DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-113-125 УДК 378.02
готовность курсантов военного вуза к решению тактических задач
Серёдкин Н.А.
Цель статьи раскрыть особенности и провести анализ исследований толкования понятия «готовность», сформулировать определение понятия «готовность будущего офицера к решению тактических задач», описать составляющие и её основные компоненты.
Методологической основой исследования проблемы готовности будущих офицеров к решению тактических задач являются личностный и деятельностный подходы. Опираясь на них, автор раскрывает сущность определения готовности и описание ее компонентов.
Результатами статьи является готовность курсанта к профессиональной деятельности и рассматривается нами как формирующееся в процессе профессиональной подготовки целостное образование, обеспечивающее выполнение им служебно-должност-ных функций, успешное решение служебно-боевых задач профессиональной деятельности. Оно включает систему качеств личности будущего офицера, характеризующуюся положительным отношением к профессиональной деятельности, наличием адекватного целостного представления о ней, владении способами решения профессиональных задач, восприятие себя как субъекта собственной деятельности. Рефлексивное отношение к собственной деятельности является одним из важнейших условий глубокого ее осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования.
Вывод: Определение понятия готовности курсанта к решению тактических задач и ее компонентов является теоретической основой совершенствования процесса профессиональной подготовки в военном вузе. Составляющие готовности и ее показатели задают
преподавателю военного вуза вектор практической деятельности по ее формированию.
Ключевые слова: готовность решать тактические задачи; профессиональная подготовка; профессиональная деятельность; тактические задачи.
READINESS OF MILITARY HIGH SCHOOL STUDENTS FOR TACTICAL TASKS
Seredkin N.A.
Background. The purpose of this article is to reveal the features and analyze the studies of the interpretation of the concept of "readiness", to formulate the definition of the concept of "the future officer's willingness to solve tactical problems," to describe the components and its main components.
Methods. The methodological basis for researching the problem of the future officers' readiness for solving tactical tasks is the personal and activity approach. Relying on them, the author reveals the essence of the definition of readiness and a description of its components.
Results. The results of the article are the readiness of the cadet for professional work and we consider it as an integrated education formed in the process ofprofessional training, ensuring the performance of their service and job functions, the successful solution of the service-combat tasks of professional activity. It includes a system of personality qualities of the future officer, characterized by a positive attitude towards professional activity, the presence of an adequate holistic view of it, the possession of ways to solve professional problems, the perception of oneself as a subject of one's own activity. Reflexive attitude to one's own activity is one of the most important conditions for its deep comprehension, critical analysis and constructive improvement.
Conclusion. The definition of the concept of the cadet's readiness for the solution of tactical tasks and its components is the theoretical basis for improving the process of professional training in a military high
school. The components of readiness and its indicators set the teacher of the military higher educational institution a vector ofpractical activities for its formation.
Keywords: Readiness to solve tactical tasks; professional training; professional activity; tactical tasks.
В современных условиях глобализации процессов мирового развития формируются новые угрозы и риски для жизнедеятельности личности, общества и государства. Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки, направления защиты Отечества отражены в Военной доктрине РФ, принятой в 2010 году. Создание по указу президента в 2016 году Федеральной службы войск национальной гвардии и совокупность задач, которые они призваны решать, актуализировали проблему профессиональной подготовки будущих офицеров в военных вузах.
Статья посвящена частной проблеме: на основе анализа, обобщения психолого-педагогических исследований описать сущность, содержание и структуру готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к решению тактических задач как теоретическую основу профессиональной подготовки в военном вузе.
Решение обозначенной проблемы предполагает ответ на такие важные вопросы: какими качествами должен обладать выпускник вуза войск национальной гвардии; какие задачи он будет решать в войсках после окончания вуза; какими компетенциями он должен овладеть; каковы границы его профессиональной деятельности, и т.д. Среди них наиболее важным, является вопрос о формировании его готовности к решению тактических задач, т.е. задач управленческой деятельности командира [6].
