1:1=1*1
ги-ши Московский] гиснпсшниги нншиеп п. у. .................
ГОВОРЯТ ВЫПУСКНИКИ МГУ
Черная Татьяна Карповна,
доцент кафедры истории русской и зарубежной литературыг СГУ, выпускница МГУ 1962 г.
Мы все периодически останавливаем свое время для того, чтобы оценить, что было в нашей жизни, подумать о том, что будет. Нам важно понять, почему что-то мы не жалея оставляем в прошлом, а что-то, даже не вспоминая, помним всегда. Когда я вот так «итожу» прожитое, то порой вполне осознанно, а порой на уровне какого-то органичного внутреннего чувства ощущаю постоянное счастливое воздействие времени, проведенного в Московском государственном университете. Перефразируя Горького, скажу, что всем лучшим во мне я обязана МГУ. Старое здание на Моховой, лестницы, по которым ходили Белинский и Лермонтов, сам воздух аудиторий - до сих пор все это вызывает во мне священный трепет. Это правда. Слова «1 выпускница МГУ» - как печать, знак огромной ответственности, во-первых, перед теми, кто учил меня, и, во-вторых, перед теми, кого учу теперь я. Для меня немыслимо уйти от таких ценностей, как уважение к традиции, чувство человеческого достоинства, профессиональная компетентность, преклонение перед фундаментальным знанием, чувство товарищества, самостоятельность мысли - то, чем прорастали студенты МГУ и что укоренилось в нас навсегда. У нас были замечательные учителя - крупные ученые с мировыми именами: Н.К. Гудзий, С.А. Радциг, Г.Н. Поспелов, В.И. Кулешов, Д.Д. Благой, Р.М. Самарин, В.Н. Турбин9 Сейчас мне забавно думать, что мы, студенты периода «оттепели», с максимализмом задиристой молодости старались найти изъяны в их лекциях, посмеи-
вались над некоторыми манерами их поведения - мы, мол, не лыком шиты, и наше мнение, конечно, смелее и свободнее. А надо было просто ловить каждое слово. Но я не помню ни одного случая, чтобы кто-нибудь из профессоров позволил себе осадить студента, и уж тем более оскорбить. Культура человеческих отношений была равна культуре научной мысли - а это, наверное, и есть высшая педагогика.
На нашем факультете (я имею в виду СГУ) существуют давние и живые связи с Московским университетом. Долгое время у нас работала Татьяна Петровна Батурина, выпускница МГУ, писатель, критик, необыкновенно творческий человек. Она была дружна с В.Н. Турбиным, который, бывало, приезжал в Ставрополь - насколько интересны были беседы с ним, не надо и говорить. А студенческое восприятие Владимира Николаевича Турбина всегда отличалось доверчивым преклонением перед тихим, ненавязчивым, но удивительно умным словом этого человека. Когда мы проводили свои Лермонтовские конференции, к нам приезжал Василий Иванович Кулешов, одна из самых крупных фигур в литературоведческой науке, автор множества монографий и учебников. Сейчас ему уже больше 80-ти лет, но мы общаемся, и он нам помогает. Из профессоров, работающих сейчас на филфаке МГУ, у нас контакты с С.И. Кормиловым, А.И. Журавлевой, В.Н. Катаевым, - с кем-то чаще, с кем-то реже. Но этот процесс живой и естественный. Не говоря уже, конечно, о литературе, издаваемой в МГУ, без которой невозможна и наша работа. А наши издания поддерживаются там (равно как и защиты диссертации нашими преподавателями). Мы в одной системе.
Булыгина Тамара Александровна,
доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории России СГУ,
выпускница 1965 г.
