Научная статья на тему 'Грани проблемы определения эпистемологического статуса экономической теории образования'

Грани проблемы определения эпистемологического статуса экономической теории образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC THEORY OF EDUCATION / EPISTEMOLOGY / ECONOMICS OF EDUCATION / PHILOSOPHY OF ECONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекмарев В. В.

В статье развиваются взгляды автора на место экономической теории образования в системе экономического знания с позиции философии экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISES AND FAILURES OF THE EPISTEMOLOGIC STATUS IN ECONOMICS OF EDUCATION

The article develops the authors views on the place of the economic theory of education in the system of economic knowledge from the perspective of philosophy of economics.

Текст научной работы на тему «Грани проблемы определения эпистемологического статуса экономической теории образования»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

удк 33:37:00

В.В.Чекмарев

ГРАНИ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье развиваются взгляды автора на место экономической теории образования в системе экономического знания с позиции философии экономики.

Ключевые слова: Экономическая теория образования, эпистемология, экономика образования, философия экономики.

В 2008 году в журнале «Экономика образования» (издается с 1999 года) была опубликована моя статья, в которой была осуществлена постановка проблемы о целесообразности различения экономики образования и экономической теории образования [17,с.68-71]. С публикации этой статьи в журнале появилась соответствующая рубрика. За пять с половиной лет в рубрике «Экономическая теория образования» опубликовано 58 статей 80 авторов, включая зарубежных.

Однако при наличии интереса к экономической теории образования (ЭТО) какого-либо целостного взгляда на ее роль и рамки пока еще не сформулировано. В немалой степени, как можно полагать, этому препятствует отсутствие философского основания ЭТО.

Рядом авторов исследуются проблемы относимые ими к философии экономики [7;9; 10; 11; 14; 16]. Другие исследователи анализируют проблемы философии образования [5;6;13;18]. А вот эпистемологический статус ЭТО в работах и тех и других не определен. Очевидно, что и сама эпистемология, сегодня вступает в новую фазу развития [20, с. 3].

Эпистемология (теория познания) эволюционирует и в рамках проблемы понимания эволюции образования. Эволюцию понимания образования И.В.Бестужев-Лада характеризует как проблемную ситуацию в сфереобразования [4. с. 18-27]. С его высказывания прошло десять лет, а проблемная ситуация продолжает здравствовать. Более того, понимание и экономики образования зачастую сводится только к вопросам финансирования. Так достаточно известный среди специалистов по экономике образования доктор экономических наук С.А.Беля-ков в работах являющихся учебными пособиями по дисциплине, большую часть своих материалов посвящает именно вопросам финансирования. [2,3].

В.А.Канке, автор ряда учебных пособий по философии для экономистов, лишь единожды упоминает об эпистемологии, трактуя последнюю как философскую дисциплину «о процессе роста научного знания» [10, с. 381]. Чуть больше внимания эписте-

мологии с позиции экономической науки уделяет

А.Г. Войтов [8]. А один из самых заметно растущих российских экономистов, обладающий фундаментальными знаниями, О.С Сухарев эпистемологии в экономической науке вообще не оставляет места

[15].

В связи с вышеозначенным не могу не высказать, хотя бы тезисно, свою собственную позицию по эволюционированию эпистемологии и образования.

Начну с эпистемологии как с теории познания. [19, с. 121.].Дональд Т.Кэмпбэлл цитирует Георга Зиммеля: «Уже некоторое время принято считать, что человеческое знание развивалось из практических нужд сохранения и поддержания жизни. При этом все исходят из такого подразумеваемого предположения: существует объективная истина, на содержание которой никак не влияют практические потребности познающего. Эта истина познается только из-за своей полезности, потому что правильные понятия приносят больше пользы, чем неправильные. Этот взгляд присущ разным эпистемологическим школам - и реализму, где знание означает неизбежный прорыв к (grasping of) абсолютной реальности, и идеализму, где знанием управляют априорные формы мышления». Исходя из приведенного суждения можно утверждать, что эволюция эпистемологии предстает как эволюционная эпистемология. Такой подход позволяет прогнозировать эволюцию эпистемологии в исторической перспективе. И одно из направлений эволюции, на мой взгляд, заключается в расширении поля приложения эпистемологии и установления новыхвзаимосвязей с социальными науками. Именно это направление делает возможным определение эпистемологического статуса экономической теории образования.

