44 |
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Готовность преподавателей вуза к использованию электронной информационно-образовательной среды (по материалам исследования)
А
ЛОМОВЦЕВА Наталья Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
ЗЕЛЕНОВ
Юрий Николаевич,
доктор педагогических наук, заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области, Екатеринбург
Аннотация
В статье рассмотрен опыт организации и функционирования электронной информационно-образовательной среды в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (г. Екатеринбург). Представлены результаты исследования о готовности преподавателей вуза к работе в электронной информационно-образовательной среде
Ключевые слова:
электронная информационно-образовательная среда, цифровизация, цифровое образование, электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии
Цифровизация всех сфер жизни— реальность наших дней. Проблема внедрения ее в образование является предметом активного обсуждения. Для организации образовательного процесса в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и научных кадров высшей квалификации предъявляется требование, что «обучение на протяжении всего периода должно быть сопровождено доступом в электронную информационно-образовательную среду организации» [1]. Как следствие, сегодня наиболее востребованы научно-педагогические работники, обладающие соответствующими квалификациями. Не в последнюю очередь это касается системы профессионально-педагогического образования [4].
Информационно-образовательная среда (ИОС) вуза и ее современная модификация — электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) исследованы довольно подробно [8]. Приведем лишь некоторые, наиболее емкие, определения: информационно-образовательная среда вуза — это «особая совокупность условий, обеспечивающих использование ком-
Ломовцева Н. В., Зеленов Ю. Н. Готовность преподавателей вуза к использованию электронной информационно-образовательной среды (по материалам исследования) // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 44-48. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10104.
плекса технических, программных и программно-аппаратных средств ИКТ для организации информационной деятельности и взаимодействия всех участников учебного процесса и функционирования информационных процессов, происходящих в вузе» [6]; «информационно-образовательная среда — это система информационной, учебно-методической и технической подсистем, обеспечивающих учебный процесс, а также его участников» [5]. В действующем ГОСТе, устанавливающем общие требования к электронным образовательным ресурсам, информационно-образовательная среда определяется как «система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий» [2]. Тем не менее потребность в уточнении этих понятий ИОС, и прежде всего ЭИОС, остается.
В Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) под электронной информационно-образовательной средой понимается комплекс программно-технических средств, предназначенный для осуществления информационного обеспечения образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий [7].
Цель функционирования ЭИОС РГППУ — обеспечение возможности удаленного интерактивного доступа к информационным системам и электронным образовательным ресурсам за счет применения информационно-коммуникационных технологий и средств телекоммуникации.
Основное назначение ЭИОС РГППУ1 — обеспечение информационной открытости РГППУ в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования; в организации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, а также в обеспечении доступа обучающихся, научно-педагогических работников (НПР), других работников РГППУ вне зависимости от места их нахождения к компонентам ЭИОС посредством использования ИКТ и сервисов.
К пользователям ЭИОС относятся обучающиеся, НПР и иные категории работников РГППУ Для доступа пользователей к компонентам ЭИОС предусмотрена единая система аутентификации на основе разграничительной политики доступа и парольной авторизации [7].
Таким образом, ЭИОС вуза является необходимым условием для цифрового открытого пространства, которое обеспечивает доступом обучающихся, НПР и сотрудников вне зависимости от места их нахождения ко всем цифровым ресурсам РГППУ ЭИОС вуза должна помогать непосредственному гармоничному взаимодействию и преподавателя со средой, и среды с обучающимися, в которой используются новейшие услуги по обеспечению мобильности, гибкости всех субъектов образовательного процесса. Для активного использования ЭИОС как цифрового открытого пространства необходимо осуществлять регулярную и непрерывную подготовку преподавателей вуза по изучению всех возможностей данной среды посредством персонализированных консультаций.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
1 http://eios.rsvpu.ru
46 | 1 /2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Для определения необходимой подготовки преподавателей вуза к использованию ЭИОС в РГППУ было проведено исследование, результаты которого дали возможность определить начальный уровень готовности преподавателей вуза, а также необходимые организационно-педагогические условия для реализации успешности данной подготовки. В рамках исследования в 2017-2018 годах было проведено анкетирование слушателей программы повышения квалификации для научно-педагогических работников РГППУ В качестве респондентов было опрошено 139 преподавателей РГППУ1.
Вопросы анкеты были сгруппированы в три раздела.
Первый раздел «Электронная информационно-образовательная среда» содержал вопросы, связанные с пониманием сущности ЭИОС в целом, ее компонентов и их использования на практике.
Подавляющее большинство респондентов (94,9%) дали положительный ответ на вопрос «Знакомо ли Вам понятие „Электронная информационно-образовательная среда"?», 97,4% из них подтвердили использование компонентов ЭИОС для организации учебного процесса. При этом 84,6% респондентов используют ЭИОС для наполнения учебно-методическими материалами дисциплин, 76,9% используют содержащиеся в базе ЭИОС «Тесты» для контроля знаний студентов, 25,6% используют ЬМБ МооШе, 89,7% используют ЭИОС для заполнения рейтинга НПР. Однако ответы на вопрос «В достаточной ли степени Вы освоили технологию работы с используемыми Вами компонентами электронной информационно-образовательной среды?» распределились следующим образом: 58,8% респондентов выбрали ответ «Да, но дополнительно хотелось бы освоить работу некоторых инструментов», и лишь меньшая часть (43,6%) предпочла ответ «Да, мне хватает навыков для успешной работы».