Мне довелось учиться на историческом факультете МГУ в 1965-1970 гг., а затем в аспирантуре этого же факультета - в 1975-1979 гг. Надо помнить, что это было сорок-тридцать лет назад, когда была иная страна - СССР, когда телевизор был роскошью, а об Интернете можно было прочесть в фантастических романах. Потрясением для провинциала стали, казалось, необъятные возможности музеев, библиотек и архивов столицы. «Ленинка» (РГПБ), «Историчка» (РГПИБ), «Горьковка» (научная библиотека МГУ) с их уникальными фондами, с их интерьерами воспитывали любовь к книге и науке. На кафедрах факультета были свои прекрасные библиотеки, в которых наряду с учебной литературой можно было даже первокурснику познакомиться с редчайшими изданиями на разных языках. Незабываемыми для будущего историка были занятия проф. П.А. Зайончковского, знатока военной российской атрибутики в фондах ГИМа, во время посещения панорамы Бородинской битвы. Интересными и полезными были ис-торико-искусствоведческие экскурсии по Москве, Подмосковью, Золотому кольцу на транспорте университета. На мой взгляд, это было не только веселым досугом, но и профессиональной практикой для будущих историков.
Главным же богатством были мои учителя: акад. Б.А. Рыбаков, проф. С.С. Дмитриев, под руководством которого я имела честь работать два года над дипломной работой, М.Г. Седов, Гутнова, И.Д. Коваль-ченко, Г.А. Федоров-Давыдов, В. Янин, Н. Кеняпина, будущие известные ученые, тогда аспиранты А. Орлов и В. Плугин и многие другие. Большинство из них были не только большими учеными, но личностями, чей пример оставался образцом для подражания на всю жизнь. Они приобщали студентов к интеллектуальному труду, были образцом человеческой порядочности, демократизма в отношениях с учениками. Их уроки не сводились к официальным лекциям, а продол-
жались на спецкурсах, которые мы посещали по собственному убеждению и личному желанию, в научном кружке П.А. Зайончковского и Н.Я. Эйдельмана, во время индивидуальной работы над курсовыми и дипломными работами. Чрезвычайно интересно проходили проблемные семинарские занятия, которые отличались от обычных практических семинаров тем, что на них студентов не «натаскивали» к экзамену, а приобщали к научно-исследовательской работе по вопросам, входившим в круг научных интересов руководителя просеминара. Профессора часто приходили в общежитие, но не для контроля и наведения дисциплины: у нас было развито самоуправление. Они непринужденно беседовали с нами о профессии, о жизни, о культуре. Хорошо помню, как рассказывал нам профессор по истории КПСС А.Н. Ацаркин о своей московской юности, о поэтических вечерах Маяковского и Есенина. Университетский дух того времени - это интенсивная культурная жизнь: посещение театров и выставок, встречи с творческими людьми в стенах МГУ. На заседание кафедры в 70-е годы приглашали ученых смежных специальностей. Помню интересное и достаточно откровенное сообщение о состоянии советской экономики в 1978 г. проф. Емельянова, ставшего впоследствии одним из «прорабов» перестройки; творческие вечера К. Симонова, Арсения Тарковского. З. Гердта, Н. Михалкова.
Представляется, что кое-что из опыта истфака МГУ неплохо было бы воплотить в истфаковскую повседневность СГУ. Это и учебные экскурсии по историческим местам города и края, и проблемные семинары, и спецкурсы по выбору, а не по количеству и принуждению, и организация творческих вечеров с участием практиков, ученых, деятелей культуры. Главный колорит классического университета, на мой взгляд, состоит в роскоши творческого общения и интенсивной интеллектуальной жизни.
Медведев Николай Петрович,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедрыг политологии и социологии, выпускник философского факультета МГУ 1972 года,
Впервые мысль о поступлении в МГУ на философский факультет появилась у меня во время службы в армии. До этого у меня за плечами был техникум, где я получил специальность техника-электрика, и работа на предприятиях городов Оренбурга и Орска. Решение же созрело после армии во время работы мастером производственного обучения в техническом училище.
Остались в памяти вступительные экзамены и особенно экзамен по литературе. Старый, как мне тогда казалось, профессор, выслушав мой ответ по пьесе Горького «На дне», задал один дополнительный вопрос: «Скажите, молодой человек, какими словами заканчивается пьеса?». Это было моей удачей, так как я действительно читал пьесу и у меня застряла в памяти фраза Сатина, которой он ответил на сообщение Барона о самоубийстве Актёра: «Эх... испортил песню... дурак!». Пятерка по литературе и стала поворотом во всей моей судьбе. Меня приняли с двенадцатью полученными на экзаменах баллами с учетом «пролетарского» происхождения, производственного стажа и службы в армии.
