УДК 37.Q2
ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© Людмила Степановна Подымова
Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, e-mail: [email protected] © Евгений Анатольевич Алисов Региональный открытый социальный институт, г. Курск, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и педагогики, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе педагогического проектирования образовательной среды. Приводится анализ возможностей образовательной среды по достижению идеального результата образовательного процесса. Готовность субъектов образовательного процесса к проектированию образовательной среды определяется по данным послепроектного рефлексивного этапа проектирования.
Ключевые слова: педагогическое проектирование; образовательная среда; команда проектировщиков; образовательные цели; стратегии проектирования.
Педагогическое проектирование - это деятельность субъекта / субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта [1]. Продуктом любой проектировочной деятельности логично считать сконструированный проект ее объекта, в данном случае - проект образовательной среды.
Педагогическое проектирование предполагает возможность изменения, развития участка педагогической практики как результат реализации проекта. Г.П. Щедровицкий выделил два вида полярных стратегий в педагогическом проектировании: а) средовая адаптация, приспособление к социальным условиям жизни, б) преобразование среды в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями.
В рамках первой из упомянутых стратегий педагогический процесс модернизируется под конкретный социальный или государственный заказ, реализуется запрос соответствующих государственных структур или
социальных групп. В рамках второй страте -гии проектирования субъектом проектной деятельности становится круг лиц, заинтересованный в появлении новых видов образовательной деятельности (учащиеся, их родители и учителя), в данном случае проект представляет собой творческую инициативу участников образовательного процесса [2].
Назначение педагогического проекта -изменение педагогической практики, в этом смысле проектная деятельность в образовании - это сознательное конструирование и внедрение в жизнь педагогических новшеств, инноваций. Педагогическое проектирование является осознанным и целенаправленным процессом построения модели развития образования, а педагогические инновации -продукт реализации предложенной идеальной модели. Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования. Таким образом, исследователи понимают под педагогической инновацией качественное или количественное изменение педагогической системы, направленное на совершенствование существующей педагогической практики [3].
Итак, как только наступает критический период, осознается необходимость перехода от действующих к прогностическим условиям развития личности, актуализируется профессиональная деятельность по педагогическому проектированию. Педагогическое проектирование выступает сегодня значимым фактором эффективности функционирования образовательной системы.
Проектировать те или иные объекты педагогической реальности может и один субъект педагогического процесса - педагог-проектировщик. Однако подобный подход к проектированию рискует оказаться не отвечающим объективным условиям протекания образовательного процесса. Чаще всего на начальных этапах проектирования формируется т. н. «команда проектировщиков», причем функциональным звеном такой команды могут являться наряду с педагогами и учащиеся. Нацеленность на позитивные преоб-
разования неких личностных структур в контексте любого педагогического взаимодействия полностью оправдывает подобную включенность.
Предлагается следующая типология образовательных целей учащихся (по А.В. Хуторскому): личные цели - осмысление образования как саморазвития и самореализации; креативные цели - осмысление образования как творческой деятельности, ориентация на выполнение нестандартных задач, самостоятельных форм работы; когнитивные цели -осмысление образования как исследования окружающего мира, ориентация на наблюдение, эксперимент, проведение опытов, работу с первоисточниками; методологические цели - осмысление образования как овладения навыками разных видов деятельности и общения; предметные цели - осмысление образования как приобретения знаний по изучаемым дисциплинам [4].
Приведенный перечень образовательных целей гипотетически может найти полноценное воплощение в процессе совместной проектировочной деятельности ребенка и педагога, при этом функционально могут возникать ситуации, когда воспитанник статусно может доминировать над воспитателем. Так, возможна следующая ситуация: учитель организует и руководит всем процессом проектирования, а начальный деятельностный посыл «оформляется» все же учеником на основе обозначенных выше образовательных целей. Сотрудничество субъектов образовательного процесса задает общие парадиг-мальные ориентиры всего процесса проектирования. Целевая обрамленность исходных установок проектирования анализируется, уточняется, систематизируется, после чего обозначаются наиболее значимые приоритеты совместной проектировочной деятельности учителей и учащихся. Наиважнейшее значение обозначенных тенденций совместной деятельности состоит в воплощении одной из ведущих жизненных ориентаций развивающейся личности ребенка - ориентации на самореализацию.
В рамках субъектно-ориентированного подхода к педагогическому проектированию реализуется принцип участия в проектировании всех субъектов, заинтересованных в реализации и развитии проекта, с постепенным включением в проект все большего числа
участников, с обязательным участием в проектировании не только педагогического, но и ученического коллектива школы. Этот подход строится на признании паритетности объективных (социально-культурные условия реализации проекта, педагогические традиции школы, кадровый состав и др.) и субъективных факторов проектирования, необходимости как можно более широкого участия разных общественных групп в принятии решений, наличии обратной связи. Формирование субъектности, становление и развитие социальной активности участников проектно-педагогического процесса является одним из критериев его успешности [1].
