Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Филологические науки». Том 2 (68), № 3. 2016 г. С. 201-208.
ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ КРЫМА
УДК 811.512.19'28
ГОТЫ В КРЫМУ И ИХ УЧАСТИЕ В ЭТНОГЕНЕЗЕ КРЫМСКИХ ТАТАР1
Меметов А.
Меметов И. А.
Факультет крымскотатарской и восточной филологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, Симферополь
Е-mail: avdem44@mail.ги Е-/^^: isken25@mail.ru
В статье исследуется появление готов на исторической арене, а затем расселение их в Европе, в том числе и в Крыму. На основе изучения этнотермина «гот», названий готских родов Амалы и Балты, а также последних археологических данных высказывается мнение о принадлежности готов не к германским, а к тюркским племенам. Часть готов, осевших в Крыму, приняла участие в этногенезе крымских татар, что подтверждается этнографическими и другими данными.
Ключевые слова: готы, германцы, скифы, Скифия, Готия, восточные готы, западные готы, Амалы, Балты.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В имеющихся исследованиях по Крыму до сих пор нет научного объяснения, на каких (или каком) языках говорили многочисленные таврские, киммерийские, скифские, сарматские, готские и другие племена и народы, которые обитали в Тавриде с древнейших времен, и куда они делись. Наивно полагать, что все древнее население Крыма куда-то бесследно исчезло.
Методика исследования представляет собой комплексный подход, сочетающий культурно-исторический и структурные подходы, а также сравнительный и сопоставительный методы, которые позволяют на основе исследования этнонимов определить принадлежность готов к тем или иным языковым группам.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта 15-34-10116 «Электронный словарь диалектов крымскотатарского языка.
Цель исследования - выявить ареалы распространения древних готских племен, их исторические взаимоотношения с окружающими народами, а также определить их этническую и языковую принадлежность.
Скифо-сарматское государство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами, которые появились в Восточной Европе приблизительно в начале новой эры.
Историк VI века Иордан, по происхождению гот, пишет: «С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее, как бы из утробы, [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готисканд-за» [6, с. 66]. Готискандза (Gutiskandja) в переводе означает «Готский берег».
Позднесарматский период (середина I - IV вв.) в Юго-Восточной Европе.
На карте показано наступление готов и распространение родовых знаков (тамги) в Польше в III веке [14, с. 127, рис. 50].
Во времена правления короля Филимера (пятого правителя после Берига) войско готов вместе с семьями двинулось в поисках лучших земель и более подходящих мест для проживания. Так они пришли в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум. Это название, возможно, этимологизируется на тюркской основе. Оно, по-видимому, состоит из двух компонентов: первая часть ой<уй означает «дом», «местность», «территория + вторая часть - ум - притяжательный суффикс 1 лица единственного числа. Ойум<уйум означает «мой дом», «моя территория», «моя местность (с впадинами и углублениями)». Иордан переводил Ойум как «желанная земля» («optatumsolum»), имея в виду, вероятно, греческую Гилею на левом берегу Днепра и его лимана.
С конца II века готы начали продвижение на юг и юго-запад к границам Римской империи, которую достигли в III в., а также в район Меотийского болота (Азовского моря). На территории Скифии в III в. готы разделились на две независимые друг от друга группы - восточные (остроготы) и западные (везиготы). Восточные готы поселились на Днепре, а западные - между Днестром и устьем Дуная. Остроготы служили роду преславных Амалов, а везиготы - роду Балтов. Названия готских родов Ама-лы и Балты этимологизируются на тюркской языковой основе. В древнетюркском языке слов ата1 (<атП) означает «спокойный», «тихий». Значение названия второго рода Иордан объясняет следующим образом: «Род этот некогда благодаря отваге и доблести получил среди своих имя Балты, т. е. отважные...» [6, с. 89]. В тюркских языках слово балта имеет значение «топор». Здесь имеется в виду тот самый боевой ладьевидный топор, которым в древности были вооружены скифские и готские воины. Отвага готских племен ассоциировалась с этим боевым оружием. Очевидно, слово балта использовано в переносном значении «отважный», «доблестный», «храбрый», «воинственный». Следовательно, название первого рода готов означает «спокойный», «миролюбивый», а второго - «доблестный», «воинственный».