Так в 1966 году началась моя учёба в старом здании философского факультета на Моховой. Когда было построено здание гуманитарных факультетов на Ленинских горах, мне довелось перевозить деканат факультета на одиннадцатый этаж нового здания, где он располагается и по сей день. Мы первыми осваивали это здание и особенно радовались великолепной новой библиотеке, где можно было, не выходя из здания заказать любую книгу, в том числе и по разделу спецхрана. Незабываемое впечатление сохранилось от лекций В.Ф. Асмуса, А.С. Богомолова, В.В. Соколова, других профессоров философской школы МГУ.
Великолепной школой для меня стала аспирантура при кафедре истории и теории научного атеизма, подготовка и защита в 1978 году диссертации на тему «Религия и
ценностные ориентации личности». Моим научным руководителем был известный специалист в области религиоведения профессор Д.М. Угринович. На кафедре в то время работали профессора М.П. Новиков, И.Г. Иванов, Д.М. Угринович, тогда ещё доценты И.И. Бражник, Ю.Ф. Борунков, В.И. Добреньков, К.И. Никонов, М.А. Попова, З.А. Тажуризина, И.Н. Яблоков.
МГУ им. М.В.Ломоносова - это не только тёплые воспоминания, но и наша нынешняя реальность. Мы, выпускники этого учебного заведения и сегодня продолжаем черпать от него заряды творчества, чистоты, и истинного патриотизма.
Рындина Ирина Николаевна,
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедрыг межкультурной коммуникации СГУ, выпускница филологического факультета МГУ 1976 г.
МГУ - как некий символ, знак посвященности, причастности к действительно значительному и вечному. Эту причастность я ощущаю и сейчас, более чем через двадцать лет после окончания филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Почему именно филологический факультет? Чтение было моим любимым времяпровождением с детских лет, этим и объясняется выбор специальности, ведь филологию справедливо называют искусством правильно читать. Моя мама всю жизнь проработала техническим переводчиком, она привила мне интерес к английскому языку.
С самого первого занятия в университете мы были погружены в стихию познания, нас учили технике мышления, создавая идеальную образовательную среду. Страсть к познанию выпускники университета сохраняют всю жизнь, так как «нет меда слаще меда познания» (Ф. Ницше). Филология включает дисциплины, изучающие язык, литературу и культуру данного народа, преимущественно через посредство литературных и других культурно-исторических сочинений и памятников. Чтение было нашим основным и всепоглощающим занятием,
книги были святынями, помощниками, наперсниками, иногда - противниками, если катастрофически не хватало времени их прочитать и осмыслить к коллоквиуму (о том, чтобы не прочитать весь список литературы к экзамену, не могло быть и речи). Мне очень больно наблюдать общее падение филологической культуры в наши дни: процесс вдумчивого, аналитического чтения превратился в поверхностное восприятие сюжета. Обаяние наших преподавателей складывалось из множества качеств и черт: ум и кругозор, страсть и ирония, благородство и простота, спокойная научная плодотворность без мелкой зависти к коллегам и суеты, но самое главное - небывалый масштаб личностей. Лекции профессоров О.С. Ахмановой, Э.М. Медниковой, А.А. Тахо-Годи, Н.С. Че-моданова, С.Г. Тер-Минасовой, Ю.В. Рождественского были столь захватывающе увлекательны, что полтора часа пролетали незаметно. Великим умам нельзя было не подчиняться безусловно, поэтому вопросы дисциплины просто не возникали. Тот факт, что будучи филологом по образованию, я защитила кандидатскую диссертацию по философии, является подтверждением междисциплинарной направленности классического университетского образования.
Мне кажется, что всех выпускников МГУ объединяет особая характеристика их личностей: научность и художественность в гармоничном сочетании.
Казачкова Земфира Мухарбиевна,
кандидат экономических наук, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового и предпринимательского права СГУ, выпускница экономического факультета МГУ 1978 г.
