ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ
УДК 304.44 DOI 10.53115/19975996_2024_03_088_091
ББК 71.46
Я.В. Грусман
ГРАНИЦЫ НОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ
Конструирование социальной реальности современным индивидом может быть рассмотрено и изучено с различных ракурсов. Особый интерес для современных ученых - культурологов, социологов, философов - представляет исследование новой религиозной культуры, новой религиозности. Процессы медиатизации социокультурного пространства затрагивают все социальные институты, включая религию. Формирование и реализация концепции «невидимой религии» сегодня всё больше происходит в формате интернет-сообществ.
Ключевые слова:
интернет-сообщество, медиатизация религии, «невидимая» религия, профанное, религиозная культура, религиозность, сакральное.
Грусман Я.В. Границы новой религиозной культуры в интернет-сообществах // Общество. Среда. Развитие. - 2 0 24, № 3. - С. 88-91. -DO I 10.53115/19975996_ 2 0 24 _03_088_091
© Грусман Янина Владимировна - кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
см со
О
3
\о О
В современной медиасреде в целом, на просторах Интернета в частности, и, что особенно интересно для научного анализа и интерпретаций, в многочисленных интернет-сообществах, каждый из нас может встретиться с альтернативным вариантом всего: альтернативная лингвистика, альтернативная история, альтернативная археология, альтернативное искусство... Однако особого внимания, на наш взгляд, заслуживает альтернативный взгляд на религиозную культуру, религиозность, а если точнее - на религиозную картину мира.
Индивид способен сконструировать собственную матрицу жизненной реальности только на основе существующей ме-диасреды, участвуя в бесконечном числе интернет-коммуникаций. И даже формирование религиозной картины мира сегодня не связано с участием, например, в религиозных ритуалах и таинствах (в классическом понимании): выбираешь интернет-сообщество из ассортимента существующих по своему желанию, и этого вполне хватает для осознания условной религиозной причастности. Таким образом, границы новой религиозной культуры становятся не только максимально размытыми, они способны
меняться в зависимости от трансформаций интересов индивида.
Изучение современной религиозной культуры, элементов, влияющих на ее формирование задача, которая неоднократно поднималась нами в различных исследовательских статьях, однако целью этой работы нам видится попытка определить пределы, в рамках которых современный индивид осуществляет поиски новой религиозности с помощью интернет-сообществ.
Начиная анализ границ новой религиозной культуры, необходимо отметить, что восприятие и конструирование реальности через призму религиозного контекста - тема, которая обсуждалась исследователями (социологами, антропологами, религиоведами) много раз. Так существуют практические концепции, рассматривающие социорелигиозное поле, например, через анализ городского культурного пространства или в аспекте массмедиа культуры; можно также обратиться к теоретическим концепциям, дающим представление о религиозных институтах, о индивидуальной религиозности и т.п. Однако в контексте представленной работы любопытными нам представляются трактовки этого
явления с нескольких исследовательских позиций. Первая из них представлена классиком социологии религии Т. Лукманом.
С появлением концепции «невидимой религии» Лукмана в XX в. дискуссии о религии и религиозности развернулись в совершенно иное русло. Несмотря на то, что обсуждение относится к последней четверти XX в., теория Лукмана вполне позволяет и сегодня объяснить не только поведение индивида в религиозном поле, но и деятельность современных религиозных организаций, групп, движений, в том числе существующих в интернет-пространстве. Теоретическое основание концепции представлено в монографии «Невидимая религия: проблема религии в современном обществе» [7].
В своей работе Лукман отмечает, что на протяжении исторического развития общества сознание человека трансформируется в ответ на социальные перемены. Особенно это становится заметно во второй половине XX столетия, когда начинают наблюдаться радикальные изменения во взаимосвязи индивида и социального порядка, чему, безусловно, сопутствует и «переворот» в религиозности человека [1, с. 114]. Подобные изменения, по мысли автора, вызваны не столько изменениями традиционных социальных норм, сколько ростом диффе-ренцированности социальной структуры. Предполагается, что в доиндустриальных обществах существовала высоко интегрированная социальная структура, основанная преимущественно на межличностном взаимодействии, тогда как постиндустриальный период «характеризуется дифференциацией социальной структуры, институционали-зацией различных областей социальной реальности и, как следствие, "автономностью" и "анонимностью" человека» [1, с. 114]. Таким образом, особое значение для индивида получают самовыражение и самореализация; для описания этих понятий Лукман вводит термин «приватизация».
