УДК 793.38 ББК Ч426.73+Щ32
ГОТОВНОСТЬ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ
А.А. Четвергова
Уральский государственный университет физической культуры
READINESS FOR CREATIVE SELF-ACTUALIZATION AS A FOCTOR OF IMPROVING SPORT RESULTS IN BALLROOM DANCES
A. Chetvergova Ural State University of Physical Education
Рассматриваются проблемы творческой самореализации спортсменов, специализирующихся в бальных танцах. Предложен и обоснован перечень показателей, характеризующих готовность к творческой самореализации -образ пары, стиль пары, выразительность, воображение, импровизация. Результаты проведенного эксперимента выявляют взаимосвязь готовности танцоров к творческой самореализации с достижением более высокого результата в данном виде спорта.
Ключевые слова: самореализация, готовность, творчество, спортивный результат.
Problems of creative self-actualization of sportsmen specializing in ballroom dances are reviewed. The list of criteria characterizing readiness for creative selfactualization is proposed: image of a couple, style of a couple, expressiveness, imagination, improvisation. The results of the conducted survey expose interconnection of dancers’ readiness for creative self-actualization with achievement of an improved result in this type of sport.
Keywords: self-actualization, readiness, creativity, sport result.
Практикой доказано, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и - шире - педагогических формах. Система образования становится все более открытой. Сегодня образование рассматривается не только как социальный институт, но и как важнейшая социальная деятельность общества. Это означает, что основные разрабатываемые в соответствии с ФГОС нового поколения образовательные программы требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысление базовых условий организации образования: переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации.
Также в связи с компетентностной парадигмой переосмысления требует и спортивная
деятельность, образование в области физической культуры и спорта. Целесообразно совершенствовать методики тренировочного процесса, программы профессиональной подготовки тренеров-преподавателей, которые будут нацелены на улучшение спортивного результата занимающихся. Необходимо вводить новые стандарты, критерии, правила, чтоб спортивная деятельность развивалась и совершенствовалась.
В спортивной деятельности и в системе образования в целом ведущей ценностью является личность человека, его индивидуальность, способность творить и создавать окружающий мир. Особое значение приобретает проблема творческой самореализации личности, осмысления личностного опыта, построения стратегии современного будущего. Имен-
но поэтому проблема использования человеческого потенциала является одним из факторов человеческого прогресса, развития личности и общества в целом.
Для танцоров актуально именно понятие творческой самореализации, так как бальные танцы являются не только видом спорта, но и видом искусства, позволяющим открыть огромный потенциал творческой личности. По нашему мнению, творческая самореализация является важным и более того неотъемлемым условием совершенствования спортивных результатов.
Исследования по проблеме самореализации вызывают интерес у представителей многих наук: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики и др.
Идея самореализации имеет древнюю историю в философии. Сложность рассмотрения проблемы самореализации личности, по мнению многих философов, в том, что она является междисциплинарной и межпарадигмаль-ной проблемой. В настоящее время не существует единой парадигмы представления о самореализации личности [13].
Рассмотрим понятие самореализации некоторых авторов:
И. Ведин говорит о самореализации как о реализации личности в мире, реализации ее творческих возможностей силами самой личности [2].
По мнению И.А. Идинова, саморазвитие является своеобразным накоплением в себе энергии, умений, навыков, способностей, а самореализация представляет собой выделение из себя всего накопленного, выработанного самим человеком для демонстрации собственного «Я» [6].
А.К. Исаев считает что самореализация -это социально-индивидуальный прогресс осознанного целеполагающего опредмечивания сил на основе жизнидеятельности данного человека [7].
Л.Н. Коган рассматривает самореализацию как «сознательный целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многогранной деятельности» [8].
Некоторые авторы самореализацию рассматривают как вид творчества, как позицию жизнетворчества, как категорию смысла жизни и содержания, как способ формирования жизненных целей личности [13].
В бальных танцах одной из значимых проблем является творческая самореализация танцоров. Анализ психологической, философ-
ской и социологической литературы позволяет определить творческую самореализацию как совокупность свойств и качеств личности, обусловливающих социальную значимость деятельности индивида, выражающуюся в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной, общественной и практической деятельности [5].
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.
Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и раздвигающая пределы человеческих возможностей [12].
Главным побудителем творческой деятельности, согласно психологической теории К. Роджерса, является стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Это направляющее начало проявляется во всех формах органической и человеческой жизни как стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «Я» [11].
Рассмотрев понятие «творческая самореализация», можно перейти к понятию «готовность», которое также имеет большое значение в творческой самореализации танцоров. Чтобы спортсмен мог себя творчески реализовать, он в первую очередь должен быть к этому готовым. Понятие «готовность» рассматривается учеными в различных науках.
В «Психологическом словаре» под редакцией В.В. Давыдова говорится что готовность -это состояние мобилизации всех психофизио-
Теория и методика профессионального образования
логических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [3].
Понятие «готовность» включает в себя три компонента: теоретический, практический и мотивационный [4]. В соответствии со стандартами нового поколения теоретический компонент - это определенная совокупность знаний, представлений об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности; практический компонент - это владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками и умениями; мотивационный компонент - это потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны.
