Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение
2016. Вып. 4 (66). С. 105-120
Носачев Павел Георгиевич, канд. филос. наук, НИУ ВШЭ, ПСТГУ pavel_nosachev@bk.ru
Грани междисциплинарности:
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАПАДНОГО ЭЗОТЕРИЗМА
и Culture Studies
П. Г. Носачев
Междисциплинарные исследования уже достаточно давно стали неотъемлемой частью современной науки, при этом в сфере религиоведения и исследований западного эзоте-ризма они все еще не получили достаточно широкого распространения. В статье широко известная методология исследования культурного продукта, разработанная бирмингемской школой cultural sudies, применяется к реалиям западного эзотеризма. Объектом нашего исследования избран распространенный в крайне правом спектре эзотерических учений миф об эзотерическом (точнее инопланетном) бэкграунде Третьего рейха, широко популяризировавшийся после 50-х гг. через работы В. Лэндига, М. Серрано и других идеологов правого эзотеризма. Примечательно, что начиная с 60-х гг. эти идеи нашли отражение не только в кругах адептов соответствующих учений, но и в массовой фантастической литературе, а чуть позже этот сюжет стал общим приемом кинематографической и компьютерной индустрии. Таким образом, направленная на узкий круг адептов идея, трансформировавшись, стала неотъемлемой частью массовой культуры. На примере генезиса, целевой аудитории, условий его развития и распространения в статье демонстрируется вся сложность и необычность процесса усвоения массовой культурой мифологем, рожденных в эзотерической среде.
Междисциплинарные исследования стали распространенной практикой в научной деятельности конца XX — начала XXI в. Благодаря плодотворному взаимообмену различных отраслей и сфер научного знания стали формироваться новые подходы к осмыслению сложных вопросов, стоящих перед наукой, выработалась оригинальная методология исследования, совмещающая в себе достижения различных наук. Религиоведение в данном случае не стало исключением, достаточно упомянуть популярность социологических исследований в современном изучении религии и появившуюся сравнительно недавно отдельную отрасль в религиоведении — когнитивное религиоведение (совместившее в себе достижения исследований религии и последние психологические теории). При этом, несмотря на немалый интерес к рассмотрению религии через призму культуры1, можно отметить сравнительно малое обращение религиоведов к наработкам современных культурологических теорий. Пожалуй, самой известной
1 Упомянем здесь лишь работы, посвященные теме «lived religion» и роли материальности в религии: Morgan D. The Embodied Eye: Religious Visual Culture and the Social Life of Feeling. Oakland, 2012; HallD. Lived Religion in America: Toward a History of Practice. Princeton, 1997.
в религиоведческих кругах является методология структурализма и следующего за ним постструктурализма, широко распространившаяся после работ Клода Леви-Стросса и Мишеля Фуко.
Следует отметить, что во многом благодаря развитию междисциплинарных исследований смогла возникнуть и сфера изучения такого, ранее игнорируемого, феномена, как западный эзотеризм2. Сам предмет исследований в данной сфере неоднозначен, можно с уверенностью сказать, что феномен западного эзотеризма совмещает в себе черты религии, культуры, философии и даже проблематику естественных наук3, поэтому при его исследовании обращение к междисциплинарным методам является более чем оправданным. При этом исследователи западного эзотеризма нечасто использовали в своих трудах инструментарий из сферы наук о культуре. Чаще всего при изучении влияния эзотеризма на культуру и культуры на эзотеризм исследователи прибегали к социологическим теориям. Так возникла широко известная и получившая признание концепция «оккультуры» Кристофера Партриджа4. Пожалуй, наиболее цельной попыткой спроецировать постструктуралистские подходы к исследованию культуры в сферу западного эзотеризма стали работы Куко фон Штукрада, ставящие своей целью построить изучение эзотеризма на основании проблематики дискурсов Мишеля Фуко5. Безусловно, теоретическое наследие постструктурализма играет значительную роль в современном гуманитарном знании, в отечественной науке в особенности теории постструктуралистов стали синонимом современной культурологии. Несмотря на это, такая фиксированность на одном методологическом аппарате и зачастую полное игнорирование других, сложившихся и признанных в современном гуманитарном знании, сильно обедняет возможности применения междисциплинарности. В исследовании культуры, как и в иных сферах науки, существует многообразие современных теорий, рассматривающих отдельные проявления культуры, механизмы ее функционирования и специфику. Концепции постструктуралистов вписаны в это многообразие как важная часть, не претендующая на звание целого. Среди других не менее важных направлений исследования культуры можно выделить англо-американский подход, известный под названием «culture studies», или культурные исследова-
2 Под западным эзотеризмом здесь мы понимаем особый культурный феномен, берущий начало в синкретизме эпохи Возрождения и проявляющий себя в различных формах (масонство, каббала, алхимия, герметизм и т. п.) в западной культуре вплоть до сего дня. Подробнее об этом см.: Hanegraaff W Esoterica // Dictionary of gnosis and western esotericism. Leiden, 2006. P. 336—340. Об истории исследований эзотеризма см.: «Отреченное знание» изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: Историко-аналитическое исследование. М., 2015.
3 Работ, описывающих сочетание всех этих аспектов, немало, см., например, классический труд: Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.
4 См.: Partridge C. The Re-Enchantment of the West. L., 2004. Vol. 1; 2005. Vol. 2.
