5. Решение проблемы усиления практико -ориентированности обучения будущих специалистов социальной работы возможно через внесение определенных изменений в учебный план подготовки социальных работников и учебные программы; внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (практикум, групповая работа, проектные методы, работа со случаем и т. д.), а также распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки специалиста.
6. Для людей, которые работают в социальных службах и не имеют соответствую-
щего базового образования, но вынуждены выполнять функции специалиста по социальной работе (инженеры, военнослужащие, воспитатели дошкольных учреждений, учителя, профсоюзные работники, медики) должна осуществляться работа основным направлениям:
- переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов;
- подготовка специалистов нового типа (дневное, вечернее и заочное отделения);
- развитие способностей и профессиональных умений специалистов.
ГРАФОСТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Г.У.Матушанскии, Г.В.Завада, Е.Е.Таратонова Казанский государственный энергетический университет
Одной из проблем, которую нужно решать при вступлении России в Бо-лонский процесс, является разработка национальной системы оценки качества образования. Первоначально использование методов контроля и управления качеством наибольшее распространение получило в промышленности. Однако в настоящее время философия управления качеством и нормы обеспечения качества, которые заложены в международных стандартах ИСО 9000, находят применение в сфер е о бр азования.
Современный менеджмент требует, чтобы организация сосредоточилась на создании процессов, которые при минимальных затратах позволяют удовлетворять нужд ы и потребности вн ешних и внутренних клиентов. В вузе таких проце ссов множество. Они требуют постоянного мониторинга, основанного на статистическом подходе и статистическом понимании природы протекающих процессов. Без использования стати-
стических методов трудно получить объективную картину происходящего и наметить эффективные пути разрешения проблем. Применение этих м етодо в н е нуждается в больших затратах и позволяет с заданной степенью точности и достоверностью судить о состоянии исследуемых я влений в системе качества, прогнозировать и регулировать проблемы на всех этапах жизненного цикла продукции и на основе этого вырабатывать оптимальные управленческие решения.
К настоящему времени в мировой практике накоплен значительный арсенал статистических методов, многие из которых могут быть достаточно эффективно использованы для решения конкретных вопросов м енеджмента качества. Среди них особую группу составляют графостатистические методы, основанные на применении графических средств анализа статистических данных. В эту группу могут быть включе-
ны такие метод ы, к ак контрольный листок, диаграмма Парето, схема Исикавы, гистограмма, диаграмма разброса, расслоение, контрольная карта, график временного ряда и др. Данные методы не требуют сложных вычислений, могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами. Вместе с тем это весьма эффективные методы, которые находят самое широкое приме нение при выпуске промышленной продукции [1]. Сейчас они на -чинают обсуждаться для внедрения в учебный процесс различных вузов и учреж дений ДПО.
Нами в рамках решения рассматриваемой проблемы была проведена экспериментальная проверка ряда графо-статистических методов контроля и управления качеством в учебном процессе Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) и ФПК преподавателей в узов при КГЭУ с целью оценки успеваемости студен-
тов. Оценка проводилась как с точки зрения самих студентов, так и препо-давате лей [2].
На первом шаге решения поставленной задачи строится контрольный листок регистрации причин низкой успеваемости студентов, с помощью которого можно узнать частоту появления той или иной причины. Контрольный листок-это средство регистрации данных в виде бумажного бланка с заранее внесенными в него контролируемыми параметрами, а также инструмент, позволяющий облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов [1].
Пример контрольного листка регистрации причин низкой успеваемости студентов по результатам анкетирования студентов и преподавателей КГЭУ приведен в таблице 1.
Таблица 1
Контрольный листок регистрации причин низкой успеваемости студентов. Объект контроля: причины неуспеваемости. Контролёр: Ильясова P.P. Время: 1 час.
