УДК 330.352.3
Кондрашов Станислав Игоревич,
аспирант кафедры экономики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Россия, 634061, г. Томск, ул. Киевская, 58. E-mail:
ГРАНИЦЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ BORDERS OF INFORMATION SOCIETY: THEORY AND REALITY
С.И. Кондрашов S.I. Kondrashov
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Россия Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Russia E-mail: [email protected]
Актуальность обусловлена наличием глобальных проблем современного информационного общества, а также мировой заинтересованностью развития информационно-коммуникационных технологий в мире. Цель работы: определить теоретические и практические границы информационного общества, а также связи информационного общества с другими типами обществ. Методы исследования: метод теоретического анализа литературы по информационному обществу с возможностью логического и сравнительного анализа изученных данных. Результаты. В результате библиографического анализа о становлении теории информационного общества была выявлена связь информационного общества с постиндустриальным. Полученные данные позволили выявить теоретические границы использования понятия информационного и постиндустриального общества. На базе современных глобальных программ по развитию информационного общества были охарактеризованы границы применения понятия «информационное общество» к реалиям современной экономической системы. Было сделано сравнение теоретических и реальных представлений об информационном обществе, в результате было выявлено расхождение теоретического знания и практического представления об информационном обществе. В качестве попытки нивелировать расхождение было предложено расширенное определение информационного общества.
Ключевые слова: информационное общество, постиндустриальное общество, общество знаний, информационно-коммуникационные технологии, информатизация.
The relevance of the research is caused by the existence of global problems of information society, as well as the by the world interest in information and communication technologies development in all world. The aim of the research is to define theoretical and practical borders of information society and identify relations between information society and other types of society. Methods: the method of theoretical analysis of literature with logical and comparative analysis of the studied data. Results. The author has identified the relations between information society and post-industrial society based on the studied literature on theory of rising information society. The data obtained made it possible to determine the theoretical borders of using the notion information society and post-industrial society. Based on the modern global programs for information society development the real borders of information society was characterized. Theoretical and real views about information society were compared and as a result the divergences of theoretical knowledge and practical view on information society was identified. The author gives the expanded definition of information society for decreasing divergences.
Key words: information society, post-industrial society, knowledge society, information and communication technologies, informatization.
Современные темпы развития технологий и техники ставят ученым все новые задачи по определению типа общества, которым могло бы быть описано современное человечество. Несмотря на все разнообразие типов, выделяют некоторые общепри-
знанные, которые могут характеризовать текущие глобальные тенденции. Так, одним из распространенных типов развития является информационное общество.
Теория информационного общества появляется как результат развития теории постиндустриального общества, начавшегося в 1960-х годах.
Постиндустриальное общество - общество, в экономике которого происходит приоритетный сдвиг от производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации систем образования и повышению качества жизни, а все технические достижения зависят от развитой сферы услуг [1].
Отметим, что в данном определении одним из ключевых моментов является направление определения в сторону экономических процессов. В.И. Иноземцев в своих трудах делает следующее утверждение: «Понятие «постиндустриальное» может быть применено только для описания технологического и хозяйственного базиса современных нам обществ, но при этом оно не определяет их социальной и политической организации» [2].
Таким образом, видно, что в теории постиндустриального общества речь идет исключительно об экономике, которая основывается на развитии технологий, по этой причине термины вроде «постиндустриальное хозяйство» и «постиндустриальная экономика» можно считать аналогичными выражениями экономического смысла постиндустриализма.
Хочется отметить, что мнение считать информацию как основной фактор производства в постиндустриальном обществе может быть преувеличенным, к примеру: «Информация не может быть признана фактором, схожим по своим свойствам с землей и капиталом - важнейшими производственными ресурсами доиндустриальной и индустриальной эпох. Земля и капитал противостоят труду, т. е. деятельности, как объективные факторы. Вступая в процесс производства, они взаимодействуют с деятельностью, а по окончании его сохраняют свою вещную форму. Напротив, информация не может быть применена, не будучи осознана; таким образом, чтобы вступить в процесс производства, она должна утратить свою объективированную форму и принять форму субъективную, превратиться из информации в знания. Таким образом, основной фактор современного производства, в отличие от прежних социальных форм, оказывается неотделимым от его субъекта, и по завершении производственного процесса новые знания, полученные работником, становятся его неотъемлемым достоянием, а не возвращаются к собственнику исходной информации» [2].