Общество дает социальный заказ на творческую личность, но его способности не определяются уровнем развития общества, не являются лишь интериоризацией способностей, воплощенных в человеческой культуре. Творческая личность всегда перерастает свою эпоху или создает новую эпоху. Потребности, движущие такой личностью, настолько своеобразны, что они не вытекают прямо из жизненных потребностей человека. Их может сформировать лишь особая личностная направленность творческой личности, которая в сочетании с другими особенностями представляет собой феномен, который мы называем готовностью к самореализации.
Эти потребности удовлетворяются разными формами активности, среди которых одно из ведущих мест занимает творческая деятельность. В данном случае тренировочный и соревновательный процесс танцоров и есть творческая деятельность. Одним из мотивов творчества (иногда очень существенным) выступает желание самореализоваться. В творческой деятельности человек творит сам себя. Поэтому, говоря о состоянии готовности к творчеству, нужно сказать о состоянии готовности личности к самореализации.
Психологическая готовность к самореализации - это системное явление, проявляющееся в виде ситуативной (например, состояние вдохновения) или долговременной, устойчивой готовности, являющейся диалектическим единством психических состояний и свойств личности.
Что касается роли творческих аспектов в танцевальном спорте, то можно сказать, что творческая самореализация в тренировочном
и соревновательном процессе танцоров занимает огромное место.
Теоретические и эмпирические исследования показывают, что самореализирующую-ся личность отличают самоуважение, само-принятие, автономность, уверенность в себе, креативность, свобода выбора, спонтанность, естественность, простота, независимость и другие свойства личности [9]. В любом виде спорта, а в бальных танцах особенно, эти свойства личности проявляются как одно из условий роста спортивных результатов.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения бальные танцы занимают особое место. Они, как никакое другое искусство, обладают огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования личности, для ее гармоничного и физического развития. Это, в свою очередь, подтверждает, что у подростка будут гармонично развиваться творческие способности [1].
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса ног, пластику рук, грацию, выразительность и изобразительность. Занятия танцем формируют не только правильную осанку, но и прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве [10]. Последнее же подразумевает необходимое развитие творчества, так как настоящий актер только тот, кто работает творчески и с душой.
Креативность позволяет танцорам выглядеть ярче на сцене за счет своих нестандартных вариаций; естественность позволяет более четко раскрыть сущность преподнесения танца; уверенность в себе и самоуважение позволяют максимально комфортно чувствовать себя на площадке; выразительность показывает характер каждого танца; воображение позволяет танцору раскрыться, почувствовать себя свободнее, раскрепощеннее; целеустремленность позволяет танцору двигаться в необходимом направлении в независимости от выигрыша или проигрыша на очередном соревновании. Но для того чтобы спортсмен мог себя творчески реализовать в танце и вообще в данном виде спорта, ему требуется развивать эти свойства личности и вырабатывать конкретные навыки, которые непосредственно будут способствовать творческой самореализации танцора.
Во многом проявление творческих способностей зависит от того, в каком коллективе тренируется спортсмен, от взаимоотношений внутри коллектива и за его пределами. Также раскрытие творческой самореализации танцора зависит от его статуса в коллективе, статуса самого коллектива и уровня его организованности. Так как танцоры воспитываются в коллективе, а не индивидуально, как и в большинстве видов спорта, изначальные предпосылки для формирования творческой самореализации у них существуют. Но для танцоров, достигших этапа спортивного совершенствования, невозможно в полной мере творчески самореализоваться без определенных усилий и тренировок, направленных на творческий рост. Поэтому необходимо создание проблемно-творческих ситуаций в тренировочном и соревновательном процессе танцоров, посредством которых спортсмены смогут себя творчески реализовать.
В обычной практике по правилам международной федерации танцевального спорта используются стандартные показатели судейства.
1. Темп и основной ритм.
2. Линии корпуса.
3. Движения (судья должен определить исполняется ли движение в соответствие с характером танца, оценить подъемы и опускания, свинг и равновесие пары).
4. Ритмическая интерпретация.
5. Работа стопы (судья должен определить правильность работы всей плоскости стопы, носка и пятки, поз и движений, закрытость позиции стоп, а также выразительность и контролируемость движения ног).
Стандартные показатели судейства не в полной мере способны оценить проявление творческой самореализации, поэтому мы предлагаем использовать разработанные нами показатели диагностирования готовности к творческой самореализации спортсменов.
1. Образ пары (оценивается, как пара ведет себя на паркете, как преподносит себя, как выходит на площадку и как уходит, как делает поклон).
2. Стиль пары (оцениваются костюмы, макияж, общий внешний вид, как стиль взаимосвязан с образом пары).
3. Выразительность (оценивается, как эмоционально работает пара, как передает характер каждого танца, как хорошо чувствует музыку и подает ее зрителю).
4. Воображение (оценивается, насколько
пара раскрепощена и свободно чувствует себя на паркете, насколько включается воображение при подаче своего образа).
