УДК 37.013.77
П. Б. Торопов, Н. Б. Левинская
ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫМ СОДЕЙСТВИЕМ КЛИЕНТОВ
Описаны результаты исследования деятельности специалистов Центра социальной помощи семье и детям и волонтеров — студентов БФУ им. И. Канта по управлению особой областью социальной активности клиентов Центра — социальным содействием. Выделены связи и проблемы управления, а также перспективы сотрудничества учреждений в данной сфере.
This article presents the findings of a study into the practices of specialists of the Centre for Social Assistance to Families and Children and student volunteers from the Immanuel Kant Baltic Federal University aimed at managing a special area of social activity of the Centre's clients, namely, social assistance. The authors identify management connections and problems, as well as prospect for inter-institutional cooperation in the field.
Ключевые слова: социальная помощь, ресоциализация, социальное содействие, клиенты учреждения социальной помощи, специалисты и волонтеры.
Key words: social support, resocialisation, prosocial cooperation, clients of social care institutions, professionals and volunteers.
Серьезные социально-экономические преобразования, которые продолжаются в государстве, осложняются кризисными явлениями, происходящими в сегодня мире. Это может приводить к двум противоположным последствиям в социальной сфере: пессимизму, неуверенности в
© Торопов П. Б., Левинская Н. Б., 2015
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 11. С. 79 — 84.
80
себе и маргинализации или усилению социальной активности, сплочению общества, использованию его потенциала в решении важных социальных проблем.
Социально активные, неравнодушные люди, выражая свое мнение, решая свои проблемы и участвуя в решении проблем коллег, друзей или тех, кто по тем или иным причинам не может позаботиться о себе или защитить свои права, содействуют развитию социума, укрепляя межличностные связи и связи внутри общества.
Задача управления социальной активностью как молодежи, так и лиц пожилого возраста будет актуальной в ближайшие 10 — 20 лет, поскольку от ее решения в определенной степени зависят стабилизация экономики и сохранение социальных ценностей.
Изучение нормативных документов, регламентирующих оказание социальных услуг в государственных учреждениях, свидетельствует о том, что в них, с одной стороны, отражена важность использования для решения проблем социального партнерства потенциала семьи, государственных и общественных организаций, а также потенциала волонтеров, но, с другой — не находят должного отражения требования со стороны государства к содержанию и технологиям реализации этого направления деятельности.
Так, в документе «Социальное обслуживание населения: требования к персоналу учреждений социального обслуживания» констатируется необходимость следующего:
«6.4.4. Содействовать активизации потенциала собственных возможностей отдельных граждан, семей или социальных групп людей, расширению масштабов самопомощи и взаимопомощи, способствовать улучшению взаимоотношений между отдельными людьми» [5] (здесь и далее курсив наш. — П. Т., Н.Л.).
В ст. 20 федерального закона № 442 от 28.12.2013 г. (ред. от 21.07.2014 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» описываются такие виды услуг:
«3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде...;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов ... организацию их досуга.;
<...>
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг...» [7].
Однако анализ публикаций за 2010 — 2015 гг. ([1 — 3] и др.) позволяет констатировать, что системы развития и управления социальной активностью клиентов разрабатываются недостаточными темпами, отсутствуют всесторонние исследования такой активности и критериев оценки ее эффективности в целях повышения качества услуг и развития самообеспечения граждан.
Таким образом, актуально и необходимо поставить вопрос о разработке некоторых основ и технологии управления социальной активно-
стью клиентов учреждений социального обслуживания. Это позволило бы выстраивать систему управления (соуправления) качеством услуг, способную обеспечить эффективность социальной активности и достижение ее цели — формирование личности, способной самостоятельно решать имеющиеся проблемы и противостоять потенциальным проблемам.
С этой точки зрения представляет интерес социальное содействие — инициативная, совместная, осознаваемая как ценность, систематическая, результативная активность, направленная на общественные интересы — совершенствование общественных отношений и условий развития цивилизации [6].
Для боле подробного изучения ситуации и проблем управления социальным содействием на уровне учреждения социального обслуживания нами в 2013 — 2015 гг. предпринято исследование, в рамках которого было опрошено более 50 респондентов — сотрудников государственных учреждений социального обслуживания и волонтеров, участвовавших в проведении мероприятий в этих организациях.
Применялся метод формализованного интервью; исследование проводилось индивидуально.
Цель исследования — выявление ситуации и возможностей управления социальным содействием клиентов учреждений социального обслуживания. Были определены следующие задачи.
1. Выявить видение и особенности восприятия социального содействия сотрудниками и волонтерами.
2. Определить сферы возможной реализации социального содействия в процессе социального обслуживания.
3. Выявить проблемы и возможности управления социальным содействием силами персонала учреждения и активистами.
В ходе решения первой задачи получены следующие данные.
Сотрудники учреждения понимают содержание категории «социальное содействия». Почти у половины опрошенных есть представление о структуре этого явления.
Респонденты отмечают значительный всплеск активности клиентов по сравнению с периодом десятилетней давности. Более 30 % сотрудников чувствуют в этом «некоторую угрозу» и «не желали бы мириться с такой ситуацией». Однако почти две трети опрошенных понимают, что повышение активности стало отражением социальных процессов и поэтому оно объективно.
Сотрудники видят перспективы такой активности для клиентов. При этом около 40 % опрошенных считают это естественным и положительным процессом, менее 10 % одобряют проявление такого вида активности клиентов, а около 50 % полагают необходимым снизить уровень проявления подобной активности именно в учебном процессе.
Существуют некоторые различия в восприятии социального содействия у штатных сотрудников и волонтеров. Сотрудники-женщины склонны оценивать возрастание активности клиентов как более выраженное, а сотрудники-мужчины в меньшей степени замечают это процесс.
