Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/136EVN315.pdf DOI: 10.15862/136EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/136EVN315)
УДК 332.135:334.735
Сидоркина Марина Юрьевна
ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия»
Россия, Костромская область1 Аспирант E-mail: Mayourin@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=751112
Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в костромской области
1 156530, Россия, Костромская обл., Костромской район, пос. Караваево, Учебный городок, Караваевская
с\а, 34
Аннотация. В настоящее время все также достаточно остро стоит вопрос развития отрасли сельского хозяйства как в целом в России, так и в Костромской области, в частности. В связи с этим, многие специалисты современности ищут пути решения этой проблемы.
Основной целью работы является выделение и анализ основных параметров оценки деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), используемых в настоящее время, их оценка и предложение вариантов использования других возможных показателей.
В процессе проведения исследования активно использовались различные методы и приемы экономического и статистического анализа, с частности, такие как: метод сравнения, метод группировки, метод Делфи, методы и приемы факторного анализа, экономико-статистические методы. В целях анализа также были использованы приемы средних, относительных и средних величин, прием сплошных и выборочных наблюдений, была проведена как детализация, так и обобщение данных.
В результате исследования было проанализировано текущее состояние в отрасли сельского хозяйства в системе сельскохозяйственного потребительского кооперирования, изучены и проанализированы основные законодательные изменения в данной отрасли. С целью более эффективного использования которой была предложена система оценки деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, участвующих в конкурсе на получение гранта на развитие материально-технической базы, базирующаяся на расчете интегрального показателя. Интегральный показатель, учитывающий влияние всех выбранных для расчета факторов, отображает общую оценку деятельности СПоКа, давая возможность наглядно проранжировать претендентов на получение гранта по степени их эффективности.
Ключевые слова: сельскохозяйственная потребительская кооперация; продовольственная безопасность; оценка; государственная поддержка; сельское хозяйство; малые формы хозяйствования; грантовая поддержка; эффективность деятельности; выручка; финансы; капитал; трудовые ресурсы; контрагенты.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Сидоркина М.Ю. Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в костромской области // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/136EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/136EVN315
Говоря о сельском хозяйстве и малом бизнесе, нельзя обойти стороной тему сельскохозяйственного кооперирования, так как на многолетнем опыте, как отечественном, так и зарубежном, неоднократно доказана эффективность данной формы организации деятельности как мощного рычага развития сельского хозяйства.
В данный момент на региональном уровне существует ряд целевых программ, направленных на привлечение населения и повышение заинтересованности в развитии малых форм хозяйствования, таких как: «Поддержка начинающих фермеров Костромской области на 2015-2017 годы», «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Костромской области на 2015-2017 годы», «Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей Костромской области при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2012-2014 годах» и другие. Кроме того, предусмотрена система грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на развитие семейных животноводческих ферм.
При этом, признавая на законодательном уровне потребительские кооперативы одной из малых форм хозяйствования, в Костромской области практически не предусмотрено стимулов развития именно этой формы хозяйствования. Что, в совокупности с проблемами, сопровождающими деятельность кооперативов, делают крайне затруднительным их существование, в связи с чем, наблюдается сокращение предприятий данной организационно-правовой формы (более чем на 25% за последние годы).
Таким образом, все острее встает вопрос о развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации, в том числе, стимулируемой и поддерживаемой государством, что, в свою очередь, порождает необходимость разработки системы показателей для оценки эффективности, как оказываемой поддержки, так и деятельности самих кооперативов.
Одним из основных документов в области сельскохозяйственного производства, принятых в Костромской области в последнее время является Приказ департамента агропромышленного комплекса Костромской области «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Костромской области на 2015 - 2017 годы» от 02 марта 2015 г. №26, так как именно развитие кооперации на селе является одной из приоритетных задач Правительства РФ в последние годы.
Костромская область была одним из первых регионов, вступивших в «борьбу» за федеральные субсидии на совершенствование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, наряду с Республикой Бурятия, Омской и Тамбовской областями и другими регионами.
Вышеназванная ведомственная целевая программа нацелена на создание условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и повышение эффективности использования ресурсов в сельском хозяйстве.
