3. ДементьеваН.Ф., БагаеваГ.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Институт социальной работы. - М., 1996.
4. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации
детей и подростков с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 2002.
5. Ильясов И.И. Структура и процесс учения. -М., 1986.
6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону, 1997.
УДК 378.0
Н.А. Лупанова
ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье представлен анализ концептуальных основ исследования готовности личности к самоопределению в информационном поле деятельности.
Ключевые слова: готовность, самоопределение, информационное поле деятельности.
Профессиональная деятельность личности, как процесс соотнесения готов. ности личности к информационному насыщению с существующими общепринятыми параметрами социокультурной и профессиональной жизнедеятельности, с самореализацией, которая осуществляется как практическое реализация «Я» в определенном информационном поле, является основой информационного насыщения личности. Это проявляет две основных грани профессионального информационного насыщения личности: гражданскую и личностную. Так как «цивилизованный - гражданский, государственный, культурный, воспитанный, образованный... возделанный» (с лат.) [10, с. 208]. С другой стороны, информационно-насыщенное самоопределение личности является «процессом, посредством которого человек достигает своих целей, используя как средство компьютерные системы» [8, с. 70]. Тем самым, возникает необходимость выявления факторов, учет которых позволит выявить эффективность принципиально нового личностного контакта преподавателя с учащимися и студентами, опосредованного использованием информационных технологий.
Это, в частности, следует из того, что влияние информационно насыщенного действия педагога на готовность учащихся и студентов к использованию информационного поля в будущей профессиональной деятельности обладает «диалогичным» (М.М. Бахтин) уровнем проявления, а также оно адекватно в плане соотнесения с субъектной
основой происходящих процессов и единой, в знаковом обозначении, ролевой значимостью информационного обеспечения личности.
Выше сказанное требует обозначения нашей позиции по сущности основных факторов, влияющих на этот процесс. Одним из них является толерантность информационного взаимодействия преподавателей с учащимися и студентами в процессе педагогического сопровождения формирования их готовности к профессиональному самоопределению в педагогическом информационном поле деятельности.
Так, например, Е.С. Рапацевич отмечает, что толерантность - терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фруст-раторов и стрессоров, сформировавшихся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию. Существует также понимание толерантности, которое связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий.
Е.С. Рапацевич рассматривает данное понятие с позиции адаптированности, привыкания к повторяющимся воздействиям. При рассмотрении понятия фрустрации - «действие - прекращение, вмешательство или прерывание поведения, - которое направлено на какую-то цель» -необходимо отметить, что «связь между фрустрации и агрессией интуитивно неизбежна».
Возникает противоречие «терпеливость - агрессия». Также готовность личности к адаптированному информационно-насыщенному дей-
346
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
© Н.А. Лупанова, 2009
ствию не позволяет осуществлять самостоятельный выбор информационных потоков и, соответственно, не формирует ее готовность к поиску информации. Перерабатывается лишь та информация, которая предлагается личности, что в последующем не формирует ее умений поиска и отбора необходимых информационных потоков в процессе взаимного информационного самообеспечения.
Г.М. Коджаспиров и А.Ю. Коджаспирова считают, что толерантность (от лат. й1егапйа - терпение) - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, терпимость. Например, толерантность к тревоге. Проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Одно из важнейших профессиональных качеств учителя.
Изучение особенностей проявления личностью в поведении и деятельности информационной компетентности проводилось в рамках педагогического исследования, которое осуществляется по вполне определенным законам (А.И. Кочетов, В.В. Краевский). Выделяются, как известно, фундаментальные и прикладные педагогические исследования, качество которых можно оценить, исходя из совокупности разнообразных параметров. Было учтено, что «качество прикладных педагогических исследований и разработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения и воспитания, актуальностью полученных знаний, новизной, возможностью использовать для преобразования действительности» [4, с. 5].