Инновация в отношении объекта проектирования - то воздействие на него, которое он начнет претерпевать по ходу осуществления проекта и к которому будет вынужден адаптироваться пользователь, обитатель среды, также переживающий свою жизнь не безвольно и бессмысленно, но в символах какой-либо жизненной концепции, какого-либо взгляда на жизнь.
Анализ механизмов взаимоотношений «индивида» и «среды» показывает, что внешняя среда посредством объективной совокупности элементов в предметной и функциональной формах (события, условия, межличностные и общественные отношения и т. п.) вступает во взаимодействие с совокупностью элементов его внутренней среды, зависящих от личных особенностей (характера, направленности, способностей, процессов, опыта, природно-биологической организа-
ции). Такая закономерность соответствует более общему закону психологического детерминизма, при котором внешние причины действуют всегда опосредованно через внутренние условия [5]. Поэтому закономерно необходимо акцентирование внимания на личностном развитии субъектов образовательного процесса в контексте проектирования образовательной среды с целью обеспечения возможностей последующего изучения эффективности похода к проектированию.
В рамках конкретного педагогического исследования непосредственными субъектами образовательного процесса выступили воспитанники школы-интерната старшего школьного возраста. Педагогический состав становится «костяком» команды проектировщиков и нацеливается на реализацию воспитательно-дидактического потенциала
образовательной среды посредством применения инновационного подхода к ее проектированию.
Старшеклассники были привлечены на проектном трансформационном этапе в состав команды проектировщиков - ожидать положительной динамики показателей логично, прежде всего, у субъектов, непосредственно вовлеченных в активный процесс проектировочной деятельности. Старший школьный возраст видится в наибольшей степени соответствующим готовности воспитанников выполнять непростые действия, связанные с конструированием отдельных компонентов образовательной среды.
Контингент учащихся
Кадровый педагогический потенциал
Правовые возможности
Финансовые возможности
Технические возможности
9 9
4 9
4 2
1 1
0 8
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5
Рис. 1. Общий показатель оценки возможностей образовательной среды по достижению идеального результата образовательного процесса
Таблица 1
Готовность субъектов образовательного процесса к проектированию образовательной среды (по данным послепроектного рефлексивного этапа проектирования)
Степень готовности Не готов Скорее готов Готов
1 2 3 4
Изучать реальный опыт создания образовательной среды, имеющийся в образовательном учреждении 0 % 3,2 % 7,7 % 43,5 % 92.3 % 53.3 %
Проводить диагностику количественного и качественного показателей состояния образовательной среды по соответствующим критериям 1,9 % 3,2 % 23,1 % 48,4 % 75 % 48,4 %
Разрабатывать основные направления реализации инновационного подхода к проектированию образовательной среды на различных уровнях 1,9 % 3,2 % 28,8 % 22,6 % 69,3 % 74,2 %
Использовать адекватные методы включения школьников в процесс проектирования образовательной среды 0 % 51,9 % 48,1 %
В нашем исследовании было проведено определение возможностей (технической, финансовой, правовой базы, кадрового педагогического потенциала, контингента учащихся) создания условий развития личности с учетом обязательности соответствия нормативным установкам тенденций и вариаций внедрения инновационных преобразований. Обобщенный результат презентует рис. 1.
В рамках послепроектного рефлексивного этапа была оценена готовность субъектов образовательного процесса к проектированию образовательной среды по модифицированному варианту схемы, предложенной С.А. Писаревой [6] (табл. 1).
В таблице верхнее процентное выражение соответствует обобщенному показателю педагогов всех экспериментальных площадок, нижнее - старшеклассников - воспитанников школы-интерната, входящих в команду проектировщиков (кроме нижней позиции, по которой опрашивались только педагоги). Анализ данных таблицы свидетельствует о, в целом, благоприятной ситуации на послепроектном рефлексивном этапе педагогического проектирования.
Таким образом, педагогическое проектирование образовательной среды актуализирует возможность совместной деятельности педагогов и воспитанников в единой команде проектировщиков, конструирующих образ будущей педагогической реальности.
1. Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность учителя. Краснодар, 2002.
2. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. М., 1993.
3. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Краснодар, 2000.
4. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М., 2000.
5. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен. Волгоград, 2006.
6. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения / под ред. А.П. Тряпицы-ной. СПб., 2006.
Поступила в редакцию 9.10.2010 г.
UDC 37.02
READINESS OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS FOR PEDAGOGICAL DESIGNING OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Lyudmila Stepanovna Podymova, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, Doctor of Education, Professor, Head of Pedagogy and Psychology of Professional Education Department, e-mail: [email protected]
Yevgeniy Anatolyevich Alisov, Regional Open Social Institute, Kursk, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of General Psychology and Pedagogy Department, e-mail: [email protected]
In article theoretical and practical aspects of interaction of teachers and pupils in the course of pedagogical designing of the educational environment are considered. The analysis of possibilities of the educational environment on achievement of ideal result of educational process is resulted. Readiness of subjects of educational process for designing of the educational environment is defined by according to the final reflective design stage.
Key words: pedagogical designing; educational environment; team of designers; educational purposes; designing strategy.