В конечном итоге, основным документом, регулирующим вопрос «участия» государства в развитии сельскохозяйственной кооперации в РФ выступает Ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
В рамках Первого Всероссийского съезда сельских кооперативов, состоявшегося в Санкт-Петербурге с период с 21 по 22 марта 2013 года была рассмотрена и принята с учетом замечаний и дополнений «Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года», в которой определены основные направления деятельности сельскохозяйственных
кооперативов всех видов и потребительских обществ, направленной на развитие, расширение и интенсификацию их деятельности. На основании Концепции впоследствии и был разработан проект Ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
В качестве основной цели ВЦП обозначено развитие сельскохозяйственной кооперации как основного механизма улучшений качества жизни в сельской местности. Основным программным мероприятием данного документа является предоставление грантов на создание, расширение или модернизацию материально-технической базы кооперативов, в первую очередь предназначенной для хранения, переработки и сбыта продукции мясного животноводства, молока, и картофеля, овощей, ягод фруктов и дикоросов.
В рамках Программы из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектом РФ на софинансирование расходов, связанных с предоставление грантов кооперативам. Основным условием для получения субсидий является наличие действующей региональной программы, содержащей мероприятие по предоставлению грантов кооперативам на развитие материально-технической базы и наличие расходных обязательств по ней. При этом региональные программы должны содержать единый на территории Российской Федерации механизм предоставления грантов кооперативам.
Каждый участник программы может претендовать на софинансирование в размере, не превышающем 70 миллионов рублей, до 60 процентов затрат на развитие материально-технической базы кооператива, в том числе:
• строительство, реконструкции или модернизацию производственных объектов (в том числе членов кооперативов) по заготовке, хранению, переработке, подготовки к реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе, на разработку проектной документации по объектам);
• приобретение техники для строительства и обслуживания членов кооператива, а также оборудования, необходимого для производственного процесса;
• уплата части взносов (не более 8% от общей стоимости) по договорам лизинга оборудования и техники;
• приобретение грузовых, специализированных и специальных транспортных средств, фургонов, прицепов, контейнеров, необходимых для перевозки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Общий объем ассигнований, предусмотренный Ведомственной целевой программой «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», на предоставление грантов на развитие материально-технической базы кооперативов составляет 3 331 миллион рублей, в том числе - 1 400 миллионов рублей средств федерального бюджета.
Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации. На данный момент времени доступен разработанный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы», в рамках которого регионами и разрабатываются порядки предоставления грантов.
В соответствии с Ведомственной целевой программой участники программы отбираются органом, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован кооператив, в конкурсном порядке, который определяется нормативным актом субъекта Российской Федерации (в частности для Костромской области - постановлением администрации Костромской области) с учетом критериев, определенных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с положениями Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы участниками программы являются сельскохозяйственные потребительские (перерабатывающие и сбытовые) кооперативы, объединяющие не менее десяти сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительские общества, если семьдесят процентов его выручки формируется за счет осуществления видов деятельности аналогичным видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. [12].
Из вышеописанного можно сделать вывод, что на данном этапе разработки вопроса предоставления грантов на развития материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, единственным критерием отбора кооперативов, определенным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, является численность членов кооператива.
По нашему мнению, это недостаточный критерий конкурсного отбора претендентов, особенно учитывая большую экономическую и социальную значимость данного направления поддержки и существенный объем бюджетных вливаний.
Ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» предусмотрено, что решение в ходе конкурса могут приниматься на основании голосования, либо на основании бальной системы оценки. В этой связи мы считаем необходимым в процессе разработки дополнить постановлением администрации Костромской области, определяющее правила предоставлении и распределения вышеуказанных субсидий, методикой определения эффективности функционирования претендентов на получение грантов на развитие материально-технической базы основанной на расчете интегрального показателя.
С целью оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности потребительских кооперативов, участвующих в конкурсе на получение гранта, мы считаем целесообразным выделить четыре блока интегрального показателя с соответствующими им признаками:
• Блок «Финансы кооператива»:
• коэффициент абсолютной ликвидности (норматив - 0,2) - {Фал};
• коэффициент концентрации заемного капитала - {Фкзк};
• рентабельность производства (для перерабатывающих кооперативов) или рентабельность продаж (для сбытового кооператива), % - {Фрпр/Фрп}.
• Блок «Капитал кооператива»:
• сумма полученной выручки в расчете на 1 члена кооператива, млн.руб./чл. -{Квчк};
• коэффициент маневренности собственного капитала (норматив - 0,5)- {Кмск};
• коэффициент концентрации собственного капитала - {Ккск}.
• Блок «Трудовые ресурсы кооператива»:
• коэффициент постоянства состава персонала - {Тпсп};
• производительность труда работников кооператива, млн.руб./чел. - {Тпт};
• коэффициент восполнения работников - {Твр}.
