Градостроительное обеспечение инновационного развития экономики -важнейшая задача технологической платформы «Строительство и архитектура»
Л.Я.Герцберг
В статье отмечается, что отсутствие ожидаемого эффекта от создания в России территориальных зон с особыми условиями функционирования с целью стимулирования развития инновационной экономики в значительной степени связано с несистемным подходом к решению проблемы. В комплекс мероприятий по созданию инновационной экономики должно входить формирование современной качественной среды проживания. Высказывается точка зрения о важной роли технологической платформы «Строительство и архитектура» в градостроительном обеспечении инновационного развития экономики России. Приводятся основные направления изменений в различных областях (законодательство в области стратегического планирования, градостроительство, технологии градостроительного проектирования, механизмы реализации градостроительных решений, подготовка профессиональных кадров в области территориального планирования), которые должны быть произведены в рамках технологической платформы для выполнения ею этой миссии.
Анализируется новый документ - стратегия пространственного развития, призванный заменить ранее разрабатываемую генеральную схему расселения и схему размещения производительных сил. Отмечается, что эффективная реализация его градо-регулирующей роли возможна, если все уровни стратегического планирования разрабатываются по единой методической схеме, что не предусмотрено действующим законом «О стратегическом планировании». Приводится прогрессивный опыт согласования инновационной и градостроительной политики на примере Стратегии социально-экономического развития Калужской области - 2030, девиз которой «Человек - центр инвестиций».
Ключевые слова: инновационная экономика, технологическая платформа, стратегическое планирование, градостроительное законодательство, качество среды проживания, стратегия пространственного развития, региональная стратегия социально-экономического развития - 2030, креативные меры, системный подход, методическая схема, высококвалифицированные специалисты
Town-Planning Provision of the Innovative Economies
Development - the Most Important Task of the
Technological Platform «Construction and Architecture».
By L.Ya.Gercberg
The article notes that the absence of the expected effect of Russian territorial zones with special operating conditions in order to stimulate the development of innovative economy is
connected with the nonsystemic approach. Modern high quality living conditions should be included into thelist of measures for the innovative economic development. There is a point of view indicating the important role of the technological platform "Construction and architecture" in the town-planning provision for Russian economic development.
The main directions of changes in different fields (strategic planning, town planninglegislation, town planning technology, mechanisms for the decision realization, the training of professionals in the field of spatial planning) are described. These changes should be implemented in the frame of the technological platform whose purpose is to carry out this mission. The new «Strategy of spatial development» document that is aimed to replace previously designed general settlement scheme and enterprises placement scheme are analyzed. It is noted that the effective realization of its town-regulating role is possible on the condition that all strategic planninglevels are developed accordingly to a unified methodical scheme. Unfortunately the existinglaw "About strategic planning" does not stipulate it. Progressive experience of the innovative and town-planning policy coordination in regions is discussed. As an example is taken "The strategy of the social-economic development in Kaluga region up to 2030 year. Its motto is "Human being - the investment center".
Key words: innovative economy, technological platform, strategic planning, town-planning legislation, quality living environment, strategy of spatial development, strategy of socioeconomic development - 2030, creative measures, systemic approach, methodical scheme, highly qualified specialists
Роль качества среды проживания в реализации инновационной политики экономического развития и формировании конкурентоспособных регионов в Российской Федерации
Одна из основных экономических задач России - преодоление технической отсталости. В настоящее время передовые страны переходят к шестому технологическому укладу, основанному на внедрении компьютерных технологий во все стадии воспроизводственного процесса и на развитии нано- и биотехнологий. По мнению российских экспертов, в ближайшие десять лет в экономике России будет доминировать четвертый технологический уклад, хотя это не исключает возможности технологического прорыва в ряде отраслей производства (биотехнологии, самолётостроение и др.) [1].
Идея реализации технологического прорыва заложена в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р. В рамках Стратегии предусмотрена система мер по её реализации, в число которых входит создание особых экономических зон.
Для стимулирования развития экономики, в том числе её инновационной составляющей, с конца 90-х годов ХХ века в России создаются территории с особыми условиями функционирования (свободная экономическая зона, особая экономическая зона, зона территориального развития, территории опережающего развития). В РФ подобных территорий уже 17, а особых экономических успехов они не демонстрируют [2]. Одна из причин низкой эффективности мер, предпринимаемых для развития экономики, - отсутствие системного подхода к пространственному развитию промышленного комплекса. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что непременным условием инновационного развития, привлечения квалифицированных трудовых ресурсов и создания инновационных кластеров является формирование высокоорганизованной среды проживания с благоприятной экологической ситуацией, развитой социальной, инженерной, транспортной, информационной, рыночной инфраструктурами. В постиндустриальный период меняется роль и значимость факторов, определяющих развитие будущей экономики, первостепенное значение придаётся человеческому капиталу. К этой мысли приходят и представители отечественного бизнеса. Вот одно из мнений: «Экономический рост будет подталкивать не капитал и природные ресурсы, а человеческое воображение и инновации. Людям, причастным к созданию зон территориального развития, важно понимать этот момент и не выпадать из реалий быстро меняющегося мира» [3]. К такому же мнению приходят прогрессивные представители региональных властей. По мнению заместителя губернатора Калужской области Максима Шерейкина, «стратегия догоняющей модернизации - тупик для российских регионов, так как она не принесёт необходимых средств для вложений в развитие инфраструктуры и социальную сферу. Лишь инновационная стратегия под лозунгом «Инвестируй в человека» может помочь решить весь комплекс региональных проблем» [4].
Глобальный тренд в мировой экономике - рост конкуренции территорий за ценный человеческий ресурс. В результате низкого качества среды российские города неконкурентоспособны в мировой борьбе за привлечение высококвалифицированных специалистов.
Эпоха информатизации и телекоммуникаций привела к росту экономики услуг, возникновению совершенно новых профессий и специализаций, высвобождению свободного времени горожан. С 2000-х годов на Западе активно изучаются тенденции формирования нового поколения жителей крупных городов - поколения высококвалифицированных специалистов, которое названо созидательным, интеллек-
туальным классом. Это представители новой культуры потребления, культуры «инвестиций в себя». На привлечение кадрового ресурса, рекрутируемого именно из этого класса, ориентируются городские администрации и проектировщики при модернизации городов в Европе, США, Китае, развивающихся центрах Азии [5]. Необходимое условие привлечения этих специалистов в условиях глобализации - формирование конкурентоспособных городов и регионов.
Приоритетной государственной политикой Российской Федерации на XXI век является формирование конкурентоспособного Дальневосточного региона путём создания сети территорий опережающего социально-экономического развития.
29 декабря 2014 года Президент В.В. Путин подписал Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации» (№ 473-Ф3), и в 2015 году правительство начинает создавать территории опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке. Одно из первоочередных мероприятий - соглашение о создании ТОСЭР «Комсомольск», которое было подписано 30 июля 2015 года. В ТОР «Комсомольск» входят три площадки: «Парус», «Амурлитмаш» и «Амурск». В Комсомольске-на-Амуре планируется создание авиастроительного кластера.
Президент России В.В. Путин посвятил часть послания Федеральному Собранию вопросам развития Дальнего Востока России, особо отметив необходимость сделать Комсомольск-на-Амуре «ещё одним динамичным центром Дальнего Востока». «Это город с легендарной историей, с современной высокотехнологичной промышленностью, которая выпускает востребованную гражданскую продукцию и успешно работает на оборонную промышленность. Но городская и социальная инфраструктуры находятся здесь в запущенном состоянии»,-сказал Президент. Федеральным министерствам, в том числе Минстрою России, предписано в срок до 1 апреля 2016 года обеспечить финансирование мероприятий, направленных на комплексное развитие Комсомольска-на-Амуре. Эти мероприятия должны быть представлены в специальных «дальневосточных» разделах отраслевых государственных программ и программ организаций с государственным участием.
Однако дело не только в низком уровне благоустройства территории, низком качестве застройки, недостаточно развитой инфраструктуре, но, прежде всего, - в крайне неблагоприятной экологической ситуации. В стоимость созданий ТОР включено строительство общегородских социальных объектов. С экологической ситуацией сложнее. Город создавался по принципу «предприятие-поселок», поэтому значительная часть жилого фонда расположена в зонах санитарной вредности (рис. 1). В восточной части Ленинского административного округа расположено авиационное предприятие со взлетно-посадочной полосой. Вывод его, намеченный в старом генеральном плане, не был реализован, не реален и сейчас. В северо-восточной части Ленинского административного округа расположен крупный нефтеперерабатывающий завод - один из основных источников загрязнения. Проект
«Внесение корректив в генеральный план городского округа город Комсомольск-на-Амуре», разработанный в ЦНИИП градостроительства, по требованию заказчика должен был привести в соответствие функциональное зонирование с утвержденными правилами землепользования и застройки и юридически оформленными отводами земельных участков. Городской округ город Комсомольк-на-Амуре - самый крупный промышленный центр на Дальнем Востоке с научным и образовательным потенциалом, имеет утверждённый амбициозный «Стратегический план устойчивого развития города Комсомольска-на-Амуре до 2025 года», в котором в качестве стратегического направления принято развитие его как промышленно-инновационного центра Дальнего Востока.
Для превращения городского округа в инновационный центр необходимо синхронно решать вопросы развития нового технологичного производства и кардинального улучшения качества среды проживания населения, в том числе экологической ситуации. В связи с созданием зон опережающего социально-экономического развития и государственной поддержкой комплексного развития потребуется разработка нового генерального плана, где во главу угла должны быть поставлены и решаться вопросы не только определения дополнительных территорий для строительства, но и формирования качественной среды проживания. Прежде всего, это включает в себя общее улучшение экологической ситуации и размещение новой жилой застройки на территориях с благоприятной экологической ситуацией.
По мнению специалистов ЦНИИП градостроительства, развитие городского округа целесообразно рассматривать в рамках Комсомольской агломерации, где будут формироваться и другие территории опережающего социально-экономического развития (Амурск). В рамках системного подхода должна быть разработана общая концепция развития Амурской агломерации и только потом новый генеральный план
Рис. 1. План функционального зонирования территории городского округа Комсомольска-на-Амуре
Комсомольска-на-Амуре. Половинчатые меры, направленные на совершенствование социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, не дадут необходимого результата - привлечения и удержания квалифицированных креативных специалистов, способных развивать инновационную экономику.
В приложении к докладу «Россия пространственное развитие» [б] отмечается, что «отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (концентрация современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населённых пунктах, транспортная доступность основных мировых центров и пр.) становится препятствием для концентрации на территории РФ ресурсов будущего: высококвалифицированной, мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, «брэндов», культурных ценностей и т.п.». Конкурентоспособность Дальневосточного региона во многом определяется качеством жизни проживающего населения.
С помощью территорий опережающего развития «есть стремление сделать Дальний Восток российским аналогом китайского Гонконга. Станет ли Дальний Восток российским аналогом «китайского экономического чуда» - вопрос открытый. Пока не наблюдается никаких предпосылок к чему-то, хотя бы отдалённо напоминающему концепцию «одна страна - две системы». Возможно, ТОР так и останутся лишь звучной идеологемой, подобной «удвоению ВВП», «энергетической сверхдержаве» и «нацпроектам»[7].
Технологическая платформа «Строительство и архитектура» - инструмент градостроительного обеспечения
инновационного развития экономики
В Стратегии инновационного развития-2020 в качестве одного из новых инструментов объединения усилий в области научно-технического и инновационного развития России рассматриваются технологические платформы. Технологические платформы - организационно-правовая форма инновационной деятельности, предложенная Еврокомиссией для обозначения тематических направлений в рамках Европейской программы научно-технического развития Евросоюза. В самом общем виде это - инструмент, в первую очередь структурирующий интересы различных сторон на конкретных отраслевых направлениях [8].
В рамках Стратегии технологическая платформа определена как «коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества), а также на совершенствование нормативной правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития». В России создание технологических платформ инициировано государством в отличие от зарубежного опыта, где организаторами выступают крупные компании.
В начале 2012 года Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям было принято решение о создании 30-ти технологических платформ с целью содействия в выполнении Стратегии инновационного развития России до 2020 года. В их числе созданная в 2014 году решением президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию технологическая платформа «Строительство и архитектура». Её миссия в отношении градостроительства сформулирована следующим образом: формирование перспективного видения и заказа на проведение научных работ для достижения целей градостроительного проектирования. Фактически речь идёт о разработке современных технологий градостроительного проектирования. Основной целью градостроительного проектирования применительно к рассматриваемой проблеме является градостроительное обеспечение реализации политики инновационного развития экономики, в том числе за счёт формирования среды, привлекательной для инвестиций и квалифицированных специалистов, которые в странах постиндустриального развития рассматриваются как основной экономический ресурс.
Зарубежный опыт показывает, что основная тенденция современной урбанизации и модернизации городской среды - усложнение зонирования со смешением функций, преобразование моноориентированных производственных зон в многофункциональные инновационно-деловые центры, кооперация обслуживающих систем, активное внедрение приёмов «зелёной» реконструкции [9]. Преобразование крупных городов в мире движется в этом направлении. Особенное значение уделяется качеству городской среды - архитектуре, благоустройству, ландшафтной организации, сохранению памятников истории и культуры.
В российских городах, где планируется инновационное развитие экономики, не всегда обеспечиваются даже базовые характеристики качества среды. В «Основах государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года» (утверждённых Президентом 30 апреля 2012 года) указывается, что в 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Очевидно, что технологическая платформа в области строительства и архитектуры должна функционировать в тесной взаимосвязи с экологической платформой, предназначенной решать актуальные вопросы в области окружающей среды и создания «зелёной экономики».
Градорегулирующая роль стратегии пространственного
развития в размещении инвестиций и расселении
населения
Формирование качественной среды проживания, создание градостроительных предпосылок для эффективного функционирования хозяйственного комплекса - задачи территориального планирования, однако законодательно это не закреплено. В результате в условиях отраслевого планирования градостроительная документация не выполняет той
координирующей роли в использовании территории и других ресурсов, которую она должна играть [10].
Вместе с тем в рамках сложившейся ситуации, когда в системе государственного управления фактически «отсутствуют инструменты согласованного использования ключевых ресурсов территорий: финансовых, человеческих, природно-экологических, культурных» [11], только на уровне разработки документов территориального планирования можно выявлять конфликт отраслевых, муниципальных, государственных интересов, а также интересов проживающего населения в отношении использования территории и определять пути их согласования. Для решения этой задачи необходимо знать приоритеты государственной пространственной политики на федеральном и региональном уровнях. Согласно закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (172-ФЗ), эту функцию должен выполнять новый документ -«Стратегия пространственного развития РФ» (далее Стратегия). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года №870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля её реализации» Стратегия разрабатывается применительно ко всей территории Российской Федерации с детализацией её положений в разрезе субъектов Российской Федерации. В её составе должны присутствовать предложения по совершенствованию системы расселения и направлениям размещения производительных сил на территории Российской Федерации. Фактически Стратегия призвана заменить разрабатывавшиеся до перестроечного периода два документа: схему размещения производительных сил и генеральную схему расселения. Поэтому это постановление отменяет постановление правительства РФ от 5 апреля 1999 года №370 «О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения» и «Основные положения генеральной схемы расселения на территории РФ».
Согласно Постановлению, Стратегия должна включать в себя анализ особенностей и проблем пространственного развития Российской Федерации, принципы и приоритеты, цели и задачи, сценарные варианты, показатели пространственного развития, этапы реализации, механизмы достижения установленных приоритетов и целей пространственного развития Российской Федерации. В качестве отдельного этапа подготовки Стратегии проектом постановления предусматривается подготовка её концепции. Оценивая этот документ, необходимо прежде всего отметить, что в составе перечисленных участников разработки Стратегии отсутствуют организации, содержащие градостроительные подразделения: Минстрой, Российская академия архитектуры и строительных наук, несмотря на то, что существенную часть содержания стратегии составляют градостроительные вопросы: приоритеты совершенствования системы расселения на территории РФ; прогноз (оценка) потребности в размещении и развитии федеральной инженерной,транспортной и социальной инфраструктуры с учётом перспективной экономической
специализации соответствующих территорий; перечень потенциальных территорий опережающего социально-экономического развития, основанный на комплексной оценке и анализе условий и потенциалов пространственного развития Российской Федерации; варианты пространственного размещения технологических платформ, отнесение городов и регионов Российской Федерации к определённым типам.
Кроме того, в содержание стратегии не включена концепция качества среды проживания, в том числе социальные нормативы качества среды, хотя выбор населением мест расселения в значительной степени отражает его предпочтения в качестве среды проживания. В перечне документов, на базе которых должна разрабатываться Стратегия, отсутствует такой важный документ, как «Основы государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года.
Если тенденции ухудшения экологической ситуации не будут учитываться при разработке Стратегии, то одна из её важнейших задач (обеспечение устойчивости развития территорий) не будет выполнена.
Поскольку Схема пространственного развития призвана решать в рамках одного документа вопросы размещения производительных сил и расселения населения, необходимо отметить, что впервые создан механизм, позволяющий разрабатывать согласованные экономические и градостроительные решения.
На круглом столе, проведённом Комитетом по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в ноябре 2015 года и посвящённом формированию стратегии пространственного развития Российской Федерации, отмечалось, что «пространственное развитие территорий является одним из центральных вопросом государственной политики, так как от эффективности решения этой задачи зависит обеспечение территориальной целостности, социально-экономической стабильности и безопасности государства».
Однако следует отметить, что механизм разработки согласованных предложений по совершенствованию систем расселения и размещению производительных сил создан только на самом верхнем уровне и касается объектов федерального значения. В тоже время эффективная реализация градорегули-рующей роли стратегии пространственного развития возможна только в том случае, если все уровни стратегического планирования разрабатываются по единой методической схеме. Этого, к сожалению, закон «О стратегическом планировании» не предусматривает. Например, для макрорегионов разрабатывается только стратегия социально-экономического развития и не предусмотрены схема пространственного развития и схема территориального планирования. Для регионов и муниципальных районов предусмотрены отдельно схемы территориального планирования как документы, пространственно отображающие планируемые объекты капитального строительства и не решающие вопросы совершенствования расселения и стратегии социально-экономического развития, определяющие направления размещения производительных сил на уровне размещения конкретных производственных объектов.
В Положении устанавливается, что стратегия пространственного развития разрабатывается в соответствии с «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации», утверждёнными Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года №803, которые устарели, не учитывают современную действительность, в связи с чем они не могут быть положены в основу разработки стратегии пространственного развития.
Всё сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года №870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля её реализации» в равной мере, как и Градостроительный кодекс РФ, нуждаются в существенной доработке. В противном случае возникает опасность повторения предыдущей компании по всеобщей разработке документов территориального планирования, эффективность которых преимущественно сводится к актуализации опорных планов, градорегулирующую функцию в размещении капитала они не выполняют, и вопросы совершенствования расселения в большинстве из них не нашли отражения.
Прогрессивный опыт согласования инновационной и градостроительной политики при разработке региональных стратегий социально-экономического развития-2030
Существующая практика разработки отдельных региональных стратегий социально-экономического развития-2030 больше продвинулась в решении вопросов согласованного пространственного размещения производительных сил и расселения населения, чем это предусмотрено Законом о стратегическом планировании. К примеру, в Стратегии-2030 социально-экономического развития Татарстана и Екатеринбургской области отражены вопросы и приведены схемы развития агломераций как центров инновационного развития.
Эти стратегии опираются на разработанный Минэкономразвития России прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в котором отмечается, что базовой тенденцией пространственного развития России является концентрация человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов будущего в крупных городах и формирование 20 агломераций с численностью населения более 1 млн человек.
Вместе с тем было бы неверно считать, что кластерная стратегия в экономике будет способствовать только развитию агломерационных форм расселения. Формирование территориально-производственных кластеров на слабо освоенных территориях, ориентированных на глубокую добычу и переработку сырья, производство энергии с использованием современных технологий (механизированных, ресурсосберегающих и экологичных, нетрудоёмких) должно привести к возникновению сети новых поселений.
Образование и развитие современных туристско-рекре-ационных зон с высоким уровнем сервиса на территориях
с ценным историко-культурным наследием, уникальными природно-климатическими характеристиками приведёт к возникновению новых поселений, повышению качества среды в исторических городах, сохранению ценного наследия.
Именно этот подход отражен в Стратегии-2030 Калужской области; сценарий «многофокусного развития» рассматривается как наиболее благоприятный для пространственной организации региона, поскольку «он способен принести в ряд сельских территорий области стандарты высокого качества жизни и постепенно выровнять пространственный дисбаланс».
Формирование привлекательной среды жизни предполагается, прежде всего, в «ядрах» инновационной активности. В экономическом развитии предпочтение отдаётся тем производствам, которые не разрушают среду, а используют её потенциал.
В Стратегии отмечается, что сегодня Калужская область имеет, как минимум, два потенциальных территориальных центра, «замыкающих» на себя новые селитебные зоны - это Обнинско-Боровская агломерация и город Калуга (см. рис. 2). Технопарки и промзоны планируется размещать не только на этих территориях, но и в центральной и западной частях области (рис. 3).
Одно из принципиальных положений Стратегии-2030 Калужской области - необходимость смены управленческой парадигмы: «выбор в качестве приоритетных направлений развития обустройство среды и новое расселение ведет к радикальной смене управленческой парадигмы, переходу от управления отраслями к управлению территорией на основе государственно-частного партнерства».
Динамика развития Калужской области, темпы и объёмы привлечения инвестиций, в том числе иностранных, характеризуется не иначе как «калужское чудо» или «калужский феномен» [12].
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить следующее: в рамках градостроительной составляющей технологической платформы «Строительство и архитектура» должны быть разработаны предложения по градостроитель-
• Центры расселения
Рис. 2. Возможные зоны нового расселения на территории Калужской области
ному обеспечению инновационного развития экономики, в основе которого лежит формирование высококачественной среды проживания. Предложения должны быть разработаны по следующим направлениям:
• Законодательство:
- совершенствование закона «О стратегическом планировании» в части обеспечения единого методического подхода к согласованию размещения производительных сил и расселения на всех уровнях разработки документов территориального планирования;
- коренная переработка ГК РФ: законодательное обеспечение активной роли градостроительства в управлении развитием территорий, пересмотр содержания документов территориального планирования с включением пунктов по формированию среды проживания, опорному каркасу расселения, обеспечение увязки ГК РФ с законом «О стратегическом планировании» с учётом предложений по его совершенствованию, законом «О промышленной политике» [13].
• Технологии разработки градостроительной документации:
- включение в состав Схемы пространственного развития концепции и нормативов качества среды проживания;
- разработка современных технологий в области территориального планирования, обеспечивающих согласование социально-экономической и градостроительной политики: определение общих стратегических целей, отражающих согласованные интересы власти, бизнеса, населения, хозяйствующих и проживающих на планируемой территории, конкретизация целей в виде системы целевых показателей;
- разработка целереализующих мероприятий;
- постоянный мониторинг степени достижения целевых показателей и внесение коррективов с учётом изменяющейся ситуации.
• Управление реализацией градостроительной документации:
Рис. 3. Размещение планируемых промзон и технопарков на территории Калужской области
правовыми механизмами реализации документов территориального планирования должны быть не только правила землепользования и застройки, но и целевые программы, содержащие согласованные социально-экономические и градостроительные мероприятия, ориентированные на достижение общих целей: создание качественной среды проживания, повышение инвестиционной и миграционной привлекательности территорий, формирование конкурентоспособных территорий.
• Управление территориями:
необходима смена парадигмы управления территориями путём перехода от отраслевого к преимущественно территориальному принципу управления, основу которого должна составлять не сумма отраслевых интересов, а интересы проживающего на территории населения и хозяйствующих субъектов, представляющих малый и крупный бизнес. Необходимо создание соответствующих организационных структур, занимающихся вопросами развития территорий.
• Подготовка специалистов в области территориального планирования:
реализация новых технологий в области территориального планирования потребует разработки соответствующих образовательных программ для подготовки квалифицированных специалистов, пересмотра стоимости, сроков осуществления проектных работ, практики проведения тендеров на выбор организаций-исполнителей с упором на квалификацию разработчиков и качество проектной документации.
Литература
1. Климова, В.В. Оценка воздействия технологических укладов на становление российской экономики / В.В. Климова // Экономический журнал. - 2010.- №19.