5. Импровизация (оценивается поведение танцоров при внешних сбивающих факторах, которые часто случаются на соревнованиях, как пара реагирует, сбивается или нет, чувствуют ли партнеры друг друга и т. д.).
Показатели, разработанные нами, можно соотнести с охарактеризованными выше компонентами готовности. Например, к теоретическому компоненту готовности можно отнести показатель «стиль пары», так как в этом показателе необходимы определенные знания; к практическому мы отнесем показатели «выразительность», «воображение» и «импровизация», поскольку эти три показателя выявляют умения, мастерство и навыки спортсменов; к мотивационному компоненту можно отнести показатель «образ пары», к практическому компоненту - «воображение», так как для достижения высоких результатов нужно быть творчески подготовленным, уметь себя реализовать, а без образа и воображения в бальных танцах реализоваться сложно. Таким образом, каждый из показателей имеет определенное значение в том или ином компоненте готовности. Поэтому по данным показателям можно в полной мере оценить готовность к творческой самореализации танцоров.
Предлагаемые нами показатели выполнены в компетентностном формате в отличие от традиционных показателей и в этом их преимущество, в связи с переходом на федеральные образовательные стандарты, что позволит осуществлять тренировочный процесс в соответствии с новыми образовательными тенденциями и за счет этого повысить их качество и результативность. Также преимущество заключается в том, что традиционные показатели способны оценивать в большей степени техническую составляющую пары, а предлагаемые нами показатели направлены именно на творческую работу, которая позволит повысить результат не только творческой, но и технической составляющей в целом.
Данные показатели мы использовали в своем эксперименте. Проводились соревнования по бальным танцам, в которых участвовало более 100 пар. Мы исследовали интересующий нас контингент в который вошли 2 возрастные группы: «юниоры II» (14-15 лет) и «молодежь» (16-18 лет). В каждой группе соревнования начинались с 1/2 финала, в «юниорах II» участвовало 14 пар, в «моло-
Теория и методика профессионального образования
деже» - 12 пар. В каждой группе финал турнира составили 6 сильнейших пар.
Эксперимент заключался в том, что одна коллегия судей оценивала пары по стандартным показателям судейства, а вторая по предложенным нами показателям, направленным на формирование готовности спортсменов к творческой самореализации. По окончании соревнований каждая коллегия судей выдвигает свои результаты конкурса (см. таблицу).
И сравнивая результат, мы видим, что мнения судей практически схожи. В финал соревнований по результатам обеих коллегий вошли одинаковые пары и призовые места распределили между собой также одинаковые пары. Присутствовали лишь небольшие погрешности в расстановке призовых мест, но учитывая, что судейство в бальных танцах можно считать недостаточно объективным, то эту погрешность можно не учитывать.
Как видно из эксперимента, те пары, которые показали высокие результаты в творческой самореализации согласно предложенным нами показателям, были достаточно высоко оценены и по стандартным показателям. Это подтверждает тот факт, что высокий уровень готовности к творческой самореализации спортсменов способствовал получению высоких оценок при стандартных показателях судейства. В этом и прослеживается взаимосвязь готовности танцоров к творческой самореализации с достижением высокого результата в данном виде спорта.
Таким образом, можно считать экспериментально подтвержденным тот факт, что готовность к творческой самореализации танцоров выступает одним из ведущих факторов в повышении результативности в данном виде
спорта. Поэтому кроме техники в тренировочном процессе обязательно должна присутствовать творческая работа. Только в единении этих двух компонентов можно достичь высоких спортивных результатов.
Литература
1. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский. - М. : Просвещение, 1975. - 494 с.
2. Ведин, И.Ф. Бытие человека: Деятельность и смысл /И.Ф. Ведин. - Рига: Зинатне, 1987. - 212 с.
3. Давыдов, В. В. Психологический словарь /
B.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1983. - 447 с.
4. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности /М.И. Дьяченко. - Минск: БГУ, 1986. - 128 с.
5. Иванова, Н.В. Социальная ситуация в системе реализации творческого потенциала личности / Н.В. Иванова // Личность: развитие и реализация в творчестве: сб. науч. тр. -Курск: Курский гос. техн. ун-т, 2006. -
C. 128-137.
6. Идинов, А.А. Самореализация личности во внепроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): дис. ... канд. филос. наук / А.А. Идинов. -Фрунзе, 1990. - 171 с.
7. Исаев, А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореф. дис. ... канд. фил. наук/А.К. Исаев. - М., 1993. -19 с.
8. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека /Л.Н. Коган. - М. : Мысль, 1984. - 252 с.
9. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики /А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2006. - 430 с.
10. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. -М. : Владос, 2003. - 180 с.
11. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 240 с.
12. Цалок, В.А. Творчество: Философский аспект проблемы / В.А. Цалок. - Кишинев, 1989. -148 с.
13. Цурикова, Л. В. самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук/Л.В. Цурикова. -Белгород, 2005. - 172 с.
Поступила в редакцию 17 августа 2011 г.
Результаты соревнований
Номер пары, Номер пары,
Место оценивающейся оценивающейся
по стандартным по предложенным
показателям показателям
1 33 37
2 37 33
3 49 49
4 16 16
5 28 28
6 11 11