Графическая визуализация отдельных показателей учебной деятельности кафедры ВУЗа
Смольянов Андрей Григорьевич доцент, к. физ.-мат. н., заведующий кафедрой фундаментальной информатики математического факультета, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени
Н.П. Огарёва
ул. Большевистская, д. 68, г. Саранск, 430005, (8342) 476569, 270679
mgutech@mail. ru
Аннотация
В статье кратко описываются наиболее важные функции компьютерной системы «Расчет:Распределение», предназначенной для автоматизации процессов расчета часов и распределения учебных поручений на кафедре ВУЗа. Описываются возможности графического представления ряда показателей учебной деятельности кафедры средствами системы «Расчет:Распределение».
The article briefly describes the most important functions of the computer system "Calculation: Distribution", designed to automate the calculation of hours and the distribution of training assignments at the department of the university. The possibilities of graphical representation of a number of indicators of the educational activity of the department by means of the system "Calculation:Distribution" are described.
Ключевые слова
компьютерная система, автоматизированный расчет учебной нагрузки, распределение учебных поручений, генерация документов Microsoft Office, графическое представление показателей учебной деятельности computer system, the automated calculation of the training load, the distribution of training assignments, the generation of Microsoft Office documents, a graphical presentation of the indicators of learning activity
Введение
Последние 10-15 лет разработчики программного обеспечения предлагают ВУЗам различные «метасистемы», позволяющие информатизировать различные процессы управления кадрами, финансами, учебной деятельностью. Для управления процессами, связанными с учебной деятельностью, предлагаются, к примеру, продукты «БИТ.ВУЗ.Учебная часть» фирмы 1С, система «Магеллан», модуль «Учебный процесс» корпорации «Галактика» и другие. Однако практика внедрения таких систем не так безоблачна. К расходам на систему и её сопровождение неизбежно добавляются штатные расходы на поддержку и другие сопутствующие затраты. Особенно болезненно по таким системам могут ударить «тектонические» изменения, связанные с изменением правил игры в организации учебного процесса. Более выгодным решением может оказаться бюджетная система, не требующая серьезных финансовых затрат и дополнительных штатных единиц. Работая в сетевом режиме, она обеспечивает всех участников, связанных с основными видами учебной деятельности, актуальной информацией - от преподавателей до руководства учебно-методического управления.
Компьютерная система «Расчет:Распределение»
В [1-3] описана компьютерная система «Расчет:Распределение», которую можно рассматривать как автоматизированное рабочее место заведующего кафедрой ВУЗа. Эта система предназначена для автоматизированного расчета часов учебной нагрузки и распределения учебных поручений [4]. Она включает набор типовых функций по управлению числовым материалом: от работы с контингентом студентов до формирования итоговых документов с расчетами часов, бланков индивидуальных планов преподавателей и отчета кафедры о выполнении учебной нагрузки за год. В программе предусмотрена также выдача некоторых других справок и отчетов.
Структура взаимодействия данных, необходимых для получения расчета часов и последующего распределения учебных поручений, показана на рис. 1.
Рис. 1. Блоки данных, участвующих в получении расчета часов
Кратко напомним наиболее важные возможности системы. На рис. 2 показан фрагмент формы для работы с расчетом часов.
Рис. 2. Фрагмент формы с расчетом часов
В блоке расчета часов используется специальная цветовая гамма, показывающая статус часов на данный момент времени. Цветовая легенда приведена на рис. 3. Фрагмент распределенных часов показан на рис. 4.
частично распределены
| х | не распределены | х | НУчасы"
ЧйГЫ' ГП "ШШииЫО |——1 часы, цу распределены 1_>У
Рис. 3. Цветовая легенда обозначений для часов
Рис. 4. Распределенные часы по некоторой дисциплине
Пример строки с частично распределенными часами показан на рис. 5.
Рис. 5. Строка расчета с частично распределенными часами
Наконец, нулевая строка расчета показана на рис. 6. Такая строка также информативна. В данном случае она может говорить о факте объединения лекционных потоков.
Рис. 6. Нулевая строка расчета
Полезной возможностью блока расчета часов является функция пересчета уже распределенных часов (рис. 7).