Необходимо определить место и роль «готовности» в образовательном процессе вуза. С этой целью был осуществлён анализ документов, организующих учебный процесс в вузах войск национальной гвардии, определяющих содержание основной образовательной программы и календарного учебного плана, отнесение их к определенным этапам подготовки курсантов, перечень тех ком— 115 —
петенций, какими должен обладать будущий выпускник. Мы осуществили деление профессионализма, принятое в акмеологических исследованиях [2, 3], по направленности на профессионализм личности и профессионализм деятельности, чтобы отразить их связь с компонентами готовности.
Результаты проведенного нами анализа взаимосвязи качества образования, компетентности и готовности, позволили прийти к следующему выводу: последняя должна войти в число потенциальных качеств личности, характеризующих профессиональную подготовку. Значимость готовности состоит в том, что она находится в видовом отношении к компетентности и является критерием успешности решения профессиональных задач [7].
Вслед за Н.В. Кузьминой [11], мы рассматриваем профессиональную деятельность как процесс решения множества профессиональных задач. В зависимости от того, к решению каких профессиональных задач будет готовить педагог курсанта, необходимо выбирать компетенции. Процесс формирования готовности к решению тактических задач должен быть ориентирован на компетенции, в видении которых необходимо решать конкретные проблемы.
Следующая задача нашего исследования состояла в раскрытии содержания и структуры готовности будущего офицера войск национальной гвардии к решению ими множества тактических задач на основе деятельностного и личностного подходов.
Разработка исследуемой проблемы обусловила необходимость рассмотреть вопросы её сущности, определения понятия «готовность» и описания её компонентов. Используя результаты психолого-педагогических исследований, раскрыть содержание готовности к решению тактических задач будущими офицерами войск национальной гвардии Российской Федерации.
Активные исследования по указанным проблемам ведутся в нашей стране с 50-х годов XX века. Категория «готовность» исследовалась психологами (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн,), педагогами (Е.В. Бондаревская, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин), военными специалистами (С.В. Бунин, Э.Х. Кар-
санов, Т.В. Маркелова, В.Ю. Новожилов, Ю.Ф. Подлипняк, Н.Е. Ро-гожкин, В.Н. Стригунов, А.П. Шарухина, Е.М. Левин).
В современной психолого-педагогических исследованиях понятие «готовность» рассматривается в различных аспектах: физиологическом (A.A. Ухтомский), временном (Н.Д. Левитов), психологическом (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.), профессиональном (Е.В. Бондаревская, А.И. Мищенко и др.), аксиологическом (В.А. Сластенин) и связано с решением учеными конкретных проблем. Ни одно из предложенных трактовок понятия готовности не работает в описанной нами системе подготовки курсантов к решению тактических задач. Цель данной статьи раскрыть особенности основываясь на личностно-деятельностном подходе [12].
Мы разделили исследования по направленности преимущественно на личность и на деятельность. Такое деление условно, но оно позволило нам в первом случае рассматривать готовность в трёх аспектах: как состояние личности, как свойство личности, как качество личности. В таком порядке и идёт её развитие и формирование - от состояния к качеству.
Те ученые, кто связывает понятие готовности с деятельностью, трактует её как целостное психическое явление, в котором интегрированы знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности (Б.Ф. Ломов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович) [4, 13]. Характерной особенностью этих исследований является то, что рассматриваются разные виды готовности: готовность к труду и готовность к деятельности, готовность к отдельным видам деятельности и готовность к отдельным операциям деятельности; готовность практическую и готовность теоретическую и др.
В военном образовании исследовалась боевая готовность сотрудников правоохранительных органов (А.М. Столяренко), готовность к деятельности в напряженных и экстремальных ситуациях (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко), готовность к управленческой деятельности (Н.Е. Рогожкин, Е.М. Левин).