1 окончила экономический факультет МГУ в 1978 году, очную аспирантуру этого же факультета в 1987 году.
Поздравляю родной университет с 250-летием со дня его основания! Уверена в том, что новый виток в развитии университета послужит укреплению его мощи и обновлению его миссии, как цивилизованного места, где всегда присутствует тот замеча-
тельный фермент, обеспечивающий эффективное протекание реакций обмена культурами, знаниями, опытом, свежими идеями между профессурой, студентами, администрацией, выпускниками! Мне посчастливилось учиться на очень сильном курсе, выпускники которого занимают прочные позиции в государственном истэблишменте и в бизнес-структурах не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Выпускниками нашего курса являются Е. Гайдар, А. Жуков, вице-премьер Правительства России, и многие другие. Притягательность aima mater, воспитанное в нас чувство постоянной причастности к происходящему в университете спрессовало энергию выпускников нашего 1978 года, и мы уже дважды встречались, в 1998 и 2003 году, чтобы выразить восхищение любимому университету и почувствовать себя снова его детьми. Мы в полной мере ощутили радость являться миру в качестве выпускников славного Московского государственного университета: оргкомитет этих собраний издавал дважды справочники «Кто есть кто?», собрав уникальную информацию о наших выпускниках.
С чего начинается университет? Не только «с вешалки», где не принято было демонстрировать свое материальное превосходство, таково было неписаное университетское правило. Университет начинался с изумительных лекций профессуры. На всю жизнь запомнилась первая лекция, прочитанная энциклопедически образованным профессором экономической истории, носителем не только блестящих знаний, но и глубоких этических принципов Федором Яковлевичем Полянским. Его лекция «Как стать отличником?» настолько проникала в глубины подсознания, что на всю жизнь осталось ощущение, что нет предела совершенству.
Университет воспитал понимание сути профессии и мастерства. Ведь мой научный руководитель по кандидатской диссертации, профессор Николай Александрович Цаго-лов, руководивший кафедрой политической экономии экономического факультета МГУ с 1957 по 1985 год, был блестящим ученым,
мастером слова, непревзойденным методологом.
Притягательность мастера столь велика и по сей день, что на празднование его векового юбилея, совпавшего, к тому же, с 200-летием со дня рождения кафедры политической экономии собралось в июне 2004 года так много людей со всего мира, что яблоку негде было упасть!
Университет аккуратно формировал ощущение причастности к знанию о возможности движения к гармонии. Дорогу осилит идущий! Нас учили искать свой путь и идти, но не сталкивая с этого пути других, а оставляя свой достойный след. Как могло быть иначе на факультете, где философию преподавали профессора Э.В. Ильенков, ставивший уникальные эксперименты по передаче знаний слепоглухонемым людям, или доцент А.В. Ермакова, которая прививала любовь к живому тексту!
Нас учили быть многоязычными и читать тексты на языке оригинала. Как живо, остроумно проходило обсуждение сложнейших экономических текстов на английском языке! А как вдохновенно мы спорили о судьбах героев Э Хемингуэя или С. Моэма! Единственное условие, поставленное замечательным педагогом И.Н. Дьячковой, - говорить на языке оригинала!
Нас учили быть здоровыми, не разрушать свой организм, а корректировать его проблемы с помощью разумных физических нагрузок. Как не вспомнить наши занятия физкультурой под руководством непревзойденного тренера - новатора Е.Б. Гуревич!
Университет помог укрепить духовные силы, научил жить с оптимистичным настроем, преодолевать трудности и невзгоды в жизни. Когда ушел из жизни Н.А. Ца-голов, его ученик, профессор В.В. Куликов протянул мне руку помощи и помог пройти все тернии подготовки и защиты диссертации!
Университет всегда учил способности обновляться, всю жизнь учиться! Вот почему, где бы мне ни приходилось находиться, в американских или европейских университетах, всегда вспыхивал интерес партнеров
ко мне с того мгновения, когда я им говорила, что я окончила Московский государственный университет! Я же всегда понимала, что я лишь добираю знаний, обновляю их!