81
82
В ходе решения второй задачи были получены следующие данные.
Основной формой социального содействия на практике является социально-правовая активность клиентов. Проявляется она в основном в увеличении количества вопросов сотрудникам при реализации услуги (отметили почти 90 % опрошенных) и вступлении с ними в дискуссии с желанием отстоять собственную точку зрения (почти 33%). Вопросы сотрудникам задавались чаще об особенностях реализации услуги (отметили 67 % опрошенных), об их профессиональной компетентности (49%), об особенностях обслуживания других клиентов (почти 40%), о необходимости более углубленного изучения той или иной проблемы клиента (почти 35 %), о критериях результативности услуги (более 25 %). Одновременно давались рекомендации по реализации услуги (более 25%).
Однако более 20 % клиентов на практике реализуют себя в следующих сферах: социально-экологическая, социально-культурная, социально-ценностная активность. Этих клиентов волнуют проблемы загрязнения окружающей среды и здорового образа жизни; взаимоотношения между разными культурами и отсутствие толерантности у некоторых людей; отсутствие у молодежи единых просоциальных ценностей в жизни, рост потребительства; а также проблемы международных отношений и конфликтов. Причем эта группа клиентов не только высказывает свою точку зрения, но и активно реализует ее в поведении.
Сотрудники тоже видят потенциал социального содействия в ходе обслуживания клиентов. Более половины опрошенных считают, что клиенты могут не только сами обслуживать себя, но при реализации взаимопомощи (содействия в решении групповых проблем) самообслуживание будет активизировать клиентов, давать им поддержку в самореализации, приводить к пониманию своей ценности для общества, помогать увидеть свои положительные стороны и потенциальные возможности.
Это полностью соответствует положениям многих документов Правительства РФ и Государственного стандарта социального обслуживания.
В ходе решения третьей задачи были получены следующие данные.
Почти четверть опрошенных сотрудников испытывают некоторые трудности в управлении клиентом, а особенно группой клиентов, если она едина в своем мнении и желает переубедить сотрудника. Интересно, что среди волонтеров таких людей меньше почти наполовину.
Почти половина опрошенных заинтересована в получении специальных знаний и навыков по управлению ситуацией, связанной с повышением социально-правовой активности клиентов.
Подавляющее большинство (более 90 %) респондентов считают необходимым управлять реализацией социального содействия клиентов, причем большинство из этих 90 % отмечает ведущую роль общественных организаций в данном процессе. При этом более половины опрошенных видят смысл и необходимость во взаимодействии с общественными организациями и совместной реализации проектов в сфере поощрения и развития социального содействия среди клиентов учреждений социального обслуживания.
На прямой вопрос о готовности управлять активностью клиентов утвердительный ответ дали менее 25 % опрошенных.
Надо отметить, что более 75 % сотрудников оценили уровень собственного социального содействия как высокий, но в основном связывали это с реализацией своих профессиональных функций.
Таким образом, по мнению сотрудников учреждений социального обслуживания, с одной стороны, уровень социального содействия клиентов в последние несколько лет возрос и будет возрастать далее, а с другой — многие из них не в полной мере готовы управлять данным процессом, но понимают необходимость этого.
Полученные результаты, анализ литературы и опыт работы со штатными сотрудниками государственных организаций позволили выявить ряд существенных противоречий:
— между государственными интересами в воспроизводстве кадров, ориентированных на повышение самообеспечения клиентов и их социальную активность в обществе, с одной стороны, и недостаточной готовностью государственных организаций обеспечить данный социальный запрос — с другой;
— между потребностью социального обслуживания как сферы профессиональной деятельности в осмыслении новых направлений социальной помощи (поддержки) и недостаточной их теоретической и практической разработанностью применительно к новой форме активности клиента — социальному содействию;
— между сложившимся в учреждениях опытом управления в сфере оказания услуг населению и необходимостью его реализации в управлении социальной активностью клиентов.
Мы считаем, что решение этих проблем может быть организовано в сотрудничестве научного учреждения, такого как Балтийский федеральный университет им. И. Канта, и областного государственного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семьи и детям».
83
Список литературы
1. Иванова Ю. В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста как социальный институт в современной России : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Иркутск, 2005. URL: http://cheloveknauka.com (дата обращения: 15.06.2015).
2. Митрофанова И. В. Активизация экономического поведения семьи как фактор устойчивого развития региона // Проблемы и перспективы устойчивого развития : сб. науч. ст. URL: http://libvuz.net/book/ (дата обращения: 15.06.2015).
3. Шапиро Б. Ю. Особенности социальной работы в России //Социальная работа. 2015. 15 мая. URL: http://soc-work.ru/article/290 (дата обращения: 15.06.2015).
4. Романычев И. С. Ресурсный подход в социальной работе: к вопросу о социологическом осмыслении // Terra Humanna. 2012. № 3. С. 82 — 85.
5. Социальное обслуживание населения: требования к персоналу учреждений социального обслуживания. М., 2008. URL: www.infosait.ru/norma.doc/52/ 52871/indey.htm (дата обращения: 16.06.2015).
6. Торопов П. Б. Исследование установки на социальное содействие: методы и методики // Социальное содействие: опыт без границ. 2013. № 1. С. 66 — 76.
7. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 15.06.2015).
Об авторах
84
Павел Борисович Торопов — канд. пед. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: [email protected]
Наталья Болеславовна Левинская — директор ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям», Калининград. E-mail: [email protected]
About the authors
Dr Pavel Toropov, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: [email protected]
Natalia Levinskaya, Director of the Center for Social Assistance to Families, Kaliningrad, Russia.
E-mail: [email protected]