Проведенный обзор исследований показал, что единого, общепринятого понятия готовности к деятельности не существует. Речь
всегда идет не о готовности вообще, а непременно о готовности к какому-то определенному виду деятельности. В нашем случае - это готовность к решению тактических задач будущими офицерами войск национальной гвардии. В процессе профессиональной подготовки они должны овладеть всеми видами управления, начиная от самого простого (процессного) до самого сложного (рефлексивного) [8].
Мы выявили, что в исследованиях готовность к деятельности описывается через совокупность разных компонентов готовности. Наша позиция состоит в том, что они должны быть раскрыты через призму профессионализма личности и профессионализма деятельности в соответствии субординацией тех функций, которые надлежит выполнять будущему офицеру войск национальной гвардии.
Как отмечается в психологическом словаре, главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является ее интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования, то есть профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности, единство деятельности и личности [10].
Проведенный анализ показал, что готовность к профессиональной деятельности носит многоаспектный характер. Её можно рассматривать:
- как категорию профессионального развития, указывающую на достижение субъектом начального уровня профессионального развития с соответствующей степенью владения деятельностью, составляющих основу проявления компетентности и формирования профессионализма,
- как категорию теории деятельности, указывающую на функциональные и личностные характеристики субъекта, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности,
- как новообразование, состоящее в направленности и способности субъекта выполнять избранную профессиональную
деятельность в соответствии с нормативными требованиями, которые возникают к концу профессионального обучения,
- как категорию профессионального образования, выражающую цель и совокупный результат этапов профессионализации и указывающую на качество профессиональной подготовки.
Исходя из приведенного выше обобщения, можно сделать вывод о том, что различные подходы к понятию «готовность», обязательно включают качества личности и собственно деятельность, в которой они проявляются. Поэтому вполне обоснованно Ю.П. Поваренков подчеркивает роль профессионального обучения как особой формы социального регулирования и сопровождения профессионализации личности. Он отмечает, что в процессе обучения происходит «качественный скачок в развитии человека, у него формируется готовность к профессиональной деятельности, структура профессионально важных качеств и система профессиональной деятельности [5].
Введение понятия «готовность» потребовало обращения к системному описанию процесса подготовки курсантов к решению тактических задач и особенностей образовательного пространства военного вуза.
В результате решения первой задачи в системе подготовки выделены следующие компоненты: ценностно-целевой, деятель-ностно-функциональный, служебно-должностной, методологический, информационный, операционально-технологический, результативно-оценочный.
Создавая системное описание процесса профессиональной подготовки курсантов военного вуза к решению тактических задач, мы учитывали особенности образовательного пространства военного вуза и составляющие педагогического процесса [1]. Отметим наиболее важные:
- во-первых, вузы готовят будущего офицера к различным видам профессиональной деятельности (командной, педагогической, воспитательной, военно-технической, административно-хозяйственной) и другим видам, которые тесно связаны между собой;
- во-вторых, образовательный процесс направлен не только на овладение теоретический знаний и умений по учебным дисциплинам, но и включает профессиональную практическую подготовку к решению служебно-боевых задач, их выполнение в учебно-профессиональных условиях и в реальных ситуациях;
- в-третьих, образовательный процесс строится на сочетании вузовской и войсковой организации, который осуществляется на основе безоговорочного соблюдения курсантами воинской дисциплины, коллективной и личной ответственности во всех формах процесса обучения (аудиторных, внеаудиторных, самоподготовки и др.);
- в-четвертых, повседневная деятельность курсантов строго регламентирована требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии и Общевоинскими Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Это означает, что курсант одновременно учится служить, выполняя свой воинский долг по охране безопасности государства;
- в-пятых, поступив в вуз, курсант занимает определенную должность, которая от курса к курсу меняется, меняются и тактические задачи, т.е. параллельно с учёбой курсант выполняет служебно-боевые задачи, которые усложняются от курса к курсу.