Восточных готов возглавлял король Филимер. Его владения были расположены в Скифии на побережье Меотиды. Западными готами правил Залмоксес, территории которого находились на Дунае - в Дакии (иногда ему подчинялись Фракия и Мёзия).
Часть готов ушла в Таврику, где они покорили родственных им скифов, а затем одержали победу и над Боспорским царством. От них позднее отделились готы-тра-пезиты (тетракситы Прокопия), которые переправились на Таманский полуостров.
Завладев (по некоторым данным, арендовав) боспорским флотом, готы совершают морские походы через Боспор на причерноморские города и римские провинции в Малой Азии. Ссылаясь на древние исторические источники, Н. М. Карамзин сообщает, что готы разорили и ограбили многие «.города цветущие в Вифинии, Галатии, Каппадокии и славный храм Дианы в Ефесе, а в Европе опустошили Фракию, Македонию и Грецию до Мореи... Ужасные свирепостью и мужеством, Готфы основали сильную Империю, которая разделялась на Восточную и Западную, и в IV столетии, при царе их Эрманарихе, заключала в себе немалую часть России Европейской, простираясь от Тавриды и Черного моря до Балтийского» [7, с. 37].
Первый поход готов через Боспор на крепость Питиунт, расположенный на восточном побережье Черного моря, в 255 году закончился неудачно. Через год готы повторили свой поход на эту же крепость и другие города Восточного Причерноморья. По сообщению историков (Зосим и др.), варвары захватили бесчисленное множество сокровищ и пленных.
В то же самое время западные готы вместе с родственными племенами совершали набеги на Римскую империю со стороны Балкан. В 255 году готы захватили Дакию, Фракию и Мёзию. Но императору Клавдию II удалось разгромить готов и их союзников бастарнов. Его преемник Аврелиан также сумел одержать ряд побед над готами. В результате этих побед Фракия и Мёзия были возвращены в лоно империи, однако Дакию всё же пришлось уступить готам.
В 264 году н. э. готам удалось захватить и разграбить римские провинции Каппа-докию и Вифинию; первая была расположена у восточного побережья Мраморного моря, а вторая - в глубине Малоазийского полуострова [16, с. 222].
Историки сообщают, что в 268 году произошел один из крупнейших совместных походов восточных и западных готов вместе с родственными им скифскими (тюркскими) племенами против империи. Местом сбора было выбрано устье р. Тир (Днестр). Готы, жившие около Меотиды в Приазовье и Таврике, двигались к месту сбора двумя путями: часть из них, по сообщению Аммиана Марцеллина, на 2000 кораблях приплыла из Меотиды вдоль берегов Крыма, другие двигались сухопутным путем через североприморские степи. Встретившись в назначенном месте и соединившись с остальными участниками похода, они напали на римские провинции, расположенные в Западном Причерноморье. Поход принес готам и их союзникам богатую добычу, а списки разоренных и ограбленных городов насчитывали десятки наименований [16, с. 222].
В конце III века отношения готов с империей становятся более дружелюбными; они стали выступать в качестве федератов. В 90-х годах III века Максимин использовал войско готов в войне против персов. Однако мирные взаимоотношения готов с империей по тем или иным причинам часто прерывались и переходили во враждебные. В 315 году Константин уже воюет на Дунае против готов и укрепляет Дунайскую границу. В 322 году Константин снова наносит поражение готам, которые пытались захватить земли сарматов между Тисой и Дунаем. После этого поражения готы вновь признали себя вассалами. Между ними был заключен договор, в соответствии с которым готы стали получать ежегодно от римского правительства продовольствие и деньги взамен на предоставление вспомогательных войск и несение сторожевой службы на Дунае [12, с. 529-530].
До сих пор остается невыясненным вопрос о количестве и местах расселения готов в Крыму. Можно предположить, что они осели в юго-западной части полуострова и на южном побережье Крыма, так как некоторые авторы эти районы называли Го-тией.
Готы поклонялись богу войны Марсу и приносили ему в жертву пленных, как и скифы. Иордан писал: «...полагая, что возглавителя войн пристойно умилостивлять пролитием человеческой крови. Ему посвящалась первая добыча, в его честь подвешивали на стволах деревьев трофеи. Готы более, чем другие, проникнуты были религиозным к нему горением.» [6, с. 69].