5 Свои идеи Штукрад выразил в двух трудах: Stuckrad K. von. Locations of Knowledge in Medieval and Early Modern Europe: Esoteric Discourse and Western Identities. Leiden, 2010; The Scientification of Religion: A Historical Study of Discursive Change, 1800-2000. B., 2014. С методологической точки зрения особенно ценным представляется введение к последней работе, где автор последовательно обосновывает выбор именно постструктуралистской методологии (см. с. 1-21).
ния6, именно его наработки мы бы хотели применить в исследовании отдельного аспекта западного эзотеризма. Преследуя эту цель, мы одновременно хотим продемонстрировать специфику современных исследований культуры, осветить мифологию крайне правого спектра эзотерических течений и определить эвристическую значимость проецирования методологии исследования культуры на религиоведческий материал.
Culture studies
Поскольку наш текст не является введением в проблематику культурных исследований7, то далее мы очертим лишь наиболее важный для нашей темы аспект. История культурных исследований начиналась в 1964 г., когда Стюарт Холл и ряд его коллег организовали «Центр современных культурных исследований» (The center for the contemporary culture studies) в Бирмингемском университете, этот центр просуществовал до начала двухтысячных годов, расширяя и популяризируя наработки Холла и его последователей. Правда, сам Стюарт Холл по личным причинам в 1979 г. покинул Центр и перешел в Открытый университет, специализировавшийся на дополнительном образовании и ставший вторым, после Бримингемского центра, оплотом культурных исследований, в рамках которого получил развитие целый ряд проектов в изучении культуры, в частности была разработана интересующая нас модель «циркуляции культурного продукта».
С проектом Фуко и других постструктуралистов culture studies роднят политические основания. Как и Фуко, Холл и его коллеги по убеждениям были интеллектуалами левого политического спектра, расценивавшими все формы культуры как проявления форм власти. Как замечает В. А. Куренной, «культура для культурных исследований не является чем-то нейтральным и мирным. Она продуцирует и репродуцирует политические и социальные идентичности, которые могут в определенной ситуации конвертироваться в прямой политический конфликт»8. В. А. Куренной и другие исследователи рассматривают проект культурных исследований как форму разворачивания марксистской философии «базиса и надстройки» в сферу культуры. По крайней мере, такая ситуация характерна для раннего этапа развития исследований, поздний их период, очерчиваемый рамками конца 80-х — 90-ми годами, обусловлен меньшей политизацией и большей ориентировкой на описание мира культуры, при этом все же общее направление исследований, заданное изначально политическими пристрастиями, заметно и в нем.
Главной целью культурных исследований стал принцип остранения культуры, трансформирующий привычный универсум созданного человеком мира артефактов в арену борьбы социальных и политических процессов, воздействую-
6 Здесь мы используем устоявшийся в российской науке перевод термина «culture studies», хотя многие авторы предпочитают оставлять английский термин без перевода.
7 На русском языке эта задача уже была выполнена В. А. Куренным (Куренной В. А. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Логос. 2012. № 1. С. 14-79).
8 Там же. С. 18.
щих на человека и определяющих его жизнь через очевидные и, казалось бы, безобидные аспекты повседневности. Культурные исследования, как отмечают исследователи, «занимаются всеми теми практиками, институтами и системами классификации, посредством которых населению прививаются определенные ценности, верования, способности, рутинные жизненные практики и привычные формы поведения»9. Таким образом, культура становится сферой подозрения, сферой того, в чем необходимо постоянно усматривать двойное дно, что необходимо дешифровывать. Поскольку преимущественно повседневность является для человека миром его обыденной жизни, то именно на культуру повседневности, формы массовой культуры, субкультурные движения в первую очередь и был направлен вектор исследования Холла, его коллег и учеников. Следствием такого вектора была идея уничтожения границы между «низким» и «высоким» типами культуры, поскольку в их основе лежат одни и те же принципы, равно как нет разницы в их роли в жизни человека и общества.
В методологическом плане культурные исследования использовали различные стратегии, опираясь на антропологические, семиотические и герменевтические теории. В частности, в рамках Открытого университета Холл и его коллеги, как уже упоминалось, разрабатывали модель «циркуляции культуры», призванную стать универсальным механизмом описания существования любого артефакта в пространстве культуры. По мнению некоторых ученых, именно эта модель стала самой эвристически значимой разработкой из всех созданных школой Холла. Ее мы и планируем взять как основной инструментарий для анализа реалий из сферы западного эзотеризма, поэтому остановимся на ней подробнее.
В 1997 г. Холл и его коллеги выпустили серию монографий10, в которых с разных сторон раскрывалась модель циркуляции культурного продукта. Самой известной из них стала работа, посвященная плееру Sony Walkman11, в которой на примере отдельного артефакта рассматривались все этапы циркуляции его в культуре. Все книги серии были написаны как учебные пособия, поэтому с максимальной ясностью и доступностью раскрывали суть модели. Случай Walkman был осознанно выбран как типичный для современности, наиболее показательный и простой для анализа, при этом авторы утверждали, что разработанная ими модель применима к любому культурному продукту, будь то предмет, образ или идея. Долгое время исследователи культуры считали, что важнейшей характеристикой любого культурного объекта являются условия его возникновения, исследователи из Открытого университета обосновали идею, что существование артефакта в культуре — динамичный процесс, описываемый рядом неотъемлемых фаз: репрезентация (как объект представлен в поле культуры), идентичность (как объект конституирует социальную идентичность), производство (как объект возникает), потребление (каковы способы потребления объекта) и регу-
9 Куренной. Исследовательская и политическая программа культурных исследований. С. 14-79.
