Научная статья на тему 'ГРАНИЦЫ НОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ'

ГРАНИЦЫ НОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-сообщество / медиатизация религии / «невидимая» религия / профанное / религиозная культура / религиозность / сакральное / religious culture / religiosity / «invisible» religion / mediatization of religion / sacred / profane / Internet communities

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Я В. Грусман

Конструирование социальной реальности современным индивидом может быть рассмотрено и изучено с различных ракурсов. Особый интерес для современных ученых – культурологов, социологов, философов – представляет исследование новой религиозной культуры, новой религиозности. Процессы медиатизации социокультурного пространства затрагивают все социальные институты, включая религию. Формирование и реализация концепции «невидимой религии» сегодня всё больше происходит в формате интернет-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOUNDARIES OF A NEW RELIGIOUS CULTURE IN ONLINE COMMUNITIES

The construction of social reality by a modern individual can be considered and studied from various angles. Of particular interest to modern scientists – cultural scientists, sociologists, philosophers – is the study of a new religious culture, a new religiosity. The processes of mediatization of sociocultural space affect all social institutions, including religion. The formation and implementation of the concept of “invisible religion” today is increasingly taking place in the format of Internet communities.

Текст научной работы на тему «ГРАНИЦЫ НОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ»

ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ

УДК 304.44 DOI 10.53115/19975996_2024_03_088_091

ББК 71.46

Я.В. Грусман

ГРАНИЦЫ НОВОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ

Конструирование социальной реальности современным индивидом может быть рассмотрено и изучено с различных ракурсов. Особый интерес для современных ученых - культурологов, социологов, философов - представляет исследование новой религиозной культуры, новой религиозности. Процессы медиатизации социокультурного пространства затрагивают все социальные институты, включая религию. Формирование и реализация концепции «невидимой религии» сегодня всё больше происходит в формате интернет-сообществ.

Ключевые слова:

интернет-сообщество, медиатизация религии, «невидимая» религия, профанное, религиозная культура, религиозность, сакральное.

Грусман Я.В. Границы новой религиозной культуры в интернет-сообществах // Общество. Среда. Развитие. - 2 0 24, № 3. - С. 88-91. -DO I 10.53115/19975996_ 2 0 24 _03_088_091

© Грусман Янина Владимировна - кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

см со

О

3

\о О

В современной медиасреде в целом, на просторах Интернета в частности, и, что особенно интересно для научного анализа и интерпретаций, в многочисленных интернет-сообществах, каждый из нас может встретиться с альтернативным вариантом всего: альтернативная лингвистика, альтернативная история, альтернативная археология, альтернативное искусство... Однако особого внимания, на наш взгляд, заслуживает альтернативный взгляд на религиозную культуру, религиозность, а если точнее - на религиозную картину мира.

Индивид способен сконструировать собственную матрицу жизненной реальности только на основе существующей ме-диасреды, участвуя в бесконечном числе интернет-коммуникаций. И даже формирование религиозной картины мира сегодня не связано с участием, например, в религиозных ритуалах и таинствах (в классическом понимании): выбираешь интернет-сообщество из ассортимента существующих по своему желанию, и этого вполне хватает для осознания условной религиозной причастности. Таким образом, границы новой религиозной культуры становятся не только максимально размытыми, они способны

меняться в зависимости от трансформаций интересов индивида.

Изучение современной религиозной культуры, элементов, влияющих на ее формирование задача, которая неоднократно поднималась нами в различных исследовательских статьях, однако целью этой работы нам видится попытка определить пределы, в рамках которых современный индивид осуществляет поиски новой религиозности с помощью интернет-сообществ.

Начиная анализ границ новой религиозной культуры, необходимо отметить, что восприятие и конструирование реальности через призму религиозного контекста - тема, которая обсуждалась исследователями (социологами, антропологами, религиоведами) много раз. Так существуют практические концепции, рассматривающие социорелигиозное поле, например, через анализ городского культурного пространства или в аспекте массмедиа культуры; можно также обратиться к теоретическим концепциям, дающим представление о религиозных институтах, о индивидуальной религиозности и т.п. Однако в контексте представленной работы любопытными нам представляются трактовки этого

явления с нескольких исследовательских позиций. Первая из них представлена классиком социологии религии Т. Лукманом.

С появлением концепции «невидимой религии» Лукмана в XX в. дискуссии о религии и религиозности развернулись в совершенно иное русло. Несмотря на то, что обсуждение относится к последней четверти XX в., теория Лукмана вполне позволяет и сегодня объяснить не только поведение индивида в религиозном поле, но и деятельность современных религиозных организаций, групп, движений, в том числе существующих в интернет-пространстве. Теоретическое основание концепции представлено в монографии «Невидимая религия: проблема религии в современном обществе» [7].

В своей работе Лукман отмечает, что на протяжении исторического развития общества сознание человека трансформируется в ответ на социальные перемены. Особенно это становится заметно во второй половине XX столетия, когда начинают наблюдаться радикальные изменения во взаимосвязи индивида и социального порядка, чему, безусловно, сопутствует и «переворот» в религиозности человека [1, с. 114]. Подобные изменения, по мысли автора, вызваны не столько изменениями традиционных социальных норм, сколько ростом диффе-ренцированности социальной структуры. Предполагается, что в доиндустриальных обществах существовала высоко интегрированная социальная структура, основанная преимущественно на межличностном взаимодействии, тогда как постиндустриальный период «характеризуется дифференциацией социальной структуры, институционали-зацией различных областей социальной реальности и, как следствие, "автономностью" и "анонимностью" человека» [1, с. 114]. Таким образом, особое значение для индивида получают самовыражение и самореализация; для описания этих понятий Лукман вводит термин «приватизация».

Автор подчеркивает, что речь идет о приватизации не только религии, но и всей индивидуальной жизни, в результате этого частная сфера индивида становится приоритетной по отношению к публичной [1, с. 114]. «Это несоответствие приводит к разрыву между официальной моделью религии и индивидуальной религиозностью и, как следствие, к нарушению целостности картины мира. Вследствие этого религиозные практики в обществе определяются различными "нерелигиозными" мотивами, а специфические религиозные представления утрачивают целостность

и распадаются на отдельные утверждения и мнения, которые не имеют непосредственной связи с индивидуальными приоритетами и повседневным поведением» [1, с. 115]. Исходя из сказанного, Лукман делает весьма интересный, на наш взгляд, вывод: религия в современном обществе трансформируется в субъективную реальность, т.е. индивид «приватизирует» религию, и она превращается в сферу его частной жизни.

Теория Лукмана представляется нам одной из сторон новой религиозной культуры, она частично объясняет поведение индивида в социокультурном пространстве, показывает размытость границ разделения мира на сакральный и обыденный, где становится возможным появление сакральности в виртуальном пространстве, а сама религиозность способна проявляться в формате интернет-сообществ. Подобное положение вещей дает нам основание обратиться к еще одной значимой исследовательской интерпретации нового религиозного опыта - теории медиатизации религии.

Медиатизация - особый подход изучения реальности, где утверждается, что медиа способны влиять на общественные и политические процессы и на общество, где данные процессы протекают. Таким образом, развитие медиа рассматривается как важный аспект модернизации общества. Изменения в коммуникационных средствах массовой информации влекут за собой изменения в главных институтах общества [3, 4, 5].

В качестве примера медиатизации в нужном нам ключе обратимся к теории датского социолога Стига Хьярварда, который совместно с группой исследователей разработал концепцию медиатизации религии.

Следует особо подчеркнуть, что теория Хьярварда стала новым поворотом в изучении как понятия «медиатизация», так и аспектов медиатизации религии. Научные изыскания Хьярварда вызвали много споров, (например, его критиковали за упрощенность, одномерность теории), несмотря на это его исследование оказалось значимым для научного сообщества [2, с. 305-306]. Концепция констатирует, что медиатизация - социальный процесс, в ходе которого общество перенасыщено медиа настолько, что никакие явления, никакие социальные институты не могут больше существовать без участия средств массовой информации, и религия, безусловно, входит в их число. Автор показывает, что восприятие религии и религиозности упрощается с помощью СМИ настолько, что превращает их

3

ю О

сч о сч

О

\о О

Рис. 1. Интернет-сообщество «Славянский мир» (https://vk.com/slavyanemir?from=search)

Рис. 2. Интернет-сообщество «Славяне» (https://vk.com/slavyine)

в повседневный досуг [5, с. 67]. Как пример проявления медиатизации религии он рассматривает не классические религиозные институты и их цифровое воплощение, а такие явления как астрологические прогнозы, телевизионные ток-шоу с эзотерическим уклоном, фантастические фильмы и псевдонаучную литературу [2, с. 305-306], т.е. именно то, что, на наш взгляд, отражает в полной мере процесс медиатизации религии.

Медиатизация религии, по нашему мнению, есть проявление альтернативной

Рис. 3. Интернет-сообщество «Звенящие кедры России»

(Анастасийцы) (https://vk.com/anastafond)

% Турбослэвяне

Волке Турбояр сладит за 'сСей

Бы подписаны

ИНФОРМАЦИЯ

О компании:

Мы боремся с лекаже пнем реальной истории славян, а так же высмеиваем глупость, мракобесие и конслирологию

Турбославянизм (долбослэвив) - сектантское отклонение в этническом религиозном ренессансе, характеризующееся необузданным ФГМг воинствующим невежеством и лулэовыми попытками возрождения славянской культуры, язычества, традиций, коддунства и всего того, что можно преподнести сегодня как «славянское"™"?»,

к реальной истории славянски* народов, турбославие не имеет никакого отношения.