Причина неуспеваемости Результат контроля Итого
1 2 3 4
А посещаемость занятий IIII IIII IIII 15
Б подработка HS НН II 12
В здоровье студента НН III 8
Г желание учиться не нн iiii 14
Д лень НН НН IIII 14
Е мотивация НН НН III 13
Ж семья IIII 4
3 интеллект не нн II 12
И одаренность II 2
К работоспособность НН НН III 13
Л аккуратность III 3
м квалификация преподавателя iiii ни 10
н стаж преподавателя II 2
О опыт преподавателя НН II 7
п наличие ученой степени у преподавателя 0
P личные отношения преподавателя и студента IIII IIII IIII 15
с умение преподавателя объяснять тему IIII IIII IIII II 17
Т наличие компьютеров, спец. оборудования HH II 7
У учебно-методическое оснащение IIII IIII IIII I 16
ф качественные учебные программы HH II 7
X методы преподавания IIII IIII IIII I 16
ц методы контроля (экзамены, семинары, контрольные, лабораторные работы) IIII IIII 11
Итого: 227
Результат учебного процесса в профессиональной школе зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа «причина-результат». Можно определить структуру этих многофакторных отношений благодаря систематическим наблюдениям. Трудно решить сложные проблемы, не зная этой структуры, представляющей собой цепь причин и результатов. Диаграмма «причина-результат» является средством, позволяющим выразить эти отношения в простой и доступной форме. Данный метод был разработан
К.Исикава в Японии в 1952 году. Диаграмма позволяет систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные из них и провести поуровневый поиск первопричины. Диаграмму «причина-результат» иначе называют диаграммой «рыбий скелет» [1].
Вторым шагом является построение причинно-следственной диаграммы. С помощью данной диаграммы можно наглядно увидеть все причины которые, по мнению студентов и преподавателей, влияют на низкую успеваемость студентов.
^^¡/лшыошр
лабораторные одар*нносмъ стенды *улание
проярал***.
1 Л /фиБно-меподичесфе л» дУ А. оснащение *
методы преподавания л^ётоды
^ УИ1ШЯ_
формы и литоды фирш
Рис. 1 Причинно-следственная диаграмма причин низкой успеваемости студентов
Порядок построения причинно-следственной диаграммы с целью определения причин низкой успеваемости следующий:
a) процесс построения начинается с описания выбранной проблемы (низкая успеваемость студента);
b) п ер е числяются причины, не о б хо-димые для построения причинно-следственной диаграммы, которые были получены при анкетировании;
c) пров о дится р анжирование в с е х причин по 4 группам: люди, средства обучения, методы обучения, оборудование;
ё) строится действительная причин-20
но-следственная диаграмма; е) дается толкование в с е м в з а имосв я -зям, которые изображены прямыми линиями.
Причинно-следственная д и агр ам -ма Исикавы по указанной проблеме имеет вид, представленной на рисунке 1.
С помощью диаграммы Исикавы можно у в и деть в з а имосв язь в се х причин, оказывающих действие на низкую успеваемость студента. Далее строится контрольный листок регистрации причин низкой успеваемости по результатам причинно-
следственной ди агр аммы. На данном
шаге контрольный листок строится повторно, но в первой графе контрольного листка указываются основные группы причин низкой успеваемости (« б ольшие кости» ди агр ам -мы И сикавы).
Третьим шагом является построение гистограммы, которая, в данном случае строится по результатам кон-трольног о листка. Г истог р амма - это один из вариантов столбиковой диаграммы, позволяющей зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания в заранее заданный интервал. Благо даря гр а фическому представлению имеющейся количественной информации можно ув и деть з а -кономерности, трудно различимые в простой таблице с набором цифр, оценить проблемы и найти пути их решения [1].
П о оси X г истогр аммы отклады -ваются те причины, которые указаны в первой графе контрольного листка регистрации причин низкой успеваемости, по оси < - частота появления указанных причин. На гистограмме, приведённой н а рисунке 2 видно, что успеваемость студентов больше всего зависит от них самих.
В Японии говорят, что без расслаивания нет прогресса контроля качества. Японский союз ученых и инже н еров в 1979 г о д у в ключил м е -тод стратификации в состав инстру-м е нтов контроля к а ч е ства. Целью м е -тода является контроль протекающих процессов и выявление проблем пут е м р ассла и вания (г руппиров ки) дан -ных и обработки каждой группы в отдельности. Метод стратификации -это инструмент, позволяющий произвести с ел екцию данных, отражающую требуемую информацию о процессе в соответствии с различными факторами. При разделении данных на груп-
пы в соответствии с их особенностями группы именуют слоями (страта-ми), а с ам проце сс р аз дел е ния - р ас -слаиванием (стратификацией). На практике метод стратификации используют многократно, осуществляя рассеивание данных по различным признакам и анализируя возникающую при этом р а зницу [3].
Четвертый шаг - стратификация, производится по группам студентов. Для этого сначала необходимо построить контрольный листок регистрации причин низкой успеваемости для кажд ой группы отдельно. Дал ее строятся гистогр аммы для к аждой г руппы и при н аложе нии этих г истогр амм друг на друга можно ув и деть для к аждой студенче ской группы т е причины, которые оказывают наибольшее влияние на низкую успеваемость студента. Затем необходимо р е ш ать проб л е мы д ля к аж д ой группы.