10 Серия включала в себя шесть книг, вышедших в лондонском издательстве «Sage Publications».
11 Du Gay P., HallS. The Story of the Sony Walkman. L., 1997.
ляция (какие институциональные условия определяют его циркуляцию). Графически модель циркуляции выглядит следующим образом12:
The circuit of culture
Только после полного описания всех пяти аспектов процесса можно говорить об исследовании того или иного объекта. При этом модель циркуляции, как следует из названия, не является линейной моделью, она представляет собой многовариантный процесс, в котором каждый из аспектов трансформируется под воздействием других, условия потребления меняются под влиянием создаваемой идентичности, репрезентация изменяется из-за условий производства и т. п. В случае с Walkman репрезентацией становится способ его рекламы; идентичностью — тот образ его потребителя, который, с одной стороны, задается этой рекламой, а с другой — формируется сам по себе в процессе его использования; условиями производства будет специфика устроения японской корпорации и особое отношение в ней к производимому товару; потребление будет напрямую связано и определяемо условиями формируемой идентичности; а регуляция выражаться способами экономического и налогового контроля.
Итак, кратко описав историю культурных исследований и интересующую нас модель, скажем несколько слов и о причинах, побудивших нас обратиться именно к ним. Во-первых, представляет интерес определенная близость самого проекта культурных исследований с проектом изучения западного эзотеризма13.
12 Эта схема воспроизведена в работе: Du Gay, Hall. Op. cit. P. 3.
13 И проект Холла, и деятельность первых институций, исследовавших эзотеризм (Эра-нос, кафедра в Амстердаме), существовали на деньги частного капитала, в обоих случаях целью стала переоценка очевидной ситуации в сфере культуры, можно сказать, что остранение
Во-вторых, проект Холла был направлен преимущественно на исследование массовой культуры, а этот аспект в рассмотрении эзотеризма, несмотря на усилия К. Партриджа, все еще остается плохо изученным. В-третьих, модель циркуляции культурного продукта предстает наиболее методологически выверенной, удобной для применения и четкой, в отличие от размытых, открытых для широкой интерпретации теорий постструктуралистов.
Эзотеризм правого спектра
Определившись с методологией, нужно разобраться и с материалом для исследования. Сфера западного эзотеризма огромна, поэтому нужно максимально сузить предполагаемое поле. С точки зрения экономичности исследования, объектом должен быть сюжет или мифологема, существующие в массовой культуре и имеющие своим истоком эзотеризм. Таких сюжетов огромное количество, достаточно упомянуть лишь гороскопы, поэтому чем более короткой историей он будет обладать, тем лучше для проведения корректного исследования. На наш взгляд, лучшим сюжетом такого плана будет мифологема о связи неопознанных летательных аппаратов с эзотерическими обществами Третьего рейха. Экстравагантность и нестандартность этого сюжета и обеспечивает удобство его вычленения из многообразного поля культуры, поэтому в исследовательском контексте это самый удобный материал.
С точки зрения исследования эзотеризма этот сюжет относится к правому спектру эзотерических учений, получивших широкое распространение в первой половине XX в. и претерпевших значительную трансформацию во второй его половине. Эзотерические учения правого спектра можно определить как движения, которые прямо или косвенно связаны с националистическими, фашистскими или квазифашистскими идеологиями, ключевым пунктом которых является полное неприятие современности, включающее и отрицание политических движений социалистического или либерального толка. К таким движениям можно отнести: весь спектр интегрального традиционализма14, который отчасти напрямую (в лице Ю. Эволы), отчасти косвенно (в лице Р. Генона) был связан с правой идеологией; ариософские движения в предвоенной Германии15; эзотерический гитлеризм, распространившийся после Второй мировой войны и представленный в первую очередь работами Савитри Деви (Savitri Devi) и Мигеля Серрано (Miguel Serrano)16. Именно в последней форме правого эзотериз-
стало главной неартикулированной стратегией в современном исследовании эзотеризма, ведь именно через его призму известные ранее феномены философии, религии, науки предстают в ином, порой радикально новом свете.
14 Подробнее об интегральном традиционализме см.: Сэджвик М. Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М., 2014.
15 О них подробнее см.: Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. М., 2004.
16 Подробнее о связи эзотеризма и крайне правых движений см. единственное крупное исследование на эту тему: Goodrick-Clarke N. Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism, and the Politics of Identity. N. Y., 2002. Отдельные главы работы посвящены Мигелю Серрано (с. 173— 192), В. Лэндигу (с. 128—150) и рассмотрению роли НЛО в современной эзотерической правой идеологии (с. 151—172).
ма получил развитие сюжет, связывающий появление неопознанных летающих объектов с Третьим рейхом.
Мифологема: характеристика, черты, содержание
Интересующая нас мифологема во всей полноте была описана в работах двух авторов — Вильгельма Лэндига (Wilhelm Landig)17 и Мигеля Серрано18. Трилогия Вильгельма Лэндига, выходившая с 1971 по 1991 г., включает в себя книги «Божки против Туле», «Время волка вокруг Туле» и «Восстание за Туле: наследие Атлантиды»19. Сюжет всех трех книг строится вокруг судьбы двух немецких летчиков, направленных в конце войны на секретную базу (Punkt 103), расположенную в арктической Канаде. База подчинена напрямую группе влиятельных членов руководства рейха и хранится втайне от широких кругов, а после падения рейха становится независимой. Цель миссии после поражения рейха — собирание засекреченных групп, взгляды которых совпадают с идеями Туле, духовного северного центра арийской расы. Причем само понятие этой расы толкуется очень расширительно, можно сказать идеологически, а не биологически, фактически в ее рамки включаются все, кто разделяет идеалы Туле20. На базе содержится «Фау-7» — летательный аппарат вертикального взлета в форме сферы со стеклянным куполом наверху, окруженной вращающимся кольцом турбин. По Лэндигу, он был изготовлен на чешских заводах, как новый тип оружия рейха, но не был запущен в серийное производство. Эти аппараты не что иное, как НЛО. Таким образом, Лэндиг объясняет, что НЛО являются тайным оружием рейха.