Университет учил мыслить синергети-чески, универсально! И это происходило не только на спецсеминаре у А.В. Аникина по финансовой системе капитализма, но и у В.П. Шкредова, где аспиранты спорили с мастером, а я робко пыталась понять, диалектику связи собственности в экономическом и в юридическом смысле. Прошло много лет, моя жизнь расшифровала те, еще весьма смутные знаки судьбы!
Университет так многогранен, как сама жизнь. Так пусть эти грани расцвечиваются новыми немеркнущими красками!
Ищенко Виктор Михайлович,
доктор технических наук, проректор по научной работе СГУ, выпускник МГУ 1980 г.
Судьба распорядилась так, что я - выпускник химического факультета Московского государственного университета после десяти лет работы в прикладном НИИ и на производстве, оказался в Ставропольском государственном университете, который, по сути, сыграл определяющую роль в выборе специальности и в моей судьбе. А произошло это следующим образом.
Весной 1973 г., как победитель городской олимпиады по химии, я был участником краевой олимпиады, практический тур которой проходил на базе Ставропольского государственного педагогического института, ныне госуниверситета. Первое знакомство с учебными химическими лабораториями, первый успех (я стал призером олимпиады), а самое главное - выступление перед участниками - студентами химфака МГУ, зародили желание у девятиклассника поступить в Московский университет и связать всю свою дальнейшую жизнь с химической наукой. Далее были два года учебы на заочных подготовительных курсах при МГУ, вступительные экзамены и волнительные поиски своей фамилии в приказе о зачислении.
Годы учебы в МГУ позволили мне не только овладеть профессиональными навы-
ками, но и сформироваться как личность. В нас, студентов химфака, преподаватели вкладывали не только фундаментальные знания и готовили химиков-универсалов, они «лепили» из представителей всех уголков необъятной Родины ученых, организаторов науки и производства, воспитывали инициативность и одновременно ответственность за свои поступки. В основе взаимоотношения с преподавателями были заложены научное сотрудничество и сотворчество, в то же время их отличала строгость и принципиальность при передачи и получении знаний.
Нас учили неорганической химии академик Виктор Иванович Спицын, аналитической - академик Иван Павлович Алима-рин, физической - профессор Олесь Михайлович Полторак и др. Становлению профессионализма способствовали экспериментальные курсовые работы, завершающие практически каждую химическую дисциплину; дипломные работы, по результатам которых у многих вышли публикации в центральных научных журналах. Полученные навыки очень пригодились мне в дальнейшем: курсовая по неорганической химии, познакомила с правилами работы с соединениями теллура, что помогло в дальнейшем при работе над докторской диссертацией; запатентованные методики аналитического определения меди и золота, разработанные в ходе выполнения дипломной работы, были использованы при анализе люминесцентных материалов, в период трудовой деятельности во ВНИИ люминофоров и особо чистых веществ.
Среди прежних и нынешних руководителей факультета и университета есть те, о совместной работе с которыми я буду помнить всю свою жизнь. Это - нынешний декан химического факультета академик Валерий Васильевич Лунин, который в год моего поступления работал в приемной комиссии и своим внимательным отношением сыграл большую роль, не дав совершить поступок, о котором я бы жалел в будущем, забрать документы и передать их в МИСиС. Сегодня академик В.В. Лунин по праву считается самым авторитетным представителем
российского химического образования. Строгий, но справедливый заместитель декана по учебной работе, ныне заместитель председателя секции УМО классических университетов доцент Владимир Федорович Шевельков, всеобщий студенческий любимец. Только мы с ним знаем о его роли в становлении моей личной жизни. Нынешний проректор университета Владимир Александрович (Володя) Мамонтов, комсомольский лидер факультета, прирожденный воспитатель студенческой молодежи, под руководством которого я работал в качестве секретаря курсового комсомольского бюро, в затем - члена Комитета ВЛКСМ факультета.
И в заключении, от всей души поздравляю многотысячный коллектив главного вуза страны - родного Московского государственного университета с 250-летним юбилеем и выражаю огромную искреннюю благодарность преподавателям химического факультета за их огромный труд в области образования, воспитания и науки на благо нашей Родины.