Отмечая различия двух анализируемых понятий («постиндустриальное общество» и «информационное общество»), «постиндустриальное общество» остается неточно определенным в то время как, «доиндустриальная хозяйственная система» имеет вполне определенные характеристики [2]. Информационное же общество имеет теоретическое значение, хотя в нем и преобладает прикладной аспект.
Так, под информационным обществом понимается такое общество, в котором обработкой информации заняты больше людей, чем обработкой сырья и материалов [3]. Заметим, что обработка информации ставится на один уровень сравнения с обработкой сырья и материалов, то есть технологии в экономическом смысле. Таким образом, информационное общество есть такое общество, в экономику которого успешно интегрируются информационно-коммуникационные технологии, становясь частью производственных технологий. Соответственно, область знаний информационного общества ограничивается взаимодействием общества с хозяйственной сферой жизни посредством информационно-коммуникационных технологий.
В результате можно заметить взаимосвязь между понятиями «информационное общество» и «постиндустриальное общество». Понятие «информационное общество» является более узким, так как в теории рассматривается взаимодействие информационно-коммуникационных технологий в обществе, в то время как «постиндустриальное общество» рассматривает влияние технологий на общество.
Еще одной категорией развития постиндустриализма является общество знаний. Зачастую граница между понятиями «общество знаний» и «информационное общество» стирается.
Общество знаний - это динамично развивающееся общество, качественное своеобразие которого определяется действием совокупности факторов, включающей следующие:
1. Широкое осознание роли знания как условия успеха в любой сфере деятельности.
2. Наличие постоянной потребности в новых знаниях, необходимых для решения новых задач, создания новых видов продукции и услуг.
3. Эффективное функционирование систем производства знаний и передачи знаний.
4. Взаимное стимулирование предложения знаний и спроса на знания.
5. Эффективное взаимодействие в рамках организаций и общества в целых системах, производящих знание, с системами, производящими материальные продукты [4].
Трудно уловить четкую границу между обществом знаний и информационным обществом. Различия проявляются лишь в том, что «общество знаний» является производным понятием от «информационного общества», с тем отличием, что главенствующую позицию занимает знание как часть информатизации. Причем научное знание является самой ценной формой всей информации в глобальных рамках [5].
Таким образом, видна разница между тремя понятиями: «постиндустриальное общество», «информационное общество» и «общество знаний». При этом область применения каждого из направлений представлено в виде кругов Эйлера с помощью Диаграмм Венна на рис. 1. Пусть постиндустриальное общество есть множество «А», информационное общество есть множество «Б» и общество знаний есть множество «В». Под множеством будем понимать область действия.
Пересечение двух множеств «А» и «Б» обозначено «АБ», пересечение «Б» и «В» обозначено «БВ» и пересечение «А», «Б» и «В» обозначено «АБВ». При этом данные пересечения отражают общую область знаний. Поскольку область «А» является множеством «постиндустриального общества», а ранее определено, что это экономика, основанная на использовании технологий.
Область «Б» же представляет собой совокупность экономики и социальной сферы, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологиях, что отображается на диаграмме, т. к. область «Б» в некоторых местах не пересекается с областью «А». Общее же у них - экономика, базирующаяся на информационно-коммуникационных технологиях, которые являются частью понятия «технологии» постиндустриального общества.
«Общество знаний», или область «В», выходит за рамки вышеупомянутых областей, так как понятие знаний гораздо шире, однако области пересечения с «Б» заключаются в том, что социальная составляющая основанная на информационно-коммуникационных технологиях, тесно связано с социальными знаниями.
В
Рис. 1. Диаграмма области знаний разных типов обществ: А - множество «Постиндустриальное общество»;
Б - множество «Информационное общество»; В - множество «Общество знаний»
Единственная область пересечения всех трех областей, есть «АБВ», что может быть охарактеризовано как экономика общества, основанного на информационно-коммуникационных технологиях, где важна роль научных знаний.