На рисунке 3 видна разница во мнениях студентов и преподавателей, однако как и преподаватели, так и студенты отметили, что самое большее влияние на низкую успеваемость студента оказывает он сам. В 1897г. итальянский экономист В.Парето предложил формулу, показывающую, что блага распределяются неравном е рно. Э т а ж е т е ория б ыла проиллюстрирована на диаграмме американским экономистом М. Л оренцом в 1907 г. Оба уче ных пока з а ли, что в большинстве случаев наибольшая доля д оход о в или б л аг принадл е жит н е -большому числу людей. Доктор Д. Джуран приме нил д иагр амму М. Л оре нца в сфе р е контроля к а ч е ства для классификации проблем качества (немногочисленный, но существенно важных и многочисле нных, но н е существенных) и назвал этот метод анализом Парето или принципом 80/20.
Гистограмма
8
Частота
Ш студент □ преподаватель □ оборудование
□ учебный материал □ метод обучения
Рис. 2 Гистограмма успеваемости студента
Принцип Парето (принцип 80/20) означает, что 20% усилий дают 80 % результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата. Диаграмма Парето - это инструмент, позволяющий вышвить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем. Цель метода -выявление проблем, подлежащих первоочередному решению [1,3].
Построение диаграммы Парето начинают с классификации возникающих проблем по отдельным факторам (например, проблемы, относящиеся к успеваемости студентов; проблемы, относящиеся к качеству преподавания и т.д.). Затем производят сбор и анализ статистического материала по каждому фактору, чтобы вышснить, какие из этих факторов являются превалирующими
при решении проблем. В прямоугольной системе координат по оси абсцисс откладывают равные отрезки, соответствующие рассматриваемым факторам, а по оси ординат — величину их вклада в решаемую проблему. При этом порядок расположения факторов таков, что влияние каждого последующего фактора, расположенного по оси абсцисс, уменьшается по сравнению с предыдущим фактором (или группой факторов). В результате получается диаграмма в виде столбчатого графика, столбики которого соответствуют отдельным факторам, являющимся причинами возникновения проблемы, а высота столбиков уменьшается слева направо, как показано на рисунке 4. Суммируя последовательно высоту всех столбиков гистограммы, строим ломаную кумулятивную кривую, которая называется кривой Парето или диаграммой Парето [3].
С тратиф икация
студент преподаватель оборудование учебный метод
материал обучения
Группы причин неуспеваемости
□ С точки зрения студентов □ С точки зрения преподавателей
Рис. 3 Стратификация причин низкой успеваемости студентов
Область принятия первоочередных мер
Э иМОВРСАОРЫЬ! ЕНКРР Причины возникновения несоответствий
Рис.4 Пример диаграммы Парето
5
0
На пятом шаге строится диаграмма Па-рето. По построенной по экспериментальным данным диаграмме выявлено, что три основных фактора составляют те 20% причин, которые оказывают влияние на низкую успеваемость 80% студентов. Это такие причинные факторы как сам студент, преподаватель и методы обучения. Таким образом, в первую очередь, предупредительные мероприятия должны быть направлены на решение именно этих проблем.
Диаграмма разброса - это инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных, которые могут, например, относиться к характеристике качества и влияющему на нее фактору; двум факторам, влияющих на одну характеристику качества или двум различным характеристикам. Диаграмма разброса - это точечная диаграмма в виде гра-
фика, который строится путем нанесения в определенном масштабе экспериментальных точек, соответствующих значениям рассматриваемой величины и влияющего на него фактора. Расположение точек показывает наличие и характер связи между двумя переменными. Диаграмма разброса в процессе контроля качества используется для вышвле-ния причинно-следственных связей показателей качества и влияющих факторов. По полученным экспериментальным точкам могут быть определены и числовые характеристики связи между рассматриваемыми случайными величинами: коэффициент корреляции и коэффициент регрессии. По диаграмме рассеивания можно представить себе общее распределение пар. Для этого сначала следует выяснить, есть ли на диаграмме далеко отстоящие точки (выбросы).
У
выбросы
Я
X
Рис.5 Диаграмма разброса
Такие точки, которые удалены от основной группы, представляют собой результат ошибок измерения или записи данных либо обусловлены некоторыми измерениями в условиях работы. Эти точки подлежат исключению из корреляционного анализа, однако необходимо обратить внимание на причины таких выбросов, поскольку их изучение часто дает полезную информацию [1].