Автор подчеркивает, что речь идет о приватизации не только религии, но и всей индивидуальной жизни, в результате этого частная сфера индивида становится приоритетной по отношению к публичной [1, с. 114]. «Это несоответствие приводит к разрыву между официальной моделью религии и индивидуальной религиозностью и, как следствие, к нарушению целостности картины мира. Вследствие этого религиозные практики в обществе определяются различными "нерелигиозными" мотивами, а специфические религиозные представления утрачивают целостность
и распадаются на отдельные утверждения и мнения, которые не имеют непосредственной связи с индивидуальными приоритетами и повседневным поведением» [1, с. 115]. Исходя из сказанного, Лукман делает весьма интересный, на наш взгляд, вывод: религия в современном обществе трансформируется в субъективную реальность, т.е. индивид «приватизирует» религию, и она превращается в сферу его частной жизни.
Теория Лукмана представляется нам одной из сторон новой религиозной культуры, она частично объясняет поведение индивида в социокультурном пространстве, показывает размытость границ разделения мира на сакральный и обыденный, где становится возможным появление сакральности в виртуальном пространстве, а сама религиозность способна проявляться в формате интернет-сообществ. Подобное положение вещей дает нам основание обратиться к еще одной значимой исследовательской интерпретации нового религиозного опыта - теории медиатизации религии.
Медиатизация - особый подход изучения реальности, где утверждается, что медиа способны влиять на общественные и политические процессы и на общество, где данные процессы протекают. Таким образом, развитие медиа рассматривается как важный аспект модернизации общества. Изменения в коммуникационных средствах массовой информации влекут за собой изменения в главных институтах общества [3, 4, 5].
В качестве примера медиатизации в нужном нам ключе обратимся к теории датского социолога Стига Хьярварда, который совместно с группой исследователей разработал концепцию медиатизации религии.
Следует особо подчеркнуть, что теория Хьярварда стала новым поворотом в изучении как понятия «медиатизация», так и аспектов медиатизации религии. Научные изыскания Хьярварда вызвали много споров, (например, его критиковали за упрощенность, одномерность теории), несмотря на это его исследование оказалось значимым для научного сообщества [2, с. 305-306]. Концепция констатирует, что медиатизация - социальный процесс, в ходе которого общество перенасыщено медиа настолько, что никакие явления, никакие социальные институты не могут больше существовать без участия средств массовой информации, и религия, безусловно, входит в их число. Автор показывает, что восприятие религии и религиозности упрощается с помощью СМИ настолько, что превращает их
3
ю О
сч о сч
О
\о О
Рис. 1. Интернет-сообщество «Славянский мир» (https://vk.com/slavyanemir?from=search)
Рис. 2. Интернет-сообщество «Славяне» (https://vk.com/slavyine)
в повседневный досуг [5, с. 67]. Как пример проявления медиатизации религии он рассматривает не классические религиозные институты и их цифровое воплощение, а такие явления как астрологические прогнозы, телевизионные ток-шоу с эзотерическим уклоном, фантастические фильмы и псевдонаучную литературу [2, с. 305-306], т.е. именно то, что, на наш взгляд, отражает в полной мере процесс медиатизации религии.
Медиатизация религии, по нашему мнению, есть проявление альтернативной
Рис. 3. Интернет-сообщество «Звенящие кедры России»
(Анастасийцы) (https://vk.com/anastafond)
% Турбослэвяне
Волке Турбояр сладит за 'сСей
Бы подписаны
ИНФОРМАЦИЯ
О компании:
Мы боремся с лекаже пнем реальной истории славян, а так же высмеиваем глупость, мракобесие и конслирологию
Турбославянизм (долбослэвив) - сектантское отклонение в этническом религиозном ренессансе, характеризующееся необузданным ФГМг воинствующим невежеством и лулэовыми попытками возрождения славянской культуры, язычества, традиций, коддунства и всего того, что можно преподнести сегодня как «славянское"™"?»,
к реальной истории славянски* народов, турбославие не имеет никакого отношения.