Показательными с точки зрения готовности использовать в своей деятельности ЭИОС оказались ответы на вопрос «Облегчают ли инструменты электронной информационно-образовательной среды вашу педагогическую деятельность?». Меньше половины (46,2% респондента) выбрали однозначно положительный ответ «Да, облегчают. Все ресурсы можно разместить в одном месте и осуществить прием работ обучающихся», 43,6% отметили, что предлагаемые ЭИОС инструменты лишь частично облегчают их педагогическую деятельность, а 10,2% уверены, что инструменты ЭИОС увеличивают объем выполняемой работы.
Немногим более половины респондентов (51,3%) отметили, что их «требования к компонентам электронной информационно-образовательной среды вуза совпадают с действительностью», а 48,7% предпочли ответ «Совпадают частично».
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым использование компонентов электронной информационно-образовательной среды вуза в образовательном процессе?» 100% респондентов ответили положительно.
1 Результаты исследования частично были использованы при написании магистерской работы М. И. Чукалкиной «Подготовка научно-педагогических работников вуза к использованию компонентов электронной информационно-образовательной среды вуза», выполненной под руководством одного из авторов данной статьи [3].
Результаты опроса по первому разделу позволяют сделать во многом ожидаемый, но более детализированный вывод, что в целом преподаватели положительно настроены к использованию ЭИОС в своей педагогической деятельности.
Вопросы, объединенные во второй раздел «Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)», задавались с целью выяснить, насколько респонденты ориентируются в электронно-образовательных ресурсах и используют ли их в своей деятельности.
Как и следовало ожидать, понятие «электронные образовательные ресурсы» знакомо подавляющему большинству, причем 92,3% респондентов ответили положительно на вопрос «Используете ли Вы электронные образовательные ресурсы в своей педагогической практике?».
На вопрос «Какие электронные образовательные ресурсы Вы используете в своей педагогической практике?» подавляющее большинство респондентов выбрали два варианта ответов: «презентационные материалы» (76,9%) и «системы контроля знаний» (66,7%).
Вопрос «Каким способом Вы распространяете электронные образовательные ресурсы?» показал, что только 69,2% респондентов размещают ЭОР в ЭИОС РГППУ, 66,7% используют дополнительно электронную почту, а некоторые этим ограничиваются.
Третий раздел анкеты «Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)» содержал соответствующие его названию вопросы, позволяющие выяснить, как понимают респонденты цели внедрения ДОТ в образовательный процесс, что относят к их преимуществам, что сдерживает использование ДОТов.
Обнаружилось: несмотря на то что 82,7% респондентов знакомо понятие «онлайн-курс», только 13,5% принимали участие в разработке он-лайн-курсов. Обнадеживает лишь то, что на вопрос «Присутствует ли у Вас интерес к разработке онлайн-курсов?» 34,6% респондентов ответили «Да» и 50% респондентов — «Скорее да, чем нет».
Результаты проведенного исследования показали достаточно высокий уровень готовности преподавателей вуза к использованию ЭИОС, их «включенность» в процесс использования ЭИОС и наполнения ее цифровым методическим контентом, а также позволили скорректировать модель подготовки научно-педагогических работников к использованию ЭИОС вуза, реализуемую в РГППУ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/ (дата обращения: 02.12.2019).
2. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения // Кодекс: [сайт] URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 02.12.2019).
48 | 1 /2020
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
3. Заречнева К. М., Чукалкина М. И., Ломовцева Н. В. К вопросу о подготовке преподавателей вуза к использованию электронной информационно-образовательной среды вуза // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: сб. материалов XI Межд. науч.-практ. конф. «Новые информационные технологии в образовании и науке. НИТО-2018» (Екатеринбург, 26 февраля — 2 марта 2018 г.). — Екатеринбург: РГППУ, 2018. — С. 69-75.
4. Зеер Э. Ф., Дорожкин Е. М. Основные тенденции обновления профессионального образования в постиндустриальном обществе // Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи: сб. материалов Всерос. (с межд. участием) на-уч.-практ. конф. — Екатеринбург: РГППУ, 2019. — С. 167-171.
5. Квач Т. Г. О роли преподавателя в реализации информационно образовательной среды в учебном процессе // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. — 2014. — № 1(16).
6. Ломовцева Н. В., Чубаркова Е. В. , Карасик А. А. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий: учеб. пособие для преподавателей. — Екатеринбург: РГППУ, 2011. — 79 с.
7. Ломовцева, Н. В., Ченушкина С.В., Заречнева К.М Электронная информационно-образовательная среда вуза // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: сб. материалов 24-й Межд. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 23-24 апреля 2019 г.). — Екатеринбург: РГППУ, 2019. — С. 229-232.
8. Ушакова О. В., Ломовцева Н. В. Основные проблемы изучения электронной информационно-образовательной среды вуза: опыт анализа научной литературы // Непрерывное образование: теория и практика реализации: сб. материалов II Межд. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 22 января 2019 г.). — Екатеринбург: РГППУ, 2019. — С. 156-160.