Мы выяснили, что готовность представляет собой сложное структурное образование. Исследователи выделяют в ней различные подструктуры (компоненты, блоки), с помощью которых и раскрывают содержание принятого автором понятия готовности. Для нас представляют интерес те, в которых отражается связь с профессионализмом личности и профессионализмом деятельности. Обзор работ этого направления позволил решить собственную задачу: сформулировать определение готовности курсантов к решению тактических задач и описать её компоненты.
Основываясь на системном описании подготовки курсантов к решению тактических задач, на разных этапах его обучения, результатах исследования понятия готовности, её структуры, готовность
будущего офицера к решению тактических задач мы будем понимать как конечный результат этапа профессиональной подготовки, интегрирующий освоенную в обучении систему предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности и актуализируемые качества личности как субъекта деятельности, обеспечивающий успешное решение тактических задач.
Введенное нами понятие позволяет выделить в структуре готовности два компонента: предметно-деятельностный и субъектно-де-ятельностный. ориентированных соответственно на профессионализм деятельности и профессионализм личности.
Дадим подробнее описание содержания указанных компонентов.
В первом отражается профессиональная самореализация курсанта. В него входят знания, умения, навыки и способы деятельности. Мы их делим на две составляющие: теоретическую и практическую готовность. В первую входят знания, полученные в ходе учебной деятельности, освоения содержания конкретных учебных дисциплин. Знание всегда метапредметно, контекстно, систематизировано в соответствии с приобретенным познавательным и практическим опытом и отражает когнитивный аспект. Умения, навыки и способы деятельности мы относим к практической готовности и рассматриваем их применительно к деятельности как освоение действия (единицы деятельности) разного уровня сложности. Навык отличается от умения полуавтоматическим и автоматическим выполнением, являясь компонентом сознательного действия человека. На базе освоенных навыков формируются умения более высоко порядка. Они применяются человеком в повторяющихся или сходных ситуациях, при решении типовых или родственных задач. Способы деятельности - это владение профессиональными нормами деятельности, системой средств их реализации.
Таким образом, в предметно-деятельностном компоненте мы выделяем две составляющие: теоретическую готовность и практическую готовность.
Второй компонент в структуре готовности курсанта к решению командирских тактических задач мы назвали субъектно-деятельност-
ным. В нем отражается профессиональное самосознание будущего офицера. Это осознание себя в качестве субъекта профессиональной деятельности, самооценка профессиональной подготовленности, профессиональной самоидентичности. Второй компонент включает такие личностные особенности: мотивационная составляющая, характеризующая направленность курсанта на успешное решение профессиональных задач; удовлетворенность выбранной профессией как стимул профессионального развития; положительное эмоциональное отношение к выбранной профессии, поддерживающее волевое действие курсанта в процессе обучения; стремление к саморазвитию, самосовершенствованию; саморефлексия.
В основу данного компонента нами положены феномены субъект-ности человека и рефлексии как важнейшего явления в его деятельности, глубоко изученные и описанные психологами [9]. Они позволяют раскрыть составляющие субъектно-деятельностного компонента, которые не нашли должного освещения в исследованиях профессиональной готовности, но играют в ней весьма значимую роль.
Рефлексивное отношение человека к собственной деятельности является одним из важнейших условий глубокого ее осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии России.
В субъектно-деятельностном компоненте выделяем две составляющие: ценностно-смысловая готовность (мотивация успеха, удовлетворенность профессией) и готовность рефлексивную (самопознание, самосовершенствование, саморазвитие).
Схематично компоненты готовности и их составляющие представлены ниже.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что готовность будущего офицера войск национальной гвардии к решению тактических задач - это формирующееся в процессе профессиональной подготовки целостное образование, обеспечивающее будущему офицеру успешное выполнение профессиональной деятельности по управлению воинскими подразделениями.
Знание сущности готовности курсанта к решению тактических задач и ее компонентов является теоретической основой совершенствования процесса обучения в военном вузе. Составляющие готовности и ее показатели задают преподавателю военного вуза вектор практической деятельности по ее формированию.
