных и регламентированных образцов. Например, введенные в 1807 г. эполеты, по -видимому, приобретались во Франции. Кроме того, некоторые ошибки могли вкрасться при раскрашивании самой гравюры, да и художник, как уже было отмечено выше, располагал совсем недолгим временем для зарисовки чинов разного звания и служб, которые, к тому же, вряд ли специально ему позировали. Тем не менее, рассматриваемая гравюра является, на наш взгляд, очень ценным источником уже хотя бы потому, что пока это единственное известное изображение нижних чинов флота в обмундировании 1802—1811 гг., сделанное с натуры непосредственно в этот период.

Русские морские солдаты и моряки в Лейпциге 7 апреля 1810 г. Гравёр Х.Г.Х. Гейслер. Бум., раскрашенная гравюра, 1810 г. Городской исторический музей Лейпцига

www.milhist.info

1 О второй Архипелагской экспедиции русского флота 1805-1807 гг. см.: Броневский В.Б. Записки морского офицера в продолжении компании на Средиземном море под начальством вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина от 1805 по 1810 год. — СПб., 1836. — Ч. 1—4; Панафидин П.И. Письма морского офицера (1806—1809). — Пг., 1916; Тарле Е.В. Экспедиция адмирала Сенявина в Средиземное море (1805—1807) // Тарле Е.В. Собрание сочинений. — М., 1959. — Т. 10; Шапиро А.Л. Адмирал Сенявин. — М., 1958.

Российский государственный архив военно -морского флота. Ф. 166. Оп. 1. Д. 580. Л. 166.

Леонов О. Морские полки и батальоны в царствование Александра I. Часть I. 1801—1809 // Цейхгауз. Российский военно -исторический журнал. — 2002. — № 3 (19). — С. 10—13; Кибовский А.В., Леонов О.Г. 300 лет российской морской пехоте. — М., 2007. — Т. I (1705—1855). — С. 134—147, 158—169.

4 Материалы для истории русского флота. — СПб., 1904. — Ч. XVII. — С. 428.

5 Российский государственный архив военно-морского флота. Ф. 166. Оп. 1. Д. 598. Л. 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.