В первые века н. э. в Крыму среди жителей юго-восточного и южного побережья (в основном среди греческих колонизаторов) распространяется христианство. В IV веке н. э. в Крыму создаются две епархии - боспорская и херсонская. Кадм, епископ Боспора, на первом вселенском соборе в Константинополе в 325 году подписал соборные определения. Среди отцов второго вселенского собора 381 года есть уже и подпись херсонского епископа Эферия. Третья - готская - епархия в Тавриде появилась также в IV веке. Первым ее представителем был Унила, принявший сан от патриарха Константинопольского св. Иоанна Златоуста. Церковные историки Созомен
и Филосторгий свидетельствуют о том, что христианство было занесено к таврическим готам пленниками из Каппадокии, которых они захватили во время морских походов во второй половине III века. Святой Василий Великий называет имя одного из этих проповедников - Евтих [9, с. 131-132].
Исследователи, основываясь на тесных взаимоотношениях таврических готов с Иоанном Златоустом, пришли к мнению, что готы Крыма были православными, тогда как основная масса их племен на Дунае исповедовала арианство. Ю. Кулаковский пишет: «Общение с туземным (греческим. - А. М.) населением боспорского царства могло также оказать воздействие в том же направлении, и таврические готы были и остались православными. Они обособились от главной массы племен под влиянием события мирового значения - появления нового народа на арене европейской истории, вторжения гуннов» [9, с. 131-132].
При описании этнической принадлежности готов мнения исследователей разделились: одни ученые относят готов к восточным германским племенам, другие - к скифским, т. е. тюркским.
Германская концепция этнического происхождения готов базируется на изучении письменных памятников, обнаруженных с XVII по XX века на неизвестном до этого языке.
Ю. Н. Дроздов, детально описывая готские памятники, условно делит их на три группы: «К первой группе относятся все переводы Библии, комментарии к Евангелию, словосочетания, глоссы, отдельные слова в двух латинских купчих. Ко второй группе памятников относятся отрывки календаря, сохранившиеся в рукописи Ам-брозианского кодекса, а к третьей группе - рунические надписи на кольце из Пьетро-ассы и на острие копья, найденного в районе Ковеля» [5, с. 57-58].
Подробно изучив все имеющиеся сведения о письменых исторических памятниках, Ю. Н. Дроздов приходит к следующему выводу: «Таким образом, упомянутые выше письменные памятники, сами по себе, не содержат никаких признаков, на основании которых их можно было бы считать принадлежащими готам и, на этом основании, считать готов германоязычным (Deutsch) народом. Но вот выводы лингвистов о том, что язык упомянутых письменных памятников имеет явное схождение с современными языками германской группы, сомнений не вызывает. Правда, современные историки этот язык к древнегерманскому не причисляют. Считается, что это был какой-то самостоятельный язык германоязычной группы» [5, с. 59].
Следовательно, можно предположить, что готы этнически не были германцами, но говорили на этнодиалекте германского языка. Точно так же современные болгары этнически (исторически) являются булгарами, т. е тюрками, а говорят на славянском языке. Приведем еще примеры: евреи, проживающие в Европе, этнически являются семитами, но говорят на языке идиш, который относится к романо-германской семье языков. Караимы и крымчаки, проживающие в Крыму, этнически также являются семитами, однако на протяжении нескольких столетий они говорили и писали на эт-нодиалекте крымскотатарского языка. Урумы (греки по происхождению) полностью утратили свой родной греческий язык и считают своим родным языком этнодиалект
крымскотатарского языка. Подобных примеров, когда один народ или его часть по тем или иным причинам переходит на другой язык, забывая свой этнически родной, в истории встречается немало.
Скифское (тюркское) происхождение этнонима «гот» Ю. Н. Дроздов объясняет следующим образом: «Слово goth («гот») - это явно латинская транскрипция многозначного тюркскоязычного слова «кот», которое в переводе означает «дух, душа» в мифическом значении этого слова. Это название могло характеризовать какое-то духовно-нравственное понятие и изначально этнотермином не было. Судя по всему, оно обозначало определенную религиозную приверженность данной группы скифских племен. Не исключено, что такой религией могло быть раннее христианство...» [5, с. 61].
Мы не можем согласиться с подобным объяснением данного этнотермина. Во-первых, о готах было известно уже в начале нашего столетия, когда они находились еще далеко от центра распространения христианской религии. Во-вторых, слово «гот», возможно, с самого начала было этнотермином, который возник во внутрискифской среде: «Патрикий Троян в своей истории говорит, что скифы на местном наречии называются готами» [17, с. 79].
Вероятно, скифы «готами» называли ту часть своих соплеменников, которые отошли от них и переселились на новые места проживания во времена правления их короля Филимера. Об этом, вероятно, свидетельствует само значение данного этнонима. В древнетюркском (скифском) языке слово qot означает «оставлять», «покидать» [4, с. 461]. Следовательно, скифы могли назвать готами ту часть своих родственных племён, которые «оставили», «покинули» их в поисках лучшей доли.
О принадлежности готов к скифскому племени имеются многочисленные свидетельства античных и средневековых авторов.
Первые сведения о происхождении готов мы находим у еврейского писателя Иосифа Флавия (род. в 37 г. в Иерусалиме - ум. в 95 г. в Риме), писавшего на греческом языке. Он считал готов скифскими племенами, о чем пишет Иордан: «.однако Иосиф, правдивейший рассказчик анналов, который повсюду блюдёт правило истины и раскрывает происхождение вещей от самого их начала, опустил, неведомо почему, сказанное нами о началах племени готов. Упоминая лишь только о корнях их от Ма-гога, он уверяет, что зовутся они скифами и по племени, и по имени» [6, с. 66].
Греческий историк III века Дексип, бывший одним из организаторов защиты Афин от готов в 267 г., писал: «Скифами называют готов» [12, с. 530].
Убедительную информацию о скифском происхождении готов собрал и опубликовал Ю. Н. Дроздов в своей книге «Тюркскоязычный период европейской истории». В ней он приводит сообщения Афанасия Публия: «Скифы, названные готами, большой массой переправившись при Деции через реку Истр, подвергли опустошению подвластную римлянам страну...» [1, с. 308].
Один из авторов сборника жизнеописаний римских императоров Юрий Капитолин в конце IV - начале V вв. писал: «Когда Валериан был в плену и большая часть галлов в осаде... и Эмилиан занимал Египет, готы или скифы (выделено мною. - А. М),
имя которых, как (Gothisive Scythae, quodnomen, Ш) сказано выше, придано готам....» [3, с. 261].
Филосторгий в IV веке н. э. также указывал на скифское происхождение готов: «Ко всему этому присоединился Трибигильд, родом скиф из так называемых ныне готов...» [2, с. 280]. И ещё: «Филосторгий говорит, что около того времени Урфила из живших за Истром скифов (которых древние называли гетами, а наши современники называют готами) переселил на римскую землю большое количество людей, изгнанных с родины за благочестие» [2, с. 280].
Идею о родственности готов и скифов подтверждает и Прокопий из Кесарии: «По ту сторону Меотийского Болота и его впадения в Евксинский Понт, как раз на этом берегу и живут с древних времен так называемые готы-тетракситы, о которых только что упоминал; значительно в стороне от них осели готы-визиготы, вандалы и все остальные племена готов. В прежние времена они назывались также скифами (выделено нами. - А. М), так как все те племена, которые занимали эти места, назывались общим именем скифов; некоторые из них назывались савроматами, меланхле-нами («чернонакидочниками») или каким-либо другим именем» [13, с. 386].
Следовательно, из представленных сообщений различных античных авторов становится понятным, что готы являются одним из скифских племен, к которым относятся так же готы-тетракситы и везиготы. Наряду с готскими племенами, к скифам относятся также савроматы, меланхлены и вандалы.
О родстве скифов и готов сообщали и российские авторы. Так, В. Н. Татищев писал: «Шведские же писатели сами готфов (готов) от европейских скифов, т. е. от сармат производят...» [15, с. 243]. Русский историк XVII в. Андрей Лызлов писал: «половцы же и печенези бяше народ военный и мужественный, изшедший из народа готфов и цимбров (готов и киммерийцев. - А. М)...» [10, с. 19]. Таким образом, из приведенных отрывков становится ясным, что готы произошли от скифов и сармат, а от готов произошли печенеги и половцы. Следовательно, они говорили на ранних этапах своего существования только на скифском, т. е. древнетюркском языке. После разделения готов на две большие группы одна группа переместилась на запад и стала контактировать с германскими племенами. В результате различных взаимосвязей (военных, культурных, торговых и других) западных готов с германцами часть из них перешла на этнодиалект германских языков, о чем свидетельствуют сохранившиеся письменные памятники. Следует обратить особое внимание на то, что исследователи язык западных готов к древнегерманскому не причисляют, а считают его каким-то самостоятельным языком восточной германоязычной группы.