Группа не несёт цели развести розни на политические, расовые и религиозные темы. Только наука и ловля рофлов с фриков различных мастей
Хеш тег и
Основные
#Фр и казоиды [оЛгЬз 1ауе - различные фрики и клоуны #Лингвофрики(аИгЬ5!эуе - культ "РА"Г фанаты буквищя и прочие фантазии Жонспиролухиб&Ь,Ьв1ауе - фанатики теорий заговора #ФолкХисгори@[гЬ£|ауе - фанатики "реальной4 истории #Роднобесие@1гЬз1эие - родноверы и прочие неоязычники #История@иЬ5|ауе - академическая история. '■Т..'::.' ч' : >: |: . • - ролики из Ютуба и Тиктока #Фейки@|гр51ауе - различные фальсификации и вбросы
Рис. 4. Интернет-сообщество «Турбославяне» (https://vk.com/trbslaveffrom =search)
религиозной культуры, формирующейся в онлайн-пространстве, в интернет-сообществах. Примеров подобного рода интернет-сообществ огромное количество, в них осуществляется условная или реальная коммуникация между адептами (зрителями, аудиторией) этих сообществ и создателями (гуру, учителя и т.п.). Во всех этих случаях у исследователей есть возможность наблюдать за возникновением и развитием всего многообразия нового религиозного выбора индивида: мы мо-
жем стать членами религиозных и «околорелигиозных» интернет-сообществ (рис. 1, 2, 3); погрузиться в концепцию саморазвития человека; изучить «непознанное»; получить виртуальное отпущение грехов и даже «очистку кармы»; сделать попытку возвращения к «первоистокам» с помощью нужного учителя (см. рис. 3) и тут же найти способ борьбы с проявлением религиозного и научного «мракобесия» (см. рис. 4) и т.п. Используя особые каналы (телевидение, радио, интернет) - интернет-культура, как один из элементов массовой культуры, сегодня осуществляет трансляцию идей «новой религиозной культуры». Эти идеи настолько органично вплелись в современную «коммуникацию», что воспринимаются как естественный процесс.
Обобщая сказанное, можно сделать некоторые выводы. Обращаясь к теоретическим концепциям и описывая в первом приближении существующие варианты интернет-сообществ, понимаем, что мы имеем дело со своеобразной формой не просто «невидимой религии», а «религии без религии», «последователи» которой могут воспроизводить религиозные идеи и установки, но не считают их таковыми. Границы между сакральным и профанным в формате новой религиозной культуры, таким образом, становятся всё более расплывчатыми. Подобное положение вещей, на наш взгляд, ставит перед исследователями социокультурного, социорелигиозного пространства всё больше вопросов и приводит к выводу о необходимости изучения.
Список литературы:
[1] Грусман Я.В. Религиозность как механизм поддержания социокультурной идентичности современного индивида // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 199: Публичная политика в социальном пространстве культуры и образования: формирование, развитие. - СПб.: СПбГУКИ, 2013. - С. 100-118.
[2] Островская Е.А. Медиатизация православия - это возможно? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2019, № 5. - С. 300-319. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.14
[3] Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. - Cambridge: Polity Press. 2016. - 256 p.
[4] Hepp A. Mediatization and the "molding force" of the Media // Communications. Vol. 37. - 2012, № 1. -P. 1-28. 2012. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.1515/commun-2012-0001
[5] Hjarvard S. Three Forms of Mediatized Religion Changing the Publk Face of Religion // Hjarvard S., Mia Lövheim (eds). Mediatization and Religion. Nordic Perspectives. - Göteborg: Nordicom, 2012. - 212 p.
[6] Hjarvard S. The Mediatization of Religion: a Theory of the Media as Agents of Religious Change // Northern Lights: Film and Media Studies Yearbook. - Vol. 6. - 2008, № 1. - P. 9-26. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.1386/nl.6.1.9_1
[7] Luckmann T. The Invisible Religion: The Problem of Religion in Modern Society. - New York, Macmillan Company, 1967. - 128 p.
[8] Luckmann T. The Structural Conditions of Religious Consciousness in Modern Societies // Japanese Journal of Religious Studies. - 1979, № 6 / 1-2 March-June.
[9] Stark R., Bainbridge W.S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. - Berkley: University of California Press, 1985.
3
\o О