Пересчет для распределенных строк
Дисциплина Строка ][ N- Строка
h о бы й коэфф= 1 Часы = l
Рис. 7. Группа средств для пересчета распределенных часов
Программа сама сообщит о возможности пересчета распределенных часов
(рис. 8).
Математичесн Математичесн Математичесн Математичесн Математичесн Математичесн
Information
- Г
лекции практ/семинар лаб.занятия конс.текущ. конс.экз. эю.текущ.
Рис. 8. Сообщение о возможности пересчета распределенных часов
На рис. 9 изображен фрагмент формы для работы с распределением учебных поручений.
1
0,5 1 1 1 1
36
О
72 288
7
8 32
18
72
2
2
7
Рис. 9. Фрагмент формы для работы с распределением учебных поручений
Графическое представление ряда показателей учебной деятельности кафедры
Числовой материал достаточно обширен. В системе заложена возможность генерации немалого числа документов в формате Microsoft Office. Очевидно, что ряд интегрированных показателей учебной деятельности кафедры было бы удобно представить не только в текстовом виде [5], но и в графической форме. Как известно, именно такая информация воспринимается наиболее эффективно. В данном случае она позволила бы быстро оценить соотношение различных показателей в разрезе кафедры, направления подготовки, а также проявить динамику отдельных показателей во времени.
Можно предложить целый ряд таких графических представлений. Так, на рис. 10 показано соотношение расчетных часов по формам обучения. Диаграмма отображает итоговые показатели расчета часов в целом по кафедре.
Расчет часов: распределение по формам обучения ^
Рис. 10. Распределение учебных часов по формам обучения
На рис. 11 показано соотношение расчетных часов по основным видам аудиторных занятий в разрезе направления подготовки (специальности).
Рис. 11. Соотношение видов аудиторных занятий по направлению подготовки в
часах
На рис. 12 показано соотношение основных видов аудиторных форм занятий в распределении учебных поручений конкретного преподавателя. Такая картинка позволяет заведующему кафедрой быстро оценить пропорции видов аудиторных занятий в структуре годовой нагрузки преподавателя.
Программа позволяет заведующему кафедрой контролировать ход выполнения учебных поручений преподавателями кафедры в разрезе семестров и всего учебного года.
Рис. 12. Соотношение видов аудиторных форм занятий преподавателя
На рис. 13 показан фрагмент формы с текущими итогами выполнения учебной нагрузки кафедры за год. На этой же форме представлено графическое представление текущего выполнения учебной нагрузки всеми преподавателями кафедры за год (рис.
14).
Распределение учебных поручений: план и факт 2016/17учебный год (*)- почасовая
План: 15528.5 Факт 12613.5 Выполнение: 81.2%
Рис. 13. Итоги выполнения учебной нагрузки кафедры за год
Рис. 14. Итоги выполнения учебной нагрузки преподавателями кафедры за год
Здесь же рядом расположено текстовое представление этих показателей (рис.
15).
Рис. 15. Текстовое представление показателей учебной работы преподавателей
кафедры
Кроме годовых показателей заведующему кафедрой полезно проконтролировать и семестровые показатели выполнения учебных поручений. Фрагмент такой формы показан на рис. 16.
Рис. 16. Семестровые и годовые показатели учебной работы преподавателей
кафедры
При программировании отдельных графических представлений информации использовался материал статьи [6].
Литература
1. Смольянов А.Г. Управление кафедрой: автоматизированный расчет учебной нагрузки // Символ науки. - 2015. - № 10. - С. 45-50.
2. Смольянов А.Г. Управление кафедрой: автоматизированное распределение учебных поручений // Символ науки. - 2017. - Т. 2. № 2. - С. 29-34.
3. Смольянов А.Г. Управление кафедрой ВУЗа: Информационная система «Расчет:Распределение» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2017. - № 203 (36-37). - С. 64-67.
4. Смольянов А.Г. АРМ заведующего кафедрой ВУЗа: Расчет учебной нагрузки и распределение учебных поручений // Учебно-методическое пособие. Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск. - 2018. - 58 с.: ил.
5. Смольянов А.Г. Использование контроллеров автоматизации приложений Microsoft Office в управленческой деятельности ВУЗа // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 10-3(64). - С. 123-128.
6. Смольянов А.Г. Методические аспекты программирования круговых диаграмм на разных языках программирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V5. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186044.htm