Господство готов в Крыму продолжалось сравнительно недолго. Под мощным натиском гуннов в IV веке они были вынуждены уйти в гористые и другие труднодоступные места Крыма, где постепенно ассимилировались с потомками тавро-скифов и сармато-аланов. Затем в горном Крыму готы приняли участие в этногенезе крымскотатарского народа, что подтверждается этнографическими и другими данными.
К историческим памятникам готского периода относятся, по мнению исследователей, т. н. «пещерные города», расположенные в Бахчисарайском районе и в окрест-
ностях Севастополя, на малодоступных скалистых склонах. Основало их аборигенное население, образовавшееся в результате ассимиляции тавров, скифов, аланов и готов [8, с. 15].
ВЫВОДЫ
Население Крыма до вторжения гуннов представляло собой сложный этнический состав, в который входили потомки тюркоязычных киммерийцев, скифов, тавров, сармат, аланов, саков, готов, а также греков и римлян. Бесспорным является и тот факт, что между ними происходил интенсивный процесс смешения, о чем косвенно свидетельствуют встречающиеся в античных источниках термины «тавро-скифы», «скифо-тавры», «сармато-аланы», а также археологические находки, в которых своеобразно переплетаются черты древнегреческой художественной культуры с культурой местного населения Крыма [11, с. 8-9].
Список литературы
1. Вестник древней истории. 1948, № 1.
2. Вестник древней истории. 1948, № 3.
3. Вестник древней истории. 1949, № 3.
4. Древнетюркский словарь, Ленинград. 1969. - 676 с.
5. Дроздов Ю. Н. Тюркскоязычный период европейской истории / Ю. Н. Дроздов. - М., 2011. - 599 с.
6. Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Иордан. - М., 1960. - 436 с.
7. Карамзин Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. - М.,1989, т. 1. - 638 с.
8. Крикун Е. Архитектурные памятники Крыма / Е. Крикун. - Симферополь, 1977. - 56 с.
9. Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды / Ю. Кулаковский. - Киев, 2002. - 224 с.
10. Лызлов А. И. Скифская история / А. И. Лызлов. - М., 1990. - 519 с.
11. Меметов А. Крымские татары. Историко-лингвистический очерк / А. Меметов. - Симферополь, 1993. - 54 с.
12. Патриарх Фотий. История церкви Филосторгия / Фотий Патриарх. - М., 1998. (Впервые на русском языке сочинение Филосторгия «Сокращение Церковной истории» было опубликовано в 1854 году в Санкт-Петербурге.)
13. Прокопий из Кесарии. Война с готами / Прокопий из Кесарии. - М., 1950. - 516 с.
14. Сулимирский Т. Сарматы. (Древний народ юга России) / Т. Сулимирский. - М., 2008. 191 с.
15. Татищев В. Н. История российская / В. Н. Татищев. - М.-Л., 1962, т. I. - 224 с.
16. Храпунов И. Н. Древняя история Крыма / И. Н. Храпунов. - Симферополь, 2007. - 270 с.
17. Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения / И. С. Чичуров. - М., 1980. - 214 с.
Memetov A., Memetov I. A. The goths in the crimea and their involvement in the ethnogenesis of crimean tatars / A. Memetov, I. A. Memetov // Scientific Notes of Crimean Federal V. I. Vernadsky University. - Series: Philological Science. - 2016. - Vol. 2 (68), No. 3. - P. 201-208.
The article inve^igates the emergence of Goths on the hi^orical scene, and their further settling in Europe, including Crimea. On the basis of learning the ethnical term Goth, names of Gothic tribes of Amal and Balta, as well as recent archaeological evidence there is a sugge^ion concerning the fact that Goths refer not to the German but Turkic tribes. A particular amount of Goths settled in the Crimea took part in the ethnogenesis of Crimean Tatars that has some ethnografic and other evidences.
Keywords: Goths, Germans, Scyths, Scythia, Gothia, ea^ern Goths, we^ern Goths, Amals, Balts.