7. Терешков, В. В. Повышение квалификации диспетчерского персонала УВД: европейские требования // Состояние и перспективы подготовки авиационных специалистов : сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. - Рига, 2008. -С. 65-67.
УДК 378
ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Стрекалова Наталья Борисовна, канд. пед. наук, докторант кафедры «Теория и методика профессионального образования», ФГБОУ ВПО Самарский ГУ.
443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: готовность, деятельность, компетентность, информатизация.
Поставленная перед высшей школой задача обеспечения качественным образованием всех желающих и подготовки высококвалифицированного специалиста актуализирует проблему поиска адекватных запросам общества результатов обучения. В связи с чем, целью исследования является обоснование выбора понятия «готовность к деятельности» в качестве результирующей характеристики профессиональной подготовки. В результате анализа научной и педагогической литературы выявлена суть данного понятия - устойчивое интегративное личностное образование, настраивающее личность на деятельность в какой-либо области и являющаяся залогом ее успешного выполнения. Установлены отличия категорий «готовность» и «компетентность»: готовность формируется в процессе профессиональной подготовки, компетентность - в ходе реальной профессиональной деятельности; в структуре готовности преобладает ценностно-мотивационная составляющая, в компетентности - де-ятельностная; готовность является устойчивой характеристикой, в то время как компетентность необходимо постоянно подтверждать. Одновременно выявлена связь между готовностью и рисками, сопровождающими выполнение деятельности, и необходимость формирования через готовность более устойчивой внутренней мотивации к деятельности, осуществляемой в неблагоприятных условиях. Сравнение полученных результатов исследования с изменениями, происходящими в профессиональной деятельности современных специалистов в связи с информатизацией общества, позволили сделать вывод о необходимости формирования у них готовности к применению информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности, обусловленную: высокой динамикой обновлений данных технологий; необходимостью ценностного и критичного отношения к ним; существующими неблагоприятными последствиями работы в условиях информационной перегрузки.
Описывая результаты профессиональной подготовки студентов, педагоги-исследователи используют такие педагогические понятия как готовность к деятельности или компетентность в какой-либо области. Введение в педагогическую науку категории «готовность» в середине пришлого века обосновывается традиционной задачей подготовки студентов к выполнению профессиональных функций и решению профессиональных задач в последующей трудовой деятельности. Термин «компетентность» актуализировался в конце прошлого века в связи с изменением образовательной парадигмы и введением в профессиональную подготовку компетентностного подхода. Единого понимания сути данных категорий на сегодняшний день в педагогической науке не выработано и вопросам обоснования связей между ними и выбора более точных формулировок образовательных результатов, адекватных запросам общества уделяется все большее внимания в современных научных исследованиях.
В связи с этим целью является обоснование выбора понятия «готовность к деятельности» в качестве результирующей характеристики профессиональной подготовки.
Задачами исследования выступают: 1) выявить суть понятия «готовность к деятельности»; 2) установить связь между понятиями «готовность» и «компетентность»; 3) определить специфику профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и ее отражение в структуре готовности.
В психологии готовность рассматривается как обязательный элемент и фактор эффективности выполняемой деятельности, как состояние мобилизации всех психофизиологических систем и энергетических ресурсов человека. Выявляя суть категории «готовность к деятельности», Б. Г. Ананьев представляет ее как совокупность особых способностей личности, а М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович - как сложное психологическое образование, включающее устойчивые мотивы деятельности, положительное отношение к ней, особый психический настрой на деятельность. Таким образом, психологи делают упор на личностные особенности субъекта труда, представляя готовность как предстартовое состояние и необходимое условие успешной деятельности. Важным является также признание учеными-психологами (В. А. Крутецкий, К. К. Платонов) существования разнообразных факторов, влияющих на готовность личности к деятельности, среди которых выделяются внутренние факторы, обусловленные устойчивыми психическими особенностями
личности, и внешние факторы, связанные с обстановкой или средой, в которой осуществляется деятельность. Выступая объектом исследования профессиональной педагогики, готовность к деятельности соотносится с особой активностью личности, настраивающей ее на выполняемую деятельность и являющаяся залогом ее успешного выполнения, и, одновременно, выступает конечным продуктом профессиональной подготовки в виде личностного образования, присущего выпускнику учебного заведения. В структуру готовности к деятельности педагоги (В. П. Бездухов, В. А. Сластенин, А. Б. Белинская, П. И. Пидкасистый) включают не только психофизиологическую готовность и положительное отношение к выполняемой деятельности, но и результаты научно-теоретической и профессионально-практической подготовки - соответствующие ей теоретические знания, профессиональные умения и навыки. В результате, педагогическая категория «готовность к деятельности» включает в себя как личностные качества, так и способности, сформированные в процессе профессиональной подготовки. Ее суть определяется педагогами как целостное интегративное образование, как профессионально значимое свойство личности и потенциальный уровень ее профессионального становления. Современные исследователи данного понятия (М. Н. Овсянникова, Т. И. Руднева, Е. Ю. Фирсо-ва) подчеркивают его сложный, полиаспектный, многоплановый и динамичный характер, связывая структуру готовности с выполняемой профессиональной деятельностью, ее спецификой и особенностями, обусловленными стремительным изменением современного общества [5, 8].