Группа не несёт цели развести розни на политические, расовые и религиозные темы. Только наука и ловля рофлов с фриков различных мастей

Хеш тег и

Основные

#Фр и казоиды [оЛгЬз 1ауе - различные фрики и клоуны #Лингвофрики(аИгЬ5!эуе - культ "РА"Г фанаты буквищя и прочие фантазии Жонспиролухиб&Ь,Ьв1ауе - фанатики теорий заговора #ФолкХисгори@[гЬ£|ауе - фанатики "реальной4 истории #Роднобесие@1гЬз1эие - родноверы и прочие неоязычники #История@иЬ5|ауе - академическая история. '■Т..'::.' ч' : >: |: . • - ролики из Ютуба и Тиктока #Фейки@|гр51ауе - различные фальсификации и вбросы

Рис. 4. Интернет-сообщество «Турбославяне» (https://vk.com/trbslaveffrom =search)

религиозной культуры, формирующейся в онлайн-пространстве, в интернет-сообществах. Примеров подобного рода интернет-сообществ огромное количество, в них осуществляется условная или реальная коммуникация между адептами (зрителями, аудиторией) этих сообществ и создателями (гуру, учителя и т.п.). Во всех этих случаях у исследователей есть возможность наблюдать за возникновением и развитием всего многообразия нового религиозного выбора индивида: мы мо-

жем стать членами религиозных и «околорелигиозных» интернет-сообществ (рис. 1, 2, 3); погрузиться в концепцию саморазвития человека; изучить «непознанное»; получить виртуальное отпущение грехов и даже «очистку кармы»; сделать попытку возвращения к «первоистокам» с помощью нужного учителя (см. рис. 3) и тут же найти способ борьбы с проявлением религиозного и научного «мракобесия» (см. рис. 4) и т.п. Используя особые каналы (телевидение, радио, интернет) - интернет-культура, как один из элементов массовой культуры, сегодня осуществляет трансляцию идей «новой религиозной культуры». Эти идеи настолько органично вплелись в современную «коммуникацию», что воспринимаются как естественный процесс.

Обобщая сказанное, можно сделать некоторые выводы. Обращаясь к теоретическим концепциям и описывая в первом приближении существующие варианты интернет-сообществ, понимаем, что мы имеем дело со своеобразной формой не просто «невидимой религии», а «религии без религии», «последователи» которой могут воспроизводить религиозные идеи и установки, но не считают их таковыми. Границы между сакральным и профанным в формате новой религиозной культуры, таким образом, становятся всё более расплывчатыми. Подобное положение вещей, на наш взгляд, ставит перед исследователями социокультурного, социорелигиозного пространства всё больше вопросов и приводит к выводу о необходимости изучения.

Список литературы:

[1] Грусман Я.В. Религиозность как механизм поддержания социокультурной идентичности современного индивида // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 199: Публичная политика в социальном пространстве культуры и образования: формирование, развитие. - СПб.: СПбГУКИ, 2013. - С. 100-118.

[2] Островская Е.А. Медиатизация православия - это возможно? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2019, № 5. - С. 300-319. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.14

[3] Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. - Cambridge: Polity Press. 2016. - 256 p.

[4] Hepp A. Mediatization and the "molding force" of the Media // Communications. Vol. 37. - 2012, № 1. -P. 1-28. 2012. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.1515/commun-2012-0001

[5] Hjarvard S. Three Forms of Mediatized Religion Changing the Publk Face of Religion // Hjarvard S., Mia Lövheim (eds). Mediatization and Religion. Nordic Perspectives. - Göteborg: Nordicom, 2012. - 212 p.

[6] Hjarvard S. The Mediatization of Religion: a Theory of the Media as Agents of Religious Change // Northern Lights: Film and Media Studies Yearbook. - Vol. 6. - 2008, № 1. - P. 9-26. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.1386/nl.6.1.9_1

[7] Luckmann T. The Invisible Religion: The Problem of Religion in Modern Society. - New York, Macmillan Company, 1967. - 128 p.

[8] Luckmann T. The Structural Conditions of Religious Consciousness in Modern Societies // Japanese Journal of Religious Studies. - 1979, № 6 / 1-2 March-June.

[9] Stark R., Bainbridge W.S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. - Berkley: University of California Press, 1985.

3

\o О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.