Выявление структуры и сущности процесса «проявлять информационную компетентность» обладает названными особенностями. Для этого в ходе научного изучения данного понятия необходимо использовать традиционную систему научно-педагогических действий: «определение предмета и объекта - формирование гипотетического представления и модели - диагностика состояния проблемы и определение возможных средств ее разрешения - формирование экспериментальной модели». Продуктивность названной последовательности шагов во многом зависит от качества диагностических процедур научного поиска.
В первой части диагностического процесса необходимо исходить из сущности информационной компетентности современного педагога, которую можно трактовать как его готовность к информационно-насыщенному профессиональному действию, побуждающему учащихся и студентов к поиску личностно значимых информационных потоков.
Готовность личности к информационному насыщению можно понимать как свойство личности, отражающее ее природные возможности и приобретенный опыт компетентной информационной самореализации.
Особую роль в информационно-насыщенном влиянии преподавателя на готовность учащихся и студентов к профессиональному самоопределению в педагогическом поле деятельности играет самостоятельность мышления и поступка.
Проявление самостоятельности мышления и поступка в выборе информационных потоков коррелирует с уровнем развития эмоциональноволевой сферы личности и результативности самовоспитания.
С другой стороны, самостоятельность - средство личностного и профессионального самоутверждения. Ее реализация способствует снятию избыточного напряжения и тревожности личности в субъектном выборе и объектном представлении избранного информационного потока.
В процессе информационного насыщения самостоятельность личности реализуется с помощью самоконтроля, самовнушения, самоприка-за и самоубеждения, которые, с точки зрения Д.М. Гришина, А.Г Ковалева, А.И. Кочетова, Л.И. Рувинского имеют общее начало, которое по мнению К.В. Самойлова позволяет рассмотреть эргономические основы «средств и принципов взаимодействия человека с компьютерными системами». Это взаимодействие является ни чем иным, как соотнесением «себя с самим собой», «соотнесением себя с установкой информационного источника, референтного личности», «соотнесением себя с совокупностью действий информационно-насыщенного оператора». В качестве своего образа и информационного источника выступает качество компьютерной грамотности.
Ключевым понятием данного анализа является «степень конфликтности». Конформизм, мо-дификационность, адаптированность - неполный перечень понятий, составляющих основу анализа готовности личности проявить в поведении
и деятельности информационную компетентность. В нашей парадигме иное толкование данных взаимосвязей. Названные особенности поведения (свойства личности) - основа самокор-рекции, что необходимо на начальной стадии информационного насыщения.
Существует типологическая зависимость компетентности отношений преподавателя с учащимися и студентами и процесса взаимного информационного обеспечения.
Определение готовности личности проявить в поведении и деятельности информационную компетентность в выборе информационного поля возможно лишь в том случае, если мы соотнесем уровень его мышления, деятельности с общепринятым толкованием «культурного поведения человека».
Так, по мнению В.И. Андреева, «саморазвитие самоорганизующихся систем с необходимостью требует активного функционирования памяти как условия минимизации ошибок самоге-нерации, а это неизбежно ведет к возникновению информационных процессов. В рамках педагогических систем, которые являются частью социальных систем, функции памяти берет на себя культура, которая проявляется в процессах саморазвития, самоорганизации человека и трансформируется в его личностные качества» [5, с. 63], определяющие смысл культурного поведения личности в информационном поле деятельности.
Раскрывая взаимосвязь информационной компетентности в информационном самообеспечении с ее уровнем культуры, необходимо обозначить наше понимание основных уровней побуждения личности к профессиональному самоопределению в педагогическом информационном поле деятельности, проявляющихся на основе осознания своей способности к профессиональному и компетентному самовыражению. К их числу можно отнести следующие уровни:
- становление личностного опыта информационного самообеспечения;
- уровень педагогического признания личностного опыта поиска информационных потоков на основе включения учащихся и студентов в модель их поиска;
- профессионально значимое определение информационной деятельности личности;
- традиционный уровень соотнесения компетентности выбора источников информационного насыщения и культуры человека.