Данный вывод позволяет сформулировать важное, на наш взгляд, отличие понятий «готовность» и «компетентность», нашедшее подтверждение в научных работах (А. Б. Храмцова, Т. И. Шалавина). Готовность является результатом личностных приобретений будущего специалиста в ходе его профессиональной подготовки, определяет относительную завершенность образовательного процесса и обеспечивает переход из системы вузовской подготовки в профессиональную сферу, в то время как компетентность обусловлена последующей профессиональной деятельностью - накапливаемым опытом, элементами творчества в профессии, развиваемой ответственностью [9].
Причем, готовность - это устойчивая характеристика личности, которая сформированная единожды в ходе профессиональной подготовки, действует постоянно и не требует повторного формирования при изменении профессиональных задач [2, 3].
Компетентность, наоборот, требует постоянного саморазвития в профессии, поиска новых способов решения профессиональных задач, подтверждения своего профессионализма в данной области деятельности. Исследователи (Л. А. Карташова) отмечают в структуре готовности ярко выраженную и имеющую определяющую роль ценностно-мотивационной составляющую, обусловленную ценностным (положительным) отношением к деятельности, осознанием значимости приобретаемых знаний, умений и навыков, постоянной мотивацией к решению поставленных задач [1].
В то время, как компетентностный подход ориентирован более на деятельностную составляющую -на способности применить имеющиеся знания, умения и навыки для решения профессиональных задач.
В свете данного вывода обратим особое внимание на профессиональную подготовку специалиста, сфера деятельности которого так или иначе связана с информационно-коммуникационными технологиями. Данная область знаний имеет высокую динамику обновлений и требует от постоянного самообучения и саморазвития, повышения квалификации, наработки разнообразного практического опыта, устаревание которого происходит быстрее, чем выпускник вуза закончит обучение и устроится на работу.
Спектр знаниевых и прикладных областей информационно-коммуникационных технологий настолько широк, что трудно говорить об общей информационно-коммуникационной компетентности - необходимо ограничивать такую компетентность определенной специализацией - компетентный специалист в области швЬ-дизайна, в области продвижения сайтов, в разработке швЬ-приложений, игровых приложений, управления ИТ-проектами, специалист по внедрению информационных технологий на предприятие, по разработке баз данных, информационных систем под определенную прикладную область и т.п. Аналогично и для других специалистов, использующих информационно-коммуникационные технологии в своих профессиональных целях - сильно отличаются друг от друга информационно-коммуникационные компетентности преподавателя высшей школы, бухгалтера, архитектора, менеджера и т.д. Исходя из этого, считаем, что в процессе профессиональной подготовки необходимо формировать у всех специалистов готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, самообучению и самосовершенствованию в данной области.
Вместе с тем исследователи (Ю. А. Толыпина) отмечают большой процент специалистов, у которых осознание ответственности за применение информационно-коммуникационных технологий в свой работе вызывает фрустрацию, сопротивление подобным инновациям и нежелание работать в новых условиях [7].