В книгах, помимо насыщенного приключенческого сюжета, содержится сложный коктейль из различных эзотерических систем, объединенных под маркой изначального противостояния Туле (арктического центра арийской расы) и семитской расы черных магов. Джозелин Гудвин дал идеологии книг Лэндига очень емкую характеристику, приведем ее здесь полностью: «В определенном смысле "Божки..." это философия эволианской "Революции против современного мира", адаптированная для читателей романов и образующая их по части мифов об арктической Туле и ее политике, украшенная другими сильными мифами нашего времени, связанными с НЛО. подземным царством, катарами,
17 Вильгельм Лэндиг (1909—1997) во время Второй мировой войны был членом «вафен СС», после войны работал в спецслужбах, по его признанию, написанные им книги не были вымыслом, а основывались на реальных данных о секретных подразделениях рейха.
18 Мигель Серрано (1917—2009) — чилийский дипломат, один из активных членов национал-социалистического движения в Чили в 30-40-е гг. Всю жизнь не скрывал профашистских взглядов, что не помешало ему занимать высокие должности на дипломатической службе, водить близкое знакомство с Юнгом и Гессе, много публиковаться и давать интервью.
19 Landig W. Götzen gegen Thule. Hannover, 1971; Wolfszeit um Thule. Wien, 1980; Rebellen für Thule: Das Erbe von Atlantis. Wien, 1991. Вышедшие на немецком языке работы Лэндига не переводились, но тем не менее стали широко известны в крайне правых кругах.
20 Так, на секретную конференцию на базу прибывают тибетский лама, японец, китаец, американский и бразильский офицеры, индиец, эфиоп, венесуэлец, житель Сиама и мексиканец (см.: Landig. Op. cit. S. 216-217).
альбигойцами, Святым Граалем, спасшимися нацистами, гималайскими учителями и всемирным заговором одновременно политическим и оккультным»21.
Примечательна роль в этой истории НЛО. Аппараты, созданные рейхом, по Лэндигу, являются не просто оружием, они спроектированы по образцу изначальных священных прототипов биологических летательных аппаратов древних рас — Манисоласов (Manisolas), дисков Мани (Scheiben der Mani). Вот как их значение характеризуется в романе: «Это был не только материальный объект... который символизировал физические, психические и духовные силы, он должен был обладать ими из-за своей особой конструкции»22. Таким образом, в работах Лэндига мы встречаем завершенный сюжет о летательных аппаратах Рейха, имеющий эзотерический характер.
Сходные идеи представлены и в трудах чилийского крайне правого интеллектуала Мигеля Серрано. Прежде всего Серрано также излагает историю о якобы разработанном в рейхе секретном оружии — летательных аппаратах, именуемых ныне НЛО23. При этом Серрано также приписывает им особое значение. Согласно сложной мифологии Серрано, земля стала ареной борьбы космических пришельцев с Венеры, высадившихся на землю в незапамятные времена, и местного дикого населения, которое венериане пытались цивилизовать. НЛО были чудесными аппаратами венериан, работающими на космической энергии Вриль. Согласно Серрано, именно благодаря воссозданным аппаратам произошла эвакуация нацистов на секретную базу на южном полюсе, а затем и на тайную базу, построенную заблаговременно на Луне, а позже их экспансия на Марс и Венеру.
Сколь бы странными ни выглядели эти сюжеты, но их роль в массовой культуре и крайне правом спектре эзотерических учений достаточно серьезна, поэтому именно их мы и берем за основу нашего анализа. Этот сюжет удобен, поскольку хронологически его легко ограничить. Временная локализация генезиса сюжета, с одной стороны, связана с концом Второй мировой войны, а с другой — с первыми упоминаниями о НЛО в западной прессе. Оба события приходятся на период 40-х гг. XX в. Кроме того, специфика сюжета достаточно узка и его несложно отделить от сходных тем. Очевидно, что в мифологии крайне правых эзотерических течений интересующий нас сюжет не существует изолированно, он вплетается в широкий контекст ряда сюжетов, прямо или косвенно с ним связанных24.
21 Godwin J. Arktos: The Polar Myth in Science, Symbolism, and Nazi Survival. Kempton (Ill.), 1996. P. 69. Сходную характеристику работ Лэндига дает и Н. Гудрик-Кларк, когда пишет об идеологии «Венского кружка», в который входил Лэндиг (см.: Goodrick-Clarke. Op. cit. P. 129—130).
22 Landig. Op. cit. S. 429.
23 Серрано М. НЛО Гитлера против нового мирового порядка. URL: http://royallib.com/ read/serrano_migel/nlo_gitlera_protiv_novogo_mirovogo_poryadka (дата обращения: 08.04.2016).