• Блок «Контрагенты кооператива»:
• оборачиваемость дебиторской задолженности - {КАдз};
• продолжительность оборота кредиторской задолженности, дн. - {КАкз};
• продолжительность финансового цикла, дн. - {КАфц}.
Для расчета интегрального показателя эффективности функционирования сельскохозяйственного потребительского кооператива используется следующая схема соподчиненности статистических показателей (рисунок 1).
Интегральный показатель
Частный интегральный показатель
/Ч
Частный интегральный показатель
/ч
Частный интегральный показатель
/ч
Частный интегральный показатель
/ч.
Обобщающий показатель
/Ч
Частный показатель
Обобщающий показатель
/ч
Обобщающий показатель
Хч
Обобщающий показатель
/ч
Частный показатель
Частный показатель
Частный показатель
Фал
Фкзк
Тпсп
Квчк
Фрпр/Фрп
Кмск
КАфц
Тпт Твр Ккск КАдз КАкз
Рисунок 1. Схема построения интегрального показателя эффективности СПоК
Расчет выделенных признаков интегрального показателя производится следующим образом:
Фал —
денемсные средства, кратосрочные пассивы
Фезе =
Фрпр
Фрп =
заезшыи капитал валюта баланса
валовая прибыль себестоимсогь прод\-кции
прибыль от продаж
Квчк:
вырл"чка от продаж выр}"чка от продаж
количество чтенов кооператива (вктючая ассоциированных) собственные оборотные средства
Кмск =
Тпсп
сооственныи капитал
собственный капитал валюта баланса
количество работннксв,на начало периода — количество выбывших работников среднесписочная численность работников
стоимость валовой продукции в реализационных ценах
Тпт = Твр — КАдз =
среднесписочная численность раоотников
количество приняты на работу работников количество количество выбывших работников
выр}"чка от реализации
КАкз =
средняя величина деоиторскои задолженности за период средняя величина кедиторской задолженности * интервал анализа
сеоестоимость реализации
КАфц = продолжительность операционного цикта
— оборачиваемость кредиторской задолженности
(1) (2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
(10) (11) (12) (13)
Расчет вышеуказанных показателей производится по каждому кооперативу -претенденту на получение гранта по данным отчетности организаций, предоставляемых в Департамент АПК области, за 12 месяцев, предшествующих сроку проведения конкурса, по итогам кварталов.
Средняя величина частного показателя по ьму обобщающему показателю ]-го частного интегрального показателя Б-го претендента на получение гранта (СЬРэр) определяется на основании среднеарифметической взвешенной величины:
СЬРяр =
(14)
где VSsijt - величина сравнения за ^период исследования по ьму обобщающему показателю j-го частного интегрального показателя S-го претендента на получение гранта;
BSsijt - база сравнения за Ьпериод исследования по ьму обобщающему показателю j-го частного интегрального показателя S-го претендента на получение гранта.
При определении ьго обобщающего показателя j-го частного интегрального показателя S-го претендента на получение гранта использовались следующие формулы:
• прямой обобщающий показатель:
шах (САРв; с) '
обратный обобщающий показатель:
С:!: = , (15)
СЬРЗ]1
нормативный обобщающий показатель:
= ' (16)
Прямой обобщающий показатель рассчитывается для следующих критериев:
• рентабельность производства/продаж;
• сумма полученной выручки в расчете на 1 члена кооператива;
• коэффициент концентрации собственного капитала;
• коэффициент использования трудовых ресурсов;
• производительность труда работников кооператива;
• коэффициент восполнения работников;
• оборачиваемость дебиторской задолженности.
Формула расчета обратного обобщающего показателя используется при определении его значения по следующим индикаторам:
• коэффициент концентрации заемного капитала;
• оборачиваемость кредиторской задолженности;
• продолжительность финансового цикла.
Расчет обобщающего показателя в соответствии с нормативным значением проводится по коэффициентам:
• коэффициент абсолютной ликвидности;
• коэффициент маневренности собственного капитала.
Формула для определения j-го частного интегрального показателя S-го претендента на получение гранта выглядит следующим образом:
С'-:.:Р2: = П'";=- С-2,::, (18)
где ь число обобщающих показателей j-го частного интегрального показателя.
Расчет интегрального показателя S-го претендента на получение гранта (Ь) производится на основании аддитивной модели по формуле:
(19)
где Б - число претендентов на получение грантов, ] - число частных интегральных показателей.