Таким образом, требуются более глубокие исследования ценностно-мотивационной составляющей в структуре готовности современных специалистов к использованию информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности, т.к. это требует от специалиста особых личностных качеств и поведенческих
моделей, отношения к данным технологиям как естественному и необходимому средству решения задач. Все это позволяет говорить о необходимости развития у специалистов ценностного отношения к информации, информационно-коммуникационным технологиям и к своим знаниям в этой области. В условиях современного информационного общества любая деятельность предполагает генерацию новой, ценной информации, в результате чего у будущих специалистов должны быть сформированы способности: к восприятию и оценке информации в различных ее видах; к определению границ значимого и незначимого; к выявлению механизмов воздействия информации и технологий на общество и их последствий, и критического осмысления их [6].
Следовательно, одновременно с развитием ценностного отношения к информационно-коммуникационным технологиям необходимо развивать критическое мышление специалиста. Ученые считают, что более устойчивая внутренняя мотивация к деятельности особенно необходимы личности в условиях, когда выполнение деятельности связано с разнообразными неблагоприятными факторами, и в этом случае под «готовностью» понимается мотивированность и целеустремленность, необходимых для преодоления форс-мажорных обстоятельств, «недружелюбной» среды и других преград [3].
Готовность специалиста к деятельности должна обеспечить ему способность работать, отстаивать свои идеи и «держать удар» при любых обстоятельствах [4].
По мнению Т. И. Рудневой, «происходящие изменения во всех сферах жизнедеятельности общества позволяют исследователям дать его современному состоянию основную характеристику - «общество рисков». Деятельность во всех профессиональных сферах протекает динамично, что создает ситуации неопределенности, требующие принятия решения в короткие сроки, адекватность которых обеспечивается готовностью специалистов к профессиональным рискам» [5].
Связь готовности и профессиональных рисков взаимна, т.к. существует обратное воздействие внешних факторов (среды) на готовность личности к деятельности - специалист может быть готов выполнять свои функции в одних условиях (более знакомых или благоприятных) и не готов выполнять их в других условиях (новых или неблагоприятных). Таким образом, специалист, деятельность которого лежит в «экстремальной» или «неблагоприятной» сфере, должен быть готов к таким проявлениям, и только в этом случае можно будет говорить о нем, как о высококомпетентном специалисте, поэтому в процессе его профессиональной подготовки и формировании готовности к подобного рода деятельности необходимо уделить данным вопросам более пристальное внимание. Актуальность данного вывода еще более увеличивается в связи с глобальной информатизацией общества, включением информационно-коммуникационных технологий во все области деятельности человека, быстрым развитием сетевых технологий и увеличением информационного потока на человека.
Большинство современных специалистов работают в глобальной информационной среде и испытывают колоссальные информационные нагрузки. Возникает эффект информационной перегрузки - увеличивается психоэмоциональная нагрузка, снижаются интеллектуальные способности и способности принимать взвешенные решения, создаются условия для развития различных заболеваний (синдром хронической усталости, перманентного частичного внимания и дефицита времени, компьютерного стрессового синдрома). В этих условиях необходимо формирование у будущих специалистов готовности к выполнению своих профессиональных функций в условиях нарастающей информационной перегрузки без ущерба для здоровья.
На основании проведенного теоретического исследования можно утверждать, что готовность и компетентность являются сложными взаимозависимыми интегративными личностными образованиями, необходимыми для успешного выполнения определенных видов деятельности. При этом готовность является исходной, предстартовой характеристикой личности, позволяющей включиться ей в деятельность, а компетентность постепенно формируется на основе готовности в процессе выполнения конкретной деятельности и накопления разнообразного опыта. Готовность должна быть сформирована на достаточно высоком уровне в ходе профессиональной подготовки, при этом в структуре готовности ярко выражена ценностно-мотивационная составляющая, позволяющая учитывать не только личностные особенности субъекта труда, но и «неблагоприятные» факторы среды, в которой осуществляется деятельность. Информатизация общества и включение информационных технологий во все сферы деятельности человека требует более пристального внимания формированию готовности современных специалистов к использованию данных технологий в своей профессиональной деятельности, к выполнению своих обязанностей в неблагоприятных условиях информационной среды общества и постоянному обновлению соответствующих знаний.
Библиографический список
1. Карташова, Л. А. Обучение информационным технологиям будущих филологов: стремимся к формированию готовности или компетентности? // Вестник гуманитарного института ТГУ. - 2012. - №2. - С. 48-51.