На шестом шаге строится диаграмма разброса (рассеяния), где определяется вид и теснота связи между парами переменных. Она строится в следующем порядке: по горизонтальной оси откладываются измерения величин одной переменной, а по вертикальной оси - другой переменной. На самом поле диаграммы отмечается точка, координаты которой соответствуют значениям первой и второй переменной (см. рисунок 5).
Результатом применения метода является принятие решения о проведении необходимых мероприятий на основании анализа диаграммы разброса. Следует отметить, что если две переменные кажутся связанными, то это не означает, что они таковыми являются и наоборот - если данные не кажутся связанными, это не означает, что они не связаны, так как просто недостаточно данных или данные следует разбить по классам и построить по каждому классу свою диаграмму, а возможно допущена большая
ошибка при измерении [1].
Карта статистического управления процессом или контрольная карта является графическим представлением данных из выборки, которые периодически берутся из процесса и наносятся на график в соответствии со временем. Кроме того, на контрольных картах отмечаются "контрольные границы", которые описывают присущую изменчивость устойчивого процесса. Целью контрольной карты является помощь в оценке стабильности процесса на основе изучения и нанесения на график данных с учетом контрольных границ. Любая переменная (измеренные данные) или признак (расчетные данные), представляющие изучаемую характеристику процесса, могут быть нанесены на график. Кроме того, что данные представляются наглядно, контрольные карты указывают на изменение процесса, позволяя отслеживать различия случайной вариации, присущей стабильному процессу, и вариации, являющиеся результатом особых причин. Типы контрольных карт различают по тому, измеряется ли какой-либо параметр процесса или просто осуществляется контроль качества по принципу «годен - негоден». В зависимости от этого принято делить контрольные карты на две группы: по количественным и качественным признакам. Общий вид контрольной карты представлен на рисунке 6 [4].
ВсрЛНяЯ КО 111 ри. I I,] |Ьл
фЕИШЦЕ!
Рис. 6. Общий вид контрольной карты
На седьмом шаге строятся контрольные карты. Для построения в качестве выборки используются результаты сдачи студентами экзамена или зачета. Поскольку традиционная российская четырех бальная система оценивания обладает низкой дифференцирующей способностью, то рекомендуется использовать технологию педагогического тестирования, результаты которой переводятся в универсальную 100-бальную шкалу. Далее были построены контрольные карты
по количественным признакам: X -Б карты, где X - средний балл студентов по группе, а Б - стандартное отклонение от среднего значения.
Проведенный анализ графостатистиче-ских методов при контроле и управлением учебным процессом позволил выявить их пригодность для применения в управлении учебным процессом в среднем, высшем и
дополнительном профессиональном образовании.
Литература:
1 Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 1988. - 215 с.
2 Матушанский Г.У., Завада Г.В., Таратонова Е.Е. Алгоритм применения статистических методов контроля и управления качеством в учебном процессе высшей школы // Сборник материалов XXIII межвузовской научно-методической конференции «Пути и перспективы повышения качества образования в вузе». -Казань, КВАКУ им. H.H. Чистякова, 2006.- с. 161-163.
3 Управление качеством. Часть 1. Семь простых методов: Учебное пособие для вузов/Адлер Ю.П., Полховская Т.М., Нестеренко П.А. - М.: МИСИС, 1999.
4 Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Работа с контрольными картами Шухарта // Методы менеджмента качества. - 2005, >12.
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЛИНГИЗМА
Г.Р.Тимирбяевя, Казанский государственный технологический университет
Проблема организации обучения в поликультурном пространстве является очень важной для всех европейских государств. Россия, являющаяся неотъемлемой частью европейского образовательного пространства (к 2010 году участниками Болонского процесса, в котором представлена и Российская Федерация, планируется создать единое европейское пространство в сфере высшего образования), представляет собой исторически сложившееся многонациональное государство. Для республики Татарстан, где представлены два государственных языка, а все школьники в обязательном порядке изучают, как минимум, три языка — русский, татарский и иностранный, вопросы поли-лингвизма представляют особый интерес.
В Высшей школе иностранных языков «Лингва» КГТУ (Казанского государственного технологического университета) с 1997 года в рамках дополнительного образования осуществляется подготовка переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Согласно анкетированию студентов, получающих образование в рамках данной дополнительной образовательной программы, около 98% обучающихся знают в той или иной степени три или более языков. Анкетирование проводится одновременно с самооценкой, которая осуществляется согласно системе уровней владения языком, описанной в документе Совета Европы под названием «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение,