Вестник Томского государственного архитектурно -строительного университета. 2025. Т. 27. № 1. С. 82-98.
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture.
ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)
2025; 27 (1): 82-98. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 711.163
DOI: 10.31675/1607-1859-2025-27-1-82-98
EDN: EAYMUQ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ МЕМОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
Елена Ивановна Гурьева, Анна Викторовна Шутка, Галина Михайловна Величко
Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования градостроительной концепции мемориальных комплексов. Проанализированы основные архитектурно-планировочные, композиционно-художественные, ландшафтные, конструктивные принципы формирования мемориальных ансамблей.
Актуальность. Обосновывается необходимость и актуальность сохранения памяти о войне, подвиге солдата. Приводятся ключевые принципы архитектурных, конструктивных, ландшафтных решений мемориалов, которые базируются на учете индивидуальных композиционных и ландшафтно-рекреационных особенностей градостроительных ситуаций.
Рассматривается градостроительная специфика формирования современных мемориальных комплексов, посвященных подвигу военных, участников и героев войн: Великой Отечественной, войны в Афганистане, специальной военной операции на Украине. В настоящее время меняется отношение к концептуально-смысловой парадигме памятников и мемориалов. Расположение мемориальных комплексов в городской структуре, размер и форма участка, возможность подъезда и подхода, доступность территории, эмоциональное и зрительное восприятие, взаимодействие с окружающим ландшафтом - важные аспекты формирования архитектурно-художественного образа, требующие анализа и переосмысления на современном этапе социально-экономического развития.
Цель работы - выявить основополагающие принципы построения мемориальных комплексов с учетом градостроительной структуры, природного окружения и особенностей прилегающей застройки.
В статье освещаются особенности ландшафтной организации мемориальных комплексов. Отмечается необходимость концептуального художественного подхода к проектированию ландшафтного дизайна территории. Подчеркивается важность выбора ассортимента растений. Ландшафтное решение мемориальной инфраструктуры возможно на нюансе и контрасте. Концепция включения памятника в структуру естественного ландшафта предопределяет пейзажную стилистику генплана. Концепция постановки мемориала на контрасте с окружением предусматривает применение регулярной планировочной структуры.
Мемориальные комплексы представляют собой особый вид общественной инфраструктуры городской среды. Сегодня общественные пространства рассматриваются как концептуальные полифункциональные образования, отражающие основные тенденции и изменения всех сфер жизнедеятельности городского населения. Концептуального решения требуют и градостроительные приемы, и принципы формирования мемориальных комплексов.
© Гурьева Е.И., Шутка А.В., Величко Г.М., 2025
Выводы. Приведены основополагающие принципы формирования архитектурно-пространственного решения мемориальных комплексов и особенности выстраивания градостроительной концепции: разработка концепции проекта, связанная с историей создания памятного места; использование символики архитектурных форм; включение мемориального ансамбля в структуру природно-рекреационного пространства с учетом градостроительной ситуации, улично-дорожной сети, организации удобных подъездов и подходов; формирование картины территориального восприятия пространства мемориала; пропорциональное построение архитектурно-пространственной композиции комплекса; включение в комплекс дополнительных эффектов; цветочное оформление; разработка системы освещения мемориального комплекса.
Ключевые слова: градостроительные структуры, мемориальный комплекс, архитектурно-пространственные решения, городские рекреационные пространства, архитектурное освещение
Для цитирования: Гурьева Е.И., Шутка А.В., Величко Г.М. Градостроительная концепция формирования архитектурно-пространственного решения мемориальных комплексов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2025. Т. 27. № 1. С. 82-98. DOI: 10.31675/16071859-2025-27-1-82-98. EDN: EAYMUQ
ORIGINAL ARTICLE
URBAN PLANNING CONCEPT OF ARCHITECTURAL SPACE FORMATION FOR MEMORIALS
Elena I. Gur'eva, Anna V. Shutka, Galina M. Velichko
Voronezh State Technical University Voronezh, Russia
Abstract. The article discusses the urban planning concept of memorials. The main principles of the memorial formation are analyzed, including architecture and planning, composition and artistry, landscape and construction.
The article substantiates the necessity and relevance of preserving the memory of the Great Patriotic War, heroism of soldiers. The presented key principles of architectural, constructive, landscape solutions of memorials, are based on the composition, landscape and recreation of urban situations.
The article considers the urban planning of modern memorials dedicated to the feat of the military, participants and heroes in the Great Patriotic War, the Soviet-Afghan War, special military operation in Ukraine. The attitude towards the conceptual and semantic paradigm of monuments and memorials is currently changing. The location of memorials in the urban structure, the size and shape of the site, accessibility of the territory, emotional and visual perception, interaction with the landscape, are important aspects of the architectural image formation. All this requires the analysis and rethinking of the socio-economic development.
Purpose: Identification of fundamental principles of memorial construction with respect to the urban planning structure, natural environment and especially adjacent buildings.
Methodology: The article highlights the landscape organization of memorials. The importance of the conceptual artistic approach to the landscape design is noted as well as the importance of choosing plants. Examples are given for the selection of color, texture and lighting techniques. The landscape solution of the memorial infrastructure is based on nuance and contrast. The monument inclusion in the landscape structure determines its style in the general plan. The concept of setting the memorial in contrast to surroundings provides for the use of a regular planning structure.
Research findings: Memorials are considered as a special type of public infrastructure in the urban environment. Today, public spaces are considered as conceptual multi-functional formations reflecting the main trends and changes in all spheres of life. Both urban planning tech-
t>
Г*
H
1Л
с*
о
с*
и
<
и
H
ы
s
X
о
»
PQ
niques and formation principles of memorials require a conceptual solution. The article presents the fundamental principles of architectural and spatial solutions of memorials and the urban planning concept.
Keywords: urban planning structure, memorial, architectural and spatial solutions, urban recreational spaces, architectural lighting
For citation: Gur'eva E.I., Shutka A.V., Velichko G.M. Urban Planning Concept of Architectural Space Formation for Memorials. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2025; 27 (1): 82-98. DOI: 10.31675/1607-1859-2025-27-1-82-98. EDN: EAYMUQ
Введение
Мемориальные комплексы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, Афганской войны, специальной военной операции на Украине, позволяют современному человеку осознать драматизм событий, почувствовать глубокий эмоциональный смысл. Преступления фашистов не имеют срока давности, не могут быть забыты и не должны повториться. Долг нашего народа -сохранить память об исторической истине, о событиях, погибших героях.
Мемориальные комплексы в городах России должны располагаться в структуре общественных пространств, быть открытыми для посещения, проведения памятных мероприятий и доступными по основным автомобильным магистралям. Они вносят определенный вклад в архитектурно-художественный облик города и влияют на формирование силуэта и узнаваемости места. В настоящее время необходимо разрабатывать концепцию мемориала с учетом современных тенденций создания памятных мест и в соответствии с высокими требованиями к благоустройству городских территорий.
Градостроительная специфика размещения мемориального комплекса
Война оставляет глубокий след в человеческой памяти на многие поколения. Все свидетельства войны являются источником для воссоздания образа военных драматических событий. Язык архитектуры мемориального комплекса многослойный, международный, межнациональный. Мемориальные комплексы сегодня рассматриваются как «чистая» архитектура, без прагматических примесей и добавок, не имеющая жестких технологических обязательств, не следующая прототипам, стандартам и нормам [1, с. 103]. На рис. 1-3 приведен многогранный анализ мемориальных комплексов в структуре современного города.
Размещение мемориального комплекса в городской структуре определяется множеством факторов: градостроительных, природных, социально-экономических, эстетических, мировоззренческих, средовых, эргономических. Выбор территории обусловлен: размещением мемориала непосредственно на месте прошедших военных событий; наличием особенной достопримечательной территории; пешеходной и транспортной доступностью; достаточной площадью; хорошей аэрацией и инсоляцией; наличием зеленых насаждений; возможностью организовать обзор для восприятия комплекса с различных точек и расстояний. Градостроительная специфика формирования мемориального комплекса предопределена сложившейся планировочной структурой города, улично-дорожной сетью, особенностями природно-рекреационного каркаса.
Рис. 1. Мемориальные комплексы, посвященные Великой Отечественной войне: «Воин-освободитель» в Берлине; Ржевский мемориал советскому солдату; «Саур-мо-гила» в Донецкой области; «Трагедия народов» на Поклонной горе в Москве Fig. 1. Memorials dedicated to the Great Patriotic War: "The Liberator Warrior" in Berlin; Rzhevsky Memorial to the Soviet soldier; "Saur-grave" in the Donetsk region; "The Tragedy of Peoples" on Poklonnaya Hill in Moscow
l>
In о
и <
U H
bt =
=
cj <v
PQ
t>
Г*
Н
1Л
с*
о
с*
и
<
и
н
ы
=
X
о
4J
PQ
Рис. 2. Мемориальные комплексы, посвященные Афганской войне: монумент воинам-интернационалистам в Санкт-Петербурге; памятник воину-интернационалисту в Ижевске; монумент «Скорбящий воин» в Сыктывкаре Fig. 2. Memorials dedicated to the Soviet-Afghan War: internationalist soldiers in Saint-Petersburg; internationalist soldier in Izhevsk; "A grieving soldier" in Syktyvkar
Архитектурно-планировочная структура мемориального комплекса часто носит регулярный характер. Композиция выстраивается на принципах индивидуальности и уникальности, упорядоченности, иерархичности, соподчи-ненности основных элементов построению от главного к второстепенному.
Решение по архитектурно-планировочной организации территории с учетом особенностей рельефа, месторасположения в градостроительной ситуации, а также трассировки инженерных коммуникаций отражается на схеме планировочной организации земельного участка (СПОЗУ). В графическую часть СПОЗУ включаются: границы земельного участка в соответствии с данными государственного кадастрового учета; существующие объекты капитального строительства; проектируемый объект; габаритные размеры объектов застройки, а также их привязка к границам земельного участка; границы зон с особыми условиями использования территории; условные обозначения, принятые на чертеже.
Рис. 3. Мемориальные комплексы, посвященные специальной военной операции на Украине: «Смерч журавлей» в Туапсе; «Героям специальной военной операции» в Борзе; «Мать встречает сына» в Забайкальском крае
Fig. 3. Memorials dedicated to the special military operation in Ukraine: "A whirl-wind of cranes" in Tuapse; "To the heroes of the special military operation" in Borzoi; "Mother meets son in Zabaykalsky Krai"
Архитектурно-художественная концепция мемориальных комплексов
В настоящее время мемориальные комплексы рассматриваются в городской структуре как особенные, уникальные общественные пространства. Современные тенденции формирования и развития общественных территорий: полифункциональность, гибкость к изменяющимся потребностям современного общества, внедрение инновационных технологий и материалов [2, с. 45].
Анализ мемориальных комплексов, посвященных памяти военных событий, героям, погибшим при защите Родины, показал общие архитектурно-градостроительные приемы: концептуальное построение ансамбля; символичность применяемых образов; включение мемориалов в структуру существующих рекреационных территорий; хорошее визуальное раскрытие для лучшего зритель-
ного восприятия. Концепция современного монументального ансамбля формируется с использованием синтеза искусств, во взаимодействии градостроительных, монументально-декоративных, историко-фактологических начал [3, с. 5].
Большое значение в организации архитектурного ансамбля мемориалов имеют отделочные материалы. Цвета и фактуры материала помогают выявить архитектурную пластику и подчеркнуть значимость идейного содержания. В мемориальном комплексе - памятнике жертвам фашизма «Хатынь» в Белоруссии - пешеходная аллея, ведущая от дороги к центру мемориала, выложена черными бетонными плитами. Используется черный лабрадорит для обозначения места гибели людей. При оформлении братской могилы контраст белого мрамора и черного лабрадорита эмоционально и стилистически выражает тему жизни и смерти. Серые бетонные обелиски, символизирующие печи сгоревших изб, динамично возвышаются по рельефу местности, подчеркивая тревожный ритм архитектурно-художественной композиции [4, с. 14].
На основе проведенного исследования были выявлены следующие градостроительные принципы размещения мемориального комплекса в структуре современного города: обоснованный выбор территории в структуре сложившегося мемориального ансамбля; возможное включение мемориала в структуру природно-рекреационного пространства; привязка памятного места к улично-дорожной сети и формирование удобных пешеходных подходов; организация функциональных зон в структуре комплекса с выделением входной, экспозиционной и рекреационной зон (рис. 4).
3 1>
1Л
о
и <
U Н
Ы =
=
н
CJ
<v PQ
Рис. 4. Градостроительные принципы размещения мемориального комплекса в структуре
современного города (окончание см. на с. 89) Fig. 4. Urban planning principles of memorials in a modern city (see p. 89 for continuation)
Рис. 4. Окончание (начало см. на с. 88)
Fig. 4. Urban planning principles of memorials in a modern city (see p. 88 for beginning)
Важным аспектом формирования ансамбля мемориального комплекса служит ландшафт. Определяющим этапом проектирования является архитектурно-ландшафтный анализ. Приступая к проектированию объектов ландшафтной архитектуры, необходимо изучить возможности преобразования территории, формирования объемно-пространственной композиции культурного ландшафта [5, с. 20].
Ландшафтная организация мемориальных комплексов
Ландшафтный дизайн в мемориальных комплексах играет ключевую роль в формировании особой атмосферы. Через сочетание природы и архитектурных элементов создается уникальное пространство, способствующее внутреннему созерцанию и почитанию. Растительность, водоемы, памятники - все это объединяется в единое целое, чтобы олицетворить идеи и ценности, которые несет в себе мемориальный комплекс.
Современное проектирование объектов ландшафтной архитектуры ведется на основе концептуального построения ансамбля. Концепция - важная тематическая составляющая проекта (рис. 5). Концепция служит основой для функционального зонирования, архитектурно-пространственного построения, планировочной структуры ансамбля, а также художественного стиля и стилевого наполнения среды [6, с. 130].
%
t>
п
Н
iri
о
и
<
U
н
а
=
=
и
<v
PQ
Рис. 5. Алгоритм создания мемориальной ландшафтно-архитектурной композиции Fig. 5. Algorithm of creating memorial landscape and architectural composition
3 l>
1Л
о
и <
U H
bt =
=
cj <v
PQ
В основу ландшафтной организации современных мемориальных комплексов положены принципы художественного формирования пространства [7]. Для создания неповторимого образа памятного места необходимо сочетать элементы инженерного и ландшафтного благоустройства, а также грамотно проводить озеленение территории [8, 9]. Памятные места, как правило, должны иметь четкую структуру и быть оформлены в регулярном стиле. Это может быть как само благоустройство (дороги, площадки), так и ассортимент растений, которые они содержат [10, 11]. Правильная ориентация архитектурных пространств мемориалов, изучение возможностей их оптической связи с окружающей природой, композиционного строя природных форм и их потенциальных возможностей помогают формировать будущие ансамбли мемориальных комплексов [12].
В ландшафтном дизайне мемориальных комплексов часто применяются различные формы зеленых насаждений, чтобы подчеркнуть важность и торжественность этих мест. Например, для создания атмосферы траура и грусти выбираются пурпуролистные растения или плакучие формы, которые помогают передать эмоциональный оттенок уважения и скорби. В то же время для придания праздничного настроения могут использоваться яркие и разноцветные растения. Однако не только растения играют важную роль в оформлении мемориальных парков. Цветочное оформление также имеет огромное значение. Например, при создании атмосферы траура и памяти об ушедших часто используются цветы белой окраски, такие как розы, гвоздики, хризантемы и тюльпаны, символизирующие чистоту, покой и уважение к ушедшим.
Архитектурное освещение ансамбля мемориальных комплексов
При формировании мемориальных комплексов используется синтез искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, ландшафтной композиции. Со-
временные светотехнические технологии могут помочь в создании концепции такого идеологически важного объекта, как мемориальный ансамбль. Некоторые памятные места, связанные с трагическими событиями Великой Отечественной войны, посещаются круглосуточно. Мемориальные комплексы размещаются на доминирующих высотах городского ландшафта. Гармоничное искусственное освещение, программируемые системы освещения должны стать эффективным элементом мемориального ансамбля.
Концепция освещения мемориала и окружающего пространства в вечернее время должна учитывать эмоциональное воздействие на посетителей. Световой дизайн следует использовать как необходимое и выразительное искусство [13, с. 313].
Создать многоуровневый световой дизайн возможно с применением следующих типов освещения: функционально-утилитарного, архитектурно-монументального и ландшафтно-художественного. Функционально-утилитарное -это освещение путей движения, аллей, дорожек, лестниц, открытых площадок. Архитектурно-художественное - это освещение мемориала, скульптур, обелисков, памятных знаков, зданий музеев в структуре мемориального комплекса. Ландшафтно-художественное - это освещение зеленых насаждений, водных устройств, рельефа.
Сложность в формировании освещения мемориального ансамбля состоит в решении системы подсветки, которая призвана подчеркнуть идейное содержание, основные композиционные объемы, фактуру, форму и цвет применяемых материалов. Основными приемами освещения являются: создание равномерного заливающего света, применение локальной точечной подсветки, использование цвета, включение динамичного светодиодного освещения. Большое значение имеет направление света, которое создает игру теней, выявляет рельеф, подчеркивает формы и линии.
туарные и грунтовые осветительные приборы, парковые светодиодные светильники, ландшафтные световые столбики.
В качестве современного решения светового ансамбля может быть использован проект освещения Ржевского мемориала, который предусматривает не только формирование системы управления, но и обеспечение нескольких режимов работы: повседневного, праздничного и ночного (рис. 6).
При создании системы освещения Ржевского мемориала применялись различные приемы, которые подчеркнули композиционную авторскую идею. Основная скульптура воина освещается снизу вверх мощными светодиодными прожекторами. В архитектурной концепции памятника использован образ из знаменитой песни «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Стая журавлей подхватывает воина и несет его в лучшие места, уготованные для героев-защитников. С целью создания соответствующего визуального образа - посмертного вознесения души солдата в облике одного из журавлей - в мощение с лицевой стороны у основания скульптуры установлены светодиодные прожекторы встраиваемого типа [14]. Осветительными приборами подчеркнули движение от входа к мемориальным стенам и далее к основной скульптуре. Для создания
1>
Н
о
и
<
и
Н
Ы
5
X
и
<и
И
эмоционального эффекта было предусмотрено различное по цвету и интенсивности освещение.
t>
Г*
H
1Л
с*
о
с*
и
<
и
H
ы
s
X
H
ZJ
«
PQ
Рис. 6. Система освещения Ржевского мемориала Fig. 6. The mémorial illumination in Rzhev
Конструктивные особенности формирования мемориальных комплексов
Для того чтобы реализовать художественный замысел архитектора, требуется сконструировать несущий каркас мемориала. Важно учитывать надёжность, долговечность и прочность конструкции.
Конструкции мемориальных сооружений могут представлять собой единую систему или комплекс пространственных систем. Конструктивные решения расчётных схем элементов многообразны и зависят от архитектуры объекта.
Чаще всего конструкторы используют каркасную систему из металлических конструкций, надежную и легковозводимую. И при необходимости реконструкции несложно будет заменить потерявший прочность элемент.
Современная инженерная методология использует различные физико-математические методы расчетов, учитывая различные виды нагрузок: нагрузку от собственного веса, ветровую нагрузку, снеговую [15]. Расчеты нагрузок строго регламентируют нормативные документы для различных климатических районов.
Создавая архитектурный ансамбль, важно учитывать толщину снежного покрова и его плотность. От термических и механических свойств снега зависит выбор материалов для каркаса и облицовки мемориала. Геометрия памятника может быть многообразной и тем самым усложнять расчет ветровой нагрузки.
Для воплощения идеи архитектора по результатам расчетов, обязательно с учетом физико-химических свойств облицовочных материалов [16], выполняется проект с детализацией его конструктивных элементов.
Облицовочные материалы для передачи задуманного архитектором облика монумента можно разделить на две категории: натуральные и искусственные. Современные технологии предлагают применять наряду с известными и популярными материалами - металлом и бетоном - литьевой мрамор и гра-нитополимер. Типы натуральных горных пород в нашей стране различны по разнообразию и богатству. Их также можно разделить на подгруппы: гранито-иды различных типов, кварциты, используемые для облицовки, мрамор, мра-моризованные известняки и доломиты.
Методика проектирования мемориальных комплексов
Градостроительное формирование мемориального комплекса предполагает развитие архитектурной идеи от общего к частному, охватывает взаимодействие градостроительной концепции и художественно-композиционного решения. Б.Г. Бархин отмечает, что в настоящее время архитекторы используют комплексный метод проектирования, который предполагает одновременное решение градостроительных, функциональных, конструктивных, технических, экономических и архитектурно-художественных задач [17, с. 17].
Формирование градостроительной концепции - это сложная, многофакторная, комплексная задача [18, с. 193]. Творческий процесс разработки концепции включает: анализ, эскизирование, теоретическое моделирование, макетирование. Творческое мировоззрение архитектора складывается и развивается под влиянием изучения аналогичных объектов. В процессе проектирования мемориального комплекса используются продуктивная и репродуктивная формы деятельности. Приоритетной задачей является выработка оригинальной, нетривиальной идеи. Творческий процесс выработки идеи ориентируется на следующие методы: ассоциаций, преобразования, «вживания в роль», инверсии. Огромна ^ роль интуиции, фантазии, воображения. Доминирующим может выступать фи-лософско-мировоззренческий метод [19, с. 27].
Процесс проектирования мемориалов состоит из последовательных этапов: ландшафтно-градостроительный анализ территории, разработка архитектурно-пространственного решения, выполнение конструктивно-технологического расчета, формирование ландшафтного благоустройства. Архитектурное г^ решение детализируется и уточняется. Первоначально рассматриваются кон- ^ цептуальные предложения, которые формируются в настоящее время на кон- ^ курсной основе. В дальнейшем выбранная концепция разрабатывается как эскизное предложение, а далее уточняется, конкретизируется в рабочем проекте. ^
Мемориальные комплексы, посвященные памяти войн ^
X
В настоящее время разрабатывается проектное предложение по созданию у мемориального комплекса, посвященного памяти Великой Отечественной р^ войны, Афганской войны и специальной военной операции на Украине (рис. 7).
Рис. 7. Мемориальная композиция, символизирующая подвиг участников локальных войн и военных конфликтов, расположенная в с. Хохол Хохольского района Воронежской области
Fig. 7. Memorial for participants in local wars and military conflicts, located in the village of Khokhol, Khokholsky district, Voronezh Region
Комплекс будет располагаться в г. Россоши Воронежской области. Авторами проекта являются студенты 4-го курса: концепция А: Д.М. Истомина, В.В. Демидов, С.А. Орешков, П.П. Медведева; концепция Б: А.А. Вишнякова, С.С. Голева, С.А. Сигушина, В.Е. Фомина; руководители: Е.И. Гурьева, А.В. Шутка.
Заключение
Настоящее исследование показывает, что современные мемориальные комплексы необходимы для сохранения памяти героев, как символические свидетельства военных драматических событий. Осмысление темы войны, трагедии народов, увековечивание памяти воинов-героев отражается в решении философии и архитектуры мемориальных комплексов.
Градостроительная концепция формирования архитектурно-пространственного решения мемориальных комплексов выстраивается по следующим основополагающим принципам:
- разработка концепции проекта, связанная с историей создания памятного места;
- использование символики архитектурных форм;
- включение мемориального ансамбля в структуру природно-рекреаци-онного пространства с учетом градостроительной ситуации, улично-дорожной сети, организации удобных подъездов и подходов;
- формирование картины территориального восприятия пространства мемориала;
- в архитектурно-пространственной композиции комплекса особое внимание уделяется пропорциональному построению, что обеспечивает гармоничное восприятие всего ансамбля, использование основных композиционных приемов для лучшего восприятия комплекса и раскрытие основной идеи проекта;
- включение в комплекс дополнительных эффектов, например звукового сопровождения;
- при создании мемориальных объектов и парков важно учитывать ^ не только архитектурные элементы, но и растительное и цветочное оформление, чтобы передать нужные эмоциональные оттенки и уважение к памяти ^ ушедших и историческим событиям, детали совместно создают особую атмосферу и помогают посетителям почувствовать глубину и значимость каждого мемориального объекта; г^
- разработка системы освещения мемориального комплекса и окружения на основе применения функционально-утилитарного, архитектурно-монументального и ландшафтно-художественного света с учетом повседневного, праздничного и ночного режимов работы.
Ансамбль современного мемориального комплекса должен формироваться как сложное, идеологически построенное сооружение с применением синтеза искусств и с учетом внедрения новых технологических решений.
В
Список источников
1. Хомяков А.И. Обратная перспектива: антология мемориально-музейной архитектуры / предает. А.В. Бокова. Москва : URSS, 2021. 181 с. ISBN 978-5-9710-8075-6.
PQ
t>
r*
H
IT)
c*
о
с*
и
<
и
H
ы
s
X
H
и
«
PQ
2. Шутка А.В. Градостроительные принципы формирования общественного центра города-спутника в структуре крупной агломерации // Инновации в социокультурном пространстве : материалы XVI Международной научно-практической конференции, 20 апреля 2023 г. Часть II. Благовещенск : Изд-во АмГУ, 2023. С. 45-49. DOI: 10.22250/9785934934096_45
3. Зайцев А.К. Мемориальные ансамбли в городах-героях. Москва : Стройиздат, 1985. 208 с.
4. Чантурия В.А. Атлас памятников архитектуры и мемориальных комплексов Белоруссии. Минск : Вышая школа, 1983. 110 с.
5. Шутка А.В., Гурьева Е.И. Градостроительное проектирование ландшафтов. Основы проектирования ландшафтов. Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2020. 77 с. EDN: LYRRZA
6. Шутка А.В., Гурьева Е.И. Градостроительное проектирование ландшафтов: парк. Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2021. 158 с.
7. Гурьева Е.И., Ульянкина В.А. Воздействие человеческой деятельности на ландшафт (на примере г. Липецк) // Архитектурные исследования. 2018. № 3 (15). С. 71-80. EDN: YBDNZZ
8. Кругляк В.В., Семенютина А.В., Гурьева Е.И. Модели архитектоники рекреационных насаждений для адаптивных систем озеленения // Вестник ВГУ. Серия: География. Геоэкология. 2017. № 3. С. 108-112. EDN: ZTLMQB
9. Фролова М.Ю. Оценка эстетических достоинств природных ландшафтов // Вестник МГУ. Сер. 5. География. 1994. № 2. С. 27-33.
10. Vellas F. The International Marketing of Travel and Tourism // A strategic Approach Great Britain. MacMillan Press Ltd., 2014. P. 35-37.
11. Кругляк В.В., Гурьева Е.И., Горожанкина А.А. Архитектурно-ландшафтная среда пешеходной улицы как форма существования ландшафта в условиях города (обзор) // Лесной вестник = Forestry Bulletin. 2024. Т. 28. № 2. С. 81-92. DOI: 10.18698/2542-1468-2024-2-81-92
12. Гурьева Е.И., Староскольская Е.А., Попов Г.А. Формирование архитектуры зеленых насаждений в жилой застройке города Воронеж // Актуальные вопросы устойчивого развития регионов, отраслей, предприятий : материалы Международной научно-практической конференции. В 2 томах, Тюмень, 15 декабря 2023 г. Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2024. С. 247-251.
13. Завгородская Т.Н. Архитектурное освещение мемориальных комплексов // Architecture and Modern Information Technologies. 2020. № 2 (51). С. 305-315. URL: https://marhi.ru/ AMIT/2020/2kvart20/PDF/16_zavgorodskaya.pdf. DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15116
14. БЛ-ГРУПП выполнила проект освещения Ржевского мемориала, который открыли Владимир Путин и Александр Лукашенко // Международная светодиодная корпорация : [сайт]. - URL: https://bl-g.ru/about/press_center/5084/
15. Насонкин В.Д., Канцыбко А.И. Статистический и динамический анализ памятника в ознаменование 300-летия Российского флота // Промышленное и гражданское строительство. 1997. № 12. С. 24-26.
16. Микульский В.Г., Горчаков Г.И., Козлов В.В. и др. Строительные материалы / под ред. В.Г. Микульского. Москва : Изд-во АСВ, 1996. 488 с.
17. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. Москва : Стройиздат, 1982. 224 с.
18. Кармазин Ю.И. Творческий метод архитектора: введение в теоретические и методологические основы. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. 493, [3] с. ISBN 5-9273-0758-2.
19. Кармазин Ю.И. Формирование мировоззренческих и научно-методических основ творческого метода архитектора в профессиональной подготовке (концепция) : специальность 18.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры / Кармазин Юрий Иванович. Москва : Мархи, 2006. 50 с.
References
1. Khomyakov A.I. Reverse Perspective: Anthology of Memorial and Museum Architecture. Moscow, 2021. 181 p. ISBN 978-5-9710-8075-6 (In Russian)
2. ShutkaA.V. Urban Planning Principles of Public Center of Satellite City in Agglomeration Structure. In: Proc. 16th Int. Sci. Conf. 'Innovations In The Socio-Cultural Space'. April 20, 2023, Blagoveshchensk, 2023. Pp. 45-49. DOI: 10.22250/9785934934096_45 (In Russian)
3. ZaitsevA.K. Memorial Ensembles in Hero Cities. Moscow: Stroyizdat, 1985. 208 p. (In Russian)
4. Chanturia V.A. Atlas of Architectural and Memorial Complexes in Belarus. Minsk: Vysshaya shkola, 1983. 110 p. (In Russian)
5. Shutka A.V., Gur'eva E.I. Urban Planning of Landscape Design. Fundamentals of Landscape Design: Voronezh, 2020. 77 p. (In Russian)
6. Shutka A.V., Gur'eva E.I. Urban Planning Landscape Design: Park. Voronezh, 2021. 158 p. (In Russian)
7. Gur'evaE.I., Ulyankina V.A. Impact of Human Activity on Landscape (the Lipetsk case study). Arkhitekturnye issledovaniya. 2018; 3 (15): 71-80. (In Russian)
8. Kruglyak V.V., Semenyutina A.V., Gur'eva E.I. Models of Architectonics of Recreation Plantings for Adaptive Landscape Systems. Vestnik VGU. Seriya: Geografiya. Geoekologiya. 2017; (3): 108-112. EDN: ZTLMQB (In Russian)
9. Frolova V.A. Assessment of Aesthetic Advantages of Natural Landscapes. VestnikMGU. Ser. 5. Geografiya. 1994; (2): 27-33. (In Russian)
10. Vellas F. The International Marketing of Travel and Tourism. A Strategic Approach. Great Britain: MacMillan Press Ltd., 2014. Pp. 35-37.
11. Kruglyak V. V., Gur'eva E.I., Gorozhankina A.A. Architectural and Landscape Environment of Pedestrian Street as a Form of Landscape Existence in a City (Review). Lesnoi vestnik. Forestry Bulletin. 2024; 28 (2): 81-92. DOI: 10.18698/2542-1468-2024-2-81-92 (In Russian)
12. Gur'eva E.I., Staroskolskaya E.A., Popov G.A. Architecture of Greenspaces in Residential Buildings in Voronezh. In: Proc. Int. Sci. Conf. 'Relevant Problems of Regional and Industrial Development', in 2 vol. Tyumen, 2024. Pp. 247-251. (In Russian)
13. Zavgorodskaya T. Architectural Lighting of Memorials. Architecture and Modern Information Technologies. 2020; 2 (51): 305-315. DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15116 (In Russian)
14. BL-GROUP completed the lighting project of the Memorial in Rzhev. Available: https://bl-g.ru/about/press_center/5084/ (In Russian)
15. Nasonkin V.D., Kanzybko A.I. Statistical and Dynamic Analysis of the Monument Devoted to the 300th Anniversary of the Russian Navy. PGS ezhemesyachnyi nauchno-tekhnicheskii ipro-izvodstvennyi zhurnal. 1997; (12): 24-26 (In Russian)
16. Mikulsky V.G. (Ed.), Gorchakov G.I., Kozlov V.V., et al. Building Materials. Moscow: ASV, 1996. 488 p. (In Russian)
17. Barkhin B.G. Architectural Design Methods. Moscow: Stroyizdat, 1982. 224 p. (In Russian)
18. Karmazin Yu.I. Architect's Creative Method: Introduction to Theoretical and Methodical Foundations. Voronezh, 2005. 493 p. ISBN 5-9273-0758-2. (In Russian)
19.
Creative Method of Architect in Professional Training (Concept). DSc Abstract. Moscow. 2006. 50 p. (In Russian)
Сведения об авторах
Гурьева Елена Ивановна, канд. с.-х. наук, доцент, Воронежский государственный технический университет, 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84, [email protected]
университет, 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84, [email protected]
Authors Details
Elena I. Gur'eva, PhD, A/Professor, Voronezh State Technical University, 84, 20 let Ok-tyabrya Str., Voronezh, Russia, [email protected]
Anna V. Shutka, PhD, A/Professor, Voronezh State Technical University, 84, 20 let Ok-tyabrya Str., Voronezh, Russia, [email protected]
GalinaM. Velichko, A/Professor, Senior Lecturer, Voronezh State Technical University, 84, 20 let Oktyabrya Str., Voronezh, Russia, [email protected]
%
t>
n
H
iri
о
и
<
u
H
a
=
=
cj
<v
PQ
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors contributions
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 20.06.2024 Submitted for publication 20.06.2024
Одобрена после рецензирования 17.01.2025 Approved after review 17.01.2025
Принята к публикации 21.01.2025 Accepted for publication 21.01.2025
t>
r*
H
1Л
с*
о
с*
и
<
и
н
ы
в
X
н
и
4J
PQ