Использование предложенной методики оценки претендентов на получение грантов позволяет избежать возможных трудностей при определении кооперативов - победителей конкурсного отбора, в первую очередь, минимизировать субъективность оценки. Что становится крайне актуальным, учитывая тот факт, что сельское хозяйство - это отрасль, в которой сильно развита семейственность и велика вероятность аффилированности лиц, входящих в состав конкурсной комиссии и претендентов на получение гранта. Таким образом, независимая оценка, определяемая расчетным путем, позволяет практически полностью исключить влияние внешних субъективных факторов, что позволит увеличить эффективность реализации программы, тем самым повысив «отдачу» от использования бюджетных средств. Кроме того, использование для оценки претендентов расчетной системы оценки позволит сделать процесс выбора победителя более прозрачным и понятным как для участников конкурса, так и для прочего населения.
В последующем, в случае получении положительного опыта от внедрения данной методики оценки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, претендующих на получение гранта на развитие материально-технической базы в Костромской области, данный опыт возможно распространить на другие регионы, в которых существует данная форма поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова О.Е. Концепция построения интегральной оценки финансового состояния промышленного сектора экономики // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №5 [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014. -Режим доступа: http://naukovedenie.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
2. Иванова О.Е. Оценка деятельности организаций на основе статистических методов анализа // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - №6. - с. 282-286.
3. Иванова О.Е., Козлова М.А. Основные атрибуты развития промышленного сектора России на основе статистических группировок // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - №38. - с. 047-050.
4. Иванова О.Е., Солдатова Л.И. Экономические организации как сфера формирования затратного механизма // European social science journal. - 2012. -№12-1(28). - с. 278-285.
5. Костромская область увеличила показатели ВРП [Электронный ресурс] -Электронные данные. - Режим доступа: http://www.imenno.ru - Загл. с экрана.
6. Коэффициенты, применяемые при финансовом анализе [Электронный ресурс] -Электронные данные. - Режим доступа: http://www.finanalis.ru/litra/395/ - Загл. с экрана.
7. бщая теория статистики, учебник под ред. И.И. Елисеевой [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.std72.ru/dir/statistika/obshhaja_teorija_ statistiki_uchebnik_pod_red_eliseevoj_i_i /227 - Заглавие с экрана.
8. Омским Минсельхозом разрабатывается порядок предоставления грантовна развитие базы сельскохозяйственных кооперативов [Электронный ресурс] -Электронные данные. - Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ - Загл. с экрана.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013. Стат. Сб./ Росстат. - М., 2013. - 990 с.
10. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2013. -706 с.
11. Сводный перечень программных документов [Электронный ресурс] -Электронные данные. - Режим доступа: http://www.apkkostroma.ru. - Загл. с экрана.
12. Сидоркина М.Ю. Анализ развития центрального федерального округа на основе региональной группировки // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №3 [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
13. Сидоркина М.Ю. Проблема оценки деятельности сельскохозяйственной кооперации в Костромской области // Интернет-журнал «Науковедение», 2015. Т.7, №3 [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2015. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
14. Сидоркина М.Ю. Пути обеспечения направленного развития региона // Электронный научный журнал «Региональная экономика и управление», 2014. №4(40) [Электронный ресурс]-М, 2014. - Режим доступа: Ьйр//еее-region.ru/article/4007/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
15. Скоморохов С.Н. Рекомендации по созданию и развитию кооперативов - М.: Финансы и статистика, 2011. - 75 с.
16. Солдатова Л.И., Солдатова А.П. Анализ эффективности производства картофеля // Сборник докладов Международной научно-практической конференции актуальные научные исследования: экономика, управление, инновации, инвестиции, финансы. - 2014. - с. 65-70.
17. Солдатова Л.И., Солдатова А.П. Экономико-математическое моделирование, как метод управления производственными процессами организации // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции Инновационный центр развития образования и науки. - 2014. - с. 119-122.
Рецензент: Иванова Оксана Евгеньевна, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «Костромская ГСХА».
Sidorkina Marina Yur'evna
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
«Kostroma State Agricultural Academy» Russia, Karavaevo E-mail: Mayourin@yandex.ru
The grant support of agricultural consumer cooperation
in the kostroma region
Abstract. Currently, all also quite an acute problem of the agricultural sector in general in Russia and in the Kostroma region in particular. In this regard, many experts of today are looking for solutions to this problem.
The main aim of the work is to identify and analyze the main parameters of evaluation of agricultural consumer cooperatives, currently in use, evaluation and offer options for using other possible indicators.
In the course of the study were actively used various methods and techniques of economic and statistical analysis, in particular, such as the comparison method, grouping method, Delphi method, the methods and techniques of factor analysis, economic-statistical methods. In order to analyze techniques were also used medium, relative and average values of continuous reception and sample surveys was conducted as a detail, and data integration.