24 Очевидно, что миф об эзотеризме в рейхе, запущенный работой Повеля и Бержье «Утро магов», вводит в культуру целый ряд связанных сюжетов. Первым из них является деятельность общества Аненербе, института рейха, якобы изучающего эзотерические явления. С ним связаны многообразные теории полой земли, генезис которых лежит еще в работах автора XIX Сент-Ив Д'Альвейдра. Из полой земли следует история об антарктической базе Третьего рейха, и из нее напрямую вытекает сюжет о секретном оружии Рейха, которое и отождествляется с НЛО.
Суть рассматриваемой нами мифологемы сводится к истории о том, что НЛО были созданы в Третьем рейхе как секретное оружие, целью которого была эвакуация руководства Рейха и его тайных служб на засекреченные базы как на Земле, так и за ее пределами. В основных работах, раскрывающих эту тему, НЛО рассматриваются не как простое оружие, а как продукт развития высшей цивилизации, их изобретение есть подтверждение особой внеисторической миссии арийской расы. Фактически через работы Серрано и Лэндига в обычный научно-фантастический сюжет о высокотехнологичных летательных аппаратах вливается сложный коктейль из тем, идей и представлений, характерных для западного эзотеризма, начиная от гностицизма25 и заканчивая идеями теософов
XIX в.26
Теперь, прежде чем переходить к анализу мифологемы, мы должны отделить ее от сюжетов сходной тематики, также широко представленных в массовой культуре. Если мы обратимся к кино, сериалам, книгам и компьютерным играм, касающимся темы Третьего рейха и космоса, то достаточно быстро найдем линию альтернативной истории, используемую в научной фантастике второй половины
XX в. Так, во втором сезоне сериала «Стар Трек» 1968 г.27 команда космического корабля, вокруг которой строится весь сюжет сериала, прибывает на планету, на которой общество является полной копией Третьего рейха, вплоть до формы и атрибутики. Позже оказывается, что один из наблюдателей, посланных межгалактическим советом на эту планету, решил устроить из нее идеальное общество и взял за образец «самое эффективное государство на земле»28 — нацистскую Германию. Тот же сюжет повторяется в четвертом сезоне приквела оригинального «Стар Трека» «Энтерпрайз», снятого в 2005 г.29. Только в этом случае герои попадают в Америку 60-х, которая покорена Германией из-за того, что во время войны рейху помогли развиться технически существа с иных планет.
Сходный сюжет с альтернативной историей и путешествием во времени мы можем видеть и в романе Филипа Дика «Человек в высоком замке». Только там победа Германии и Японии является закономерным итогом войны, а экспансия в космос — следствием развития технологий. Та же ситуация воспроизводится и в компьютерной игре «Wolfenstein: The New Order», где победившая Германия повторяет всё то, что в реальности достигли союзники (полет в космос, высадка на Луну и т. п.). Этот же сюжет, но с привлечением высоких технологий, связанных с перемещением во времени, развивается в фильме «Эксперимент "Филадельфия" 2». Все эти варианты есть не что иное, как форма научной фантастики, в основе которой лежит прием допущения событий, не произошедших в реальности. В этих сюжетах нет ничего эзотерического, путешествия во времени как минимум с «Машины времени» Герберта Уэллса являются нормой в фантастической литературе, отсюда же и варианты альтернативных историй. Здесь, сле-
25 В этом контексте особенно примечательны работы Серрано, напр. см.: Серрано М. Золотая цепь. Тамбов, 2007.
26 Тот же термин «вриль» впервые был придуман Э. Бульвер-Литтоном в романе «Грядущая раса» и активно использовался в теософской литературе конца XIX — начала XX в.
27 Серия 21 «Patterns of Force».
28 Цитата из серии.
29 1 и 2-я серии сезона с общим названием «Storm Front».
дуя критерию экономичных интерпретаций, мы должны исключить какое-либо влияние мифологемы об НЛО рейха, важно заметить, что и напрямую она никак не фигурирует в рассмотренных примерах. Теперь, разобрав альтернативные варианты, перейдем к интересующему нас сюжету.
Модель циркуляции культурного продукта и западный эзотеризм
Самым логичным в рассмотрении мифологемы и применении к ней теории циркуляции культурного продукта будет последовательный анализ каждой из стадий на интересующем нас материале, так что перейдем к этому анализу.
Репрезентация. Напомним, что репрезентацией являются формы представления объекта в культуре. Наша задача — продемонстрировать несколько вариантов представления интересующей нас мифологемы.
Прежде всего стоит обратиться к художественным фильмам. В 2012 г. в свет вышло сразу два фильма по теме НЛО и рейха. В фильме «Нацисты в центре земли» одновременно были использованы мифы полой земли, базы нацистов в Антарктиде, НЛО как летательных аппаратов рейха и секретных экспериментов по усовершенствованию человека, якобы проводившихся в рейхе. Фактически весь сюжет фильма строится вокруг полярной экспедиции, столкнувшейся с базой выживших нацистов в Антарктиде. Фильм «Железное небо» полностью основывается на сюжете НЛО рейха. В его завязке американский астронавт, высадившийся на обратной стороне Луны, сталкивается с космической базой эвакуировавшихся туда с Земли нацистов. Мало того, нацисты столь сильно развили свою технологию, что подготовили операцию возмездия, направленную на покорение земли, которую они в итоге и осуществляют. Оба этих фильма напрямую эксплуатируют интересующую нас мифологему, можно сказать, что в них без труда обнаруживается основной набор идей, высказанных В. Лэндигом и М. Серрано30, о которых мы писали выше.