Анализ обозначенного уровней необходимо предварить замечаниями о соотнесении культуры и компетентности информационного насыщения личности. Как было сказано выше, с момента возникновения культура взаимосвязана с деятельностью человека (И.Т. Фролов). В силу этого, существует естественная взаимосвязь явлений в целевом, содержательном, регулятивном и прогностическом компоненте.
Оценивая возможные результаты деятельности учащихся и студентов, преподаватель может определить уровень и направленность взаимосвязи развития культуры и компетентности информационного самообеспечения личности.
Таким образом, мы можем утверждать, что, с одной стороны, информационно компетентная личность - это созидающая достаточно высокий уровень культуры. С другой стороны, эволюционное поступательное развитие культурной среды побуждает человека к компетентному информационному самовыражению в социальном, профессиональном и личностном аспектах.
Данное соотнесение, как было сказано выше, может реализоваться на нескольких уровнях, структура которых определяется естественным процессом развития человека, переводом эмоционального представления в чувственные образы, умозаключения и модель формирования готовности личности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности. Это происходит, прежде всего, на основе определенных правил и норм, на основе привычного образа действия и порядка, которые устанавливаются в той или иной информационной системе.
Формирование готовности учащихся и студентов к выбору информационных источников невозможно без усвоения совокупности норм информационной самореализации личности. Это подтверждается также тем, что профессиональное самоопределение любого человека можно рассматривать как переход от подражания и воспроизведения чужого опыта самореализации к проявлению личностной модели формирования ее готовности к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности.
Информационная компетентность личности складывается из ее социально-личностной и профессиональной готовности к самореализации в информационном педагогическом поле деятельности.
Соотнесение личностного опыта информационного насыщения с общепринятыми социаль-
348
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
но-профессиональными стандартами самовыражения личности осуществляются по «специфическим общественным явлениям, особым формам общественных отношений, проявляющихся как прочно сложившихся, переходящих от поколения к поколению действий, обычаев, принципов и норм взаимоотношений между людьми в производстве, быту, семье» [2, с. 11].
То есть, это «соотнесение» выявляет, во-первых, процессуальность вхождения личности в социальную и профессиональную традиции. При этом, выявляется противоречие этого включения, проявляющегося в виде уровневого несоответствия развития личности и требований профессионального стандарта ее самовыражения. Еще
Э. Фромм отмечал, что «природа человека не является постоянной и неизменной, тем самым и культуру нельзя объяснять как результат неизменных человеческих инстинктов; и сама культура не является каким-то неизменным фактором, к которому человеческая природа приспосабливается пассивно и без остатка. В действительности человек может приспосабливаться и к неблагоприятным условиям, но в этом процессе адаптации он проявляет определенные умственные и эмоциональные реакции, которые являются следствием, присущие его собственной природе особенностей» [3, с. 35].
Таким образом, своеобразие соотнесения как раз и заключается во взаимосвязи внешней (стандартизованной) информационной компетентности и самокомпетентности. Последнее понимается нами как способность личности к объективному осмыслению успешности своего бытового, социального и профессионального действия по информационному самообеспечению.
Эту проблему сможет решить педагог являющийся информационно самодостаточной личностью.
Можно выделить некоторые пути решения данной проблемы:
- овладение участниками педагогического процесса умениями диагностики готовности личности к восприятию информационных потоков;
- побуждение учащихся и студентов к творческой информационно-насыщенной деятельности;
- обеспечение педагогического сопровождения учащихся и студентов в области информационных технологий;
- формирование готовности учащихся и студентов к информатизации как основы профессионального самоопределения на основе проектной деятельности.
Библиографический список
1. Лопатин А.Р. Теория и технология создания ситуации успеха в учебно-познавательном процессе: учебное пособие. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2004. - 312 с.
2. Алексеев В.П. Становление человечества. -М.: Политиздат, 1984. - 462 с.
3. АндреевВ.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
4. Кочетов А.И. Педагогические технологии: учебное пособие. - Славянск-на-Кубани, 2000. - 200 с.
5. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.
6. Кибернетика. Дела практические. - М.: Наука, 1984. - 176 с.
7. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2001. - 272 с.
8. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.
9. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.