2. О планах по созданию в регионе «опережающей территории». - Калининград^ [Электронный ресурс]. - 2015.
3. Черных, М. Зоны экономического развития и проблемные факторы их реализации. / М. Черных. - cons.ru PressRelease [Электронный ресурс]. - 2015.
4. «Структурная и промышленная политика в системе технологических укладов: механизмы и направления модернизации», проект №12-32-01254.
5. Кулешова, Г.И. Развитие инновационных центров и преобразование городской среды как взаимодополняющие ресурсы / Г.И. Кулешова // Вестник Российской академии наук. - 2013. - №7. - Т. 83.
6. Княгинин, В.К. Концепция пространственного развития РФ. / В.К. Княгинин // Приложение к докладу «Россия. Пространственное развитие».
7. Территории опережающего развития - попытка русского Гонконга. Клуб регионов. - Федеральная экспертная сеть. - февраль 2014.
8. Шраер, А.В. Технологические платформы как инструмент инновационного развития / А.В. Шраер // Креативная экономика. - 2011. - №9 (52). - С. 113-116.
9. Комфортность среды как фактор инновационного развития города / под ред. Лободановой Д.Л. - М.: Издательский дом «Дело», 2013.
10. Герцберг, Л.Я. Качество городской среды: проблемы проектирования и реализации / Л.Я. Герцберг // Градостроительство. - 2013. - №1, 2.
11. Российская Федерация: проблемы и перспективы. -Центр информационных технологий, 2009.
12. Калужская модель привлечения инвестиций - образец для разработки регионального инвестиционного стандарта // Аналитика. - Русь, 2014.
13. Герцберг,Л.Я. Действующий ГК РФ и основные направления его совершенствования / Л.Я. Герцберг // Academia. Архитектура и строительство. - 2015. - №3. - С. 97-100.
Literatura
1. Klimova V.V. Ocenka vozdejstviya tehnologicheskih ukladov na stanovlenie rossijskoj ekonomiki / V.V. Klimova // Ekonomicheskij zhurnal. - 2010. - №19.
2. O planah po sozdaniyu v regione «operezhayushhej territorii». - Kaliningrad.Ru [Elektronnyj resurs]. - 2015.
3. Chernyh M. Zony ekonomicheskogo razvitiya i problemnye faktory ih realizacii. / M. Chernyh // - cons.ru PressRelease [Elektronnyj resurs]. - 2015.
4. «Strukturnaya i promyshlennaya politika v sisteme tehnologicheskih ukladov: mehanizmy i napravleniya modernizacii», proekt №12-32-01254.
5. KuleshovaG.I. Razvitie innovacionnyh centrov i preobrazovanie gorodskoj sredy kak vzaimodopolnyayushhie resursy / G.I. Kuleshova // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. - 2013. - №7. - T. 83.
6. Knyaginin V.K. Koncepciya prostranstvennogo razvitiya RF. / V.K. Knyaginin // Prilozhenie k dokladu «Rossiya. Prostranstvennoe razvitie».
7. Territorii operezhayushhego razvitiya - popytka russkogo Gonkonga. Klub regionov. - Federal'naya ekspertnaya set'.-fevral' 2014.
8. Shraer A.V. Tehnologicheskie platformy kak instrument innovacionnogo razvitiya / A.V. SHraer // Kreativnaya ekonomika. - 2011. - №9 (52). - S. 113-116.
9. Komfortnost' sredy kak faktor innovacionnogo razvitiya goroda / pod red. Lobodanovoj D.L. - М.: Izdatel'skij dom «Delo», 2013.
10. Gercberg L.Ya. Kachestvo gorodskoj sredy: problemy proektirovaniya i realizacii / L.Ya. Gercberg // Gradostroitel'stvo. - 2013. - №1, 2.
11. Rossijskaya Federaciya: problemy i perspektivy. - Centr informacionnyh tehnologij, 2009.
12. Kaluzhskaya model' privlecheniya investicij - obrazec dlya razrabotki regional'nogo investicionnogo standarta // Analitika. - Rus', 2014.
13. Gercberg L.Ya. Dejstvuyushhij GK RF i osnovnye napravleniya ego sovershenstvovaniya / L.Ya. Gercberg // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. - 2015. - №3. - S. 97-100.