Сходную ситуацию мы видим и в литературе. В 2011 г. в свет вышла книга Бена Манинга31 «Кодекс Вриль». В ней также используется весь набор сюжетов, связанных с нашей темой: общество Туле, использование энергии вриль, НЛО Гитлера, база на Северном полюсе и т. п. Тот же набор идей можно увидеть и в «Солнце неспящих» Патрика Хорна32.
Разумеется, не обошел этот сюжет стороной и компьютерные игры. Можно назвать немало примеров, в которых тема эзотеризма в рейхе стала централь-
30 В последнем случае параллели более чем очевидны. Серрано подробно описывает типы летательных аппаратов рейха, выделяя в них летающие диски серий Vril и Haunebu, отличающиеся размерами, оснащением и вооружением, и летательные корабли-матки продолговатой формы серии «Андромеда», несущие в себе несколько дисковых аппаратов (Серрано М. НЛО Гитлера против нового мирового порядка. URL: http://royallib.com/read/serrano_migel/ nlo_gitlera_protiv_novogo_mirovogo_poryadka (дата обращения: 08.04.2016)), ровно такую же картину с разделением летательных аппаратов лунных нацистов мы видим и в фильме. То же касается и базы на Луне, и идеи космического возмездия, описываемых у Серрано.
31 Manning B. The Vril Codex. Markham Ontario, 2015.
32 Horne P. Sun of the Sleepless. Simerian, 2011.
ной33, но интересующий нас аспект полностью был использован в игре «Нибиру: Посланник богов», где история строилась вокруг хрустальных черепов, которые якобы разыскивали члены Аненербе для того, чтобы получить доступ к тайным силам инопланетного происхождения. Главный герой пытается в современности распутать эту историю и в итоге приходит к реальности инопланетного следа.
Примечательно, что вариации этого сюжета заметны и в других произведениях массовой культуры. Так, в вышедшем в 2008 г. продолжении известной серии картин про Индиану Джонса «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» сюжет про хрустальные черепа становится центральным, правда связывается он не с нацистскими тайными обществами, а с особым подразделением советских спецслужб, которые являются главными соперниками Джонса в поиске черепов. Напомним, что в двух предыдущих фильмах из серии о Джонсе, соперниками которого были нацисты, обыгрывалась тематика эзотерических интересов Аненербе (поиск ковчега Завета и Грааля). В четвертом же фильме за основу был взят все тот же сюжет, но поскольку исполнитель главной роли Хар-рисон Форд постарел, то действие фильма перенесли в 1957 г., а следовательно, образ нацистов как противников был уже не актуален. Так мы видим, как та же мифологема трансформируется в контексте коммерческих условий, но сохраняет свое ядро.
Итак, рассмотрев формы репрезентации артефакта, мы пришли к выводу о его востребованности в современной массовой культуре, примечательно, что широкое обращение к ней связано с началом XXI в.
Регуляция. Напомним, что под регуляцией понимаются условия распространения артефакта. Из указанных выше форм репрезентации очевидно, что рассматриваемый нами артефакт подчиняется всем правилам распространения современного медиапродукта, поскольку вписывается в широкое поле индустрии развлечений. При этом важно отметить одну особенность. Такая ситуация с рассматриваемым сюжетом хронологически относится к 90-м годам XX и началу XXI в. До этого времени данная мифологема существовала в рамках систем трансляции подпольной литературы в кругах приверженцев правых идеологий. Издательство Эрнста Цюнделя «Samisdat Publishers» в 1970 г. выпустило ряд работ, в которых рассказывалось о том, что ученые рейха разработали секретное оружие, позже идентифицированное как НЛО34. В 1971 г. подпольным издательством «Hans Pfeiffer» была выпущена первая часть трилогии Вильгельма Лэндига, а в 1978 г. вышла работа «Золотая цепь» Мигеля Серрано, ставшая первой частью его трилогии, посвященной эзотерическому гитлеризму, в которой НЛО отводилось особое место. Таким образом, интересующая нас мифологема изначально подчинялась правилам распространения подпольной литературы и входила в состав работ, рассчитанных на узкий круг лиц. Позже, вследствие по-
33 Подробный список фильмов, книг и игр по рассматриваемой тематике приведен в: Tri-dle H. The Esoteric Codex: Nazism and the Occult. Б.м.: lulu.com, 2015. Мифологема НЛО рейха рассмотрена на с. 138-141.
34 См., например: Mattern W. UFOs: Unbekanntes Flugobjekt? Letzte Geheimwaffe des Dritten Reiches. Toronto, 1974.
иска новых сюжетных ходов, происходит обращение писателей и сценаристов к тематике эзотеризма в Третьем рейхе, так этот сюжет перекочевал в официальную культуру, став ее частью. Переход произошел в районе начала 90-х годов, именно к этому периоду относится полное завершение комплекса идей, очерчивающих мифологему в подпольной среде, и начинается ее использование в массовой культуре.
Потребление. Из предыдущих разделов можно получить достаточно полное представление о картине потребления данного объекта. Изначально этот сюжет транслировался через неонацистскую литературу, преимущественно книги «Samisdat Publishers», Лэндига и Серрано. Сейчас же рассматриваемая мифологема транслируется через кино, компьютерные игры, художественную литературу, журналы, эксплуатирующие проблематику культовой среды общества35.
Пожалуй, основным условием потребления рассматриваемого продукта можно назвать развлечение. Причем данное условие нужно рассматривать как универсальное и для правых кругов, и для современного массового потребителя. Именно здесь мы переходим к четвертому этапу циркуляции.