Однако на деле термин «информационное общество» имеет несколько иной характер. Несмотря на то, что общество представляет собой совокупность людей и правильно было бы полагать, что некоторые изменения в обществе приводят к ее информатизации. Сегодня же информационное общество представляет собой целевые государственные программы, которые прямым или косвенным способом должны увеличить уровень информатизации общества.
По-прежнему основой для повышения уровня информатизации являются информационно-коммуникационные технологии. Заметим, что в данном вопросе уровень информатизации является неограниченным сверху, то есть невозможно достичь совершенного информационного общества.
Первая попытка объединить принципы, которые бы способствовали повышению информатизации общества состоялась в 2000 г. в Японии, на о. Окинава, где проводилась встреча «Большой восьмерки» по вопросам информационного общества. Результатом данной встречи было подписана Окинавская хартия глобального информационного общества [6].
Информационно-коммуникационные технологии являются приоритетным направлением в развитии современного общества, по этой причине стимулирование информационно-коммуникационных технологий должно происходить не только в рамках отдельных государств, но и во всем мире в целом. Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий повышают эффективность работы экономических систем, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост. В рамках подписанной Хартии выделяются следующие основные направления по улучшению информатизации государств:
1. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует улучшению качества принимаемых решений на уровне государства. Новые методы обработки и хранения информации позволяют проводить непрерывную оценку макроэкономической ситуации государства.
2. Открытость информации обо всех участниках хозяйственной деятельности должна способствовать улучшению деловой активности, что может быть осуществлено благодаря проведению экономических реформ, направленных на использовании нововведений в области экономического регулирования.
3. Повышение уровня доступности информационных сетей, которые бы давали быстрый и повсеместный доступ, который бы отвечал требованиям безопасности и экономичности, основанных на конкурентном рынке интернет-услуг.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий на государственном уровне должно способствовать повышению качества предоставляемых государственных услуг. Ключевым аспектом является обращение к власти для всех граждан в реальном времени.
5. Повышение уровня образования в области информационно-коммуникационных технологий.
В целях повышения роли информационно-коммуникационных технологий в жизни людей требуется обеспечить возможность приобретения новейших разработок в области коммуникаций во всем мире. Для этого требуется развивать конкуренцию среди предприятий, являющихся производителями телекоммуникационных устройств, а также всех видов услуг, связанными с этими устройствами.
Безопасность информации должна обеспечиваться посредством лицензирования программного обеспечения и принуждением покупки именно лицензированных копий, для этого требуется слаженная работа органов по защите прав интеллектуальной собственности.
Немаловажным для развития принципов информационного общества является свободная торговля товарами и услугами в области информационно-коммуникационных технологий. В этих целях требуется либерализация процесса торговли между разными государствами. Однако для достижения максимальной эффективности требуется слаженное участие многих государств по созданию единых торговых межгосударственных правил.
Позднее, 29 января 2002 г., Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010), целью которой стало повышение взаимосвязи государства и граждан посредством открытия доступа к информации о деятельности органов власти, а также повышение эффективности осуществления государственных и муниципальных услуг [7].
Задачей «Электронной России» стало обеспечение перехода предоставления государственных и муниципальных услуг на электронную платформу, развитие электронной инфраструктуры взаимодействия государства и общества. Еще одной важной задачей является повышение управленческого потенциала государства посредством внедрения элементов электронного правительства.
По результатам выполнения целевой программы были реализованы следующие важнейшие составляющие информационного общества:
1. Внедрена единая федеральная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» [8].
2. Создана единая система межведомственного взаимодействия посредством электронных коммуникационных технологий [9].
3. Реализован официальный веб-сайт Российской Федерации в целях размещения информации о проведении торгов по продаже различного вида имущества [10].
4. Внедрена единая вертикально-интегрированная государственная автоматизированная информационная система «Управление» [11].
5. Создан и внедрен программно-аппаратный комплекс, который позволяет проводить регистрацию, резервирование и хранение истории проведения аукционов в электронном виде.