Список литературы
1. Большакова И.В. Формирование готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к выполнению служебно-профессио-нального долга в процессе профессиональной подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2014. 206 с.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 536 с.
3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологическая готовность. М.: Наука, 1986. С. 49-52.
5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд. УРАО, 2002. 160 с.
6. Рогожкин Н.Е. Формирование готовности будущих офицеров к управленческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Саратов: СГУ, 2004. 168 с.
7. Серёдкин Н.А. Соотношение понятий качества, компетенции и готовности к профессиональной деятельности курсантов военного вуза // Педагогика современности. Чебоксары, выпуск 3(9), 2016. С. 43-46.
8. Серёдкин Н.А., Холина Л.И. Профессиональная подготовка курсантов военного вуза к управленческой деятельности в процессе решения тактических задач // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, НГАУ. 2016. Т.6. .№2. С. 268-274.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
10. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, Г.М. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
12. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз,1963. 340 с
13. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.
References
1. Bol'shakova I.V. Formirovanie gotovnosti kursantov vuzov vnutrennikh voyskMVD Rossii k vypolneniyu sluzhebno-professional'nogo dolga v protsesseprofessional'noypodgotovki [Formation of readiness of cadets of high schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fulfill their professional and professional duty in the process of professional training]. SPb, 2014. 206 p.
2. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya [Acmeology]. SPb: Piter, 2003.536 p.
3. Derkach A.A., Kuz'mina N.V. Akmeologiya: puti dostizheniya vershin professionalizma [Acmeology: the way to achieve the peaks of professionalism]. M.: RAU, 1993.
4. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologicheskaya gotovnost' [Psychological readiness]. M.: Nauka, 1986, рр. 49-52.
5. Povarenkov Yu.P. Psikhologicheskoesoderzhanieprofessional'nogosta-novleniya cheloveka [Psychological content of professional development of man]. M.: Izd. URAO, 2002. 160 p.
6. Rogozhkin N.E. Formirovanie gotovnosti budushchikh ofitserov k up-ravlencheskoy deyatel'nosti [Formation of the future officers' readiness for management]. Saratov : SGU, 2004. 168 p.
7. Seredkin N.A. Pedagogika sovremennosti. Cheboksary, №3(9). 2016, рр. 43-46.
8. Seredkin N.A., Kholina L.I. Professional'noe obrazovanie v sovremen-nom mire. Novosibirsk, NGAU. 2016. V.6. №2, рр. 268-274.
9. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie v psikhologiyu sub"ektivnosti [] M.: Shkola-Press, 1995. 384 p.
10. Karpenko L.A. Kratkiy psikhologicheskiy slovar' [Brief psychological dictionary] / A.V. Petrovsky, Yaroshevsky G.M. (ed.). M.: Politizdat, 1985.431 p.
11. Kuz'mina N.V. Professionalizm deyatel'nostiprepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniyaproftekhuchilishcha [Professionalism of the activity of the teacher and the master of vocational training of vocational schools]. M.: Vysshaya shkola, 1990. 119 p.
12. Levitov N.D. Psikhologiya truda [Psychology of work]. M.: Uchpedgiz, 1963. 340 p.
14. Lomov B.F.Metodicheskie i teoreticheskieproblemy psikhologii [Methodical and theoretical problems of psychology]. M.: Nauka, 1984. 445 p.
данные об авторе
серёдкин николай Алексеевич, адъюнкт
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Ключ-Камышенское плато 6/2, г. Новосибирск, 630114, Российская Федерация nik.seredkin.75@mail.ru
DATA ABOuT THE AuTHOR Seredkin Nikolai Alekseevich, Adjunct
Novosibirsk Military Institute of the Internal Troops named after General of the Army I.K. Yakovlev of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
6/2, Klyuch-Kamyshenskoe Plateau, Novosibirsk, 630114, Russian Federation nik.seredkin.75@mail.ru