Теперь об эволюционировании образования. В 2012 году в России функционировало 662 государственных и 474 частных вуза, а также чуть более 1600 региональных филиалов. Из них порядка тысячи -это филиалы госвузов и около 600 - филиалы частных вузов. Из 662 госвузов чуть больше половины аффилированы с Министерством образования и

80

© В.В.Чекмарев, 2013

науки, а другие госвузы находятся под юрисдикцией 22 других министерств и ведомств. Всего в вузах обучается 7,4 млн. студентов ( них 17% являются студентами частных вузов).

Приведенные статданные позволяют указать на эволюцию высшего профессионального образования. А если подчеркнуть, что на очных отделениях обучается 45% студентов, на заочных 41% (остальные дистанционно),то направление идущей эволюции вряд ли можно оценить как прогрессивное. В работе Г Андрущако, Я. Кузьминова и М. Юдкевич подробно изложены проблемы эволюции образования на примере высшего профессионального образования [1, с. 79-113].Среди исследовательского поля указанных авторов значительное место занимают и проблемы экономики образования, которые правомерно, на мой взгляд, можно отнести к предмету экономической теории образования. Это проблемы платности и бесплатности, эффективных контрактов между вузами и ППС, квалификации и имбридинга.

Итак, вышеотмеченное позволяет указать на необходимость инстуционализации экономической теории образования в системе экономических наук и дальнейшего ее развития.

Библиографический список

1. Андрущак Г., Кузьминов Я, Юдкевич М. Меняющаяся реальность: российское высшее образование и академическая профессия/Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США /под ред. Ф.Альтбаха и др. -М.: Издательский дом ВШЭ, 2013. - 247 с.

2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования /С.А.Беляков. - М.: ГУ - ВШЭ, 2002. -338 с.

3. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования / С.А. Беляков - М.: МАК Пресс, 2007.

- 424 с.

4. Бестужев -Лада И.В. Проблемная ситуация в сфере образования и пути ее решения// Актуальные проблемы образования / науч. ред. Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко.-М:Реглант,2003. - 232 с.

5. Булдаков С.К. Образование: цели, идеи, методология / С.К.Булдаков. - Кострома: Издательство КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000. -180 с.

6. Булдаков С.К. Философия образования /

С.К. Булдаков, А.И Субетто. - СПб. :Изд-во «Аете-рион», 2002.- 408 с.

7. Войтов А.Г. Проблемы методологии экономической науки /А.Г. Войтов. - М.,Раритет, 2013. - 356 с.

8. Войтов А.Г. Наука о науке. Философия. Метанаука Эпистемология /А.Г. Войтов. - М., Эндемик, 2010. - 458 с.

9. Канке В.А. Философия для экономистов / В.А. Канке. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. - 411с.

10. Канке В.А. Философия для экономической науки / В.А.Канке. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 384 с.

11. Карамова О.В. Философия, история и методология экономической науки / О.В.Карамова

- М.: Компания Спутник, 2007. - 208 с.

12. Розин В.М. Философия образования /

В.М. Розин, С.К. Булдаков. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова,1999. - 284 с.

13. СамсинА.И. Основы философии экономики/ А.И. Самсин. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 271 с.

14. Сухарев О.С. Методология и возможности экономической науки / О.С. Сухарев. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2013. -368с.

15. Сычев Н.В. Философские аспекты политической экономии / Н.В.Сычев - Жуковский: МИН ЛИНК, 2004. -320с.

16. Чекмарев В.В. Экономическая теория образования: постановка проблемы / В.В.Чекмарев //Экономика образования, 2008. .№2. - С.68-71.

17. Чекмарев В.В. Сфера образования в экономическом пространстве / В.В.Чекмарев //Экономика образования, 2009. .№1. - С.ЗЗ-34.

18. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук : Карл Поппер и его критика / Пер. с англ. Д.Г. Лахути; вступ.статья и общ.ред. В.Н. Садовского. - М.:Эдитория УРСС, 200???. - 464 с.

19. Эпистемология перспективы развития /отв. ред. В.А.Лекторский. - М.:Изд-во «Канон» РООИ «Реабилитация», 2012. - 536 с.

Chekmarev V.V

PROMISES AND FAILURES OF THE EPISTEMOLOGIC STATUS IN ECONOMICS OF

EDUCATION

The article develops the author s views on the place of the economic theory ofeducation in the system of economic knowledge from the perspective of philosophy of economics.

Keywords: economic theory of education, epistemology, economics of education, philosophy of economics.

Экономика образования ♦ № 3, 2013

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.