Идентичность. Естественным следствием таких процессов регуляции и потребления будет формирование объектом двух различных типов идентичностей. Первый тип — массовый потребитель (зритель/читатель/игрок), руководимый желанием развлечься. В своей работе «Эзотеризм в академии» В. Ханеграафф, характеризуя ситуацию конца XIX в., когда началось появление популярных, рассчитанных на массового потребителя книг по эзотеризму, описывающих тайные общества всех времен и эпох, дал хорошую характеристику их читателей. Он пишет, что «читатели покупали (и до сих пор покупают) такие книги не для того, чтобы учиться или задавать себе трудные вопросы о развитии науки, религии и философии, но чтобы забавлять себя странными фактами и анекдотами, восторгаться историями о демонах, возбуждаться от смутных представлений, что, в конце концов, может быть есть что-то магическое, или быть заинтригованными предположением возможности предугадать будущее...»36. Представляется, что такая характеристика полностью подходит для той идентичности, которую формирует рассматриваемая мифологема посредством массовой культуры. В то же время очевидно, что через работы Лэндига и Серрано формировалась идентичность эзотерического неонациста, верящего в миф о возрождении Третьего рейха. При этом не стоит думать, что сам по себе гипотетический неонацист не подпадает под те же, отмеченные Ханеграаффом, черты. Ведь эта мифологема в принципе не побуждает к действию, а создает эстетически привлекательный
35 Термин «культовая среда», предложенный Колином Кэмпбеллом (подробнее см.: Campbell C. The Cult, the Cult Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook on Religion in Britain. 1972. Vol. 5. P. 119—136.), удачно описывает потребителей журналов такого типа, как «Непознанное Легендарное Очевидное» (см.: № 11 за 2001 г. С. 12; № 4 за 2001 г. С. 4) и «Час открытий» (см.: № 1 за 2009 г. С. 43—45), псевдодокументальных фильмов, таких как «Третий рейх — Операция "НЛО"» (Голдмедиум, 2006) и т. п.
36 HanegraaffW. Esotericism and the Academy. Cambridge, 2012. P. 239.
или эстетически отталкивающий (в зависимости от политической и этической ориентации реципиента) образ.
Производство. Зарождение интересующей нас мифологемы в крайне правых эзотерических кругах уже было подробно описано нами выше, но здесь интересно проследить, не было ли и у нее какого-то иного, быть может, художественного предшественника.
Как мы уже отмечали, естественной границей наших поисков будет конец Второй мировой войны. Следовательно, нужно посмотреть, не встречается ли сходный сюжет в фантастической (поскольку в основе своей тема НЛО и рейха по сути научно-фантастическая) литературе той эпохи. Если мы обратимся к американской фантастике, то легко обнаружим, что в 1947 г. Роберт Хайнлайн опубликовал свой третий роман «Звездный корабль "Галилей"», сюжет которого строится вокруг путешествия трех молодых людей в сконструированной дядей одного из них ракете на Луну. Высадившись на Луне, подростки обнаруживают там нацистов, прибывших на другом корабле и обустроивших космическую базу на останках сооружения древней цивилизации селенитов37.
В романе Хайнлайна впервые встречается тема нацизма и космических путешествий, причем лишенная черт альтернативной истории. Ее близость к идеям Серрано, да и Лэндига, столь поразительна, что можно задаться вопросом о влиянии на них романа Хайнлайна. Примечательно, что в 1950 г. этот роман был экранизирован, но героев-подростков заменили на взрослых астронавтов, а историю с лунной базой нацистов полностью убрали. Таким образом, кульминацией фильма стали проблемы, связанные с возвращением на Землю, которое сложно было осуществить из-за технических неполадок. Получается, что к началу 50-х гг. сюжет, связанный с космическими полетами рейха, был столь коммерчески невыгоден или неинтересен зрителю, что его даже не стали упоминать вскользь. Тем более важно, что в «Железном небе» 2012 г. используется сходный сюжет с высадкой на Луну и космической базой нацистов, но здесь активно эксплуатируется тематика НЛО и иных аспектов из творчества Серрано и Лэндига. Таким образом, в контексте производства рассматриваемый сюжет совершил своеобразный круговорот из мира фантастической литературы в эзотерические
37 Вот как Хайнлайн описывает план нацистов (из-за поразительной близости сюжета Хайнлайна с идеями Лэндига и Серрано приведем ее in extenso): «План был прост — покорить Землю. Нацистов было немного, но в их распоряжении имелись лучшие военные, научные и технические специалисты, скрывшиеся после падения империи Гитлера. Бежав из Германии, они построили в глухих горах базу и продолжали там работать, рассчитывая на возрождение рейха. Судя по всему, сержанту неизвестно было точное месторасположение базы... немец знал лишь, что на подводной лодке из Германии туда плыть очень долго. Нацисты располагали атомными бомбами, до сего дня хранящимися на секретной земной базе. Они не решались пускать их в ход потому, что у ООН гораздо больше ядерного оружия. Однако, построив космический корабль, они обрели новые возможности. Теперь они могли укрыться на Луне и, обеспечив себе безопасность, обрушить на земные города ракеты, которыми управляли бы дистанционно. Бомбежка должна была продолжаться до тех пор, пока совершенно беспомощные народы Земли не сдались бы на милость победителя» (Миры Роберта Хайнлайна: Кн. 9. Космическое семейство Стоун. Корабль «Галилей». Рига, 1994. С. 393—394).
крайне правые движения, и затем, обогатившись их смысловым рядом, вернулся назад в массовую культуру.