The study analyzed the current state in the agricultural sector in the system of agricultural consumer cooperatives, studied and analyzed the major legislative changes in the industry. With a view to more efficient use of which has been proposed evaluation system of agricultural consumer cooperatives participating in the competition for a grant for the development of material and technical basis, based on the calculation of the integral index. Integral indicator that takes into account the effect of all selected for the calculation of the factors reflects the general assessment of cooperatives, allowing visually to rank applicants for a grant according to their effectiveness.
Keywords: agricultural consumer cooperatives; food security; evaluation; government support; agriculture; small farms; grant support; efficiency of activity; revenue; finance; capital; labor; contractors.
REFERENCES
1. Ivanova O.E. Kontseptsiya postroeniya integral'noy otsenki finansovogo sostoyaniya promyshlennogo sektora ekonomiki // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014. №5 [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2014. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
2. Ivanova O.E. Otsenka deyatel'nosti organizatsiy na osnove statisticheskikh metodov analiza // Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsiy i perspektiv razvitiya. - 2013. -№6. - s. 282-286.
3. Ivanova O.E., Kozlova M.A. Osnovnye atributy razvitiya promyshlennogo sektora Rossii na osnove statisticheskikh gruppirovok // Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera. - 2013. - №38. - s. 047-050.
4. Ivanova O.E., Soldatova L.I. Ekonomicheskie organizatsii kak sfera formirovaniya zatratnogo mekhanizma // European social science journal. - 2012. - №12-1(28). - s. 278-285.
5. Kostromskaya oblast' uvelichila pokazateli VRP [Elektronnyy resurs] - Elektronnye dannye. - Rezhim dostupa: http://www.imenno.ru - Zagl. s ekrana.
6. Koeffitsienty, primenyaemye pri finansovom analize [Elektronnyy resurs] -Elektronnye dannye. - Rezhim dostupa: http://www.finanalis.ru/litra/395/ - Zagl. s ekrana.
7. bshchaya teoriya statistiki, uchebnik pod red. I.I. Eliseevoy [Elektronnyy resurs] / Rezhim dostupa: http://www.std72 .ru/dir/stati stika/obshhaja_teorija_
statistiki_uchebnik_pod_red_eliseevoj_i_i /227 - Zaglavie s ekrana.
8. Omskim Minsel'khozom razrabatyvaetsya poryadok predostavleniya grantovna razvitie bazy sel'skokhozyaystvennykh kooperativov [Elektronnyy resurs] -Elektronnye dannye. - Rezhim dostupa: http://www.omskportal.ru/ - Zagl. s ekrana.
9. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2013. Stat. Sb./ Rosstat. - M., 2013. - 990 s.
10. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2013: Stat. Sb. / Rosstat. - M., 2013. - 706 s.
11. Svodnyy perechen' programmnykh dokumentov [Elektronnyy resurs] - Elektronnye dannye. - Rezhim dostupa: http://www.apkkostroma.ru. - Zagl. s ekrana.
12. Sidorkina M.Yu. Analiz razvitiya tsentral'nogo federal'nogo okruga na osnove regional'noy gruppirovki // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014. №3 [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2014. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
13. Sidorkina M.Yu. Problema otsenki deyatel'nosti sel'skokhozyaystvennoy kooperatsii v Kostromskoy oblasti // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2015. T.7, №3 [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2015. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
14. Sidorkina M.Yu. Puti obespecheniya napravlennogo razvitiya regiona // Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Regional'naya ekonomika i upravlenie», 2014. №4(40) [Elektronnyy resurs]-M, 2014. - Rezhim dostupa: http//eee-region.ru/article/4007/, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
15. БкошогокЬоу Б.К Rekomendatsii ро sozdaniyu i razvitiyu коорегайуоу - М.: Finansy i statistika, 2011. - 75 s.
16. Soldatova Ь.1., Soldatova А.Р. Аш^ effektivnosti proizvodstva kartofelya // Sbornik dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii aktual'nye nauchnye issledovaniya: ekonoшika, upravlenie, innovatsii, investitsii, finansy. - 2014. - s. 6570.
17. Soldatova Ь.1., Soldatova А.Р. Ekonoшiko-шateшaticheskoe шodelirovanie, kak шetod upravleniya proizvodstvennyшi protsessaшi organizatsii // Sbornik nauchnykh trudov po itogaш шezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Innovatsionnyy tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki. - 2014. - s. 119-122.