6. Внедрен программно-технический комплекс, который обеспечивает реализацию государственных и муниципальных услуг в электронном виде через центры общественного доступа.
7. Создана информационная система поддержки использования фонда планирования и программ информатизации государственных органов власти.
8. Создана система, которая удостоверяет причастность той или иной информационной системы к системе электронного правительства.
12 декабря 2003 года произошла Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве. В результате проведения данной встречи была подписана декларация принципов построения информационного общества [12]. В отличие от предыдущих попыток определения принципов эффективного наращивания информатизации, данная декларация несколько отличается. В основе, по-прежнему, лежат информационно-коммуникационные технологии, которые являются инструментом повышения уровня информатизации, а не целью развития общества. Однако явным отличием выступает всеобщность влияния информационного общества. В частности, в принципах декларируется, что научные знания играют центральную роль в развитии информатизации общества, а процессы образования, получения знаний являются ключевыми в формировании личности.
Так, одним из важнейших принципов информационного общества является доступ к информации, однако Женевская декларация расширяет данный принцип до уровня знаний. Помимо обычного предоставления доступа к сетям Интернет всех жителей планеты, добавляется и образование населения, повышение интенсивности научного прогресса, повышения числа занятого населения, повышение роли инновационной деятельности. Все это становится возможным благодаря всеобщему и равноправному доступу к научным знаниям в глобальных сетях.
Процесс роста информатизации осуществляется не только за счет того, что появляется новое поколение, которое способно разобраться в устройстве работы новых информационно-коммуникационных технологий, но и за счет предоставления возможностей обучиться этим знаниям остальному населению.
Основой информационного общества согласно декларации являются этические нормы. Под такими нормами понимается справедливость, равенство, свобода, терпимость, коллективная ответственность и бережное отношение к природе.
Самым актуальным документом, подтверждающим развитие информационного общества, является постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)"» [13]. Цель данной программы сформулирована как повышение качества жизни за счет использования информационно-коммуникационных технологий. Другими словами, область применения крайне широка. Задачами являются развитие технических возможностей населения, а также предоставление услуг по использованию информационно-коммуникационных технологий. Однако отдельной задачей выделено предупреждение угроз в результате становления информационного общества.
Стоит отметить, что с данной программой связан ряд подпрограмм.
Первая имеет название «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе». Предназначена она для улучшения работоспособности всех информационно-коммуникационных технологий на территории страны.
Вторая подпрограмма «Информационная среда» включает в себя задачи получения гражданами всей самой актуальной информации, а также для ведения государственной пропаганды идей о здоровом образе жизни, социальной ответственности граждан и семейных, культурных, нравственных ценностях. Помимо этого, данная подпрограмма занимается обеспечением сохранности имеющихся информационных ресурсов и поддержанием их работы.
Третья подпрограмма занимается безопасностью в информационном обществе. Защита информации происходит как по направлениям защиты от утечек информации, так нераспространению информации связанной с терроризмом, насилием и экстремизмом.
Четвертая подпрограмма, по сути, является новой версией Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)». «Информационное государство» отличается лишь тем, что задачи несколько расширились. Дополнительно происходит развитие не только взаимодействия органов государственной власти и граждан, но и органов здравоохранения, образования, культуры.
Из всего вышесказанного можно отметить, что развитие информационного общества в рамках экономической системы склонно к расширению области применения понятия «информационное общество». Напомним, что определение информационного общества захватывает прежде всего экономическую сферу общества. Можно заметить, что в прикладном аспекте информационное общество не занимается исключительно экономическими вопросами, а область использования понятия «информационное общество» в действительности крайне широка.
Если связать теоретическое понимание информационного общества и прикладное, то получается, что «постиндустриальное общество» не эквивалентно прикладному смыслу информационного общества. «Информационное общество» подходит лишь под использование информационно-коммуникационных технологий, но по-прежнему не рассматривает вопросы, не связанные с экономикой. «Общество знаний» полностью может быть включено в действительное понимание информационного общества, однако не полностью раскроет его суть, по этой причине из вышеперечисленных определений ни одно не подходит в качестве фактического информационного общества.