Казачков Владимир Александрович,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории, выпускник экономического факультета МГУ 1988 г.
Годы, проведенные в Московском государственном университете (с перерывом с 1977 по 1988 гг.), запомнились целым рядом событий и впечатлений. Прежде всего, было знаменательно само приобщение к культуре и традициям МГУ с его неповторимым стилем, сочетающим величавость и демократичность. Также незабываемы те лекции и учебные занятия, представившие высокий уровень преподавательского ремесла и искусства, которые повлияли на утверждение выбора собственной профессиональной деятельности. Наконец, жива в памяти студенческая среда тех лет, сохранился образ того поколения, которое еще не разошлось по разным структурам и сферам, слоям общества, которое было достаточно открыто, общительно и многообразно, чем и интересно. Встреча выпускников нашего курса через 20 лет в 2002 году при всех нюансах современ-
ного статуса отдельных лиц подтвердила незыблемость уважительного отношения к памяти студенческих лет и к своей aima mater.
Студенты тех лет относились к учебным зданиям и общежитиям как к своему дому, активно участвовали в поддержании в них элементарного порядка. За годы учебы я прошел пять разных общежитий МГУ и ощущал спокойствие в отношении бытовых условий, безопасности и т.п. В ходе подготовки к Олимпиаде в Москве в составе студенческого отряда пришлось участвовать в ремонте главного здания МГУ, а позже в этом здании довелось жить и в аспирантуре, и в институте повышении квалификации. Само главное здание напоминает целый город, настолько оно охватывает комплекс разных функций и необъятно по масштабу.
Связь студенческих лет и настоящего времени сохранилась через тех преподавателей, которые не только незримо в памяти, но с которыми реально общаешься на конференциях, в том числе посвященных юбилею университета, экономического факультета и кафедры политической экономии. При обучении в институте повышения квалификации в МГУ в этом году удалось послушать лекции и пообщаться с директором ИППК при МГУ А.В. Сидоровичем, курс которого я слушал в его кабинете заместителя декана экономического факультета еще в 1979 году.
Творческое общение студентов и преподавателей, а также их связь с практическими работниками строилась организационно на базе проблемных групп. Студенты выбирали себе направление проблемы и тем самым ту проблемную группу, к которой была привязана тематика их курсовых, дипломных и далее кандидатских работ. Запомнилась первая публикация, будучи еще студентом, в Вестнике Московского университета в виде тезисов выступления на конференции проблемной группы.
Ценность МГУ в том, что он концентрирует интеллектуальный уровень и тради-
ционно накапливает его, привлекая новые ресурсы тех, кто понимает или хочет понять, в чем сила знаний, величие разума и доступность интеллектуального общения.
Бондаренко Наталья Владимировна,
ассистент кафедры клинической психологии СГУ;
Польшакова Ирина Николаевна,
кандидат педагогических наук, ст.пр. кафедры клинической психологии, выпускники факультета психологии МГУ
2000 г.
Несколько лет назад ректоратом СГУ нам была предоставлена возможность стать студентами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Конечно, годы, проведенные в МГУ, навсегда останутся в памяти. Глубокая научная и практическая психологическая подготовка, блестящий профессорско-преподавательский состав, особая атмосфера постоянного научного творчества и поиска - это о Московском университете. Факультет психологии богат своими традициями и славен преемственностью. Нам посчастливилось слушать лекции учеников А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник; традиции, заложенные ими, до настоящего времени демонстрируют свою жизнеспособность и перспективность, они понимали психологию как гуманитарную науку, опирающуюся на систему наук о человеке и обществе, вписанную в контекст как гуманитарного, так и естественно-научного знания. Наши преподаватели (Ю.Ф. Поляков, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Б.С. Братусь, В.В. Лебединский, В.В. Николаева, Г.А. Арина, А.Ш. Тхостов, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская и многие другие крупнейшие ученые) старались передать не только свои знания и опыт, но и гуманистический оптимизм, доброту, сочувствие и поддержку людям, активно противостоять утрате моральных ценностей современного общества.