* * *
Подводя итог, можно заметить, что теория циркуляции культурного продукта удачно работает на материале мифологем западного эзотеризма. Во-первых, с ее помощью проясняется механизм распространения и усвоения тем, сюжетов и идей как внутри самого эзотеризма, так и в массовой культуре. Во-вторых, выявляются условия рецепции тех или иных аспектов эзотерических учений официальной культурой. В-третьих, с ее помощью удалось проследить интересные черты генезиса рассматриваемой нами мифологемы. Можно заметить, что процесс трансформации сюжета из официальной художественной культуры в подпольную эзотерическую и возвращение ее назад в официальную, но уже с новым смыслом, был подробно описан Умберто Эко в ряде работ38. Наш анализ не только продемонстрировал релевантность концепции Эко материалу крайне правого спектра западного эзотеризма, но и показал возможности ее сочетания с наработками школы культурных исследований. В-четвертых, нельзя не заметить, что теория циркуляции культурного продукта обладает не только эвристической, но и в определенной степени прогностической функцией, ведь с ее помощью описывается универсальный механизм функционирования культуры, и, зная все аспекты этого функционирования, мы можем прогнозировать бытие того или иного артекфакта в поле культуры. Так, примечательно, что идеи крайне правого спектра западного эзотеризма были восприняты массовой культурой без какой-либо цели распространения правых движений, а с целью развлечения, при этом популярность этих идей в массовом сознании постфактум легитимирует их правые истоки.
Ключевые слова: culture studies, западный эзотеризм, бирмингемская школа, В. Лэндиг, М. Серрано.
Interdisciplinary Studies of Western Esoterim and Culture Studies
P. Nosachev
Interdisciplinary studies have long become an integral part of modern science, but in the field of religious studies and studies in Western esotericism, they are still not sufficiently widespread. In the article, well-known methodology of the study of a cultural product, developed by the Birmingham school of cultural studies is applied
38 См., например, одну из самых показательных работ, посвященную генезису «Протоколов сионских мудрецов»: Eco U. Serendipities: Language and Lunacy. N. Y., 1998.
to the Western esotericism. The object of study is in the extreme right spectrum of contemporary esotericism. The myth of esoteric (or rather alien) background of the Third Reich was widely popularized after the 1950s through the works of W. Landig, M. Serrano, etc. Since the 1960s, these ideas were spread not only in the circles of adepts of right wing esotericism, but in popular fiction literature also; later this story became a common theme of films and computer industry. Thus, aimed at a narrow circle of adepts, the idea transformed itself and became a part of the mainstream culture. On the example of genesis, target audience, conditions of its development, author demonstrate the complexity of the process of assimilation by popular culture the myths, born in the esoteric milieu.
Keywords: culture studies, western esotericism, Birmingham school, W. Landig, M. Serrano.
Список литературы
1. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. М., 2004.
2. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000.
3. Куренной В. А. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Логос. 2012. № 1. С. 14-79.
4. Миры Роберта Хайнлайна: Кн. 9. Космическое семейство Стоун. Корабль «Галилей». Рига, 1994.
5. Серрано М. Золотая цепь. Тамбов, 2007.
6. Серрано М. НЛО Гитлера против нового мирового порядка. URL: http://royallib.com/ read/ serrano_migel/ nlo_gitlera_protiv_novogo_mirovogo_p oryadka (дата о бращения: 08.04.2016).
7. Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М., 2014.
8. «Отреченное знание» изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: Историко-аналитическое исследование. М., 2015.
9. Campbell C. The Cult, the Cult Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook on Religion in Britain. 1972. Vol. 5. P. 119-136
10. Du Gay P., Hall S. The Story of the Sony Walkman. L., 1997.
11. Eco U. Serendipities: Language and Lunacy. N. Y., 1998.
12. Godwin J. Arktos: The Polar Myth in Science, Symbolism, and Nazi Survival. Kempton (Ill.), 1996.
13. Goodrick-Clarke N. Black Sun: Aryan Cults, Esoteric Nazism, and the Politics of Identity. N. Y., 2002.
14. Hall D. Lived Religion in America: Toward a History of Practice. Princeton, 1997.
15. Hanegraaff W Esoterica // Dictionary of gnosis and western esotericism. Leiden, 2006. P. 336-340.
16. Hanegraaff W Esotericism and the Academy. Cambridge, 2012.
17. Horne P. Sun of the Sleepless. Simerian, 2011.
18. Landig W. Gotzen gegen Thule. Hannover, 1971.
19. Manning B. The Vril Codex. Markham Ontario, 2015.
20. Mattern W. UFOs: Unbekanntes Flugobjekt? Letzte Geheimwaffe des Dritten Reiches. Toronto, 1974.
21. Morgan D. The Embodied Eye: Religious Visual Culture and the Social Life of Feeling. Oakland, 2012.
22. Partridge C. The Re-Enchantment of the West. L., 2004. Vol. 1; 2005. Vol. 2.
23. Rebellen für Thule: Das Erbe von Atlantis. W., 1991.
24. Stuckrad K. von. Locations of Knowledge in Medieval and Early Modern Europe: Esoteric Discourse and Western Identities. Leiden, 2010.
25. The Scientification of Religion: A Historical Study of Discursive Change, 1800-2000. B., 2014.
26. Tridle H. The Esoteric Codex: Nazism and the Occult. E.m.: lulu.com, 2015.
27. Wolfszeit um Thule. Wien, 1980.