2. Мальцева, О. Г. Деятельностный компонент готовности будущих агроинженеров к трехмерному моделированию в профессиональной деятельности // Известия Самарской ГСХА. - Самара : РИЦ СГСХА, 2014. - №2. - С. 45-49.
3. Маркелова, С. А. Информационная компетентность педагога дистанционной формы обучения и его готовности к дистанционной образовательной деятельности. В чем разница? [Электронный ресурс] / А. А. Ахаян, О. А. Кизик, С. А. Маркелова // Письма в Emissia.offline. - 2006. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2006/1120.htm (дата обращения: 10.01.2015).
4. Романов, Д. В. Готовность к техническому творчеству - профессионально-личностное качество будущего агроинже-нера / Д. В. Романов, Ю. Л. Соломонова // Известия Самарской ГСХА. - Самара : РИЦ СГСХА, 2013. - №2. - С. 123-127.
5. Руднева, Т. И. Готовность специалистов к профессиональным рискам / М. Н. Овсянникова, А. В. Огородников, Т. И. Руднева // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика : мат. Международной научно-практической конференции. - М., 2014. - С.238-242.
6. Стрекалова, Н. Б. Средовой подход как фактор формирования информационно-коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей : монография. - Тольятти, 2011. - 224 с.
7. Толыпина, Ю. А. Модель формирования информационной готовности специалистов аграрной сферы // Известия Самарской ГСХА. - Самара : РИЦ СГСХА, 2012. - №2. - С. 157-160.
8. Фирсова, Е. Ю. Формирование готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Фирсова Елена Юрьевна. - Сызрань, 2013. - 177 с.
9. Храмцова, А. Б. Формирование коммуникативной компетентности студентов будущих юристов в процессе профессиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Храмцова Анна Борисовна. - Самара, 2009. - 178 с.
УДК 59.006
ИНКЛЮЗИВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЗООПАРКА
Завгороднева Наталья Сергеевна, аспирант кафедры «Зоология и анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности человека», ФГБОУ ВПО Поволжская ГСГА.
443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: экологическое, инклюзивное, образование, зоопарк.
Цель исследования - формирование экологического отношения к природе в инклюзивном экологическом образовании у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами зоопарка. Особую роль в процессе социокультурной адаптации данных детей к среде, становлении экологической культуры личности, коммуникативности, включающих в качестве основных компонентов биоэкологические знания, ценностные ориентации и экологическую деятельность играют зоопарки. Процесс обучения детей с ограниченными возможностями требует создание специальной образовательной среды в зоопарке и применения активных форм обучения в биологии. В основе работы -организация специальных коррекционно-развивающих занятий, на которых знакомили детей с виртуальным зоопарком, что способствовало формированию их представлений о природе и развитию экологического мышления. Для изучения ценностно-смыслового компонента экологической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья использовались диагностические методики (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина). Исследование проходило на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Преодоление» г. Самары, в 5-9 классах. В ходе исследования было установлено, что интенсивность субъективного отношения к природе у учащихся имеет средний уровень, и что знания о природе не подкреплены достаточной любовью к ней, поэтому формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья экологического отношения к природе, развитие экологической культуры предполагает активное использование разнообразных средств, в том числе и среды зоопарка. Результаты показали, что интенсивность субъективного отношения к природе и его структуре составляет - 47, 71, уровень доминирования природы по сферам проявления: в эмоциональной - 5, 26, в когнитивной - 6, 23, в практической - 6, 13, по типу доминирующей установки на природу: красота - 40, 90; охрана - 25, 18; польза -18, 93; изучение - 16, 95.
Актуальной проблемой сегодня в условиях региона является инклюзивное экологическое образование, поиски средств и методов становления экологической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследований - формирование экологического отношения к природе в инклюзивном экологическом образовании у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами зоопарка. Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входило: определить методологические основы формирования экологического отношения к природе, экологической культуры личности в инклюзивном экологическом образовании; выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические, эколого-биологические условия, способствующие эффективному развитию экологического отношения к природе в инклюзивном экологическом образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами зоопарка; разработать