Можно также отметить, что напрямую к экономике ни один из данных документов не имеет отношения, за исключением разве что поддержания высокого уровня конкуренции в области информационно-коммуникационных услуг, что способствует развитию данного рынка. Также отметим, что в программе «Электронная Россия» была реализована информационная система, обеспечивающая информацией о результатах торгов разным видом имущества. Разработка и регулирование новых областей деятельности, возникающих в результате внедрения информационно-коммуникационных технологий в данных программах не рассматривается, хотя многие из данных направлений могут стать стратегически важными для развития информационного общества.
Для того чтобы теоретический смысл понятия «информационное общество» совпадал с прикладным, данное понятие следует расширить. Если информационное общество понимать как общество, которое основано на использовании информационно-коммуникационных технологий, в котором все больше возрастает роль информации и знаний, что способствует глобальному изменению всех сфер деятельности человека, то разрыв между теорией и практикой значительно снизится.
Заключение
Несмотря на интуитивное понимание значения термина «информационное общество», выявить на практике его феномены и отделить от смежных понятий достаточ-
но сложно. Границы использования данного понятия иногда размываются и сказать точно, что определенный процесс или событие подлежит рассмотрению через призму информационного общества, становится затруднительным. Так или иначе теория информационного общества тесно связана с постиндустриальной теорией.
Постиндустриальное общество является наиболее широким определением общества в целом, поскольку включает в себя все основные, обобщенные идеи возникновения нового типа общества. «Информационное общество», в свою очередь, является более специализированным термином, отражающим в первую очередь экономическую важность нового типа общества, направленного на обработку, хранение и передачу информации посредством использования информационно-коммуникационных технологий. При этом информация становится новым ресурсом экономических отношений. Так, теоретическая граница понятия «информационное общество» представляется в виде экономических отношений, которые основываются на использовании информационно-коммуникационных технологий.
Иногда «информационное общество» и «общество знаний» сливаются по смыслу, а грань между ними становится неразличимой. Так, «общество знаний» - это не такое экономическое общество, в котором используются информационно-коммуникационные технологии, но общество, в котором приоритетным становятся знания, основанные на научных исследованиях, при том, что для информационного общества достаточно простой репродукции этих знаний.
Несмотря на теоретическое понимание, реалии информационного общества становятся несколько иными. Под информационным обществом понимается не экономический пласт общества, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий, а скорее социальный, политический, культурный пласты этого общества. Конечно, все эти категории тесно связаны друг с другом и изменения в одной из них производит изменения в других, но тем не менее понимание информационного общества в реальности сильно отличается от «информационного общества» в теории.
Когда сегодня говорят об информационном обществе, понимают такое общество, в котором благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий происходят качественные изменения всех сфер жизни человека. Ключевым, но не основным моментом в формировании информационного общества являются знания, основанные на научных исследованиях, а сама процедура образования обеспечивает возможность получения этих знаний.
Таким образом, нами обнаружен разрыв, предполагающий то, что теоретического понимания информационного общества не хватает для определения типа общества, которое понимается под информационным обществом в прикладном смысле. Этот разрыв подлежит устранению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 1999. - 956 с.
2. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и «постиндустриальное» общество // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 140-152.
3. Богомолов А.И. Модели, стандарты и технологии взаимодействия в информационном обществе. -М.: Финакадемия, 2010. - 167 с.
4. Алексеева И.Ю. Общество знаний и гуманитарные технологии // Философия науки и техники. -2011. - Т. 16. - № 1. - С. 274-279.
5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - 287 с.
6. Okinawa Charter on Global Information Society. URL: http://www.mofa.go.jp/policy/economy/summit/2000/pdfs/charter.pdf (дата обращения 15.07.2017).
7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/ (дата обращения: 15.07.2017).
8. Единая система идентификации и аутентификации. Руководство пользователя. Версия 2.25 // Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). URL: http://minsvyaz.ru/ru / documents/4240 (дата обращения: 15.07.2017).
9. О компании Электронные офисные системы // ЭОС. URL: https://www.eos.ru/eos_about (дата обращения: 15.07.2017).
10. Об утверждении регламента официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru: приказ от 3.06.2015 № 195 // Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. URL: https://torgi.gov.ru/reglament.html (дата обращения: 15.07.2017).
11. Информация о ГАС «Управление» // Государственная автоматизированная информационная система «Управление». URL: http://gasu.gov.ru/about (дата обращения: 15.07.2017).
12. Declaration of Principles. World summit on the information society. Geneva 12 December 2003. URL: http://www.itu.int/net/wsis/docs/geneva/official/dop.html (дата обращения: 15.07.2017).
13. Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313. URL: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4137/#tdocumentcontent (дата обращения: 15.07.2017).
REFERENCES
1. Bell D. Gryadushchee postindustialnoe obshchestvo. Opyt sotsialnogo prognozirovaniya [The coming postindustrial society: a venture of social forecasting]. Moscow, Academia Publ., 1999. 956 p.
2. Inozemtsev V.L. Postindustrialnoe khozyaystvo i «postindustrialnoe» obshchestvo [Post-industrial economy and «post-industrial» society]. Social science and modernity, 2001, no. 3, pp. 140-152.
3. Bogomolov A.I. Modeli, standarty i tekhnologii vzaimodeystviya v informatsionnom obshchestve [Models, standards and technologies of interaction in information society]. Moscow, Finakademiya Publ., 2010. 167 p.
4. Alekseeva I.Yu. Obshchestvo znaniy i gumanitarnye tekhnologii [Knowledge society and humanitarian technologies]. Philosophy of science and technology, 2011, vol. 16, no. 1, pp. 274-279.
5. Rakitov A.I. Filosofiya kompyuternoy revolyutsii [Philosophy of computer revolution]. Moscow, Politizdat Publ., 1991. 287 p.
6. Okinawa Charter on Global Information Society. Available at: http://www.mofa.go.jp/policy/economy/ summit/2000/pdfs/charter.pdf (accessed 15.07.2017).
7. Federalnaya tselevaya programma «Elektronnaya Rossiya (2002-2010 gody)» [Federal target program «Electronic Russia (2002-2010 years)»]. Available at: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/ (accessed 15 July 2017).
8. Edinaya Sistema identifikatsii i autotentifikatsii. Rukovodstvo polzovatelya. Versiya 2.25 [Unified identification and authentication system. User guide. Version 2.25]. Ediny portal gosudarstvennykh i munitsipal-nykh uslug (funktsiy). Available at: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4240 (accessed 15 July 2017).
9. O kompanii Elektronnye ofisnye sistemy [About the company Electronic office systems]. EOS. Available at: https://www.eos.ru/eos_about (accessed 15 July 2017).
10. Ob utverzhdenii reglamenta ofitsialnogo sayta Rossiyskoy Federatsii v informatsionno-telekommunikatsionnoy seti "Internet" dlya razmeshcheniya informatsii o provedenii torgov po adresu www.torgi.gov.ru. Prikaz ot 03.06.2017 no. 195 [On the approval of the regulations of the official website of the Russian Federation in the information and telecommunications network «Internet» to post information about the bidding at www.torgi.gov.ru: Order of 3.06.2015 No. 195]. Ofitsialniy sayt Rossiyskoy Federatsii dlya razmeshcheniya informatsii o provedenii torgov. Available at: https://torgi.gov.ru/reglament.html (accessed 15 July 2017).
11. Informatsiya o GAS «Upravlenie» [Information about SAS «Management»]. Gosudarstvennaya avtomatiziro-vannaya informatsionnaya Sistema «Upravlenie». Available at: http://gasu.gov.ru/about (accessed 15 July 2017).
12. Declaration of Principles. World summit on the information society. Geneva 12 December 2003. Available at: http://www.itu.int/net/wsis/docs/geneva/official/dop.html (accessed 15.07.2017).
13. Ob utverzhdenii gosudarstvennoyprogrammy «Informatsionnoe obshchestvo (2011-2020gody)» [Decree of the Government of the Russian Federation «On approval of the state program "Information Society (2011-2020 years)"» from 15 April 2014. No. 313]. Available at: http://minsvyaz.ru/ru/documents/4137/#tdocumentcontent (accessed 15 July 2017).
Дата поступления 10.08.2017 г.